что делать когда мошенники списали деньги с карты сбера
Что делать, если мошенники украли деньги с банковской карты?
Случилась беда, мошенники добрались до вашей карты и сняли с неё деньги. Что делать? Сотрудник банка дал рекомендации по тому, как себя вести в таком случае.
Три шага, которые надо сделать как можно скорее:
2. Написать заявление в банк об опротестовании несанкционированной операции. Претензию надо успеть составить либо в тот же день, когда украли деньги, либо на следующий день, не позже!
Заявить о мошенничестве можно по телефону или в отделении — всё зависит от банка. Условия можно узнать у оператора колл-центра.
Эксперты рекомендуют писать заявление в банке, чтобы у владельца карты осталась на руках копия его обращения с отметкой сотрудника о приеме заявления. Если дело дойдет до суда, бумага точно не будет лишней.
3. Обратиться в полицию и написать заявление о мошеннических действиях.
Когда банк вернет деньги?
Кому банк точно вернет незаконно списанные с карты деньги?
Например, ему позвонили мошенники и, представившись сотрудниками банка, «выудили» логин и пароль для входа в интернет-банк или пароль, который пришел по СМС, CVC-код и пр. Или, например, клиент потерял карту, но не заблокировал ее и не оповестил об этом банк.
Также банк имеет право отказать клиенту, если он не успел подать в отведенные сроки заявление в банк о краже денег.
Важно: кредитная организация обязана возместить клиенту убытки в полном объеме, если она не сообщила ему о проведении операции.
Что делать, если банк отказался возвращать деньги?
Как защитить свою карту от мошенников?
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.
Списали деньги с карты Сбербанка
Если с карты Сбербанка списали какую-либо сумму, это не означает, что владелец карты пострадал от мошеннических схем. Но меры безопасности соблюдать нужно. Если держатель карты не совершал никакие расходные операции, а средства ушли на незнакомые счета, необходимо срочно заблокировать карту и заявить о краже. Если соблюдать ряд правил, утраченную сумму можно будет вернуть. Списали деньги на законных основаниях или нет и как это выяснить, расскажет Бробанк.
Как воры крадут деньги с карты
Банковские карты надежно защищают от кражи средств, размещенных на лицевых счетах. Но мошенники регулярно придумывают новые способы незаметного списания денег. Среди самых распространенных вариантов обмана:
Рассмотрим каждый из способов подробнее.
Фишинг и вишинг
Вишинг — часто используют злоумышленники для обмана доверчивых граждан. Обычно от лица банка приходит СМС-уведомление с просьбой перезвонить по указанному номеру, чтобы уточнить данные. Собеседник представляется сотрудником банка и просит сообщить реквизиты, которые относятся к карте. Если клиент по неосторожности произносит или отсылает псевдо-сотруднику сведения, мошенники либо переводят деньги на свои счета, либо оплачивают товар в интернете.
Выведать секретные данные также могут и на таких сайтах как Авито, Юла или другие интернет-площадки для массовых покупок. Мошенники под видом покупателя спрашивают реквизиты карты, в затем просят продиктовать код, который приходит держателю карты в виде СМС для подтверждения транзакций. После ввода набора цифр злоумышленники исчезают, а с карт-счета уходят деньги. Если карта кредитная, то мошенники таким способом могут потратить не только накопления гражданина, но и заемные средства банка.
Фишинг настолько же популярен в среде любителей поживиться за чужой счет, но схемы списания денег гораздо сложнее. Здесь упор делают на невнимательность клиентов. На телефон или электронную почту присылают СМС либо письмо с просьбой перейти по прикрепленной ссылке на сайт и изменить данные безопасности, настройки или код. Сайт выглядит так же, как и официальный банковский, даже адрес выглядит похожим.
Всегда проверяйте именно адресную ссылку. Обычно она отличается от официальной всего одной буквой. Сотрудники банков присылают СМС или звонят только с корпоративных номеров. Но в январе 2019 года мошенники в попытке обойти систему звонили с поддельного корпоративного номера Сбербанка и выспрашивали сведения по картам у действующих клиентов. Поэтому Сбер предупреждает: сотрудники банка не должны спрашивать реквизиты карты и коды для подтверждения операций ни по телефону, ни через электронную почту. Эти данные глубоко конфиденциальны, поэтому даже при личном общении в офисе ни один менеджер не вправе выяснять такую информацию.
Скимминг и шимминг
Скимминг представляет собой технологически сложный процесс списания средств с карты, который используют мошенники. На банкоматы устанавливают специальные устройства, в виде накладок. Их и называют скиммеры. Они считывают сведения по карте. Одновременно с этим к банкомату крепят незаметную камеру, чтобы зафиксировать какой ПИН-код вводит пользователя. Обычно такие устройства крепят на уличных банкоматах в безлюдных местах, где недостаточное освещение.
В некоторых случаях злоумышленники специально обесточивают уличное освещение, чтобы создать «подходящие» условия. При плохом свете человек не видит конструкцию, которая не относится к технической комплектации банкомата, и становится жертвой мошенников.
Шимминг — разновидность скимминга, но считывающее устройство в виде тонкой пластинки, которую крепят в отверстие для приема карты. Даже внимательные люди не всегда замечают такое приспособление. Злоумышленники потом на основе считанных данных создают поддельную карту с реальными реквизитами.
Банки реагируют на изобретательность злоумышленников в реальных и интернет кражах. Отделы безопасности и технические специалисты улучшать методы обеспечения сохранности денег и персональных данных клиентов. Но мошенники постоянно придумывают новые способы воровства денег.
Что делать при краже
Если выясняется, что списали деньги с карты Сбербанка без вашего инициативы со стороны клиента, нужно скорее предпринимать попытки защитить оставшуюся сумму и вернуть украденную. Для таких ситуаций банковская организация разработала инструкцию, по возврату списанных с карт-счета финансов. Схема состоит из нескольких этапов. Если выполнять их правильно, то вероятность восстановления суммы на балансе гораздо выше, чем когда клиент действует хаотически.
Блокировка пластика
Чтобы закрыть злоумышленникам доступ к деньгам на счете, заблокируйте пластик. Это можно сделать:
Следующий шаг — написать заявление о краже денег в банковском офисе.
Оформление возврата денег
Финансовое учреждение восстановит на балансе утерянные средства при одновременном выполнении двух обязательств:
Порядок оповещения о краже прописывают в договоре, удобнее всего это сделать по телефону. Но посетить офис все-таки придется для написания заявления. Также можно оформить его и в отделении полиции.
Банковская организация проводит самостоятельное расследование, к нему подключается и платежная система. Сначала банк узнает, кто снял деньги с пластика. Если кражу совершили на территории РФ, то расследование будет длиться около 30 дней. Если операцию проводили за рубежом, то расследование продолжается до 60 дней. Когда поиск информации завершится, сотрудники банка свяжутся с держателем карты и сообщат решение.
В ситуации, когда факт кражи подтвердят, а владелец карт-счета выполнил все выдвинутые к нему условия, то банк вернет средства.
Согласие или отказ банка возвращать сумму
Если банк согласился вернуть деньги, то в течение указанного по договору срока средства поступают на счет. Если по истечении этого периода деньги не прислали, обращайтесь в суд. Иногда сроки в договоре не прописывают, тогда вступает в действие Гражданский Кодекс РФ. Клиент может оформить заявление с просьбой о возврате средств с указанием срока до 7 дней и отсылкой на ГК РФ.
Если банковская организация отказала в возврате финансов, потребуйте письменное объяснение отказа. Если банк не выдал бумагу или причина оказалась неубедительной, обращайтесь в суд. При условии, что клиент выполнил все требования банка, суд примет его сторону.
Если средства сняли судебные приставы
Не всегда средства исчезают со счета по вине мошенников. В ситуации, когда клиент задолжал государству или другим кредиторам служба ФССП может без согласия владельца счета списывать деньги для погашения долгов. Судебные приставы имеют право на:
Узнать, кто снимает деньги с карты, можно из выписки по счету Сбербанка. Если деньги изъяли судебные приставы, обратитесь в отделение, чтобы получить информацию о том, за что сняли деньги с карты Сбера. Если в предоставлении данных отказали, напишите заявление руководителю организации с просьбой разобраться в ситуации. Документ рассматривают в течение 7 дней. В случае, когда средства сняли незаконно или ошибочно, можно в ФСПП заполнить заявку на проверку и возврат суммы. Также можно предъявить банковским сотрудникам справку от приставов о том, что с их стороны претензий нет.
Если деньги списал банк
Снять средства с банковской карты может и сама финансовая организация. Можно принять за незаконную операцию снятие денег банком за обслуживание карты. Чтобы узнать, за что взяли оплату, зайдите в интернет-банк или мобильное приложение и найдите нужные сведения в списке операций. Эти данные следует искать в описании назначения платежа. Там содержится краткая информация о том за что, и на основании какого документа было произведено списание. Например, за смс-оповещение согласно универсальному договору на банковское обслуживание или за годовое обслуживание в пакете Премьер.
Важно знать, что незаконно списывать с карты полную сумму заработной платы в счет погашения задолженности банку или службам судебных приставов. Российское законодательство запрещает взимать более 50% от дохода, чтобы погасить сформированный долг. Кредитные организации в договоре прописывают, что могут снять заработную плату, если заемщик долго без уважительных причин не погашает задолженность на добровольной основе.
Неосознанные покупки
Бывает так, что владельцы карт случайно дают согласие на приобретение услуги, например, за ежемесячную подписку на сайт или автоматическое обновление антивируса. Одноразовое приобретение товара в интернете может предполагать периодическую или ежегодную подписку и повторные снятия денег. В таком случае обратитесь в службу поддержки, обычно администрация сайта возвращает списанные деньги.
В махинациях с деньгами могут быть замешаны и микрофинансовые организации, в которых оформляют небольшие займы под большие проценты. При этом в договорах на микрозайм клиенты часто не замечают пункты о том, что задолженность будут списывать с любых привязанных банковских карт заемщика. Причем без уведомления должника об изъятии средств. Эту ситуацию не исправить уже никак, так как клиент поставил собственноручную подпись в договоре. Юристы рекомендуют отдать долг и больше не связываться с такими недобросовестными учреждениями.
Рекомендации по защите безналичных денег
Чтобы не попасться на мошеннические уловки, следуйте определенным рекомендациям:
Если не соблюдать правила безопасности, то ответственность за снятие денег с карты Сбербанка полностью ложится на пользователя. Доказать собственную непричастность к мошенничеству очень сложно.
Комментарии: 2
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Инструкция: как вернуть украденные мошенниками деньги
Иногда деньги, украденные мошенниками или списанные недобросовестными компаниями с вашей карты, можно вернуть. Разбираем схемы воровства средств и рассказываем, что делать в каждой ситуации.
Схема: друг попросил взаймы в соцсетях
Одна из самых распространённых схем мошенничества, когда знакомый спрашивает у вас деньги в долг в соцсетях, ссылаясь на внезапную проблему. Потом оказывается, что аккаунт знакомого был взломан мошенниками.
Как вернуть деньги?
По словам пресс-службы банка «Открытие», если клиент стал жертвой применения социальной инженерии (добровольный перевод денежных средств «другу»), оспорить операцию и вернуть деньги не получится. Нужно обращаться в полицию, чтобы та нашла мошенников и взыскала ущерб с них.
«При подтверждении клиентом операции или разглашении информации, которое сделало такое подтверждение возможным, возмещение ущерба может быть получено с виновного лица в рамках уголовного дела», — подтвердили в Сбербанке.
Что нужно указать в заявлении в полицию:
ФИО начальника отдела полиции (кому адресовано) и информацию о пострадавшем (ФИО, адрес места жительства, контактный телефон);
подробное описание случившегося;
ваше требование (например, найти виновных, взыскать ущерб, возбудить уголовное дело и т. д.);
перечислить документы, подтверждающие ваши слова (например, квитанции, переписку), и приложить их;
под заявлением нужно поставить дату и подпись с расшифровкой.
Образец заявления в полицию
Но процент раскрытия таких дел и возврата средств потерпевшим крайне мал, говорит главный аналитик Ассоциации банков России Глеб Жижанов. По его словам, за время следствия мошенники успевают вывести деньги и, скорее всего, даже потратить.
При этом директор департамента взаимодействия с клиентами Росбанка Татьяна Ахапкина считает, что попытаться вернуть деньги всё же можно, если банк, выпустивший карту пострадавшего, по какой-то причине задержал их и не успел зачислить на счёт получателя. Для этого нужно как можно быстрее позвонить в свой банк и попросить отменить платёж. Однако успех на возврат денег в таком случае также минимальный, поскольку платежи совершаются между банками очень быстро.
Схема: вы оплатили покупку на клоне сайта известной компании
С апреля 2020 года в сети было выявлено 56 копий сайта Delivery Club и не менее 30 фальшивых сайтов «Яндекс.Еда» и «Сбермаркет», подсчитали в Infosecurity a Softline Company. Отличить их от настоящих очень сложно.
Пример сайта-клона, настоящий адрес сайта компании https://www.delivery-club.ru
Также часто подделывают сайты электроники, железнодорожных и авиабилетов.
Как вернуть деньги?
Если клиент заплатил за товар на сайте мошенника, ситуация будет зависеть от параметров конкретной операции (например, оплата была произведена на банковскую карту частного лица или на счёт предприятия), говорят в банке «Открытие». При перечислении средств на счёт частного лица нужно обращаться в полицию, как и в случае перевода денег «другу». Шанс на их возврат минимальный.
Если деньги ушли на счёт компании (юридического лица), то тогда у жертвы есть возможность оспорить операцию. Эта процедура называется «чарджбэк». В Сбербанке пояснили, как происходит оспаривание:
Клиент должен обратиться в банк с устным или письменным заявлением об отмене операции.
Банк изучит способ проведения операции и причину, по которой клиент хочет отменить платёж.
Затем он запросит у торговой точки или обслуживающего её банка подробности платежа.
Если отмена операции будет одобрена, то на карту зачислят деньги.
В ином случае банк подскажет другие способы решения проблемы. Например, это может быть обращение в полицию.
Долго искала в интернете диван и наконец нашла его на сайте одной известной мебельной компании. Оплатила покупку. Диван пообещали привезти через две недели. Спустя две недели позвонили из магазина и сказали, что нужно подождать ещё дней 10 — нет комплектующих для изготовления.
Спустя 10 дней диван так и не привезли. Специалист службы поддержки сказала, что диван, скорее всего, не смогут сделать и лучше написать заявление на возврат денег. Параллельно с этим я узнала в интернете, что у магазина диванов долги перед поставщиками на десятки миллионов рублей.
Написала заявление. Деньги обещали вернуть через 12 дней, но они так и не пришли. В службе поддержки сообщили, что именно из-за вируса компания пока не изготовила ни одного дивана, но лучше всё-таки его дождаться. В обратном случае очередь на возврат денег дойдёт как минимум через 3,5 месяца.
Я не стала ждать и обратилась в свой банк (Тинькофф Банк) за чарджбэком. Сделать его просто — надо найти операцию в интернет-банке и нажать на кнопку «Оспорить». Со мной связался специалист банка и попросил прислать доказательства, что компания не выполнила свои обязательства. Я предоставила электронное заявление на возврат денег. Этого было достаточно. Деньги за непривезённый диван мне вернули спустя примерно 10 дней.
Татьяна Ахапкина из Росбанка поясняет, что высокие шансы на возврат по чарджбэку есть только у тех клиентов, которые оплатили товар, но не получили его. Но эта процедура не сработает, если деньги переводились мошенникам через оплату с кодом-подтверждением из СМС или при добровольном разглашении клиентом кодов или номера карты мошенникам.
Собиралась поехать на ноябрьские праздники в Санкт-Петербург. Вбила в поиске «билеты на Сапсан» и открыла первый сайт в гугле: sapsan.ru. Сайт был красиво и удобно оформлен, указывались все реквизиты компании, номер поддержки, а цена была ниже на 30%. Сомнений в надёжности сайта не возникло, выбрала билеты, ввела данные карты. После ввода пришло уведомление, что оплата не прошла, подтвердила ещё раз операцию.
После оплаты билеты на почту так и не пришли. Сразу начала проверять «Сбербанк онлайн» — деньги списались два раза на чей-то кошелёк Киви, номер, указанный в техподдержке, был неверным. Я тут же позвонила в Сбербанк, но операцию отменить не удалось.
Затем подавала заявление в службу безопасности Сбербанка, но они отказали в возврате денег, сославшись на то, что операция была подверждена мной (я вводила код при оплате).
Для возврата денег посоветовали обратиться в полицию. Я не стала этим заниматься, так как не было времени. В итоге я потеряла 13 тысяч ₽, а сайт-мошенник переехал с sapsan.ru на sapsan.me.
Каждый случай индивидуален, напоминает директор юридического департамента МКБ Ирина Гудкова. По её словам, встречаются и злоупотребления со стороны самих клиентов. Например, человек что-то приобрёл, перевёл деньги с подтверждением кода, товар ему не понравился, и он обращается в банк, чтобы вернуть деньги. « В таком случае опротестования не будет, так как оснований для списания денег со счёта получателя у банка, который его обслуживает, нет, соответственно — отказ », — объясняет она.
Схема: мошенники организовали сбор денег больному ребёнку
Мошенники часто используют тему помощи больным детям. Например, они могут взломать аккаунты ваших друзей в социальных сетях и прислать от их имени сообщение, что заболел кто-то из их маленьких родственников и они сейчас собирают деньги на лечение.
Как вернуть деньги?
Татьяна Ахапкина считает, что возврат денег в такой ситуации почти невозможен, так как в основном переводы подтверждаются паролем из СМС и на момент обращения клиента денежные средства уже могут быть сняты со счетов мошенниками. По правилам платёжных систем, эти операции не подлежат отзыву.
Несмотря на это, в банке «Открытие» предлагают пострадавшим клиентам обращаться с заявлением в полицию.
Схема: мошенники без вашего участия узнали все нужные данные и списали деньги
Бывает, что люди ничего не делали со своей картой и никому не говорили её данные, но деньги со счёта всё равно пропали.
Как вернуть деньги?
Партнёр адвокатского бюро «Щеглов и партнёры» Муса Абдурахманов напоминает ещё об одной возможности возврата денег. Если списание суммы произошло без согласия клиента банка и он не сообщал данные по карте и коды, то ему необходимо обратиться в банк в течение 24 часов с момента транзакции и отменить перевод. По закону банк должен вернуть все деньги. Если же при переводе использовался код из СМС, то банк откажет в возврате денежных средств. И в таком случае нужно обращаться в правоохранительные органы.
Как снизить риски кражи денег
✅ Проверяйте сайты, на которых производите платежи. Важно, чтобы в адресной строке был знак «замок», а адрес сайта начинался с https.
✅ Откройте виртуальную карту, на которую положите минимальную сумму денег, необходимую для текущей покупки через интернет. Это защитит вас от кражи всех денег, лежащих на основной карте. Виртуальную карту можно открыть в Сбербанке, Альфа-Банке, Ак Барсе и т. д. Часто её обслуживание бесплатное.
✅ Если вам звонят из службы безопасности банка, не сообщайте им данные карты и цифры из СМС-сообщений. Даже если их просят назвать роботу. Лучше положить трубку и самостоятельно перезвонить в колл-центр банка.
✅ Если друзья просят о финансовой помощи в соцсетях или мессенджерах — позвоните им и проверьте информацию.
✅ Осторожно относитесь к призывам отправить деньги на помощь детям. Если хотите помочь, то выберите официальный фонд и отправьте деньги туда. Ещё можно пожертвовать деньги через интернет-банк, где легко найти нужный фонд.
✅ Установите на телефон специальную программу, которая предупреждает о звонке от мошенников.
Как обманывают мошенники
Ситуация 1. Звонок из службы безопасности банка
Вам звонит незнакомец
Номер входящего звонка очень похож на номер банка, а звонящий представляется «сотрудником службы безопасности банка».
У вас просят конфиденциальные данные
Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию» или «в системе произошел сбой». Он просит у вас полные данные карты, CVV- или CVC-код, код из СМС или пароли от СберБанк Онлайн. Это нужно якобы «для сохранности ваших денег».
Злоумышленники могут поменять одну цифру в номере, которую вы не заметите и подумаете, что это банковский номер.
Как защитить себя
Ситуация 2. Перевод по ошибке
Вы оставили своё имя и номер телефона на сайте бесплатных объявлений
Вскоре кто-то присылает вам с мобильного телефона СМС, подделанное под банковское сообщение об операции. Затем с другого номера приходит СМС с просьбой вернуть деньги.
Мошенники исчезают после перевода
Если вы самостоятельно сделали перевод, деньги вернуть не получится.
Как защитить себя
Ситуация 3. Брокерские или дилерские услуги
Выгодные инвестиции
Вам звонит незнакомец, который называет себя представителем брокерской или дилерской компании, предлагает инвестировать деньги и обещает высокий доход. Вы соглашаетесь открыть счёт и самостоятельно переводите деньги на карту третьего лица. Мошенники пропадают, вернуть деньги невозможно.
Бинарные опционы
Вы регистрируетесь на сайте бинарных опционов. После пополнения баланса вы получаете уведомление о получении «бонусных доходов». Чтобы вывести эти деньги, вам нужно повысить «торговый статус». Для этого вы вносите на счёт дополнительную сумму. Мошенники пропадают, вернуть деньги невозможно.
Как защитить себя
Ситуация 4. Опрос от СберБанка
Фишинговый сайт — сайт, на котором у вас пытаются выудить секретную информацию, например, пароль от личного кабинета.
Как защитить себя
Ситуация 5. Автоматизированные кол-центры
Важно: иногда вам может позвонить настоящий голосовой помощник от банка — в том случае, когда банк подозревает мошенничество. Но это делается лишь для подтверждения, что операцию проводили вы сами. Ни сотрудник банка, ни голосовой помощник никогда не просят называть цифры и коды или звонить на номер, который отличается от официального.
Как защитить себя
Ситуация 6. Звонок из прокуратуры
Как защитить себя
Ситуация 7. Приложение-кошелёк с «защищенной» картой
Злоумышленник звонит от имени банка и говорит, что для вас выпущена новая, особо защищённая карта. Такую карту якобы нужно добавить в мобильное приложение-кошелёк и перевести на неё деньги с других карт «для сохранности». Если вы под диктовку мошенника привяжете к приложению-кошельку свою карту и пополните её, деньги уйдут мошеннику.
Дело в том, что в такое приложение можно добавить любую, даже чужую карту, а имя поставить какое угодно — мошенники этим пользуются.