что делают сотрудники полиции
Что делают сотрудники полиции
Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;
2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);
3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;
4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;
7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;
8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;
10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
11) сообщать в письменной форме непосредственному начальнику о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день, когда сотруднику полиции стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
(п. 11 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;
13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;
14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
(п. 14 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Как должны вести себя полицейские и росгвардейцы при проверке документов и задержании
И что делать человеку, если правоохранители нарушают его права?
В каких ситуациях сотрудники полиции и Росгвардии могут проверять документы у гражданина?
Полномочия полицейских проверять документы возникают лишь в определенных законом случаях (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
Что человек вправе требовать от сотрудников полиции и Росгвардии при проверке?
Сотрудники полиции при обращении к гражданину обязаны назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).
На сотрудников Росгвардии не распространяются требования Закона о полиции, а нормы Закона о войсках национальной гвардии РФ не содержат указания на обязанность росгвардейцев предъявлять гражданам служебные удостоверения. Однако это не означает, что человек не вправе попросить их представиться. В этом случае можно опираться на аналогию закона, а также ч. 2 ст. 45 Конституции, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Сотрудники полиции в любых условиях обязаны быть вежливыми и тактичными с гражданами, обращаться к ним на «вы». Свои требования и замечания они должны излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан (п. 226 Устава патрульно-постовой службы). Полицейским запрещено вступать в пререкания с гражданами, отвечать грубостью и руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229 Устава).
Наконец, полицейский обязан предоставить гражданину возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на закон, а не ограничиваться фразой о нарушении. Только после разъяснений может быть принято решение о составлении протокола или доставлении нарушителя в отдел.
Если полицейский применяет меры, ограничивающие права и свободы гражданина, – к примеру, задерживает его или требует пройти в отдел полиции (это называется доставлением), то он обязан разъяснить причину и основания применения таких мер, а также права и обязанности гражданина (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).
Как вести себя во время проверки правоохранителей?
Что делать, если вас доставляют в отдел полиции?
1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 11 октября 2018 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Памятка по ограничениям и запретам, связанным со службой в органах внутренних дел Российской Федерации
На сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудники) федеральными законами от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе), от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции), от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе) и от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон о запрете иметь счета в иностранных банках) налагаются ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Закона о службе сотрудник обязан соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты.
Сотрудник и гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, при заключении контракта о прохождении службы в органах внутренних дел (далее – контракт) обязан соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (часть 3 статьи 21 Закона о службе).
Ограничения и запреты, установленные Законом о службе и Законом о полиции
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о службе на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 29 Закона о полиции.
Согласно части 1 статьи 29 Закона о полиции сотрудник полиции не может находиться на службе в следующих случаях:
1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;
3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;
5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
7) выход из гражданства Российской Федерации;
8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;
9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.
Кроме того, частью 2 статьи 29 Закона о полиции определено, что на сотрудника полиции распространяются ограничения и запреты, установленные Законом о противодействии коррупции и статьями 17, 18 и 20 Закона о государственной гражданской службе, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона о службе в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника.
Ограничения и запреты, установленные Законом о государственной гражданской службе
Статьей 17 Закона о государственной гражданской службе установлены следующие запреты, связанные с гражданской службой:
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
2) замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами;
6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
2. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Законом о запрете иметь счета в иностранных банка.
3. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
5. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ограничения и запреты, установленные Законом о противодействии коррупции и Законом о запрете иметь счета в иностранных банках
Согласно подпунктам «а» и «д» пункта 1 и пункту 2 части 1 статьи 7.1 Закона о противодействии коррупции в случаях, предусмотренных Законом о запрете иметь счета в иностранных банках, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:
1) лицам, замещающим (занимающим):
а) государственные должности Российской Федерации;
д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;
2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в пункте 1 настоящей части.
В соответствии со статьей 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Ответственность сотрудников
Статьей 30.1 Закона о полиции предусмотрено, что за несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.
Согласно статье 49 Закона о службе нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, является грубым нарушением служебной дисциплины.
За нарушение служебной дисциплины согласно части 1 статьи 50 Закона о службе на сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 82 Закона о службе за несоблюдение сотрудником запретов и ограничений контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 7 части 4 статьи 82 Закона о службе сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае нарушения сотрудником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Законом о запрете иметь счета в иностранных банках, запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Действия сотрудника полиции в неслужебное время по пресечению правонарушения и оказанию помощи
Может ли сотрудник полиции, не выполняющий служебных обязанностей, пройти мимо совершаемого на его глазах правонарушения или человека в беспомощном состоянии?
Трудовое законодательство исходит из того, что работник, не привлеченный в установленном порядке к сверхурочной работе, по окончании рабочего дня (смены) и в другие периоды отдыха свободен от выполнения трудовых обязанностей.
Однако в отношении сотрудников полиции такое правило не может быть применено в полном объеме, поскольку иное угрожает охраняемым законом интересам. В подобной ситуации не только моральный долг не позволит сотруднику бездействовать, но и Закон обязывает его пресечь правонарушение и спасти пострадавшего.
Так, согласно части 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
При указанных обстоятельствах, в силу п. 1 ч. 3 ст. 68 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник считается выполняющим служебные обязанности: на него распространяются требования о соблюдении служебной дисциплины и страховые гарантии.
Судебная практика подтверждает приведенную позицию: апелляционным определением Челябинского областного суда от 16.04.2015 по делу № 11-4116/2015 признан неправомерным отказ сотрудника полиции от передачи в дежурную часть поступившего от гражданина сообщения об административном правонарушении по мотиву отсутствия полномочия; апелляционным определением Саратовского областного суда от 14.05.2015 по делу № 33-2618 неоказание сотрудником полиции первой помощи гражданину, пострадавшему от асфиксии, признано грубым нарушением служебной дисциплины.
Таким образом, гражданин, пострадавший от правонарушения, или очевидец вправе рассчитывать на содействие находящегося рядом сотрудника полиции, даже если он в данный момент свободен от исполнения служебных обязанностей.