что делают вмф на корабле
«Армия учит тому, что инициатива наказуема»: солдат о службе в ВМФ
Рассказ недавнего срочника о службе на флоте.
Во вторник, 15 ноября, в России празднуется День призывника. По этому случаю телеканал «360» спросил у недавнего призывника и уроженца Раменского района о службе. Молодой человек рассказал, что стоит брать с собой в военкомат, чему учит армия и как можно из Подмосковья попасть на Северный морской флот. По понятным причинам, имя и фамилия собеседника не указываются.
Как я оказался в армии
В армию я пошел в 22 года: нужно было на работу устраиваться, а без военника (военный билет — прим. «360») туда, куда я хотел, не брали. И я решил, что хватит уже от армии бегать и сам пошел. Тем более, что в местном военкомате мне слезно обещали, что служить я буду рядом с домом и смогу в «увал» (увольнительную — прим. «360») домой уходить.
Отвезли нас в распределок (распределитель — прим. «360») — я уже толком и не помню, где это было — и там спрашивали, куда я хочу, в ВДВ или в ВМФ. Так как высоты я боюсь и ВДВ — это не по мне, то я выбрал морфлот. По здоровью и по всем остальным параметрам я туда проходил. Мне сказали в итоге — Североморск (город расположен на Кольском полуострове, в 25 км к северо-востоку от Мурманска — прим. «360»). Я сначала пытался найти такой город в Подмосковье, вспоминая обещания военных комиссаров про службу рядом с домом, но, разумеется, никакого населенного пункта рядом со столицей с таким названием нет. Что, в общем-то, логично. После двух суток в поезде стало очевидно, что в «увал» домой на выходные я точно не попадаю.
Что брать с собой на службу
Я с собой взял только бритвенный станок, причем одноразовый, потому что мне сказали, что там все сначала отбирают. И взял еще дешевый телефон, чтобы не обидно было, если украдут или заберут. Ну и документы, зубную пасту, щетку и трусы с носками на всякий случай. И больше ничего не брал. У тех, кто с собой набрал много всего, все и разобрали на «распределке» (распределитель — прим. «360»).
«Учебка»
«Учебки» как таковой у нас не было. Хотя это странно: когда посылают служить на корабль, то первые полгода надо пройти некое обучение. У нас был курс молодого бойца в течение месяца — это скорее было похоже на физподготовку. А по сути мы вливались в процесс субординации, «физуха» была, бегали постоянно, маршировали. Потом уже — сама служба. Как на подиуме мы стояли все вместе перед командирами кораблей, и нас выбирали, «покупали», в общем. Попал я на большой десантный корабль «Георгий Победоносец», который на тот момент находился в доке. Там мы с первых дней начали «пахать».
С чего начинается служба
Именно когда нас с зеленой формы солдатской одежды в моряки переделали, переодели в морскую форму одежды, я и попал в док. Там мы по началу ремонтировали корабль, где-то недели две. Потом был первый наш выход в море — отправились в Североморск, где была бригада десантных кораблей. Сначала были пробные выходы — посмотреть, как все отремонтировано.
Стоит отметить, что там был полярный день, а я до армии в основном ночью активный образ жизни вел. И было достаточно напряженно два месяца не видеть ночи вообще. Потому что в казармах были. А вот на корабле комфортнее — внутри корабля, понятное дело, темно. Потом нас отправили в Балтийск на учения «Запад-2013» с белорусами. Наше задачей было БМПешки (боевые машины пехоты — прим. «360») высадить с воды, чтобы они десантировались, до земли дошли, а там у них уже свои были стратегические задачи. Мы все отрабатывали очень долго. И потом нас уже отправили в другие места — например, в Новороссийск. По пути туда мы заходили в Португалию на пару суток. Это был первый случай в истории российских десантных кораблей, когда нас принимал португальский порт. Там мы запаслись водой, топливом.
Обязанности матросов
На самом деле, когда я шел на корабль, я вообще не понимал, что там можно делать. Я-то думал: море, все на палубе, солнышко, все празднично, отлично. Но ничего подобного: когда корабль находится в море, у всех свои обязанности. У меня, например, была должность минера. Десантный кораль несколько функций выполняет. Первая — транспортировка БМП или танков в боевое время, вторая — сбрасывание мин в воду, чтобы контролировать локально подступы к берегу. Но так как боевых действий мы никаких не несли, то у меня даже не было материальной части. И поэтому я выполнял все подряд. Меня там писарем записали, так как я в ладах с компьютером.
В море самом постоянно отрабатывались тревоги. Мы отрабатывали задачу затопления корабля и поступления огня. Звучит тревога (обычно это было во время перерыва в смену), все занимают свои боевые посты и каждый выполняет определенную функцию. Все это у каждого моряка записано в книжке «Боевой номер».
Быт на корабле и еда
На корабле свой рацион, все по ГОСТу прописано. Но часто бывало, что что-то заканчивалось: как раз когда мы шли в Балтийск, у нас практически закончилась провизия и питались мы гречкой на завтрак, обед и ужин. И еще, в отличие от сухопутных войск, моряки едят четыре раза в день. Есть еще вечерний чай, грубо говоря. Когда мы ходили в море, сами хлеб пекли. Это логично: больше трех суток хлеб не продержится. Была даже вахтенная должность — пекарь, который всю ночь пек хлеб на весь личный состав в 140 человек.
Отношения внутри коллектива
Тут все просто. У нас, как и везде, есть так называемая вертикаль власти. То есть командиру бригады от верховного главнокомандующего поступает приказ — он приказал всем командирам кораблей. Они передают приказ своим офицерам, офицеры — мичманам, мичманы — контрактникам, а контрактники — нам. А нам уже не на кого это скидывать, потому что мы несчастные срочники. Как таковой дедовщины, в принципе, не было — что мы пришли, что кто-то на полгода раньше. Мы — срочники, и не то чтобы о нас ноги вытирали, но нам уже не на кого скинуть любую задачу. Это вынуждало нас сплотиться и действовать сообща.
Армия — школа жизни. Или нет?
Это палка о двух концах. Если бы я все это время не служил, а работал, то, понятное дело, и по финансам и по всему остальному выиграл бы больше. Но в армии нет ни мамы с папой, ни родственников, там сам на себя полагаешься и учишься жить в коллективе. Армия меня, как минимум, научила тому, что инициатива наказуема. И все. Единственное, что слегка напрягало, — делать масштабно в армии, в принципе, нечего. За счет этого там работает принцип: важен не результат, важен процесс. Нужно убивать время. Порой это доходило до абсурда., когда мы то в один цвет красили корпус корабля, то в другой. Это такие задачи, которые не рациональны и нелогичны.
Четырехразовое питание и книжка «Боевой номер»: как выглядит жизнь на кораблях ЧФ
В день начала осеннего призыва РИА Новости (Крым) расскажет, как служится срочникам на ЧФ на примере большого десантного корабля «Азов», почему на море кормят чаще, чем на земле, что хранит «на сердце» каждый член команды боевого корабля и почему на флоте не может быть дедовщины.
Полный комплект
БДК «Азов» недавно вернулся из похода в Средиземное море и сейчас стоит в Севастополе. Однако для кораблей Черноморского флота это редкость – большую часть времени моряки проводят в море.
Заместитель командира «Азова» по работе с личным составом, капитан 3 ранга Юрий Беленков с гордостью говорит, что большинство срочников, попавших сюда весной, хотели служить именно на флоте. Некоторые просили об этом в военкомате.
«По опыту предыдущего призыва: желающих пойти на флот очень много. Некоторые в военкоматах изъявляют такое желание. Это морская романтика: корабли большую часть времени находятся в море. Среди тех, кто сюда (на «Азов» – ред.) попал, не было тех, кто не желал служить на флоте», – констатировал Беленков.
В настоящее время все корабли ЧФ укомплектованы на 100%. Но скоро с них уйдут призывники прошлой осени и места освободятся.
К слову, чтобы попасть на флот, необходимо идеальное здоровье и желание. Также не помешает наличие сопутствующей специальности, например, следует получить профессиональное техническое образование или окончить «мореходку». Это условие необязательное. Тем не менее, при распределении предпочтение отдается именно тем, кто отучился.
Кроме того, перед тем, как попасть на флот, новобранцу придется пообщаться с психологами. Ведь он может быть физически здоров, но при этом бояться глубины или замкнутого пространства, что на флоте неприемлемо.
На один «чай» больше
Сейчас матросы, проходящие срочную службу на кораблях ЧФ, обеспечены всем необходимым. Кроме того, в отличие от сухопутных войск, едят они на один раз больше.
«Срок службы призывников так и остался – 12 месяцев. Ребята полностью обеспечены всеми видами довольствия – денежным, вещевым, продовольственным. Никакой нехватки нет. На корабле готовится все согласно флотской норме №3. Корабельные нормы довольствия выше, чем у сухопутных войск, у нас четырехразовое питание. Есть, в отличие от береговых частей, «вечерний чай»: вечером матросам выдают чай, печенье, хлеб с маслом», – рассказал Беленков.
Учитывая, что в России военная служба – чуть ли не главное условие для приема на работу для представителей сильного пола, многие бросают учебу, чтобы отслужить и в дальнейшем уверенней идти по карьерной лестнице.
«У многих за плечами есть образование, многие заканчивают морские колледжи, некоторые ребята ходили на гражданских судах, посещали иностранные порты. При прибытии на флот они совершенствуют свои навыки. В море каждый выполняет свои задачи. Ошибок быть не может – море ошибок не прощает. Спектр разнообразный: проходят боевые учения, нарабатывается опыт. Никаких условностей в море быть не может, любая ошибка чревата последствиями», – пояснил замкомандира «Азова».
Много и тех, кто впоследствии остается служить по контракту: за год к жизни на корабле привыкают. Часто ребята сразу после окончания срочной службы идут на контракт, дабы заново не проходить проверки в военкоматах. Все-таки, срочная служба – это, по сути, год без выходных.
Не до дедовщины
«Я хочу развеять миф: может когда-то в каких-то частях такое было, но сейчас это явление отсутствует полностью. Ребята работают на взаимопонимании. Когда корабль постоянно в море, некогда сравнивать, кто больше прослужил. В море все едины и от каждого что-то зависит, каждый должен выполнять свои задачи. На кораблях именно поэтому не «экипаж», а «команда», каждый моряк – звено одной цепи», – пояснил офицер.
Контрактники и срочники находятся в одинаковом положении: и палубу моют, и медные детали БДК натирают.
«Сам корабль – это сложное сооружение. Каждый приходящий военнослужащий, независимо от категории, должен сначала изучить его устройство. Каждый моряк обслуживает определенную аппаратуру, независимо от того, призывник он или контрактник. На корабле есть боевые части, каждая выполняет определенные функции: штурманская, артиллерийская, минно-торпедная, связная и так далее. Каждый матрос, на всякий случай, должен иметь боевого заместителя», – рассказал Беленков.
Обязанности матроса – у сердца
День у контрактников и срочников строится примерно одинаково, разница лишь в том, что первые после рабочего дня идут домой, а вторые остаются на корабле.
«Стандартный день матроса по призыву следующий: утром – подъем, зарядка, завтрак, уборка, построение на подъем флага, а дальше – занятия, тренировки, потом – обед, вновь тренировки и после – ужин. Затем вечерний распорядок дня – развлекательные мероприятия, вечерняя строевая подготовка, разучивание строевых песен. После этого вечерний чай, просмотр новостей, самообслуживание и в 22.00 отбой», – озвучил распорядок дня на корабле Беленков.
Стоит отметить, что пользоваться мобильными телефонами матросы могут только во время досуга и в выходные дни. В остальное время эти устройства хранятся у старшины подразделения.
А чтобы не забыть, что нужно делать в повседневной жизни и экстремальных ситуация, каждый матрос носит в нагрудном кармане, возле сердца, специальную книжку. В ней расписаны обязанности на все случаи жизни, вплоть до химической атаки и гибели корабля. Это позволяет команде при любых обстоятельствах четко работать.
«Книжечка постоянно должна быть у матроса при себе. Только если он уходит в увольнение, то должен сдать ее дежурному, поскольку выносить ее из части запрещено. Кроме того, матрос должен знать ее наизусть. Двух одинаковых книжек нет. От выполнения обязанностей каждого матроса зависит жизнь товарищей. Если он расписан в аварийную партию по заделыванию пробоины в твиндеке (междупалубное пространство внутри корпуса судна – ред.), а он туда не побежал, то это усложнит положение всего экипажа», – говорит Беленков.
Плафон с морской водой и жареный поросенок
Говоря о флоте, нельзя не упомянуть и о традициях, которые здесь соблюдаются многие десятилетия. Некоторые из них являются довольно интересными.
Например, существует традиция посвящения в моряки. Так, в первый раз выйдя в открытое море, член корабельной команды получает удостоверение моряка-надводника, в котором указаны широта и долгота, где он прошел посвящение. После этого ему следует выпить плафон с морской водой. Всего же в него помещается около полулитра жидкости.
Тех, кто опасается подхватить какую-то инфекцию, специалисты убеждают, что вода в открытом море является чистейшей.
Еще одна традиция касается возвращения корабля из дальнего морского похода. В этом случае командование встречает экипаж корабля с хлебом и солью, а также жареным поросенком. Вся эта провизия поровну делится между членами команды.
Я видел Босфор и Дарданеллы
Сегодня на БДК «Азов» служит около сотни моряков. Они прибыли на корабль из разных регионов России. Александр Хомяк попал на службу в Черноморский флот из города Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ). Сначала прошел учебное подразделение, а потом попал на корабль. Чтобы служить на ЧФ, он «взял паузу» в вузе.
«Я учусь на инженера автоматизации технологических процессов. Когда распределили, попал практически по своей специальности, по своей стезе. Работаю почти с таким же оборудованием, как и на гражданке. Срочную службу прохожу с 20 ноября, сначала служил в городе Кронштадт. После этого приехал в Севастополь и теперь служу на большом десантном корабле «Азов». Я пошел служить по собственной воле, взял академотпуск в учебном заведении, в военкомате сказал, что хочу в ВМФ. Распределили», – говорит матрос.
Плюсы и минусы прохождения срочной службы на флоте России, история МВФ
В общественном сознании служба военным моряком традиционно представляется весьма престижной, связанной с особой романтикой, бескрайней стихией, яркими и незабываемыми впечатлениями. В то же время признается, что она нелегка, является уделом настоящих мужчин, сильных телом и духом. Большую роль в том уважительном восприятии, которое до сих пор сохраняется к флотской службе, играют особые «военно-морские» традиции, в том числе система специфических терминов, резко отличающихся от привычно-«сухопутных».
Отслужившие отмечают, что флот закалил их характер, превратил вчерашних мальчишек в мужчин, дал возможность прочувствовать на деле важность взаимовыручки, развил полезные технические навыки. Не удивительно, что срочная служба в морфлоте осталась в их памяти на всю жизнь, пробуждая в новых поколениях молодых россиян стремление примерить на себя знаменитую матросскую тельняшку.
Что такое ВМФ
Военно-морской флот (ВМФ) — один из трех основных компонентов военной мощи любой страны. Он также является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Поэтому статус «великой морской державы» имеет крайне весомое значение для той роли, которую она играет в мировой политике. Для России именно роль и текущее состояние военного флота является важным фактором, гарантирующим ее обороноспособность.
ВМФ России предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов страны на океанских и морских рубежах. Он способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в открытом море и на базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.
История возникновения ВМФ
Древнерусское государство уже в IX веке обладало подобием военного флота, что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 году. Однако флот был нерегулярным и строился, вероятно, лишь в целях набегов. Во времена феодальной раздробленности, а затем монгольского нашествия боевыми кораблями обладала лишь Новгородская земля, имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Ладьи и речные ушкуи новгородцев участвовал в военных операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войсками крепости Орешек в 1349 году).
Создание регулярного военно-морского флота в России стало исторической закономерностью, вызванной настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции. В XVII столетии это стало главным условием для дальнейшего экономического и социального развития Русского государства.
Официальной датой основания российского военного флота считается 30 октября 1696 г., когда было принято решение царя Петра I и боярской думы о формировании первой обособленной постоянной структуры — соединения из кораблей и судов, построенных для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. В ходе Северной войны 1700-1721 гг. флот стал полноценной военной силой, во многом позволившей России встать в один ряд с ведущими державами современности.
В период существования Российской Империи ее военный флот переживал периоды упадка и подъемов, периодически совершенствуясь по мере изменения сил, средств и характера вооруженной борьбы на море. В это время в историю воинской славы были вписаны имена выдающихся русских флотоводцев Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, М.П. Лазарева, П.С. Нахимова, С.О. Макарова, подвиги брига «Меркурий», крейсера «Варяг», впечатляющие победы в морских сражениях.
После революции 1917 года, иностранной интервенции и Гражданской войны немногие уцелевшие в этих потрясениях корабли Российского императорского флота стали основой ВМФ СССР. Первоначально, с 1918 г. и в 1937-1946 гг., он носил название Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ), в 1924-1937 и 1950-1953 гг. — Военно-Морские Силы Рабоче-крестьянской Красной армии (ВМС РККА).
В 1930-х годах РККФ возобновил процесс развития, но в ходе Великой Отечественной войны понес значительные потери. Тем не менее, советский флот смог достойно противостоять противнику. Героические страницы его истории пополнились успешными операциями по поддержке крупных плацдармов, защите транспортов на Севере, десантами, активными действиями подводников. Большое число военных моряков отличилось в сражениях на суше, их подразделения по праву заслужили в немецко-фашистских войсках имя «черная смерть».
