что делать на уроке физики

Что делать на уроке физики

Преподаватель выездных олимпиадных школ «Фоксфорда» и МФТИ. Преподаватель вечерней физико-технической школы при МФТИ.

Как вы пришли в профессию?

Сначала я планировал просто подрабатывать репетиторством на первых курсах университета. Последние три года учёбы в школе специально сохранял полезные учебные материалы — конспекты, тетради, пособия, — чтобы использовать в преподавании. А потом втянулся и выбрал карьеру педагога, несмотря на другие перспективы, которые даёт высшее образование МФТИ.

Какие качества ценны для педагога?

Лично я люблю учителей, которые не только понятно объясняют, но и устанавливают с ребёнком близкий контакт. Круто, если ты можешь поговорить с преподавателем на сторонние темы.

Конечно, без качественного владения дисциплиной и умения объяснять — никуда. Но если педагог становится ребёнку другом — для меня это критерий высшего пилотажа.

В чём главная сложность изучения физики?

Сложнее всего поверить, что физика — это просто. Многие школьники боятся физики как огня — а на самом деле физика гораздо легче, скажем, курса математики.

В физике легко проводить параллели и аналогии с реальной жизнью. Большинство законов интуитивно понятнее, чем сложные доказательства и теоремы в математике.

Физика — это просто. Всегда говорю ученикам: «Сейчас вы сами увидите, что всё гораздо проще, чем казалось».

Как физика может пригодиться в жизни тем, кто не поступает на физфак или мехмат?

Физика — везде. Она вокруг нас! Поэтому знания из школьного курса нужны всем — даже гуманитариям.

С помощью физики можно вычислить, сколько килограмм дров нужно, чтобы затопить печь в деревенском доме, или сварить походный обед в лесу в котелке. Физика объясняет, почему масло и вода не смешиваются, если добавить одно в другое, а остаются на двух уровнях.

Если дома нет весов, а они нужны, знания физики помогут соорудить простую конструкцию рычажных весов из бумаги, картона, бутылок и других подручных средств.

Когда ты разбавляешь чай холодной водой, чтобы поскорее остыл, — зная физику, сможешь вычислить, сколько именно налить воды для комфортной температуры. А ещё физика подскажет, за какое время закипит чайник определённой мощности.

Освоив курс физики, понимаешь, сколько хранятся те или иные продукты при разных температурах. Сколько градусов в холодильнике, а сколько в морозилке, и почему. И многое другое!

Помимо базового, в «Фоксфорде» я веду три курса экспериментальной физики. Там мы на каждом занятии ставим опыты. Это позволяет ребятам ещё лучше понять, что физика — и есть наша жизнь.

Чем занятия в онлайне отличаются от обычных?

До «Фоксфорда» я в основном преподавал очно. Но мне удалось быстро переключиться на формат дистанционки. Главное, как мне показалось, — это научиться общаться с учениками в чате. Если дети чувствуют, что ты общаешься и слышишь их, разница с очным занятием минимальна.

В онлайне немного труднее отследить, все ли ученики участвуют в уроке. Поэтому я привлекаю внимание к сложным темам и прямо говорю: «Так, сейчас все слушаем внимательно! Готовы?». Важно сконцентрировать внимание ребёнка на том, что ты объясняешь.

Иногда использую лайфхаки — вставляю в презентацию популярный у подростков мем, прыгаю на 360 градусов, показываю тенью собачку. Что угодно, что привлечёт внимание ребёнка и заставит формулу, которую мы проходим, врезаться в мозг.

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

Шрек вместо кубика и блоков

В целом онлайн-образование эффективней очного. Ты тратишь меньше времени, никуда не ездишь. Сидишь с комфортом дома, в удобных шортах и футболке. Учишь, что нужно именно тебе.

Есть ли минусы у домашнего образования?

На домашней форме обучения приходится уделять больше внимания социализации ребёнка. Если школьник осваивает программу на дому, он не взаимодействует с коллективом сверстников на ежедневной основе.

Но нехватку общения легко восполнить секциями, кружками по интересам, экскурсиями, детскими лагерями. Тогда ребёнок и получает качественное образование, и развивается в социальном плане.

Другой минус — трудности с концентрацией у младших подростков. Если в обычной школе их дисциплинирует формализованная обстановка, то на онлайн-уроке дети полностью расслабляются и легко отвлекаются. Допустим, в кадре пробежала кошка — всё, внимание переключилось.

Здесь помогает интерактив и подключение игровых элементов. Да и просто взросление — старшие классы уже легче фокусируются на теме онлайн-занятия.

Что делать, если физика не даётся ребёнку вообще?

Часто проблема не в ребёнке, а в подаче материала. Если педагог объясняет монотонно и занудно, а учебник написан заумным академическим языком — школьник, который и так убеждён в сложности предмета, никогда не подступится.

Поэтому важно найти преподавателя, который объясняет максимально доходчиво. Перед тем как ввести понятие или формулу, я станцую, покажу видео, нарисую картинку или приведу пример из жизни. Потом поясню суть простыми словами. И только после этого назову термин.

Ещё одна причина, почему с физикой возникают проблемы, — многое в курсе физики из государственной программы завязано на математике. Например, необходимо делать вычисления или выражать из одного другое.

В обычной школе физика идёт вперёд математики — бывает, что тема, которая уже изучается в курсе физики, основывается на теме из математики, которую дети не проходили. В таком случае стоит либо менять школу, либо подтягивать математику отдельно.

В чём секрет успешного освоения курса физики?

Простая, но эффективная стратегия заключается в повторении материала. Это 70% успеха — особенно на уровне старших классов.

Даже если ты усвоил на занятии абсолютно всё, материал без повторения выветрится к следующему уроку. Одно дело — понять, что тебе сказали простыми словами. Другое — применить новые знания в домашней работе. Бывает, что на уроке понял объяснения, а потом смотришь на задачу и не понимаешь, что происходит.

Нужно перечитывать учебник и конспекты после занятия, полностью выполнять домашнее задание, пробовать дополнительные упражнения. Тогда информация уложится в голове. А главное, научишься применять знания на практике.

Стоит ли сдавать физику на ОГЭ?

Я не рекомендую сдавать физику в девятом классе. В экзамен нынешнего формата включены темы, которые проходят только в 10 и 11 классах. Девятиклассникам их преподают очень быстро, поверхностно и в укороченном варианте, чтобы те могли хоть как-то написать ОГЭ, а в следующие два года разбирают подробно.

Например, магнетизм — сложная для изучения тема. Тяжело представить, что происходит на уровне электронов, куда они летят и зачем. Девятикласснику будет сложно осваивать такие темы самостоятельно. А школьной программы совершенно недостаточно.

Чтобы успешно сдать ОГЭ по физике, нужно быть готовым самому разбирать темы старших классов, либо заниматься с репетитором. Решайте тесты и помните, что часть знаний в школе не дадут вообще. Важно рассчитывать силы.

Ещё лайфхак — смотреть передачу «Галилео», чтобы легко решать задачи на применение и знание физики в жизни.

Как подготовиться к ЕГЭ по физике?

Сначала определитесь с целью. Если ребёнку требуется только сдать государственный экзамен — это одно. А если хочется реально понимать физику, то необходима иная стратегия подготовки.

В первом случае — монотонно решайте тесты. Если задача состоит в том, чтобы сдать экзамен и забыть про физику, то такой подход сохранит силы и энергию.

Во втором случае — метьте на олимпиады. Фишка в том, что олимпиадные задачи по физике — это в большинстве случаев сложные задачи по школьному курсу. Для написания олимпиад по физике не требуются дополнительные знания. Скорее, нужно научиться видеть альтернативные подходы и методы решений.

Если хотите по-настоящему понимать физику, фокусируйтесь на олимпиадных задачах и участвуйте в конкурсах. А за решение непосредственно тестов ЕГЭ можно взяться гораздо позже.

Даже если вы ничего не займёте на олимпиаде — сам факт участия и подготовки даст огромную базу. Структура ЕГЭ и задачи госэкзамена покажутся легче. Я рекомендую начинать участвовать в интеллектуальных конкурсах уже с седьмого класса. Это развивает голову во всех направлениях.

В каких олимпиадах обязательно нужно принять участие?

Проще всего подготовиться к Физтеху. Как правило, там адекватно сформулированы задания. Ещё есть «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы!», школьный этап Всеросса.

Из олимпиад на любителя — МОШ (Московская олимпиада школьников). Основная сложность там заключается в формулировке заданий.

Когда я участвовал в олимпиадах, для меня было кайфом разобраться в заковыристом условии и понять суть задачи. Но если не готовы, лучше начать с конкурсов попроще.

Что посоветуете школьнику для поступления в престижные технические вузы и специальности, связанные с физикой?

Как можно больше учиться самому. Курсы и репетиторы — это хорошо. Но чем регулярнее ты занимаешься самостоятельно, тем больших высот достигнешь. В конце концов, всё зависит от тебя. Поступить на бюджет в престижный вуз — реально как с подготовкой под руководством профессионалов, так и без.

Рекомендую использовать все возможности вокруг. Просите дополнительные задания у учителя. Участвуйте в олимпиадах. Занимайтесь по бесплатным ресурсам в интернете. Смотрите тематические видео на Youtube.

Ещё советую попробовать поступить в сильный физмат-лицей после восьмого или девятого класса — это колоссальный опыт, который полностью меняет человека. В лицеях учителя знают каждого ребёнка. Это большая и дружная семья. Ты каждый день варишься в коллективе интеллектуально развитых людей и быстро растёшь.

Чем вы увлекаетесь?

Со школы занимаюсь футболом, баскетболом, волейболом, плаванием. Играл в сборной МФТИ по футболу. Сейчас учусь в магистратуре, капитан факультетской команды. Прошёл школу вожатых — учу подопечных «вожатить». Играю на гитаре — научился по роликам в интернете. Даже пишу свои песни, но в публичный доступ не выкладываю.

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

Сейчас читаю Ричарда Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Крутые рассказы о жизни известного и талантливого физика. Написано простым языком — поэтому доступно не только специалистам, но и массовому читателю.

Люблю сериалы — например, «Ходячие мертвецы» и «Остаться в живых».

Что пожелаете ученикам «Фоксфорда»?

Как можно больше пробуйте, пока учитесь в школе, и ищите своё.

Не бойтесь отказываться от желаний, навязанных социумом. Если родители отправили вас учить то, чего вы не хотите, — найдите смелость напрямую поговорить с ними и рассказать о настоящих желаниях.

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физикичто делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физикиПопробовать бесплатно

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физикиПосмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

Звонок по России бесплатный

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

Разговор по душам. Как сделать уроки физики интересными

Содержание курса физики принципиально не менялось с 1966 года. Хотя формально и были нововведения, идеология предмета остается старой. Чтобы обозначить ключевые проблемы изучения физики и пути их решения, корпорация «Российский учебник» организовала онлайн-дискуссию. Насущные вопросы со зрителями обсудили доктор физико-математических наук, экс-министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, директор Центра физико-математического образования корпорации «Российский учебник» Елена Тихонова и преподаватель физики, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2009» Вадим Муранов.

Проблема: Вызовы нового времени

Сегодня мы имеем дело с новым социально-политическим устройством государства, новыми объемами информации, новым типом детей. Сами по себе эти факторы, конечно, не являются проблемой, но когда они сталкиваются с традиционной системой образования, начинаются трудности.

Один из главных трендов современного образования — это переход от образовательных систем к обучающемуся обществу. Введение ФГОС можно назвать первым шагом к изменению идеологии образования и к становлению тех личностных характеристик ученика, которые ценятся в современном социуме и обеспечивают успех.

Часть профессий уходит в прошлое, а о том, что будет в недалеком будущем, можно только догадываться (как это сделали, например, создатели «Атласа профессий»). Согласно стандарту, учитель сегодня должен не только быть источником знаний, но и развивать в учениках навыки XXI века, то есть готовить их к жизни, о которой, в условиях современного стремительного развития мира, он и сам имеет не самые точные представления.

Решение: Рассматривать в качестве субъекта образования не только ученика, но и учителя. Лишь мотивированный учитель может вовлечь учеников в образовательный процесс, помочь им раскрыться в направлениях творчества и инноваций, подготовить будущих экспертов-физиков.

Проблема: Отсутствие интереса учеников

Сегодня много говорится об индивидуализации и персонализации образования. И если индивидуализация — это то, что обеспечивает учитель, то персонализация (вовлеченность в рабочий процесс) ложится на плечи самого ученика и формируется пропорционально его мотивации.

Цифры показывают, что с вовлеченностью дела сегодня обстоят плохо. ЕГЭ по физике выбирают только 20-25% выпускников, и далеко не все из них получают высокие баллы. При этом именно от тех, кто выбрал физику, по сути, зависит будущее страны, экономика страны (развитие науки, промышленности).

Ученикам сложно заглядывать в будущее и понимать ценность физики, пробираясь через сухие факты и заучивая двухсотую формулу. Все чаще со стороны парт звучит вопрос: «А для чего мне вообще это надо?». Школьная физика редко показывает связь науки и жизни.

«Мы гоним и гоним материал. Но физика — это не материал, это потрясающая наука, в которой много удивительных вещей. Они проходят мимо учеников и никак не затрагиваются в школе. В общем-то, ученик может сам изучить большую часть теоретического материала, если будет мотивирован. Мы не даем ученику шанса».

Решение: В 7-9 классах, то есть в начале изучения физики, уделять особое внимание знакомству с наукой. Ставить такую педагогическую цель как формирование интереса к физике, любви к физике. Устраивать встречи с учеными, инженерами (не только в больших городах).

Проблема: Разрыв в естественно-научном образовании

В начальной школе дети знакомятся с естественными науками на уроках «Окружающий мир». Затем, в 5-6 классах, они никак не развиваются в этом направлении, и в 7 классе приступают к изучению физики, зачастую не помня даже правила перевода единиц измерения. Нет преемственности.

Решение: Ввести естествознание для 5-6 классов (знакомство с физикой, химией).

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

Проблема: Отсутствие естественно-научной картины мира

Пусть сегодня много говорится о создании межпредметных связей, на деле они остаются номинальными. По этой причине у ребенка не складывается общая естественно-научная картина мира: физику он воспринимает отдельно, химию отдельно — как и географию, и биологию. Когда заходит речь о выстраивании общей концепции естественно-научного образования, каждый педагог «перетягивает одеяло» на свой предмет.

Плачевные результаты отражаются в международных исследованиях. И хотя в мониторинге TIMSS, основанном на процессуальных предметных единицах, Россия входит в ТОП-10, но в исследовании PISA, проверяющем умения применять знания в незнакомом контексте без привязки к предмету, российские ученики далеки от лидирующих позиций. Опять-таки – потому что не понимают связи физики, химии и жизни.

Решение: Объединить преподавателей разных дисциплин.

Проблема: Отсутствие современных приборов

Нынешние ученики окружены гаджетами, датчиками, «умными» вещами. Стандартный набор экспериментальной базы потерял актуальность и не отражает взаимосвязь физики с окружающим миром. Эксперименты, однако, являются неотъемлемой частью изучения физики.

Конечно, в некоторых школах у учеников есть самое современное оборудование для научных опытов, но таких школ единицы. В большинстве случаев учителям приходится придумывать креативные подходы для демонстрационной части урока, действуя не ради, а вопреки.

Решение: Продуманно распределять бюджет на обновление кабинета физики. Делать рациональные закупки с учетом нюансов эксплуатации (например, брать устройства с зарядкой от сети, чтобы учителям не нужно было самим покупать батарейки). Сотрудничать с лабораториями вузов.

Проблема: Бюрократическая нагрузка учителей

Как известно, подавляющую часть времени вне урока учителя тратят не на подготовку к занятиям, а на решение административных вопросов, заполнение бумаг. В таких условиях сложно заниматься саморазвитием и искать информацию, материалы для интересного урока, актуализировать знания.

Решение: Финансировать профессиональное развитие педагогов. Развивать издание научно-популярной литературы, которую учителя могли бы использовать на уроках. Выпускать научно-популярные журналы, основанные на современном материале и методических системах.

Источник

Использование различных приемов для повышения интереса к изучению физики

“Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Я, например, в неё не верю. Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик”.
Л.Д.Ландау

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.

В последние несколько лет наблюдается снижение интереса учащихся к изучению физики. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, общим принципом гуманитаризации образования, появлением в ВУЗах области большого числа факультетов гуманитарных направлений: психология, журналистика, менеджмент, маркетинг, юридические специальности и других, которые в настоящий момент пользуются наибольшим спросом у абитуриентов. Во-вторых, недостаточными сведениями о применимости физических знаний в конкретной профессиональной деятельности, за исключением, пожалуй, технических специальностей. В-третьих, установившимся представлением об этой науке, только как о двигателе технического прогресса, то есть физика воспринимается особым и специфическим предметом, который к тому же с полным правом считается одним из самых сложных для изучения.

Сегодня важно учитывать, что физика – не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. Эта функция физики не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей. Нужно отметить и то, что в современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает мировоззренческая роль науки вообще и физики в частности.

Но недооценка физического образования сегодня может привести к технологическому кризису и производственным проблемам в будущем.

Поэтому перед современной педагогической наукой стоит серьезная задача: заинтересовать школьников в изучении физики, помочь им осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим материалом.

Сложившаяся ситуация побуждает преподавателей искать новые методы и средства обучения, ориентированные на индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося, его внутренний мир и субъективный опыт, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.

Если рассмотреть основные приемы и методы обучения, применяемые учителями на уроках физики, особенно новейшие, то станет очевидным, что все они направлены в первую очередь на развитие и поддержание интереса учащихся. Эффективность этих приемов связана с двумя факторами. Прежде всего, это раскрытие жизненной значимости изучаемой проблемы, что не только возбуждает интерес, но и является сильным стимулом к учению, так как связан с самим смыслом обучения в школе. Второй фактор – воздействие на эмоции и чувства учащихся, опора на их субъективный опыт и внутренние потребности. Психологи утверждают, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может “человеческого искания истины”. Нельзя переоценить значение эмоциональной памяти, которая более долговечна и во многом определяет деятельность человека. Не следует избегать и элементов занимательности, так как они возбуждают интерес и любознательность у всех без исключения, даже самых слабых, учащихся.

Таким образом, повышение эффективности физического образования имеет в своей основе именно принцип создания и сохранения устойчивой положительной мотивации и осознанного интереса к обучению. Если изучаемые физические законы необходимы для описания и объяснения явлений, составляющих круг интересов учащегося: будь то танцы, спорт, военная техника, строительство и конструирование, криминалистика, экология, литература, фотография и т.д. и задания преподносятся в увлекательной форме, то получаемые знания воспринимаются не как обуза, а как большая жизненная ценность. Это справедливо для классов любых направлений, профилей и возраста.

В классической педагогике главную функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, чтобы учение стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Я.А. Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. К.Д. Ушинский видел в интересе основной внутренний механизм успешного учения. Весь многовековой опыт прошлого даёт нам основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор.

Таким образом, развитие познавательного интереса школьников является актуальной проблемой в связи с тем, что обнаруживается зависимость качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса школьников.

От того, как учителю удается вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависит результат обучения и воспитания. Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И., считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

1. Личности учителя.

2. Содержания учебного материала. Ученику просто нравится содержание данного предмета и он с интересом занимается.

3. Мотивов и приемов обучения

Если первые два пункта не всегда во власти учителя, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Чтобы вызвать интерес к предмету нужно создать мотив. В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять. Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.

Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника. Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:

1) содержание учебного материала,

2) организация учебной деятельности.

Хочу подчеркнуть: формирование и развитие интереса учащихся к предмету определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя. Учитель может по своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого параграфа учебника. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер. Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.

Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание: “Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды”. Ученик должен ознакомиться с его содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу. При этом формируются и в то же время проверяются организационные и экспериментальные умения ученика, его знания. Или такой домашний эксперимент: “Определите объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу”. Правильность определения объема картофелины отражает умение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнению работы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление и получение результатов.

При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Считаю целесообразным предварять изучение некоторых вопросов простыми экспериментальными заданиями.

Домашние экспериментальные работы я предлагаю учащимся до, и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание учащихся.

Фронтальные лабораторные работы с измененным заданием. После выполнения основной части работы сильным учащимся предлагаются дополнительные задания, которые можно выполнить с тем же оборудованием или учащиеся самостоятельно продумывают другие варианты этой же работы с описанием и обоснованием. Работа с дополнительной литературой. Поиск материалов, составление сообщений по конкретной теме воспитывают навыки самостоятельного добывания знаний и умение донести эти знания до других учащихся. Очень часто обнаруженные учащимися факты вызывают неподдельный интерес всех одноклассников или имеют занимательную форму. Самостоятельное составление задач на основе исторического материала, произведений художественной и публицистической литературы, кинофильмов и жизненных ситуаций. Такие задачи решаются с особым интересом, долго обсуждается результат, не говоря уже о пользе самого процесса поиска и чувства удовлетворения от своей работы.

Уроки с использованием таких заданий отличаются особой познавательной активностью учащихся, целостностью решаемых дидактических задач и эффективностью всего процесса обучения. И именно подобные задания содержат в себе не только необходимые для решения сведения, но и информацию, активизирующую познавательную деятельность и создающую положительный эмоциональный настрой ученика. Но такие задания со всеми своими достоинствами являются скорее исключением на уроке, чем правилом. Это объясняется, во-первых, тем, что в имеющихся пособиях и задачниках количество таких задач по основным учебным темам недостаточно для систематического применения, а самостоятельное их составление сопряжено с определенными трудностями и большими временными затратами. Во-вторых, эти задания часто недооцениваются педагогами, рассматривающими их только в качестве занимательного и эмоционального момента урока, не несущего полезной информации. Именно вот это распространенное мнение и хотелось бы сегодня изменить. Подобное отношение не позволяет учителю использовать весь интеллектуальный потенциал, заложенный в таких задачах.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться, именно поэтому современный учитель должен иметь средства, методы и приемы, чтобы развить устойчивый интерес к изучению предмета. Все это невозможно осуществить в полной мере, если постоянно не пополнять свою методическую базу путем самообразования, обмена опыта с коллегами. Каждый ребенок – личность со своими возможностями и интересами, поэтому чтобы ко всем “подобрать ключик”, необходимо уметь использовать различные педагогические технологии, которые также изучаю, апробирую и внедряю в свою работу.

Создание атмосферы заинтересованности

В практике своей работы я чаще всего и использую этот сильнодействующий мотив“Интерес”. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Об удивлении как стимуле занятия наукой написано немало. Но как, какими способами можно вызвать это чувство на уроке?

Пример: Ученики 7 класса знают о существовании трения, о том, что трение мешает движению, но насколько значительна роль трения в природе и технике, они не представляют. Начиная урок с впечатляющей картины “мира без трения”, можно создать ситуацию удивления, возбуждая любознательность ребят.

В 7-8 классах хорошие результаты дает обращение к субъективному жизненному опыту учащихся.

Пример: стоя на лыжах, не проваливаешься в снег, а в сапогах проваливаешься; острым ножом резать легче, чем тупым; форточки обычно делают наверху, а батареи отопления – внизу.

Старших школьников не оставляют равнодушными рассказы о принципах действия и устройстве таких современных приборов как пьезоэлементы, самооткрывающиеся двери, звукозаписывающие устройства, солнечные батареи, приемники, лазерные игрушки и многие другие. В 10-11 классах не только интересно, но и полезно, обсуждать некоторые перспективные линии и направления развития физической науки и техники, которые еще находятся в стадии разработки и апробации: цифровые и плазменные экраны, голография, волоконная оптика, применение лазерных технологий, нанотехнологии и другие.

В выпускных классах необходимо обращать внимание учащихся в рамках профориентационной работы на общую политехническую направленность вузов и предприятий области, значимость физических знаний для развития техники и науки в целом, помочь в выборе специальности.

Наблюдение за развитием научных теорий и обоснование причин, по которым приходилось отказываться от прежних представлений о явлении (картина мира, строение атома, МКТ, теория света). Нельзя переоценить нравственный аспект любого открытия, отношение к нему общества в целом и самого изобретателя.

Также в своей работе применяю исторические обзоры. При использовании исторических фактов применяю не только “сухие”, точные научные факты, но и смешные, порой даже анекдотичные случаи, произошедшие с выдающимися учеными.

В профессиональном образовании и, естественно, в нашем лицее обучаются слабоуспевающие, часто педагогически запущенные дети. Поэтому преподавание физики в профессиональном образовании требует гуманизации или очеловечивания преподавания.

Конечно же, невозможно курс физики уменьшить или просто сжать и упростить, этого нам не позволяют стандарты образования. Одним из выходов можно считать перераспределение времени на простое гуманизированное восприятие и точные научные знания. Вот и появляется необходимость использования в преподавании исторических обзоров – разгрузок. С одной стороны, исторические обзоры – разгрузка, но с другой стороны, – это столкновение личного “я” ребенка с другими личностями. Столкновение предполагает сравнение своих возможностей с возможностями и способностями других, а это уже мышление. Проследим, как можно использовать исторические обзоры на разных этапах урока. На этапе активизации деятельности исторические обзоры использовать проще всего, однако материал такого обзора должен оставаться интригой до конца урока.

Пример: При изучении рентгеновского излучения можно обратиться к очень интересным историческим данным. Забывчивость выдающегося немецкого физика Рентгена (забыл отключить стеклянную двухэлектродную трубку) привела к появлению в темной лаборатории “движущегося скелета” самого Рентгена. Временно существующий скелет живого Рентгена привел к снимку – фотографии скелета женской руки с обручальным кольцом, опубликованным в печати. Статья с публикацией заставила родных, знакомых, коллег соболезновать Рентгену по поводу смерти его жены. Всех соболезнующих встречала улыбающаяся жена Рентгена.

Пример: Изучение всемирного тяготения или три закона динамики можно начать с небольшого кусочка биографии Ньютона. В рождественскую ночь 1643 г. в семье фермера средней руки была невероятная суматоха. В полночь в Англии родился мальчик, настолько маленький, что его можно было посадить в пивную кружку. В данном случае зацепкой или крючком будет пивная кружка (можно рассказать о вреде пива и т.д.).

Пример: На этапе усвоения знаний исторические обзоры можно посвятить английскому ботанику Брауну. Зачитать выдержки и рассказать его идею и опыты по доказательству живой сущности пыльцы.

Опыты Брауна опровергли его же идею, однако привели к доказательству беспорядочного, хаотического движения молекул, атомов воды. Опыты Брауна просты и наивны. Это заметят даже учащиеся, однако вся работа пронизана энтузиазмом, целенаправленностью, увлеченностью. Человеку очень трудно изучать то, что невозможно увидеть и даже представить, а история работы Брауна позволяет изменить отношение к миру молекул, атомов. Данный рассказ разгрузит учеников.

Пример: При изучении радио целесообразно использовать исторические обзоры про А.С. Попова. Начать можно с рассказа про работу преподавателя – инженера по созданию первого в мире приемника электромагнитных волн, способного превращать их в механические – звуковые волны звенящего звонка. Затем продолжить историю рассказом про толпу студентов, бегущих по коридорам во время лекции. Впереди всех бежал сам Попов со своими кружковцами. Все это происходило в Кронштадтском морском училище в городе Санкт-Петербурге в 189 5г. А закончить историю высказыванием великого физика Герца (“Открытые мною электромагнитные волны – интересная штука, но использовать их человек не будет”) и телеграммой Попова “Генрих Герц”.

Конечно же, особое внимание уделяю на уроках историческим обзорам, связанным с нашими русскими учеными – физиками: М.В.Ломоносовым, М.И.Ползуновым, П.Л.Капицей, М.В.Курчатовым, К.Э.Циолковским и многими другими.

Также новую тему можно преподнести в виде стихов, ребусов, загадок, кроссвордов ( иногда кроссворд проверяет усвоение знаний по прошлой теме, а ключевым словом является название новой темы).

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

По дорогам не брожу,
И на небо не гляжу,
Но могу подать совет –
Ждать нам дождик или нет.

Если действовать на тело,
Чтобы форму изменить
Надо виды деформаций
Досконально изучить.
Деформации изгиба,
Сдвига и кручения,
А еще есть сжатие,
А, так же, растяжение.

По портретам ученых прочитайте, что здесь написано.

В этой шуточной загадке есть неточность. Укажите её.

что делать на уроке физики. Смотреть фото что делать на уроке физики. Смотреть картинку что делать на уроке физики. Картинка про что делать на уроке физики. Фото что делать на уроке физики

Ответ: Ом – сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах один вольт сила тока равна одному амперу.

Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя выращивать человека, творчески мыслящего, умеющего выполнять задания, допускающие разные подходы к решению, разные варианты ответов, используя только традиционные методы обучения. Ключевой фазой в творческом процессе является поиск интуитивного решения. Интуитивное решение возможно, если осуществляется множество попыток решить задачу. В процессе этих попыток происходит осмысление сути проблемы, построение модели и ее перестроение, критическое осмысление своих действий и сути, использованных средств, расширение области поиска решения и осмысление причин неудач. В ходе такого творческого поиска может быть предложено оригинальное решение.

Основные виды творческих заданий, используемых в моей работе:

2) доклады по изучению явлений, проблем;

3) оформление газет, кроссвордо,ребусов;

4) составление презентаций;

5) творческие задачи;

6) домашние экспериментальные задания.

Пример 1. Оценить проект Сирано Де Бержерака «Как достичь Луны». (Э.Ростан «Сирано ДеБержерак») Я изобрел шесть средств

Пример 2. Пусть каждый ученик вашего класса — молекула, а все вы вместе — скопление молекул. Что напоминает это скопление — газ, жидкость, твердое тело? А почему?

Пример 3 Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто-то украл золото, но кто? Или чудо, знамение? Объясните, что же произошло? Домашние экспериментальные задания. Давление твёрдых тел.

1. Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка (туфли) – с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги.

2. Определите давление табурета на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов, а площадь ножки табурета – с помощью миллиметровой линейки.

3. Определите давление на снег, когда вы стоите на лыжах. Площадь поверхности лыж измерьте с помощью сантиметровой ленты, а массу лаж и собственного тела – с помощью напольных весов.

Необходимость дифференцированного подхода к обучению в современной школе не вызывает сомнения. Хотим мы этого или нет, но проведенные срезы и контрольные работы дают нам высокий, средний и низкий уровни знаний не только у отдельных учащихся, но и у классов одной параллели, занимающихся у одного педагога. Это приводит к необходимости организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом типичных различий классов. В этом случае использую поклассную дифференциацию обучения. Поясню это примером: урок повторения материала в 9 классе, вошедшего в главу: “Ядерная физика”. Прежде всего составила ”психологический портрет класса„ и в соответствии с ним выбрала форму урока и виды деятельности на нем.Так исходя из особенностей характеристик класса в 9 “А” классе был проведен урок-дебаты: “Радиоактивные изотопы – это полезно или вредно”. Два ведущих ученика высказали свое мнение по данному вопросу, а группы поддержки отстаивали позиции направления в:

5) сельском хозяйстве.

В конце урока ведущие обобщили итоги тех высказываний, которые ребята отстаивали во время урока. Нужно отметить что при подготовке к такому уроку учитывались и индивидуальные особенности каждого ученика. В 9 “В” классе такой урок проходил в виде конференции, так как учащимся легче было приготовить материал в виде докладов, а затем в сжатом виде объяснить использование изотопов в различных отраслях.

На уроках решения задач для более сильных классов готовлю к обязательному минимуму блок задач повышенной сложности. Так используя материалы КИМов ЕГЭ и ГИА прорешивали задачи уровня В и С. Такие задания были интересны и учащимся не сдававшим экзамены. На уроках объяснения в таких классах старалась дать материал для более глубокого усвоения темы.

Но чаще в среднем звене работаю в классах с разноуровневой подготовкой именно по отношению к физике. В этом случае использую несколько приемов и форм обучения.

При решении задач в классах с разноуровневой подготовкой использую несколько приемов:

1) “вихрь задач”. На доске пишу ряд номеров задач, подлежащих решению; ученик, справившись с первой, показывает листок, на котором она сделана, учителю и принимается за следующую. Таким образом, каждый работает в том темпе, который ему под силу; и

2) “задачи по уровням” каждый ученик выбирает для себя уровень задач на оценку “3”, “4” или “5”.

3) группам, состоящим из учеников-пятерочников и четверочников, предлагают задачи повышенной сложности, а группам троечников — более простые, типовые;

4) решение задач в “своем темпе” из списка, данного на урок;

5) выдача контрольной работы в трех разных по сложности вариантах: I — слабом, II — среднем, III — высшем; каждый ученик выбирает тот, с которым может справиться.

Дифференцированный подход к обучению уч-ся позволяет каждому проявить себя с хорошей стороны и утвердиться как личность, достойная уважения.

10 класс. Законы сохранения в механике

1. Как называется единица работы в СИ?

А. Ньютон; Б. Ватт; В. Джоуль; Г. Килограмм.

2. Всегда ли выполняются законы сохранения импульса и энергии в замкнутых инерциальных системах тел?

А. Оба закона выполняются;

Б. Оба закона не выполняются;

В. Закон сохранения импульса выполняется, закон сохранения энергии не выполняется;

Г. Закон сохранения импульса не выполняется, закон сохранения энергии выполняется;

3. Кран поднимает груз с постоянной скоростью 5,0 м/с. Мощность крана 1,5 кВт. Какой груз может поднять этот кран?

4. Шар массой 100 г свободно упал на горизонтальную площадку, имея в момент удара скорость 10 м/с. Найдите изменение импульса при абсолютно упругом ударе. Выполните пояснительный чертеж.

5. Камень брошен под углом 60 о к горизонту. Во сколько раз кинетическая энергия камня в верхней точке траектории меньше, чем в точке бросания?

6. На вагонетку массой 2,4 т, движущейся со скоростью 2,0 м/с, сверху вертикально насыпали песок массой 800 кг. Определите скорость вагонетки после этого.

7. Динамометр, рассчитанный на силу 60 Н, имеет пружину, жесткостью 5,0•10 2 Н/м. Какую работу необходимо совершить, чтобы растянуть пружину от середины шкалы до последнего деления?

8. Найдите полную мощность двигателя дельтаплана, имеющего полетную массу 200 кг, при горизонтальном полете с скоростью 72 км/ч. Известно, что КПД винтомоторной установки 0,40, а коэффициент сопротивления движению – 0,20.

9. Вагон массой 50 т движется со скоростью 12 км/ч и встречает стоящую на пути платформу массой 30 т. Вычислите расстояние, пройденное вагоном и платформой после сцепления, если коэффициент трения равен 0,05.

7 класс. “Работа и Мощность. Простые механизмы”

Игра, ученье, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те педагоги, которые представляют игру лишь как забаву и развлечение. Для учителя игра является средством изучения детей. К.Д.Ушинский писал: “Мы придаем такое особое значение детским играм, что если б устраивать учительскую семинарию, то сделал бы там теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов”. Утверждение некоторых педагогов и психологов, что игровая деятельность для школьников прошедший этап, неправильно. Я считаю, что дидактические игры могут и должны быть использованы на уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения.

Дидактические игры по содержанию и методике их проведения разрабатываются учителем. Задача учителя заключается в том, чтобы, учитывая значение игры, найти ей надлежащее место в школе (на уроке, во внеклассной работе).Дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения.

Классифицируя физические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить 4 типа игр.

Игры-соревнования, связанные с выявлением победителя. Здесь могут быть индивидуальные и коллективные победители. Это эстафеты, “Поле чудес”, любые игры на знания формул, единиц измерения, имен ученых, определений, законов и т.д.

Игры, направленные на выполнение занимательного задания: придумай или отгадай загадку, открой “Ларец”, “Отгадай слово”, “Объяснялки”, объясни занимательный опыт и т.д.

Игры с раздаточным материалом: “Физическое лото”, “Базар” и др.

Для игры потребуется большой кубик. Игру можно проводить на любом уроке, как игровой фрагмент.

Например: при опросе учащихся.

Если ученик при ответе допустил несколько недочетов, то ему можно дать вместо дополнительных вопросов “Альтернативу”. На дополнительной доске несколько прямоугольников. В них зашифровано слово. Например: Ньютон. Ученик бросает кубик 6 раз и раскрывает те буквы, которые соответствуют номеру грани кубика. Нужно отгадать слово, плюс дать определение физической величины или единице измерения, привести примеры проявления физического явления или закона. Если ученик отвечает правильно, то ему не снижается оценка за допущенные недочеты во время ответа у доски. Можно в прямоугольниках спрятать задачи, тогда кубик бросается только один раз. При правильном решении задачи оценка ученика повышается на бал. Такая игра способствует запоминанию физических терминов, единиц измерений, определений физических величин или законов и т.п. Так же отрабатывается навык решения задач.

В этой игре принимает участие от одного до шести учеников. Для игры требуется большой кубик, на гранях которого написаны тексты задач или их номера. Игру можно проводить во время устного ответа учеников у доски. Желающие получить оценку выходят к доске и бросают кубик. Нужно за время ответа одноклассника решить задачу, которая выпала на кубике. Ученик может получить отличную оценку или не получить ничего. На гранях кубика задачи разной сложности. Как повезет.

Эта игра развивает ассоциативную память, помогает запоминать физические величины, буквенное обозначение, единицы измерений, формулы для вычислений. Развивает сообразительность, речь. Такую игру можно проводить как фрагмент урока или на занятиях кружка. На доске записывается несколько названий физических величин. Учащимся предлагается придумать “Объяснялки” к каждой величине. Ученик, придумавший “Объяснялки”, выходит к доске. Сидящие в классе ученики должны, догадаться о какой физической величине идет речь. Тот, кто отгадает, дополнительно отвечает, какой буквой обозначается величина, единицы ее измерения, формула для вычисления. Каждый из отвечающих учеников получает поощрение от учителя. Например: путь.

Объяснялки”. Он может быть прямой, кривой. Он может быть везде и в воздухе и на воде. Он может быть видимым и невидимым. Его измеряют шагомером или измерительной лентой.

Ответ. Путь. Обозначается буквой s, измеряется в метрах, вычисляется по формуле s = vt. Путь – это длина траектории, вдоль которой движется тело.

Эту игру можно проводить на заключительном уроке или на занятиях кружка.

Игра на составление карт. Способствует развитию логического мышления.

На базаре присутствуют как продавцы, так и покупатели. Покупатель должен купить нужный товар, т.е. собрать большую карту из отдельных фрагментов. Какая группа учащихся объединится быстрее, та и выигрывает.

Интегрированные уроки

Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: как идет усвоение учащимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируются ли в их сознании целостная научная картина мира? Какие педагогические условия требуются, чтобы достигнуть этого? Нужны ли специальные учебные предметы, синтезирующие знания из различных областей?

Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях, интеграции в школьном образовании.В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества.Физика – основа техники, поэтому широко используется для исследований в биологии, географии, истории и экологии. В наши дни радио, телевидение, популярная литература активно знакомят с новыми достижениями науки и техники. Эту информацию необходимо использовать, обобщать, применять на уроках и внеклассных занятиях и мероприятиях. Целый ряд физических сведений получают учащиеся на уроках биологии, географии, природоведения, естествознания, экологии, истории, за счет собственных наблюдений за растительным миром, природными условиями. Это дает возможность разнообразить уроки, сделать их увлекательными, интересными, запоминающимися. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла.

Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов. Ведь мир окружающий нас интересует школьников, побуждает их отвечать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. Поэтому введение в учебный процесс иллюстративных сведений по истории, экологии, географии, биологии дает возможность учителю физики больше связать предмет с важными аспектами жизни природы, с деятельностью человека, с историей.

Внеклассные мероприятия

Одним из направлений повышения качества образования является организация внеурочной деятельности. Внеурочная работа – это обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Школьников привлекают разнообразные формы внеурочной работы: экскурсии, физические вечера, конференции, турниры, познавательные игры. У них появляется возможность удовлетворять свои интересы и наклонности, проявить способности, а иногда и дарования.

Познавательно-развлекательные игры: “КВН” (конкурсы внимательных, находчивых), “Поиск напитка бодрости”, “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”, “Версиада”, “Марафон юных физиков”. Учащиеся с большим желанием участвуют в них, проявляя творческую активность.

При подготовке и во время проведения внеурочных мероприятий, а также при обсуждении его итогов решается целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач: расширить и углубить знания по данной теме: проявить эрудированность, показать разнообразие использования физических знаний на практике и в повседневной жизни, помочь ученику найти дорогу к научным и техническим идеям, воспитать устойчивый интерес к физике, научить его работать самостоятельно. Организация, подготовка внеурочных мероприятий оказывают на учащихся огромное воспитательное воздействие, формирует у них чувство коллективизма, умение отстаивать свои убеждения, обосновывать свою точку зрения по тем или другим вопросам, развивает чувство ответственности за порученное дело. Целенаправленная, систематическая внеурочная деятельность приучает учащихся к самостоятельному творческому мышлению, к сознательному усвоению знаний. На таких мероприятиях учащиеся глубже знакомятся с выдающимися достижениями отечественной науки и техники в отдельных отраслях народного хозяйства, с биографиями крупнейших ученых и изобретателей, внесших большой вклад в развитие мировой науки и техники. Такие мероприятия содействуют экономическому, экологическому воспитанию учеников, вносят вклад в патриотическое воспитание учащихся, способствуют правильному выбору профессии.

Применение разных форм внеурочной деятельности в сочетании с учебным процессом дает учителю возможность интереснее преподавать, вводя учащихся в последовательно усложняющийся процесс познания. Такие мероприятия положительно воздействуют на эмоциональную сферу учащихся. Внеклассная работа невозможна без положительных эмоций и радостных переживаний. Организация внеурочной деятельности служит и сплочению школьного коллектива.

Традиционными мероприятиями по физике в нашей школе являются: “Посвящение в юные физики”” – мероприятие для семиклассников, цель которого выявить развить их любознательность, показать им огромные возможности науки физики, заставить их с нетерпением ждать встречи с этим предметом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *