Что такое прб в пфр
Персонифицированный учет пенсионных прав граждан
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.
Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР. В этой системе в течение всей трудовой деятельности гражданина фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, и в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии и количестве заработанных пенсионных коэффициентов. Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах его работодателей в пенсионную систему поступают в ПФР и хранятся как его индивидуальные сведения. Эта информация конфиденциальна и хранится с соблюдением установленных правил, предъявляемых к хранению персональных данных граждан.
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
СНИЛС – уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также как идентификатор сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг. С его помощью формируются регистры граждан, имеющих право на получение государственных социальных услуг и социальных льгот, а ведомства самостоятельно запрашивают друг у друга необходимые документы. Таким образом, тратится меньше времени на получение справок, документов и самих государственных услуг. СНИЛС используется для идентификации пользователя на портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, где можно получить ключевые государственные услуги: бланки и информацию для получения паспорта, информацию о соцпомощи, налогах, штрафах в ГИБДД, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и другое.
В документе, подтверждающем регистрацию, гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета, указаны следующие данные:
Страховой номер индивидуального лицевого счета является уникальным и принадлежит только одному человеку.
Персонифицированный учет
Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.
Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР — стать застрахованным лицом. При регистрации гражданину присваивается страховой номер (СНИЛС) и открывается индивидуальный лицевой счет. На этом счете в течение всей трудовой деятельности застрахованного лица фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, о выплатах и вознаграждениях, и в первую очередь — о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии, на основе которых рассчитывается количество заработанных пенсионных баллов. Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, и по договору ГПХ, сведения о его стаже и страховых взносах на ОПС представляются работодателями в ПФР и хранятся как его индивидуальные сведения.
Правовая основа и принципы организации перс. учета установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно закону, индивидуальные сведения представляются по формам и в порядке, утвержденным ПФ РФ.
С 2016 года индивидуальные сведения представляются в составе формы СЗВ-М. В соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103П «Об утверждении формы “Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)” и порядка заполнения формы указанных сведений» (зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2021 № 63505) работодатели обязаны представлять сведения по форме СЗВ-М на каждое застрахованное лицо, с которым в отчетном периоде (месяце) хотя бы один день действовал трудовой договор или договор ГПХ (вознаграждения по которым подлежат обложению страховыми взносами). Форма представляет собой список из четырех реквизитов: порядковый номер, ФИО, СНИЛС, ИНН. На бумаге можно сдать сведения только не более, чем на 24 человека. Если в СЗВ-М попало больше людей, следует сдавать форму в электронном виде с электронной подписью. Сроки сдачи для этой формы — не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Помимо ежемесячной СЗВ-М работодатели представляют в ПФР сведения по форме СЗВ-СТАЖ. До 01.03.2022 все работодатели должны будут отчитаться по форме за 2021 год. Также отправить в ПФР форму СЗВ-СТАЖ нужно в течение трех дней после получения от сотрудника заявления о назначении пенсии (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
При увольнении любого сотрудника необходимо выдать ему на руки копию сведений СЗВ-СТАЖ (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
С 2020 года страхователи-работодатели дополнительно сдают форму СЗВ-ТД (Постановление Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п). В отличие от другой персонифицированной отчетности, она привязана не к отчетным датам, а к кадровым событиям:
Срок сдачи зависит от кадрового события, в связи с которым подается форма. При приеме и увольнении — на следующий рабочий день после издания приказа или другого документа. В других случаях — не позднее 15-го числа следующего месяца.
Персонифицированный учет
Сведения о трудовом стаже представляются по форме СЗВ-К, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21.10.2002 № 122п «О формах документов индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» и письма ПФР от 2204.2003 г. № АК-08-25/4102 «Об особенностях заполнения формы СЗВ-К» (см. приложения с рекомендациями).
В указанные сроки для страхователей сведения о трудовом стаже формы СЗВ-К представляются на всех работающих за исключением:
Страхователь должен заполнить в форме СЗВ-К реквизиты «территориальные условия», «особые условия труда», «исчисляемый трудовой стаж», «выслуга лет» по периодам работы у данного страхователя.
Для включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы застрахованного лица, проходивших у других страхователей до его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, застрахованное лицо может представить уточняющую справку страхователю или лично в территориальный орган ПФР.
Страхователь может учесть представленную справку при заполнении формы СЗВ-К или передать заверенную им копию справки в территориальный орган ПФР вместе со сведениями о трудовом стаже. Оригиналы справок хранятся у застрахованных лиц.
Одновременно со сведениями о трудовом стаже застрахованных лиц страхователь может представить в территориальный орган ПФР справки о заработке застрахованных лиц за любые 60 месяцев подряд, а также документы, подтверждающие юридически значимую информацию для определения величины расчетного пенсионного капитала и права на досрочное назначение трудовой пенсии, полученные от застрахованных лиц.
Застрахованное лицо может представить указанную справку и другие юридически значимые документы лично в территориальный орган ПФР.
Исправление ошибок, допущенных неточностей в сведениях о периодах работы застрахованного лица, относящихся к страхователям, представившим форму СЗВ-К, осуществляется данным страхователем путем представления корректирующей или отменяющей формы СЗВ-1, СЗВ-3, СЗВ-К (если изменения в СЗВ-К производятся до ввода сведений в ПТК СПУ, представляются повторно исходные формы с указанием другого номера пачки документов).
В отношении периодов работы, не относящихся к страхователю, представившему форму СЗВ-К, а также сведений о заработке и повышениях, влияющих на увеличение величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, изменения (дополнения) в исходные данные застрахованного лица вносится специалистом по оценке пенсионных прав в АРМ «Конвертация». Основанием служат дополнительные сведения: уточняющие справки, результаты документальных проверок, наличие документов о нестраховых периодах по уходу за ребенком, военная служба и др. При этом для корректировки периодов после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования требуется решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.
Главное новшество в процедуре регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по технологии » Одного окна» заключается в том, что постановка на учет в Пенсионный фонд осуществляется на основании информации налоговых органов ( Выписок ЮГРЮЛ и ЕГРИП). Личного обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с заявлением о регистрации в органах ПФР не требуется.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели с заявлением о государственной регистрации обращаются в Межрайонные инспекции МНС России. Этого обращения достаточно для постановки на учет в органах ПФР.
В органах ПФР регистрируются не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и лица, не подлежащие государственной регистрации, но подлежащие регистрации в органах ПФР в качестве страхователей, которые с заявлением непосредственно обращаются в органы ПФР:
Для осуществления обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с целью обеспечения пенсионных прав застрахованных лиц. Право на обязательное пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
Регистрация в ПФР осуществляется в качестве страхователя и в качестве застрахованного лица. В первом случае присваивается регистрационный номер ПФР, на котором учитываются поступившие суммы страховых взносов. Во втором случае застрахованному лицу выдается страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Суммы страховых взносов, учтенные по регистрационному номеру, распределяются в дальнейшем на лицевые счета застрахованных лиц по номерам страховых свидетельств в зависимости от полноты уплаты.
Для исчисления размера трудовой пенсии, в том числе назначаемой досрочно, при ее установлении необходимо определить расчетный пенсионный капитал на дату установления трудовой пенсии, состоящий из двух значений:
Пенсионные права, приобретенные застрахованным лицом до 01.01.2002 в денежном выражении, то есть пенсионный капитал на 01.01.2002, порядок расчета которого определен в статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ;
Общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, учтенных в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после 01.01.2002.
Правила подсчета пенсионного капитала на 01.01.2002, влияющие на определение размера страховой части трудовой пенсии, установлены статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Пенсионный капитал на 01.01.2002 определяется по правилам, установленным ранее действовавшим законодательством, исходя из предположения о том, что застрахованное лицо на 31.12.2001 являлось условно пенсионером и ему, была назначена пенсия с учетом ИКП (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Сведения о трудовом стаже граждан за период их трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002г. представляются в отделы индивидуального (персонифицированного) учета районных управлений Пенсионного
Индивидуальные предприниматели и приравненные к ним страхователи, уплачивающие страховые взносы самостоятельно, а также неработающие граждане представляют сведения о трудовом стаже лично и предъявляют документы, подтверждающие эти сведения.
Те граждане, которые не занимались трудовой или иной общественно- полезной деятельностью или впервые поступили на работу после 1 января 2002 года, нечего конвертировать, так как стажа до этой даты у них не имеется. Их пенсия будет исчисляться уже из суммы страховых взносов, уплаченных за них страхователями- работодателями или самостоятельно после 1 января 2002 года.
Сбор сведений о трудовом стаже застрахованного лица за период до 01.01.2002 г. производится ОПФР по КБР с 01.07.2003 года.
Для всех страхователей (работодателей, индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним страхователей) установлен срок сдачи сведений о трудовом стаже до 31.07.2004г. После указанного срока страхователи представляют сведения только на новых работников, на которых сведения о трудовом стаже не представлялись по различным причинам другими страхователями или лично.
Срок представления сведения о трудовом стаже неработающими гражданами, в том числе не состоящими на учете в органах службы занятости, не ограничен указанным сроком для страхователей.
В связи с тем, что регистрация застрахованных лиц по субъектам РФ проходила не одновременно, трудовой стаж в форме СЗВ-К отражается с начала трудовой деятельности застрахованного лица по 31.12.2001 года включительно.
В сведения для конвертации (форму СЗВ-К) включаются виды деятельности, приведенные в следующей таблице классификатора кодов трудовой или иной общественно полезной деятельности: Полное наименование вида деятельности Код Акт законодательства
Если гражданин на 01.01.2002 года имеет определенный продолжительности стаж и заработную плату это означает, что он имеет пенсионные права на эту дату, которые Пенсионный фонд должен оценить путем конвертации этих прав в расчетный пенсионный капитал.
Фактически это перевод стажа и заработка по состоянию на 01.01.2002 года в денежное выражение, которое составит часть будущей пенсии.
С 2004 года ГУ-ОПФР по КБР проводит работу по конвертации пенсионных прав застрахованных лиц, в ходе которой также проверяется правильность заполнения трудовых книжек. В тех случаях, когда трудовые книжки граждан заполнены некорректно, т.е. записи внесены с исправлениями, имеются помарки, печать, подтверждающая запись не прочитывается, нет сведений о переименованиях и т.п., такие периоды работы могут быть подтверждены дополнительными документами, например, справкой, подтверждающей трудовой стаж, исторической справкой о переименованиях организации.
Работа по конвертации пенсионных прав в КБР завершается в декабре 2007 года и гражданам, которые не побеспокоятся и не представят дополнительные документы по периодам работы, требующим подтверждения, будут исчислены условные пенсии без учета этих периодов.
Об индивидуальном персонифицированном учете граждан в деталях
Персонифицированный учет урегулирован на законодательном уровне. В системе указываются сведения о лицах, которые имеют право на помощь от государственных органов.
Индивидуальный персонифицированный учет — что это
Бесплатно по России
На предприятия ложится обязанность относительно того, чтобы направлять о гражданах нужные сведения в пенсионные органы. Основная обязанность руководства организации заключается в том, чтобы сообщать информацию об уровне дохода гражданина. Кроме того, отражаются сведения о средствах, которые поступают на счета. Указанный правовой акт определяет правила, касающиеся данных о лице, в том числе о накоплениях.
Ранее указанная схема учета не применялась, но с начала 1997 года эти положения стали обязательными для всех работодателей. Причиной выступает то, что некоторые факторы должны обязательно учитываться при назначении отчислений пенсионного типа. В частности, это величина выработки и количество средств, направленных в ПФР.
Законодательство указывает на необходимость заключения специального соглашения в таких ситуациях:
Для чего необходим
Законодательство указывает на то, страховаться гражданину нужно в обязательном порядке. В зависимости от того, насколько вовремя предоставлены сведения об оплате таких взносов за ведение трудовой деятельности, что упрощает процесс назначения выплаты гражданам достаточного обеспечения после оформления пенсионного статуса.
Система учета позволяет учитывать правомочия каждого гражданина, который осуществляет трудовую деятельность. Учет позволяет определить величину страхового стажа для того, чтобы считать будущие пенсионные выплаты.
Вне зависимости от того, где работает гражданин, его персональные данные хранятся в системе персонифицированного учета.
С какого года введен
Рассматриваемое понятие начало применяться в 1998 году. С указанного момента на органы и организации легла обязанность относительно ведения учета граждан, которые не осуществляют трудовую деятельность и тех, за кого оплачиваются взносы в соответствующие органы.
Данная система дала возможность упростить проведение реформы в пенсионной сфере в 2002 году. Кроме того, получилось выполнить задачу относительно страхования. В соответствии с федеральным законом №27 предложено ввести систему персонифицированного учета с 1996 года.
За счет введения такой системы передвижение денежных средств, начисляемых гражданину за ведение трудовой деятельности, можно с легкостью отследить. С начала апреля 2016 года организации несут обязанность относительно того, чтобы передавать в пенсионный орган сведения индивидуального значения, которые отражаются в кадровой документации.
Участники системы
Указанная система включает в свой состав несколько участников. В том числе, это страхователи и страховщики, кроме того, граждане, застрахованные в системе. Обязанность страхователей заключается в проведении правильной регистрации граждан, за которых перечисляются взносы.
Можно выделить несколько основных правил для данной категории участников:
В качестве страховщика выступает фонд государственного или негосударственного назначения. Данные организации выступают гарантом относительно обязательств пенсионного органа, по этой причине производится установка фактов перерасчета и выплат для граждан. Они несут обязанность относительно выполнения контрольных функций.
Страхованию в такой системе подлежит лица, которые официально устроены на работу. Предусматривается, что руководство предприятия оплачивает за них страховые взносы. Человек имеет право получать сведения о накоплениях на своем счету.
Права и обязанности участников
Если у гражданина есть желание получить консультацию относительно персональных данных, ему предоставляется возможность ознакомиться с теми сведениями, которые его интересуют. Такие услуги могут быть получены по почте. На гражданина ложится обязанность по поводу обеспечения сохранности карточки учета (СНИЛС) и направления уведомлений в ПФР о том, какие изменения произошли.
В это же время работодатель может своевременно и грамотно вести документацию относительно социального обеспечения. Кроме того, на компании ложиться обязанность по уточнению данных о сотрудниках и отслеживанию наличия у каждого из них страховой документации.
У представителей органов ПФР есть право:
В то же время на данный орган ложиться обязанность относительно того, чтобы в системе отражались достоверные данные и предоставлять отчет о проведенной деятельности гражданам, владеющим страховыми полисами.
Как осуществляется индивидуальный персонифицированный учет
Для того, чтобы использовать систему учета персонифицированных сведений, гражданин проходит регистрацию в единой системе страхования. В конфиденциальном формате фиксируется время, на протяжении которого застрахованное лицо ведет трудовую деятельность. Отражению в системе подлежат сведения, которые влияют на величину начисляемых выплат. В том числе, стаж, время и место работы.
Чтобы система была работоспособной, руководство компании несет обязанность по подаче сведений относительно каждого сотрудника. В частности, это сведения об отпуске, при предоставлении которого не сохраняется заработок, прохождение курсов повышения квалификации.
Предоставление сведений ПУ в специализированный отдел ПФР
Руководство компании и граждане, прошедшие регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие наемных работников, несут обязанность относительно того, чтобы сообщать в пенсионные органы сведения о работниках.
Устанавливается, что сведения о страховой выработке подлежит передаче в уполномоченные органы к началу марта. Во время трудоустройства соискатель должен предоставить достоверные данные о себе, при этом все факты подтверждаются при использовании документации. Заполнение сведений о каждом сотруднике производится в электронном и письменном формате.
После того, как все данные консолидируются, они передаются в пенсионный фонд. Будущая социальная поддержка граждан, которые временно не работают, получают пособия социального типа, находятся в местах лишения свободы, обеспечиваются пенсиями за счет государственного бюджета.
Отправка данных страхователями производится до середины каждого месяца. Отправка сведений требуется для фискального и пенсионного органа. Основанием выступает расчет, произведенный по бухгалтерской и финансовой отчетности. Требуется постоянно следить за актуальностью данных. Если происходит смена личной информации, об этом требуется уведомить указанные органы.
Изначально компании должны собрать всю информацию, после чего вносят ее в установленную форму. В документе прописывается информация отдельно по каждому сотруднику. Необходимо заполнить бланк отдельно для каждого сотрудника. Это касается только тех лиц, кому предоставлялись выплаты за текущий период. Основанием становится сформированное соглашение трудового или гражданско-правового типа.
Осуществлять контролирующие функции в рассматриваемой сфере могут подразделения пенсионного органа, уполномоченные на это. Если происходит нарушение правил относительно подачи, направления недостоверных данных, на фирму налагаются меры ответственности. Они выражены в форме штрафа, величина составляет пятьсот рублей за каждое лицо, зарегистрированное в системе.
Подробнее о подаче данных в ПФР смотрите в видео:
Если руководство компании добросовестно исполняет свои обязанности, то это обеспечивает достойные пенсионные отчисления в будущем.
Ответы на актуальные вопросы по ИПУ
В данном направлении могут возникнуть разные вопросы.
Что такое лицевой счет
Ответ: Индивидуальный счет указывает сведения о каждом этапе жизни гражданина и выступает как основание при решении вопроса, связанного с оказанием поддержки со стороны государственных органов. Структура, использованная при разработке счета, помогает выявлять ошибки и следить за тем, какие изменения произошли, что влияет на расчет полагающихся выплат.
В документе прописываются такие данные:
Перечисленные сведения подлежат постоянной проверке. Делать это уполномоченный орган будет в течение всей жизни человека.
Зачем нужен СНИЛС
Ответ: Номер, нанесенный на данный документ имеет уникальный характер. Он применяется в качестве идентификатора граждан. Он помогает формировать регистры лиц, которые получают социальные услуги от государства. Для оформления льгот требуется предоставить СНИЛС. Государственные органы имеют возможность передавать друг другу сведения о данном акте.
Кроме того, документ используется для прохождения регистрации на портале Госуслуг.
Кто является страхователем в системе учета
Ответ: В качестве таковых выступают граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, организации и фирмы, занимающиеся частной практикой.
Таким образом, система учета направлена на установление гарантий для будущего пенсионного обеспечения граждан. Используется она в отношении всех лиц, кто трудоустроен на основании договора.
Представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета
1. Страхователи предоставляет в территориальные органы ПФР сведения, предусмотренные пунктами 2, 2.2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а именно:
• ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом – сведения о периодах работы застрахованного лица, в том числе на соответствующих видах работ (форма СЗВ-СТАЖ);
• в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица – межотчетную форму для досрочного назначения пенсии (форма СЗВ-СТАЖ, тип сведений – Назначение пенсии);
• ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем – сведения о факте работы застрахованного лица (форма СЗВ-М);
• с 01.01.2021 не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи перевода на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления о продолжении ведения страхователем трудовых книжек (форма СЗВ-ТД);
• не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений, в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица (форма СЗВ-ТД).
2. Сведения, предусмотренные п. 2.3 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь предоставляет в органы ФНС в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Отчетность по страховым взносам, в том числе в разрезе застрахованных лиц (форма Расчет по страховым взносам) предоставляется не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.
3. Сведения, предусмотренные п.п. 2, 2.2 и 2.3 ст. 11 Закона № 27-ФЗ представляются в течение одного месяца:
• при снятии с регистрационного учета сведения о страховом стаже застрахованного лица организация должна представить в территориальные органы ПФР не позднее дня представления документов для государственной регистрации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
• при прекращении у страхователя-работодателя статуса адвоката, полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, – одновременно с заявлением о снятии его с регистрационного учета в качестве страхователя.
4. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Страхователи, имеющие численность работающих менее 25 работающих вправе отчитываться как на бумажном носителе информации, так и в электронном виде.
5. Документы индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР, СЗВ-ИСХ, ОДВ-1) должны быть подготовлены в соответствии Порядком заполнения, утверждённым Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п.
• Форма СЗВ-СТАЖ с типом «Исходная» – предоставляется страхователями на всех застрахованных лиц, находящихся со страхователем в трудовых отношениях.
• Форма СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая» – предоставляется на застрахованных лиц, по которым сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом «Исходная» предоставлены, но не учтены на ИЛС ЗЛ из-за содержащейся ошибке в форме либо данные по ним в отчетности отсутствовали.
• Форма СЗВ-КОРР с типом «Корректирующая» – предоставляется на застрахованных лиц в случае необходимости корректировки данных, учтенных на ИЛС ЗЛ (за все отчетные периоды).
• Форма СЗВ-КОРР с типом «Отменяющая – предоставляется на застрахованных лиц в случае необходимости отмены данных, учтенных на ИЛС ЗЛ (за все отчетные периоды).
• Форма СЗВ-КОРР с типом «Особая» – предоставляется на застрахованных лиц, сведения по которым отсутствовали в отчетности, ранее предоставленной страхователем.
• Форма СЗВ-ИСХ – предоставляется страхователем, который ранее не предоставлял отчетность в органы ПФР за конкретный отчетный период (за периоды до 2016 года включительно).
• Форма ОДВ-1 с типом «Исходная» (опись документов) – предоставляется страхователем одновременно с пакетом документов индивидуальных сведений (за все отчетные периоды).
• Форма ОДВ-1 с типом «Корректирующая/Отменяющая» – предоставляется страхователем как самостоятельный документ при необходимости корректировки (отмены) данных раздела 5 формы ОДВ-1 с типом «Исходная» (за все отчетные периоды).
6. В целях обеспечения своевременного и качественного разнесения сведений персонифицированного учета на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц обращаем особое внимание на:
• тождественность предоставления сведений персонифицированного учета (по застрахованным лицам): по ежегодной отчетности (по форме СЗВ-СТАЖ), ежемесячной отчетности (по форме СЗВ-М) и СЗВ-ТД, а также ежеквартальной налоговой отчетности (по форме Расчет по страховым взносам);
• правомерность отражения льготного стажа (льготы), дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, в графах 12, 13 «Условия досрочного назначения страховой пенсии. Основание (код). Дополнительные сведения» раздела 3 «Сведения о периодах работы застрахованного лица» формы СЗВ-СТАЖ и заполненного подраздела 3.2.2 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица, на которые исчислены страховые взносы по дополнительному тарифу» раздела 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» в Расчете по страховым взносам;
• предоставление сведений по персонифицированному учету индивидуальными предпринимателями – работодателями, использующими труд наемных работников под регистрационным номером самозанятого плательщика, то есть под тем регистрационным номером, под которым в налоговые органы предоставляется Расчет по страховым взносам.
Указанные сведения подлежат разнесению на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и служат основой для информационного обеспечения процессов назначения и перерасчета страховой и накопительной пенсий. От того, насколько качественно и своевременно страхователи предоставят индивидуальные сведения в ПФР, зависит полнота реализации пенсионных прав граждан.
Ответственность страхователей (ст. 17 Закона № 27-ФЗ)
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Обращаем внимание, что финансовые санкции за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов по форме СЗВ-ТД применяются к страхователю за каждую форму СЗВ-ТД в отдельности в случаях, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период – месяц составляет 25 и более лиц, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Кроме того, в соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы ПФР оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Срок исправления ошибок и несоответствий
В соответствии с пунктом 38 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н (далее – Инструкция):
• при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки);
• страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с п. 40 Инструкции:
• в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются;
• страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
• в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Напоминаем, что по всем вопросам, связанным с приемом отчетности персонифицированного учета, можно получить разъяснения в территориальных органах ПФР либо посетив официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации – www.pfrf.gof.ru.
Кроме того, на указанном сайте размещены бесплатные программы для подготовки и проверки отчетности в органы ПФР в разделе «Страхователям» в рубрике «Работодателям»/«Бесплатные программы, формы и протоколы».