что делать с вином после поминок
Что делать с вином после поминок
Многие ритуалы, совершаемые на похоронах, не имеют никакого отношения к религии, тем не менее соблюдаются родственниками усопшего. Одной из таких традиций является рюмка водки с хлебом, которую ставят на поминальный стол или рядом с фотографией умершего. Что значит этот ритуал, и нужно ли его выполнять, Вам расскажет ритуальное агентство «Эдем» в Днепре.
Откуда пришла традиция ставить рюмку водки с хлебом для покойного?
С древних дохристианских времен было принято приносить на могилу покойного еду и питье, в виде подношения или дара. В язычестве верили, что жертвенная пища умилостивит покойного, и тот не станет беспокоить живых, приходя к ним во сне. В те времена, еще не было понятия о том, что тело человека безвозвратно остается в земле, а душа возносится на небеса, и единственное в чем нуждается умерший – это искренняя молитва родственников.
Распространенная традиция ставить перед портретом рюмку водки, покрытую хлебом, объясняется тем, что душа желает в последний раз, перед уходом в загробный мир поесть и попить. Для умерших, которые не употребляли алкоголь при жизни, вместо водки наливали в стакан воду или компот.
На поминальном столе родственники в первую очередь наполняют рюмку усопшему, и накрывают ее хлебом, которая является своеобразной закуской после горячительного напитка. Рюмку наполняют на первые поминки, которые проводятся на третий день после смерти, и стоит она до 40 дня после смерти. Многие родственники меняют содержимое рюмки на 9 и сорок дней.
Такими подношениями, как водка с хлебом, родственники проявляют уважение к памяти усопшего, облегчают участь души, которая до сорокового дня мечется между землей и небесами.
Стоит сказать, что данный обряд проводится практически на всех поминках, но не одобряется церковью. Православная церковь рекомендуем вместо стакана водки с хлебом, раздать милостыню нуждающимся на кладбище или у церкви.
Что символизирует ритуал водки с хлебом?
В христианской религии нет упоминания об обряде рюмки водки на столе для покойного. Данный обычай укоренился во время Революции, когда в 1917 году правительство активно искореняло в людях веру в Бога, Библии и иконы сжигались, а храмы и церкви разрушались. В результате данного хаоса частично произошла подмена православных традиций на языческие, и укоренилась традиция ставить питье и еду на стол для усопшего.
По причине отсутствия священнослужителей после Революции, старики рассказывали, как нужно провожать усопших в последний путь, и какие обряды должны совершаться для упокоения души.
В разных регионах славянского мира есть свои объяснения и символизм данного обряда. Старожилы уверяют, что ритуал возник в стародавние времена и строго соблюдался предками. Кто-то говорит, что таким образом совершается подношение умершему, другие же уверяют, что данные подаяния нужны Богу, для того, чтобы душа беспрепятственно перешла в мир иной и вознеслась на небеса.
Также есть мнение, что рюмка с водкой и хлебом на кладбище ставится для тех, кто ходит через кладбище. Путник сможет выпить, закусить и таким образом помянуть покойного добрым словом. В современном мире обряд соблюдается в обязательном порядке, и родственники оставляют подношения не только на могиле покойного, но и ставят водку с хлебом на поминальный стол.
Что делать с водкой и хлебом после поминок?
Многие интересуются, что делать с водкой и хлебом после поминок? По традиции, питье и еда остаются до окончания поминок, и убирать подношение можно через три дня или до 40 дня после смерти. Второй вариант наиболее часто исполняемый, так как душа остается на земле до сорокового дня, и нуждается в питье и еде.
Содержимое рюмки можно обновлять, а можно оставить как есть. По истечению времени водка в рюмке испаряется, хлеб черствеет, и люди верят, что душа приняла подношение и покинула землю.
Существует еще один вариант, что делать с подношением для покойного. Говорят, что водку и хлеб после поминок должен выпить и съесть мужчина, если поминают мужчину, если же поминается женщина, то обряд выполняется женщиной. Человек должен быть посторонним, не иметь кровных уз с покойным. Однако у данного варианта есть и противники, которые уверяют, что употреблять то, что предназначено покойнику нельзя, таким образом можно навлечь на себя беду.
Лучшим вариантом решения вопроса будет оставить рюмку с хлебом до сорока дней, или пока водка полностью не испарится в рюмке. Хлеб же можно раскрошить птицам.
Что говорит христианская религия?
Церковь не одобряет подобных подношений и против поминания души усопшего алкоголем. Душа человека не материальна, и не нуждается в еде и питье, а подношение в виде алкоголя напротив, оскверняет душу. Если Вы желаете все же соблюсти ритуал, лучше налейте стакан воды вместо алкоголя, прикрыв его кусочком черного хлеба.
Согласно православной вере, душа человека, освободившись от телесной оболочки, проходит несколько этапов испытаний. И облегчить мытарства души, а также помочь ей пройти все испытания, помогут только молитвы родственников, но никак не рюмка с водкой за поминальным столом. И особенно важно молиться, и заказывать панихиды в первые сорок дней после смерти. Также на поминальном столе в обязательном порядке должна присутствовать кутья, значение и символизм которой Вы узнаете здесь.
Смерть близкого человека – это всегда трагедия для родственников, которые желают сделать все возможное, чтобы достойно проводить усопшего в последний путь, и соблюсти все православные ритуалы. В горе людям сложно самостоятельно принимать решения, и в данном случае Вам поможет вызов ритуального агента или консультация специалиста по телефону. В нашем бюро Вам окажут максимальную помощь в любое время суток, организуют достойные проводы и приготовят поминальный обед с учетом христианских традиций.
Оставьте заявку для заказа товара
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Что делать с водой и хлебом после 40 дней после смерти: истоки традиции и причины ее соблюдения в наши дни, особенности ритуала и отношение церкви к подношению водки покойному
После смерти человека проводятся многочисленные обряды, люди придерживаются общепринятых традиций, не задумываясь, зачем выполняются те или иные действия. Один из них – подношение в виде стакана с водой или спиртным напитком, а также хлебом. Корни обычая уходят в глубокую древность. Сейчас уже сложно сказать, когда он появился. Но существует несколько вариантов толкований, объясняющих, почему родственники должны выполнять эти действия. Следует заранее узнать, что делать с водой и хлебом после 40 дней после смерти. Если сделать ошибку, можно привлечь беду – так считали предки славяне.
Дохристианские корни традиции ставить рюмку водки с хлебом для покойного. Почему языческий обычай укоренился среди православных
Человеческие заблуждения, как и невежество, часто не имеют границ. Во времена язычества люди считали, что покойный сможет воспользоваться после смерти вещами, получит возможность выполнять действия на земле. По этой причине в могилу клали вещи, еду, оставляли для покойника лошадь, корабль и жену. Еще одна версия, объясняющая подобные действия, сводится к необходимости задобрить духа, чтобы он не докучал живым. Славяне оставляли на могиле пищу, напитки.
В Священном Писании нет упоминания о подобных действиях. Согласно христианским канонам, душа возносится на небеса, а тело разрушается, поэтому покойный не нуждается в подношениях, воспользоваться ими не сможет.
По этой причине Церковь не поддерживает обычай ставить стакан водки с хлебом на поминках. Он перешел к нам от язычников еще в давние времена. После укрепления христианской веры подобные традиции стали искоренять.
Спустя многие века, обычай вновь возродился. Произошло это во времена Советского Союза, когда христианская вера истреблялась, верующие подвергались гонениям, а церкви рушились до основания. Произошла подмена традиций, поэтому обряд, когда надо ставить рюмку с водкой и хлебом у фотографии или могилы умершего, до сих пор передается от поколения к поколению. Учитывая, что современные люди получают знания от предков (бабушек, прабабушек), считают такие действия истинно христианской традицией, а потому неукоснительно следуют ей, не ведая, что это ересь.
Дохристианская традиция
Разное толкование обряда подношения хлеба и водки
Стопка водки у могилы или во время поминальной трапезы может иметь несколько значений, все зависит от того, каких традиций придерживались в семье. Но важно также понять, имеет ли отношение обычай к христианству, стоит ли соблюдать его.
Подношение умершему
Такая трактовка действий родственников не соответствует догматам христианства. Но до сих пор одновременно проводятся православные и языческие обычаи, к последним относится пресловутая рюмка с хлебом. Следует позаботиться о том, чтобы религиозные традиции не имели ничего общего с ересью. По этой причине вместо водки часто оставляют воду. Тогда обычай не причиняет вред душе умершего. Не следует считать воду и хлеб подношением, как предки, это устаревшее заблуждение.
Подаяние Богу
Человек грешен, за неподобающее поведение и мысли будет расплачиваться на Страшном Суде. Родственники могут помочь молитвой, добрыми помыслами, деяниями. Но подносят водку и хлеб. Считают, что так можно воздать благодарность Богу, что позволит душе покойного беспрепятственно попасть на небеса. Это глубокое заблуждение, которое дает обратный эффект: когда употребляют алкоголь на поминках, люди совершают грех, а после надеются на всепрощение Всевышнего для почившего.
Никакие подношения, а тем более в виде спиртного, не смогут уменьшить величину порока, станут препятствием не только для души умершего, но и для живущих, когда придет время предстать перед Господом.
Водка и хлеб для путника
Раньше существовало еще одно верование, которое также не имело ничего общего с христианскими канонами: на могиле традиционно оставляли рюмку с водкой, сверху клали хлеб. Это подношение предназначалось для идущего мимо путника. Он должен был выпить водку, закусить хлебом. В те времена это считалось нормой, многие так делали, особенно бедняки. Причем их душе поминальная трапеза, предназначенная покойнику, не причиняла вреда. Считается, что только бедняки могут что-то взять с кладбища без риска ухудшения здоровья, т. к. у них душа чище.
Но сегодня традиция потеряла актуальность не только из-за укрепления христианской веры, но и по причине уменьшения количества проходящих мимо кладбища. Сегодня у могил бывают родственники, друзья, т. к. эти территории закрытые, находятся вдали от путей сообщения. По этой причине никто не ожидает, что проходящий человек помянет покойника, выпив содержимое стакана. Однако этот обычай положил начало другому: чтобы не ожидать, когда случайный прохожий помянет умершего, родственники и друзья употребляют спиртное за поминальной трапезой.
Водка на поминках
Символизм подношения хлеба и воды/водки. Когда в стакане вода, а когда – водка
Согласно старым традициям, ставят разные жидкости для поминания усопшего: воду и водку. Оба варианта кардинально отличаются значением. Так, если на поминальном столе или у могилы стоит вода в стакане, это символизирует возможность душе покойного умыться. Считается, что бесплотный дух очищается таким способом перед тем, как отправиться в загробный мир. На самом деле это заблуждение легко опровергнуть: тело подготавливается к переходу путем омовения (обряд проводится перед похоронами), а душа – с помощью молитвы родных.
Считается, что рядом с могилой или фотографией умершего должен стоять стакан с водкой и хлеб. Этот символ означает приобщение души покойника к поминальному обеду, прощание с жизнью. Такое заблуждение может даже навредить: душа не должна возвращаться к мирским удовольствиям, подвергаться искушению, а близким не следует участвовать в этом.
Многие верят, что душа действительно приходит в день поминок (на третий, девятый или сороковой), чтобы выпить водку, закусить хлебом, т. к. количество спиртного в емкости постоянно уменьшается, а первоначальный объем воды, наоборот, сохраняется. Но у этого явления есть объяснение: спирт испаряется быстрее прочих жидкостей, что подтверждается законами физики, а не мистикой.
Как проводится обряд после похорон
После похорон должен быть организован поминальный обед. За столом предусматривается еще один столовый прибор – это дань уважения, так показывают умершему, что думают о нем, почитают. На столе должна стоять также и фотография покойного. Один угол внизу перевязывают траурной лентой. Перед фотографией ставят стакан с водой, накрывают хлебом. Иногда оставляют водку в рюмке. Считается, что следует делать по своему усмотрению: если покойный при жизни не употреблял спиртное, в стакане должна быть вода, компот. Также ставят рюмку с алкогольным напитком на могиле.
Поминальный обед
Что делать с подношением на 9 и 40 день после смерти
Существует несколько вариантов:
Есть мнение, что можно доливать водку, если она испаряется. Другие считают это неприемлемым. Когда алкоголь полностью испарится, будет проще решить, куда деть стакан и хлеб.
Запрещается ставить стакан с водкой перед иконами, т. к. это противоречит законам Божиим.
Куда деть воду и хлеб после поминок
Не следует выбрасывать продукты, которые предназначались для покойника, вместе с остальным мусором. Это проявление неуважения к умершему родственнику. После смерти все предметы, а также пища и растения, которые были в контакте с мертвым телом, впитывают негативную энергетику, поэтому необходимо узнать, куда девать оставшиеся продукты так, чтобы они не навредили живым. Рекомендуется рассмотреть следующие варианты:
Эзотерики запрещают употреблять продукты, оставленные для покойника, это может стать причиной серьезной болезни, другой беды.
Как к этому относится церковь
Обычай ставить водку на погост является языческим, вредит верующим. Нельзя потакать подобным действиям, это развращает душу, переводит христианский обряд погребения в сферу мистики, эзотерики. Необходимо заменить такой ритуал вещами, которые действительно нужны покойному первые 40 дней после смерти:
Что означает рюмка водки и кусок хлеба возле фото умершего
Никто уже не задумывается о том, почему на похоронах делают определенные ритуалы, не имеющие прямого отношения к религии. Так принято. Так сказали бабушки – им виднее с высоты опыта прожитых лет.
Однако, иногда хочется разобраться, например, что символизирует стакан с жидкостью и хлебом сверху рядом с траурным фото усопшего.
Откуда пошла традиция ставить рюмку водки с хлебом для умершего
Религиоведы и священники утверждают, что данная традиция уходит корнями в язычество. Там во время похорон с умершим в могилу клали вещи, еду, коней, корабли, и даже жен. Они верили, что на том свете умерший сможет воспользоваться данными предметами.
Но православные христиане не должны в это верить, так как этой информации нет в Библии, или в других священных источниках. Такие верования считаются ересью или суевериями.
Символизм водки с хлебом на столе для умершего
Есть два варианта подобного угощения для мертвеца: вода или водка.
В первом случае покойный, якобы, умывается водой перед тем, как уйти в загробный мир.
Во втором случае он разделяет поминальную трапезу с близкими и прощается с жизнью. Считается, что если он любил выпить при жизни, то такой гостинец должен «уважить», успокоить его душу.
Не возбраняется подливать жидкость в рюмку, пока она стоит до сорока дней.
Однако, водка испаряется быстрее, чем вода. Люди склонны считать, что душа, действительно, использует оставленное подаяние по назначению – пьет.
Жидкость может испаряться медленнее из-за микроклимата в квартире. Но об этом физическом явлении никто не думает – интереснее приписывать этому сверхъестественное значение. Вроде того: мертвецу не понравилось угощение, или у него возникли проблемы на том свете.
Куда девать воду и хлеб после поминального ритуала
Эзотерики и суеверы запрещают пить воду, водку, или есть хлеб, оставленный ранее для умершего.
Нужно вынести эти предметы за пределы дома: раскрошить кусок хлеба, а жидкость выплеснуть под дерево. Хлебные крошки должны склевать птицы – это воспринимается как подаяние в честь души умершего.
Что будет, если выпить и съесть продукты, предназначенные умершему
Колдуны говорят, что таким образом можно накликать беду. К здоровому родственнику прикрепляются болезни и злые духи. В итоге вся семья может пострадать: заболеть, сгореть в пожаре, пропить или проиграть жилье, попасть под машину.
Что говорят православные священники о традиции
Рюмка водки или воды с хлебом никак не помогут душе умершего пройти мытарства за положенные 40 дней. Ведь душа уже не может взаимодействовать с физическим миром живых. Такая традиция считается вредным суеверием и противоречит библейским понятиям.
Они призывают почаще изучать Библию, ходить на консультации к своему духовнику по поводу таких вопросов. Все ответы о том, что происходит с душой усопшего есть в священных письменах, и незачем искать их в посторонних источниках.
Вы можете не только молиться за облегчение участи души умершего в загробном мире, но и давать милостыню нуждающимся, раздавать его одежду и другие предметы, заниматься волонтерством и другими богоугодными делами во имя родного человека.
Если вам требуется помощь в организации поминок или всех частей похорон, то обратитесь к ритуальному агенту – он обладает всем необходимым объемом информации, в том числе и о том, надо ли ставить рюмку водки и кусок хлеба перед портретом умершего.
Стакан воды
Расхожая фраза «кто тебе стакан воды в старости подаст» порой обыгрывается в сатирической форме. Дескать, когда человек постареет, то уже и пить-то не захочется. На самом же деле у понятия «стакан воды в старости» имеется свой сакральный смысл. И он совсем иной, нежели воспринимается большинством наших граждан. Истинное значение выражения стёрлось не только годами советского прошлого, но и веками христианства, поскольку родом оно с языческих времён.
«Омовение» души
Стакан воды подносился умирающему, но отнюдь не для того, чтобы он испил этой водицы. Установленный в изголовье, он сигнализировал бдящим о наступлении летального исхода. В давние времена наши предки верили, что перед тем как вознестись на Небеса душе необходимо искупаться, очиститься от всего земного. И лучше всего для этого подходила колодезная вода в чистом сосуде. Правда это или нет, но в момент смерти по глади воды проходит еле заметная рябь – душа умывается.
Также стакан воды ставили на подоконник в жилище, где обитал умерший. А рядом вешали полотенце. Тогда его душа, прилетающая посмотреть, как живут без неё, могла бы испить воды, умыться и утереться рушником. Положенная сверху скибка хлеба выполняла функцию того самого полотенца – т. е. ею утирались, а не «заедали» выпитую жидкость.
Чем наполнять – водой или водкой?
Зная уже подноготную данного обычая, вы и сами можете правильно ответить на данный вопрос. Конечно же стакан наполняют чистой водой. Можно свячёной, но не минеральной. Замена чистой водицы на водку – искажение древних традиций. Как говорится «слышали звон, да не знают где он». А уж дополнение к хлебу в виде сала или огурца, вообще неприемлемо.
Иногда родственники ставят у фотографии почившего сразу два стакана – с водой и водкой. Это опять же идёт вразрез с традициями. Пьянство ведёт к помрачению рассудка, настраивает на злые дела. А уж для духовной сущности, что ищет милости у Господа, подобное поведение недопустимо.
Иногда обычай ставить воду в стакане с рушником или хлебом путают с другим, принятым за поминальным столом. Так, поминая умершего, принято перед вкушением пищи на уголок пролить немного воды и положить ложку кутьи – для почившего, прибывшего на общие сборы. Но здесь опять же проливают на скатерть воду, а никак не водку.
На сколько дней ставят стакан с водой?
Ещё в давние времена было принято ставить стакан с водой для усопшего минимум на 6 недель. С приходом христианства срок стали ограничивать 40 днями. При этом вода периодически доливается по мере её испарения (душа скончавшегося пьёт). Иногда воду заменяют ежедневно на свежую, но в этом нет особой нужды.
Куда девают воду и хлеб после 40-го дня?
Хотя вода и хлеб по сути не несут больше какого-то значения, к ним следует относиться с достаточной осторожностью. Воду обычно выливают куда-то на землю, но не в отхожее место. И ни в коем случае не пьют со стакана, предназначенного покойному. Как и не едят хлеб. Краюху, кстати, рекомендуется превратить в крошево и скормить птицам. Наши пращуры верили, что души умерших превращаются в птиц и с помощью вновь обретённых крыльев, словно ангелы, долетают до Всевышнего. Потому покормить птах небесных было равносильно помянуть своего ближнего среди тех, кто уже в мире ином.
Стакан с водой/ водкой на погосте
В сёлах, где есть собственные кладбища, можно наблюдать как родственники в сороковой день приносят стакан с водой и выливают прямо на могилу. Это опять же искажение традиций. Воду достаточно просто выплеснуть на улицу или под дерево.
На Сороковины также принято посещать могилу новопреставившегося. И здесь, согласно советским привычкам, алкоголем поминают упокоенного. Разливают каждому присутствующему «по 5 капель», не обделяя и того, кто уже в принципе ничего ни есть, ни пить не может. Почему данный обычай следует относить к пережиткам советского прошлого? Во-первых, язычники обходились на поминках без спиртного, считая, что хмель может осквернить умершего. Во-вторых, православные священнослужители также негативно относятся к поминовению усопших «с чаркою». На это домочадцы часто возражают: «Неужели бы сам покойный отказался пригубить вина/ водки, будь он рядом с нами?» Ответ могут дать сами родные. Ведь они лучше знают, был ли их близкий человек трезвенником, или лишняя стопка уже никоим образом не может повредить репутации скончавшегося…
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Для верующего человека очевидно, что алкоголь на поминальном обеде неуместен. И в то же время убедить в этом нецерковных людей подчас труднее, чем голыми руками сдвинуть гору.
Оно и понятно: так уж у нас в народе повелось, что если о ком-то на похоронах и думают меньше всего, так это о покойном. Нет, внешне всё выглядит совсем иначе: только об умершем и речь, его оплакивают, над гробом причитают и хорошо ещё, если не голосят. Но на уме у большинства присутствующих совсем другое: одни рассматривают обстановку в доме, другие с интересом решают в уме задачку «кому что достанется из наследства покойного», третьи во все глаза наблюдают за родственниками на предмет того, у кого чернее траурная косынка, кто надсаднее рыдает и плотно ли занавешены зеркала, четвёртые, скучая, обсуждают полушёпотом, насколько дорого обходятся нынче похороны, пятые с нетерпением ждут поминок.
Всё это хорошо известно родным и близким покойного, поэтому они скорбеть скорбят, но, прежде всего, думают о том, что в итоге люди скажут. А поскольку люди непременно скажут, то нужно сделать всё для того, чтобы сказали только хорошее.
А покойный? Да что там покойный, он потому и покойный, что его уже ничего не волнует. Вечность, говорите, суд Божий. Ну так это исключительно умершего касается – он теперь в вечности, вот пусть сам о вечности и думает. А живым и без вечности хлопотать не перехлопотаться. Живых волнует, что о них скажут живые. Вот они и волнуются. Например, о том, чтобы на столе всё было «как у людей». А «у людей», как известно, без выпивки не обходится ничего. Ни крестины, ни день рождения, ни свадьба, ни похороны, ни получка, ни депрессия. Не поставь на стол спиртного – такой поговор пойдёт, что хоть сам в гроб ложись.
Впрочем, как мы уже знаем, есть люди, которым глубоко безразличны и траур, и причитания, и занавешенные зеркала, и которым, напротив, далеко не всё равно, что происходит с умершим за порогом вечности и что могут сделать живые как для бессмертной души умершего близкого, так и для себя самих. Да вот беда: чем больше на похоронах тех, кому важно, «что люди скажут», тем меньше родственники покойного настроены слушать верующих.
Зачастую родственники относительно легко соглашаются на отпевание, несколько тяжелее и не без доли непонимания – на чтение Псалтири, зачем нужно церковное поминовение после похорон – для них вопрос без ответа. А вот уже за занавешенные зеркала родственники, как правило, готовы грудью стоять. Потому как «я в селе выросла и уже пятьдесят третьи похороны посещаю, и везде так»! То же самое случается, когда верующий пытается возразить в процессе «укомплектования» покойника деньгами, расчёсками, очками, сигаретами и валидолом. Ну и что, что на том свете не понадобится? А вдруг он потом приснится и скажет, что ему без любимой кепки совсем невмоготу лежать! А уж когда до алкоголя на столах дело доходит, то тут и вовсе бесполезно что-либо говорить. А то как же, люди скажут, что пожалели!
Есть о чём верующему человеку призадуматься. Хотя, с другой стороны, впадать в уныние точно не из-за чего. Для начала следует разобраться в том, насколько много ответственности должно лечь на плечи верующего человека на конкретных похоронах. Хорошо, если верующему же и приходится эти похороны организовывать. Тогда наш христианин способен без лишней нервотрёпки организовать всё так, как принято среди христиан. И похороны без траура, предрассудков и нелепых обычаев, и поминки без алкоголя. И об отпевании позаботиться, чтобы в храме, а не в квартире или под подъездом, и о том, чтобы и после похорон было кому молиться об усопшем.
Конечно, нет ни малейших сомнений, что в итоге «люди скажут». Но христианин на то и христианин, чтобы относиться к людской молве со здоровым равнодушием. Когда решается участь близкого человека в вечности, чьё-то обывательское брюзжание за отсутствие водки нам поминках во внимание можно и не принимать.
С другой стороны, тот, на ком лежит вся ответственность, лишается возможности смалодушничать, поскольку кто отвечает – тот и виноват. Поэтому если вдруг христианин и сам проникнется опасениями по поводу того, что люди скажут, и начнёт засовывать в гроб домашние тапочки для покойника, переворачивать табуретки после выноса гроба и потчевать гостей на поминках вином, то обвинить ему будет уже некого.
Бывает и по-другому: христианин задействован в организации похорон, к нему прислушиваются, но во всём слушать не готовы. В этом случае верующий должен понимать, что в любой неоднозначной ситуации, когда речь идёт не о вещах не столько принципиальных, сколько второстепенных, мир важнее правоты. Поэтому во всём, в чём верующего готовы слышать и слушать, нужно настаивать на своём. В том же, о чём плодотворного разговора не выходит, не стоит проявлять упрямства и идти на принцип. То есть если бутылка на поминальном столе важна настолько, что ради неё найдутся готовые на ссору, несмотря на неподходящий момент, то пусть себе желающие пьют. В конце концов, христианина это ни к чему не обязывает. Да и не спросится с него за то, на что он не в силах был повлиять.
Кстати сказать, последняя фраза касается и третьего случая, когда верующий на похоронах присутствует, но к их организации отношения не имеет. Да, его не спрашивают. Да, его не слышат, даже когда он говорит. Случается. Но ведь никто не в состоянии запретить верующему молиться о покойном. Никто не может вынудить его участвовать в нелепых фольклорных действах. Никто не может заставить его пить на поминках.
Конечно, досадно, когда близкие люди проявляют бесчувственность и равнодушие к умершему близкому. Но если нас, верующих, не готовы порой слышать даже ближайшие родственники, то стоит ли терзать себя чувством вины за то, на что мы не могли повлиять? Достаточно просто молиться и не принимать участие во всеобщей гулянке. Например, поминать покойного про себя, пока длится отпевание. На обеде – не пить и в последующие дни поминать покойного на молитве. Как вы понимаете, последнее под силу всякому, кто хочет. Берите на вооружение – и вас перестанет тревожить совесть за водку на поминальном столе, которую вы начнёте просто воспринимать как поставленную не вами и не для вас.