что делают люди на этой старой фотографии
Большая чистка, или стоит ли хранить старые фотографии
Константин Иванов
Каждому из нас в той или иной мере присуща иррациональная привязанность к старым вещам, и мы с большим трудом от них избавляемся. И неважно, относятся эти вещи к виртуальному миру или к материальному. Каждый раз голос в голове внушает, что, возможно, тот или иной предмет может пригодиться нам в будущем. Вот почему коробка с разномастными древними кабелями под компьютерным столом – не такая уж редкость. Ну или в нас говорит наша сентиментальность, мешающая выбросить открытку от кого-то дорогого или поношенную одежду, напоминающую о приятных моментах в жизни. А еще наверняка у многих так и остались на старом жестком диске сохраненные прохождения старых игр…
В общем, редкий человек может похвастаться абсолютной практичностью в отношении своего реального и виртуального «багажа». О том, как проредить пять десятков футболок в шкафу, мы, пожалуй, сегодня говорить не будем. Речь пойдет о более философской проблеме – как избавиться от того, что больше не приносит нам радости. А именно – о тысячах и тысячах старых цифровых фотографий, о которых мы давно забыли.
Зачем мы фотографируем?
Разбор фотоархива – по сути, не просто уборка, не просто будничный процесс. Это нечто вроде ритуала, как бы пафосно это ни звучало. И поневоле этот ритуал заставляет задуматься.
Помните времена, когда можно было просматривать старые фотографии самому или с друзьями, и это было действительно забавно – посмеяться над тем, как глупо мы выглядели на дне рождения или в загородной поездке? А что сейчас? Люди не так часто обращаются к старым фотографиям, правда? Ну разве что всплывет «воспоминание» на фейсбуке, что у вас было на ужин пять лет назад.
Причина в том, что сейчас люди фотографируют с разными целями. Раньше мы делали снимки, чтобы сохранить память о тех или иных событиях, придать счастливым воспоминаниям более осязаемую форму для того, чтобы можно было вернуть их в будущем. Мы делали это для собственного удовольствия. Сейчас мы фотографируем для того, чтобы нас и события, происходящие с нами, могли увидеть другие. И чтобы произвести на них впечатление вне зависимости от того, насколько нам нравятся эти люди и знакомы ли мы с ними вообще. Мы делаем снимки и считаем полученные лайки. Так каждая фотография выполняет свое предназначение и уходит в небытие. Такое ощущение, что мы делаем как никогда много снимков, но тем меньше ценность каждого из них в наше время.
Большая чистка: разбираем фотоархив
Просматривать старые фотографии – это как будто вернуться в старые добрые времена. Так оживают воспоминания – люди, события, места, где мы побывали. Однако это всегда требует достаточно много времени. Ведь с начала двухтысячных, когда в наших руках появились эти новомодные цифровые камеры, прошло много времени, измеряемого в огромных количествах снимков.
Логично начать чистку своего архива с самых старых снимков. Забавно, какими кошмарными они выглядят сейчас и какими классными они казались тогда, во всем своем 1.3-мегапиксельном великолепии. Впрочем, эти фотографии тех времен ценны не своим реальным качеством, а сентиментальной невозобновимостью. Так что ничего удивительного, если у вас не поднимется рука на этот склад консервов со счастливыми воспоминаниями. Рассортируйте их по альбомам, если еще этого не сделали. А тем снимкам, что не вызывают воспоминаний, – прямая дорога в корзину.
Фото 2003 года из архива автора
Удивительное дело, но решение о том, сохранить снимок или удалить, зачастую связано с людьми, которые на него попали. Не с местом, не с событием и даже не с тем, как классно мы сами выглядим в кадре. Самое важное – это люди и воспоминания, которые с ними связаны. Те, кто был нам важен и до определенной степени формировал нас как личность. Может случиться так, что с кем-то давно потеряна связь, и тогда разбор архива может побудить восстановить контакт. А бывает, что мы намеренно стираем кого-то из своей жизни, и удаление фото, на которых остались эти люди и которые по недоразумению еще хранятся в архиве, доставляет странное удовлетворение. Похоже на то, как из списка дел вычеркиваешь выполненные задачи.
Но обратимся к более практической стороне вопроса. Удаление сотен фотографий и видео (в том числе и кучи повторов) – отличный способ освободить место. Многие свободные гигабайты для гораздо более важных и нужных файлов. И повод упорядочить действительно важные фотографии для того, чтобы их было проще найти в любое время.
Заключение: истинная ценность фотографий
Мы живем во времена, когда делать фотографии – и хранить их в том количестве, в каком нам захочется, – как никогда просто. Но это не значит, что имеет смысл хранить все, что мы когда-либо снимали. Нет, не подумайте дурного, создание бэкапа для фотоархива – это хорошо и правильно, и спасибо всем существующим облачным сервисам за то, насколько быстрым и удобным стал этот процесс. Этот текст – всего лишь частное мнение, а еще повод заглянуть в папку с фотографиями, которые вы, возможно, не трогали много лет. Возможно, у вас будут свои соображения, что удалить, а что оставить. Но вам точно не нужны полтора десятка одинаковых снимков того самого заката над озером. Достаточно одного – самого лучшего. У нас и так ограниченное количество душевных сил, чтобы тратить их впустую. Удалив фотографии, которые не вызывают у вас эмоционального отклика, вы сможете намного больше ценить те, что остались.
А что вы делаете со своими фотографиями, уважаемые читатели? Любовно складываете в соответствующие папочки «Природа», «Деревня» и «Петя, 2 года» или сваливаете в кучу в надежде когда-нибудь разобрать? Удаляете повторяющиеся снимки или жалко? И вообще, что для вас фотоархив – музей, посвященный вашему таланту фотографа, со строгим отбором экспонатов, свалка или хранилище эмоций, как у автора статьи? Делитесь в комментариях!
Простая истина
Рассматривание старых фотографий — это словно прикоснуться к истории своей жизни,
забытые моменты всплывают в памяти и позволяют нам пережить их по-новому — более зрело и мудро,
чем это происходило на самом деле…
И прелесть в том, что вспоминаешь только хорошее, а если плохое, то по-доброму…..
День святой Вероники — покровительницы фотографии
День святой Вероники — покровительницы фотографии
Старые фото, как память из прошлого,
Хранятся они на альбомных страницах.
Такие родные, такие хорошие,
Такие любимые, милые лица.
Казалось, что жизнь не такая уж сложная,
Но только с годами сложней оказалась.
Старое фото беру осторожно я,
Так мало на память о прошлом осталось.
Под пальцами глянец теплее становится,
И, кажется,прошлое вновь возвращается.
А ночью приходит подруга бессонница,
И с ней все потери на два умножаются.
События прошлые память прокрутит,
А утром захватят иные заботы.
И тех, кто ушел, уже больше не будет.
Остались на память лишь старые фото.
Пылинки лет былых сдувая
Назад вернув из забытья
Не часто фото доставая
О прошлой жизни чуть грустя
Пролетели годы быстро что-то
И опять я в зеркало смотрю.
Взяв альбом с семейным старым фото,
Вглядываюсь в молодость свою.
Есть фотографии в альбоме старом –
Подумать страшно, сколько им уж лет! –
Остановилось время в кадре каждом.
Мне очень дорог чёрно-белый строгий цвет.
Фотограф
На плёнке чувствительной след остаётся
От вспышки мгновенной и яркой.
Фотограф – волшебник –
Ему удается сберечь без единой помарки
Лишь миг, что ничтожно для вечности мал,
Короткое жизни мгновенье.
В окно объектива секунду поймав,
Её сделать чудо – твореньем.
Пейзажи прекрасные, лица людей
Родных и совсем незнакомых,
Улыбки счастливые взрослых, детей
И сад, что растет возле дома.
Всё это заметит и вмиг сохранит
Он – вспышки-мгновения гений,
Как будто протянет незримую нить
От нас до иных поколений.
Пришел он на землю оставить навек
В истории мира автограф,
Простой с объективом в руках человек
Прекрасного дела – фотограф.
Старые фотографии
Владимир Окороков
Открываю альбом фотографий
здесь и радости слёзы и горе разлук,
сколько разных путей,биографий
открывается в памяти вдруг.
Детство,юность,вокзалы,причалы
расставаний и встреч суета,
нам казалось тогда это мало
и ещё не взята высота.
Не заметили мы,как промчались
быстротечные наши года.
что же в памяти нашей осталось?
Города,города,города!
с фотографий лица друзей,
и глазами живых и ушедших
просят тёплой молитвы моей!
Добрые, светлые, чистые. Лица.
Как это было давно.
Вот они, жизни мелькают страницы,
Что им прожить суждено.
Белые, чёрные, вроде без цвета.
И без особых прикрас.
Прошлое смотрит на нас.
Мы их храним, ничего нет дороже,
Просто попробуй пойми,
Старый фотограф сказать тебе сможет,
Сколько в них было любви.
И так неспешно, лаская их взглядом,
Смотришь старинный альбом,
Ты понимаешь, что вот они, рядом,
Только лишь в мире другом.
Юлия Андреева Твоя фотография
Старые фотографии
Пролетели годы быстро что-то
И опять я в зеркало смотрю.
Взяв альбом с семейным старым фото,
Вглядываюсь в молодость свою.
Это я в рождественских нарядах
На руках у бабушки лежу.
Тут с отцом и юной мамой рядом
В объектив испуганно гляжу.
Здесь стою с подругой в старой школе.
Новый белый фартук, умный взгляд.
Это я пою со всеми в хоре,
Пятый класс. Все бантики да ленты.
Нос курносый, локон завитой.
Это школьный бал и комплименты!
Первый курс, а это – выпускной.
Здесь диплом вручают. Это – свадьба.
Тут рожденье дочки, сыну – год!
А на этом снимке из роддома
Бабушка уж внученьку несет…
Именины, свадьбы и крещенья.
Шаг за шагом, пролистав всю жизнь,
Год, за годом множа день весенний,
Время бесконечное бежит.
Жизнь летит со скоростью ракеты.
Снегом запорошило висок.
И морщинки – осени приметы –
Пролегли у глаз наискосок.
Я-то знаю, что они от смеха
И мельканья спиц в ночной тиши.
В час несчастья или в дни успеха,
Посмотреть альбом свой поспеши.
Barbara Si La Photo Est Bonne.
Daniel Lavoie Photo mystere.
Старые фотографии
Они стареют как-то незаметно.
Становятся легендами и снами.
И время размывает силуэты,
Еще вчера считавшиеся нами.
Оно незримо отчуждает лица,
Вползает тихо на изображенье,
И в каждой мелочи застрять и проявиться
Старается невидимое время
Так изменяет нас, что только платье
Или еще какая мелочь узнаются…
Мы прочь уходим, время встречно мчится,
Ложится желтизной в изображенья.
Меняет фотографии и лица,
Похожие вчера как отраженья…
Андрей Мединский
…а зимой.
и в усталых глазах вселенски печальной Гертруды
отражается бездна, как небо, лишенное дна…
…а зимой ты тиха и почти не бываешь со мной,
это просто понять, но гораздо сложнее смириться,
так отчетливы в зеркале наши фигуры и лица,
что фотограф ослепнет от вспышки… Зимой…, а зимой
мне так сложно угадывать полутона и цвета:
в поездах, одурев от жары и противного чая,
я особенно сильно по небу и солнцу скучаю,
черно-белым пятном растекаясь по городам.
Мы встречаемся в среду на ветреной стороне
нашей спящей, холодной и слякотно-стылой столицы.
Эй, фотограф, запечатлей наши лица,
чтоб хотя бы они отражались на дне…
ФОТОГРАФИЯ
О. Грудцова
В сердце дунет ветер тонкий,
И летишь, летишь стремглав,
А любовь на фотопленке
Душу держит за рукав,
У забвения, как птица,
Не пускает распылиться,
Не вовсю, а в сотой доле,
Под сурдинку и во сне,
Словно бродишь где-то в поле
В запредельной стороне.
Все, что мило, зримо, живо,
Повторяет свой полет,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берет.
M.Pokora Juste Une Photo De Toi.
Random Photo Gallary
Игорь Николаев На обложке журнала
Добрый вечер, Татьяна!
Интересные факты о фотографии
1. Первым человеком, который сумел сделать «фотографический» снимок постоянным, то есть закрепить изображение был Жозеф Ньепс это факт. Самым первым в истории фотографии считается снимок «Вид из окна», датированный 1826 годом. Экспозиция снимка продолжалась 8(!) часов.
3. Первая «фотобумага» была из асфальта. Точнее, на медную или стеклянную пластину наносился асфальтовый лак.
4. Камера обскура, которая стала прообразом современного фотоаппарата, используется и по сей день для производства интегральных микросхем, и как специальная съемочная телекамера.
5. Первая цветная фотография была сделана в 1861 году Джеймсом Максвеллом, английским физиком.
Добрый вечер, Татьяна!
Здравствуйте, Владимир! Приятно видеть Вас!
Спасибо за песенку!
СоСо Павлиашвили Морской фотограф
Братья Гримм старое фото
6. Появление первых пластин для цветной фотографии датируется 1904 годом, их выпускала фирма «Люмьер».
7. Первая аэрофотосъемка была произведена 1858 году французским изобретателем Турначе. Он снимал Париж с воздушного шара.
8. Первые фото в России сделал Ю.Ф. Фрицше по методу Тальбота.
9. Первая цветная фотография в России опубликована в «Записках Русского Технического Общества». На ней запечатлен Лев Николаевич Толстой.
10. Впервые ретушировать снимки и по желанию заказчика делать их «цветными», что достигалось раскрашиванием акварелью, стали в 1840 году.
Виктор Берковский Фотограф любитель
11. В России первый фотоаппарат, основанный на теории дагеротипии был сконструирован Грековым еще в 1840 году, то есть уже через год после изобретения фотографии. Алексей Греков параллельно экспериментировал и с фотографиями по методу Тальбота на светочуствительной бумаге.
12. Первый портрет при электрическом свете был снят в 1879 году Левицким, для этого потребовалась выдержка в 15 секунд.
14. Основа цифрового фотоаппарата была изобретена в 1973 году. Это были ПЗС-матрицы, с помощью которых можно было получить изображение размером 100х100 пикселей. Первое астрономическое электронное фото было сделано с помощью таких матриц уже в следующем году.
Куда смотреть на дореволюционных фотоснимках и почему они так странно выглядят
Одним люди на фотографиях прошлого кажутся удивительно красивыми – красивее, чем сейчас. Другим – нелепо одетыми и нелепо расставленными, слишком толстыми или слишком угрюмыми. Вся соль в том, что фотографии прошлого надо уметь «читать» — их нельзя воспринимать с точки зрения нашей современности. Надо понимать, как работали фотоателье, что из себя представляли и какие общественные установки отражены на сделанных ими портретах.
Стеклянные стены, стеклянные потолки
Первые фотоателье появились при жизни Гоголя – кстати, сохранилась групповая фотография с его участием, которая позволяет нам составить точное представление о том, как выглядел писатель. Сначала фотоателье были не слишком презентабельны – фотографы ютились в комнатках в доходных домах или открывали ателье прямо у себя в квартире. Поскольку электричество ещё не использовалось для освещения, работали такие ателье только в хорошую погоду, примерно с десяти до пятнадцати дня.
Просто света из окна обычно было маловато, так что старались застеклить стену или потолок – или снять мансарду, в которой стена и потолок были одним и тем же, оставалось только сделать большое окно. Стекло закрывали специальными шторами, чтобы в слишком солнечные дни можно было регулировать освещённость.
Дело в том, что перед камерой необходимо было долго стоять или сидеть неподвижно. Причём долго настолько, что почти не находилось такого человека, который бы удерживался от того, чтобы хоть разок моргнуть. А в этом случае глаза на фотографии (то есть сначала – на дагерротипе, её предшественнике) получались закрытыми.
Переснимать было много мороки, да и уверенности, что человек не моргнёт опять, не было. Так что на готовом снимке глаза. Просто дорисовывали акварелью, тоненькой кисточкой. В итоге они, кстати, выходили чётче, чем все остальные черты лица.
Кто лучше всех выйдет на снимке?
Так, фотограф Александр Эйхенвальд стал первым в России, кто освещал студию электричеством, а ещё он же начал делать так называемые будуарные (то есть эротические) снимки и продавать их в виде открыток. В 1881 году в Москве открыл своё предприятие Отто Ренар, который вскоре начал снимать не только в студии, но и на выездах, предлагая такой вид услуг, как семейные портреты в домашнем интерьере и свадебные фото. То и другое было необычно, точнее, как возможность игнорировалось фотографами – ведь сложностей было куда больше, чем в студийной съёмке.
Типовой набор фотоателье состоял из следующих предметов:
Кстати, это из-за необходимости долго смотреть в объектив ради снимка появилась фраза «Сейчас вылетит птичка». Так заставляли детей долго и неподвижно впиваться в объектив взглядом – в те времена даже малыши знали, что птичку надо бы не спугнуть, и на предупреждение о птичке не подпрыгивали с вопросом «Где? Где?»
Иногда клиент сам привозил с собой предметы интерьера из дома – кресло, зеркало, красивую вазу на подставке или статуэтку, которую можно было обвить рукой. Просто потому, что идея, в каком виде хочется предстать на снимке, сложилась, а организовать съёмку вне студии было сложно, дорого или невозможно вовсе. Порой в студию вкатывали для съёмок велосипед – когда это транспортное средство стало невероятно модным.
В ателье был определённый набор комнат. Как правило, в типовом была съёмочная студия (или две-три), фойе для ожидания своей очереди, помещение для проявки и печати фото, комната ретушёра. В самых шикарных могли быть курительные комнаты и даже кофейни и лавочка с аксессуарами для съёмок.
Начиная с 1865 года закон обязывал каждое ателье помечать сделанные им фото. Иногда знак ставился на самом снимке, но чаще использовалась рамка-паспарту, предварительно заказанная в типографии – хорошего качества картонка с прописанным названием ателье и другими данными, например, адресом и годом.
За век до фотошопа
Лица на дореволюционных фотографиях (и в целом на довоенных) серьёзно отличаются выражением от современных, и это смущает многих жителей двадцать первого века. Многим они кажутся красивыми – красивее нынешних, но грустными или даже злыми. У такого эффекта, собственно говоря, несколько причин.
Дело в том, что фотоателье предшествовали студии художников, зарабатывающих быстрыми портретами – карандашными, пастельными или акварельными. Эти художники дело своё знали и клиентов изображали узнаваемо, но всегда немного подправляли внешность в сторону господствующих представлений о красоте. «Разглаживали» кожу, «подтягивали» контур лица, укрупняли глаза, делали нос капельку прямее и длиннее, а ротовую щель – меньше.
Привыкшие к таким приятным портретам клиенты порой начинали скандалить, получив фотографию беспощадной реалистичности. Поскольку в процесс уже входила дорисовка клиенту глаз акварелью, то логично было совершить следующий шаг и ретушировать так же всё лицо. В зависимости от старательности и профессионализма ретушёра портрет мог получиться улучшенным настолько, что мама родная не узнает, или подправленным самую капельку, для общей приятности впечатления.
Ретушировали не только лицо. Когда появилась мода продавать фотографии знаменитых силачей в трико, им тщательно перерисовывали область паха, делая её гладкой, как у пупса, чтобы ничто не заставляло задуматься, что там есть гениталии. На такие фото мы теперь без смеха посмотреть не можем, но сто лет назад и более были очень строгие правила приличия. И если на арене как следует наличие гениталий было не замаскировать (так что на шоу дамы часто ходили почти как на эротическое), то уж на открытке сам Бог велел, как считалось.
Вторая причина, по которой у позирующих необычные выражения лица – необходимость долго стоять перед объективом. В зависимости от того, к какой социальной группе принадлежал позирующий, у него была привычка терпеливо ждать со светским выражением лица – или же нет. Так что либо же лицо у позирующего расслаблялось, а взгляд становился отстранённым, либо, напротив, было таким напряжённым, что казалось хмурым – зато и взгляд был намного определённее.
Кроме того, надо понимать, что в целом мимическая культура была в те времена иной. Для уважающей себя крестьянки или купчихи улыбнуться прилюдно значило расписаться в легкомыслии. А в фотостудии делали обычно именно парадные портреты, которые приравнивались к парадному выходу.
Только достаточно поздно появились интимные фотографии – и не в том смысле, в котором выражение применяется сейчас. Так могли называть снимки, всё предназначение которых было – быть подаренными на память, чтобы один-единственный человек время от времени доставал портрет, чтобы посмотреть. Для таких фото позирующие старались придать своему лицу нежное выражение.
Надену всё лучшее сразу
Среди факторов, которые смущают нынешнего наблюдателя – невероятная схожесть лиц и костюмов на снимках небольших городов. Когда таких похожие фотографии выкладывают в социальных сетях блогеры, всегда находятся комментаторы, утверждающие, что либо изображён один и тот же человек, либо костюм (особенно если он народный) изображённым, видимо, выдавали напрокат в студии.
На самом деле дело было в меньшей мобильности населения, чем в наше время. В регионах поколениями вращался один и тот же набор генов, создавая чёткий и узнаваемый региональный типаж – который посторонними мог восприниматься, как родственная схожесть лиц. То же и с одеждой: костюм различался от региона к региону, везде была своя, условно говоря, мода на фасоны и декор.
По костюму, говору, манере петь народные песни и даже печь пироги можно было легко понять, откуда человек родом. И если в двадцатом веке яркая региональная идентичность высмеивалась в СМИ и кино, заставляя читателей и зрителей стремиться к официальному образцу, то в девятнадцатом веке человек «с говорком» реже имел шанс столкнуться с насмешкой. Напротив, он, скорее, испытывал гордость за свою принадлежность к совершенно определённой семье и деревне. Они были для него и образцом, и нормой того, как себя надо проявлять, в том числе – одеваться.
Стремление демонстрировать идентичность объясняет, почему школьники и студенты даже из состоятельных семей часто выбирали для студийной съёмки форму гимназии, училища или своего университета. По той же причине часто квалифицированные рабочие, имеющие возможность одеваться сообразно моде, для фотоателье надевали рабочую форму. Она не только заявляла о профессии, но и сообщала, что человек в ней добился определённых успехов, дошёл до неплохой должности.
Поскольку студийный портрет был портретом парадным – тем, что должно было представлять человека и семью поколения вперёд, то позирующие в принципе старались отразить на портрете и род занятий, и достижения. Они могли надеть все украшения сразу – это было зримым знаком достигнутого благополучия. Могли надеть шубу для летней съёмки (хотя такое было, конечно, редкостью).
При групповом портрете старались также показать отношения друг с другом. Обниматься и целоваться в кадре было не принято ни среди супругов, ни среди родственников. Связь могли подчеркнуть, касаясь рукой чужого плеча или выбрав одинаковые детали туалета. На семейных портретах интеллигенции женщина садилась на стул, а мужчина стоял рядом – это указывало на галантность в их отношениях. В традиционных семьях обычно сажали отца или мать-вдову, а прочие располагались рядом и позади, в зависимости от своего места в семейной иерархии.
В наше время в студийных фотографиях стало меньше условностей, поскольку от каждого человека остаётся более широкий, чем прежде, информационный и визуальный след. Десятки, сотни и тысяч снимков, множество документов. Так что фотография в студии утратила функцию рассказа истории человека – и теперь больше ценится раскрытие характера модели или интересный фантазийный сюжет, в который вписывают модель, давая возможность почувствовать себя немного актёром. Остаётся только гадать, как будут воспринимать студийные снимки начала двадцать первого века наши потомки.