Что такое чардаш в музыке
Чардаш
Ча́рдаш (венг. csárdás ) — традиционный венгерский народный танец. Название происходит от венг. csárda — постоялый двор, трактир.
Появившись в Венгрии, чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам и регионам: Воеводина, Словакия, Словения, Хорватия, Трансильвания и Моравия.
О происхождении танца существуют различные мнения. По одному мнению, его происхождение может быть связано с венгерским музыкальным стилем вербункошем (от нем. Werbung — вербовка), распространённом в венгерской армии в XVIII веке. По мнению других, чардаш появился из танца гайдуков.
Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лассу), завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Существуют также и другие вариации темпа: csárdás, sűrű csárdás и szökős csárdás. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.
Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.
К тематике чардаша обращались в своём творчестве такие классические композиторы как Ференц Лист, Витторио Монти, Иоганнес Брамс, Иоганн Штраус, Пётр Ильич Чайковский и другие.
Содержание
См. также
Литература
ЧА́РДА́Ш — венгерский народный танец (название происходит от венгерского слова csárdá — трактир). Чардаш состоит из 2-х частей: медленной, патетической и быстрой, стремительной; размер 2/4, характерны резкие синкопы. Чардаш часто встречается в музыкальной литературе (напр., в балете «Лебединое озеро» П. И. Чайковского); элементами чардаша (венгерские мелодические обороты, острые синкопы и др.) насыщены многие произведения: «Венгерские рапсодии» Ф. Листа, «Венгерские танцы» И. Брамса
Ссылки
Записи
Полезное
Смотреть что такое «Чардаш» в других словарях:
ЧАРДАШ — венгерский национальный танец, в 1/4 такта; исполняется кавалером и дамой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ЧАРДАШ живой народный венгерский танец. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
ЧАРДАШ — ЧАРДАШ, а и ЧАРДАШ, а, муж. Венгерский народный танец со сменой медленных и стремительных движений, а также музыка в ритме этого танца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЧАРДАШ — ЧАРДАШ, а и ЧАРДАШ, а, муж. Венгерский народный танец со сменой медленных и стремительных движений, а также музыка в ритме этого танца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
чардаш — и допустимо чардаш … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ЧАРДАШ — ЧАРДАШ, чардаша, муж. (венг. csardas). 1. Венгерский национальный танец. 2. Музыкальная пьеса в ритме этого танца. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
чардаш — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Чардаш — или чардас венгерский танец, состоит из двух частей: андантеи аллегро, обе в две четверти и в том же строе. Каждая мелодия, в 8 или16 тактов, имеет в конце полную совершенную каденцию с характерным инеизменным рисунком мелодии. Ч. получил… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЧАРДАШ — (венг. csardas, от csarda кабачок, трактир), венгерский танец; состоит из двух частей: меланхолического или патетического вступления (лассу), сопровождающего мужской круговой танец, и быстрого парного танца (фришки) … Этнографический словарь
Чардаш — (венгерское csardas, от csarda деревенский кабачок), венгерский народный и бальный танец 2 дольного размера, наиболее популярный в середине 19 в. Использован в сочинениях И. Кальмана. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
чардаш — (венг. csárdás, от csárda кабачок, трактир), венгерский танец; состоит из двух частей: меланхолического или патетического вступления (лассу), сопровождающего мужской круговой танец, и быстрого парного танца (фришки) … Энциклопедия «Народы и религии мира»
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Цитатник
Наши кумиры. Забытые кумиры. Вадим Козин. Наши кумиры. Вадим Козин — певец ушедшей э.
Спецоперация иллюминатов-асфальтирование поверхности Земли Все живые существа на Земле, в.
—Метки
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
Чардаш. и все о нём
«Когда цыган заводит чардаш, то душа сто раз за минуту раскрывается и закрывается от щемящего, непередаваемого чувства! Что-то мистическое есть в этой музыке, в этих движениях. »
Чардаш. Монти
Чардаш – что это такое?
