что делать когда ничего не получается в жизни православие
Православная Жизнь
Почему никогда не получается то, что ты больше всего хочешь? Я всю жизнь мечтала, чтобы мои дети получили высшее образование, оплачивала для этого репетиторов. Результат такой: сын один раз бросил институт после 1 семестра, а второй раз его отчислили со 2 семестра, а дочь вообще не смогла никуда поступить. А мой брат мечтает выиграть в лотерею, несколько лет покупает билеты, но не выигрывает.
Маргарита
Уважаемая Маргарита, у нас уже есть ответ на похожи вопрос: «Почему Бог не дает просимое?».
Но это в целом. А о Вашей конкретной ситуации я могу добавить, что стремиться к чему-то разумно в рамках ваших возможностей. В Вашей ситуации, например, заставить детей хотеть получить высшее образование – это за пределами Ваших возможностей, потому что Бог создал каждого человека со свободной волей, способностью выбирать, как поступать в жизни и нести ответственности за свои поступки. Сам Бог не препятствует свободному выбору человека, ограждая его лишь от самых вредоносных случаев, а Вы захотели, чтобы дети руководствовались не своими, а Вашими желаниями.
Это неправильно, так нельзя. Я понимаю, что Вы желали для них самого лучшего – по Вашим представлениям – но дети выросли и у них в результате в том числе и Вашего воспитания сформировались свои представления о том, что для них желаемо, а что нет. И очевидно, что для них высшее образование в список приоритетов не входит, и Вам нужно это просто принять, признать, что эти два уже взрослых человека от Бога имеют свободу и право на выбор своей жизненной траектории. Как мать, Вы можете в чем-то помочь детям, подсказать, но теперь уже они сами несут полную ответственность за свою жизнь. Очень большая ошибка многих родителей – стремиться к тому, чтобы в детях реализовать свои собственные мечты и цели, а не помочь воплощению в жизнь хороших, благих намерений и желаний детей. Вы можете жить жизнь только за себя, но ни в коем случае нельзя проживать ее за другого или заставлять детей реализовывать Ваши мечты – ничего хорошего не выйдет.
Со своей стороны Вы сделали то, что считали нужным, теперь смотрите, куда пойдут Ваши дети, и отпустите их и молитесь о них Богу и Божией Матери. И не расстраивайтесь: возможно, впереди и их, и Вас ждет что-то намного более прекрасное, чем то, что Вы могли бы придумать и представить.
О трудностях в христианской жизни
Впереди гора. Ура?
Как правило, сталкиваясь с трудностями в своей обычной – бытовой, повседневной – жизни, мы стараемся различными способами их обойти. И это совершенно закономерно: ведь если, скажем, мы идем домой и у нас на пути обледенелая горка, разумнее бывает пройти другой дорогой, нежели подвергать себя риску поскользнуться и что-нибудь себе сломать. Или, допустим, если мы ищем для себя квартиру и узнаём, что в каком-то доме часто не работает лифт, то будет вполне естественно, если мы этот дом для себя из списка исключим, а не воодушевимся перспективой каждый раз подниматься на десятый этаж по лестнице. И это, наверное, первое, на что стоит обратить внимание: будучи христианами и будучи просто взрослыми, ответственными людьми, мы не должны создавать себе трудности искусственно – наша жизнь и без того достаточно сложна.
Вместе с тем человек, который решительно избегает каких бы то ни было трудностей, редко в жизни преуспевает. Он может окончить школу, вуз, устроиться на относительно комфортную и не напряженную работу, но зачастую не достигает чего-то важного, чего при другом отношении к жизни мог бы достичь: ведь только по-настоящему трудные ситуации, более того – ситуации стрессовые заставляют нас мобилизовывать все свои силы, дают стимул к тому, чтобы мы научились их «перерастать». И потому, обходя трудности там, где это рационально, ни в коем случае нельзя прятаться от них там, где они могут чему-то существенному нас научить. Это касается и учебы, и работы, и спорта – и, безусловно, христианской жизни.
Перерасти свое малодушие
Трудности необходимы, ибо, по слову Иоанна Лествичника, когда мы боримы, мы противоборствуем
Почему в христианской жизни обязательно необходимо бороться с трудностями? Потому что, как формулирует это преподобный Иоанн Лествичник, когда мы боримы, мы противоборствуем, то, есть когда мы наталкиваемся на внутреннюю брань, когда нам приходится что-то делать с душевным трудом, с усилием, мы понимаем, что за этим стоят наши страсти и непосредственно наш враг, который не дремлет. И это понимание побуждает нас преодолевать страх, лень и делать именно то, что для нас спасительно.
А что в христианской жизни в принципе бывает для нас особенно трудным? Поступки, действия, направленные против той страсти, которая в этот момент сильнее всего действует в нас. Даже как-то чудно бывает видеть, как одному человеку трудно одно, другому – другое, третьему – третье, притом что каждый из них с легкостью сделал бы то, что трудно другому. И всё это не столько потому, что сами эти люди до такой степени различны, сколько потому, что такие разные в них с наибольшей силой действуют страсти.
Что значит «преодолеть трудность»? Практически всегда это означает перерасти свое малодушие. И, безусловно, во взрослом возрасте это бывает очень и очень нелегко, если человек не приучен к этому с детских лет. Поэтому когда приходит на исповедь ребенок и рассказывает, к примеру, о каком-то обмане, что он что-то натворил и свалил вину на младшего брата, священник не может не сказать ему: «Понимаешь, для того чтобы с этим справиться, есть только один способ: прийти после исповеди к папе и маме и признаться во всём». И в причинах этого обмана признаться: думал, что правда не откроется, или же было страшно, что накажут, или же хотелось, чтобы лучше думали о тебе.
И не только священник – любой взрослый, которому ребенок решил довериться, может открыть ему этот духовный закон: «Знаешь, если ты не признаешься сейчас, то, скорее всего, не признаешься в чем-то и в следующий раз, потому что это будет уже гораздо труднее, чем сегодня. Ты привыкнешь обманывать, и это приведет к тому, что ты будешь поступать так всегда. И потом, когда ты повзрослеешь и захочешь стать другим, тебе будет уже очень-очень сложно измениться. Я не могу тебя вынудить это сделать, но очень тебе советую: преодолей свой страх сейчас, прямо сегодня, чтобы тебе не было так тяжело потом». И надо сказать, что довольно многие из детей решаются этому совету последовать – и ты видишь, как этот ребенок себя перерастает, как он становится сильнее.
По большому счету, всё то же самое происходит и со взрослым человеком, когда он решается не бежать от ситуации, в которой ему стыдно и страшно, а сделать шаг к правде и перенести все возможные последствия.
Погремушки врага
Довольно часто люди задают вопрос: «У меня ну никак не получается что-то изменить в себе. Что же делать?» А путь на самом деле только один: постепенно, ступенечка за ступенечкой, становиться чуть больше самого себя. Почему же столь немногие люди поднимаются по этой лествице?
Не в последнюю очередь, думаю, потому, что многие верующие люди поддаются соблазну замены подвигов необходимых, то есть наиболее для них трудных, подвигами, относительно легко им дающимися. Коварство такой подмены в том, что мы видим вроде бы и свои усилия, и результаты. Бывает, например, что человеку очень трудно смолчать, когда его задели, – он ответит так, что мало не покажется. Но при этом в силу жизненных обстоятельств и неплохого здоровья ему достаточно легко поститься, он много молится, и даже ночная молитва в его ежедневном правиле присутствует, потому что он имеет возможность без ущерба для дневной своей деятельности ограничивать себя в сне. И он считает, что, раз он так подвизается, это каким-то образом компенсирует то, что он остается по-прежнему человеком несдержанным и резким. Конечно, на самом деле никакой компенсации не происходит.
Вообще плод нашего подвижничества, преодоления духовных трудностей является в том, как мы относимся к людям, как справляемся с различными жизненными испытаниями, а не в том, что мы становимся «чемпионами» по посту и «рекордсменами» по молитвенному правилу. Более того, такие внешние подвиги порой становятся своего рода «погремушками» в руках врага, которыми он увлекает нас в ту сторону, в которую хочет нас направить, то есть туда, где есть наибольшая вероятность погибнуть.
У меня был один знакомый, который провозгласил своим жизненным кредо абсолютную безжалостность к себе. Когда-то это выражалось, например, в том, что он мог без обезболивания разрезать себе ногу и потом ее зашить. Но кому она нужна, эта безжалостность ради безжалостности? Доказать самому себе: «Я это могу»? Опять же, зачем? Если уж действительно быть к себе безжалостным, то в том, что необходимо христианину, – в том, что будет свидетельствовать о любви к людям и Богу. Но до человека, находящегося в подобном заблуждении, это очень сложно бывает донести.
Терять и продолжать
Нужно обязательно в себе взращивать способность не отчаиваться, сколько бы ни было духовных падений
Иногда человек, утомленный трудностями, впадает от обиды в некий фатализм и говорит, что люди всегда будут делиться на тех, у кого вообще ничего не получается, у кого мало что получается и у кого получается практически всё, чего они хотят достичь. И это действительно так, но дело здесь отнюдь не в генетике, не в везении, не в фатальных обстоятельствах жизни, а в одном важном качестве, очень влияющем на то, преодолеет человек в конце концов трудность или перед ней отступит. Я говорю об умении подниматься после падений и находить в себе силы идти дальше. Даже если брать не христианскую, а обычную светскую жизнь, мы увидим, что в биографиях многих успешных, знаменитых людей есть эпизоды, когда они терпели неудачи, когда они теряли всё и им приходилось вновь идти к своей цели с нуля. Конечно, это требует большого напряжения сил, но, как писал преподобный Исаак Сирин, еще никто не восходил на Небо, живя прохладно. И эта способность не отчаиваться, сколько бы ни было духовных падений и как бы ни были велики наши потери в них, нам нужно обязательно в себе взращивать. Тот же преподобный Исаак Сирин уподобляет христианина путнику, который отправился куда-то в дальнее странствие: он едет на повозке, повозка ломается – он садится на корабль, некоторое время плывет, затем терпит кораблекрушение и, когда его выбрасывает на берег, сразу же принимается искать какой-нибудь другой вид транспорта, на котором можно свой путь продолжить. То есть нам даже мысли не должно допускать о том, что трудности в духовной жизни, вследствие которых мы что-то теряем, могут нас деморализовать и выбить из колеи. Мы всё равно продолжим свой путь.
Полководцы страстей
Самое трудное – бороться в себе с тем, чем мы досаждаем другим людям
И есть, наверное, еще один момент – момент анализа, без которого нам в борьбе с трудностями не обойтись. Нужно составить для себя объективное представление о том, каковы мы в глазах окружающих нас людей – в первую очередь близких. Что в нас для них является самым трудным? Не для нас, подчеркну, а для них. В том, что это трудное есть, можно не сомневаться, достаточно лишь внимательно за нашей повседневной жизнью понаблюдать. А может быть, и спросить – думаю, что в большинстве случаев близкий человек не затруднится с ответом, чем мы ему досаждаем и чем его огорчаем. И вполне может быть, что это и окажется для нас самым трудным – побороться с тем, что мешает в нас другим людям. Ведь это уже как бы наша натура, мы это зачастую считаем даже своей природой. Но нужно понимать: никакие наши черты, от которых плохо другим людям, не могут быть хорошими. Конечно, бывают ситуации пограничные – к примеру, в отношениях начальника и подчиненных: сотрудникам, не привыкшим добросовестно работать, может быть «плохо» из-за того, что их новый руководитель подходит к делу по всей строгости. Но тем не менее и в этом случае нужно обязательно задаваться вопросом: я требователен или придирчив, справедлив или жесток?
Осмысленно и беспощадно
Наверное, каждому из нас нужно постараться научиться воспринимать любую трудность как урок. Что для этого нужно? Прежде всего – признать, что те или иные конкретные вещи для нас трудны, и затем – попытаться понять, каковы причины этой «трудности», то есть немного углубиться и разобраться с тем, что внутри нас есть. Ведь даже в такой распространенной ситуации, как «трудно не осуждать», может быть разный корень проблемы. Человек может осуждать потому, что на фоне этого осуждения других он сам себе больше начинает нравиться. А может быть, ему кажется, что осуждение «ужасных» прегрешений другого дает ему право на собственные «маленькие слабости», которые не так уж греховны по сравнению с чужими. А возможно, что всё совершенно иначе: его искренне расстраивает то, что делает другой человек, и он не может удержаться от оценок или же считает, что его суждение о поступках является едва ли не единственным способом что-то изменить. А кто-то вообще не замечает, что осуждает, потому что постоянно о чем-то говорит без умолку и совершенно не контролирует поток своей речи. Во всех этих случаях человек не прав, но его путь к осознанию греха и избавлению от него опять-таки будет различным.
В борьбе с трудностями, рожденными нашими страстями, никаких пределов полагать не надо
К слову, если в посте, в бдении, в молитве человек должен соблюдать некую разумную меру, чтобы не надорваться, то в борьбе с трудностями, которые рождены нашими страстями, никаких пределов полагать не надо. Например, у человека возникает такая трудность: он никак не может перестать употреблять ненормативную лексику, и его отношения на работе, в семье от этого существенным образом страдают. В этом случае можно, скажем, не скупясь, определить себе за каждое нецензурное слово 50 земных поклонов. Тогда человек, если он это решил для себя всерьез, встанет перед суровым выбором: либо он перестает наконец эти слова употреблять, либо все вечера и выходные кладет поклоны. И поверьте, вытеснение нежелательного из нашей жизни происходит таким образом очень быстро.
То же самое, в общем-то, можно применить и к осуждению, и тут спектр воспитательных мер может быть достаточно широк – от тех же самых поклонов до того, чтобы каждый раз, начав осуждать, прерывать самого себя и приносить извинения собеседнику за то, что вновь увлекся недолжным. И надо сказать, эта практика весьма действенна: ее механизм, если можно так сказать, основан на том, что мы каждый раз очень больно наступаем на свое самолюбие, а врагу, как известно, это очень не нравится.
В древних патериках приводится история о некоем подвижнике, который молча выслушал обвиняющего его в чем-то брата, а потом, когда тот ушел, выплюнул на землю сгусток крови. Кто-то находившийся рядом спросил: «Что с тобой? Ты болен?», и он ответил: «Нет, просто во мне вызревало некое слово, которое я хотел сказать в ответ этому человеку, и я с собой боролся. Долго боролся, и в конце концов это слово превратилось в сгусток крови, и теперь я его таким образом из себя исторг». Трудно сказать, что произошло: то ли этот человек язык себе прикусывал, чтобы ничего не сказать, то ли каким-то таинственным образом это слово в кровь обратилось… Но образ этот очень и очень яркий. И, думаю, его стоит приводить себе на память, когда мы боремся с чем-то, что для нас по-настоящему трудно.
Когда всё не так
Кто из нас не знаком с ситуацией, когда вдруг, совершенно неожиданно и непредсказуемо ломается весь строй нашей жизни? Это бывает как в глобальном, так и в сиюминутном, если можно так сказать, масштабе. Происходят какие-то события нелепые, последуют какие-то реакции неадекватные, находят какие-то состояния странные, но ясно только одно – всё не так, как было еще минуту назад. Точно в какой-то бред угодил и ничего ты с этим бредом поделать не можешь.
Ведь есть же всё равно поле деятельности, пространство для выбора даже в самых бессмысленных и хаотических обстоятельствах. И прежде всего надо этим обстоятельствам не поддаваться. Не позволять себя втянуть в «заколдованный» мир, оставаться островком чистого и мирного смысла посреди очевидной и неуправляемой бессмыслицы. И главное средство в этом – живая молитва: «Помоги, Господи!»
Какие простые слова, но какую важную роль они могут играть в нашей жизни! Слова эти, произносимые с верой в Бога, в Его милостивое отношение к нам, в возможность и необходимость иного – мирного и доброго – устроения реальности, привлекают в нашу жизнь Божественную благодать, «всегда немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Внезапные хаотические и бессмысленные состояния, скандалы, вспыхивающие «из ничего», – всё это связано с действием бесовских сил, цель которых именно смешать, омрачить, погубить то доброе, что дарует нам Господь. Разрушить тот добрый уклад, который милостью Божией выстраивается по крупице день за днем, год за годом… А значит, и главная наша задача во всех помянутых смутных и внезапных обстоятельствах – не поддаваться унынию, смуте, омрачению, а противостоять им крепким упованием на милость Божию, крепкой молитвой. Противостоять искренней любовью и верой в лучшее. В лучшее, что есть в тех людях, с кем наши внезапные расстройства связаны. Это трудно, порой очень трудно. Но только любовь знает, видит человека таким, каков он есть на самом деле.
Ведь часто именно чувство вражды, неприязни внушают нам духи тьмы к тем людям, из-за которых, как кажется нам, происходит смущение. Но именно этим чувствам доверять и нельзя, потому что, какие бы козни ни чинил человек, что бы он ни замышлял против нас (даже если это на самом деле происходит, а не кажется), всё равно любой человек заслуживает участия, и доброжелательности, и молитвы о нем, пусть даже приносимой с болью и состраданием. С состраданием потому, что всякий человек, движимый страстями, страдает сам: душа его не находит покоя и радости. Вот об этом и надо, пожалуй, молиться – о мире душевном, об освобождении от страстей, о радости духовной, озаряющей жизнь человека тихим и добрым светом.
И если твердо, несмотря на все ветра и переживания, уповать на Господа, хранить перед Ним свою совесть, молиться о тех, кто служит, как кажется, причиной расстройства нашей жизни, – если стоять в уповании этом, то «чары» развеются обязательно без излишних рефлексий и анализирующих размышлений, которые только ещё больше запутывают обстоятельства, а не служат их разрешению.
Конечно, многие наши искушения, трудности, внезапные и расстраивающие душу обстоятельства случаются по проискам лукавых духов, которые стремятся омрачить душу, смутить человека, а наипаче в дни духовных торжеств, в церковные праздники, накануне исповеди, причастия, во время поста… Словом, тогда, когда человек пытается сознательно вырваться из благодушно усыпляющего плена «обычной» жизни. Старается вырваться из паутины забвения, тонко и искусно сплетенной бесами. Паутины, в которой душа, предаваясь беспечности, постепенно гибнет для духовной жизни, пока совершенно не потеряет само представление и память о ней. Естественно, когда душа пытается вырваться из этих тенет, что называется – трепыхается, тут же и «паук духовный» оживляется и спешит к своей жертве, чтобы спутать ее покрепче, не дать ей вырваться из давнего плена.
Но искушения такие случаются всё-таки не сами по себе, а не иначе как по попущению Божию и, может быть, именно для того, чтобы мы не спали, чтобы не благодушествовали в ложном самоуспокоении, а, осознавая действие лукавых духов на душу, противостояли бы им усиленной и от сердца приносимой молитвой, упованием на Бога, сокрушенным и неустанным обращением к Нему. И в этом смысле всякое искушение, всякие внезапные смущения и расстраивающие обстоятельства можно – да и нужно – воспринимать как сигнал, подаваемый нам: пора молиться, трезвенно, без уныния и смущения, с неотступным и крепким обращением к Богу и с надеждой на Его человеколюбие.
И если твердо и незамедлительно стать в этой мысли, в этом чувстве при начале всякого искушения, то, без сомнения, можно извлечь из него великую пользу, помня, что всякое искушение подает нам повод строже взглянуть на свою жизнь не только в ее внешних проявлениях, но и в самых глубинных, сердечных устремлениях. В тех глубинах, которые в повседневной жизни остаются для нас почти совсем незаметными. Мы редко обращаем туда свой взор, а живем и действуем часто «самотеком», будучи увлекаемы греховными устремлениями, но даже не осознаем, не понимаем этого, пока не омрачим совесть явно тяжким греховным поступком.
Глубокая, внимательная молитва помогает утвердиться в правильном, мирном чувстве согласия с Богом и людьми. В чувстве, которое, в совокупности с терпением, способно противостоять любым неожиданностям и нелепостям именно потому, что в чувстве этом незримо присутствует Сам Господь, от всего сердца призванный нами на помощь и отозвавшийся на этот призыв по Своему естественному и неизменному человеколюбию.
Только начинать исправление любой самой сложной и запутанной ситуации нужно с осознания своей неспособности не то чтобы разрешить, а и ясно понять происходящее самостоятельно, без помощи Божией. И еще обязательно нужно захотеть – именно захотеть – увидеть свою вину, потому что без нее – без личной вины – ни одно искушение не обходится. Виноваты мы по любому хоть в чем-то, но не видим и не осознаём этого зачастую. Больше того – виноваты часто в самой своей «правоте», которая запирает нас в глухой непробиваемой скорлупе. И мы из этой скорлупы упрямства, гордости смотрим на мир и не можем понять, почему ничего не меняется к лучшему. Да потому и не меняется, что мы сами не хотим поменяться.
Трудно сказать «прости». Даже не то чтобы физически трудно взять да и перебороть себя – подойти и сказать. И это трудно… и надо делать, переступая через себя. Но еще труднее прийти к тому, чтобы это «прости» было сказано от сердца, да еще и там, где ты на сто процентов уверен в своей правоте. Как быть? А вот так: искать свою неправоту так же настойчиво, как обычно мы ищем себе оправдания. Искать от всей души, с честным и глубоким смотрением в свою совесть, с призыванием Божией помощи в этом непростом деле. И вот когда появится искреннее и честное осознание своей неправды, своей вины – тогда будет заложено действительное начало примирения, даже если до слова «прости» должно будет еще пройти время.
«Я виноват» – золотые слова, сказанные, прежде всего, Богу и самому себе, и они никогда не бывают напрасны. Навстречу этим словам приходит благодать и удивительным, непостижимым образом сама устраивает наше примирение, разрешение от самых сумбурных и бессмысленных обстоятельств и состояний.
Я виноват, прости меня, Господи, помоги нам.
Духовные уроки. Как преодолеть неудачи. Опыт пророка Аввакума
Жизнь очень часто ставит нас в разные сложные ситуации, а нам важно учиться извлекать из них духовные уроки. Что делать, когда не видно выхода или ничего не получается? Как преодолеть неудачи и что делать, когда нет абсолютно никакой надежды? Что делать, когда никто не может гарантировать справедливость, а Бог «молчит» или не дает, как нам кажется, никакого внятного ответа? Вот именно такая ситуация сложилась в жизни пророка Аввакума, а его первые слова одноименной книги только подтверждают это:
Аввакум чувствовал, что Бог его не слышит, что вокруг много насилия, а закон потерял свою силу. Обида, горечь, разочарование и абсолютно никакой надежды! В жизни каждого из нас, наверное, бывали такие ситуации. Если это так, то вы легко можете понять чувства Аввакума и то, почему он именно в такой форме обращается к Богу.
Духовные уроки от пророка Аввакума
Книга Аввакума — одна из самых коротких в Библии, всего три главы, но вот урок, который в ней содержится, дорогого стоит. Нет никаких сомнений, что в этой книге Бог пытается донести до человека одну из самых важнейших истин — важность иметь веру тогда, когда верить, казалось бы, не во что.
Аввакум был настолько разочарован происходящим, что почти разочаровался и не надеялся получить от Бога ответ:
«Я буду стоять на страже и ждать, что скажет мне Господь. Я буду ждать и узнаю, как ответит Он на мои вопросы». (Аввакум 2:1)
Вам знакома такая форма вопроса? Мне да. Это вопрос, на который человек не надеется получить ответ, но задает его, чтобы выразить свою обиду и разочарование. Это вопрос, который человек задает, чтобы спорить с ответом. Но что-то чудесное произошло за две оставшиеся главы в книге Аввакума. Настолько удивительное, что Аввакум в конце книги произносит всем известные строки:
«Хотя инжир может не вырасти на фиговых деревьях, и виноград не созреть на лозе, хотя оливы могут не принести плодов, и поля не дать урожая, хотя может не остаться в загоне овец, и не быть скота в стойлах, я всё же буду радоваться в Господе и ликовать о Спасителе моём. Господь Всемогущий даёт мне силу. Он помогает мне бежать, как быстроногому оленю. Он на высоты бережно меня возводит. Начальнику хора. На струнных инструментах» (Аввакум 3:17-19)
Что произошло? Что произошло с человеком, который только что был так разочарован и не надеялся найти справедливость? С человеком, который потерял веру в силу закона и не надеялся получить достойный ответ от Бога? Однажды я был в такой ситуации, когда мой духовный наставник и друг настоял на том, чтобы я выучил эти строки из третьей главы книги Аввакума. И было это в тот момент, когда я был разочарован плодами своих трудов. Честно сказать, мне было сложно тогда понять смысл этого действия, ведь жизнь моя от этого вокруг не менялась! Ведь от понимания чего-то и тем более от заучивания стихов жизнь лучше не станет! Но сейчас, спустя несколько лет, я понимаю, насколько важный урок содержится в книге Аввакума.
И ответ этот, как мне кажется, находится в самом начале второй главы:
«И ответил Господь: «Запиши видение, ясно и точно перенеси слова на скрижали так, чтобы гонец мог бежать с ними, а люди могли легко прочесть их. Это весть о назначенном времени в будущем. Она говорит о конце и это непременно сбудется. Если даже и придёт конец с опозданием, всё равно, будь терпелив и жди, ибо не отменится он и обязательно сбудется. Эта весть не поможет тем, кто отказывается её слушать, но праведные люди поверят ей и будут жить за свою веру». (Аввакум 2:2-4)
После того, как Аввакум задал все свои вопросы Богу, Бог ответил Ему. И ответ Его так изменил Аввакума, что при неизменной ситуации вокруг самого Аввакума, помог ему радоваться внутри. Ответ Бога помог Аввакуму найти утешение, радость, помог найти доверие и смирение перед Богом. Так в чем же заключается этот ответ?
Первый ответ заключается в том, что Богу все ведомо и что Он будет судить мир! Да, да и снова да — именно Бог будет судить мир и нам не надо беспокоиться об этом. Нам не надо беспокоиться о несправедливости, царящей вокруг, о том, что неправедные не получают наказания, а праведные страдают (прочтите один самых великолепных псалмов на эту тему — 72). Весть Бога заключалась в том, что в назначенное время в будущем все будет расставлено по своим местам. Настанет час суда. Каждый даст свой ответ перед Богом и получит заслуженную награду или наказание.
Второй ответ касался уже самого Аввакума и заключался в том, что ему надо было найти веру уже сейчас, здесь, до того момента, когда придет это назначенное время в будущем. Даже, если оно и придет с опозданием, оно все же придет, но верить нужно сейчас — «но праведные люди поверят ей и будут жить за свою веру«. Вы ничего не узнаете? Конечно, именно этот урок проходили многие люди веры в Библии и именно этому уроку Бог хочет научить каждого верующего человека! Человек потому и называется верующим, что не просто верит в существование Бога, но верит тогда, когда, казалось бы, надежды верить нет. Вот лишь несколько историй из Библии, которые подтверждают это:
Авраам был готов принести своего сына в жертву и именно про него сказано «Авраам верил в Бога, и вера его вменилась ему в праведность«.
Послание Евреям полно примеров героев веры, но вот что сказано в конце 11 главы: «Эти люди были всем известны благодаря своей вере, но они не получили того, что было обещано Богом«. Эти люди верили, жили согласно своей вере, но так и не получили обещанного. В следующем стихе сказано, что Бог задумал нечто лучшее для них…
А вы помните один из самых ярких примеров из Нового Завета — пример Фомы, которого прозвали потом «неверующим?» Вы помните, что он не хотел верить, что Иисус Христос воскрес, а затем Иисус лично подошел к нему и сказал: «Ты уверовал, потому что увидел Меня. Блаженны те, кто верует, не видя«.
Вы можете найти десятки историй в Библии, в которых людям надо было проявить свою веру до того, как они получили что-то. Это и Ной, который должен был поверить, что будет потоп. Это и Авель, который угодил Богу своей жертвой, а Каин нет. Это и Моисей, чьей основной миссией было вывести народ из египетского рабства и довести до обетованной земли. Это и Иисус Навин, который верой своей завоевывал города. Это многие другие. Это и мы с вами.
«Блаженны те, кто верует, не видя» сказал Иисус. Да, именно так. И именно этот урок, видимо успешно, усвоил Аввакум. Вокруг него ничего не изменилось за эти две главы. Более того, когда читаешь вторую главу, создается впечатление, что Бог говорит Аввакуму: «Аввакум, будет еще хуже…«. Вера — вот что ценно. Личные отношения с Богом и радость отношениям с Богом в любой момент — вот что важно. Независимо от того, что происходит вокруг. Независимо от того, понимаем мы все или нет. Видим мы справедливость или нет. Независимо от того, есть плоды или нет. Верить, несмотря на все это. Верить, не видя — «но праведные люди поверят ей и будут жить за свою веру«. Именно наша вера и доверие тому, что Бог будет судить этот мир и наша радость отношениям с Богом меняют нас. Если мы ставим отношения с Богом выше плодов и выше поиска ответов и поиска справедливости, то мы будем живы за свою веру. Если сам Бог нам важнее всего того, что есть или чего нет в нашей жизни — мы будем живы за свою веру.
Бог хотел показать (и, я так понимаю, успешно это сделал) Аввакуму, что у него уже есть самое ценное, то, что никто и никогда у него забрать не может — это Он — Творец всей Вселенной. Бог показал, что отношения с Ним — самое дорогое, что может быть в жизни любого человека, даже, если что-то на этой земле идет не так. Бог вечен и мы будем жить вечно, если будем иметь веру. Веру, не зависящую от того, что нас окружает. Веру, которая предшествует ответам, плодам и результатам.
Нам не нужно беспокоиться о несправедливости. Нам не нужно брать суд в свои руки. Нам даже не нужно разочаровываться и расстраиваться (легко сказать…)!
А что беспокоит вас? Задайте свой вопрос Богу и прочтите книгу Аввакума! Вы обязательно найдете ответ и на свой вопрос!
P.S. Эта небольшая статья — плод размышлений над книгой Аввакума, основанный на личном опыте разочарований от отсутствия плодов…
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».