Что такое парная рифма

Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы

В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.

Смежная (или парная) рифма

Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:

Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.

Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».

И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.

Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма

Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:

Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.

Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.

Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:

Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.

Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.

Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.

Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.

Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.

Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Источник

Что такое парная рифма

Что такое парная рифма. Смотреть фото Что такое парная рифма. Смотреть картинку Что такое парная рифма. Картинка про Что такое парная рифма. Фото Что такое парная рифма

Рифма и ее разновидности

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы

В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.

Смежная (или парная) рифма

Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:

Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.

Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».

И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.

Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма

Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:

Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.

Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.

Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:

Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.

Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.

Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.

Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.

Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.

Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Источник

Рифма Урок 5

Спи, дитя моё, усни! А
Сладкий сон к себе мани. А
В няньки я тебе взяла Б
Ветра, солнце и орла. Б

По условным обозначениям вы видите: схема этой строфы – ААББ.
Два стиха, скреплённые созвучием (рифмой) образовали пары.
Рифмующиеся строчки могут сочетаться между собой различными способами.
Основных способов рифмовки три.
1. Смежная (парная) рифмовка ААББ

Забыв вражду великодушно А
Движенью тайному послушный, А
Быть может, я ещё могу Б
Дать руку личному врагу… Б
(К. Рылеев «Наливайко»)

2. Перекрёстная рифмовка
Сквозь волнистые туманы А
Пробирается луна, Б
На печальные поляны А
Льёт печально свет она Б
(А. Пушкин «Зимняя дорога»)

Чудная картина А
Как ты мне родна: Б
Белая равнина, А
Полная луна, Б

Свет небес высокий, А
И блестящий снег, Б
И саней далёких А
Одинокий бег. Б
(А. Фет)

3. Охватная (опоясывающая, кольцевая) рифмовка:

Четыре дня мы шли опустошённой степью А
И вот открылось нам раздолие Днепра, Б
Где с ним сливается Десна, его сестра… Б
Кто не дивится там его великолепью! А
(В. Брюсов «Разорённый Киев»)

Не часто к нам слетает вдохновенье, А
И краткий миг в душе оно горит, Б
Но этот миг любимец муз ценит, Б
Как мученик с зкмлёю разлученье. А

Этими тремя способами, конечно, не исчерпываются возможности сочетания рифмующихся стихов; иногда рифмы располагаются весьма прихотливо. Но почти все многочисленные сложные комбинации можно свести к этим трём основным.

Рассмотрим следующий пример:

Богат и славен Кочубей,
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора,
Окружены его садами.
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду, и под замками.
Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами,
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей…
(А. Пушкин «Полтава»)

И другой:
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
(А.Пушкин «Прощание»)
В первом отрывке все строки по характеру связи отличны друг от друга, нет стройной системы.
Второй отрывок отчётливо делится на пятистишия – это и есть строфы.
Первый признак строфы – это повторяемость блоков.
Второй признак – интонационная законченность, с более длинной паузой между блоками. Обычно в конце строфы стоит точка или знаки вопросительный или восклицательный.
Интонационно-синтаксическая законченность строфы – признак не менее важный, чем определённый порядок рифм. Иначе говоря, каждая строфа обычно развивает свою тему, смысловое единство.
Теперь, когда вы поняли, что такое строфа и схемы стихосложения, проведём контрольный закрепляющий диктант.

1. Цвет небесный, синий цвет ет А
Полюбил я с малых лет ет А
В детстве он мне означал ал Б
Синеву иных начал ал Б

И теперь, когда достиг иг В
Я вершины дней своих, их В
В жертву остальным цветам ам Г
Голубого не отдам. ам Г
(Н. Бараташвили)

Рифмовка – параллельная.
Строфы две: ААББ и ВВГГ – четверостишия.

2. Люблю грозу в начале мая, ая А
Когда весенний первый гром, ом Б
Как бы резвяся и играя, ая А
Грохочет в небе голубом. ом Б

Гремят раскаты молодые, ые В
Вот дождик брызнул, пыль летит, ит Г
Повисли перлы дождевые, ые В
И солнце нити золотит. ит Г
(Ф. Тютчев)

Рифмовка – перекрёстная
Строфы две: АБАБ и ВГВГ – четверостишия.

3. Глухая степь – дорога далека, ка А
Вокруг меня волнует ветер поле ле Б
Вдали туман – мне грустно поневоле ле Б
И тайная берёт меня тоска ка А
(Я.Полонский)

Рифмовка – опоясывающая
Строфа одна – АББА – четверостишие.

Усложняем задание:
4. Сижу задумчив и один ин А
На потухающий камин ин А
Сквозь слёз гляжу жу Б
С тоскою мыслю о былом ом В
И слов в унынии моём ём В
Не нахожу жу Б

Былое было ли когда? да Г
Что ныне будет ли всегда? да Г
Оно придёт ёт Д
Пройдёт оно, как всё прошло ло Е
И канет в тёмное жерло ло Е
За годом год од Д

За годом год, за веком век… ек Ж
Что ж негодует человек, ек Ж
Сей знак земной ой З
Он быстро быстро вянет так, ак И
Но с новым летом новый злак ак И
И лист иной… ой З
(Ф. Тютчев)

Рифмовка – сложная
Строф три: ААБВВБ; ГГДЕЕД; ЖЖЗИИЗ – шестистишия.

5. Ревёт ли зверь в лесу глухом, ом А
Трубит ли рог, гремит ли гром, ом А
Поёт ли дева за холмом ом А
На всякий звук ук Б
Свой отклик в воздухе пустом ом А
Родишь ты вдруг уг Б

Рифмовка – сложная
Строф две: АААБАБ и ВВВГВГ – шестистишия.

6. Вода. Бывало встанешь утром рано, но А
И кран, с его металла белизной, ой Б
Забулькает, как соловей весной, ой Б
И долго будет течь вода из крана. на А
А нынче, ледяным перстом заткнув, ув В
Мороз оледенил блестящий клюв. юв В

Рифмовка – сложная
Строфа одна: АББАВВ – шестистишие.

На этом закончим и проверим, кто что написал.
(Ребята читают по очереди, идёт контроль и оценка деятельности детей)

Закрепление материала:
Ответьте на вопросы:
1. Какие основные способы рифмовки вы узнали?
2. Каковы основные признаки строфы?
3. Сколько строк встретилось нам в строфах?

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.
Задание на дом:
Сочинить три четверостишия на каждую из основных рифмовок: параллельную, перекрёстную и опоясывающую. И сочинить одно шестистишие со следующими рифмующимися окончаниями:
ом
ом
ет
ат
ат
ет

Источник

Смежная, кольцевая, перекрестная рифмы

Смежная, перекрестная, кольцевая рифмы и их комбинации

Писать стихи хотя бы раз в жизни пробуют многие, желая настрочить оригинальное признание в любви или дифирамбы юбиляру, а то и просто вылить избыток эмоций на бумагу. В освоении искусства стихосложения начинающим поэтам, несомненно, пригодятся и некоторые теоретические познания в этой области.

Рифмовкой принято называть определенный порядок чередования рифмующихся строк, то есть строк с созвучными окончаниями, в строфе. По этому критерию обычно выделяют следующие рифмы:

Смежная (или парная) рифма предполагает, что смежные строки рифмуются последовательно одна за другой по парам: первая – со второй, третья – с четвертой. В виде простой формулы это можно выразить так: ААББ (одинаковые буквы означают строки с созвучными окончаниями). Такой подход к «ваянию виршей» является, пожалуй, наиболее распространенным среди людей, впервые берущихся за перо, вследствие технической простоты написания и высокой динамичности изложения текста. Особенно часто авторы используют этот вид рифмовки при создании литературных творений для детей. Самым известным примером, наверно, можно назвать стишок А. Барто про девочку Таню, которая «уронила в речку мячик». Бесчисленные детские скороговорки, считалки, загадки также изобилуют этим способом рифмовки. Впрочем, с его помощью и сама малышня с легкостью может поупражняться на поэтическом поприще.

В гости к нам пришла весна – (А)

Лес проснулся ото сна! (А)

Мы гулять пойдем по лужам! (Б)

До свиданья, злая стужа! (Б)

Перекрестная рифма подразумевает, что строки в строфе рифмуются через одну, «по очереди»: первая – с третьей, вторая – с четвертой. В виде простой формулы это выглядит следующим образом: АБАБ. Такая рифма наиболее популярна среди авторов. Зачастую она звучит более «изящно», чем смежная, достаточно универсальна при выборе ритма стихотворения, но вместе с тем не так уж технически сложна при ее создании. Строфы с таким видом рифмы гораздо проще заучить наизусть, так как две смежные несозвучные строки уже содержат своего рода «подсказки» к последующим двум рифмующимся с ними строчкам. Немало произведений, написанных с помощью этого подхода, отнесено к российской литературной классике и включено в школьную программу.

Застыло небо яркой синевою, (А)

Куда ни глянь – бескрайние луга. (Б)

Средь них река игривою волною, (А)

Петляя, лобызает берега. (Б)

Где каждый путник преподнес урок. (Б)

Случайных нет тропинок и дорог, (Б)

Как и случайных нет на них людей. (А)

Как правило, большинство поэтов при написании одного произведения используют лишь один из вышеописанных способов рифмовки. Но таким творческим подходом ограничиваются не все. Поэтому часто принято выделять еще одну разновидность рифмы.

Сплетенная (или смешанная) рифма – это общее название сложной рифмы, при создании которой было использовано несколько комбинаций рифмовок или же более двух рифмующихся строк с одинаковым созвучием окончаний. Схематически это может выглядеть совершенно по-разному: так, формула написания английского сонета – АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ, персидских рубаи – ААБА и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *