к какой группе методов воспитания относятся приучения поручения упражнения требования
Методы воспитания детей дошкольного возраста
Методы воспитания детей дошкольного возраста
Методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.
Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы воспитания являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают эффективное взаимодействие педагога и детей в решении задач воспитания. В состав метода воспитания входят методические приемы. По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод.
В педагогике наблюдаются разные подходы к методам воспитания, нет единой, универсальной классификации. Исходя из особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта, выделяются несколько групп методов воспитания, отличающихся по решаемым задачам,содержанию и механизмам реализации:
методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников;
методы осознания детьми опыта поведения и деятельности;
методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей.
Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников
Эта группа методов играет ведущую роль в воспитании дошкольников. Она включает в себя приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы.
Приучение к положительным формам общественного поведения. Этот метод обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. В свое время В. Г. Белинский справедливо подчеркивал, что маленького ребенка надо не столько поучать, сколько приучать к правильным поступкам. Смысл приучения состоит в том, что детей в самых разных ситуациях систематически побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо разговаривать, бережно обращаться с вещами).
Приучение основано на подражании детей действиям воспитателя, повторяемости определенных форм поведения и постепенной выработке привычки.Приучение эффективно при соблюдении следующих условий: четкая организация жизни детей, соблюдение режима; наличие доступных, понятных дошкольникам правил поведения; единство требований, положительная поддержка и пример взрослых. Метод приучения тесно связан с методом упражнения.
Упражнение в положительном поведении и поступках
Упражнение как метод воспитания представляет собой многократное повторение детьми положительных действий, способов и форм поведения в целях их закрепления в личном опыте детей. Конечная цель упражнения — сформировать общественно ценные навыки и привычки, создать у детей устойчивую основу поведения в соответствии с общественными культурными нормами.
Использование методаупражнений предполагает ряд требований:
— необходимо вызвать у детей интерес и положительный эмоциональный настрой на выполнение нужного действия или формы поведения. При этом чем старше ребенок, тем более следует опираться на осознание им значения и необходимости выполнения соответствующей формы поведения;
— сочетать упражнения с показом детям правильного действия, особенно в младшем возрасте и в начале формирования привычки;
— упражнять дошкольников в использовании нужной формы поведения в разных обстоятельствах и жизненных ситуациях;
— постоянно поддерживать самостоятельность и инициативу детей в воспроизведении формы поведения в личном опыте;
— опираться на положительные эмоции и оценивать достижения ребенка.
Педагог направляет активность дошкольников так, чтобы они в повседневной жизни, регулярно повторяя те или иные действия и поступки, привыкали к нужной форме поведения.
Сочетание приемов, обеспечивающих побуждение, приучение и систематическое упражнение детей в правильных действиях и поступках, способствует формированию у них положительного опыта общественного поведения.
Воспитывающие (воспитательные) ситуации
Воспитывающие (воспитательные) ситуации — это преднамеренно созданная педагогом обстановка или специально созданные педагогом жизненные обстоятельства, ставящие ребенка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Воспитывающие ситуации организуются педагогом в целях обогащения опыта поведения и деятельности дошкольников, побуждения осознанно применять на практике правила культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, проявлять нравственные качества.
В педагогике метод воспитывающих ситуаций является также одним из методов диагностики воспитанности дошкольников.Он позволяет решать две задачи:
диагностировать уровень развития требуемых качеств;
воспитывать эти качества.
Воспитывающие ситуации обычно ставят детей перед выбором, как поступить в тех или иных обстоятельствах, какое решение предпочесть (например, оказать помощь другому или отказаться; подарить рисунок или оставить его себе и т. п.).
Организуемые педагогом ситуации накопления положительного социально-нравственного опыта носят проблемный характер, то есть всегда заключают в себе некую близкую ребенку жизненную проблему, коллизию, в разрешении которой он принимает самое непосредственное участие. Задача воспитателя — заинтересовать дошкольников, ввести их в ситуацию, вызвать у детей желание найти оптимальный выход из создавшегося положения.
Игровые методы воспитания
Применение игровых методов в воспитании дошкольников обусловлено особенностями возраста и ролью игры как ведущей деятельности детей в этот период. Вся атмосфера современного детского сада насыщается разнообразными играми, игровыми ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, фантазии, разнообразному общению со сверстниками.
Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Ролевые игры социального содержания, игры-драматизации на темы литературных произведений, театрализованные этюды и имитационные игры, воспроизводящие варианты поведения детей и взрослых в разных жизненных ситуациях, используются педагогом для организации практики поведения и взаимоотношений со сверстниками, развития коммуникативных умений, социально-нравственных представлений детей дошкольного возраста.
Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности
Данная группа методов базируется на положении о единстве сознания и деятельности. Целевое назначение данных методов состоит в моральном просвещении детей, в формировании представлений о нравственных нормах и ценностях, способствует развитию адекватных социальных ориентаций в культурном поведении, правилах общения и взаимоотношений. Эти методы помогают дошкольникам понять смысл моральных требований к поведению и отношению к окружающим людям, осмыслить и оценить свои поступки и поступки сверстников, получить представление о ценностях и нравственных качествах людей. В конечном итоге данная группа методов содействует переводу общественных целей и ценностей в личные мотивы деятельности и поведения детей.
В группу методов осознания детьми опыта поведения и деятельности входят рассказ воспитателя на моральную тему, разъяснение нравственных норм и требований, этические беседы, чтение художественной литературы, обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций (в детском саду, семье, городе, стране). Главным инструментом данных методов является слово, которое чаще всего сочетается в дошкольном возрасте с наглядными методами развития сознания детей. Это рассматривание и последующее обсуждение картин, иллюстраций, видеоматериалов на моральные, социально значимые темы.
Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей
Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении детей к социально одобряемому поведению.
Поощрение — это выражение положительной оценки поступков и действий воспитанников. Цель поощрения — вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселить веру в свои силы, закрепить положительные навыки и привычки, стимулировать стремление к социально-ценностным действиям и поступкам. Поощрение выступает в виде одобрения, похвалы, награждения подарком, эмоциональной поддержки, проявления особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, вызывать чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.
Наказание — метод воспитания, направленный на сдерживание негативных действий и поступков, это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Формы наказания дошкольников разнообразны: замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определенных прав или развлечений (отмена поездки в зоопарк, отказ в покупке игрушки, запрет в прогулке с собакой). Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства ребенка и открывает ему путь исправления и улучшения поведения. Воспитателю необходимо выразить уверенность в том, что отрицательные действия ребенка больше не повторятся, и помочь ему выбрать правильную форму поведения.
Методы воспитания как главные инструменты осуществления воспитательного процесса находятся в постоянном развитии, отвечая на актуальные запросы современного дошкольного образования. Творческая позиция педагога в выборе методов воспитания является залогом успешного решения воспитательных задач. В целом воспитательный процесс, в котором на основе единых теоретических позиций объединены цели, задачи, содержание, принципы и методы воспитания, создает основу для полноценного развития личности дошкольника, введения его в культурный мир, сферу формирования основ культуры здоровья, эмоциональной культуры, самосознания и творческого самовыражения в разнообразной детской деятельности.
Классификация методов воспитания и их характеристика
Методы и приемы воспитания
Метод (methodas) в переводе с греческого — путь.
Метод воспитания — это алгоритм достижения определенных целей посредством организации взаимодействия между педагогом и учеником.
Человек с рождения становится объектом воспитательных установок, которые меняются в соответствии с возрастом, социальным статусом. Таким способом общество влияет на личность, с ранних лет и до старости формируя социальные навыки, направляя и совершенствуя привычки поведения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В рамках методов воспитания осуществляется контакт и взаимосвязь между учителем и учеником. Каждый воспитатель придерживается своего стиля, различно использует методики либо, как правило, сочетает их. Методы невозможно делить на хорошие или плохие, эффективные и неэффективные. Выбор сопряжён с конечной миссией, замыслом.
Значимую роль в подборе ключей играет возраст, индивидуальные особенности личности, социальное окружение, семья. Основанием для выбора методики или целой совокупности становится специфическая воспитательная задача, которую определяет педагог.
Есть педагогическое мнение, что без активной сопричастности ученика, результат может быть малоэффективным. Поэтому для вовлечения в процесс используются различные приёмы — педагогические внешние побуждения-действия, трансформирующие взгляды, мотивы, поведение.
Таким образом, приём — это составная часть метода, используемого на практике. Через использование тех или иных приёмов педагог выражает свою индивидуальность, сглаживает шероховатости учебного процесса.
Созидающие приёмы мягко корректируют поведение, развивают положительные качества. Они выражаются в просьбе, поддержке, вере в ребёнка. Тормозящие приёмы пробуждают стыд, раскаяние, исправляют негативные качества. Выделяют недопустимые в педагогической практике приёмы: возмущение, раздражение, систематические придирки и упрёки.
Классификация
Способы и средства обучения выбираются педагогом. Проблематика классификации состоит в отсутствии единых критериев: отличаются цели, средства, этапы воспитательной работы. Например, одна группа приёмов гарантируют усвоение знаний об общезначимых ценностях, другая помогает решать жизненные трудности, третья закладывает параметры поведения. Однако преимущественным считается системный подход, базирующийся на синтезе цели, смысла и процесса. Различных модификаций разработано так много, что разобраться в них возможно только при помощи определённой типизации.
Классификация, которую разделяет большинство учёных, делит структуру воспитания на 4 условные группы:
Деление на группы относительно, потому что процесс формирования личности характеризуется цельностью.
Виды методов и способы передачи информации
Словесный
Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.
Основная роль этого метода связывается с усвоением норм и правил поведения — этических, эстетических, деловых, моральных. В процессе учитель разъясняет и убеждает в правильности тех или иных фактов, выводов. Тут важна опора на опыт учеников, их личное отношение к теме, умение самостоятельно находить ответы.
Беседа подразумевает диалогический вопросо-ответный способ обсуждения проблем. Таким образом у ребёнка складываются суждения, мнения, оценки. Основа беседы — выверенная композиция основных, дополнительных, уточняющих вопросов, подводящая ученика к получению новых знаний. Правильная концепция должна содержать темы, раскрывающий социальные, нравственные, эстетические смыслы общественной жизни. Беседу используют в работе с воспитанниками всех возрастов.
Учитель задаёт тему, а затем ставит вопросы так, чтобы ученики могли отвечать, спрашивать, выражать собственное мнение. Процесс может быть индивидуальным, групповым, коллективным. При выборе тем рекомендуется останавливаться на увлекательных, близких ребёнку. В группах обсуждение должно учитывать существующие тенденции во взаимоотношениях детей.
Беседы помогают педагогу выяснить степень усвояемости учениками норм и правил, зафиксировать отклонения, оценить своё влияние, разобраться в отношениях детей, их симпатиях.
Наглядный
Практически наглядные методы реализуются в наблюдении за предметами, явлениями. Иллюстративные материалы — схемы, чертежи, картины, плакаты, портреты, графики, атласы. Пользуясь подобными методами, педагог должен избегать перегрузки наглядностью. В следствие рассеянности внимания снижается эффективность, ребёнок отвлекается на второстепенные детали, тонет в подробностях. Поэтому иллюстрации необходимо готовить заранее, в ограниченном количестве. Педагогу следует тщательно продумывать их познавательное назначение, смысл, роль.
Метод наблюдения используется на уроках, экскурсиях. Педагог наглядно демонстрирует реальные события, природу, научные и производственные процессы. Дети самостоятельно готовят презентации, выставляют личные поделки. В ходе демонстрации необходимо привлекать воспитанников к объяснению, осмысливанию, провоцировать активность. Иллюстрация использует символьное изображение. В показе задействуют схемы, чертежи. Оба метода взаимосвязаны и усиливают совместное действие.
Практический
Универсальную систему упражнений люди используют с давних времен, потому что она доказала свою эффективность. Хронология педагогической деятельности не помнит случаев, чтобы достаточное количество правильных упражнений не развило желаемой модели поведения. Таким образом, рассматриваемый метод основан на вовлечение ребёнка в деятельность. Соблюдая нормы и правила поведения, воспитуемый органично усваивает адекватный общественный опыт.
Метод упражнения основан на многократной практике (тренировке), доведённой до автоматизма. Целью становится формирование конкретных навыков и привычек. Жизненно-необходимые, полезные, устойчивые умения — это, например, самоконтроль, выдержка, культура общения. Чтобы стимулирование было эффективным, результативным следует соблюдать:
Метод упражнения реализуется через организацию режима, трудовой деятельности, игр. Затрагивает сферы творческой, спортивной деятельности. Во всех случаях ученик приучается к определённому стандарту поведения. Продуктивность упражнения зависит от его содержания, посильности, контроля, места и времени, мотивации, стимулирования.
Классификация по Щукиной
Классификация, разработанная ленинградским педагогом Галиной Ивановной Щукиной, считается наиболее распространённой. Её главная идея направлена на развитие познавательного интереса — важного условия формирования личности. По мнению Г. И. Щукиной качество личности определяется устойчивым стремлением к познанию.
Метод формирования сознания
Процесс воспитания определяет конечный, желаемый тип поведения. Вся группа методов формирования сознания развивает рациональную сферу отношений на практике. Формирует представления, взгляды, убеждения личности, выражающиеся в конкретных делах и поступках. Основной приём — это убеждение. Выражается через рассказ, объяснение, этическую беседу, увещевание, внушение, инструктаж, доклад, пример.
Метод убеждения — это словесное воздействие. Опирается на интеллект, разум, волю. Он развивает логическое мышление, творческий потенциал, выступает как внушение или доказательство. Внушение влияет на эмоциональное сознание, ум, волю. Дискуссия взращивает систему суждений, личных оценок, убеждений. Диспут учит защищать собственные взгляды, уметь отказываться от неверной точки зрения, убеждать других людей. Пример основан на подражании: так ученик по-настоящему вникает в суть социально-нравственных отношений. Лекция как изложение содержания читается старшеклассникам. Рассказ и объяснение подходят младшим и средним школьникам.
Готовиться к беседам педагогу рекомендуется ответственно и тщательно, продумывая содержание, подачу, избегая формализма и назидательности. Не использовать банальности, потому что это компрометирует метод убеждения.
Формирование поведения
Методы этой группы формируют эмоционально-волевую сферу учащихся, организовывают деятельность, вырабатывают единство между сознанием и поведением. Он выражается в:
Методом приучения вырабатывают необходимый навык. В процессе планомерного и регулярного выполнения действий формируется привычка. Поручения развивают организованность, ответственность. Особенно ценное поручение — то, что даётся коллективом. Бывают длительные и эпизодические. Методы упражнения, приучения, поручения результативны, когда основываются на положительных мотивах.
Воспитывающие ситуации развивают нравственные качества. Суть состоит в ответных ученических поступках на организованные педагогом обстоятельства: уступить место, сказать правду. Функции заключаются в создании преподавателем условий для активной деятельности воспитанников. Так формируются нормы и ценности подведения.
Формирование чувств и отношений
Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация) выражаются как:
Стимулировать — означает наполнять смыслом, улучшать познавательную деятельность. В ситуации успеха ребёнок ощущает удовлетворённость собой и собственными действиями.
Действие поощрения направлено на возникновение положительных эмоций, в результате которых ребёнок испытывает моральное удовлетворение.
Поощрение — это положительная оценка, похвала, одобрение.
Поощряя, мы закрепляем правильные навыки и привычки, вселяем уверенность, повышаем ответственность. Высокий уровень поощрения — благодарность, награда. Поощрять следует не только за успех, но и за трудолюбие, отзывчивость, помощь. Одновременно не стоит допускать перехваливания, которое ведёт к высокомерию и эгоизму.
Наказание корректирует поведение посредством осуждения, отрицания. Правильное использование метода приучает ребёнка больше не совершать подобных поступков. Вызывает чувство раскаяния, стыда, пробуждает совестливость. Наказание считается продуктивным, если оно понятно ученику, расценивается им как справедливое. Недопустимы телесные наказания, которые приводят к лжи, скрытности, трусости.
Требование должно подталкивать ребенка к действию. Стоит избегать агрессивного высказывания требования. Осуждать поступок рекомендуется тактично, сразу объясняя, как впредь поступать в такой ситуации.
Метод соревнования используется для детей школьного возраста. Основан на потребности в соперничестве и воспитании надлежащих физических, нравственных качеств. Для смягчения конкуренции использовать рекомендуется увлекательные, игровые формы. Участвуя в соревновании, дети привыкают к активному отстаиванию личных интересов. От педагога требуется поддерживать, направлять, помогать ученикам.
Приемы воспитания
Приёмы воспитания относятся к составной части методов. Так выражаются педагогические действия, оказывающие внешнее воздействие, изменяющие взгляды и поведение ребёнка.
Основные задачи
К основным задачам относятся:
Педагогические требования
Педагогическое требование — это метод воздействия на действия учеников, корректировка их качеств.
Поведенческие формы учеников ограничиваются чёткими предписаниями. Требования служат стимулированию или торможению деятельности воспитанника. Педагогический наказ может быть прямым — точным, определённым. А может быть косвенным — выраженным как совет, просьба, намёк. Оба помогают установить порядок, дисциплину, управляют учащимися.
Требование-совет убеждает, от требования-игры дети даже получают удовольствие, требование-просьба влияет на взаимосотрудничество, проявление доверия и уважения. Прямые запреты вызывают, как правило, негативную реакцию и внутреннее сопротивление.
Оценки
Оценка относится к методам поощрения и наказания. Её функции:
Оценка способствует выявлению мотивации деятельности, формирует трудолюбие, определяет эмоциональное состояние. Прямая оценка указывает на недопустимость или легитимность поступка: отрицательная связывается с негативным действием, положительная оказывает воспитательный эффект. Косвенная оценка даёт характеристику действиям иного лица. Отсутствие оценки считается недопустимой в педагогической практике, закрепляет неправильные формы поведения.
Самовоспитание, как часть процесса воспитания личности
Самовоспитанием называется такой процесс развития, когда личность осознанно действует в соответствии со сформированными идеалами, моральными качествами, целями. Такой метод используется для детей школьного возраста, когда ребёнок способен сопоставлять свои поступки с действиями других людей. К методам самовоспитания относятся:
Самопознание характерно для младшего школьного и подросткового возрастов. Подражая, ребёнок выполняет требования взрослых. При самообладании подражание исчезает, появляются элементы осознания. Самостимулирование — это сознательное самовоспитание, которое базируется на внутренних потребностях.
Роль воспитателя состоит в пропаганде идеи самовоспитания, её полезности и необходимости. В качестве примеров педагог может приводить выразительные истории — образцы самовоспитания выдающихся людей: учёных, писателей, художников. Особенно ярким станет его собственный пример самосовершенствования.