что дети должны делать на практике
В школе ребенка заставляют красить забор
Я уже знаю, что от большинства школьных сборов можно отказаться, а как быть со школьной практикой? Это вообще законно, что учеников заставляют красить забор и убирать территорию?
Некоторые школы предлагают выкупить ребенка с летней практики и дежурств. А можно ли отказаться от них бесплатно?
Практика бывает двух видов: предусмотренная образовательной программой и не предусмотренная. Расскажу про оба.
Сразу отмечу, что учитель может поручить школьнику какую-то работу только с письменного разрешения его родителей или если она предусмотрена образовательной программой: так написано во втором предложении части 4 статьи 34 закона об образовании.
Практика, предусмотренная программой
Школьники обязаны выполнять работу, предусмотренную образовательной программой. Такую программу школа разрабатывает самостоятельно. Например, на уроках технологии, которые раньше назывались уроками труда, школьников учат делать табуретки, работать на станках, шить и готовить.
Чем старше класс, тем более сложную работу могут выполнять ученики. Например, в 7 классе ученики занимаются росписью тканей, а в 9 — сборкой электронного устройства.
Наряду с такими занятиями Минобрнауки предложило школам включить в образовательные программы субботники, благоустройство школы и так называемые трудовые десанты. То есть может быть и так, что покраска забора входит в образовательную программу вашей школы.
Разработанная школой программа должна соответствовать госстандарту и примерной программе министерства образования. Есть реестр примерных образовательных программ, откуда школа может брать идеи.
Если практика предусмотрена образовательной программой, то ученики обязаны на нее ходить. Так решил Пермский краевой суд в 2011 году. А вот не предусмотренная программой практика не считается обязательной для посещения. Например, в 2015 году прокуратура Ростовской области предписала директору одной из школ прекратить летнюю практику по благоустройству школьного двора, так как она не была предусмотрена образовательной программой.
Цель трудовой практики — обучить и воспитать детей, а не отремонтировать школу. Поэтому администрация школы не может составлять образовательную программу с целью решить свои хозяйственные нужды. Вот, например, в Нижнем Тагиле школьников заставили достраивать стадион. Одна из учениц получила травму, и к директору школы пришла прокуратура с проверкой.
За работу, указанную в школьной программе, ученик должен получить оценку. За строительство стадиона никто оценку не поставит, даже если оно проходило во время урока. Работу, включенную в школьную программу, нельзя заменить денежной выплатой, так же как и уроки математики нельзя заменить деньгами.
Поэтому, если вам кажется, что детям поручают на уроках что-то не то, попросите администрацию школы показать образовательную программу. Если обнаружили нарушения, напишите в прокуратуру или комитет образования при администрации вашего населенного пункта.
Добровольная практика во внеурочное время
Практика может проходить во время каникул, выходных и после занятий. Она может входить в образовательную программу, а может и не входить. Если не входит, школа должна получить на нее согласие родителей ученика.
На летнюю практику согласие родителей обычно не требуется. Дело в том, что минимальное время летних каникул — 2, а не 3 месяца. Точная продолжительность летних каникул определяется каждой школой самостоятельно. Поэтому в образовательной программе школа может предусмотреть практику летом — до начала каникул.
Отказ родителей ученика от внеурочной практики никак не влияет на оценки, получение похвальных грамот и наград за успехи в учебе.
Добровольная практика не может длиться более 10 часов в неделю. Об этом указано во 2 сноске таблицы 3 п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10.
За привлечение школьников к работам во время каникул без согласия родителей могут наказать директора школы. Например, в 2017 году из учеников 6—9 классов одной школы в Челябинской области сформировали трудовые бригады. Они должны были поливать клумбы на территории школы, убирать территорию, ремонтировать книги в школьной библиотеке. Согласие родителей на это никто не получал. Прокуратура предписала устранить нарушения и предупредила директора, что в следующий раз его накажут.
Иногда школы предоставляют альтернативу: вместо практики — заплатить. «Заплатите, уважаемые родители, и тогда ваш ребенок может не ходить на летнюю практику». Но родители могут просто не давать согласия на добровольный труд ребенка. Платить не нужно.
Работа, которую не может делать школьник
Есть работы, которые школьнику нельзя поручать ни в каком случае, даже с согласия родителей. Есть нормы веса, который ребенок может поднимать на работе, — они прописаны в постановлении Минтруда № 7. Также есть перечень работ, которые нельзя поручать детям, — в постановлении правительства № 163.
Максимальная продолжительность ежедневной работы, в том числе покраски заборов, не может превышать для детей в возрасте:
Раз в 45 минут должен быть 15-минутный перерыв для отдыха, об этом говорит п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10. В этом же пункте указано, что нельзя поручать школьникам уборку туалетов и мест общего пользования, а также мытье окон, светильников и уборку снега с крыш. То же самое можно отнести и к покраске: нельзя поручать ученикам красить окна и туалеты.
Прочитайте другие наши статьи про то, как тратить деньги на школу, и пройдите тест:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Может ли учебное заведение привлекать детей к труду. Изучаем правовые нормы
– Меня интересует, вправе ли привлекать учащегося к труду? Мне не нравится, что детей регулярно оставляют после уроков или даже снимают с них, и вместо получения положенных знаний они моют полы и подметают территорию школы.
– В советское время привлечение школьников к труду являлось повсеместной практикой и выступало одной из форм патриотического воспитания. Отдельные современные российские школы, несмотря на изменения в законодательстве, продолжают принуждать учеников к труду и грозят им санкциям за отказ. Зачастую при использовании детского труда они нарушают законодательные нормы.
💡 Правовые нормы
На основании п. 4 ст. 34 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» учащихся не вправе привлекать к труду, который не предусмотрен образовательной программой, без их согласия. Если ученики еще не достигли 18 лет, то согласие на исполнение детьми трудовых обязанностей должны предоставить родители (законные представители).
Со ссылкой на указанный пункт закона «Об образовании» администрация учебных заведений обычно и привлекает детей к труду. Мотивирует свою позицию она тем, что трудовые обязанности входят в общеобразовательную программу, поэтому учебные заведения не должны учитывать мнения родителей и учеников по этому вопросу.
Но в ст. 37 Конституции прямо запрещен принудительный труд, и никаких отговорок и исключений для учеников эта статья не содержит.
✅ Право средних и высших учебных заведений привлекать учащихся к труду
Чаще всего учащихся задействуют в таких видах работ, как:
Привлечение ребенка к труду может осуществляться с его добровольного согласия и при соблюдении одного из следующих условий:
Если родители и администрация учебного заведения пришли к соглашению, что ученики могут иногда привлекаться к труду, то в подписанном договоре должны найти отражение порядок, условия и объем труда: например, дежурство раз в месяц и объем работ, которые туда входят (полив цветов, мытье пола, вынос мусора и пр.). В противном случае, у школы появятся основания для злоупотребления волей учеников на использование их труда.
В случае если школа располагает добровольным согласием на труд, родителям следует отслеживать, насколько полно она соблюдает санитарные нормы и нормы охраны детского труда. Так, детей не могут привлекать к мытью окон или подъему тяжелых предметов, выполнению работ рядом с железнодорожными или автомобильными дорогами.
Пояснение по урокам технологии
Что касается занятий по трудовому обучению (еще этот урок именуется технологией), то на них дополнительного согласия от родителей не требуется. Например, ученики в рамках уроков по труду могут шить спецодежду для технического персонала или ремонтировать мебель школы – и это будет входить в образовательную программу. Тогда как весь труд за пределами программы должен быть исключительно добровольным.
Привлечение к труду студентов
К труду привлекают не только учащихся школ, но и студентов колледжей и вузов. Если соответствующая обязанность есть в учебном плане, то периодически студентам придется мыть стены и подметать лестницы либо работать волонтерами в рамках различных программ – например, в избирательных кампаниях. В такие дни студентов освобождают от занятий, и они вместо обучения должны трудиться. Во многих вузах такой добровольно-принудительный труд именуется отработкой.
В период распространения коронавируса студентов нередко привлекают к волонтерству: например, они доставляют лекарства и продукты людям, которые обязаны соблюдать самоизоляцию. Часто студента просто ставят перед фактом, что с завтрашнего дня он волонтер. Естественно, такие действия противоправны: даже само определение «волонтер» означает «доброволец». В Госдуме решили сгладить недовольство студентов и предложили засчитывать волонтерство в счет производственной практики.
По согласованию ЕР и Минобразования вузы смогут принимать решение о зачете волонтерства в производственную практику, не дожидаясь принятия нормативно-правовых актов.
❗ Правомерность угроз наказания или собственно наказания за отказ от отработок
Ребенка могут попросить убраться в классе, подежурить или принять участие в летней практике, но требовать от него беспрекословного исполнения приказов в учебном заведении не должны. Если ребенок еще учится в школе и является несовершеннолетним, то для привлечения его к труду администрация школы получает письменное согласие от родителей с их подписью.
На практике это условие администрация учебного заведения часто игнорирует. За труд учеников школа ничего не платит, а за уклонение от трудовых обязанностей ученикам грозит как минимум ухудшение отношений с педагогическим составом, а обычно – неудовлетворительная оценка по какой-то дисциплине или даже угрозы оставить на второй год.
👇 Что делать, если учебное заведение незаконно привлекает учащихся к труду
Если ребенка вопреки воле родителей принуждают к труду и дежурству, то первоначально необходимо обратиться к руководству учебного заведения (например, к директору школы) с жалобой. Жалоба передается в письменном виде, и через определенный промежуток времени руководство должно предоставить ответ родителю.
Если попытки урегулировать проблемную ситуацию внутри учебного заведения не увенчались успехом, и детей продолжают привлекать к труду, необходимо обжаловать действия школы в местном департаменте образования.
Наконец, действия администрации по принуждению к труду, а также дискриминационные действия по отношению к «отказникам» можно обжаловать в прокуратуре и судебном порядке.
В своем обращении родители могут ссылаться на положения ст. 37 Конституции и ст. 4 Трудового кодекса, где прописан запрет на принудительный труд. С позиции указанных норм не имеет значения, было ли оказано на ребенка психическое или иное воздействие при принуждении к работе. Но если будет установлено, что по отношению к ребенку применили меры принуждения, то виновных могут привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
На практике уже были случаи, когда родителям удавалось через прокурорскую проверку прекратить снятие детей с занятий для дежурств. Свою позицию прокурор основывал на том, что такие дежурства препятствуют реализации права на образование детей. В другом деле прокуратура признала принятые в школе правила о том, что учащиеся обязаны убираться и ходить на субботники, противоречащими правовым нормам и отменила их.
Могут ли детей привлекать трудовой практике в школе?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Могут ли детей привлекать трудовой практике в школе?
Трудовая практика была неотъемлемой частью образовательного процесса советской школы. Дети привлекались и к дежурству в школе, и к работе на пришкольных участках, и к другим работам. Насколько такая практика законна сегодня, выясним исходя из современного законодательства, регулирующего права несовершеннолетних детей на труд. Законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в РФ» (далее — Закон), в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (далее — ТК), в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка (ст. 32 Конвенции о правах ребенка). Если работа, которую доверили ребенку, может представлять опасность для его здоровья, физического развития, то это будет считаться нарушением прав ребенка.
Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?
Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?
Ответ можно найти в ФЗ «Об образовании в РФ», который не обязывает обучающихся проходить трудовую практику.
Школьники имеют право на посещение мероприятий по своему выбору, которые проводятся в образовательном учреждении (ст.34 Закона). Привлечение обучающихся без их собственного согласия, без согласия их родителей/законных представителей к труду, не предусмотренному образовательной программой — запрещается. Поэтому прежде, чем привлекать обучающегося к работе следует оповестить его родителей/законных представителей о том, что обучающийся может быть привлечен к трудовой практике. В данном случае необходимо их письменное согласие. Принуждать детей к труду в школе без их согласия и согласия их родителей является незаконным. Решение о добровольной помощи во время трудовой практики или решение об устройстве на работу несовершеннолетний обучающийся может принять только с согласия родителей и с учетом своего мнения. Это означает, что если трудовая практика не предусмотрена Уставом или образовательной программой какого-либо предмета, то к ней привлекаются учащиеся по добровольному согласию, соблюдая законодательство по охране труда несовершеннолетних.
Если отдельные виды трудовой практики предусмотрены Уставом школы или образовательной программой, то они являются обязательными и не требуют письменного согласия родителя. Такими видами деятельности могут быть работы на уроках труда. Например, работа на различных станках, пошив различных изделий, приготовление пищи и т. д. В данном случае труд — это составная часть учебного процесса. Выполнение такой трудовой деятельности не должно быть противопоказано учащемуся по медицинским показаниям. Для того, чтобы интересы всех участников образовательного процесса были соблюдены по введению в школе трудовой практики необходимо привлечь общественный орган управления школой, такой как Управляющий совет или вынести данный вопрос на общее родительское собрание.
Учитывая мнение управляющего совета, школа может разработать локальный акт (Положение о летней практике), который будет регламентировать продолжительность работ, возможных формах и характере выполняемых работ, периода работ и т. д. во время летней практики обучающимися.
Какие работы могут выполнять обучающиеся без ущерба и опасности для здоровья?
К работе во время летней практики привлекаются только здоровые обучающиеся. Обучающиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья освобождаются от прохождения практики. Обычно время, которое обучающиеся могут потратить на прохождение практики в день от 1.5 до 3 часов. Строго определенных нормативов времени не существует. Немаловажно проинструктировать обучающихся о правилах безопасности во время прохождения трудовой практики, а также напомнить о важности соблюдения всех требований руководителя летних практических работ.
Работа в школе во время трудовой практики — это безвозмездная работа, которая не влечет за собой возникновение трудовых отношений. В школе использование принудительного детского труда запрещено, но несовершеннолетние обучающиеся имеют право устроиться на работу. При этом трудовое законодательство защищает несовершеннолетних детей, ограничивая их во времени, которое они могут уделять работе и видах работ, на которые они могут быть привлечены.
Закон предусматривает возможность для обучающихся совмещать получение образования с работой, если это не наносит ущерб освоению образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана (п.27 ст.34 Закона). Трудовое законодательство выделяет несовершеннолетних в особую категорию работников, для которых устанавливается и минимальный возраст приема на работу, и специальные требования к максимальной продолжительности рабочего дня. Возраст, с которого несовершеннолетний может быть принят на работу — это 14 лет, но при условии, что есть согласие родителя, работа не мешает учебе, работа является легкой для ребенка (ст. 63 ТК РФ).
Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):
Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.
Особо необходимо отметить важность трудового воспитания и трудовой практики для обучающихся с ОВЗ из специальных школ. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений I–VIII видов» уделяет трудовому обучению много внимания. Трудовое обучение для лиц с ОВЗ является необходимым условием обучения и последующего трудоустройства. Одними из задач такой работы является:
В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.
Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.