В послевоенное время ВМФ СССР продолжил активно совершенствоваться, что в большой степени связано с деятельностью таких его выдающихся командующих, как Н.Г. Кузнецов и С.Г. Горшков. Флот окончательно сложился в комплексную оборонную структуру, получил в свое распоряжение передовые для своего времени корабли и системы вооружения. В 1970-1980 гг. советский военный флот достиг качественно нового уровня боеспособности, лишь ненамного уступая только ВМС США и существенно превосходя любые другие флоты мира.
После распада Советского Союза ВМФ СССР был разделен между бывшими советскими республиками. Основную и наиболее мощную часть флота унаследовала Россия, образовав Военно-Морской Флот Российской Федерации. Вновь последовал период, когда отечественный флот оказался на грани выживания. Но с улучшением ситуации в экономике стали постепенно повышаться боеспособность и боеготовность отечественного флота, а также улучшаться состояние судостроительной промышленности.
С началом 2010-х годов стало увеличиваться количество и качество проводимых на море учений, началось поступление на флот кораблей новых проектов. При этом основными тенденциями стали строительство универсальных кораблей, ограниченного числа типов подводных лодок с повышенным вниманием к обеспечению их малозаметности. Были введены в строй атомные многоцелевые и стратегические подводные крейсера нового поколения типов «Ясень» и «Борей». Новым элементом флота стало также появление и последующее применение в ходе боевых действий в Сирии малых ракетных кораблей, вооруженных крылатыми ракетами большой дальности, принятие на вооружение новейших систем вооружения, зачастую не имеющих аналогов в мире (например, как гиперзвуковая ракета «Циркон»).
Предназначение ВМФ
Главным предназначением ВМФ России является обеспечение безопасности страны на морских и океанских театрах военных действий. Российский военный флот контролирует безопасность океанских и морских коммуникаций, обеспечивает оборону побережья страны, а также призван содействовать сухопутным войскам в проведении ими боевых операций. ВМФ России обладает собственным ядерным вооружением как стратегического, так и оперативно-тактического назначения. Кроме того, силы военно-морского флота в мирное время направлены на поиск и спасение людей, потерпевших кораблекрушения.
В настоящее время ВМФ является главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из важных инструментов внешней политики государства. Он осуществляет обеспечение защиты интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военно-стратегической безопасности с морских и океанских направлений.
Структура ВМФ
ВМФ России как самостоятельный вид Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) имеет собственные главное командование и главный штаб. В целом флот подразделяется на стратегические ядерные силы и силы общего назначения. Стратегические ядерные силы обладают большой ракетно-ядерной мощью, высокой подвижностью и способностью длительное время действовать в различных районах Мирового океана.
В зависимости от решаемых задач в составе флота задействованы различные рода сил (войск), основные типы которых сгруппированы в следующие войсковые объединения:
В состав ВМФ России входят также специализированные корабли и суда, отдельные части специального назначения, части и подразделения тыла.
Флоты ВМФ
В организационном плане ВМФ России включает в себя, как и в советские времена, 4 отдельных флота (Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский), а также Каспийскую военную флотилию. Каждое из этих соединений обладает всем комплексом сил и средств ведения боевых действий на море и побережье, при этом самостоятельно контролируя воздушное пространство театра военных действий.
По сравнению со временами СССР, на сегодняшний день резко возросла роль Каспийской флотилии. Ее относительно небольшие корабли могут перемещаться по речным каналам и, как следствие, служить резервом для всех трех «европейских» флотов России. В последнее время флотилия активно обновляется малыми артиллерийскими и ракетными кораблями, которые уже использовались при бомбардировке крылатыми ракетами позиций террористических группировок в Сирии.
Черноморский флот
После воссоединения с Россией Крыма, включая значимый для военных моряков город Севастополь, роль и значение Черноморского флота заметно возросли по причине увеличения его зоны ответственности (охраняемые побережье и шельф), а также с ростом его боевых возможностей за последние годы. В своем составе флот имеет дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.
В силу географических причин Черноморский флот наиболее активно участвовал в важнейших внешнеполитических акциях РФ (борьбе с пиратством, принуждению к миру Грузии в августе 2008 г., прорыве блокады Сирии путем организации доставки грузов на военных кораблях). Следует отметить, что сейчас именно в подчинении Черноморского флота находится место постоянной дислокации ВМФ России в Средиземном море — военно-морская база Тартус на территории Сирии.
