Что такое частная методика преподавания

Методика как наука. Предмет и задачи методики. Общая и частная методика

МЕТОДИКА КАК ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Методика как наука. Предмет и задачи методики. Общая и частная методика

Первое определение методике было дано Е.М.Рытовым в 1930 г: «Методика преподавания иностранных языков представляет собой практическое приложение сравнительного языкознания». [6, с.8]. Аналогичная позиция была высказана академиком Л.В.Щербой, затем О.С. Ахмановой в конце 60-х г.

Возникновение взгляда на методику как на прикладную лингвистику обусловлено тем, что в методике в 30-х годах еще недостаточно определилась специфика иностранных языков как учебного предмета, и не было разработанной системы методов исследования.

Другое направление в определении методики связано с именем

Б. Е.Беляева. По его мнению, методика «есть не что иное, как прикладная психология» [6, с.8]. Но эта дефиниция не получила распространения, т.к. ряд проблем, такие как отбор материала, особенности приемов и способов обучения, не могут быть решены лишь с опорой на психологию.

В конце 30-х-40-х годов возникло еще одно направление в определении методики, связанное с именем Е.Я. Перовского, который рассматривал методику как педагогическую науку.

И.Л. Бим считает, что в предмет методики «входит вся проблематика, связанная с изучением данной сферы деятельности, а также проблемы развития самой методики как науки» [6, с.10].

А.А. Миролюбов выделяет следующие группы проблем, существующие в методике обучения иностранным языкам:

а) связанные с определением иностранного языка как учебного предмета (уточнение целей и задач обучения иностранному языку, отбор содержания обучения, и т.д.);

б) с изучением деятельности учителя (разработка приемов и методов обучения и воспитания, средств обучения, организационных форм обучения);

в) с деятельностью ученика (эффективность приемов методов, средств обучения для научения ученика, его воспитания, развития);

г) с развитием самой науки (связь со смежными науками, методы исследования, история развития самой методики, и т.д.).

Основными задачами науки методики являются: 1) знание законов языка и их использование для создания наиболее рациональных приемов изучения иностранного языка и 2) знание психологических особенностей функционирования речи и использование их для создания наиболее рациональных приемов, направленных на овладение языком.

Можно очертить следующий круг проблем, которые решает методика обучения иностранным языкам:

ЗАЧЕМ? ЦЕЛЬ преподавания/изучения иностранного языка

ЧТО? СОДЕРЖАНИЕ обучения

КТО преподает язык? УЧИТЕЛЬ с присущими ему профессиональными и личностными качествами и умениями

КАК? Принципы, методы, приемы, способы, средства преподавания /изучения языка

КТО изучает язык? УЧАЩИЙСЯ с присущими ему индивидуально-личностными качествами

Методика является самостоятельной наукой, опирающейся на данные других наук, среди которых базисными, т.е. ведущими для методики, следует считать лингвистику, педагогику, психологию, социологию, культурологию.

Среди аргументов в пользу этого утверждения могут рассматриваться следующие.

1.У методики есть свой предмет обучения. Это иностранный язык, являющийся одновременно и целью, и средством обучения. Будучи целью обучения, овладение языком позволяет учащимся познакомиться с его системой и способами пользования этой системой в практической деятель­ности. Будучи средством обучения, язык дает возможность извлекать информацию из иноязычных текстов и создавать свои тексты в зависимости от возникающих потребностей.

2. У методики есть свой понятийный аппарат, т.е. система терминов, отражающих содержание данной отрасли знаний, которые служат базой и в то же время показателем самостоятельности и уровня развития науки.

3. У методики есть свой объект исследования. Это процесс обучения языку, суть которого сводится к передаче преподавателем учащимся знаний о языке и формированию навыков и умений пользоваться языком в процессе общения. Именно в ходе обучения, протекающего в форме взаимодействия преподавателя и учащихся на уроке, самостоятельной работы учащихся, внеау­диторной работы с ними, решаются задачи обучения, воспитания и общего развития средствами изучаемого языка.

Изучение объекта исследования как процесса овладения языком предполагает:

а) описание и оценку исходного уровня владения языком и меры готовности учащихся к овладению им. Такая работа включает проведение анкетирования, тестирования, результаты которых позволяют сформировать учебные группы из учащихся примерно одного исходного уровня владения языком, способностей к овладению языком и индивидуально-психологических особенностей личности. Применительно к обучению языку большое значение в наши дни приобрели тесты, позволяющие диагностировать коммуникативные способности учащихся, особенности их памяти, профессиональные склонности и круг интересов. Соответствующие тесты разрабатываются в рамках психодиагностики, области психологии, объектом изучения которой являются особенности психического развития человека, в том числе его способности к раз­личным видам деятельности;

б) описание конечного результата обучения, т.е. уровня компетенции, достигаемого учащимися в ходе обучения. Содержание такого уровня задается Государственным образовательным стандартом по иностранному языку, программами, создаваемыми на основе стандарта для разных уровней владения языком по результатам тестирования;

в) описание приемов и методов работы учителя и учащихся, с помощью которых обеспечивается наиболее эффективный и экономный по затрате усилий переход от исходного уровня владения языком к завершающему (конечному), заданному программой и содержанием учебных пособий, по которым ведется обучение.

Методы исследования составляют важный элемент методики. В современном науковедении выделяют 3 основных типа исследований: фундаментальные (направленные на решения общих теоретических вопросов науки, на создание теории); прикладные (конкретизация и разработка отдельных элементов теории); разработки (создание материалов для практического пользования).

В эволюции методических концепций рано стала проявляться тенденция, в соответствии с которой появилось теоретическое положение, имеющее с одной стороны, отношение к методике преподавания любого иностранного языка вообще, а с другой стороны,- к обучению одному конкретному языку. Отсюда возникли две функционально разные методики обучения: общая методика обучения и частная методика обучения.

Общая методика обучения изучает закономерности и особенности процесса обучения иностранным языкам для любого западно-европейского языка (например, принципы отбора материала, способы осуществления устного опережения при овладении другими видами РД, соотношение устной и письменной речи, пути интенсификации учебного процесса и т.д.)

Частная методика обучения исследует обучение тем языкам и те

речевые явления, которые являются специфическими для конкретного иностранного языка (например, ритмика и мелодика, фонетика; способы овладения глагольными формами; склонение и т.д.) [6, с.11].

2. Задачи курса методики и его место в системе профессиональной педагогической подготовки учителя иностранных языков

Основными целями предмета «Методика преподавания иностранных языков» являются следующие:

– сформировать у студентов необходимую теоретическую базу, включающую методические знания, знания из смежных с методикой наук психолого-педагогического и филологического циклов и соответствующую ей систему представлений о содержании, структуре, формах и методах профессиональной деятельности учителя по управлению учебной деятельностью учащихся в процессе овладения иностранным языком;

– познакомить их с наиболее известными методическими подходами, системами и методами, формами и средствами, новейшими технологиями, а также прогрессивным, опытом обучения иностранным языкам и иноязычной культуре;

– подготовить будущих учителей к формированию у учащихся коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка;

– сформировать навыки творческого применения своих знаний в процессе решения учебных, воспитательных, развивающих и образовательных задач в системе непрерывного обучения иностранным языкам;

– сформировать у студентов собственно методические умения: планирующие, адаптационные, коммуникативные, организационные, мотивационные, исследовательские;

– развивать профессионально-методическое мышление, что будет способствовать успешному решению задач иноязычного образования в различных педагогических ситуациях;

– сформировать у студентов необходимые умения профессиональной межкультурной коммуникации.

В соответствии с Образовательным стандартом будущие учителя иностранного языка должны:

– уметь систематизировать и сравнивать различные методические подходы к обучению иностранным языкам в нашей стране и за рубежом, знать особенности обучения иностранным языкам во всех звеньях непрерывного образования;

– знать цели и содержание обучения иностранным языкам, современные методы и технологии преподавания иностранных языков, системы и комплексы упражнений и методических приемов обучения всем аспектам изучаемого иностранного языка и видам иноязычной речевой деятельности;

– владеть умениями отбора и организации языкового и речевого материала для учебных занятий и самостоятельной работы учащихся, навыками управления учебной деятельностью обучаемых;

– уметь использовать в преподавании иностранного языка разнообразные формы, упражнения и приемы обучения с учетом личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к обучаемым, а также современные социальные и информационные (аудио-, видео-, компьютерные, Интернет) технологии обучения;

– владеть критериями анализа и оценки современных учебно-методических комплексов (УМК), иметь первичный опыт работы с ними;

– уметь решать профессионально-методические задачи в условиях микропреподавания и учебного сотрудничества, реализуя при этом основные функции учителя иностранного языка: конструктивно-планирующую, коммуникативно-обучающую, организаторскую, гностическую, воспитательную и развивающую.

На практических занятиях по методике студенты должны приобрести следующие навыки: составлять конкретный фрагмент, план урока и цикла уроков; изготовлять необходимые наглядные пособия и раздаточный материал; готовить и проводить уроки и внеклассные мероприятия, в том числе с использованием современных технологий; разрабатывать комплексы упражнений для обучения языковому материалу и видам речевой деятельности; составлять тест, контрольную работу; анализировать проведенные занятия и мероприятия; исправлять и комментировать ошибки учащихся, обобщать положительный и анализировать отрицательный опыт работы.

Изучение истории методики способствует пониманию становления и эволюции методических направлений на различных этапах развития, выявлению их взаимосвязи и преемственности, а также возможности их применения в современных условиях.

Программа предусматривает также контролируемую преподавателем самостоятельную работу студентов над отдельными темами: изучение первоисточников и учебной литературы [5, с.3-5]

Источник

Частная методика в профессиональной деятельности

Частная методика в профессиональной деятельности

Работа адресована руководителям образовательных учреждений, слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, а также всем гражданам РФ.

Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,

Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.

Подписано в печать 17 февраля 2018 г.

Заказ № Тираж 100 экз.

В структуру профессионального мастерства заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений входят четыре компонента:

— профессиональная компетентность – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии;

— информационная компетентность – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективный поиск, её адаптацию к особенностям педагогического процесса, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях;

— правовая компетентность 3 – качество действий заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач;

1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ.

При изучении педагогики, как и любой другой науки, целесообразно прежде всего познать понятие её объекта и предмета.

Предметом педагогики являются законы и закономерности педагогического процесса в образовательных учреждениях России, которые профессорско-преподавательский состав должен знать, чтобы педагогически и психологически грамотно реализовать социальный заказ государства.

Общие и частные задачи педагогики призваны совершенствовать педагогический процесс с учетом потребностей профессиональной деятельности заместителей директоров по безопасности образовательного учреждения, проводить исследования с целью выявить и внедрить в педагогический процесс новые формы и методы обучения, воспитания и развития обучаемых в образовательных учреждениях России, разработать /предметные/ квалификационные характеристики специалистов –выпускников, совершенствовать общие и частные методики преподавания учебных дисциплин и т.п. с учетом профессиональной деятельности будущих специалистов-выпускников конкретного образовательного учреждения России.

Основными категориями педагогики являются такие понятия как педагогика, воспитание, самовоспитание, образование, самообразование, обучение, учение /самообучение/, развитие, саморазвитие и педагогический процесс.

Самообразование – самопознание и самосовершенствование /пределов самосовершенствования психологической структуры своей личности в целях самостоятельного добывания знаний, формирования у себя навыков, умений, профессионально – деловых качеств, профессиональных привычек, психологической устойчивости, психологических установок, индивидуальной профессиональной концепции, накопления опыта борьбы с правонарушителями в ОУ необходимого для психологически грамотного решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения.

Образование – процесс и результат добывания и усвоения системы профессионально –психологических знаний, а потом перевод этой системы знаний в систему действий в образовательных учреждениях России в соответствии с социальным заказом государства и квалификационной характеристикой выпускника конкретного образовательного учреждения.

Развитие – процесс в результате развития и формирования психики обучаемых в их активной познавательной деятельности и в общении в конкретных объектных, субъектных, обстановочных психолого-педагогических условиях под влиянием педагогического процесса в образовательных учреждениях РФ, ближайшего социального окружения, микросреды, макросреды и т.п.

Педагогический процесс – синтезирующее понятие, которое призвано раскрыть содержание и сущность всех категорий педагогики, а также тесную диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость между этими основными категориями педагогики.

Источник

Общие и частные методы в образовательном процессе

Что такое частная методика преподавания. Смотреть фото Что такое частная методика преподавания. Смотреть картинку Что такое частная методика преподавания. Картинка про Что такое частная методика преподавания. Фото Что такое частная методика преподавания

Дата публикации: 11.12.2019 2019-12-11

Статья просмотрена: 508 раз

Библиографическое описание:

Стрельникова, Н. А. Общие и частные методы в образовательном процессе / Н. А. Стрельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65031/ (дата обращения: 06.12.2021).

Два самых важных и первостепенных вопроса в образовательном процессе: Чему конкретно учить? и Как этому научить? поскольку, ответы на эти вопросы определяют содержание образовательного процесса и то, каким образом это содержание будет преподноситься учителем и восприниматься обучающимися. От того, как именно будет выстроено взаимодействие между обучающим и обучающимся, зависит конечный результат всего мероприятия. И совершенно очевидно, что это самое взаимодействие для разного содержания и разных участников процесса обучения, принимая во внимание их индивидуальный характер, будет отличаться. В педагогическом опыте, путём проб и ошибок, появились различные способы передачи и получения знаний — взаимодействия между обучающим и обучающимся, которые объединились под одним общим названием «методы». Данный термин выбран неспроста, в переводе с греческого языка слово «метод» обозначает «путь», способ достижения цели.

В структуре метода выделяют приёмы, которые являются элементами, составными частями метода. Если метод — это путь, по которому идут участники образовательного процесса, то приёмы — это отдельные шаги, которые они делают.

Также в методе можно выделить объективную и субъективную части. К объективной части относятся, проверенные временем закономерности, принципы, правила, формы. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащегося и конкретными условиями реальности. Объективная часть — это своего рода каркас метода, а субъективная — это его наполнение, творчество и мастерство конкретного индивидуального педагога.

В педагогической традиции за достаточно продолжительный период времени уже появилось немало различных методов, и, принимая во внимание реалии нашего времени, их количество будет только расти. Методы обучения многогранны, их можно рассматривать с разных сторон, поэтому в современной научной литературе существует большое количество различных классификаций, пытающихся объединить методы по определенным, присущим им признакам.

Например, традиционная классификация берет за основу такой признак, как источник знаний, а общепринятыми источниками знаний считаются: практика, наглядность, слово, книга, видео, и объединяет по этому признаку пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой и видеометод [1, c. 205].

Практический метод осуществляется посредством приёмов: упражнение, моделирование, опыт, экспериментирование, лабораторная работа и др. Наглядный метод находит выражение в таких приёмах, как: показ таблиц, картин, плакатов, зарисовок, демонстрация приборов, опытов, технических установок и др. Осуществлять словесный метод помогают следующие приёмы: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция и др. Составными частями метода работы с книгой являются: конспектирование, составление плана, составление справки, цитирование, аннотирование, составление матрицы идей и т. д. Применяя видеометод, используют такой приём, как показ обучающего видеофрагмента.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин, например, предложили классифицировать методы по характеру познавательной деятельности обучающихся или, другими словами, насколько активны обучающиеся в процессе поиска новых знаний, и выделили в данной группе следующие методы: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый (эвристический) и исследовательский [1, c. 205].

Для осуществления каждого метода, так же необходимы определённые приёмы, так, например, в рамках применения информационно-рецептивного метода, где обучающий преподносит уже готовую информацию, а обучаемые эту информацию воспринимают, возможно использование таких приёмов, как: рассказ, лекция, объяснение, показ таблиц, схем, зарисовок, демонстрация опыта, способов решения, показ обучающего видеофрагмента и т. д. При выборе репродуктивного метода, который предполагает неоднократное применение полученного готового материала с целью его запоминания, можно воспользоваться таким приёмом, как выполнение упражнений по определённому алгоритму. Для реализации метода проблемное изложение, который является, своего рода переходом от исполнительской деятельности к творчеству, подходят такие приёмы, как: пошаговая демонстрация решения определённой проблемы, анализ проблемной ситуации.Частично поисковый (эвристический) метод, предполагающий частичное решение учебной проблемы обучающимся, и подготовку к самостоятельному решению проблем, может быть реализован посредством таких приёмов, как выдвижение проблемы, постановка задачи, организация участия обучающихся в поиске решения проблемы. Когда же речь идёт об исследовательском методе, который направлен на творческий поиск и усвоение знаний самими обучающимися, уместны такие приёмы, как: формулировка проблемы, исследование проблемы, сравнение полученных результатов, рефлексия.

Помимо общих методов обучения существуют частные методы, используемые для изучения какого-то конкретного предмета. Например, в обучении английскому языку исторически сложились и достаточно широко применяются следующие методы: грамматико-переводной (традиционный), коммуникативный, метод погружения, метод физического реагирования, аудиолингвистический метод.

Грамматико-переводной или традиционный метод является одним из первых способов изучения иностранного языка. Сформировался данный метод из опыта изучения греческого языка и латыни. Как известно, это мертвые языки и возможности в живом общении с носителями данного языка, соответственно не было. Весь процесс сводился к чтению и переводу текстов. Для овладения языком достаточным считалось иметь хороший словарный запас и разбираться в грамматических формах. Основными приёмами традиционного метода считаются чтение и перевод. Несмотря на то, что грамматико-переводной метод сейчас подвергается серьёзной критике, он незаменим для изучения языка в лингвистическом ключе, в обучении художественному переводу и при изучении определённых грамматических явлений. Основной претензией к данному методу является невнимание к содержанию образовательных текстов, отличавшихся в своё время нелепостью и несвязанностью с реальной жизнью.

Идя в ногу со временем, грамматико-переводной метод модернизовался в лексико-грамматический метод обучения, приняв во внимание тот факт, что язык состоит из четырёх компонентов, а именно чтение, аудирование, говорение и письмо, что более соответствует методу изучения живых языков по сравнению с мёртвыми. Для овладения иностранным языком, необходимо усвоить его структуру и логику, сопоставление изучаемого языка с родным языком позволяет вывести закономерности, увидеть сходство и различие. Иногда бывает весьма сложно понять грамматическое явление, которого нет в родном языке, тогда необходимо найти то средство, каким компенсируется отсутствие данной категории в родном языке и наоборот. Данный метод незаменим для глубокого изучения языка.

Самым популярным на сегодняшний день является коммуникативный метод. Этот метод в своё время стал настоящей находкой, поскольку его основная цель — научить взаимодействовать с другими людьми на изучаемом языке, причем подразумеваются все формы общения: выражать самому свои мысли и в устной и в письменной форме, понимать чужую речь — устную и письменную.

Для людей творческого склада, которые любят импровизировать настоящей находкой стал метод полного погружения. На период обучения обучающийся выбирает себе роль носителя языка — имя, факты биографии, интересы. За счет этого создаётся иллюзия, что обучение происходит в другом мире, и в этом мире все говорят только на изучаемом языке. Такой метод позволяет снять напряжение от того, что ты чего-то не знаешь, ставит обучающегося в максимально приближенную к жизненной ситуацию, не позволяет перейти на родной язык, что способствует более эффективному развитию навыков общения на изучаемом языке. В реальной ситуации мы не сможем просто взять и объяснить иностранцу что-то на нашем родном языке, в реальности это не работает, и метод полного погружения не даёт расслабляться.

Специалисты, изучающие особенности работы механизмов памяти человека, говорят о том, что помимо основной памяти мозга, у человека есть бессознательная механическая память тела. Некоторые пациенты, потерявшие возможность запоминать новую информацию из-за повреждения гиппокампа, и для которых было невозможным вспомнить, что происходило несколько минут назад, могли запоминать механические действия, которые они совершали регулярно. Например, находясь в клинике, они через какое-то время безошибочно могли ориентироваться в расположении комнат, столовой, находить путь в лабиринтах, решать головоломки, отрицая, что когда-то это видели или делали. Возможно, эта механическая память и дала жизнь новому и весьма популярному методу физического реагирования. Основной акцент сделан на связи вербального выражения мысли и механического действия.

Как можно увидеть, каждый метод сочетает в себе как преимущества, так и недостатки, поэтому, использовать в процессе обучения лишь один какой-то метод, не совсем оправдано. Для высокой результативности в учебной деятельности необходимо сочетать одновременно несколько дополняющих друг друга методов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *