Что такое частота квантования

Цифровой Звук. Частота дискретизации. Квантование

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Цифровой звук – это способ представления электрического сигнала посредством дискретных численных значений его амплитуды. Допустим, мы имеем аналоговую звуковую дорожку хорошего качества и хотим ввести ее в компьютер, т. е. оцифровать, и желательно без потери качества. Как этого добиться и как происходит оцифровка?

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Рис.4 Частота дискретизации.

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Надо помнить, что частота дискретизации устанавливает верхнюю границу частот оцифрованного сигнала, а именно, максимальная частота спектральных составляющих равна половине частоты дискретизации сигнала. Значит, чтобы получить полную информацию о звуке в частотной полосе, скажем, до 22 050 Гц, необходима дискретизация с частотой не менее 44.1 КГц.

Вопросы и задания по теме: «Цифровой звук»

1. В каком виде, и каким способом, в теории, можно записать звук в память компьютера?

2. Что представляет собой процесс дискретизации, квантования?

3. Что такое оцифровка?

4. От каких параметров зависит качество записи звукового сигнала?

Источник

Что такое частота квантования

Квантование − процесс замены реальных значений сигнала приближёнными с определённой точностью. Таким образом, при оцифровке фиксируется амплитуда сигнала через определённые промежутки времени и регистрируются полученные значения амплитуды в виде округлённых цифровых значений.

Влияние недостаточного количества уровней квантования интуитивно понять легче, чем эффект неподходящей частоты дискретизации. Если мы можем задать только ограниченное число различных значений, мы не сможем различать те значения, которые находятся между ними.

Когда звук квантуется на слишком маленькое количество уровней амплитуды, результат воспринимается как некое искажение, которое иногда называют шумом квантования, поскольку его худшее проявление − неприятное шипение. Это также приводит к тому, что негромкие фрагменты не слышны, а сам звук становится нечётким (как в мобильном телефоне, когда вы попадаете в область слабого сигнала). Шум квантования хорошо различим тогда, когда звук дискретизируется с помощью 8 бит (256 уровней), а не с помощью 16 бит (65 536 уровней) (рис. 2.8), которые используются для звукозаписи на компакт-дисках.

Рис. 2.8. Оцифровка звукового сигнала (Flash-ролик).

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Рис. 2.9. Недостаточная дискретизация синусоидального сигнала

Шум квантования хуже для сигналов малой амплитуды. И наоборот, если амплитуда сравнима с разностью между уровнями квантования, аналоговый сигнал будет грубо аппроксимирован выборками, которые скачкообразно изменяются всего на несколько квантовых величин. Данный процесс иллюстрируется на рис. 2.9. Верхний сигнал − это обычная синусоида, ниже приведена её оцифрованная версия, при создании которой применялось только четыре уровня. Очевидно, что дискретизированный сигнал является плохой аппроксимацией оригинала.

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Если подходить к вопросу скрупулезно, то, поскольку данные изображения подготовлены с использованием программы редактирования цифрового аудио, верхний сигнал является синусоидой, дискретизированной с частотой 16 бит (очень хорошая аппроксимация), а нижний − синусоидой, представленной с понижением частоты до 2 бит.

Источник

Цифровое представление аналогового аудиосигнала. Краткий ликбез

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Дорогие читатели, меня зовут Феликс Арутюнян. Я студент, профессиональный скрипач. В этой статье хочу поделиться с Вами отрывком из моей презентации, которую я представил в университете музыки и театра Граца по предмету прикладная акустика.

Рассмотрим теоретические аспекты преобразования аналогового (аудио) сигнала в цифровой.
Статья не будет всеохватывающей, но в тексте будут гиперссылки для дальнейшего изучения темы.

Чем отличается цифровой аудиосигнал от аналогового?

Аналоговый (или континуальный) сигнал описывается непрерывной функцией времени, т.е. имеет непрерывную линию с непрерывным множеством возможных значений (рис. 1).

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Цифровой сигнал — это сигнал, который можно представить как последовательность определенных цифровых значений. В любой момент времени он может принимать только одно определенное конечное значение (рис. 2).

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Аналоговый сигнал в динамическом диапазоне может принимать любые значения. Аналоговый сигнал преобразуется в цифровой с помощью двух процессов — дискретизация и квантование. Очередь процессов не важна.

Дискретизацией называется процесс регистрации (измерения) значения сигнала через определенные промежутки (обычно равные) времени (рис. 3).

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Квантование — это процесс разбиения диапазона амплитуды сигнала на определенное количество уровней и округление значений, измеренных во время дискретизации, до ближайшего уровня (рис. 4).

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Дискретизация разбивает сигнал по временной составляющей (по вертикали, рис. 5, слева).
Квантование приводит сигнал к заданным значениям, то есть округляет сигнал до ближайших к нему уровней (по горизонтали, рис. 5, справа).

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Эти два процесса создают как бы координатную систему, которая позволяет описывать аудиосигнал определенным значением в любой момент времени.
Цифровым называется сигнал, к которому применены дискретизация и квантование. Оцифровка происходит в аналого-цифровом преобразователе (АЦП). Чем больше число уровней квантования и чем выше частота дискретизации, тем точнее цифровой сигнал соответствует аналоговому (рис. 6).

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Уровни квантования нумеруются и каждому уровню присваивается двоичный код. (рис. 7)

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Количество битов, которые присваиваются каждому уровню квантования называют разрядностью или глубиной квантования (eng. bit depth). Чем выше разрядность, тем больше уровней можно представить двоичным кодом (рис. 8).

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Данная формула позволяет вычислить количество уровней квантования:

Если N — количество уровней квантования,
n — разрядность, то

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Обычно используют разрядности в 8, 12, 16 и 24 бит. Несложно вычислить, что при n=24 количество уровней N = 16,777,216.

При n = 1 аудиосигнал превратится в азбуку Морзе: либо есть «стук», либо нету. Существует также разрядность 32 бит с плавающей запятой. Обычный компактный Аудио-CD имеет разрядность 16 бит. Чем ниже разрядность, тем больше округляются значения и тем больше ошибка квантования.

Ошибкой квантований называют отклонение квантованного сигнала от аналогового, т.е. разница между входным значением Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантованияи квантованным значением Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования(Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования)

Большие ошибки квантования приводят к сильным искажениям аудиосигнала (шум квантования).

Чем выше разрядность, тем незначительнее ошибки квантования и тем лучше отношение сигнал/шум (Signal-to-noise ratio, SNR), и наоборот: при низкой разрядности вырастает шум (рис. 9).

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Разрядность также определяет динамический диапазон сигнала, то есть соотношение максимального и минимального значений. С каждым битом динамический диапазон вырастает примерно на 6dB (Децибел) (6dB это в 2 раза; то есть координатная сетка становиться плотнее, возрастает градация).

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Ошибки квантования (округления) из-за недостаточного количество уровней не могут быть исправлены.

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

50dB SNR
примечание: если аудиофайлы не воспроизводятся онлайн, пожалуйста, скачивайте их.

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Теперь о дискретизации.

Как уже говорили ранее, это разбиение сигнала по вертикали и измерение величины значения через определенный промежуток времени. Этот промежуток называется периодом дискретизации или интервалом выборок. Частотой выборок, или частотой дискретизации (всеми известный sample rate) называется величина, обратная периоду дискретизации и измеряется в герцах. Если
T — период дискретизации,
F — частота дискретизации, то
Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Чтобы аналоговый сигнал можно было преобразовать обратно из цифрового сигнала (точно реконструировать непрерывную и плавную функцию из дискретных, «точечных» значении), нужно следовать теореме Котельникова (теорема Найквиста — Шеннона).

Теорема Котельникова гласит:

Если аналоговый сигнал имеет финитный (ограниченной по ширине) спектр, то он может быть восстановлен однозначно и без потерь по своим дискретным отсчетам, взятым с частотой, строго большей удвоенной верхней частоты.

Вам знакомо число 44.1kHz? Это один из стандартов частоты дискретизации, и это число выбрали именно потому, что человеческое ухо слышит только сигналы до 20kHz. Число 44.1 более чем в два раза больше чем 20, поэтому все частоты в цифровом сигнале, доступные человеческому уху, могут быть преобразованы в аналоговом виде без искажении.

Но ведь 20*2=40, почему 44.1? Все дело в совместимости с стандартами PAL и NTSC. Но сегодня не будем рассматривать этот момент. Что будет, если не следовать теореме Котельникова?

Когда в аудиосигнале встречается частота, которая выше чем 1/2 частоты дискретизации, тогда возникает алиасинг — эффект, приводящий к наложению, неразличимости различных непрерывных сигналов при их дискретизации.

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Как видно из предыдущей картинки, точки дискретизации расположены так далеко друг от друга, что при интерполировании (т.е. преобразовании дискретных точек обратно в аналоговый сигнал) по ошибке восстанавливается совершенно другая частота.

Аудиопример 4: Линейно возрастающая частота от

100 до 8000Hz. Частота дискретизации — 16000Hz. Нет алиасинга.

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Аудиопример 5: Тот же файл. Частота дискретизации — 8000Hz. Присутствует алиасинг

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Пример:
Имеется аудиоматериал, где пиковая частота — 2500Hz. Значит, частоту дискретизации нужно выбрать как минимум 5000Hz.

Следующая характеристика цифрового аудио это битрейт. Битрейт (bitrate) — это объем данных, передаваемых в единицу времени. Битрейт обычно измеряют в битах в секунду (Bit/s или bps). Битрейт может быть переменным, постоянным или усреднённым.

Следующая формула позволяет вычислить битрейт (действительна только для несжатых потоков данных):

Битрейт = Частота дискретизации * Разрядность * Количество каналов

Например, битрейт Audio-CD можно рассчитать так:
44100 (частота дискретизации) * 16 (разрядность) * 2 (количество каналов, stereo)= 1411200 bps = 1411.2 kbit/s

При постоянном битрейте (constant bitrate, CBR) передача объема потока данных в единицу времени не изменяется на протяжении всей передачи. Главное преимущество — возможность довольно точно предсказать размер конечного файла. Из минусов — не оптимальное соотношение размер/качество, так как «плотность» аудиоматериала в течении музыкального произведения динамично изменяется.

При кодировании переменным битрейтом (VBR), кодек выбирает битрейт исходя из задаваемого желаемого качества. Как видно из названия, битрейт варьируется в течение кодируемого аудиофайла. Данный метод даёт наилучшее соотношение качество/размер выходного файла. Из минусов: точный размер конечного файла очень плохо предсказуем.

Усреднённый битрейт (ABR) является частным случаем VBR и занимает промежуточное место между постоянным и переменным битрейтом. Конкретный битрейт задаётся пользователем. Программа все же варьирует его в определенном диапазоне, но не выходит за заданную среднюю величину.

При заданном битрейте качество VBR обычно выше чем ABR. Качество ABR в свою очередь выше чем CBR: VBR > ABR > CBR.

ABR подходит для пользователей, которым нужны преимущества кодирования VBR, но с относительно предсказуемым размером файла. Для ABR обычно требуется кодирование в 2 прохода, так как на первом проходе кодек не знает какие части аудиоматериала должны кодироваться с максимальным битрейтом.

Существуют 3 метода хранения цифрового аудиоматериала:

Несжатый (RAW) формат данных

Другой формат хранения несжатого аудиопотока это WAV. В отличие от RAW, WAV содержит заголовок файла.

Аудиоформаты с сжатием без потерь

Принцип сжатия схож с архиваторами (Winrar, Winzip и т.д.). Данные могут быть сжаты и снова распакованы любое количество раз без потери информации.

Как доказать, что при сжатии без потерь, информация действительно остаётся не тронутой? Это можно доказать методом деструктивной интерференции. Берем две аудиодорожки. В первой дорожке импортируем оригинальный, несжатый wav файл. Во второй дорожке импортируем тот же аудиофайл, сжатый без потерь. Инвертируем фазу одного из дорожек (зеркальное отображение). При проигрывании одновременно обеих дорожек выходной сигнал будет тишиной.

Это доказывает, что оба файла содержат абсолютно идентичные информации (рис. 11).

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Кодеки сжатия без потерь: flac, WavPack, Monkey’s Audio…

При сжатии с потерями

акцент делается не на избежание потерь информации, а на спекуляцию с субъективными восприятиями (Психоакустика). Например, ухо взрослого человек обычно не воспринимает частоты выше 16kHz. Используя этот факт, кодек сжатия с потерями может просто жестко срезать все частоты выше 16kHz, так как «все равно никто не услышит разницу».

Другой пример — эффект маскировки. Слабые амплитуды, которые перекрываются сильными амплитудами, могут быть воспроизведены с меньшим качеством. При громких низких частотах тихие средние частоты не улавливаются ухом. Например, если присутствует звук в 1kHz с уровнем громкости в 80dB, то 2kHz-звук с громкостью 40dB больше не слышим.

Этим и пользуется кодек: 2kHz-звук можно убрать.

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Кодеки сжатия с потерям: mp3, aac, ogg, wma, Musepack…

Источник

Раскладываем по полочкам параметры АЦП

Привет, Хабр! Многие разработчики систем довольно часто сталкиваются с обработкой аналоговых сигналов. Не все манипуляции с сигналами можно осуществить в аналоговой форме, поэтому требуется переводить аналог в цифровой мир для дальнейшей постобработки. Возникает вопрос: на какие параметры стоит обратить внимание при выборе микроконтроллера или дискретного АЦП? Что все эти параметры означают? В этой статье постараемся детально рассмотреть основные характеристики АЦП и разобраться на что стоит обратить внимание при выборе преобразователя.

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Введение

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Рис. 1: Идеальная характеристика АЦП

Статические параметры

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Рис. 4: Дифференциальная нелинейность

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Рис. 5: Интегральная нелинейность

Динамические параметры

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Наглядно данное выражение продемонстрированно на рисунке 7.