Тихоокеанский флот
Зона его ответственности относится к одному из приоритетных для России направлению — Азиатско-Тихоокеанскому региону, а сам Тихоокеанский флот является основным средством обеспечения военной безопасности страны. Основное внимание здесь уделяется экономической деятельности, связанной с использованием средств морского базирования. В свою очередь, это вызывает необходимость развития прибрежно-портовой инфраструктуры, в том числе на Курильских островах, которые являются предметом спора с Японией.
В составе флота — ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация, части сухопутных и береговых войск. Как минимум один из первых двух кораблей типа «Мистраль» («Владивосток» и «Севастополь») будет приписан к Тихоокеанскому флоту. Он будет способен выполнять задачи как десантирования морской пехоты, так и оказания гуманитарной помощи при стихийных бедствиях.
Северный флот
С советских времен является крупнейшим из флотских объединений в составе ВМФ, осуществляя прямое противостояние с основными военно-морскими силами НАТО. Северный флот располагает самыми мощными ударными силами подводных лодок и надводных кораблей, олицетворяющих военно-морскую мощь России.
В 2010-е годы резко усилилось внимание к Арктике со стороны и России, и других стран. Расположенный здесь Северный морской путь, где судоходство ранее было сильно ограничено льдами, сейчас превращается во все более значимую морскую коммуникацию мирового значения. В связи с глобальным потеплением и строительством Россией новых, более мощных атомных ледоколов его использование становится все более привлекательным, что, соответственно, требует и усиления активности военного флота.
Балтийский флот
После развала СССР Балтийский флот оказался в достаточно неблагоприятной обстановке из-за потери значимых элементов его инфраструктуры в Прибалтике. В настоящее время силы Балтфлота поделены между базами в Калининградской и Ленинградской областях. Существенно новой функцией флота стала охрана стратегически важного газопровода «Северный поток», проложенного по дну Балтийского моря.
Балтийский флот активно участвует в совместных с другими флотами крупных операциях в различных районах планеты. Из-за ограниченных размеров зоны своей ответственности и при этом технологически развитых потенциальных противников, именно Балтийский флот серийно получал в последнее время относительно небольшие, но обладающие мощным вооружением новейшие корабли (например, корветы типа «Стерегущий»).
Как попасть в ВМФ на срочную службу
О своем желании служить военным моряком призывник должен заявить в военкомате, в том числе во время прохождения медкомиссии. Служба в военном флоте доступна далеко не каждому желающему. Для того, чтобы попасть в ВМФ на срочную службу, необходимо обладать хорошим здоровьем, физической и психологической подготовкой.
Попасть служить по призыву на флот можно только в рамках общего распределения, которое проводит военкомат. Отбирают призывников, в первую очередь, по физическим параметрам. Но следует помнить, что преимущество тем, кого берут именно на флот, отдается кандидатам:
Если стремление служить на флоте очень сильно, юноша может обратиться в отдел кадров выбранной войсковой части, относящейся к ВМФ, и узнать, планируется ли ими набор матросов в данный призыв. Если ответ будет положительным, призывник может получить на руки документ-приглашение на службу в данную часть, которое необходимо будет передать в военкомат по месту жительства.
Для кандидатов на службу в рядах ВМФ всегда предъявляли строгие требования по состоянию здоровья. Основные критерии на 2020 год таковы:
Категория годности «А» (означает «годен к военной службе») в целом представляет собой высший показатель здоровья военнослужащего. Такая категория в военном билете открывает призывнику путь в любые войска, в том числе элитные.
Медицинская комиссия
Вызов на медкомиссию в военкомат в обязательном случае делается:
Медицинское освидетельствование призывника может назначаться и в ряде других случаев, в том числе на сборном пункте перед отправкой в воинскую часть. До этого военкомат самостоятельно запрашивает в поликлинике медицинскую карту призывника, где указана история болезней, и информацию из психоневрологического, наркологического, противотуберкулезного и кожно-венерологического диспансеров.
Перед прохождением медкомиссии призывнику нужно будет сделать флюорографию и сдать общий анализ крови и мочи. Дополнительно можно самостоятельно предоставить выписки, справки и другие медицинские документы о состоянии здоровья. Стандартная процедура медицинского освидетельствования включает осмотр 7 врачей-специалистов:
При необходимости вас возможно направление к врачам других специальностей или на дополнительное диагностическое обследование.
Психологическое тестирование
Обязательное прохождение профессионального психологического отбора при призыве граждан на военную службу установлено с 2018 года после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Такой отбор производится в форме тестирования для определения профессиональной пригодности к военной службе и подготовке по военно-учетным специальностям, его результаты также влияют на отбор и распределение военнослужащих по родам войск и должностям.
Предусмотрены четыре категории профпригодности:
Для зачисления в на службу в ВМФ необходимо, чтобы психологическим тестированием была установлена как минимум вторая категория профпригодности. Соответственно, это означает и присвоение не ниже второй группы по уровню нервно-психической устойчивости, выявленной согласно тестовым методикам, разработку которых осуществили военные медики.
Это означает, что к службе на флоте могут рекомендоваться лица с высокой либо достаточной нервно-психической устойчивостью. Нервно-психические срывы для таких военнослужащих маловероятны либо возможны, лишь если они длительное время находится в экстремальной ситуации без соответствующей помощи.
Срочная служба на морфлоте
Высокие требования при отборе на флот объективно обусловлены тем, что военные моряки находятся в особо тяжелых условиях несения службы. Они не просто оторваны далеко от дома, они должны быть способны нести службу в непростых условиях морской стихии.
Матрос-срочник не может выбрать, в какое именно подразделение военно-морского флота он будет отправлен. Исключением могут являться только те юноши, которые предоставили в военкомат приглашения от конкретной войсковой части. Причем в настоящее время моряков-срочников вообще не призывают на службу в Северный флот, где сосредоточены наиболее мощные военно-морские силы России.
Российский военный флот активно совершенствуется, в строй вступают новые корабли, подводные лодки, береговые ракетные комплексы, оснащенные все более современным и сложным оборудованием. Это означает, что на флоте все более востребованы профессиональные военнослужащие, а матросам-срочникам — почти всегда необходима предварительная подготовка для получения воинской специальности.
В настоящее время призывники в ВМФ чаще всего проходят службу на берегу, в частях тылового обеспечения, береговой охраны, заметно реже — на вспомогательных судах, обеспечивающих работу в портах, флотских базах и не выходящих в открытое море. Исключения из этого правила бывают, но довольно редко.
Общие положения
Порядок прохождения срочной службы по призыву на флоте в целом тот же, что и для всей российской армии. Но некоторые значимые отличия все же имеются. Так, призывник, получивший от военкомата распределение служить в ВМФ, уже при отправке со сборного пункта получает стандартный комплект повседневного обмундирования, отличающийся от общеармейского:
Служба моряков-срочников требует освоения многообразных воинских специальностей: как большинства из общеармейских, так и весьма специфических флотских. Потому именно в ВМФ широко практикуется переход со срочной службы на контрактную в качестве уже хорошо подготовленных специалистов, владеющих сложной современной техникой.
Предусмотрен и такой вариант, когда служба матроса-срочника в плавсоставе окажется для него невозможной по состоянию здоровья. На такой случай, согласно Руководству по комплектованию ВС РФ, утвержденного Приказом Минобороны, установлено, что матросы и старшины из контингента служащих по призыву на кораблях Военно-морского флота подлежат переводу в береговые воинские части, оставаясь в структуре ВМФ.
Военные моряки традиционно отличаются от всех остальных военнослужащих особым наименованием своих воинских званий. Срочник-новобранец при зачислении на флот получает звание не рядового, а матроса.
В дальнейшем (в том числе в период пребывания в учебной части) ему может быть присвоено звание старшего матроса — за успехи в службе либо в связи с занятием следующей должностной ступени (например, командира группы или помощника командира отделения). На практике военный моряк как максимум в период срочной службы сейчас может получить звание старшина 2-й или даже 1-й статьи (что соответствует должности командира отделения).
Срочная служба на корабле
Служба военных моряков в плавсоставе, то есть непосредственно на кораблях ВМФ, функционально не имеет каких-то особых отличий. В то время, когда корабль находится в месте его постоянного базирования, моряки живут в прибрежных казармах и выполняют относительно несложные работы по его обслуживанию. Интенсивность службы существенно возрастает при выходе корабля в море.
Но каждый такой выход требует определенных затрат со стороны государства, и потому периоды «береговой» службы могут быть достаточно долгосрочными. В большей степени это относится именно к наиболее крупным кораблям, служба на которых считается более престижной. Прежде всего потому, что срочная служба на корабле очень часто дает возможность участвовать в длительных зарубежных походах.
Но в этом плане сейчас существенно сказывается тот факт, что длительные морские походы не позволяют задействовать служащих по призыву в экипажах предназначенных к ним боевых кораблей. Основная причина состоит в том, что длительность дальнего похода редко совпадает с датой увольнения в запас моряков-срочников.
Современные боевые надводные корабли принято делить на следующие основные классы (по типу их вооружения и выполняемых главных задач):
С другой стороны, боевые корабли и катера, ориентированные не на дальние походы, а на несение службы в прибрежных водах, дают больше возможностей тем, кто предпочитает частые и регулярные выходы в море периодам «береговой» службы.
Срочная служба на подводной лодке
С середины 2010-х годов подводные силы ВМФ комплектуются исключительно военнослужащими по контракту, что уже достаточно давно узаконено соответствующими нормативно-правовыми актами. Фактически процесс исключения военных моряков-срочников из экипажей действующих субмарин был активизирован в период после трагедии с атомной подводной лодкой «Курск».
Таким образом, срочная служба в ВМФ может стать лишь первым этапом к тому, чтобы хорошо зарекомендовавший себя военный моряк смог рассматриваться кандидатом для заключения контракта о дальнейшей службе на подводной лодке. Следует иметь в виду, что это возможно далеко не всем желающим, а лишь при наличии вакантных должностей и после положительного решения командования.
Срок срочной службы в ВМФ
Во все времена, когда стал действовать принцип всеобщей воинской обязанности в комплектовании вооруженных сил, срочная служба в рядах военно-морского флота была дольше, чем в сухопутных войсках. Продолжительность службы постепенно сокращалась, но для флота всегда было повышенной. В СССР с конца 1960-х годов и в первые годы существования современной Российской Федерации сохранялся повышенный срок пребывания на срочной службе в ВМФ — он составлял 3 года (36 месяцев).
Однако с 1996 года ВМФ России впервые было установлен единый подход к вопросам прохождения военной службы для всех родов войск и видов Вооруженных сил, и срок несения службы матросами-срочниками сократился, сравнявшись с «общевойсковыми» 24 месяцами. Наконец, по итогам проведения военной реформы в 2007-2008 гг. всем военнослужащим по призыву в ВС РФ срок службы был поэтапно уменьшен до 1 года. С этого момента и вплоть до настоящего времени срочники в морфлоте служат 12 месяцев.
Плюсы и минусы службы в ВМФ
Срочная служба в ВМФ оказывает огромное влияние на формирование личности мужчины. Привитые ей воинская дисциплина и умение жить в коллективе очень помогают в обычной жизни. Причем именно на флотской службе такие навыки воспитываются и закрепляются наиболее естественно в силу самой специфики военно-морских традиций.
Прямые материальные выгоды от прохождения срочной службы невелики и практически не зависят от рода войск, в которых выпало служить по призыву. Достаточно скромные льготы сводятся к преимуществу для поступающих в вуз при зачислении по общему конкурсу в случае равенства баллов с обычными, не служившими абитуриентами.
Тем не менее, успешно отслуживший молодой человек приобретает несомненное повышение в своем социальном статусе. Факт прохождения срочной службы всегда благосклонно воспринимается потенциальными работодателями в «гражданской» сфере, особенно это касается государственной или муниципальной службы и возможной карьеры в правоохранительных органах.
Сейчас прием на службу в любую из силовых структур требует от кандидата наличия опыта военной службы, при этом срок службы по призыву засчитывается в стаж работы в этих ведомствах и, соответственно, влияет на многие льготы по выслуге в них. Это особо актуально для желающих продолжить свою карьеру на профессиональной основе в той же военно-морской специализации, которая осуществляется не только в ВМФ, но и в ряде других силовых ведомств. Такая служба в настоящее время высоко востребована и приносит в материальном плане намного больше выгод, чем в среднем в гражданской сфере.
В числе минусов прохождения службы на военном флоте чаще всего указываются:
В то же время отслужившими в ВМФ намного реже, чем другими бывшими армейцами, высказывается недовольство направленностью полученных военно-специальных навыков. Причина отнюдь не в том, что эти навыки так уж близки массово востребованным «на гражданке». Отслужившие на флоте особо отмечают, что такая служба дала им возможность в полной мере ощутить важность персонально порученного им участка, и степень ответственности за свои действия для всего экипажа и корабля.
Жалобы на тяжелые условия службы, как и на проявления различных «неуставных отношений» («годковщины», как это раньше называлось на флоте), в последние годы крайне редки. В оценках плюсов и минусов службы в ВМФ преобладают положительные оценки, а более высокий престиж военных моряков в сравнении с обычными военнослужащими неизменно сохраняется.