Появившись в Венгрии, чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам: Воеводина, Словакия, Словения, Хорватия, Трансильвания и Моравия. О происхождении танца существуют различные мнения. По одному мнению, его происхождение может быть связано с венгерским музыкальным стилем вербункошем (от слова вербовка), распространённом в венгерской армии в XVIII веке. По мнению других, чардаш появился из танца гайдуков. Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу, завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца. Существуют также и другие вариации темпа, музыкальный размер 2/4 или 4/4. Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.
К тематике чардаша обращались в своём творчестве и классические. Давай посмотрим наиболее известные примеры, то есть наиболее известные чардаши мира!
Витторио Монти итальянский скрипач и композитор, известный в свое время (1868-1922) преподаватель игры на скрипке и мандолине. Монти Чардаш, написанный для скрипки или мандолины с фортепьяно (оркестром) – самое известное из его произведений – исполняется оркестрами и различными по составу инструментальными ансамблями, а также соло чуть ли не на всех известных музыкальных инструментах: скрипка, саксофон, форте-пьяно, аккордеон, балалайка, разумеется, на гитаре (как семиструнной, так и шестиструнной) и множестве других.
Йоганнес Брамс: V. венгерский танец
На рубеже столетий венгерские танцы стали очень популярными в Германии. Почти в всех буржоазных семях играли их, и из них родились даже оранжировки для оркестра. Из композиторов IXX. века Брамс знал больше всех современную венгерскую музику. Его друг, Еде Ремени, известный венгерский скрипач обратил его внимание на венгерские песни и чардаши. Они и в месте играли чардаши, когда Брамс аккомпанировал Ремени на рояле. Брамс издал 21 венгерских танцов, из этих наиболее известный V. танец, который чардаш.
Чардаш из балета Лебединое озеро
Пётр Ильич Чайковский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Один из этих Лебединое озеро. Чардаш заевляется во втором акте балета, на кнажецкой бале, где между прочим гостят и венгры.
Чардаш из оперетты Летучая Мышь
Летучую Мышь писал Иоганн Штраус австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт. В оперетта баронесса изобрашающая из себя венгерской графини поет чардаш чтобы доказать свою личность.
Ференц Лист: Чардаш макабр (Чардаш смерти)
Лист в начале популярной чардаш-мелодии «Горит избушка» осознал пару начала «Танец Смерти». Из этого озорения радилась уникальная фортепьянная пьеса, которую он называл «Чардашом макабром». Эта пьеса один из наиболее известных поздних музыкальных произведений композитора. На ее характерны бесконечные повторении, пустое звучание и загробная атмосфера. Этот чардаш является потрясающим, именно на рояле Листа, который раньше стал известным как источник удовольствий. В ней развертывается сарказм и демонизм композитора.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Что такое чардаш в музыке
Витторио Монти «Чардаш»
Историю создания «Чардаша» Монти, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Выясняя историю создания великолепного концертного произведения «Чардаш», необходимо в первую очередь немного рассказать о его авторе. Поскольку музыковеды особого интереса к творчеству композитора никогда не проявляли, мемуаров о своей жизни он не написал, и личного биографа у музыканта не было, сведений о Монти осталось очень мало. О Витторио Монти мы знаем только то, что он родился в прекрасном итальянском городе Неаполе в 1868 году.
Обладая превосходными музыкальными способностями и хорошо владея скрипкой и мандолиной , он поступил в родном городе в знаменитую консерваторию «Сан-Пьетро-а-Майелла», в которой также получили образование многие выдающиеся итальянские музыканты. В восемнадцать лет, завершив обучение по двум специальностям, как скрипач и композитор, Витторио решил поучиться в Париже у выдающегося скрипача Камилло Сивори. После эффективной стажировки его приняли в оркестр Шарля Ламоре, где скрипач впоследствии продолжительное время работал концертмейстером, а в 1900 году он был приглашён на должность дирижёра в концертный зал «Paris-Concert». Помимо этого, Витторио также активно занимался композиторской деятельностью и сочинял произведения в различных жанрах: композиции для скрипки, вокальные миниатюры, а также балеты и оперетты. Среди сочинений Монти особой популярностью в своё время пользовалась мимодрама «Рождество Пьеро». Создание знаменитого «Чардаша» тоже относится к данному творческому периоду композитора и датируется 1904 годом.
Несмотря на то, что Чардаш с удовольствием танцевали в Словакии, Словении и Хорватии его родиной считается Венгрия, а народная музыка этой страны, впитавшая в себя как цыганский, так и турецкий колорит, в мировой культуре заняла весьма достойное место. Отличающаяся темпераментом и самобытностью, она всегда привлекала внимание композиторов-классиков, которые, вдохновлённые венгерскими мотивами, довольно часто использовали их в своих произведениях. Например, Чардаш нашёл себе место в произведениях таких великих музыкальных мэтров как Ференц Лист , Иоганнес Брамс, Пётр Ильич Чайковский , Лео Делиб, Иоганн Штраус. Во времена Витторио Монти Чардаш не утратил своей популярности, и композитор в стиле этого танца решил сочинить салонную пьесу, которую можно было в сопровождении фортепиано исполнить не только на скрипке, но и мандолине. Композиция произвела сильное впечатление, как на слушателей, так и на музыкантов. Переложение произведения тотчас стали делать для всех возможных инструментов.
Интересные факты
Содержание «Чардаша» Монти
«Чардаш» Витторио Монти – это произведение, сочинённое в свободном стиле. Ему свойственна «импровизационность», а также чередование эпизодов разного характера основанных на материале народных мотивов. Включающий в себя семь разделов, он открывается эффектными аккордами, призывно звучащими на форте. Затем в ре миноре в медленном темпе с затакта начинается красивая выразительная мелодия, напоминающая цыганский распев. Мелодическая линия следующего раздела, также представляющего собой восьмитактовый период, стремительно взлетает вверх, а затем постепенно опускается. Композитор в этой части раскрашивает музыкальную тему этой части форшлагами и ферматами.
Третий и четвёртый разделы резко контрастны предыдущим частям. Медленный темп меняется на быстрый. Зарождается зажигательный танец. Тема третьего раздела начинается с резкого октавного скачка вверх с тоники на тонику, а затем она постепенно спускается к исходному звуку. Следующее затем, кружащееся движение является основным мелодическим материалом не только третьей, но и четвёртой части. В пятом разделе «Чардаша» характер и темп произведения вновь меняются, теперь музыка напоминает величественный и гордый полонез . Идущая далее шестая часть точно повторяет четвертую, а вот в заключительном разделе композитор проводит тематический материал третьего, но не в ре минорной, а одноимённой Ре мажорной тональности.
«Чардаш» итальянского композитора Витторио Монти сегодня относится к числу самых исполняемых произведений. Он носит разные титулы. Его называют и «золотым шедевром», и коронным «блюдом» цыганского репертуара. Большие оркестры и ансамбли, различные по своему инструментальному составу, включают эту композицию в свой репертуар. Солисты-исполнители тоже любят «Чардаш», так как в нем можно показать и красоту тембрального окраса любимого инструмента, а также похвастаться техническими навыками, которыми владеет музыкант.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Чардаш» Монти
Что такое чардаш в музыке
Когда цыган заводит чардаш, то душа сто раз за минуту раскрывается и закрывается от щемящего, непередаваемого чувства!
Что-то мистическое есть в этой музыке, в этих движениях.
Ходит пол
ходуном, —
танцуют венгры.
На раздолье степном
разгулялись ветры…
А скрипач, —
ай, скрипач!
Ах, дьявол!! —
к скрипке
прикипел-припал
плечом окаянным!
Он так придумал,
так захотел,
так приказал он…
Скрипки бешеная метель
бушует по залу.
Проходит девушка одна,
хрустя
юбкой.
На всех посматривает она
легко и юно.
Чего, мол,
ты застыл, чудак, —
стоишь смирно.
Я просто так,
просто так
иду
мимо…
Я, может,
еще раз взгляну,
пожму плечами…
И вдруг, —
повернувшись ко мне:
«А ну,
станцуем чардаш!»
И вот пошло!
И вот началось!
Закружилось!
И вот над нами
две тысячи гроз
ахнули,
ширясь.
А сердце звенит:
пропал, пропал…
Рушатся стены…
А скрипач, —
ай, скрипач!
Ах, стерва.
Эгей,
черт тебя возьми!
Давай чаще.
Танцуем мы,
танцуем мы
чардаш!
Чардаш.
Земля, кружись!
Мир, кружись!
Кружись и смейся.
Раскручивается
наша жизнь
с планетою вместе!
Пускай другие
берут покой,
сон
и молчанье…
А мы выбираем
огонь!
Огонь!
Чардаш,
чардаш.
Мелькают лица,
летят слова
по белому свету…
Если закружится голова
у старой планеты,
стыдиться этого
не должна
планета,
ручаюсь —
вместе с нами
в тот вечер
она
танцевала чардаш.
Собственно,хочу поговорить об одном из любимых музыкальных произведений-о ЧАРДАШЕ МОНТИ
Витто́рио Мо́нти (итал. Vittorio Monti; 1868—1922) — итальянский скрипач, композитор и дирижёр.
Обучался в неаполитанской консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла по классам скрипки Ф. Пинто (который был также учителем Франческо Паоло Тости) и композиции Паоло Серрао (нем.). В 1886 году перебрался в Париж, где совершенствовал своё исполнительское мастерство под руководством Камилло Сивори. Был принят в оркестр Ламурё и долгие годы был его концертмейстером. Помимо скрипки Монти играл также на мандолине и оставил учебник игры на этом инструменте. В 1900 году стал дирижёром в концертном зале «Париж-Концерт» (Paris-Concert).
Среди произведений Монти были балеты, оперетты, инструментальные и вокальные пьесы
Однако своё время пережило лишь одно его сочинение — ЧАРДАШ с одноимённым названием, небольшая салонная пьеса для скрипки или мандолины в сопровождении фортепиано, созданная на основе венгерских народных танцевальных мелодий
ЮРИЙ НАСЫБУЛЛИН-ЧАРДАШ МОНТИ.
И словно краски с полинявшего холста,
Нас опьяняет невозможная мечта.
Смуглый девичий локоть,
Черный короткий локон,
Страстные брови, напряженные уста.
Только все тише, все слабей издалека
Плакала скрипка, как ребенок на руках.
Вот и затихли в доме
Звуки шагов знакомых,
Толька слегка качнулась дверь от сквозняка.
Но я помню тот лебяжий невесомый пух.
Мелодия горячим ветром перехватывала дух.
И казалось, что, затерян посреди высоких трав,
Я глядел во тьме на звезды, в небо голову задрав.
Искрами сверкали серьги,
Шиты бисером «венгерки»
Алые в полнеба рукава.
И взлетали исступленно
В танце острые колена
Башенками храма Покрова.
В этой сумасшедшей пляске
Страсть языческой закваски,
Идолы, шуты и маски,
Бусины, цветы и краски,
Трепетность любовной ласки
И предчувствие развязки
И старинных песен кружева.
Упало в ночь воздетое плечо.
Мелодия отпрянула задутою свечой.
И умер звук, и в горле горячо.
Растоптанная скрипка и оборванный смычок.
Значение слова «чардаш»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Появившись в Венгрии, чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам и регионам: Воеводина, Словакия, Словения, Хорватия, Трансильвания и Моравия.
О происхождении танца существуют различные мнения. По одному мнению, его происхождение может быть связано с венгерским музыкальным стилем вербункошем (от нем. Werbung — вербовка), распространённом в венгерской армии в XVIII веке. По мнению других, чардаш появился из танца гайдуков.
Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лашшу), завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Существуют также и другие вариации темпа: csárdás, sűrű csárdás и szökős csárdás. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.
Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно ярко-красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.
К тематике чардаша обращались в своём творчестве такие классические композиторы как Ференц Лист, Витторио Монти, Иоганнес Брамс, Иоганн Штраус, Пётр Ильич Чайковский, Имре Кальман и другие.
В 1975 году на волне популярности оперетт Имре Кальмана в СССР, и в частности произведения «Королева Чардаша», парфюмерная фабрика Дзинтарс выпустила аромат «Čardašs».
ЧАРДА’Ш, а, м. [венгерск. csardas]. 1. Венгерский национальный танец. 2. Музыкальная пьеса в ритме этого танца.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека