что делать когда человек злой
Как избавиться от злости — советы психолога
«Почему я раньше злой был? Потому что у меня велосипеда не было», – говорит один из персонажей мультфильма «Трое из Простоквашино». И ведь не поспоришь. Злым человека делает несчастливая судьба, неудовлетворенность собой и жизнью, несбывшиеся мечты, разрушившиеся планы, неудовлетворенные потребности.
Злость тесно сопряжена с множеством эмоций: обида, зависть, ревность, тоска, грусть, раздражительность и другое. Но самым близким термином является гнев. Если злость – это эмоция, то гнев – аффективное чувство, высшее проявление злости. Думаю, что их можно считать синонимами. Тем более у злого человека вспышки гнева – не такая уж и редкость. Итог злости и гнева – агрессия. Это действие и уже совсем другая история. Но вернемся к злости.
Что такое злость
Злость – защитная реакция организма на опасность, раздражитель, ущемление границ, нарушение внутреннего равновесия. Она свойственна всем людям. Каждый из нас знаком со злостью.
Другой вопрос, когда злость становится чертой характера и пронизывает всю жизнь человека. Тогда индивид недоволен всегда и всем, мучает себя и окружающих. Такая ситуация требует избавления от хронической злости.
Злость – это гормоны. И иногда коррекции поведения недостаточно. Так, гормональный фон может всегда пребывать в дисбалансе при:
Для выявления и устранения этой причины стоит посетить нескольких специалистов (психиатр, эндокринолог, диетолог, нарколог). В данной статье мы предполагаем, что ваш гормональный фон находится в норме, и разбираем проблему злости с позиции психологии.
Чем опасна злость
«От злобы, что нацелена в людей, как правило, страдает сам злодей», – Фирдоуси.
Ищем причину
«Всякая злость происходит от бессилия», – Жан Жак Руссо.
Даем выход эмоциям
Сразу скажу, что слово «успокойся» не действует. Особенно, когда оно произнесено на пике эмоций. Да, вы можете долго и упорно успокаиваться, давить гнев, но после что-то станет последней каплей. И вот перед нами уже не просто злой человек, а разъяренный. Итак, если вы понимаете, что эмоции накопились, то их нужно вывести. Как это сделать, не причиняя вред (моральный и физический) себе и другим?
P. S. Способы проверены лично. Их суть одна – снизить подскочивший уровень гормонов.
Сродни совету успокоиться вариант посчитать до 10. Кому-то, конечно, помогает, но чаще дает время для разгона перед вспышкой. Вот глубоко подышать – идея более эффективная. Мозг насытится кислородом, баланс гормонов быстро изменится, вы сможете трезво взглянуть на ситуацию.
«Я захлебывался от злости и ненависти. Я ненавидел не общество — абстракцию, выдуманную ничтожными социологами, — я ненавидел всю вселенную. Мне хотелось причинить ей боль в отместку за боль, причиненную мне», – А. Мердок.
Корректируем поведение
Теперь, когда «взрыв» предотвращен, можно поговорить о способах коррекции поведения, требующих больших затрат времени и сил, но и обладающих большими перспективами.
Таким образом, избавление от злости предполагает избавление от ее основ или того, что она скрывает. Обиды – простить, пустоту – заполнить (хобби, любовь, друзья, общение), одиночество (непонимание) – устранить, потребности – удовлетворить, смысл жизни – найти, физическую боль (болезнь) – излечить.
Есть ли у злости плюсы?
Да! И я предлагаю вам иначе посмотреть на ситуацию. Перестаньте воспринимать злость как врага. Да, вы хотите от нее избавиться, но только ли вред она приносит? Рассмотрите в ней советчика. Она подсказывает вам больные места, пустоты души, актуальные потребности, нежелательные черты характера, вредные привычки.
Всегда спрашивайте себя: почему я злюсь? После ответа задайте второй вопрос: я могу это изменить? Как я могу это изменить?
В конечном счете сводится все к одной рекомендации: развивайтесь и меняйте свою жизнь, планируйте ее, будьте хозяином собственной судьбы. Вы удивитесь, насколько счастливо можно жить, если:
Хроническая злость – черта несчастных людей. Чтобы от нее избавиться, нужно стать счастливым. Но при этом важно помнить, что злость – естественна, когда проявляется в ответ на ситуации, угрожающие жизни, здоровью, семье. Она позволяет нам расти, двигаться вперед, адаптироваться и выживать.
«Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому», – Аристотель.
Посмотрите видео и узнайте, как ежедневно люди приносят в мир кусочки добра.
Как справиться с раздражительностью: 5 советов профессионального психолога
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос от читательницы:
У меня такая проблема: периодически одолевает чувство раздражения и нервозности. Настроение очень резко меняется, его может испортить буквально одно слово, потом раскаиваюсь, но могу в этот момент сделать неприятно любимому человеку (грубо ответить), понимая, что он не виноват. Никак не могу понять, почему это происходит и откуда? Не хочу злости внутри, хочу чистоты и любви.
Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова, автор книги «Раздражительность. Методика преодоления»:
Нельзя просто подавить раздражительность, надо разобраться, какие ситуации выводят вас из себя и что надо делать, чтобы эта раздражительность не была разрушительной для вас и вашей семьи.
Разберемся с первым: выделим пять причин, почему люди чаще всего раздражаются:
1. Если обобщить: раздражение — это реакция на неудачу. Вы представляли себе ситуацию одним образом, а получилось по-другому — ваши ожидания не оправдались. Вы планировали провести чудесное утро в парке, гуляя с семьей, но ребенок закапризничал, не захотел одеваться. Это же касается и и конфликтов между родителями и детьми: родители создали в голове образ идеального ребенка, расписали его жизнь по пунктам, а их сын или дочь выбрали другой путь.
2. От вас что-то хотят, требуют, нарушают ваши личные границы. Ваше терпение на исходе, вы начинаете говорить на повышенных тонах. Раздражительность здесь — это защита: так вы показываете свое недовольство. Однако раздражение может перейти в другую стадию — гнев, а если ситуация затянется — даже в ненависть.
3. Ситуация системной перегрузки: вам не хватает отдыха, вы работаете в некомфортном темпе, параллельно выполняя сразу несколько дел.
4. У вас сидячая работа, нет возможности выйти на воздух, вы не выспались, не поели вовремя. Все это вызывает раздражение — незрелую, первичную реакцию на нарушение баланса основных ресурсов организма.
5. Разочарование или обида, надлом, кризис в одной области жизни, перетекающий в другую, — это характеристика смещенного гнева. Например, у человека стрессовая ситуация на работе, там он сдерживается, а дома выливает все накопившееся раздражение на жену и детей. Или жена, поссорившись с мужем, вымещает свой гнев на первом встречном.
Раздражительность может быть вызвана одной причиной или сразу несколькими, выражаться по-разному.
Эта реакция неприятия чаще всего направлена на ближних. Мы срываемся на тех, кто нам дорог. Самые спонтанные, искренние и неконтролируемые чувства мы изливаем семье или друзьям. Это связано с амбивалентностью — двойной природой близких отношений, где чувства могут колебаться между двух полюсов — от сильной любви до такой же сильной ненависти.
Что же делать? Если вы раздражаетесь на ближнего, но не рады тому, что испытываете подобные чувства, — прервите контакт, выйдите в соседнюю комнату, прекратите на время общение. Такое чувство не связано с вашим базовым отношением к человеку — вы его любите, но в данный момент злитесь на него. Если ребенок завис над домашним заданием, муж не слышит ваши просьбы починить полку, не срывайтесь — остановите эмоцию и переждите момент.
Постарайтесь понять, почему сейчас вы раздражаетесь чаще, чем обычно, и что может за этим стоять? Иногда повышенная раздражительность связана с серьезными проблемами со здоровьем. Есть заболевания, при которых раздражительность — это побочный эффект, например, гипертония или диабет. Беременная женщина с серьезным токсикозом тоже страшно раздражительна, и для нее это нормальное состояние в данный момент.
Но если вы чувствуете, что раздражительность становится системой, не исключением, а правилом, повышенный тон разговора входит в привычку — это сигнал, что надо серьезно подойти к решению проблемы и восстановить гармонию вашего внутреннего мира, иначе это пойдет вам во вред. Например, мама знает, что нельзя повышать голос на ребенка или что раздражение — грех, но не может сдержаться. Это приносит ей страдание, потому что она не такая, какой хочет быть.
Когда мы решаем поститься и пытаемся меньше раздражаться, происходит то же самое. Мы, как будто нарочно, раздражаемся больше обычного. Это связано с физиологией: кому-то очень тяжело обойтись без скоромной пищи, а на кого-то подспудно влияет сама идея ограничения, с которой они не согласны. Сильно давит и то, что у нас не получается соответствовать собственным ожиданиям, и это дает нам лишь новый повод для раздражения.
Итак, разобравшись с возможными причинами раздражительности, обратимся ко второму вопросу: как все же управлять своей реакцией и не раздражаться? Прилагаю инструкцию, как справиться с раздражением, правда, упрощенную схему, так как эта тема требует долгих часов беседы с психологом или самостоятельной работы над собой.
Как справиться с собой?
1. Изучите свои триггеры — те ситуации, которые вызывают у вас раздражение. Составьте список: 5-10 основных источников раздражения. На самом деле их больше, если расписать подробнее по разным сферам жизни. Например, в транспорте меня раздражает одно, на работе другое, в отношениях с мужем — третье. Далее, проследите историю каждого триггера: почему вас это раздражает. Это очень действенный способ. Допустим, вас раздражают крошки на полу. Почему это вызывает у вас такое чувство? Потому что вы не хотите разнести их по дому? Потому что у вас ощущение, что вы плохая хозяйка? Или крошки на полу раздражали вашу маму?
2. Узнайте больше про механизм раздражения, прочитайте об этом. Знание о том, как устроены наши эмоции, очень помогает — мы начинаем понимать их биологические и психологические мотивы.
3. Придумайте метафору-образ для того состояния, в которое вы приходите, когда раздражаетесь. Это может быть чайник, вулкан, дракон, бетономешалка — тот, в кого вы превращаетесь, когда это раздражение вас захватывает. Вы же не хотите им быть?
4. Старайтесь уловить момент, когда раздражение только начинает зарождаться в вас, — тогда будет проще прервать контакт с объектом, переадресовать эмоцию или применить другую тактику — например, глубоко дышать.
5. Избегайте ситуаций, где срабатывают ваши триггеры. Я понимаю, что легко сказать и трудно сделать. Но попробуйте составить маршрут в объезд пробок или просто поменяйте подход к тому, что вызывает раздражение.
В борьбе с раздражительностью легко наделать ошибок. Поэтому предостерегаю вас: подавлять эмоции бесполезно — их накопление приведет к срыву, истерике или бессоннице. Если вы сначала раздражались на человека и гневались, а потом скрутили себя в бараний рог и решили терпеть — ваши отношения с ним не станут лучше. Наоборот, раздражение пойдет дальше, в самую глубь, и разрушит, разнесет вашу семью или дружбу.
Чтобы эмоции не накапливались, не держите боль и обиды в себе: спокойно, без крика поделитесь тем, что переживаете, объясните, постарайтесь разобраться с чувствами вместе. Если эмоции остаются, не направляйте их на человека, а найдите форму, в которой вы можете их выразить. Например, с раздражением и стрессом помогают занятия спортом — все силы уходят на активные физические действия, а не на ссоры.
Подготовила Анастасия Бавинова
Озлобленные люди — причины и правила общения с ними
Кого называют злым человеком
Неприятную в общении личность считают злым человеком. Разговор с таким оставляет тягостное впечатление. Что у него ни спроси, обязательно получишь раздражительный, злобный ответ. Думается, каждому знакомы этакие «злюки». Встретить их можно где угодно: на работе, в магазине, во дворе. Плохо, если такой находится под боком — в семье. Это большое несчастье для близких, и если важней всего «погода в доме», она надолго испорчена.
От «непозитивистов» никогда не услышишь доброжелательного отзыва. В любом человеке они всегда найдут какую-либо червоточинку. Например, он (она) все неправильно делает, друзья у него (нее) отвратительные и вкус совсем дурной: напялит на себя бог знает что и кажется себе красавцем (красавицей).
Таких озлобленных людей сторонятся, с ними стараются не вступать в доверительную беседу, ведь добрым словом они не обмолвятся. Отсутствие позитива в общении вызывает неприятие. Колючего, как ежик, злоехидного человека стараются обходить стороной.
Жизнь злых людей лишена привлекательности и тепла. Они не располагают к себе своими душевными качествами, вносят дисгармонию в отношения с другими. Так как оценивают людей по своей негативной шкале нравственности.
Это касается не только межличностных отношений. Как ведет себя злой человек, знают даже животные, а потому опасаются людей с крикливым голосом. Например, крикун может поддеть кошку ногой, брезгливо пробурчав, что она блохастая и с глистами, «от такой только заразу подхватишь».
Погода таких личностей вечно не устраивает. За окном дождик — мрачно и сыро, светит солнце — очень жарко, плохо работается. Все вокруг видится в непривлекательном свете. Про этакого ершистого справедливо замечают, что это человек, озлобленный на весь мир.
Основные причины возникновения злости у людей
Прежде чем уяснить, почему люди становятся злыми, следует понять разницу между злом и озлобленностью. С психологической точки зрения злость — это одна из основных эмоций. Вполне естественная реакция на боль или иной сильный раздражитель. Таким может быть, например, переутомление. Человек очень устал, ему не до разговоров, а тут к нему пристают с «балачками». Он взрывается гневом, мол, да дайте же мне, наконец, отдохнуть!
Если говорить о психологии злых людей, следует заметить, что злобное чувство не возникает спонтанно, оно постепенно накапливается в ощущениях. Человек до поры времени старается сдерживать негативную реакцию на внешний раздражитель, когда же не в состоянии это сделать, взрывается криком вплоть до сильного нервного срыва. В состоянии аффекта личность становится агрессивной и может причинить серьезный вред здоровью своего оппонента вплоть до смерти. Это, безусловно, скверное качество.
Но, как это не покажется странным, злость как эмоция может быть положительной. Когда помогает мобилизоваться, чтобы действовать наперекор неблагоприятным обстоятельствам. Допустим, человек долго и кропотливо над чем-то трудится, у него не получается, он злится. Однако это только его разъярило, он собрал все свои силы в кулак и вопреки всему добился успеха.
В отличие от злости, озлобленность — это уже не эмоция, а состояние души, черта характера. Злоба проходит, например, человек покричал, разрядился эмоционально и успокоился. А ожесточенная личность проникнута неприятием к окружающему постоянно.
Почему человек озлобленный, однозначно сказать тяжело. Целый ряд факторов его личной жизни способствует этому. Например, в детские годы его просто недолюбили. Мама и папа мало уделяли внимания. Погладят мимолетом по головке или отделаются подарком. И живи, сынок (дочка), со своими детскими страхами и заботами сам(а). В худшем случае взрослые могут сурово обходиться, оскорблять самолюбие маленького человека своими неуместными шутками.
Ребенок чувствует фальшь в таких отношениях, замыкается, уходит в свои фантазии. В ирреальной жизни он нередко копирует поведение старших. Так же жестоко ведет себя с вымышленными героями и животными. Такая установка закрепляется на подсознательном уровне, и вот сформировалась негативная черта характера — озлобленность.
Выплескивается она на своих сверстников, допустим, в детском садике. Проявляется как капризничанье: «не хочу с ним дружить или мне не нравится каша». Взрослыми такие «шалости» не воспринимаются серьезно, мол, маленький еще, не стоит обращать внимания.
В школьные годы озлобленность уже становится доминирующей чертой характера и приносит много неудобств подростку. Страдают от нее окружающие. Сверстники стараются с ним не дружить, о нем идет плохая слава. Получается замкнутый круг. Плохая черточка нрава делает личность еще злобнее, такому человеку весь белый свет не мил.
Как выглядит злой человек
Распознать озлобленных людей можно по внешнему виду. Они постоянно хмурые, взгляд недружелюбный, исподлобья. Такие вечно раздражаются, всегда на кого-то «наезжают» вплоть до открытой агрессии. По этим и некоторым другим важным моментам можно определить, что эта личность злобная, а потому не стоит нарываться на контакт с ней, чтобы не испортить надолго себе настроение.
Признаками злого человека могут служить такие факторы:
Правила общения с озлобленными людьми
Как защитить себя от злых людей, существует много советов. Одни хороши для тех, кто поневоле общается со злобными личностями вне дома. Допустим, у парня неприятности со своей девушкой. Он пришел на работу в плохом расположении духа, озлобленный на все и вся. Как быть, что делать в таком случае? Другие рекомендации подходят тем, у кого в семье завелся свой домашний «злодей». Как ответить злому человеку во всех этих случаях, рассмотрим подробнее.
Общение с озлобленными людьми в семье
Большая беда, когда близкий человек оказался злым. Если муж при любом поводе вымещает свою злость на жене и детях, жить с таким под одной крышей становится просто кошмаром. Нужно что-то предпринимать. Нет единого совета на все случаи жизни, каждая семья — это свой большой мир с множеством нюансов. Кому-то подойдут одни правила поведения в критической ситуации, а иному — совсем другие, но знать их, безусловно, нужно.
Чтобы у самих не снесло «крышу», рекомендуем придерживаться таких несложных правил:
Общение с озлобленными людьми вне дома
Озлобленного человека можно встретить везде: на работе, в универмаге, кинотеатре, просто на улице. Такой при нечаянной встрече может испортить настроение, допустим, в очереди в магазине. Таких людей там много. Как быть в этом случае, чтобы самому не дойти до белого каления и не попасть в разряд злобных личностей?
Приведем несколько общих советов:
Как общаться с озлобленными людьми — смотрите на видео:
ЖизньНе держи в себе: Почему злиться нужно — и как делать это правильно
«Плохая» эмоция с хорошими целями
Текст: Яна Шагова, автор телеграм-канала «Со мной всё в порядке!»
Злость — очень древняя эмоция. Любые животные периодически испытывают недовольство, если их базовые потребности под угрозой. Для человека злость — одно из базовых переживаний. Принято считать, что их всего четыре: страх, грусть, ярость и радость. В последнее время в этот список добавляют ещё и удивление.
И хотя мы все злимся, такое поведение принято осуждать: в отличие от радости, эта эмоция считается «отрицательной» и «неприятной», а многие хотели бы в принципе никогда её не испытывать. Разбираемся, почему не стоит так делать, зачем нам нужна злость и как выражать её так, чтобы она не оставляла после себя разрушений.
Гнев, ненависть, злорадство
В формировании ярости в человеческом мозге активно участвуют миндалины, или миндалевидные тела (кстати, в них же располагаются центры, отвечающие за страх). Миндалевидные тела реагируют на сигналы угрозы, поступающие из внешнего мира, так что, по замыслу природы, злость нужна именно для этого — это эмоция-оружие. В отличие от страха, она мотивирует нас защищаться нападая, а из дилеммы «бей или беги» выбирать первый вариант.
У рассерженного человека в крови повышается уровень адреналина и норадреналина, учащается сердцебиение (поэтому иногда мы краснеем, когда злы), усиливается кровоснабжение мышц (чтобы можно было драться). Возможно, вы замечаете, что, если вас рассердили, всё тело напрягается. Меняется и мимика: у многих раздуваются крылья носа и напрягается верхняя губа — привет звериному оскалу.
В общем, злость — это защитно-оборонительная реакция. Способность сдерживать её проявления необходима нам для социальной адаптации. Укрощать всплески ярости в той или иной степени могут все животные, живущие группами — иначе они попросту не смогли бы существовать в коллективе. Но дальше всех в этой идее пошёл человек. Поскольку ярость — это проявление нашей «животной» натуры, она пугает, а её физические проявления могут быть разрушительными, наша культура постепенно наложила табу не только на проявление агрессии, но и на упоминание этой эмоции, и даже на само чувство во всех его разновидностях: гнев, ненависть, зависть, злорадство, желание мести. Так конструктивная идея не бросаться с кулаками на обидчика и не разносить мебель превратилась в токсичную мысль: считается, что даже испытывать злость плохо.
Такие идеи можно встретить в религиозных сообществах, среди людей, увлекающихся восточной философией, и просто в рабочих коллективах. Во многих семьях запрещено выражать гнев по отношению к родителям в любой, даже словесной форме. Иногда это транслируется прямо: «Нельзя злиться на маму!» Часто «уместность» гнева ранжируется в зависимости от иерархии в семье: например, детям злиться нельзя совсем, папе — немного можно, а мама может это делать, потому что она «очень устаёт» (или наоборот: маме можно только иногда, а папа свободно проявляет гнев).
«Это аморально»
Почему эти идеи токсичны? Перестать испытывать злость на физиологическом и биохимическом уровне невозможно. И не нужно. Эмоции не могут быть «плохими» и «хорошими»; наша эмоциональная система в некотором смысле — это просто сложный орган восприятия, как слух, зрение или осязание. Захотеть перестать испытывать определённое чувство — всё равно что захотеть силой воли потерять слух или зрение.
Человек, который притворяется, что не испытывает гнева, должен создать фальшивую личность, которая сильно отличается от него самого. Но поскольку гнев всё равно «просачивается», когда кто-то нарушает границы или ещё как-то угрожает безопасности человека, злость может принимать искажённые формы: превращаться в высокомерную «жалость», презрение и тому подобное. Человек, который не может признать, что что-то вызвало у него приступ злости, пытается рационализовать агрессию и подвести под неё какие-то принципы: нравственные, научные, этические. То есть когда нельзя просто признать, что «это меня бесит», приходится говорить, что тот или иной (в целом нейтральный) поступок или явление тотально неприемлемы: «Это подрывает основы общества», «Это аморально», «Это противоестественно».
Не говорите «Успокойся». Как справиться с чужим гневом и истерикой
Как реагировать на вспышку гнева или истерику у взрослого
Майк Эннесли психолог, поэт, автор множества книг по релаксации, медитации
Большинство из нас стараются не выражать сильные чувства прилюдно — например, на работе. Исключения составляют случаи, когда человек неожиданно узнает о свалившемся на него горе. И, конечно же, есть просто неуравновешенные люди, для которых ярость или слезы — едва ли не первая реакция на события. Как общаться с такими трудными людьми?
Как погасить чужой гнев
Гнев разгорается быстро и способен мгновенно завладеть человеком. Казалось бы, лучшая реакция на чужой гнев — оставить человека в покое и дать ему «перегореть». Однако исследования показали, что это скорее увеличивает эмоциональный накал, а не снижает.
Предугадывайте, где может загореться. Готовясь поднять взрывоопасную проблему, заранее продумайте, что будете говорить, и постарайтесь предугадать, какие ваши слова могут вызвать негодование.
Может быть, лучше выдавать неприятную информацию частями? Так вы сможете при необходимости отложить потенциальный конфликт до более удачного момента или временно сменить тему, чтобы погасить первые искры ярости.
Будьте «пожарным». Очень важно в ответ на вспышку гнева самому не расстраиваться, не нервничать и не приходить в ярость. Попробуйте отстраниться от ситуации и представить, что вы пожарный и в первую очередь должны заботиться о том, чтобы не сгореть самому. Вообразите, что на вас защитная каска. Дышите глубоко.
Избегайте опасности. Если вы столкнулись с сильной вспышкой гнева, не стесняйтесь уйти, чтобы не пострадать, — и пусть вас не беспокоит, что какие-то вопросы остались нерешенными. Расскажите о случившемся человеку, которому доверяете: пусть он поможет вам найти решение или даже выступит в роли посредника.
Подберите правильные слова. Когда настанет ваша очередь говорить, убедитесь, что у вас нейтральный тон и неагрессивные жесты. Медленная речь может возыметь успокаивающее действие.
В разговоре с разгневанным человеком используйте четкие и конкретные формулировки, а не расплывчатые — вроде «Я вас услышал» или «Вижу, что вас это раздражает». Продемонстрируйте стремление разрешить ситуацию. Избегайте оценочных суждений. Не приводите оправданий и не защищайтесь.
Как справиться со слезами или паникой
Когда нужно помочь другому справиться с волнением, многое зависит от ваших взаимоотношений с человеком, от того, сколько времени вы проводите вместе, и от развития ситуации.
Иногда достаточно уделить человеку побольше внимания — но для этого порой приходится отодвигать на второй план собственные дела. А можете поделиться с собеседником своим видением ситуации: вдруг вы знаете то, чего не знает он? Но имейте в виду: неосторожное замечание порой способно лишь обострить тревогу, поэтому подбирайте слова тщательно. Поставьте себя на место другого человека.
Никогда не говорите «Успокойся». Это слово совершенно бесполезно: оно подразумевает, что человек по-детски капризничает, а вы покровительственно похлопываете его по плечу. Вспомним совсем уж чудовищный случай — снисходительное замечание премьер-министра Великобритании женщине-депутату палаты общин: «Успокойтесь, дорогуша!».
Столь же бессмысленны призывы вроде «Не плачь!» или «Тебе надо выплакаться». Просто дайте человеку спокойно поплакать и не акцентируйте на этом внимание, чтобы не усугублять и без того неловкое положение.
Скажите: «Давай это обсудим». А эта фраза, напротив, подразумевает сочувствие и поддержку. Если человека разговорить, это может оказать в каком-то смысле целительное действие.
Отведите его туда, где он сможет говорить свободно. Делясь своими проблемами, он сможет увидеть всю ситуацию как бы со стороны, вашими глазами, даже если вы всем своим видом выражаете полнейшее сочувствие.
Ваш собеседник услышит свой голос — и поймет, что, возможно, немного преувеличивает размеры бедствия. Пока он говорит о своих эмоциях более сдержанно и отстраненно — так, чтобы вы могли его понять, — они сами собой сходят на нет.
Фраза «Мы с этим справимся» полезнее, чем «Все будет хорошо». Легко сказать, что все утрясется само собой. А работа с негативными эмоциями может потребовать внутренних усилий. Вы должны уметь признаваться самому себе, что не все идет гладко: без этого нет эмпатии.
Расширьте поле зрения. Прекрасно, если ваши слова или поступки подтолкнут человека взглянуть на ситуацию шире, но призыв «Давай посмотрим на вещи объективно» может прозвучать покровительственно (или выглядеть невыполнимым) — кроме, разумеется, определенных рабочих ситуаций, где он уместен.
Дышите синхронно. Иногда можно предложить собеседнику три раза вместе глубоко вдохнуть — и проделать это. Человек не только отвлечется и переключит внимание, но и улыбнется, а это даст ему желанное снятие нервного напряжения.
Подбодрите человека прикосновением. Дружеские объятия могут творить чудеса, но даже если ваши отношения не столь близки, достаточно похлопать человека по спине или по плечу, чтобы продемонстрировать поддержку. Но никогда не прикасайтесь к другому, если в вашем действии можно будет заподозрить сексуальные мотивы.