что делают в цсо в больнице
Центральное стерилизационное отделение
Центральное стерилизационное отделение предназначено для стерилизации операционного белья после его обработки в прачечной, перевязочного материала из аптечного склада, хирургических инструментов, шприцев, игл, изделий из резины и стекла.
Планировка ЦСО выполняется с учетом организации потоков обработки материалов, подлежащих стерилизации. Все помещения центрального стерилизанионного отделения в зависимостиот вида обрабатываемого материала делятся на две зоны: стерильную и нестерильную.
В нестерильной зоне осуществляют следующие работы:
— прием нестерильных материалов из операционного блока и отделений больницы с помощью «грязного» лифта;
— разборка, мытье и сушка хирургических инструментов, игл, катетеров;
— контроль, комплектация и упаковка хирургических инструментов;
— изготовление и укладка перевязочных материалов, упаковка белья.
В стерильной зоне осуществляют:
— контроль и комплектацию хирургических инструментов;
— воздушную стерилизацию (сухим горячим воздухом) инструментов из металла и стекла в воздушных стерилизаторах;
— паровую стерилизацию белья, перевязочных материалов, систем переливания крови, катетеров и других материалов в паровых стерилизаторах (автоклавах);
— хранение стерильных материалов, поступающих из стерильной половины: стерилизационной, автоклавной;
— сортировку, комплектование стерильных материалов.
Нестерильный материал поступает и помещение приема нестерильных материалов из отделений клиники. Простерилизованный материал из стерильной половины поступает на склад стерильных материалов. Между стерильной и нестерильной зонами создается санитарный пропускник.
Простерилизованный материал со склада доставляется в отделения больницы.
Центральное стерилизационное отделение состоит из следующих подразделений (комнат):
1) в приемной на специальных стеллажах располагают поступивший материал, медицинский инструментарий;
2) в комнате для проведения предстерилизационной очистки проводится предстерилизационная очистка медицинского инструментария;
3) комната контроля качества предстерилизационной очистки;
4) в автоклавной (стерилизационной) проводится стерилизация поступающих предметов, изделий и материалов различными способами;
5) комната хранения и выдачи простерилизованного материала или медицинского инструментария.
Преимущества стерилизации в ЦСО:
Основным преимуществом централизованного стерилизационного отделения является высокая надежность стерилизации благодаря централизованной организации всех этапов. В таком стерилизационном отделении работает специально обученный персонал, который может обеспечить эффективную предстерилизационную очистку, важность которой трудно переоценить. Именно от нее зависит качество последующей стерилизации.
Оборудование, в подавляющем большинстве дорогостоящее, используется более рационально в централизованном стерилизационном отделении. Качество обслуживания оборудования выше. В то же время затраты на проведение стерилизации в таком отделении ниже примерно в три раза по сравнению с локальным способом, так как упрощается контроль за состоянием оборудования, снижаются эксплуатационные расходы и расходы на проведение стерилизации.
Использование медицинских материалов становится более рациональным, кроме того, современные методы стерилизации позволяют продлить срок службы лечебно-диагностического оборудования, например, чувствительного к повышению температуры.
Постоянный контроль качества стерилизации проще и удобнее за счет автоматизации процесса в централизованном стерилизационном отделении.
Освобождение медперсонала для более производительной работы.
Цели, задачи и принципы работы ЦСО
ЦСО – централизованное стерилизационное отделение. Ответственным за организацию ЦСО является главный врач лечебно-профилак-тического учреждения.
— предупреждение ВБИ, и прежде всего с парентеральным механизмом передачи (вирусные гепатиты В и С, СПИД и др.);
— сосредоточение обработки ИМН, подлежащих стерилизации (применение надежных способов ПО и стерилизации, контроль за ними, механизация трудоемких операций по ПО инструментов, шприцев и игл, по загрузке и выгрузке стерилизаторов большого объема);
— повышение культуры и качества медицинского обслуживания, высвобождение дополнительного времени у обслуживающего персонала для работы с больными и снижения боя шприцев.
— обеспечение ЛПУ стерильными изделиями медицинского назначения — хирургическими инструментами, шприцами, иглами, катетерами, зондами, хирургическими перчатками, микропипетками, перевязочным и шовным материалом, бельем и др.;
— внедрение в практику современных методов предстерилизационной очистки и стерилизации.
1) прием и хранение до обработки использованных в отделениях нестерильных изделий подготовленных к стерилизации материалов;
2) разборка, бракераж, учет и замена битых и неисправных изделий;
3) предстерилизационная очистка (мытье, сушка);
4) комплектование, упаковка, укладка в стерилизационные коробки или упаковка многоразового или одноразового применения;
5) стерилизация изделий;
6) контроль качества ПО, стерилизации изделий и регистрация:
— результатов учета качества ПО изделий от крови и ПАВ (поверхностно активных веществ);
— результатов контроля работы стерилизаторов;
— результатов исследований на стерильность;
7) ведение документации и строгий учет приема и выдачи изделий с указанием названия, количества, размеров шприцев, игл и др., а так же остатков за отделением;
8) выдача стерильных изделий отделениям больницы (поликлиники);
10) инструктаж медицинского персонала отделений о правилах предварительной обработки ИМН перед отправкой их в ЦСО, о правилах комплектования и укладки в стерилизационные коробки на местах.
Устройство ЦСО
Предусматривается разделение всех помещений на две изолированные зоны: стерильную и нестерильную.
В нестерильной зоне должны находиться следующие помещения
— приема, разборки, ПО и сушки инструментария, шприцев, игл, катетеров;
— обработки резиновых перчаток;
— контроля, комплектации и упаковки инструментария;
— для хранения нестерильных материалов, инструментов и белья; кладовая упаковочных материалов и тары;
— стерилизационная, оснащенная паровыми и воздушными стерилизаторами (загрузочная сторона, нестерильная половина);
— комната старшей медсестры;
— санузел для персонала;
— санпропускник для персонала, работающего в стерильной зоне.
На стерильной зоне располагают
— стерилизационную (разгрузочная сторона, стерильная половина);
— склад для стерильных материалов;
— экспедицию (выдачу стерильного материала);
— помещение для персонала стерильной зоны.
Документация в ЦСО:
1) Журнал приема и выдачи шприцев, инструментария, материалов;
2) Журнал регистрации работы стерилизатора (парового или воздушного);
З) Журнал бактериологического контроля стерильности;
4) Журнал учета качества предстерилизационной обработки.
Заключение
Таким образом, стерилизацию изделий медицинского назначения проводят с целью уничтожения всех микроорганизмов, как патогенных, так и непатогенных, в том числе и споровых форм.
Подготовка ИМИ многократного применения к использованию включает три этапа: дезинфекцию, предстерилизационную очистку (ПО) и стерилизацию.
ПО изделий проводят с целью удаления с них всех белковых, жировых и механических загрязнений, а также остатков лекарственных препаратов.
Стерилизацию осуществляют физическими и химическими методами, используя для этого паровые, воздушные, газовые стерилизаторы и др.
Для проведения качественной стерилизации в ЛПУ должно функционировать ЦСО. Ответственность за его организацию, укомплектование кадрами по штату возлагается на главного врача лечебно-профилактического учреждения.
Контроль стерилизации включает проверку параметров режимов стерилизации и оценку ее эффективности. Параметры режимов контролируют с помощью контрольно-измерительных приборов (физический метод) и с использованием химических индикаторов (химический метод).
Эффективность стерилизации оценивают на основании результатов бактериологических исследований (биологические тесты), а также при контроле стерильности изделий, подвергнутых стерилизации.
ИНСТРУКЦИЯ
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
О работе центрального стерилизационного отделения (ЦСО)
Центральное стерилизационное отделение (ЦСО) ФБУН «Тюменский научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии Роспотребнадзора» оказывает услуги по:
Стерилизация медицинского инструментария многократного применения и перевязочного материала осуществляется водяным насыщенным паром под давлением. В процессе стерилизации изделий воздействие пара не вызывает изменения их функциональных свойств.
В качестве упаковочного материала для стерилизации используются стерилизационные самоклеющиеся пакеты марки «STERIKING». Данные упаковки отвечают требованиям, предъявляемым к медицинским упаковочным материалам ГОСТом Р ИСО 11607-2003 «Упаковка для финишной стерилизации медицинских изделий» и европейскому стандарту CEN EN 868. Срок хранения изделий, простерилизованных в упаковках «STERIKING» – 6 месяцев.
Также по необходимости стерилизация осуществляется в биксах КФ (объемом 3, 6, 9, 12 и 18 литров).
Камерная дезинфекция осуществляется в дезинфекционной камере КПД – 3Р паровоздушным (физическим) методом. Вещи в процессе дезинфекции не изменяют своих функциональных свойств, т.к. вынимаются из камеры сухими.
Дезинфекционная камера КПД-3Р прошла санитарно-эпидемиологическую экспертизу, разрешена Государственным Комитетом по санэпиднадзору России и Институтом военной медицины к использованию в медицинских, лечебно-профилактических учреждениях, СЭС, санпропускниках, ж/д депо, вокзалах, заставах, санаториях, туристических базах, портах, таможнях и т.д. КПД-3Р имеет гигиенический сертификат N 47.01.02.944 П.000699.06.01 от 08.06.2001 г.
Камерной дезинфекции подлежат:
Своевременное проведение стерилизации медицинского инструментария, камерной дезинфекции мягкого инвентаря постельных принадлежностей позволит избежать нарушения установленного санитарного законодательства и тем самым повысить статус учреждений.
Контактная информация по работе ЦСО и режим работы размещены в разделе «УСЛУГИ». Там же можно скачать бланк заявления для заключения договора.
Централизованное стерилизационное отделение (цсо)
Основные задачи ЦСО — обеспечение лечебно-профилактических учреждений полноценно обработанными медицинскими стерильными инструментами, внедрение в практику современных методов предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских инструментов и материалов. Ответственным за организацию ЦСО является главный врач ЛПУ.
Стерилизационное отделение осуществляет:
а) прием использованных инструментов;
б) разборку, сортировку, очистку инструментов и изделий медицинского назначения;
в) упаковку и стерилизацию инструментов, материала, изделий медицинского назначения;
г) выдачу стерильного инструментария, материала, а также изделий одноразового применения;
д) самоконтроль за качеством предстерилизационной очистки и эффективностью работы стерилизационной аппаратуры;
е) ведение документации.
Устройство и организация работы цсо
Набор помещений ЦСО и их площадь должны соответствовать СНИП П-69-78 и II: Нормативы проектирования. Централизованные стерилизационные отделения. При отсутствии возможности иметь полный набор помещений можно ограничиться следующим минимумом:
помещение для хранения стерильного инструментария и материалов.
В ЦСО предусмотрены разделение на две изолированные зоны (стерильную и нестерильную) и организация двух потоков обработки. Первый поток — обработка и стерилизация инструментов, резиновых изделий. Второй поток — подготовка и стерилизация белья и перевязочных материалов. Стерилизационная и помещение для хранения стерильного инструментария и материалов оборудованы бактерицидными лампами.
В приемной проверяют количество и качество доставленных из отделений, кабинетов, участков шприцев, игл, инструментария, материалов; сортируют и регистрируют в журнале учета весь поступивший инструментарий. Приемную оборудуют рабочими столами, лотками, подносами, канцелярским столом, стульями.
В моечной проводится тщательная механическая очистка инструментария от остатков крови и лекарственных веществ. Здесь должны быть столы, ванны для моющих растворов, полуавтоматические и автоматические установки для промывания шприцев, игл, дистилляторы, моечные машины для инструментов, термометры. Шприцы, иглы, инструментарий, изделия из резины погружают в специальные ванны с моющим или дезраствором. Предстерилизационную очистку проводят в соответствии с методами и режимами, принятыми в данном лечебном учреждении. После очистки заведующий ЦСО проводит самоконтроль качества предстерилизационной очистки инструментария от крови, жира, щелочных компонентов поверхностно-активных веществ. Результаты фиксируют в журнале по утвержденной форме.
В подготовительной проводят подсушку и упаковку инструментария, шприцев и игл, изделий из резины. Предварительной подсушке подвергают весь инструментарий, подлежащий воздушному методу стерилизации, при температуре 80-90 «С в течение 15-30 минут. Перед упаковкой проверяют качество инструментария, игл, шприцев. По окончании упаковки в каждый бикс или укладку помещают химические индикаторы для контроля эффективности стерилизации. На пакетах со шприцами проставляют только дату стерилизации (вручную или штампом), для остальных изделий — на бирке, прикрепленной к набору с изделиями в мягкой упаковке или к стерилизационной коробке, указывают наименование изделий, дату стерилизации и подпись лица, проводившего стерилизацию. В журнале фиксируют наименование стерилизуемого изделия, фамилию лица, проводившего упаковку и стерилизацию, и дату стерилизации.
Упаковочную оснащают сушильными шкафами, рабочими столами, стульями. Упакованные изделия передают в стерилизационную.
Стерилизационная оборудуется различными типами воздушных и паровых стерилизаторов, рабочим столом. В стерилизационной должен быть бикс со стерильными простынями, которыми накрывают стерильные биксы сразу же после выгрузки из стерилизатора до их охлаждения с целью предотвращения вторичного загрязнения.
В экспедиции производят прием стерильного инструментария и материалов из стерилизационного зала, сортировку и укомплектование инструментария согласно заявкам из кабинетов, отделений поликлиники. Простерилизованный инструментарий хранится на стеллажах или в шкафах, полки которых маркируют по участкам, кабинетам поликлиники. Срок хранения простерилизованных изделий в экспедиции включается в общий срок хранения. Для предупреждения возможного нарушения целостности и стерильности пакеты с инструментарием могут укладываться в биксы так, чтобы они Не прилегали близко друг к другу и не располагались слишком свободно. Для выемки стерильного материала необходимо иметь чистый комплект спецодежды (халат, матерчатые перчатки, колпак, маска, бахилы), который заменяется не реже одного раза в смену. Оборудование экспедиции: шкафы и стеллажи для хранения стерильного материала, передвижные столики, стол, биксы.
Контроль санитарного состояния ЦСО проводят дезинфекционные отделы центра санитарно-эпидемиологического надзора не реже одного раза в квартал Объектами исследования при проведении бактериологического контроля являются воздух и поверхности различных предметов в стерильной и нестерильной зонах.
Таким образом, при организации ЦСО в ЛПУ необходимо соблюдать основные принципы размещения и планирования его помещений:
1. Изоляция от других помещений ЛПУ.
2. Разделение помещений на стерильную и нестерильную зоны для обеспечения рационального технологического процесса.
3. Обработка отдельными потоками:
— белья и перевязочного материала;
— инструментов, шприцев, игл, термолабильных изделий;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
Что делают в цсо в больнице
Стерилизация имеет огромное значение в профилактике инфекций в лечебно-профилактических учреждениях. Она является неотъемлемой частью противоэпидемических мероприятий.
Она необходима во всех отделениях медицинских учреждений, где проводятся инвазивные манипуляции. После использования изделия медицинского назначения дезинфицируют и обеззараживают, а многоразовые инструменты подвергают предстерилизационной очистке и собственно стерилизации. На выходе они готовы к манипуляциям, при которых будут контактировать с кровью, раневой поверхностью, слизистыми оболочками и т. д.
Стерилизация предполагает поэтапный процесс, применение современных методов и контроля качества. От этого зависит в целом и качество помощи пациентам в лечебном учреждении.
Весь цикл стерилизации происходит в центральном стерилизационном отделении, или ЦСО. Это технический комплекс, главной задачей которого является обеззараживание оборудования, инструментов, материалов (шовного, перевязочного) и белья.
Документальная база
Чтобы гарантировать полную стерильность медицинских изделий, комплекс ЦСО должен отвечать стандартам, которые предъявляются к его оснащению и работе. Их регламентируют следующие документы:
В этих документах утверждены требования к организации работы, функционированию и оснащению отделения стерилизации.
Требования к помещению
Например, для небольших больниц мощностью до 100 коек минимальная площадь составляет:
Расстояние между зонами должно быть минимальным, а производственные помещения должны позволять качественно и комфортно выполнять все необходимые технологические операции.
Также при расчёте площади учитывают количество и габариты оборудования, которое будет установлено в отделении.
При отделке пола, стен и потолков применяют материалы, которые можно подвергать влажной уборке, в том числе моющими и дезинфицирующими средствами. Швы должны быть герметичными, поверхности гладкими.
Помещение не должно быть проходным.
Зонирование помещения
Отделение строго разделяют на три отдельных помещения — грязную, чистую и стерильную зоны. Иногда допускается разделение на 2 бокса — нестерильный и стерильный.
В каждой зоне изделие проходит соответствующий этап обработки. Изделия, прошедшие разные зоны, не пересекаются, поэтому повторное загрязнение стерильных предметов исключается.
Между грязной и чистой зонами устанавливают моечно-дезинфекционное оборудование, а между чистой и стерильной — стерилизационное оборудование, которое служит своеобразным барьером между помещениями. Связь между ними обеспечивает шлюз.
Циклы обработки инструментов и материалов
Цикл выглядит следующим образом: грязная зона — стерильная зона — чистая зона. Сначала материалы принимают, сортируют, подготавливают, предварительно моют и дезинфицируют, ремонтируют при необходимости, а затем стерилизуют, при необходимости пакуют, хранят, сортируют и выдают.
Медицинские изделия в обязательном порядке подвергают предстерилизационной очистке и собственно стерилизации.
Предстерилизационная очистка — это автономный процесс. Изделия подвергают ей либо после этапа дезинфекции, либо совмещают с ним. Во время очистки с изделий удаляют органические и неорганические загрязнения.
Стерилизация — процесс, которому подвергают приборы и инструменты, применяемые при диагностике и лечении с нарушением целостности тканей пациента. Цель стерилизации — обеспечение полной гибели микроорганизмов, которые находятся на и внутри изделий.
Порядок работы со всеми изделиями одинаков, при этом стерилизуют их разными способами.
Методы стерилизации
В зависимости от типа изделия, в ЦСО применяют следующие методы стерилизации:
В стоматологии для обработки боров и других мелких инструментов используют также гласперленовые стерилизаторы.
Стерильные изделия, обработанные в упакованном виде, хранят в специальных шкафах. На упаковках указывается срок хранения, по истечению которого изделие считается нестерильным. Изделия, простерилизованные в неупакованном виде, используют непосредственно после обработки и не хранят.
Оснащение зон
Грязная зона — это отделение приёма изделий. Оно разделено на 2 сектора — собственно приёмочную и временный склад. Здесь сортируют и предварительно очищают изделия. Также отдельно выделяют помещение, в котором хранят грязные тележки.
Автоклавная и стерильный склад — это центральная часть ЦСО. Иногда склад дополняют изолированным помещением, где ремонтируют и затачивают инструменты, укладывают и пакуют бельё и материалы.
Чистая зона разделена на 2 основных помещения — в одном комплектуют стерильные материалы, а во втором выдают их. Оно соединено со складом.
В этой зоне выделяют и дополнительные помещения – для персонала, склада химикатов, упаковочных материалов и пр.
Санитарные нормы
К ЦСО предъявляются высокие санитарно-гигиенические требования. Вот они:
Помещение отделывают долговечными влагостойкими материалами, которые устойчивы к постоянной уборке, мытью, дезинфекции.
Оптимальные материалы для облицовки стен — керамическая или мраморная плитка. Её выкладывают на всю высоту стен.
Потолки окрашивают масляной краской, а полы покрывают гидроизоляцией и плиткой из керамики.
Значение имеет и освещение. Во всех помещениях устанавливают светильники, которые позволяют проводить влажную уборку.
Ещё одно требование — регулярная уборка и личная гигиена персонала. Производственные помещения убирают дважды за смену с использованием дезинфицирующих средств, а один раз в неделю проводят генеральную уборку всех помещений ЦСО. Её проводят в специальной одежде и используют средства индивидуальной защиты (перчатки, шапочку, маску и пр.).
Требования к оснащению отделения стерилизации
При планировке ЦСО уделяют внимание эргономике — расположение в помещениях оборудования и мебели должно способствовать оптимизации технологических процессов на всех этапах обработки материалов.
Допускается устанавливать только оборудование, разрешённое к применению в Российской Федерации в установленном порядке.
Оборудование должно быть надёжным, гарантировать 100%-ную стерильность изделий и безопасность.
В 99% ЦСО устанавливают следующее оборудование: стерилизаторы (паровой, газовый, плазменный), моечную ванну, моечно-дезинфекционная машину, кипятильник для дезинфекции, сушильный шкаф, аквадистиллятор, накопитель для очищенной воды, упаковочную машину, а также оборудование для транспортировки и хранения.
Также необходима система подготовки воды. Чтобы повысить качество очистки перед и во время стерилизации, а также продлить срок службы оборудования, рекомендовано использовать дистиллированную воду.
Ежедневно в ЦСО проводят контроль качества предстерилизационной очистки. Для этого ставят пробы: азопирамовую или амидопириновую — для выявления остатков крови на изделиях, фенолфталеиновую — для остаточного количества щелочных компонентов моющих средств.
Мебель должна быть не просто удобной и эргономичной, но разработанной специально для отделений стерилизации. К такой специальной медицинской мебели относятся столики с подсветкой, стеллажи, полки, столы (с раковинами, для белья, для упаковки), рабочие столы. Медицинскую мебель изготавливают из нержавеющей стали, она прочная, износостойкая и долговечная.