что делают в техническом университете
Высшее профессиональное техническое образование
Инженеры с высшим техническим образованием всегда являлись специалистами, без которых невозможна реализация на практике ни одной инновационной теоретической идеи.
Именно поэтому в России столь необходимо создание по-настоящему непрерывного и даже опережающего высшего технического образования, в котором все передовые теории должны оперативно вноситься в планы учебного процесса. Более того – помимо традиционных систем обучения, процесс подготовки современных инженеров обязан включать в себя систему электронных мультимедийных курсов, удалённый доступ через интернет к виртуальным лабораторным практикумам, общение на международном уровне с университетами других стран и многое другое. А главное – он обязан наработать у будущего специалиста навыки самообучения, без которых постоянно обновляющийся объём инновационных научных знаний просто не сможет быть им усвоен по мере их появления.
Специальности
Инженерных специальностей существует на настоящий момент более сотни – и, в связи с появлением всё новых отраслей современной промышленности, количество их стабильно растёт. Разумеется, наиболее высок спрос на те технические специальности, которые на сегодня являются не только наиболее востребованными, но и максимально перспективными и, что греха таить, высокооплачиваемыми. В связи с этим имеет смысл попробовать составить их ТОП-5 – который, со временем, естественно, будет меняться, но на сегодняшний день выглядит следующим образом:
Для более подробной информации ознакомьтесь с разделами «Технические профессии» и «Специальности».
Где получить
Технических и политехнических ВУЗов (а также экономических и прочих узкопрофильных, готовящих в том числе и специалистов технических специальностей) в России насчитывается более 250. Правда, слабым местом многих из них является серьёзное старение преподавательского состава (что в условиях стремительно развивающегося технического прогресса оказывает не самое лучшее влияние на качество обучения в сферах инновационных технологий вроде компьютерного моделирования или нанотехнологий) и, к сожалению, низкой научной активности в вузах не чисто технического профиля. Таким образом, существенная разница в качестве образования, востребованности специалистов-инженеров работодателями и уровне исследовательской активности приводит к разрыву в квалификации инженеров, заканчивающих обучение.
Если же говорить о топовых технических вузах страны, то их список окажется таким:
Кроме того, следовало бы упомянуть Тюменский нефтегазовый государственный университет – не попадающий в ТОП-5, но регулярно фигурирующий как победитель большинства интернет-рейтингов.
Также вы можете посмотреть списки учебных заведений в разделах:
Содержание программ обучения
В новом ФГОС инженерных специальностей несколько десятков – причём в очень разных сферах образования: от биоинженерии до океанологии. В связи с этим, указать единое содержание программ обучения для будущих инженеров различных отраслей не представляется возможным. Однако, все программы подготовки включают в себя базовый общеобразовательный цикл (содержащий в обязательном порядке такие предметы, как математические и физические дисциплины), и профессиональный цикл (в котором, разумеется, список предметов для инженеров-метеорологов и инженеров-строителей будет существенно отличаться), а также вариативную часть и практические занятия.
Формы обучения
Обучение в технически вузах, согласно требованиям министерства образования, проводится в очной, вечерней (очной/заочной) и заочной форме. С финансовой точки зрения, существует возможность обучаться как на бюджетной, так и на контрактной основе. Бакалавриат в очной форме предусматривает 4 года обучения, специалистов-инженеров – не менее 5 лет, а также 2 года для магистратуры.
Второе высшее
Специализированные программы для получения второго высшего образования также существую практически во всех технических вузах, и получить 2-е высшее может любой дипломированный специалист – ограничений здесь не существует. Единственным нюансом является отсутствие в этом случае бесплатной формы обучения.
Чему учат в технических ВУЗах?
Ольга Ол. Сегодня, 18:25
ArtemS Сегодня, 12:12
Borisoff Сегодня, 07:48
KissLinka Вчера, 23:10
Юлия Гончарова Вчера, 19:03
Алёна902 Вчера, 12:12
eduadrd Вчера, 12:11
KissLinka Вчера, 06:07
Екатерина765890 21 ноя 2021, 01:32
nikbox321, а что скажете про Сколково?
Может быть к ним адресовать эти вопросы?
Кстати, куда исчез наш великий фармацевт Брынцалов? Может его мозги уже в башке одного из клонов, который ещё пока «ложку в ухо несет»?
Dixi
Чему учат в технических вузах
Сначала преамбула. Я – первокурсник одного московского ВУЗа, учусь на информационной безопасности. В расписании очень напряг предмет со страшным названием КРНР, что расшифровывается как культурно-религиозное наследие России. При ближайшем рассмотрении предмет оказался довольно безобидным, а временами и интересным повествованием об истоках и традициях православной церкви. Так мне казалось до сегодняшнего дня, когда сей предмет пришла заменять другая преподавательница. Ровно до того момента, как она начала говорить, она выглядела довольно адекватным человеком. Однако за следующие полтора часа до нас-жалких несмышленышей, была донесена истина, а конкретно вот что:
-Теория эволюции-план по отуплению нации, причем конкретно нашей. Цитаты: «Вы как хотите, а у меня в роду обезьян не было» «Ни одна коза еще не поступила хотя бы в школу».
-В блокадном Ленинграде существовал каннибализм, однако в Святой Руси такого бы не произошло, ведь «как верующему человеку даже в голову может прийти съесть своего собрата?» На робкие(препод же) попытки возразить требовала пруфы, прям как на Пикабу, ага. Ну и собственно жрали друг друга люди только при совке, ни до, ни после такого мракобесия не творилось.
-Блокада кстати это наказание, ниспосланное Боженькой Питеру за революцию и повержение страны в пучину безбожия.
-Да и вообще революцию то устраивать никто и не хотел, просто наступил голод, хлеба не было и народ пошел менять власть.
-В нашей стране существует комитет по отмыванию истории от фальсификаций.
-Ясли и детский сад придуманы в совке для того, чтобы разлучить ребенка и родителей и воспитать человека коммунистом.
Дальше разговор пошел про архитектуру, поэтому так резко сменилась тема
-Стамбул-столица Турции.
-Заблудившиеся летчики(видимо какая то православная авиация) ориентируются по алтарной части храмов, ведь она направлена на восток.
-Турки до сих пор боятся, что придет русский царь и сделает Стамбул православным
-Иван Грозный-самый любимый и почитаемый царь на Руси, все на него иностранные историки наговаривают. Да и казнил то он всего лишь 2500 человек, и то всех по делу.
-Ну и финальный посыл, если не сохранить православие, то придет более нравственная держава и поработит нас.
Сам бы никогда не поверил, если бы не увидел и услышал своими глазами.
Как устроено образование в самом престижном техническом вузе России?
Сколтех — один из самых молодых вузов в России, уже занявший ведущие позиции во многих направлениях инженерного образования. Корреспондентка «Ножа» поговорила с руководителем департамента Сколтеха по работе со студентами Денисом Столяровым об инновационных образовательных моделях, о том, как абитуриенту определиться с университетом, и о том, как передовые вузы выбирают своих будущих магистрантов.
Прием заявок в магистратуру Сколтеха идет до 16 июля — у вас еще есть шанс попытаться попасть в одну из самых инновационных инженерных магистратур России.
— О человеке можно сказать, что он «образован», а можно — что он «специалист». В чем для вас сходство и различие между этими двумя понятиями и насколько вы стремитесь их соотносить в деятельности университета?
— Александр Солженицын в свое время дал замечательную характеристику инженеру: «Открыто светящийся интеллект, свободный и необидный юмор, легкость и широта мысли, непринужденность переключения из одной инженерной области в другую и вообще от техники к обществу, к искусству».
В современных реалиях, полагаю, мы можем говорить о необходимости наличия у выпускников STEM-ориентированных университетов особой комбинации hard и soft skills: помимо владения определенным набором профессиональных навыков, которые формируют их технический бэкграунд, крайне важно иметь развитые надпрофессиональные навыки: межотраслевой коммуникации, работы с людьми, системного мышления и т. д.
Если с профессиональными навыками всё понятно (их студент приобретает во время освоения образовательной программы, например учится основам объектно-ориентированного программирования или умножению матриц), то с soft skills всё немного сложнее. В случае если студенту повезло и у него было время заниматься в бакалавриате внеучебной деятельностью (в студенческом совете или любом другом объединенном общими целями студенческом сообществе), то он мог какие-то из этих навыков приобрести. Но, опять же, обычно это происходит «не благодаря, а вопреки» — как правило к этому не готовят специально.
Если говорить про Сколтех, то наши образовательные программы в этом плане сбалансированы. В основе каждой образовательной программы — модульная структура, построенная по системе ECTS (European Сredit Transfer System): за два года студент магистратуры должен взять курсов минимум на 120 ECTS-единиц, где 36 «кредитов» — это обязательные курсы, «ядро» программы, 24 — элективы, которые студент может брать из всего курс-каталога Сколтеха — то есть студент, обучающийся, например, на программе «Фотоника и квантовые материалы» может взять курсы из программы «Науки о жизни». Еще по 12 зачетных единиц — это E&I (Entrepreneurship&Innovation) модуль, в рамках которого студентов учат тому, как коммерциализировать технологии, а также стажировка в компаниях индустрии. Исследовательская работа и подготовка магистерской диссертации занимает 36 кредитов.
Этот модульный подход позволяет ребятам в рамках освоения образовательной программы прокачивать свои soft skills, например, на специальном курсе Innovation Workshop, когда ребята формируют междисциплинарные команды и в рамках месячной акселерационной программы должны пройти путь от идеи до MVP (Minimum Viable Product).
Еще один пример — в учебном плане есть ISP (Individual Study Period), когда зимой, в середине первого года обучения, ребята сами голосуют за те курсы, которые они будут изучать в течение месяца. Предлагать курсы для ISP могут профессора, сотрудники и сами студенты. В этом году, например, ребята сами разрабатывали и читали более 10 курсов, в том числе Introduction to Image Processing, The Art of Public Relations и даже Pilot School, в рамках которого студенты учились управлять настоящим самолетом.
Дополнительно мы стараемся приглашать различных экспертов и представителей индустрии для того, чтобы они в неформальной обстановке общались с нашими студентами и делились лайфхаками из своего опыта, которые помогут им преуспеть в той профессиональной траектории, что они избрали.
— Насколько у вас тесное взаимодействие с компаниями, которые являются резидентами Сколково?
— Многие наши выпускники, создавшие компании, стали резидентами Сколково, получили поддержку и сейчас успешно развивают свой бизнес. В качестве примера можно назвать организованную с участием нашего выпускника Никиты Родиченко компанию Tsuru Robotics. Они создали в России отрасль коммерческих беспилотников. Бывают случаи, когда ребята проходят стажировку в компаниях-резидентах Сколково или трудоустраиваются там по завершению обучения в Сколтехе. В целом у Сколтеха очень тесное взаимодействие с индустрией, потому что у нас сформированы уникальные команды профессоров по различным исследовательским направлениям, а также собрана серьезная лабораторная база.
Например, в Центре добычи углеводородов у нас есть совершенно уникальное для России оборудование, на котором проводятся исследования, в том числе по заказам индустрии.
— Что вы имеете в виду под уникальным оборудованием?
— Например, у них есть уникальная установка труб горения — в мире, насколько мне известно, таких всего две: у нас и в Канаде у нашего вуза-партнера, Университета Калгари. Что касается оборудования в целом — оно у нас новое, и самое главное — студенты имеют к нему доступ.
— Вы описали задачей высшего образования формирование у студентов не только hard skills, но и soft skills, можете ли вы более конкретно рассказать о тех инновациях в образовании, которые в Сколтехе были применены?
— Я уже упоминал про Innovation Workshop. Это курс, который берут все студенты Сколтеха вне зависимости от программы.
Удивительная вещь, что за месяц работы ребята, которые никогда ничем таким не занимались, разрабатывают очень масштабные проекты. Что особенно интересно, по завершении курса многие студенты продолжают их развивать, понимая, что это потенциально успешный бизнес.
Понятно, что у большинства первый стартап не взлетает — и это нормально, мы тоже к этому готовим: никакой трагедии в этом нет, даже наоборот: например, на Западе считается, что инвесторы больше доверяют человеку с трек-рекордом фейлов, чем тому, у кого вообще нет такого опыта.
В связи с этим очень важна мотивация студентов: зачем они приходят учиться? У нас отбор студентов построен не совсем как в обычных российских вузах. Во-первых, он начинается раньше — где-то с ноября в год, предшествующий зачислению. Во-вторых, отбор состоит из двух этапов: заочного и очного.
На заочном этапе в составе пакета документов мы запрашиваем мотивационное письмо, в котором ожидаем ожидаем увидеть ответ на вопрос, зачем кандидат идет в магистратуру. Мотивация бывает разная, и не все сразу могут ответить на вопрос, зачем им это нужно.
— Вы говорите о ребятах, которые поступают, а есть ли у вас портрет человека, который хочет поступить?
— В зависимости с какой стороны смотреть — портрет очень разный. Если говорить про предыдущие университеты, то здесь есть явная тенденция, примерно половина от нашего набора второй год подряд — это выпускники МФТИ, ВШЭ, МГУ. Объясняется это в первую очередь достаточно хорошей подготовкой в этих университетах, объективно — это лидеры современного образования в России по большинству направлений, в которых мы работаем. Кроме того, в этих университетах есть хорошая подготовка по английскому языку. Обучение в Сколтехе ведется на английском языке, и TOEFL — одно из вступительных испытаний.
Что касается второй половины, там выпускники более 30 регионов нашей страны — от Калининграда до Владивостока, прямо буквально. Из Новосибирска много ребят, там сильная школа и по физике, и по другим направлениям.
Если говорить о странах, на текущий момент в Сколтехе обучаются представители 45 стран мира. Много ребят приезжает из Азии, Африки, Латинской Америки, чуть меньше — из Северной Америки, Канады, Западной Европы. У всех иностранцев разная мотивация, сегодня государство делает много усилий, чтобы продвигать бренд российского образования. Мы видим много мероприятий, направленных на это.
Кроме того, у нас есть ребята, которые поступили не сразу после бакалавриата а, например, после того, как пару лет отработали в компаниях: в какой-то момент они поняли, что достигли «стеклянного потолка», и для того, чтобы двигаться дальше, им нужны дополнительные знания и навыки. Обучение в Сколтехе очное, учиться в нашей магистратуре и параллельно работать невозможно, поскольку учеба отнимает до 40 часов в неделю.
— Есть частая проблема в российских вузах, что иностранные студенты живут в отдельном мире и никаких реальных контактов между ними и остальными студентами нет. Насколько вы пытаетесь создать какую-то интернациональную среду?
Дополнительно к тому, что обучение в Сколтехе ведется на английском языке, официальный язык коммуникации также английский. Например, если я пишу письмо юристам в юридический департамент по какому-либо вопросу, то я пишу его на английском языке. В Сколтехе не только 20 % студентов-иностранцев со всего мира, но и много профессоров и сотрудников-иностранцев, которые не говорят по-русски. В этом плане у нас нет отдельных групп для иностранных студентов.
Поскольку весь поток изначально хорошо знает английский, как граждане РФ, так и иностранцы, они между собой без проблем коммуницируют. Нам не нужно создавать каких-либо дополнительных условий, это заложено в самой модели обучения в Сколтехе.
— В финансовом смысле образование то же для иностранцев по уровню стипендии, например?
— Абсолютно. Вообще никаких различий нет.
20 % иностранных студентов — это та критическая масса, необходимая для того, чтобы в каждой аудитории сидел хотя бы один иностранец, который не говорит по-русски. Мы рассчитываем, что эти наши иностранные выпускники станут нашими амбассадорами. Потом они вернутся в свои страны, в США, Италию, Китай и т. д., чтобы в том числе своим примером продвигать бренд российского образования. Мы своими выпускниками очень гордимся, они попадают в зарубежные списки Forbes 30, Under 30, выигрывают различные предпринимательские конкурсы, при этом они везде говорят, что они выпускники Сколтеха. Это в некотором плане инвестиция в наш бренд и бренд российского образования.
— Насколько эти иностранные студенты могут устроиться работать в российскую компанию?
— Это возможно. Как пример — один из наших успешных стартапов, который попал в акселератор Сбербанка и 500 Startups, его сооснователь — наш выпускник Адени, он из Нигерии. Он сейчас находится в России и продолжает заниматься предпринимательской деятельностью, причем совершенно успешно. Есть примеры, когда наши выпускники остаются в экосистеме Сколково, так — одна из наших выпускниц работает в Сколковской гимназии, занимается преподаванием биологии. Многие иностранцы остаются, если есть желание — это возможно.
— Студенты в современном мире становятся мобильными, развита система обмена, а в аспирантуре это практически обязательно для любого человека, который хочет быть успешным ученым. Насколько Сколтех поддерживает такого рода программы?
— Мы не просто поддерживаем — я считаю, что наша программа академической мобильности не имеет аналогов не просто в России, но и в мире. Все вузы так или иначе реализуют программы академической мобильности по схожей схеме: например, два университета заключают партнерское соглашение и договариваются об обмене студентами, и в рамках этого соглашения или более широких программ, таких как TEMPUS, у тебя есть возможность, например, провести семестр в вузе-партнере. У нас же всё гораздо интереснее.
Наш студент может поехать в практически любой вуз мира для того, чтобы провести там какое-либо исследование, если оно ему нужно для магистерской диссертации.
Конечно, это не опция «по умолчанию», для этого есть определенная конкурсная процедура, однако, по статистике, у нас примерно 60 % ребят ежегодно этой возможностью пользуются.
— Еще одна проблема в STEM-образовании — это гендерный дисбаланс. Как в Сколтехе с гендерным равенством в плане количества женщин и отсутствия давления на девушек, которые занимаются наукой и инженерией?
— Есть разные исследования, где приводится различная статистика по тому, сколько девушек идет в STEM-области. У нас около 30 % обучающихся — девушки, что выше, чем обычно. И никаких проблем, по крайней мере, о которых мне было бы известно, в этом вопросе не возникает.
— Бывали ли ситуации, когда у студента де-факто оказывалось два научных руководителя из разных направлений?
— Есть отдельный формат образовательных программ, которые называются «сетевыми». Это когда студент обучается в двух университетах, но на одной программе. Какие-то модули студент берет в Сколтехе, какие-то в университете-партнере, и потом они просто взаимно перезачитываются в соответствии с соглашением, которое подписано между вузами. У нас есть ряд сетевых программ, которые мы реализуем, при этом основные академические партнеры — это МФТИ и ВШЭ. В основном, когда ребята обучаются по этим программам, у них два научных руководителя, один в Сколтехе, один в университете-партнере.
В рамках этой приемной кампании мы запустили еще один трек по Advanced Computing and Networks с ВМК МГУ, мы планируем зачислить на него до 10 студентов.
— Когда студент выбирает программы вы, с одной стороны, рекомендуете ориентироваться на интересы студента, а с другой, на то множество профессоров, специалистов, которые представлены. На что нужно обращать внимание? Есть люди, которые считают, что нужно обращать внимание на специальность, другие — на способность профессоров быть не только учеными, но и учителями, способными помочь студенту стать настоящим исследователем.
— Как бы вы рекомендовали студенту оценить компетентность тех людей, которые читают курсы?
— Очень просто. Во-первых, на сайте вуза должен быть доступен список этих людей, потому что часто бывает такое, что списка профессоров нет, списка курсов нет, куда поступаешь — вообще не понятно. Помимо общего списка на каждого профессора должна иметься дополнительная информация, минимум — это перечень публикаций со всеми референсами, основные направления исследований (это особенно важно для кандидатов в аспирантуру). Аспирантура — это всегда про более тесное взаимодействие с руководителем, поэтому выбор должен быть более осознанным, ваши интересы должны совпадать.
— Мы уже многие вопросы обсудили. Еще есть вопрос о людях с ограниченными возможностями: насколько развита доступность университета для таких людей?
— Кампус, в котором мы сейчас находимся, строился по проекту швейцарского бюро Herzog & de Meuron, это очень титулованное европейское архитектурное бюро. Изначально кампус был спроектирован как безбарьерная среда: полы без перепадов, каждая лестница дублируется лифтом. Дополнительно мы оперативно реагируем на любые запросы, в том числе студенческого сообщества, по поводу инфраструктуры. К примеру, у нас был запрос от студентов организовать специальное место interfaith and meditation, в плане этого изначально не было, но мы его организовали.
— У вас есть какое-то общежитие, спонсируемое университетом? Вы находитесь довольно далеко, сложно добраться.
— Добраться до нас стало гораздо проще: буквально недавно, в июне, открылась железнодорожная станция «Инновационный центр», это всего 17 минут на электричке-экспрессе от Белорусского вокзала. Это отличное решение, студенты очень довольны и регулярно пользуются этим видом транспорта, добраться из центра Москвы теперь не проблема. Помимо этого, с транспортной доступностью в целом проблем нет: ходят автобусы-экспрессы от «Тропарево» и «Славянского бульвара».
Что касается общежития, на текущий момент оно, к сожалению, отсутствует. Но мы платим повышенную стипендию, например, в магистратуре это от 40 тысяч рублей в месяц, что вполне достаточно для того, чтобы снять квартиру на Трехгорке рядом со Сколтехом. Ребята скидываются на 2–3 человека, снимают трешку, и это уже не общага, это квартира со всеми вытекающими плюсами. Особых проблем с размещением ребята не испытывают, магистры и аспиранты — это уже достаточно взрослые ребята, которые знают, как решать эти проблемы. Когда-нибудь мы откроем бакалавриат, и тогда, конечно, общежитие уже будет необходимо.