Что такое чарджбэк тинькофф

Как бизнесу защититься от отмен платежей

Покупатель может написать в банк и отменить платеж практически за любую покупку, даже если она стоила 200 тысяч рублей.

Такая отмена называется чарджбэком. Чарджбэк могут использовать клиенты любых компаний: магазинов, онлайн-школ, доставок и всех, кто что-либо продает. Причем неважно, работает ваш бизнес в онлайне или в офлайне.

Отменить оплату и вернуть деньги покупателю может банк клиента, но перед этим проведет расследование, которое потребует затрат времени, а иногда и денег компании-продавца. Поэтому лучше заранее подстраховаться от чарджбэка. Рассказываем, как это сделать и как оспорить отмену платежа, если до этого дошло.

Как покупатель может вернуть свои деньги

Если товар или услуга в чем-то не устроили покупателя, у него есть право попросить свои деньги обратно, причем за любой товар или услугу. Для этого есть два варианта.

Обратиться напрямую в компанию. Например, купить курс в онлайн-школе, разочароваться в нем и попросить компанию вернуть за него деньги. Правила возврата описаны в законе о защите прав потребителей.

Как компании реагировать на возврат, зависит от того, как работает бизнес — правила для офлайн- и онлайн-продаж отличаются. Например, для офлайн-продаж есть целый список товаров, которые нельзя возвращать: косметику, белье, туалетную воду. Для онлайн такого списка нет.

ст. 497 ГК РФ — продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара

Договор, который компания заключает с покупателем, тоже может влиять на процесс возврата. Главное, чтобы условия по договору не противоречили законам. Например, официальный срок для онлайн-магазина — 7 дней, компания не может его сократить, но может увеличить до 20 дней. В этом случае срок возврата товара или услуги будет 20 дней.

Обратиться в свой банк и попросить отменить оплату — это еще один способ для покупателя вернуть деньги. По-банковски это называется чарджбэком. Условия чарджбэка не прописаны в законе, их регулируют правила платежных систем — «Виза», «Мастеркард» и «Мир», и банки обязаны им следовать.

Через чарджбэк можно вернуть деньги и за товар, и за услуги. Например, доставка вовремя не привезла блюдо, онлайн-школа не открыла доступ к курсам или в парикмахерской сделали не ту прическу, которую просил клиент. Во всех этих случаях покупатель может обратиться в свой банк и потребовать отменить платеж.

Детальное описание работы с чарджбэками есть во внутренних документах, которые банки получают напрямую от систем. Компании и покупатели могут прочитать общие правила и термины платежных систем, они есть в открытом доступе.

Покупатель пишет в банк и просит вернуть деньги, банк разбирается и, если покупатель прав, возвращает средства

Чем отличается возврат через банк и компанию

Процесс. Банк помогает покупателю только вернуть деньги, но не участвует в возврате или обмене покупки. А компания как раз может предложить замену, например платье другого фасона.

Сроки возврата. Если покупатель хочет вернуть деньги за покупку без брака и обращается напрямую в компанию, у него на это есть до 7 дней для онлайн-покупок и до 14 дней для офлайн-покупок.

При чарджбэках у клиента больше времени на обращение в банк. В «Мастеркарде» и «Визе» максимальный срок, в течение которого можно обратиться за возвратом денег — 120 дней, в «Мире» — 180, срок считается с даты оплаты. Но этот срок может быть больше. Например, если компания написала в договоре, что заказ выполнит через год, то срок обращения в банк будет год + 120 дней. Но обычно покупатели обращаются в первые несколько дней.

Способ оплаты. Чарджбэк возможен, если клиент оплатил покупку картой. Если перевел деньги со счета на счет, даже через приложение, это не считается. Если покупка оплачена не картой, то вернуть платеж можно только через компанию.

Кто принимает решение о возврате денег. Когда клиент обращается в компанию, они договариваются и вместе принимают решение. Например, организация может дать бонус на следующую покупку, и покупатель не будет скандалить и требовать деньги.

Если покупатель обратился за чарджбэком в банк, то решение остается за банком покупателя. Банк компании может помочь оспорить отмену, но он только помогает. При этом все банки ориентируются на правила платежных систем, сами ничего не придумывают.

Способ для возврата денег выбирает покупатель. По нашей оценке, если с компанией легко связаться и она быстро отвечает, покупатель сначала обратится к ней. Если решить проблему не удалось, покупатель идет в банк.

Главное, что нужно знать — покупатель не получит деньги только потому, что об этом попросил. Сначала пройдет небольшое расследование, где компания сможет отстоять свою правоту. Этот процесс называется «претензионная работа», и в ней помогает ваш банк — там, где у вас эквайринг.

Что компания теряет из-за чарджбэков

Если покупатель обращается за возвратом денег в банк, кажется, что компания лишается только платежа от клиента, но есть дополнительные потери:

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Деньги при возврате. По закону о защите прав потребителей компания может не отдавать сразу деньги, а предложить варианты. Например, заменить один курс на другой, продлить доступ, сделать скидку или что-то еще. Если покупатель соглашается, бизнес не теряет деньги.

А вот если покупатель сразу обратился в свой банк, решить вопрос уже сложнее. Для этого компании придется убеждать покупателя и банк отозвать чарджбэк.

Еще есть комиссия платежной системы. Например, «Мастеркард» спишет комиссию от 15 до 45 € с компании за чарджбэк. Деньги вернутся, если компания защитит свою позицию.

Доступ к эквайрингу. Платежные системы штрафуют банки за слишком большое количество чарджбэков у их клиентов, предельное число определяет платежная система, но это действительно большое число. Например, 100 чарджбэков за месяц от одной компании.

Из-за штрафа банк может отключить эквайринг компании, у которой много чарджбэков. Поэтому лучше не рисковать своим эквайрингом и не допускать отмен платежей через банк.

Когда у покупателя есть право на чарджбэк

Правила возврата регулируют платежные системы. По формулировкам они могут отличаться, но по сути одинаковые.

Основные причины для чарджбэка из правил платежных систем

Проблема с оплатойПроблема с заказомМошенничество и оплата без разрешения
Компания дважды списала деньгиПокупатель не получил оплаченный заказМошенник завладел данными карты и купил себе что-то
Компания списала больше, чем заявлено. Например, покупатель зашел на сайт, положил товар в корзину, увидел цену, нажал «оплатить», а списалась другая суммаТовар поддельный, а компания обещала оригиналПлатеж сделан без разрешения клиента. Например, ребенок взял карту мамы и оплатил онлайн-игру
Компания списала не в той валюте, которая была указана в заказеТовар или услуга не соответствует характеристикам, указанным в заказе
Компания вернула меньше денег, чем обещалаПокупатель получил не то, что заказывал
Компания отказалась возвращать деньгиЗаказ пришел позже срока, который указывала компания

Покупатель может вернуть деньги, если у него есть проблемы с оплатой, например:

Еще поводом для чарджбэка могут быть проблемы с заказом — например, такие:

Наконец, деньги вернут в следующих случаях:

Есть случаи, когда банки не вернут деньги покупателю. Примеры частых отказов:

Есть исключения, например, компания в договоре специально оговорила причину возврата и готова вернуть деньги только потому, что модель не понравилась. Если этот пункт не нарушает закон о защите прав потребителей и правила платежных систем, банк вернет деньги.

Как работает чарджбэк

Если покупатель просит банк вернуть деньги, начинается расследование. В процессе участвуют:

Схема отработки чарджбэков одинаковая для всех банков:

В схеме есть свои детали, вот что может оказаться важным.

Банк-эквайер всегда проверяет запрос покупателя. Для этого он связывается с компанией и просит разобраться. Как именно связываться и как быстро — решает банк. Например, Тинькофф-бизнес отправляет запрос по электронной почте на следующий день после того, как узнает об обращении покупателя.

Компания может ответить на сообщение своего банка или проигнорировать — зависит от нее. Еще может отправить отписку «Да все в порядке с заказом» или подготовить документы, которые объяснят, что покупатель неправ и погорячился. Если компания вовремя не отвечает или не присылает доказательства, банк вернет деньги покупателю. Сроки ответа фиксирует договор эквайринга между банком и компанией, в Тинькофф-бизнесе на ответ есть 5 дней. О доказательствах расскажем дальше.

Если банки не смогли убедить друг друга и своих клиентов в чьей-то правоте, у них есть право подключить к спору платежную систему. Это называется арбитраж. Кто должен обратиться в арбитраж, зависит от правил платежной системы и ситуации, но в любом случае решение принимает только она. Если компанию не устраивает ответ, можно обратиться в суд.

Как заранее подстраховаться от чарджбэков

Четко описывайте, что именно продает ваша компания, на каких условиях, что входит в заказ, его характеристики, условия доставки. Частые причины, из-за которых покупатели обращаются за возвратом:

Пишите, как с вами связаться из-за проблем с заказом, и организуйте работу так, чтобы быстро отвечать на жалобы клиента. Как только клиент понимает, что от компании ничего не добиться, он идет в банк.

Включите в договор пункт о форс-мажоре из-за ограничительных мер, которые действуют у вас в регионе. Например, власть их вводит для борьбы с пандемией. Вдруг запретят доставку курьером, и вы уже не сможете гарантировать быстрые сроки. А опоздание с заказом — повод для чарджбэка.

В каждом бизнесе есть свои особенности, поэтому точную фразу в договоре лучше обсудить со своим юристом. Фраза может быть такой:

Работайте так, чтобы всегда оставалось подтверждение — вы все сделали, как надо. В случае чего, у вас будут под рукой доказательства для банков. Что может подойти в качестве доказательств:

Если покупатель просит вернуть деньги

Даже если покупатель отменяет платеж, это только первый шаг, и его еще можно оспорить. Ваши шаги:

Ответьте банку на запрос по чарджбэку. Сначала банки покупателя и компании должны разобраться в ситуации. Поэтому все банки-эквайеры как минимум сообщают компании о чарджбэках и просят дать комментарии и доказательства. Ваша задача — не пропустить запрос и ответить на него.

Как именно разбираться в ситуации, сколько это займет времени и что при этом делать, решает каждый банк. Тинькофф-бизнес присылает письмо на электронную почту компании с информацией о платеже и просит ответить в течение 5 дней. Если у вас другой банк, сроки могут быть другими, поэтому лучше их уточнить.

Соберите доказательства и отправьте в банк. Если компания не согласна вернуть деньги и считает, что покупатель неправ, нужно прислать доказательства в свою пользу. Лучше всего это сделать вместе с первым ответом, если нет — уложитесь в срок, который указан в договоре на эквайринг. Обычно это несколько дней.

Если запрос на чарджбэк приходит клиентам Тинькофф-бизнеса, им в помощь отправляют список документов, которые могут пригодиться. Например, если покупатель пишет, что не получил услугу или товар, компания может использовать:

Список документов под частые причины чарджбэковPDF, 67 КБ

Попросить помощи у банка. Не каждый документ подходит для доказательств, и бывает, что прямо сейчас их нет. В такой ситуации лучше спросить у вашего банка, как быть.

У платежных систем есть внутренние гайды — какие документы смогут защитить компанию от претензий клиента. Возможно, банк сможет прислать отрывок из гайдов. Сейчас «Виза» и «Мастеркард» это запрещают, но «Мир» разрешает присылать скриншоты под конкретную причину возврата. Поэтому на всякий случай попросите прислать что-то по вашей теме, вдруг правила изменятся.

Чек-лист

Что сделать, чтобы подстраховаться от чарджбэков:

Что сделать, если банк прислал сообщение о чарджбэке:

Источник

Сhargeback в Тинькофф Банке

Может ли банк отменить платеж по карте, если продавец не выполнил обязательства по доставке товара или прислал не тот товар? Да. Процедура называется chargeback (чарджбэк) и инициируется по письменному обращению клиента. Почему в одном случае деньги возвращаются быстро и без проблем, а в другом — клиента начинают гонять по инстанциям или вовсе отправляют в полицию? Давайте разберем по шагам, как сделать chargeback в Тинькофф банке.

Chargeback Тинькофф Банк

Тинькофф Банк заслуженно является одним из лидеров банковской сферы в России и Восточной Европе. Работа с клиентами по новейшим технологиям, автоматизация большинства услуг, регулярные обновления и расширение спектра услуг на самых выгодных условиях.

Но нас, как специалистов международного банковского права, в первую очередь интересует выполнение банком обязательств по оспариванию платежей мошенникам, возврат денег за некачественные покупки в интернете и прочие гарантийные случаи для держателей пластиковых карт.

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Судя по отзывам и информации на тематических форумов, с этим тоже все в порядке. Проявляется лояльность к клиентам, банк способствует своевременной инициации чарджбека, оказывает посильную помощь. Единственный важный нюанс — у банка категорическая позиция по некоторым кодам оспаривания платежей. К таким относятся инвестирование, онлайн заработок, биржи и все возможные попытки заработать в казино.

Особенности чарджбека в Тинькофф банке

Это факт, что Тинькофф банк массово не принимает заявления на чарджбек по нашему профилю — Форекс брокерам, букмекерам, онлайн казино. Но случаи рассмотрения заявок и передача их эквайеру в данной сфере зафиксированы. На каком основании были сделаны исключения, банк умалчивает. Равно как и не не считает нужным обосновывать причину отказа всем остальным, видимо простым смертным гражданам.

Вы тоже столкнулись с обманом в интернете? Вас обманул брокер, букмекерская контора или онлайн-казино? Пишите, звоните, оставляйте заявку и мы вместе заставим мошенника ответить за свои махинации. Молчать нельзя, время играет против нас. Подача документов на чарджбек ограничена сроками регламента!

Начнем с теории — с причин, по которым клиент банка все же может инициировать процедуру возврата денег и аннулировать транзакцию.

Тинькофф принимает заявления на chargeback только при явных разногласиях и грубых нарушениях со стороны продавца/мошенника. Когда в ситуации все очевидно, и защита ваших интересов — дело чести.

Какой следующий шаг? Регламент банка предполагает подачу заявления лично или в онлайн-режиме через личный кабинет.

Клиенту потребуется следующий список документов:

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Подготовительный этап считается наиболее сложным. Нужно максимально точно указать причину инициирования чарджбека, собрать полный пакет документов. Грамотность, соблюдение рекомендаций банка, аргументированность и настойчивость — это единственная возможность владельца банковской карты Тинькофф добиться возврата своих денег.

Причины отказа в процедуре чарджбека

По каким причинам банк чаще всего отказывает клиентам в инициации чарджбека?

Насколько правомерно такое субъективное отношение к заявкам? Естественно со стороны клиента это выглядит полным нарушением прав. Многие продолжают атаковать, пишут жалобы в вышестоящие инстанции — в ЦБ, регулирующие органы. Но по отзывам, банка мало интересует ваше мнение, если оно не совпадает с принятым решением.

Срок приема заявлений на чарджбэк

По международным стандартам сроки подачи заявления на чарджбек следующие:

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Предельно допустимый срок — 540 дней, обосновывается в индивидуальном порядке, или безоговорочно принимается по кодам, связанным с оказанием услуг. Касательно других банков, Сбербанка например, мы упоминали, что обычно при подаче заявления даже за 2-3 дня до предельного срока не вызывает проблем. Но у банка Тинькофф на этот счет тоже свои условия, и собственный Регламент, который определяет срок — 40 дней с момента проведения транзакции.

Срок подачи заявления на chargeback Тинькофф составляет 40 дней от даты транзакции.

Что делать, если срок для обращения превышает 40 дней, и по этой причине вы получили официальный отказ? Выход все тот же — обращаться в арбитраж МПС или с жалобой в Центральный банк РФ. Если на руках весомые доказательства, вероятность отстоять свои права остается. Стоит ли рисковать временем и нервами, пытаться инициировать процедуру chargeback в Тинькофф? Наше мнение — стоит. Дарить ваши деньги мошенникам или по причине банального сбоя в системе — абсурд.

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Желаем удачи! И до новых встреч в статьях блога 🙂

Если статья была вам полезна — поделитесь ей на своих страничках в социальных сетях. А если вам нужна бесплатная консультация специалистов по международному банковскому праву и процедуре проведения чарджбека — оставляйте заявку в форме под статьей ↓↓↓.

Источник

Под прищуром: возврат денег из форекса с помощью чарджбэка

Рассмотрите, пожалуйста, под прищуром сайт allchargebacks.ru. Они предлагают вернуть деньги с помощью процедуры чарджбэка и гарантий платежных систем. Якобы они направляют жалобу на действия брокера в банк — и банк возвращает деньги.

Законно ли это и можно ли доверять таким предложениям?

Заранее спасибо,
Василий

Изредка чарджбэк помогает вернуть деньги, но гарантии нет. Истории известны как удачные, так и неудачные попытки чарджбэка; накопилась и судебная практика.

А еще вокруг чарджбэка появились фирмы, которые обещают помочь с возвратом денег и даже гарантируют результат. Например, на упомянутом вами сайте живет ООО «НЭС» — расшифровывается как «Независимое экспертное сообщество». Компания якобы помогает возвращать деньги «от брокеров-мошенников, казино и букмекеров с помощью процедуры чарджбэк».

Попробую разобраться, насколько реально вытащить деньги из сомнительных контор с помощью чарджбэка и как в этом помогают компании вроде НЭС.

Если коротко: запросить чарджбэк можно, но я бы не рассчитывал на успех

👎 Чтобы получить чарджбэк, нужно доказать, что брокер не выполнил договор. Но в договорах с клиентами брокеры предупреждают о риске потерять деньги, поэтому доказать недобросовестность брокера почти невозможно.

👎 Судебная практика складывается не в пользу потерпевших. Суд считает, что раз они подписали договор, то с рисками их ознакомили и потеря денег — на их совести.

👎 Компании, которые помогают с чарджбэком, не могут его гарантировать, потому что решение зависит не от них, а от банков, брокеров и судов. Поэтому в договорах с ними обычно встречаются обтекаемые формулировки, например «информационное сопровождение» или «консультации».

👎 Найденные мной случаи успешного чарджбэка связаны в первую очередь со стечением обстоятельств.

Что такое чарджбэк

Сначала о самом чарджбэке. Это процедура, по которой можно оспорить банковский перевод денег, если контрагент оказался недобросовестным. Допустим, покупатель перевел деньги продавцу, а потом понял, что тот не выполнил условия договора. Тогда покупатель может обратиться в свой банк с письменным заявлением на возврат платежа — чарджбэк.

В заявлении нужно указать:

Сроки подачи заявления зависят от банков и платежных систем. Например, у «Визы» и «Мастеркарда» это 120 дней. Но срок здесь играет второстепенную роль. Его можно продлить — например сослаться на то, что человек не понимал, что его обманули, болел или был в отъезде. Основание для возврата важнее: заявителю придется доказать, что его обманули, и доказательства должны быть очень убедительными.

Но даже если представить все доказательства, автоматически деньги не вернут. Банк изучит ситуацию и свяжется с банком получателя денег, а тот — с продавцом. Если продавец докажет банку свою добросовестность, тот откажет в чарджбэке. Только если доказательств не будет или они не убедят банк, покупатель получит обратно свои деньги.

В обоих случаях стороны могут оспорить решение банка в суде.

О чем говорит судебная практика

В 2018 году жительница города Владимира судилась с компанией Teletrade D. J. Limited. Эта компания занимается обучением клиентов торговле на форексе и открывает им брокерские счета.

«Телетрейд» с банком не согласился и обратился в полицию с просьбой возбудить уголовное дело по факту мошенничества. Но полиция не нашла состава преступления. Тогда компания обратилась в суд. Женщина решила не отставать и подала встречный иск. Эти иски и рассмотрел Ленинский районный суд города Владимира.

Чего хотела женщина. Она считала, что при заключении договора ее обманули. На своем сайте «Телетрейд» заявил, что работает на финансовом рынке 23 года, у него есть лицензия Кипрской комиссии по рынку ценных бумаг и лицензии ЦБ РФ. Все это оказалось неправдой.

п. 2 ст. 179 ГК РФ — сделки под влиянием обмана

А еще ее ввели в заблуждение относительно получателя платежа: Teletrade D. J. Limited зарегистрирован за границей, а она заключила договор с организацией в ее родном городе — а раз так, договор между ней и форекс-брокером ничтожен. И ей обещали доход 20%, а на деле она потеряла на торгах все деньги. Если бы суд удовлетворил иск, женщина получила бы право требовать с «Телетрейда» возмещения морального ущерба и расходов на юристов.

Что решил суд. В удовлетворении и основного, и встречного иска отказать.

Банк все сделал правильно. «Телетрейд» потерял деньги не по вине женщины и не из-за действий банка, а по халатности своих сотрудников. Они должны были объяснить банку, что все законно, но не сделали этого. Неосновательного обогащения здесь нет, и женщина не обязана возвращать деньги.

Но и признать договор ничтожным нельзя. Женщина не представила доказательств, что ее обманули. Она сначала проходила обучение, через несколько дней после этого подписала договор, а деньги на счет внесла через сутки. Значит, у нее было время все обдумать. Никакого обмана и мошенничества не было.

Женщина считает, что раз у «Телетрейда» нет лицензии ЦБ РФ на банковскую или трейдерскую деятельность, значит, они мошенники. Лицензии и правда нет — но по закону никакого отношения к банковской или трейдерской деятельности «Телетрейд» не имеет. Он просто предоставил женщине возможность участвовать через свой сайт в биржевых играх на форексе. Так можно.

Источник

Как я отменила платеж по карте с помощью чарджбэка

Личный опыт на примере карты «Мастеркард»‎

Если вы не согласны с тем, что с карты списали деньги, иногда банк может их вернуть.

Расскажу подробнее, в чем было дело, что такое чарджбэк и как я действовала.

Как с карты ошибочно списали деньги

Я знала, что, когда пробный период закончится, активируется подписка за 1990 Р в месяц. Планировала протестировать сервис и отключить его до первого платежа, если он мне не понравится.

списали с моей карты в сервисе «Файнд-зенграм»

Я плачу в интернете отдельной картой. Это бывает редко, поэтому мобильный банк к ней не подключен. Чеки приходили мне на почту, но перед Новым годом ее завалили спамом. Поэтому первый чек от ОФД я приняла за рекламу и удалила, обратила внимание только на второй. Так и вышло, что деньги списали даже не за один месяц, а за два.

Что сказали в техподдержке

Я начала разбираться, почему подписка еще действует. Написала в техподдержку и только тогда узнала, что «Файнд-зенграм» и «Зенграм» — это разные сервисы. Когда регистрируешься в первом, автоматически появляется аккаунт и во втором. К слову, об этом забыли написать в оферте.

Но сотрудники поддержки явно юлили и не отвечали на некоторые письма. В итоге они отказались признать недоработки на сайте и не захотели возвращать деньги. Поэтому я решила оформить чарджбэк, то есть оспорить списания через банк.

Как победить выгорание

Что такое чарджбэк

Слово «чарджбэк» — от английского chargeback — переводится как «возвратный платеж»‎. Это внутренний механизм платежной системы, который позволяет оспорить некоторые операции. Иногда с его помощью можно вернуть деньги, которые списали с карты. Я пользовалась чарджбэком по карте «Мастеркард», но такая процедура есть, например, и у «Визы». А у российской системы «Мир» она называется «диспут».

В российском законодательстве нет понятия «чарджбэк», но этот процесс описан в регламентах платежных систем. Например, у «Мастеркарда» есть Chargeback Guide. На русском языке в открытом доступе этого гайда нет: держателям карт необязательно его читать, это инструкция для банков. Если банк выпускает карточки «Мастеркард», он обязан исполнять регламент по чарджбэку: это часть договора между банком и платежной системой.

В некоторых случаях деньги на карте еще защищает закон о национальной платежной системе. Но в основном это касается ошибочных операций или некоторых видов мошенничества. Например, если в банке случился технический сбой и он дважды снял деньги за одну и ту же покупку. Или если мошенники расплатились в интернете банковской картой, хотя ее владелец никому не сообщал коды из смс.

По правилам платежных систем случаев для чарджбэка намного больше, но перечень все равно ограничен. Например, если покупатель спорит с продавцом напрямую, его права определяет закон о защите прав потребителей. Если решают вопрос чарджбэка, банки действуют по регламентам платежной системы. И по ним можно защитить не все права потребителя.

Предположим, вы вернули в интернет-магазин бракованный товар. По закону продавец должен отдать деньги за покупку и за ее пересылку обратно. Если вы не получили возврат и обратились за чарджбэком, банк поможет вернуть деньги за заказ, но не за обратную пересылку, потому что в правилах платежной системы о ней ничего не сказано.

Как работает чарджбэк

Иногда суд выгоднее: чарджбэк делают только на сумму платежа, который вы оспариваете. А отсудить можно, например, компенсацию морального вреда, расходы на юриста или процент за пользование чужими деньгами. Я решила не судиться, потому что в моем случае речь шла о маленькой сумме.

Банк-эквайер запрашивает у продавца документы по сделке. И тот должен доказать, что покупатель получил товар. Допустим, продавец не предоставит доказательства или просто согласится вернуть деньги. Тогда банк-эквайер подтвердит чарджбэк, и покупатель получит деньги обратно. А если продавец докажет, что доставил товар, то покупателю ничего не вернут.

У процесса чарджбэка много деталей, и он может быть длиннее. Например, если продавец найдет подтверждающие документы, а покупатель в ответ предоставит дополнительные доказательства. Такой спор может выйти на второй круг, а потом и дойти до арбитража платежной системы. И тогда она сама решит, возвращать ли деньги.

Ситуация, которую я описала, — просто один пример. Чарджбэк может сработать и во многих других случаях.

В каких ситуациях возможен чарджбэк

Не получится отменить перевод в пользу обычного человека, даже если вы что-то у него покупали.

Причина для чарджбэка должна соответствовать правилам платежной системы. Я опишу основные. Но если у вас будет другой случай, спросите о нем в своем банке — вдруг он тоже подходит под условия чарджбэка.

Я условно разделила причины на две категории:

Разберу эти причины для чарджбэка подробнее.

Вы не совершали платеж. То есть никому не сообщали коды из смс, карта все время была у вас, вы не пользовались услугами торговой точки, где был платеж. А деньги все равно списали.

Операция прошла некорректно. Допустим, вы вносили одну сумму, а списали больше или в другой валюте. Или деньги по одной и той же операции списали несколько раз.

Не сработал банкомат. Вы снимали наличные, а банкомат выдал только часть суммы или не выдал ее вообще, при этом на карте стало меньше денег.

Не сработал терминал, и вы оплатили что-то наличными или другой картой. А потом деньги списали и с первой карты.

Проблема с онлайн-покупкой. Вы не получили товар или онлайн-сервис не оказал вам услугу: например, кинотеатр не дал доступ к фильмам, а библиотека — к книгам. Товар оказался некачественным или не соответствовал описанию на сайте. Бывает, что заказ пришел не весь или в нем не то, что вы покупали. А иногда на сайте может возникнуть сбой: вы что-то оплатили, но заказ остался в статусе «не оплачен».

Проблема с туроператором, транспортной компанией или отелем. Вы отменили бронь по всем правилам, но компания не вернула деньги. Или отмена должна была быть бесплатной, а с вас все равно списали штраф. Или вы выезжали из отеля и полностью оплатили проживание, а потом отель списал дополнительную сумму.

Проблемы с абонементом. Фитнес-клуб не открылся в срок, а деньги за абонемент не вернул. Или, наоборот, неожиданно закрылся и не возместил неиспользованную часть абонемента.

Проблемы с подпиской. Вы отключили платную подписку, но за нее все равно списывают деньги.

Во всех этих ситуациях можно запрашивать чарджбэк.

Когда чарджбэк не сработает

Клиент просто ошибся. Например, не прочитал оферту магазина, поставил галочку, подтвердил, что согласен на платную подписку, а потом просит вернуть деньги. При этом компания не нарушала пользовательское соглашение.

Появились ограничения в законе. Например, в 2020 году в России появилось постановление насчет авиарейсов, которые отменили в период пандемии. Российским авиакомпаниям разрешили выдавать за них ваучеры, а деньги возвращать, только когда истекут 3 года.

По закону клиент прав, но нарушений договора-оферты нет. Допустим, человек купил в интернет-магазине вещь, а потом передумал, или она не подошла. По закону о защите прав потребителей он может сдать ее обратно. Но если на сайте магазина не прописано, что качественный товар можно вернуть, сделать чарджбэк будет сложно.

Банк действует строго по правилам платежной системы, а в них есть отсылка к договору с продавцом. К тому же в положении Центробанка сказано, что банки не могут вмешиваться в договорные отношения клиентов. То, что продавец или его договор нарушают закон, может установить, например, суд, но не банк.

Услуга или товар некачественные, но формально соответствуют договору. К примеру, вы купили обучающий курс. Вам обещали крутой экспертный материал, а на деле там полная ерунда. Вам очевидно, что услуга некачественная. Но в договоре-оферте нет пункта, который нарушен. Там указаны общие темы, количество уроков и их продолжительность, а про содержание уроков нет ни слова. В такой ситуации банку практически невозможно вернуть деньги.

Замешан брокер. В Т⁠—⁠Ж уже разбирали вопрос о компаниях-посредниках. Они предлагают вернуть деньги, которые вы заплатили брокеру, но по факту это очень сложно.

Но даже если причина не подходит для чарджбэка, все равно есть смысл обратиться в банк. Возможно, он вернет деньги каким-то другим способом. Например, у карт бывает страховка от мошеннических действий, а владелец может не знать об этом или забыть.

Сроки для чарджбэка

Важно, чтобы не вышли сроки, когда можно подать на возврат. Они разные и зависят от платежной системы, конкретного банка и причины чарджбэка.

Если вы добровольно совершили платеж, но хотите его отменить, ориентируйтесь на правила платежной системы. По ним сроки зависят от конкретной причины, но, например, по правилам «Мастеркарда» это чаще всего 120 дней.

Обычно отсчет идет с момента, когда вы совершили платеж. Но есть и исключения. Допустим, вы купили что-то в интернет-магазине — тогда банк может исчислять срок с даты доставки товара. Но с момента платежа все равно должно пройти не более 540 дней.

Если вы не совершали платеж или в нем ошибка, читайте договор с банком. Сроки, когда можно подать претензию, есть в договоре обслуживания. Например, в моем банке это 30 дней.

Если сроки не прописаны в договоре, нужно ориентироваться на закон о национальной платежной системе. По нему надо обратиться в банк максимум на второй день после получения уведомления об операции.

В России процесс чарджбэка пока что плохо регламентирован. И иногда банки все равно опираются на правила платежной системы, где сроки больше. Так было и у меня. Срок для претензий в моем договоре — 30 дней. Я оспаривала два списания, и с даты первого прошел 41 день. Но банк сделал чарджбэк по обеим операциям.

В общем, даже если вы думаете, что время упущено и деньги не вернуть, проконсультируйтесь в банке. В процедуре чарджбэка много тонкостей, и вы можете чего-то не знать или неверно трактовать сроки.

Дальше в статье расскажу, как действовать, чтобы оформить чарджбэк, и что предпринимала я.

Если вы что-то купили и хотите вернуть деньги, нужно перечитать договор с продавцом и убедиться, что он действительно нарушен.

Если вы уверены, что точно не совершали платеж, впервые слышите о магазине и ничего там не покупали, расспросите родственников. Вдруг это они что-то оплатили вашей картой. И подумайте: может, вы просто забыли о какой-то покупке или подписке. Если выяснится, что это добровольный платеж и продавец не виноват, банк не вернет деньги. А может еще и заставить заплатить штраф. Такое условие иногда бывает в договоре.

Если карту украли, напишите заявление в полицию. И обязательно сохраните талон-уведомление или копию заявления: их нужно будет приложить к заявлению в банке.

Нужно написать в техподдержку, объяснить ситуацию и попросить вернуть деньги. Это часто срабатывает. Например, редактор этой статьи заказала на «Озоне» игрушки. Во время доставки их потеряли, и ей пришло смс, что деньги скоро вернут. Но прошло несколько недель, а их не было. Редактор написала в чат поддержки и выяснила, что деньги забыли отправить. В итоге они поступили в тот же день.

Если продавец не согласился вернуть деньги, банк попросит это подтвердить. Из переписки с магазином должно четко следовать, что он вам отказал. Иногда продавец отвечает формальными отписками — не говорит ни да ни нет. Или предлагает заменить товар, но вас это не устраивает. Спросите прямо: « Вернете ли вы деньги?»‎ Продавцу придется ответить. Мне написали, что не вернут деньги, только в ответ на восьмое письмо.

Внимательно читайте пользовательское соглашение магазина и его ответы в переписке: там могут быть противоречия. Для вас ошибки магазина будут плюсом.

Например, в последнем письме техподдержка сообщила, что я должна писать на другую электронную почту. Ее не было в пользовательском соглашении. В этом же письме дали ссылку на неверный договор оферты. Увидев эти несостыковки, я закончила переписку и обратилась в банк.

Иногда с компанией невозможно связаться или она не отвечает на письма в срок. Сделайте скриншоты переписки, чтобы можно было увидеть даты ваших писем. А потом подробно опишите банку, какие контакты продавца были в открытом доступе и куда и когда вы обращались.

Во время спора продавец будет отстаивать свою правоту, а банк-эквайер — защищать его интересы в рамках правил платежной системы. Поэтому к заявлению на чарджбэк нужно приложить максимум доказательств. Это повысит шансы вернуть деньги.

Помочь могут чеки, выписки со счета карты, скриншоты из личного кабинета в интернет-магазине и банковском приложении, скриншоты смс с подтверждением заказа и писем с электронной почты. Я изучила сайты нескольких банков и составила подробный список доказательств, которые нужны для чарджбэка.

Сложно подтвердить то, чего вы не делали. Но дайте банку хотя бы косвенные доказательства и подробно опишите, что произошло. Например, мне нужно было доказать, что я регистрировалась только в одном сервисе, а о втором не знала. Я могла просто написать: «Я не регистрировалась в другом сервисе». Но «Зенграм» мог прислать логи того, что я заходила в личный кабинет на его сайте. В таком случае банку было бы сложно защитить мои интересы.

В обращении к банку я написала, что уведомление о регистрации пришло только от одного сервиса. А от второго ничего не было, и его не упоминали в оферте. В итоге банк уже знал, как объяснить, что у «Зенграма» есть логи о входе в личный кабинет.

Вот что я собрала в качестве доказательств:

Если бы я собиралась подавать в суд, то сразу заверяла бы скриншоты у нотариуса. Потом я бы не смогла этого сделать: во время переписки со мной сервис изменил функционал личного кабинета.

В банк можно позвонить или написать в чат поддержки. Иногда он сразу принимает претензии в работу, а иногда присылает форму заявления и просит ее заполнить.

У меня был второй случай. Я обратилась в чат поддержки во «Вконтакте»‎ и кратко описала ситуацию, а в ответ мне прислали бланк заявления и адрес для претензий. Он отличался от адреса общей банковской почты.

Чтобы заполнить заявление, понадобились данные карты, с которой списали деньги, и информация из выписки по картсчету.

Я заполнила заявление, распечатала его, подписала, отсканировала и отправила скан в банк. Подробное описание не поместилось на бланке, поэтому в нем я кратко изложила ситуацию. Детали я указала в отдельном документе и приложила его к письму.

Я постаралась сделать так, чтобы сотруднику банка было проще во всем разобраться. Документы подготовила в форматах DOC и PDF. Переписку с «Файнд-зенграмом» скопировала в файл DOC по хронологии и кратко ее прокомментировала.

Банк зарегистрировал мое обращение на третий день и прислал его номер по электронной почте и смс.

По закону о национальной платежной системе банк должен ответить на претензию в течение 30 дней. А если операция прошла за границей, то в течение 60 дней. Этого времени достаточно, чтобы решить простые ситуации: например, если деньги списали по ошибке.

Но решение по чарджбэку может занять больше времени. Все зависит от того, согласился ли магазин с возвратом, как быстро банк-эквайер рассмотрит чарджбэк, придут ли банки к общему решению или отправят обращение в арбитраж платежной системы.

Я получила ответ от своего банка через 91 день. А на следующий день мне зачислили деньги.

Что делать, если в чарджбэке отказали

Если не получилось оспорить платеж через банк, это не значит, что вы не правы. Скорее всего, для вашей ситуации не подходит механизм чарджбэка. Но на продавца можно подать в суд, а в случае мошенничества — написать заявление в полицию.

Вряд ли получится оспорить решение по чарджбэку через суд. Суды считают, что их нельзя обжаловать в рамках закона о защите прав потребителей. Такой результат был во всех судебных делах, которые мне удалось найти.

Еще суд не может сослаться на регламенты платежных систем и заставить банк вернуть деньги с чужого счета. Например, в правилах «Мастеркарда»‎ сказано, что они не создают прав для держателя карты. То есть формально отказ в чарджбэке — это не нарушение прав клиента банка. И чарджбэк — это внутренняя процедура, которая помогает решить спорные ситуации между банками. Она не защищает права потребителя в том объеме, который есть в законодательстве.

А вот если банк не выполнил условия договора об обслуживании, например не принял претензию, то он нарушил права клиента. Но в таких случаях обычно достаточно отправить жалобу в клиентскую службу банка.

Запомнить о чарджбэке

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Привязала основную карту к какому то левому сервису.
Виртуальная карта с 0 на счету:

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Светлана, ко всем сервисам подписок привязываю новую Вирт карту и называю её соответсвенно и на ней всегда ноль.

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Я подал на чарджбэк в итоге. К счастью у меня был итоговый счёт об аренде, который я всегда прошу распечатать и забираю. Сначала я описал свою версию (на английском), приложил скан счета, отдал в банк. Через 60 дней мастеркард прислал ответ в банк и там была версия арендодателя и все его документы. Меня спросили, по прежнему ли я оспариваю. Я сказал «да», ещё раз переписал свою версию другими словами. Дальше мастеркард, как посредник решал, чья версия более правдивая на основе документов. Ещё через 60 дней банк прислал мне письмо, что мастеркард решил, что прав я. Через пару дней получил всю сумму полностью.

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Антон, да, они все мне прислали.

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Антон, это было с кредиткой Ситибанка. Я ничего специально не запрашивал, Сити сам мне отфорвардил все документы, которые ему присылали.

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Автор молодец 👍И дело даже не в сумме, а в том что, вы разобрались в чем то новом для себя, зачастую получив такие навыки и поняв алгоритмы действия в определенных ситуациях, в дальнейшем можно обнаружить, что они пригодились совершенно в другой области. Ну и плюсом иногда такие маленькие, но победы несоразмерно радуют)))

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Ed, дааааа) Как же Вы правы! Это был такой спортивный интерес, получится или нет) Я радовалась безумно))

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Как то приехал в Москву и заселился в гостиницу «Вечный Зов» оплатил проживание естественно до заселения. Когда зашёл в номер ужаснулся: грязь, плесень, вонь, торчащие из стен провода и отваливающиеся розетки, ещё и грязные рваные полотенца. Сидя в номере забронировал другой отель. И пошёл выселяться. В возврате денег отказали. Ведь я в номере провел 15 минут. Вызов полиции не помог. В итоге отменил операцию оплаты в приложении, и думал что все хорошо. Через пару дней деньги опять списали. Тогда то я и лфлрмил чарджбэк. Хорошо, что у меня были фото грязного номера и фото заявления на возврат денег, в котором отказали + скриншоты брони другого отеля на эти же даты. В итоге сработало. Процесс затянулся на +/- 100 дней. Но все же это сработало

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Оформляла 1 раз: возвращала стоимость авиабилетов после банкротства компании Aigle Azur в 2019 (спасибо за подсказку людям с форума Винского). Оформила заявку в Сбер через онлайн форму, прикрепила чеки и билеты. Вернули деньги дней через 50. Зато не пришлось лично общаться с сотрудниками сбера.
Онлайн переписка в приложении показала, что сотрудники сбера не знают, что такое чарджбек и несут полную околесицу, что такого нет и банк тут ни при чем

Анастасия, ооо, напомнили, как-то раз банкротство авиакомпании обнаружили сами совершенно случайно за несколько недель до вылета. Тоже оформляли возврат через банк, успешно.

Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть фото Что такое чарджбэк тинькофф. Смотреть картинку Что такое чарджбэк тинькофф. Картинка про Что такое чарджбэк тинькофф. Фото Что такое чарджбэк тинькофф

Была похожая история 4-5 лет назад. Спасибо Тинофф, что вернули деньги.
Схема там простая, надеются, что большинство забьёт на это. Так в принципе и происходит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *