что делать на практике у адвоката
Определены правила стажировки для будущих адвокатов и порядок работы помощника адвоката
belchonock/ Depositphotos.com |
Появление этих документов (положение о порядке прохождения стажировки (утв. решением Совета ФПА РФ от 27 мая 2020 г.), положение о порядке работы помощника адвоката (утв. решением Совета ФПА РФ от 27 мая 2020 г.)) обусловлено тем, что с 1 марта 2020 года Закон об адвокатской деятельности дополнен положениями, возлагающими на Совет Федеральной палаты адвокатов обязанность утвердить:
Согласно Положению о порядке прохождения стажировки, стажером может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, не признанное недееспособным или ограниченно дееспособным и не имеющее непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, а адвокатом-куратором – адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее 5 лет.
Срок стажировки может составлять от одного года до двух лет.
Стажировка проводится на основании срочного трудового договора, заключаемого стажером с адвокатским образованием. Приведена его примерная форма. В договоре, заключаемом со стажером, должен быть указан его адвокат-куратор.
Стажеру не разрешается самостоятельно заключать договоры с доверителями. В то же время по поручению адвоката-куратора и при наличии согласия доверителя он может самостоятельно участвовать в судебных делах, рассматриваемых СОЮ (за исключением уголовных дел) и арбитражными судами; готовить проекты документов правового характера; предоставлять устные и письменные правовые консультации. При этом ответственность перед доверителем за надлежащее оказание ему квалифицированной юридической помощи несет адвокат-куратор.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В обязанности стажера помимо прочего входит обязанность посещать учебные занятия для стажеров, организуемые Федеральной палатой адвокатов, региональной адвокатской палатой и адвокатским образованием. Определены обязанности адвоката-куратора.
Сведения о стажерах должны включаться в Реестр стажеров адвокатов. Обязанность по его ведению возложена на адвокатские палаты субъектов РФ. Установлен порядок его ведения и форма.
Предусмотрено, что адвокатские палаты субъектов РФ вправе в развитие норм Положения, утвержденного Советом ФПА, регулировать порядок и условия прохождения стажировки в соответствующем регионе.
Согласно Положению о порядке работы помощника адвоката, помощником адвоката может быть лицо, имеющее высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, не признанное недееспособным или ограниченно дееспособным и не имеющее непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
Работа в качестве помощника адвоката осуществляется на основании трудового договора и регулируется нормами ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Утверждена примерная форма такого трудового договора. В нем должны быть персонально указаны адвокат или адвокаты, деятельность которых обеспечивает помощник.
Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью. Его задача – оказание содействия адвокату в осуществлении им профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи.
Помощник адвоката вправе (но не обязан) посещать занятия, включая дистанционные, организуемые адвокатскими образованиями, региональными адвокатскими палатами и ФПА РФ для адвокатов и стажеров адвокатов.
Помощнику адвоката выдается соответствующее удостоверение.
Учебная практика: личный опыт и лайфхаки от студентов – будущих юристов и экономистов
Учебная практика: личный опыт и лайфхаки от студентов – будущих юристов и экономистов
Онлайн-интервью со студентами московских вузов
Каждый студент обязан пройти учебную практику. Это своего рода первое вхождение в профессию, где можно применить знания и отработать умения. Как проходит учебная практика в московских вузах и зачем она нужна – об этом и многом другом рассказали студенты Финансового университета при Правительстве РФ, Российского государственного университета правосудия, Российского университета дружбы народов и Российского университета транспорта (МИИТ).
Об учебной практике: где проходить и как выбрать
Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): В Российском государственном университете правосудия учебная практика проходит, в основном, в государственных учреждениях или органах власти в зависимости от факультета, но при желании студент может пройти практику и в частной организации, написав заявление. Университет предлагает широкий список возможных мест и занимается всеми организационными вопросами, потому у студентов нет необходимости самостоятельно искать место прохождения практики, договариваться с организациями. Я обучаюсь на факультете подготовки специалистов для судебной системы, и всем студентам факультета университет предоставил возможность пройти практику в судах общей юрисдикции и арбитражных судах как в Москве по месту обучения, так и в субъектах РФ, что позволило некоторым студентам пройти практику в родном городе рядом с семьей.
Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): У меня в 2020 г. была просто нереальная практика. Я серьезно, так программа называется – «Нереальная практика». Ее мне предложили пройти мои преподаватели. Я написала онлайн-тест, который показался мне довольно простым, и попала на эту программу. Суть программы в том, что благодаря дистанционному обучению мы проходим практику одновременно в 8 крупных компаниях: KPMG, Danone, Ferrero Rocher и в других крутых компаниях. Каждую неделю в понедельник новая компания присылает нам практические кейсы, учебные материалы, а в пятницу обсуждается решение и отмечаются лучшие участники практики.
Павлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): В первую очередь, практика предоставляет возможность увидеть свою будущую профессию изнутри и понять, насколько тебе нравится этим заниматься. Можно сказать, это первая трудовая деятельность по выбранной специальности, позволяющая не только применить полученные в институте знания, но и наработать новые. Наш институт предлагает довольно широкий перечень государственных и частных организаций, в которых можно пройти учебную практику. На первом курсе нам предложили выбрать несколько вариантов из списка, включающего более 50 учреждений. Так, меня распределили в Арбитражный суд города Москвы. Не исключается возможность и самому выбрать место для прохождения практики, что очень удобно, если студент хочет поработать в какой-то конкретной организации. Нужно только предоставить договор об организации и проведении практики. Я воспользовалась такой возможностью во время эпидемии коронавируса, чтобы пройти практику в своем родном городе.
Васильченко Анна (выпускница Финансового университета): С местом практики мне помог мой дипломный руководитель, исходили из темы моей выпускной квалификационной работы. Мои одногруппники могли найти место практики самостоятельно или выбрать подходящую организацию из базы практики Финуниверситета.
Сколько длится учебная практика
Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Учебная практика запланирована один раз за период обучения и длится 4 недели, из которых 2 недели проходит в суде общей юрисдикции, оставшиеся 2 недели – в арбитражном суде. В скором времени мне предстоит пройти еще производственную практику длиной два месяца перед окончанием обучения в университете.
Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Обычно практика у нас проходит раз в год, но в этом году есть возможность пройти две (по желанию). Практика длилась 8 недель, по одной неделе в каждой компании.
Павлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Практика у студентов юридического института начинается сразу после летней сессии и длится две недели.
Васильченко Анна (Финансовый университет): Производственную (преддипломную) практику я проходила 1 месяц на последнем курсе. Больше практики у меня не было, так как я поступала в Финуниверситет на базе среднего профессионального образования (СПО). Но в университете есть инициативные летние стажировки, на которые мог пойти каждый желающий студент.
Что входило в обязанности и какие были трудности
Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): На практике я выполняла работу секретаря суда в районном суде и специалиста судебного состава в арбитражном суде. Моя задача заключалась во вспомогательной работе определенному аппарату судьи или судебному составу, а именно в подшивании дел, оформлении извещений, посещении судебных заседаний, формировании дел, их подготовке для архива и др. На первый взгляд, такая работа кажется довольно монотонной или скучной, но у меня была возможность заглянуть внутрь, посмотреть, как оформляются реальные исковые заявления, прикрепляются доказательства, что, безусловно, очень интересно.
Больше всего мне понравилось посещать судебные заседания. Несмотря на то, что я проходила практику в рамках одного аппарата судьи или судебного состава, у меня была возможность ходить на заседания, которые заслушивали разные судьи. Этот опыт полезен тем, что за месяц я познакомилась с несколькими категориями дел, на реальных примерах увидела разницу между ними, например, разницу между рассмотрением гражданских и уголовных дел, а также между ними и экономическими спорами в арбитражных судах. Конечно, не обошлось и без трудностей, ведь практику я проходила на втором курсе, тогда как изучение процессуальных отраслей права у меня началось с третьего курса, и некоторые теоретические моменты были для меня далеки. Однако сама организация суда мне уже была знакома, и я рада, что удалось не только прочитать об этом в учебнике, но и увидеть работу суда изнутри своими глазами.
Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): В основном все кейсы представляли собой какие-то проблемы компаний в сфере экономики и маркетинга. Мне было достаточно сложно вникнуть в некоторые кейсы из маркетинговой сферы. Пришлось изучить много литературы, прежде чем я смогла достойно решать такие кейсы, но благодаря видеокурсам наставников мне удалось разобраться в этих темах.
Павлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Я проходила практику в судах, поэтому фактически выполняла обязанности помощника судьи (подшивала дела, разбиралась с документацией и корреспонденцией, изучала судебную практику). Самое интересное, конечно, побывать на судебных заседаниях и своими глазами увидеть весь процесс рассмотрения и разрешения дела. Для себя я вынесла то, что работа в любой организации не ограничивается знаниями, полученными в институте. Важно перенимать опыт людей, которые работают в этой сфере давно. Как таковых трудностей во время практики у меня не возникало, со всеми вопросами помогали разобраться руководители практики.
Васильченко Анна (Финансовый университет): Практику я проходила в Министерстве финансов РФ в департаменте доходов. Сначала нас, практикантов, распределили, за каждым студентом закрепили руководителя практики, который в последующем нам давал задания. В первый день практики провели инструктаж по технике безопасности и дали документы для ознакомления с деятельностью Минфина РФ. Затем мне давали документы, которые могли бы помочь в написании моей выпускной квалификационной работы.
Что было полезного на учебной практике
Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Прежде всего, я познакомилась с электронными автоматизированными системами, такими как ГАС «Правосудие», ИС «Мой арбитр», внутренними системами судов, а также улучшила навык работы с системой КонсультантПлюс. Умение работать с этими системами полезен не только для будущей работы в суде или частной практике, но и во время обучения при поиске судебной практики и написании работ.
Помимо этого я детально изучила внутреннюю организацию работы суда, какой путь проходит исковое заявление перед тем, как поступить к судье, а также многие практические вопросы, которых нет в учебниках. Например, как поступить, если не получается дозвониться до архива или приемной суда.
Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Я прокачала свой навык аудирования, изучила некоторые скилы менеджеров и HR-агентов. Как по мне, это полезные дополнительные навыки, которыми я теперь выделяюсь среди прочих.
Павлюченкова Светлана (РУП (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Главный навык, приобретенный за время прохождения практики, это навык коммуникации. Важно уметь вести разговор как с людьми, обратившимися за юридической помощью, так и с работниками организации, поскольку именно от умения правильно выстроить диалог с собеседником зависит эффективность работы юриста. Также практика дает возможность прокачать навыки работы с документацией.
Васильченко Анна (Финансовый университет): Я посмотрела на структуру Минфина РФ и на работу министерства изнутри, что меня всегда привлекало. Мой руководитель практики помогал в написании выпускной квалификационной работы, а также давал наставления, как лучше и точнее провести анализ в моей работе.
Лайфхаки от студентов
Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Будьте открыты новому опыту, не стесняйтесь задавать вопросы, а также постарайтесь понять механизм работы организации как слаженной системы, представить себя на позиции обратившегося в организацию, работника того или иного отдела.
Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Подбирайте практику, которая будет вам интересна. Если у вас что-то не получается, не бойтесь задавать вопросы наставникам. Знать все нереально. От вас ждут не 100% знаний, а желания работать и узнавать новое.
Павлюченкова Светлана (РУП (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Не бойтесь задавать вопросы и проявлять интерес. Руководители практики подскажут, как действовать в той или иной ситуации, и не оставят в беде, поскольку понимают, что вы пришли на производство впервые. Ответственность и коммуникабельность приветствуются в любом коллективе. Практика – это возможность выбирать и оценивать. Причем не только для студентов, но и для работодателей, заинтересованных в инициативных сотрудниках. Поэтому важно помнить, что практика позволяет применить теоретические знания в трудовой деятельности и дает шанс устроиться на работу в эту организацию после института.
Васильченко Анна (Финансовый университет): Самое главное – не волноваться и не думать, что на вас не найдется времени. Вам всегда смогут помочь или подсказать. Внимательно слушайте руководителя практики и старайтесь запоминать или записывать все, что он вам говорит.
Психологические уловки и командная работа: как юристы побеждают в суде
Как убеждать в апелляции и кассации
Все обжалуют судебные акты первой инстанции, но не все делают это правильно. Зачастую именно ошибки юриста — причина отказа.
Выступление в апелляции должно быть кратким. Там у судей меньше времени, чем в первой инстанции, поэтому нужна сухая конкретика, объясняет юрист. Озвучивайте не все доводы, а только основные. Начинать нужно с самого сильного аргумента, например с безусловного основания для отмены.
Когда мы приходим в суд кассационной инстанции, мы должны понимать, что это опытные, обычно возрастные судьи. Они прошли первую инстанцию, а иногда и вторую. Поэтому кассатор должен нацелиться на то, чтобы исправить ошибки нижестоящих судов.
Владимир Кочетов, партнер Адвокатское бюро «Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов» Адвокатское бюро «Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов» Федеральный рейтинг. Профайл компании ×
По его словам, наиболее «рабочие» безусловные основания:
Самое частое основание для отмены — когда выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и доказательствам, отмечает Кочетов и советует внимательно анализировать решение.
Об успешном кейсе Адвокатское бюро «Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов» Адвокатское бюро «Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов» Федеральный рейтинг. Профайл компании × в кассации рассказала его коллега Дина Шибзухова, руководитель практики по разрешению споров. Бюро доказывало, что оценка недвижимости от Росимущества неправильная, и просило назначить оценочную экспертизу. Две инстанции отказали им, а кассация велела пересмотреть стоимость с учетом того, что объекты так и не ввели в эксплуатацию.
Психология, команда и небольшие споры на потоке
Нужно изначально строить доверительные отношения с клиентом и заранее предупреждать его о возможном негативном исходе.
Иван Преображенский, руководитель юридического департамента Gett, рассказал, как его компания взыскивает незначительные долги с бизнес-клиентов. Небольшими в компании считаются долги от 50 000 до 800 000 руб. для юрлиц и до 400 000 руб. для ИП. Меньшие суммы взыскивать не всегда целесообразно. Верхний предел проходит так, чтобы спор попал в упрощенное производство по АПК. При правильном отборе контрагентов можно добиться высокого процента взыскания, уверен спикер. Он назвал две неочевидные причины просуживать такие суммы: желание дисциплинировать рынок и оптимизация внутренних дел компании — судебные процессы помогают отладить документооборот.
Роль экспертиз
Илья Жарский, управляющий партнер экспертной группы Veta, рассказал, как использовать экспертизы в судебном процессе. Лучше всего опровергать заключение специалиста от оппонента новым заключением специалиста, положительными рецензиями на него и отрицательной рецензией на заключение оппонента. В спорах, «где высока цена вопроса», Жаров рекомендует оспаривать заключение об оценке экспертизой саморегулируемой организации оценщиков и рецензией на заключение. Экспертиза СРО ценится больше, рецензии судьи иногда отказываются принимать как доказательство, объясняет спикер. Но рецензия пишется проще, для судьи она понятнее, поэтому эти документы лучше использовать в паре.
Как судиться за рубежом
Но далеко не все споры такие, поэтому нужно дважды подумать, прежде чем идти в иностранный суд, уверен он. Соглашаясь на рассмотрение дела за рубежом, вы покупаете кота в мешке, отмечает спикер. Например, в Англии нельзя оспаривать вопросы факта в апелляции, а иностранное право там — это вопрос факта. Если вам посчитали исковую давность по российскому праву, оспорить это в апелляции не получится.
Трансграничные споры — это дорого, но по-разному. В Англии счет идет на миллионы фунтов, в США — на миллионы долларов, в офшорных юрисдикциях — на тысячи. В любом случае, без управления бюджетом можно «вылететь в трубу».
Особый путь в адвокатуру
По новым правилам начинают жить стажеры адвокатов. 27 мая Совет ФПА утвердил Положение о порядке прохождения стажировки, которым впервые вводятся общенациональные обязательные требования к подготовке этой категории претендентов на адвокатский статус. Документом предусмотрен ряд принципиальных нововведений – от появления у стажеров реестровых номеров и выдачи им удостоверений до разрешения участвовать в гражданских судебных делах по поручению куратора. В ФПА рассчитывают, что в перспективе стажировка станет основной формой вхождения в профессию.
Одна страна, одни правила
До последнего времени в российской адвокатуре не было единого регламента подготовки стажеров. Утвержденное Советом ФПА РФ еще в 2003 г. Примерное положение «О стажере адвоката и порядке прохождения стажировки» носило рекомендательный характер, и региональные палаты во многом самостоятельно определяли требования к приему и обучению стажеров. В результате в разных регионах условия прохождения стажировки могли существенно различаться.
«В том, чтобы стажировка в различных субъектах РФ проходила по разным правилам, нет никакой логики, – отмечает президент АП Воронежской области Олег Баулин, член рабочей группы ФПА, готовившей проект нового Положения. – Поскольку статус адвоката имеет федеральный характер, очевидно, что и правила его получения должны быть общие. А институт стажировки – это особый, отдельный способ получения статуса адвоката».
К такому же выводу пришел и законодатель: в марте этого года вступили в силу поправки в Закон об адвокатуре, которыми на Совет ФПА возложена, в частности, обязанность устанавливать правила прохождения стажировки. В новом Положении определены базовые требования к подготовке стажеров, а региональным адвокатским палатам дано право в развитие этих норм регулировать у себя порядок и условия прохождения стажировки.
«Для нас было принципиальным, чтобы стажировка проходила в традициях адвокатуры, но единообразно, – подчеркивает вице-президент ФПА Светлана Володина, возглавлявшая рабочую группу по подготовке проекта Положения. – Во многом Положение фиксирует практику, сложившуюся в адвокатуре. Конечно, мы дали палатам возможность принимать свои положения, сохранив какие-то особенности, к которым они привыкли. Например, в некоторых палатах перед квалификационным экзаменом сдается предэкзамен. С точки зрения закона это абсолютно не обязательное условие. Но если палата считает, что таким образом лучше подготовит своего стажера, мы этому не препятствуем».
«Цель Положения заключается в том, чтобы унифицировать правила и нормативно закрепить общие требования к подготовке адвокатов, – добавляет Олег Баулин. – Появляются федеральные требования к минимальному уровню подготовки и распределению компетенций между разными субъектами, участвующими в организации стажировки, – кто что делает, каким образом».
«Мы исходили из того, что основная функция стажировки – это возможность для нашей корпорации “своими руками” подготовить пополнение – максимально качественное, высокопрофессиональное, понимающее и разделяющее наши ценности, – говорит вице-президент АП Санкт-Петербурга Максим Семеняко, директор Санкт-Петербургского института адвокатуры, участвовавшего в разработке проекта Положения. – Следовательно, этот важный процесс требует четкой регламентации, чтобы, например, в Архангельске обучение стажеров не отличалось от стажировки в Ставрополе».
Статусные атрибуты
Важным новшеством в Положении стало требование о ведении во всех региональных адвокатских палатах Реестра стажеров адвокатов – по аналогии с Реестром адвокатов.
«Это позволит сделать институт стажеров более прозрачным, – считает член рабочей группы по подготовке проекта Положения, вице-президент АП г. Москвы Николай Кипнис. – Если раньше данные о них собирались в каждой палате РФ в установленном ею порядке, то теперь будет действовать единый порядок аккумулирования информации о стажерах. Происходит определенное структурирование работы со стажерами».
«Есть и прагматическая задача – мы должны знать, сколько всего стажеров, сколько стажеров у какой палаты, какова динамика, – говорит Светлана Володина. – Эта статистика нужна хотя бы для того, чтобы мы могли сделать выводы, как стажеры сдают экзамены, каким путем идут в адвокатуру больше – через стажировку или другим. Или такая простая вещь: сейчас для стажеров идет онлайн-курс ФПА “Введение в профессию адвоката” – для того, чтобы им засчитывались часы обучения, стажеры должны будут регистрироваться по их реестровому номеру как адвокаты. Как-то иначе это учесть трудно: у нас оказалась очень активная молодежь – каждый из вебинаров собирает под 3 тыс. участников».
А где реестр – там и другие атрибуты представителя корпорации. Предполагается, что все участники стажировки будут получать удостоверения стажера адвоката за подписью президента региональной палаты. Их предписывается выдавать в трехдневный срок после внесения в Реестр стажеров адвокатов. Положением о стажировке утверждена форма таких удостоверений. «В советское время стажерам тоже выдавались удостоверения, – напоминает Максим Семеняко. – Считалось, что они повышают статус стажера». Очевидно, в наше время можно ожидать такого же эффекта.
«Встретимся в суде»
Одновременно стажеры получили новые существенные права – прежде всего, для расширения практической составляющей стажировки. «Наша принципиальная идея состояла в том, чтобы разрешить стажерам самостоятельно участвовать в судебных заседаниях по гражданским и административным делам, – рассказывает Максим Семеняко. – До настоящего времени существовало однозначное ограничение, что без своего адвоката, “в одиночку”, стажер представлять интересы в суде не может. Статьей 28 Закона об адвокатуре установлено, что “стажер адвоката не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью”. Это эмбарго, истолковываемое предельно жестко, ставит человека с высшим юридическим образованием в “неадекватно ущемленное” положение по сравнению с теми же псевдоюристами, которые могут участвовать в заседаниях по гражданским делам, не имея диплома. Также существенно ограничивается как раз наработка практических навыков. Кроме того, получается, что мы не доверяем опытному адвокату-наставнику, который тоже должен иметь определенный “люфт” в своей работе, обоснованно и разумно полагаясь на самостоятельность своего стажера в допустимых ситуациях».
В итоге общая норма закона была истолкована в Положении таким образом, чтобы, не нарушая ее, позволить стажеру и адвокату-наставнику действовать более свободно. Предусмотрено, что «стажер не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью, т.е. самостоятельно заключать договоры с доверителями. Вместе с тем стажер вправе по поручению адвоката-куратора и при наличии согласия доверителя самостоятельно участвовать в судебных делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции (за исключением уголовных дел) и арбитражными судами; готовить проекты документов правового характера; предоставлять устные и письменные правовые консультации. При этом ответственность перед доверителем за надлежащее оказание ему квалифицированной юридической помощи несет адвокат-куратор».
Начало пути
Член рабочей группы, советник ФПА Сергей Макаров полагает, что принятие Положения – «это начало пути по регулированию стажировки и воссозданию стажировки такой, какой она была, – качественной, действенной, обучающей». В качестве образца ему во многом видится стажировка, практиковавшаяся в советское время, – «хорошо разработанная, когда стажеров действительно готовили к поступлению в адвокатуру».
«Вот сейчас Положение принято, и я предполагаю, – прогнозирует Сергей Макаров, – это мое частное мнение, что будет мониторинг его внедрения и практики применения. И наверняка появляющийся опыт всех 80 с лишним адвокатских палат будет суммироваться и, возможно, стажировка будет совершенствоваться и дальше. Она чрезвычайно ценна в качестве именно подготовки к профессиональной деятельности. Тут уже не принципиально, большой ли стаж практической деятельности у юриста, сдавшего экзамен и поступившего в адвокатуру. Получил он диплом 2 или 22 года назад и, соответственно, 20 лет где-то работал – в правоохранительных органах, или в вузе, или частным юристом. Стажировка дает возможность познакомиться именно с профессией, ее спецификой, документооборотом, взаимоотношениями с коллегами – всем комплексом адвокатской деятельности».
Схожей точки зрения придерживается и Светлана Володина: «На мой взгляд, институт стажировки крайне важен для вхождения в профессию, – говорит она, – настолько у нас много тонкостей, не связанных непосредственных с правом. Как заключать соглашение, какие условия вносить, очень много вопросов по адвокатскому досье, правам и обязанностям. Именно для этого, собственно, стажировка нужна. Я вообще считала бы, что надо законодательно ввести обязательную стажировку. Просто, может быть, не для всех годовую. У тех, кто имеет большой стаж работы, делать ее трехмесячной, четырехмесячной. Для того чтобы писанные и неписанные правила адвокатуры были восприняты и переданы. И тогда мы имеем право спрашивать».
По сути, об этом же заявил «АГ-Ракурсу» президент ФПА Юрий Пилипенко. «Мы должны переломить ситуацию с пополнением наших рядов, – сказал он, – стажировка должна стать основной формой вхождения в профессию». Так что вполне возможно, что главные перемены на пути в адвокатскую профессию еще впереди.