что должен уметь делать учитель
Что должен знать и уметь современный учитель
Многое сказано о том, что педагог должен быть профессионалом в своем деле, отлично знать материал и успешно применять на практике полученные знания. С таким утверждением не поспорить. Но ведь работник образовательной сферы – это не просто носитель и передатчик информации, но и участник живого образовательного процесса.
Одна эпоха уступает место другой, преображая современность. То, что даже 10 лет назад казалось невозможным, теперь считается нормой жизни. Меняется речь, вводятся новые понятия, обновляя портрет ученика. В отличие от взрослых, дети и подростки с их гибким мышлением очень живо откликаются на перемены, подстраиваясь под ритм своей реальности.
1. Знать психологию современных детей
Кадр из сериала «Физрук»
Педагог в работе обязан понимать и принимать образ современного школьника, ведь от этого зависит достижение с ним положительного контакта.
Учитывая психологические особенности каждого возраста, учитель выстраивает доверительные отношения со всей аудиторией. Оказать помощь в этом деле могут не только педагогические труды прошлых лет, но и современные пособия, так как свежие идеи часто оказываются актуальнее для сегодняшнего поколения.
Кроме того, работник педагогической сферы должен проводить собственные наблюдения за подопечными. Анализируя трудности взаимодействия и опираясь на мнения известных ученых, важно делать выводы и решать проблему без ущерба для личности ребенка.
2. Способность заинтересовать учеников на уроке
Кадр из фильма «Гарри Поттер и тайная комната»
Умение заинтересовать учебным материалом – важнейшее качество современного учителя. Нужно стараться преподнести даже самую скучную тему в интересной форме. В этом учителю поможет грамотная речь, собственная увлеченность предметом и специальные педагогические методики.
3. Уметь работать с интерактивными устройствами
Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»
Современный педагог должен хорошо разбираться в управлении интерактивным оборудованием на занятии. На сегодняшний день техника выступает в качестве опоры для ученика и учителя. Компьютер, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты – вот перечень необходимого минимума для проведения современного урока или лекции.
3. Находить баланс между строгостью и мягкостью
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса»
Педагогу очень важно проявлять доброжелательность и безусловное уважение личности каждого ученика. Без этих качеств педагогу придётся сложно, и работа по профессии рано или поздно станет мучением как для него, так и для детей.
Но это вовсе не означает, что ученики могут проявлять неуважение к педагогу. Между ними обязательно должна быть дистанция. Проводя занятие, нужно помнить, что управляет процессом учитель. Он делает это для организации работы учеников и должен относиться к ним с объективной требовательностью.
4. Нужно уметь расслабляться
Кадр из фильма «Большая перемена»
Работа в сфере образования требует большой отдачи как физических, так и психологических ресурсов. Учителю важно уметь отдыхать, находить баланс между работой и отдыхом, не допуская перевеса в какую-либо сторону, иначе пострадает учебный процесс.
Некоторые педагоги не способны расслабиться даже после прихода домой. Чтобы этого избежать, можно, к примеру, найти интересное хобби, завести ритуал вечерних прогулок на свежем воздухе или заняться спортом.
5. Не забывать о цели профессии учителя
Кадр из фильма «Уроки французского»
И самое главное, следует помнить о том, почему ты решил стать педагогом. В идеале, предназначение учителя – вырастить умных, здоровых и социально-устойчивых личностей. Можно даже сказать, что педагогика не просто наука, а колыбель цивилизации, из которой выходит настоящее и будущее любого народа.
Что должен уметь учитель?
Каждая встреча учителя с новыми учениками – экзамен для преподавателя и проверка его профессиональной зрелости. Ведь, ему предстоит вести к знаниям будущее страны, найти «заветный ключик» к каждому ученику.
Сегодня повсеместно отмечается всеобщее внимание к личной жизни педагогов – общество активно реагирует на персональные страницы учителей в соцсетях, их видеоролики, фотографии, публикации и комментарии. Интерес родителей и администрации школы к личности учителя вне рабочего времени не случаен. Это позволяет оценить его поведение с целью понять, насколько педагог готов к работе с детьми, и чему он будет учить школьников, кроме базовых предметов.
Ведь школьные годы – главный период в жизни каждого ребенка, поскольку именно в это время происходит взросление и формирование мировоззрения. Педагог, который встречает первоклассника на пороге школы, учит его не только читать, писать и считать, но и дружить, любить, мечтать, добиваться целей. То есть, фактически он открывает перед учеником школы все дороги во взрослую жизнь. Поэтому роль учителя в становление личности каждого члена общества невозможно переоценить.
Чем больше знаний и сил отдает учитель детям, тем заметнее прогресс во всех сферах жизнедеятельности человека. Но и каждый первоклассник – личность, со своим, пусть небольшим пока опытом общения и «домашними» представлениями об окружающем мире. И чтобы школьник услышал все, что ему говорит педагог, учителю нужно найти подход к каждому ребенку. Сделать это преподавателю помогают знания и навыки, о которых мы сегодня и поговорим.
Итак, какими компетенциями должен обладать современный педагог?
Создавать комфортную рабочую атмосферу урока
Каждый день, входя в класс, учитель не знает, как пройдет урок. Невозможно подготовиться ко всем непредвиденным ситуациям: один ученик не выучил урок, у другого – проблемы в семье, третий робеет, отвечая у доски и т.д. Сколько учеников – столько вариантов развития событий. Поскольку время урока слишком ограничено, у преподавателя есть всего несколько минут на то, чтобы сосредоточить внимание детей и заинтересовать их рабочим процессом.
Учитель должен владеть не только знанием предмета, методикой преподавания, но и быть идеальным психологом, чтобы безошибочно определять эмоциональную атмосферу на уроке. Он – режиссер и актер, который за считанные минуты может выйти за рамки написанного ранее «сценария» урока и экспромтом вести занятия, стремясь достичь поставленных целей незапланированными методами.
Естественно, в педагогических ВУЗах не учат актерскому мастерству и не развивают способность видеть, чем занимаются ученики, когда учитель пишет тему урока на доске, стоя спиной к классу. Эти таланты, необходимые для создания психологической атмосферы урока, педагогу приходится развивать самостоятельно, желательно – в кратчайшие сроки, или еще до начала обучения профессии.
Педагог должен проявлять изобретательность в организации образовательного пространства
Учитель обязан доступно излагать материал не только в классе, ученикам, сидящим за партой, но и, при необходимости, во время экскурсии на природу, в музей – везде и в любых условиях, где нет возможности использовать привычные инструменты.
Иногда неформальная обстановка и креативный подход учителя к организации учебного пространства дают больше шансов для достижения цели урока, чем классические формы подачи материала. Дополнительный эффект при таком подходе – установление межличностных отношений между учениками, и их доверительное отношение к учителю.
Стратегия планирования – обязательный навык для учителя
Поход на природу или в технопарк для проведения урока должен быть тщательно спланированным еще на этапе составления учебного плана. Подобные внеклассные формы уроков используют, как правило, для изучения новой темы – они позволяют расширить кругозор учеников и понять практическое значение изучаемого вопроса. Для закрепления полученных вне стен класса знаний рекомендуется проведение итогового занятия.
Чтобы заранее знать, будет ли интересна экскурсия абсолютно всем детям, или лучше, во избежание проблем, провести урок в классической форме, учитель должен обладать некоторым даром предвидения. Но даже урок за партой нужно построить таким образом, чтобы вовлечь в работу каждого ученика. Для этого учителю необходимы уже перечисленные навыки в пунктах 1 и 2, а также – личностные качества, о которых мы расскажем – в следующем пункте.
Ответственность, справедливость и самокритичность – основные инструменты учителя
В любой сфере специалист оценивает результаты своего труда и работает над ошибками, чтобы в будущем их устранить и добиться больших успехов. Учитель чаще всего не имеет возможности увидеть плоды своего труда, потому что он работает с душами и сознанием детей на отдаленную перспективу. Настоящий преподаватель должен, как никто, осознавать степень своей ответственности за дальнейшую судьбу каждого своего ученика, уметь критически анализировать каждое свое действие, чтобы избежать ошибок, которые он в будущем никогда не сможет исправить.
Учитель оценивает работу ученика. Это – один из самых сложных этапов в работе. Оценка любого вида работы – это и зримый результат усвоения материала, и тонкий психологический инструмент воздействия на ученика: поощрение «авансом», стимулирование внимания, наказание за нерадивость и т.д. Учитель ни на секунду не должен забывать, что несправедливая оценка, из-за упущенных скрытых и явных деталей, способна навсегда изменить судьбу ребенка, его отношение к себе и к окружающим. При этом не имеет значения, была ли оценка завышенной или заниженной.
Взаимоотношения с родителями, коллегами и руководством школы.
Будущий учитель, сидя на студенческой скамье, зачастую не задумывается, что находить «ключики взаимопонимания» ему придется не только с учениками, но и с его родителями, бабушками и дедушками, а также с коллегами по работе. К тому же в этом процессе существует определенный психологический барьер для самого учителя: возраст выпускника педагогического ВУЗа иногда существенно меньше, чем возраст родителей ученика, которых ему предстоит тоже учить и воспитывать, находить к ним правильный подход.
Здесь понадобится и невероятное чувство такта, понимание скрытых мотивов, умение анализировать каждую семейную ситуацию. При обсуждении острых проблем учитель должен проявлять сдержанность, не идти на поводу в случаях провокаций, отстаивать свои убеждения и всегда находить конструктивное решение. Учитель должен быть другом семьи, но, при этом, уметь «держать дистанцию».
Обсуждение общих и частных вопросов с коллегами и администрацией школы существенно приближают учителя к намеченным целям в воспитании и обучении своих подопечных.
Профессиональная этика учителя
Педагоги больше, чем представители других профессий (за исключением «звезд» кино и эстрады) ощущают на себе пристальные взгляды общественности. Стиль одежды, манеры поведения, речь, круг знакомых и близких не должны ставить под сомнение репутацию учителя. Эти правила давно регламентированы обществом, приняты, как аксиома, и распространяются на учителя даже за пределами школы.
Чтобы не прослыть среди учеников «синим чулком», или не получить какое-то другое неприятное прозвище, допустимо использование современного молодежного сленга, в виде цитат или с юмористическим оттенком. Сдержанное и уместное употребление таких приемов общения помогает в построении диалога с современными учениками. Но, одновременно, учитель должен продвигать свое видение речевых форм, прививать культуру речи и поведения ученикам.
Самообразование
«Крылатое» высказывание о том, что учитель остается учителем до тех пор, пока сам учится – не философия, а руководство к действию. Саморазвитие и постоянное повышение квалификации необходимо каждому учителю, чтобы быть в курсе последних достижений науки и техники, понимания психологии современных детей, знания их мира увлечений.
Вместо заключения
Профессия учителя благородна и уважаема. Да, уровень зарплаты пока не демонстрирует степени уважения и значимости профессии, поэтому современных педагогов можно смело назвать альтруистами. Если человек не обладает всеми перечисленными качествами, то, вероятнее всего, ему стоит задуматься о более легкой профессии, не требующей полной самоотдачи.
Каким должен быть современный учитель и как молодому специалисту стать хорошим педагогом?
По статистике примерно треть молодых учителей уходят из школы в течение первых 3 лет, ведь представления начинающих специалистов о педагогической работе оказываются далеки от реальности. Как же пережить трудности, с которыми сталкиваются все новички? Как стать хорошим учителем, который получает удовольствие от преподавания и общения с детьми? К какому профессиональному идеалу нужно стремиться современному педагогу? Об этом мы и поговорим.
Цели и задачи работы современного педагога
Главная цель любого учителя – не просто дать ученикам набор определенных знаний и навыков. Педагог должен помочь каждому ребенку сформироваться как личность, реализовать свой потенциал, научиться быстро адаптироваться к изменениям, добиваться собственных жизненных целей, приносить пользу обществу. Отсюда вытекают и основные задачи педагогической работы:
10 признаков компетентности педагога
Каким должен быть учитель, чтобы дети видели в нем авторитет, а коллеги – настоящего профессионала? Сильный педагог — это преподаватель, который:
Надо отметить, что формирование компетенций педагога – дело времени. Для выработки многих важных качеств учителя уходят годы. Поэтому молодым специалистам не стоит расстраиваться при возникновении сложностей — нужно расценивать их как способ получения необходимого профессионального опыта.
Как учителю работать со «сложными» детьми?
Самой большой проблемой для большинства начинающих педагогов становится выстраивание отношений с детьми, которые ведут себя вызывающе, оппозиционно по отношению ко взрослым. Такие ученики есть практически в каждом классе или параллели – их, по разным подсчетам, от 2 до 17 % от всего числа школьников. Вот как советуют вести себя с ними опытные учителя:
Где учиться на учителя?
На педагогов учат в профильных вузах, колледжах, техникумах. Но если у вас уже есть любое высшее или среднее профессиональное образование, то получить квалификацию педагога можно не за 3-5 лет, а за несколько месяцев. Для этого необходимо пройти курсы профессиональной переподготовки.
Эксперты-практики АНО ДПО «УрИПКиП» разработали дистанционные* курсы по всем дисциплинам школьной программы, а также общие курсы по педагогике, на которых можно получить квалификации «Воспитатель», «Педагог» и т. д. При выборе программы учитывайте базовый уровень своей подготовки и цели, которые перед вами стоят. Предположим, вы хотите преподавать математику:
Если у вас есть диплом педагогического вуза, колледжа, техникума по любому направлению, пройдите курс на 620 часов и получите квалификацию «Учитель математики». Также можно поступить на программы объемом 1108 часов, которые готовят к преподаванию сразу двух дисциплин школьной программы:
Что нужно знать учителю в XXI веке? Восемь практических советов
Вики называет себя не просто учителем, а скорее собственным директором по развитию, инженером-технологом преподавательского дела. Сначала она обратилась к аудитории:
— Сколько учителей из присутствующих считают, что у них слишком много работы? Практически все. Ну да, сложно претворять инновацию в жизнь, если у тебя так много работы. Но это возможно!
Вот рецепт успеха для учителей, к которому Вики пришла собственным опытным путем:
1. Стать хозяином самому себе. Не дела управляют учителем, а учитель — делами. Только мы решаем, какими мы будем, к какому результату придем.
2. Т ропой черепахи. Вики уверена: если мы не можем сделать все и сразу — ничего страшного, давайте сделаем чуть-чуть, кое-что, привыкнем добиваться цели медленно, совершая мелкие незаметные шаги.
— Я меняю мир вокруг меня постепенно, маленькими шажками, как черепашка! — рассказывает Вики.
3. 30 минут в неделю на учебу. Мы, учителя, очень заняты — но хотя бы немного времени можно выделить на самообразование, на освоение новых технологий. Я приняла решение посвящать учебе всего по пятнадцать минут два раза в неделю: это мало, но этого достаточно, чтобы совершить маленький «черепаший» шажок.
4. Три больших цели. Три — и не больше! Если их будет много, вы не сможете реализовать ни одну. Пусть их будет меньше, но они будут весомыми и будут полностью занимать ваши мысли. А вот закапывать себя в полезной информации — не полезно и ни к чему не приведет.
— В свое время я привозила с конференций по пятьдесят классных идей и инициатив, которые хотела реализовать у себя в классе. И угадайте, сколько из них я реализовала? Ни одной. А все потому, что их было слишком много.
Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.
5. IT с умом. Используйте информационные технологии — но только такие, которые нужны для достижения вашей цели. Подумайте, чего вы хотите добиться — и подберите нужные технологии.
— Лично я хотела, чтобы в классе у меня была коллаборация, работа сплоченной команды, сотрудничество — для этого потребовалась блогосфера. И еще: если вы хорошо разбираетесь в компьютере и гаджетах, старайтесь уважительно относиться к тем, кто пока только осваивает компьютерные технологии.
6. Стройте горизонтальные отношения. Один из первых реализованных проектов Вики — «плоский класс» — провозглашал горизонтальные, доступные отношения между участниками образовательного процесса. Площадка, где все могут учить всех и делиться полезной информацией с кем угодно.
— Моим проектом руководила шестнадцатилетняя школьница — сейчас она уже делает свою карьеру, и она один из ведущих фермеров в области, — рассказывает Вики.
— Я просила своих учеников научить меня и моих коллег пользоваться википедией. Оказывается, эти мальчики и девочки могут научить учителей многому — главное разрешить им!
7. Не бойтесь завышенных ожиданий. Ваши студенты будут делать то, чего вы от них ждете. А вот выше ваших ожиданий они никогда не поднимутся — поэтому ждите от них большего!
Вики рассказала российским учителям об одном контролируемом эксперименте: трем учителям сказали, что они лучшие учителя в районе, что им дадут классы отобранных, самых умных и способных учеников. Спустя несколько недель оценки в этих экспериментальных классах поднялись на 20-30 процентов. На самом же деле учителя действительно были лучшие, а ученики — совершенно обычные, отобранные случайным образом. Поэтому не стоит пенять на то, что ученики вам достались слабые: вы достаточно сильны, чтобы победить с тем, что имеете.
8. Социальное взаимодействие. Почему стоит быть милыми с учениками? Потому что отношения с педагогом — это важный фактор успешности учащегося. К тому же, кто согласится учиться у того, кто ему неприятен? Работа учителя — быть с детьми, знать об их жизни и интересах.
9. Никакого негатива. Ни в коем случае нельзя пускать в свою жизнь нытье, жалобы, заостряться на отрицательных моментах, прогнозировать одни только плохие последствия. Иногда стоит просто прекратить общение с человеком — особенно если вы чувствуете, что он живет в негативе. Общайтесь с сильными, хорошими людьми, которые вас вдохновляют и настроены позитивно. Где их найти? Да хотя бы в Интернете: весь мир доступен вам, особенно если вам доступны новые информационные технологии.
Помните про самовыполняющееся пророчество. Когда вы говорите ученикам, что они ничему не научатся и станут уголовниками, вы приближаете их к этой судьбе. Когда говорите, что вы верите в них, что они станут специалистами мирового класса — они делают уверенный шаг в сторону успеха.
Навыки успешного преподавателя
Какие качества делают преподавателя успешным? Какими навыками, талантами и характеристиками он должен обладать? Хотя у каждого преподавателя есть свой особый, уникальный стиль, существуют универсальные качества, которые помогут преподавателю стать лучше.
Отличные коммуникативные навыки. Казалось бы, что самой важной характеристикой преподавателя является наличие знаний, однако не менее важным является навык передачи этих знаний. Независимо от того, насколько осведомлен человек, если он не может передать то, что знает, другим людям понятным и интересным способом, само знание становится бесполезным. Коммуникативные навыки, заключающиеся в вербальных и невербальных способах передачи информации, помогают доносить знания более эффективно. Это также означает понимание того, когда аудитория поняла сообщение, а когда — нет. Хороший преподаватель часто перефразирует свою мысль, использует иллюстрацию или текст, если становится очевидным, что студенты не поняли его.
Постановка целей. Объяснение ожиданий, реалистичных целей обучения, без постановки сильных ограничений позволяет преподавателю извлечь максимальный потенциал из каждого ученика. Успешные преподаватели имеют высокие стандарты, постоянно побуждают студентов делать все возможное и поощряют их учиться с максимальной отдачей. Постановка целей связана еще с двумя важными задачами преподавателя, заключающимися в реагировании на изменения успеваемости и обеспечении обратной связи. Хороший преподаватель выясняет причины плохой успеваемости и составляет план, чтобы вернуть студента в нужное русло. Формулировка реакции на негативное поведение требует такта и тонкости, которые аккуратно подводят студента к изменениям. Исследования педагогических навыков показывают, что донесение положительной обратной связи: поощрение, похвала, благодарность, являются критически важным навыком для преподавателей. Хорошо построенная обратная связь не просто состоит в том, чтобы сказать правильно ли студент сделал задание или нет, а ведет к самокоррекции и саморегуляции студента. Например, вместо того, чтобы просто сказать студенту: «Вы правильно изложили точку зрения автора», хороший преподаватель дает более подробный отзыв. Частый, подробный и конкретный отзыв помогает учащимся понять, что от них хотят и показать нужный результат.
Превосходные навыки слушателя. В идеальной учебной среде учителя задают важные вопросы, а затем активно и внимательно слушают, что говорят ученики. Преподаватели, которые умеют слушать и наблюдать, часто улавливают страхи и неуверенность студентов. Эффективные навыки слушания также помогают преподавателю лучше понимать студентов и адаптировать уроки под их потребности.
Глубокое знание и страсть к предмету. Преподаватель понимает, что знание предмета не является фиксированной совокупностью фактов, а является сложным и постоянно развивающимся процессом. Поэтому он стремится быть в курсе новых идей в этой области. Любовь к предмету побуждает человека учиться больше, копать глубже и усерднее думать, она вдохновляет на поиск более глубоких знаний. Лучшие преподаватели — это те, кто явно любит свои предметы и передает эту страсть и желание учиться своим студентам. Когда преподаватель не только имеет правильный ответ на вопрос ученика, но и может расширить обсуждение яркими примерами, фактами и забавными анекдотами, то каждый урок становится вдохновляющим.
Желание осваивать новое. Независимо от того, изучает ли преподаватель психологические аспекты образовательной деятельности или современные технологии для дистанционного обучения, такая целенаправленная деятельность является ключом к расширению знаний студентов. Для преподавателей важно никогда не быть слишком уверенными в своих знаниях и оставаться открытыми для новых впечатлений. Независимо от уровня образования, он всегда может чему-то научиться у всех, с кем общается, включая коллег и студентов.
Способность выстраивать прочные отношения со студентами. Не только ум, но и сердце помогает учить. Чтобы создать успешную учебную среду, преподавателю необходимо сформировать доверительные отношения со студентами. Успешные преподаватели помогают, делают лучше и совершенствуют. Еще один ключ к вовлечению студентов и улучшению их обучения заключается в том, чтобы относиться к каждому студенту как к личности, проявляя сочувствие и понимание. Очень важно быть наблюдательным, внимательным, чутким и по возможности иметь позитивный настрой, хотя иногда это слишком трудно. Отличные преподаватели понимают важность создания благоприятных условий для обучения, способствуя здоровым и уважительным отношениям между учениками. Они знают, как устанавливать руководящие принципы и назначать роли, чтобы заручиться поддержкой и участием. В идеале каждый студент должен чувствовать не только, что его принимают, но и то, что его присутствие является необходимым. Сочувствие и понимание со стороны преподавателя помочь установить связь со студентом, напрямую повлиять на его обучение в классе.
Дружелюбие и доступность. Поскольку работа преподавателя заключается в том, чтобы помочь студентам учиться, преподаватели не могут быть неприступными и высокомерными звездами. У студентов будут вопросы, на которые невозможно ответить, если преподаватель недружелюбен и с ним сложно разговаривать. Если ученики считают преподавателя своим врагом, они, конечно, многому не научатся. Лучшие преподаватели открыты и приветливы. Преподавание является одной из самых сложных работ и лучшие преподаватели делают все, чтобы помочь своим ученикам. Они всегда находят время и всегда готовы помочь. Если что-то не получается, они будут работать без устали, пока не найдут решение.
Подготовленность. Мало кому доступен навык эффектной импровизации, и если преподаватель приходит на урок без хорошо подготовленного плана, ничего не выйдет. Организация времени и подготовка материалов напрямую влияют на обучение. Хорошие преподаватели проводят бесконечные часы, готовясь, разрабатывая лекции, узнавая больше и думая о новых и интересных способах изучения материала. У хороших преподавателей есть план лекций и заданий, которые они постоянно совершенствуют, чтобы обеспечить максимальное понимание и интерес.
Адаптивность. Преподаватели должны уметь работать в постоянно меняющейся среде и корректировать свои методы преподавания в зависимости от студентов, ресурсов, практики и требований. Постоянные изменения в сфере образования, особенно переход на смешанные форматы учебного процесса, включающие технологии, заставляют преподавателей быть адаптивными. Изменения происходят всегда, и научиться приспосабливаться к ним является одним из ключевых навыков преподавателя. Использование современных образовательных технологий на лекциях и семинарах облегчает обучение на всех уровнях.
Обмен информацией и самоаудит. Образование является очень практической областью и часто требует экспериментов, чтобы определить, какие методы общения со студентами работают лучше всего. Для того чтобы быть хорошим преподавателем, нужно делиться своими результатами и лучшими практиками в этой области с другими. Наблюдение за коллегами дает преподавателям возможность учиться друг у друга, помогает познакомиться с различными учебными стилями и стратегиями, стимулируя критический анализ собственной методологии. Некоторые преподаватели не только изучают новые инструменты, но и проводят самоаудит, с помощью дневников или даже записей урока на аудио или видео. Записи уроков могут отразить динамические, повседневные процессы, которые заметны только при отстранении.
Заключение: Нет единого ответа на вопрос, какие качества делают преподавателя успешным. Тем, кто никогда не учил, трудно понять, насколько разнообразен и динамичен набор навыков, необходимый для успеха в напряженной и требовательной обстановке учебного заведения. Однако развивая мягкие навыки, можно стать если не самым лучшим, то точно хорошим преподавателем и завоевать любовь студентов.