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Рис. 7: Отношение сигнал/шум

Для оценки SNR АЦП при разработке системы можно воспользоваться следующей формулой:

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Первые 2 слагаемых учитывают уровень сигнала и ошибку квантования (нужно понимать, что формула верна для сигнала размаха полной шкалы). Третье слагаемое учитывает эффект передискретизации (выигрыш по обработке или processing gain): если полоса обрабатываемого сигнала (BW Свойство переноса спектра при дискретизации

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Рис 12: дискретизация непрерывного сигнала

По фильтрующему свойству дельта-функции:

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

После дискретизации Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования:

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

где Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

С помощью формулы Релея вычислим спектр:

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Из этого выражения следует что спектр сигнала будет повторяться во всех зонах Найквиста.

Итак, если есть хороший антиэлайзинговый фильтр, то соблюдая критерий Найквиста, можно оцифровывать сигнал с частотой дискретизации намного ниже полосы АЦП. Но использовать субдискретизацию нужно осторожно. Следует учитывать, что динамические параметры АЦП деградируют (иногда очень сильно) с ростом частоты входного сигнала, поэтому оцифровать сигнал из 6-й зоны так же «чисто», как из 1-й не получится.
Несмотря на это субдискритезация активно используется. Например, для обработки узкополосных сигналов, когда не хочется тратиться на дорогой широкополосный быстродействующий АЦП, который вдобавок имеет высокое потребление. Другой пример – выборка ПЧ (IF-sampling) в РЧ системах. Там благодаря undersampling можно исключить из радиоприемного тракта лишнее аналоговое звено — смеситель (который переносит сигнал на более низкую несущую или на 0).

Сравним архитектуры

На данный момент в мире существует множество различных архитектур АЦП. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Не существует архитектуры, которая бы достигала максимальных значений всех, описанных выше параметров. Проанализируем какие максимальные параметры скорости и разрешения смогли достичь компании, выпускающие АЦП. Также оценим достоинства и недостатки каждой архитектуры (более подробно о различных архитектурах можно прочитать в статье на хабр).

Тип архитектурыПреимуществаНедостаткиМаксимальное разрешениеМаксимальная частота дискретизации
flashБыстрый преобразователь. Преобразование осуществляется в один такт.Высокое энергопотребление. Ограниченное разрешение. Требует большой площади кристалла ( Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантованиякомпараторов). Трудно согласовать большое количество элементов (как следствие низкий выход годных).14 бит 128 КВыб/с AD6793 бит 26 ГВыб/с HMCAD5831
folding-interpolatedБыстрый преобразователь.
Преобразование осуществляется в один такт. Требует меньшее число компараторов благодаря предварительной «свёртке» всего диапазона обработки в некоторый более узкий диапазон. Занимает меньше площади.
Ошибки, связанные с нелинейностью блока свёртки.
Задержка на установление уровней в блоке свёртки, которая уменьшает максимальную fs.
Среднее разрешение.
12 бит 6.4 ГВыб/с ADC12DL320012 бит 6.4 ГВыб/с ADC12DL3200
SARВысокая точность.
Низкое энергопотребление. Легка в использовании.
Ограниченная скорость.32 бит 1 МВыб/с LTC250010 бит 40 МВыб/с XRD64L43
pipelineБыстрый преобразователь. Самая высокая точность среди быстрых АЦП.
Не занимает большую площадь. Имеет меньшее потребления, среди аналогичных быстрых преобразователей.
Конвейерная задержка.24 бит 192 КВыб/с AK538612 бит 10.25 ГВыб/с AD9213
dual-slopeСредняя точность преобразования.
Простота конструкции.
Низкое потребление.
Устойчивость к изменениям факторов внешней среды.
Обрабатывает низкочастотные
Сигналы (низкая fs). Посредственное разрешение.
12+знаковый бит 10 Выб/с TC71095+знак бит 200 КВыб/с HI3-7159
∑-ΔСамая высокая точность пре-
Образования благодаря эффекту «Noise shaping» (специфическая фильтрация шума квантования) и передискретизации.
Не может работать с широкополосным сигналом.32 бита 769 КВыб/с AK555412 бит 200МВыб/с ADRV9009

Информацию для таблицы брал на сайте arrow, поэтому если что-то упустил поправляйте в комментариях.

Источник

3. Цифровые аудио сигналы

Компьютер – это цифровое устройство, то есть электронное устройство, в котором рабочим сигналом является дискретный сигнал. Сегодняшние компьютеры оперируют дискретными сигналами, несущими двоичные значения, условно обозначаемые как «да» и «нет» (на электрическом уровне: 0 вольт и V вольт, для некоторого ненулевого значения V). С помощью одного двоичного сигнала за один шаг можно передать информацию об одном из всего двух положений: 0 («да») или 1 («нет»). С помощью N двоичных сигналов за один шаг можно передать информацию об одном из 2 N положений (2 N – это число комбинаций нулей и единиц для N сигналов). Взаимодействие всех составляющих компьютер блоков происходит путем обмена и обработки одним или одновременно несколькими двоичными сигналами. Все – коды управления, а также сама обрабатываемая информация – все представляется в компьютере в виде чисел. По этой причине и аудио сигналы в цифровой аппаратуре представляют в виде чисел.

Итак, каким же образом можно описать аналоговый аудио сигнал в цифровой форме? Реальный аудио сигнал – это сложное по форме колебание, некая сложная зависимость амплитуды звуковой волны от времени. Преобразование аналогового звукового сигнала в цифровой вид называется аналогово-цифровым преобразованием или оцифровкой. Процесс такого преобразования заключается в:

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Количество осуществляемых в одну секунду замеров величины сигнала называют частотой дискретизации или частотой выборки, или частотой сэмплирования (от англ. « sampling» – «выборка»). Очевидно, что чем меньше шаг дискретизации, тем выше частота дискретизации (то есть, тем чаще регистрируются значения амплитуды), и, значит, тем более точное представление о сигнале мы получаем. Это рассуждение подтверждается доказанной теоремой, теоремой Котельникова (в зарубежной литературе встречается как теорема Шеннона, Shannon). Согласно этой теореме, аналоговый сигнал с ограниченным спектром может быть точно описан дискретной последовательностью значений его амплитуды, если эти значения следуют с частотой, как минимум вдвое превышающей наивысшую частоту спектра. Иначе говоря, аналоговый сигнал, в котором частота наивысшей составляющей спектра равна F m, может быть точно описан последовательностью дискретных значений амплитуды, если для частоты дискретизации F d выполняется:

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

. На практике это означает следующее: для того, чтобы оцифрованный сигнал содержал информацию о всем диапазоне слышимых человеком частот исходного аналогового сигнала (0 – 20 кГц) необходимо, чтобы выбранное значение частоты дискретизации при оцифровке сигнала составляло не менее 40 кГц.

3.2 Линейное (однородное) квантование

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Как видно, результатом такой оцифровки стал ступенчатый сигнал, составленный из прямоугольников, каждый из которых имеет ширину равную величине шага дискретизации, и высоту равную измеренному значению амплитуды сигнала.

Очевидно, что точность округления зависит от выбранного количества (2 N) уровней квантования, которое, в свою очередь, зависит от количества бит ( N), отведенных для записи значения амплитуды. Чем больше уровней квантования и чем ближе они друг к другу (а, для некоторого фиксированного диапазона изменения амплитуды расстояние между уровнями квантования обратно пропорционально их количеству), тем на меньшую величину приходится округлять измеренные значения амплитуды, и, таким образом, тем меньше получаемая погрешность квантования. Число N называют разрядностью квантования (подразумевая количество разрядов, то есть бит, в каждом слове), а полученные в результате округления значений амплитуды числа – отсчетами или сэмплами (от англ. “ sample” – “замер”).Считается, что погрешность квантования, являющаяся результатом квантования с разрядностью 16 бит, остаются для слушателя почти незаметными.

3.3 Сложности связанные с оцифровкой

Не смотря на кажущуюся простоту и интуитивность процесса оцифровки, эта процедура сопряжена со многими трудностями и проблемами.

Во-первых, частота дискретизации, устанавливаемая теоремой Котельникова, является минимально необходимой, но не достаточной. Дискретизация вносит дополнительные помехи в спектр исходного сигнала, добавляя в него его же зеркальную копию. Поэтому значение частоты дискретизации должно выбираться несколько большим, чем частота, устанавливаемая теоремой Котельникова, чтобы сделать возможной успешную фильтрацию лишних спектральных составляющих.

Надо сказать, что уровень шума квантования также зависит и от формы самого сигнала. В идеальном случае, ошибка при округлении значений сигнала является случайной и, значит, спектр шума квантования оказывается равномерным. В реальности, однако, этого не происходит. Форма реальных звуковых сигналов является в определенной степени не случайной, а, значит, и ошибка квантования тоже является не случайной. В этом случае спектр шума квантования оказывается не равномерным и концентрируется в какой-то определенной области, что отрицательно сказывается на звучании цифрового сигнала. Существует несколько способов борьбы с этим явлением. Так, нежелательную концентрацию шума квантования в некоторой частотной области можно нейтрализовать путем подмешивания к исходному аналоговому сигналу некоторого слабого по мощности псевдослучайного шума. Этот шум минимизирует степень зависимости ошибок округления от формы преобразуемого сигнала, что хорошо рассеивает спектр шума квантования и делает его равномерным. Таким образом, описанный прием (называемый дизерингом, от англ. « dithering» – «дрожание») как бы подменяет нежелательный шум квантования искусственно подмешанным псевдослучайным шумом. При этом подмешанный псевдослучайный шум оказывается менее заметным на слух, чем тот шум квантования, какой получился бы без применения дизеринга. Еще один прием борьбы с уровнем шума квантования называется формовкой шума (от англ. “ noise shaping”). Идея приема заключается в преднамеренном изменении формы исходного аналогового сигнала специальным образом, чтобы последующее квантование привело к появлению шума квантования, основная энергия которого расположилась бы в наименее заметных на слух частотных областях. Формирование шума с таким спектром достигают путем использования фильтра, моделирующего кривую равной громкости (об этой кривой мы говорили выше).

Импульсный сигнал, получаемый в результате аналогово-цифрового преобразования, из-за несовершенности преобразующих устройств имеет некоторые изъяны. Эти изъяны выражаются в случайных отклонениях длительностей прямоугольных импульсов от номинальной величины шага дискретизации, а также в неабсолютной крутизне фронтов импульсов. Говоря иначе, осуществление выборки сигнала при оцифровке происходит не через абсолютно равные промежутки времени, а с некоторыми случайными отклонениями от номинала, при этом результирующий импульсный сигнал вдобавок имеет неидеальную прямоугольную форму. Если, скажем, дискретизация проводится с частотой 44.1 кГц, то отсчеты берутся не точно каждые

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

секунды, а то чуть раньше, то чуть позднее. А так как входной сигнал постоянно меняется, то такая погрешность приводит к регистрации не совсем верного уровня сигнала. Описанный неприятный эффект называется джиттером (от англ. « jitter» – «дрожание») и по сути является исключительно результатом неабсолютной стабильности аппаратуры (АЦП). На слух джиттер воспринимается как некоторое дрожание сигнала на высоких частотах, при этом на низких частотах джиттер выражается в некотором «размазывании» спектра сигнала. Для борьбы с джиттером применяют высокостабильные тактовые генераторы. Следует заметить, что причиной появления джиттера может быть не только аналогово-цифровое преобразование, но и передача импульсного сигнала по цифровому каналу от одного устройства к другому. В этом случае появление джиттера является результатом неидеальной коммутации/синхронизации устройств и может быть устранено только путем использования аппаратуры, регенерирующей цифровой сигнал.

Рассмотрим, наконец, еще один неприятный эффект оцифровки, называемый гранулярным шумом. Гранулярным шумом(от англ. « granular noise») называют эффект нестабильности округления в процессе квантования. Если величина сигнала незначительно меняется около некоторой величины, являющейся границей между двумя соседними уровнями квантования, даже самые маленькие колебания величины сигнала вокруг этой границы могут вызывать заметные изменения результатов округления при квантовании значений амплитуды. Это связано с тем, что квантователь в этом случае округляет измеренное значение сигнала то до величины одного, то до величины второго из соседствующих уровней квантования.

3.4 Другие способы оцифровки

Рассматривать все существующие способы оцифровки мы не будем, поскольку это потребовало бы от нас серьезного углубления в тему. Тем не менее, некоторые способы все же стоят пусть и беглого упоминания.

Альтернативным способом аналогово-цифрового преобразования является разностная импульсно-кодовая модуляцияразностная ИКМ(англ. « Differential PCM» – DPCM). До сих пор мы говорили о методе импульсно-кодовой модуляции, подразумевающей квантование абсолютных значений сигнала. В случае разностной ИКМ квантованию подвергают относительные значения величины амплитуды. В полной аналогии с ИКМ, разностная ИКМ может сочетаться с использованием как однородного, так и неоднородного методов квантования. Разностное кодирование имеет много вариаций, причем некоторые из них подразумевают использование квантователя с предсказателем сигнала. Такие квантователи производят меньше ошибок квантования за счет предсказания сигнала на каждом шаге преобразования, опираясь на информацию об уже известных предыдущих значениях сигнала.

3.5 Кодирование цифровых аудио сигналов

Оцифрованный аудио сигнал «в чистом виде» (например, в форме одной из рассмотренных выше вариаций ИКМ) является достаточно точной, но не самой компактной формой записи исходного аналогового сигнала.

В целом, все существующие методы кодирования аудио информации можно условно разделить всего на два типа.

2. Существует другой, более современный путь уплотнения данных. Это так называемое сжатие данных с потерями (англ. « lossy coding»).Цель такого кодирования заключается в достижении любыми путями максимально высокого коэффициента компрессии данных при сохранении качества их звучания на приемлемом уровне. В основе идеи кодирования с потерями лежит два простых основополагающих соображения:

3.6 Беспотерьные кодеры

Сегодня существует множество кодеров аудио данных, основанных на идее кодирования с потерями. Вот только некоторые из них: MPEG-1 Layer 3 (всем известный как MP3), Windows Media Audio ( WMA), Ogg Vorbis ( OGG), MusePack ( MPC), MPEG-2/4 AAC и другие. Давайте чуть подробнее остановимся на их рассмотрении.

Известный сегодня фактически каждому пользователю компьютера под незамысловатой маркой « MP3» кодек MPEG-1 Layer 3 – это наиболее старый из всех распространенных на сегодня lossy-кодеков. Своим названием он обязан группе MPEG, которая занималась его разработкой и которая продолжает разрабатывать новые аудио и видео кодеки. О ней стоит упомянуть отдельно.

Одной из негативных сторон кодека MP3 ( MPEG-1 Layer 3) являлась и является его коммерческая основа, заключающаяся как минимум в том, что каждый производитель, создающий новый программный или аппаратный MP3-кодер, обязан платить отчисления изобретателям кодека. Эта ситуация не могла не вызывать недовольство среди пользователей и разработчиков. Так появились независимые разработки в области компрессии аудио.

Естественно, Ogg Vorbis является не единственной некоммерческой разработкой такого рода. Энтузиасты продолжали и продолжают делать попытки создания альтернативных качественных аудио кодеков.

3.6.4 Windows Media Audio

Гигант компьютерной индустрии Microsoft на некотором этапе понял, что остаться в стороне от бурного развития цифровой аудио индустрии – значит проиграть большую долю рынка конкурентам. Поэтому аудио кодек от Microsoft не заставил себя долго ждать.

Кодек Windows Media Audio (сокращенно WMA) является сегодня собственной разработкой компании Microsoft и успешно ею продвигается. Изначально, кодек WMA разрабатывался фирмой Voxware и имел название Voxware Audio Codec, однако впоследствии компания забросила его доработку, остановившись на v4.0. Разработки Voxware были выкуплены компанией Microsoft, серьезно доработаны и представлены общественности в виде аудио кодека под названием Windows Media Audio (сокращенно WMA).

Если кодек MP3 был изначально стандартизован на предмет разрешенных значений битрейтов и других основных параметров, то WMA изменялся параллельно своему становлению и развитию. На сегодняшний день существует несколько версий кодека WMA: v1, v2, v7, v8 и v9. Внутреннее устройство и механизмы кодирования кодека держатся компанией Microsoft в секрете, однако, опираясь на результаты некоторых тестов, можно предположить, что идеи, легшие в основу WMA, не сильно отличаются от идей, на которых базируются методы MPEG-1.

Группа MPEG, конечно, не удовлетворилась разработкой аудио кодека, включенного в стандарт MPEG-1. Исследования в области кодирования аудио продолжались и вылились в создание новых стандартов кодирования аудио от MPEG.

Так же, как и в комплекте аудио стандартов MPEG-1, в основе алгоритма AAC лежит психоакустический анализ сигнала. Вместе с тем, алгоритм AAC имеет в своем механизме множество дополнений, направленных на улучшение качества выходного аудио сигнала. В частности, используется другой тип преобразований, улучшены методы шумовой обработки, модернизирован метод записи выходного бит-потока и т.д. Следует отметить, что кодек AAC не является обратно совместимым с уровнями MPEG-1, а значит, аудио материалы в формате MPEG-2 AAC не могут быть декодированы с помощью декодера MPEG-1.

MPEG-2 AAC предусматривает три различных профиля (или, в терминологии MPEG-1, «уровня») кодирования: Main, LC ( Low Complexity) и SSR ( Scalable Sampling Rate). В зависимости от того, какой профиль используется для кодирования, изменяется время кодирования, размер получаемого цифрового потока и качество его звучания. Наивысшее качество звучания (при самой низкой скорости компрессии и декомпрессии) обеспечивает основной профиль Main. Это связано с тем, что профиль Main включает в себя все механизмы анализа и обработки входного потока. Профили LC и SSR являются упрощенными, но при этом более скоростными.

В качестве средств компрессии аудио в MPEG-4 используется целый комплекс стандартов аудио кодирования: улучшенный и доработанный алгоритм MPEG-2 AAC, алгоритм TwinVQ, а также алгоритмы кодирования речи HVXC ( Harmonic Vector eXcitation Coding) и CELP ( Code Excited Linear Predictive). Можно сказать, что в целом, стандарт MPEG-4 является логическим продолжением MPEG-2 AAC. MPEG-4 AAC стандартизует следующие типы объектов (именно так называются профили или уровни в MPEG-4 AAC):

Расширение AAC под именем aacPlus было анонсировано компанией Coding Tech nologies 9 октября 2002 года. aacPlus основан на использовании технологии SBR (Spectral Band Replication). Технология SBR предназначена для улучшения качества передачи верхнего частотного диапазона. Идея технологии и предпосылки к ее созданию состоят вот в чем. Дело в том, что кодеки, использующие психоакустическую модель, как показывает практика, имеют один общий недостаток: все они обеспечивают довольно хорошее качество звучания во всем диапазоне слышимых частот, но только до битрейта 128-112 Кбит/с. Компрессия на более низких битрейтах приводит к очень заметной деградации качества звучания, что заставляет разработчиков кодеков при использовании низких битрейтов принудительно ограничивать кодируемый диапазон частот. Технология SBR является попыткой устранить этот досадный недостаток за счет сохранения ограниченной информации о верхней полосе частотного спектра сигнала в процессе кодирования и последующего искусственного синтеза (воссоздания) верхних частот в процессе декодирования. Технология хоть и является очень искусственным методом решения проблемы, но, тем не менее, оказывает благотворное влияние на восприятие закодированных таким образом аудио материалов.

Вообще, вопросы целесообразности и применимости технологий цифрового звука и методов его обработки являются тонкими и сложными. Даже тема использования цифрового звука как такового до сих пор является камнем преткновения, и каждый на этот счет имеет свое собственное мнение. Так, например, многие аудиофилы считают, что цифровая форма является неудачным способом представления звуковых сигналов и предпочитают аналоговую аудио аппаратуру цифровой. С другой стороны, даже лампочку Эдисона многие его современники высмеивали и относились к изобретению скептично, что уж говорить про столь сложную область, какой является область цифровых сигналов.

Пожалуй, важнее всего понять, что имеет свои положительные и отрицательные стороны, и эти стороны могут меняться местами в зависимости от постановки каждой конкретной задачи. На сегодня совершенно очевидно лишь одно – цифровые технологии находятся лишь в начале своего пути, и нам еще только предстоит понять, что значит их повсеместное внедрение совместно с миниатюризацией, наращиванием вычислительных мощностей и объемов памяти. Совершенно ясно, что цифровые технологии очень скоро завоюют новые, еще не захваченные рубежи, и что от повсеместного применения этих технологий никуда не деться. Опасаться этого процесса можно, но сопротивляться ему бесполезно. Что же касается цифрового звука – части цифровой революции – то здесь все только начинается. Что в этой области уже сегодня получил потребитель? Очень компактные цифровые аудио проигрыватели, высококачественную мобильную и Интернет-телефонию, домашние кинотеатры с объемным звучанием. А, ведь это далеко не все из того, что может быть сделано. Технологии распознавание звука и, в частности, речи до сих пор находятся только в начале своего пути; технологии синтеза звука также еще далеко не на вершине своих возможностей. Только представьте себе, как развитие этих технологий может повлиять на окружающий нас мир! Все это лишь укрепляет мысли о том, что путь не близок, и что самое интересное нам еще только предстоит увидеть.

* Если в материалах этой статьи вы обнаружите какие-то неточности или ошибки, автор статьи с благодарностью примет от вас любые замечания и исправления. Ваши письма направляйте по автору по e-mail.

В этом смысле можно провести аналогию с распространением света. Скорость распространения света также не зависит от частоты. В противном случае, если бы, например, красный свет двигался быстрее синего, то вспышка белого света выглядела бы сначала красной, затем белой и, наконец, синей.

С дифракцией звука мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно. Если бы дифракции звука не существовало, то мы были бы совершенно неспособными слышать, например, музыку, звучащую за углом дома, а также разговор за закрытой дверью.

Так, например, звук камертона длится достаточно продолжительное время, однако является тихим. В то же время, звук камертона, установленного на резонаторный ящик, в виду появления резонанса оказывается намного более громким, однако гораздо менее продолжительным.

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

Гармоникой или обертоном называется частотная составляющая, кратная частоте основного тона. Гармоники нумеруются начиная с основного тона, а обертоны – с первой кратной составляющей.

Что такое частота квантования. Смотреть фото Что такое частота квантования. Смотреть картинку Что такое частота квантования. Картинка про Что такое частота квантования. Фото Что такое частота квантования

В основе механизмов работы таких методов сжатия лежат так называемые «жадные» алгоритмы, основанные на статистическом анализе данных (наиболее известные алгоритмы: Huffman, PPM). Большинство этих алгоритмов создано еще 30-40 лет назад, сегодня они лишь модифицируются и оптимизируются.

Битрейт – количество данных в единицу времени звучания. Например, битрейт для формата [ИКМ / 44.1 КГц / 16 бит / стерео] составляет 44100 * 16 * 2 =

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *