что делают с кутьей в церкви
Кутия, коливо
Кутия́, коли́во (ко́ливо) (греч. κολύβα (колива)) – сваренные пшеница или рис, приправленные сахаром либо медом, иногда смешанные с изюмом, черносливом или яблоками (приготовляется и потребляется в честь какого-либо святого или в память об усопших).
Поминальную пищу обычно называют — кутьёй; великопостную — коливом.
Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.
Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.
Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.
В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.). В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.
Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших, – вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и похваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его.
святитель Афанасий (Сахаров), исповедник
1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.
Рецепты колива:
Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.
Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.
Чудо колива, или «бессмысленные» традиции
Об этом чуде святого мученика Феодора Тирона мы вспоминаем каждый год, хотя прошло более 1600 лет с того дня, когда христиане Константинополя были спасены от замышляемого против их веры злодеяния. И освящение колива остается значимой составляющей этого праздника. Но насколько важен для нас этот обряд? Зачем так много традиций далеких веков перенесено в современную жизнь Церкви? Не обросла ли сверх меры всевозможными обрядами наша православная вера?
О практических аспектах древних традиций, притягательной силе церковных обрядов, поиске причин и выборе человека – протоиерей Владимир Пучков, клирик Крестовоздвиженского храма города Винницы, главный редактор газеты «Православная Виннитчина».
Протоиерей Владимир Пучков
Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.
Таким же образом и многие традиции у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.
Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.
Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.
Очень интересное чудо
С освящением колива наблюдается то же самое. На какой-то момент Церковь переживала это событие как действительно очень значимое. Великий пост, время особого воздержания. И тут император Юлиан повелевает тайно окропить кровью жертвенных животных продукты на рынке, чтобы христиане осквернились, сами того не желая и не подозревая об этом.
Далее происходит чудо – причем чудо очень интересное, особенно если вдуматься, посредством кого действовал Господь. Мученик Феодор Тирон явился, как известно, архиерею. Но архиерей этот был арианином – православного архиерея в городе не было. Причем Евдоксий был еще и человеком, мягко говоря, не очень благочестивой жизни. Профессор Болотов пишет о нём: «человек малопривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения, как не всякий другой».
Вот такому человеку является мученик только потому, что его, в силу положения, услышат многие.
И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.
Конечно, для Церкви это событие было значимо. Им было явлено промышление Божие – причем речь ведь шла не о пресечении какого-то серьезного и явного злодейства, а об изобличении подспудного, тайного и подленького замысла. И Господь даже его изобличил и показал, как Он заботится о христианах, не погнушавшись для этого откровенно недостойным человеком – и отсутствие достойных не стало помехой.
Постное блюдо на скорую руку
Конечно, в нынешнее время само по себе коливо мало что значит. Ведь что такое коливо? Это постное блюдо, которое можно быстро приготовить. У нас и кутью в Навечерие Рождества Христова сейчас чуть ли не сакрализируют, придавая ей особый смысл. А смысл-то ведь простой и чисто практический: в монастырях служба Навечерия Рождества заканчивалась вечером, целый день братия ничего не ела, а скоро нужно идти на Всенощную Рождества. Поэтому готовили то, на что не нужно тратить много времени – варили пшеницу и ели ее с медом.
Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.
Но сегодня быстро приготавливаемых постных блюд очень много, и готовятся они быстрее, чем коливо. Поэтому практический смысл колива пропал. Осталась только традиция, которой много веков. И при том, что она потеряла актуальность, традиция эта дорога многим людям, для них она часть церковной жизни, «так было всегда».
Так и с коливом – традиция эта просто вросла в жизнь Церкви. Это и первый уставной молебен в Великом посту, и освящение пищи при отсутствии праздника, и неплохой повод интересное поучение произнести. Да и просто – написано в Триоди служить, значит надо служить.
Очень тяжело расставаться
– Зачем же наша Церковь соблюдает традиции, смысл которых давно утерян?
– Мы соблюдаем традиции просто потому, что мы их соблюдаем. Какого-то практического смысла в них уже давно нет. В Церкви много такого, что давно потеряло первоначальный практический смысл. Например, священническое облачение – это фартук, нарукавники, пояс и плащ. Но со временем они потеряли свое первоначальное предназначение и стали красивыми богослужебными одеждами. Сегодня уже никто не задумывается, что епитрахиль – это фартук.
Или предшествование дьякона со свечой кадящему священнику. Служили ведь поначалу в катакомбах, где было темно и запросто ходить без света было сложно.
Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.
В основе очень многих обрядов – сугубо практический момент. Но практическая составляющая забылась, а обряд, поскольку он красив, остался. А когда традиции очень много веков, с ней всегда очень тяжело расставаться.
Помочь людям понять главное
– А не обросла ли за столько веков церковная жизнь обрядами сверх меры?
– А где критерий определения меры? В Церкви есть то, что составляет основу ее жизни – Евангелие и Евхаристия. Всё остальное можно забрать, но наша Церковь всё равно останется Церковью Христовой. Есть вещи главные, есть второстепенные.
Но вот приходит в храм человек с улицы, берет в руки Евангелие – поймет ли он его сразу? И попробуйте ему тотчас объяснить, что такое Евхаристия – всё ли будет ему ясно? Если человек искушенный в знаниях, с высшим образованием – может, ему будет и проще. А как объяснить это бабушке, например, или человеку малограмотному?! А ведь грамотными людьми наши храмы наполнились только в ХХ веке. До этого в храмах, в основном, были люди простые, которые едва-едва читать умели.
Знати и чиновников с образованием на Литургии присутствовало, как правило, несколько десятков человек, не больше. В древности же это соотношение и подавно было не в пользу грамотных. Нельзя было сказать: вот Евангелие – читай. Или: причащайся и не мудрствуй. И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обросла вспомогательными средствами, которые помогали этим людям понять главное.
Один из самых простых примеров – икона. Ведь недаром ее называют «богословием в красках». Ту же, например, Троицу Рублёва можно буквально «прочитать». Десятиминутный рассказ о том, что, как и почему изображено на этой иконе, способен открыть достаточное количество богословских истин как воцерковленному христианину, так и впервые переступившему порог храма неофиту.
Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?
Так стоит ли удивляться, что основное внимание Церковь уделяет не тем, кто всё понимает с полуслова и с полувзгляда.
Обрядов в Церкви много в первую очередь для того, чтобы Церковь, в ее существенном и главном, была понятна не только образованным и духовным людям. В конце концов, образованные и духовные вырастают из людей обычных, которым когда-то для понимания элементарных вещей нужны были иконы, обряды и многое другое.
Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда
– Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главным – люди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.
– Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.
– Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду – они идут за освящением, а не за благословением!
– В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные – это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.
Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.
Жизнь Церкви укоренена в Евхаристии. Сходясь для совершения Евхаристии, разрозненные христиане собираются вместе и являют собой Церковь. Участвуя в Евхаристии, мы соединяемся с Христом и приобщаемся реальности Царства Божьего. Когда в сознании христианина Евхаристия отходит на второй план, то с нею на второй план отходит Христос.
Традиция возмутительно редкого причащения
Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.
Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.
Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.
А придумывать причины не нужно
– Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?
– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.
С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.
А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: «Я знаю многие замыслы Бога».
Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает. Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены.
Всему свое время и место
– Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции – что-то отменять, видоизменять?
И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.
Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого – объяснение, разъяснение и т.п.
Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми – воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия – Евхаристия. И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться – просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.
Подготовила Марина Богданова
Поминальные суеверия, которые придуманы людьми для очистки совести
С давних времён близкие люди усопшего в определённые дни собирались вместе для того, чтобы просить через совместные молитвы у Всевышнего успокоения души умершего. После посещения кладбища родственники устраивали поминальный обед. Эти ритуалы сохранились и по сегодняшний день: поминки устраивают на третий день кончины человека, а также на девятый и сороковой дни. К огромному сожалению, сегодня поминальные обеды стараются сделать богатыми и пышными, забывая о древних традициях и обрядах. Чтобы действительно помочь душе, что отходит к Богу, необходимо правильно организовывать соответствующую трапезу.
Одним из главных блюд на столе в эти дни является кутья поминальная, или коливо. Его пробуют первым, а олицетворяет оно бессмертие усопших, веру в воскрешение и вечную жизнь.
Несколько слов о том, как варить кутью
Коливо должно быть освящено в церкви (можно провести эту процедуру дома самостоятельно, побрызгав блюдо священной водой). Перед его употреблением читают молитву.
Как вести себя во время похорон
С похоронами издавна было связано множество примет, суеверий, правил или предрассудков. И многие из них действительно имеют в себе рациональное зерно. Современные люди не всегда об этом задумываются, но энергетика кладбища и похорон очень тяжелая.
Например, есть странный обряд, при котором во время похорон насыпают горсть земли с могилы за шиворот родственникам. Объясняют это тем, что после такой манипуляции дух покойного не будет их беспокоить.
Так вот, делать этого ни в коем случае нельзя! Это никакой не оберег от покойников, а самая натуральная порча. Люди своими руками из благих побуждений насылают на других серьезные неприятности.
На самом деле землю надо бросать в еще не зарытую могилу, как раз, чтобы утихомирить дух покойного.
Энергия смерти – вещь опасная. Поэтому не следует ничего брать на кладбище и нести домой. Особенно, если вы нашли там хорошие вещи – это наверняка оставлено с умыслом. Тот, кто пожадничает и возьмет – получит в «награду» порчу или болезнь.
Старайтесь на кладбище ничего не забывать. А если забыли – то лучше там и оставьте.
Нельзя класть в гроб фотографии живых людей, чтобы они не отправились в мир иной. Точно также как и свои личные вещи. Вещи покойного – можно и даже нужно. Особенно то, что было куплено для похорон или соприкасалось с уже умершим человеком.
Рисовое коливо
Поскольку кутья из риса готовится на поминки чаще всего, то рецептов её приготовления можно найти огромное количество. Мы рассмотрим ещё один.
Ингредиенты: четыре ложки мака, по пятьдесят граммов светлого и темного изюма, три ложки мёда, один стакан длиннозерного риса, пятьдесят граммов вяленой клюквы, один стакан грецкого ореха, одна ложка масла оливкового.
Из каких ингредиентов делают
Наиболее распространенный вариант блюда из риса и сладкого изюма. Для разнообразия вкуса добавляются ягоды и фрукты. Поминальная сладкая каша подается в небольших пиалах по краям стола, чтобы гости могли без проблем дотянуться до явства.
Кутья делается из нескольких ингредиентов:
Нуждаетесь в совете специалиста?
Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!
Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы
Перед покупкой меда для приготовления поминальной традиционной кутьи обратите внимание на предмет наличия примесей в нем. Для проверки растворите 100 г пчелиного продукта в стакане воды. Капните немного йодом. Формирование синего оттенка свидетельствует о ненатуральности меда. Некоторые пчеловоды для густоты природного продукта задействуют мел. Наличие минерала определить просто. Капните на сладкое вещество обычным уксусом. Если возникнет шипение, значит добавляли мел.
Современные кулинары добавляют в кутью разные сорта орехов, сухофруктов и цукатов. Поминальная каша должна быть богатой на разнообразные ингредиенты.
Рецепт кутьи из риса с грецкими орехами и сухофруктами
Кутья из риса с изюмом
Промываем рис в семи водах до полной прозрачности воды. Изюм перебираем и замачиваем в кипятке. В отдельной кастрюльке доводим до кипения 4 стакана воды со щепоткой соли. Когда вода закипела – высыпаем в неё промытый рис и отправляем в установленную на 200 градусов духовку. Томим наш рис в духовке около 20 минут. В это время на разогретую сковороду кладём сливочное масло и немного оливкового. Оливковое масло препятствует процессу пригорания и сохраняет ароматы. Сверху высыпаем процеженный запаренный изюм. Добавляем 5 чайных ложек воды и пару чайных ложек сахара. Перемешиваем и тушим наш изюм с сахаром в течение нескольких минут. Готовый рис перемешивается со сладким изюмом и подаётся к столу. Для того, чтобы рисовая основа кутьи не вышла в итоге вязкой, используйте эти советы:
Как видите, процесс приготовления кутьи не занимает много времени. Существует множество рецептов с разными крупами, но традиционно на поминки делается кутья именно из риса. Самое главное — готовить её с любовью и добрыми мыслями. Кстати, любой из этих рецептов в конце можно залить узваром из сухофруктов, от этого готовая кутья станет более ароматной. Как мы знаем, кутью нельзя выбрасывать, поэтому если она осталась, то можно съедать её утром по ложечке, в течение следующих двух дней.
Согласно христианскому обычаю, на Радоницу (родительский день) поминают усопших. Помимо сдобных куличей и пирожков с маком непременным блюдом является поминальная кутья из риса с изюмом. Готовится кутья несложно, единственное, помимо риса потребуются изюм, орехи и мед, ведь кутья хоть и поминальная, но должна быть богатой. Поэтому, если есть такая возможность, то к перечисленному списку желательно добавить несколько штук кураги и ложку мака.
Блюдо чем-то напоминает обыкновенный плов, однако схема приготовления несколько другая. В кутью желательно не добавлять сахар, а лучше использовать натуральный мёд.
Знаменитое славянское угощение всегда было не только вкусным атрибутом рождественского стола, поминок или крестин, но и особым символическим блюдом. Именно поэтому многие хотят знать, как варить кутью из риса правильно, ведь каждый его ингредиент имеет своё универсальное значение.
Что стоит помнить об организации поминального стола?
Православная церковь не поощряет традицию принесения еды на кладбище, которая уходит корнями в язычество, когда люди верили, что таким образом они задобрят богов, встретивших душу в потустороннем мире. В место этого сейчас существуют поминальные трапезы после погребения, цель которых — отдать дань умершему человеку, почтить его память.
Поминки проводятся дома или в специальном заведении, при этом соблюдаются некоторые правила:
При заказе поминальной трапезы через форму на сайте действует скидка на всё меню
Еще одна примета касается мест для гостей. Считается, что одалживать стулья или лавки для такого мероприятия нельзя, это может накликать беду. По этой и многих других причинах легче и удобней заказать поминки в специальном месте – уютном кафе, расположенном недалеко от кладбища.
Многие боятся забирать домой еду, оставшуюся после поминок. Главная причина этого – заблуждения в результате недостатка знаний. На самом деле, согласно примете, нежелательно нести в дом еду, которая предназначена или побывала на кладбище (кроме случаев крайней нужды). Ну а пища, что приготовлена для поминок, наоборот, должна быть съедена. Она совершенно не несет негатива. Ее предназначение – накормить как можно больше людей, которые будут вспоминать покойного добрым словом и, тем самым, помогут его душе обрести покой. По этой причине, раньше еду из поминального стола раздавали всем нуждающимся, и даже объедки отдавали животным, но ни при каких обстоятельствах не выбрасывали.
Как сделать рисовую кутью с мёдом и орехами в домашних условиях
Варка такой кутьи – дело тонкое, но несложное. Отварить крупу для праздничного яства вы без проблем сможете сами, причём рис у вас выйдет красивый, рассыпчатый и очень вкусный.
Из сладких компонентов мы возьмём натуральный мёд, из элементов украшения – грецкие орехи, а из пряностей – корицу, чтобы не только вкус получился особым, но и вкус вышел аппетитным.
Ингредиенты
Приготовление домашней кутьи с рисом, изюмом, мёдом и орехами по шагам
Особенно быстро удастся отварить рис, если вы заранее вымочите его в воде: так он станет более податливым, а потому и сварится гораздо быстрее.
После похорон
После похорон нужно, чтобы кто-то из близких ночевал с семьей покойного несколько первых дней, чтобы душа усопшего была спокойна за своих родных. На следующий день нужно обязательно съездить на кладбище, чтобы навестить покойника на «новом месте».
После этого покойника посещают дважды в год: в день поминовения усопших, и в день памяти (дата смерти). В эти дни убираются на кладбище, приносят цветы, ставят кисель и блин на могилу. Важно: нельзя плакать на кладбище, чтобы не тревожить душу умершего. По этой же причине запрещено часто ездить на могилу.
Поминальные службы об усопшем после похорон проводятся на 9 день (в это время он «знакомится» с раем и адом), на 40 (душа предстает на страшном суде), через полгода, и каждый год в день смерти (день памяти). На 9 и 40 дни обязательно заказывают поминальную службу в церкви, чтобы помочь душе войти в Царствие Небесное. Оплакивать усопшего во дни поминовения нельзя, так как душа его тревожится.
Вдова должна носить черный платок на голове 40 дней, чтобы не навлечь на себя порчу. Все вещи умершего остаются в доме это же время, пока его душа путешествует по земле, по истечении этого времени, вещи можно раздать, либо сложить их в коробки и убрать в недоступное место (кладовую, гараж), а последнее постельное белье (если человек был болен) сжечь. На окно, в течение 40 дней, ставится стакан с водой и полотенце, чтобы душа могла умыться и утереться.
Если в ближайшее время в семье после похорон умрет еще кто-нибудь, то обязательно будет третий покойник. В течение года родственникам нужно держать траур, нельзя посещать празднества, вступать в брак, чтобы не обидеть усопшего.
Если покойник снится
Покойный является своим близким во сне в течение первых дней после похорон, как правило, чтобы попросить о чем-либо.
Известны случаи, когда душа усопшего просила во сне любимые предметы обихода (расческу, украшение, обувь).
Передать требуемую вещь умершему можно через других покойных. Для этого нужно приехать на кладбище, дождаться любой похоронной процессии и положить в гроб нужную вещь, «попросив» умершего передать ее. Либо в таких случаях обращаются к священнику, где заказывают поминальную молитву.
Рецепт кутьи из риса с миндалём и изюмом
Промываем рис водой семь раз. Высыпаем его в кастрюлю, заливаем водой в объёме по рецепту и немного присолив, варим до готовности. Когда рис готов, его можно облить прохладной водой, чтобы он оставался рассыпчатым. Остывший рис пересыпаем в миску и добавляем изюм, который предварительно запаривается на 20 минут кипятком и просушивается. После этого в рис с изюмом заливаем мёд и аккуратно вымешиваем. Украшаем готовую кашу миндальными орешками и цукатами на выбор.
Варка такой кутьи – дело тонкое, но несложное. Отварить крупу для праздничного яства вы без проблем сможете сами, причём рис у вас выйдет красивый, рассыпчатый и очень вкусный.
Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.