что делать если я ненавижу свою работу а уйти не могу
«Ненавижу свою работу, но боюсь уволиться»
Я очень не люблю свою работу. В первую очередь мне не нравится коллектив, который изо дня в день перемывает друг другу косточки, собирает сплетни и перекладывает ответственность на других. Работать там морально сложно, и я практически ни с кем не общаюсь. Сама работа неинтересная, не дает мне как специалисту развития.
Но доход, в принципе, неплохой и очень стабильный. Найти аналогичный в моем городе мне будет очень трудно. В этом вся и проблема: работать тут не могу, а уволиться страшно, потому как у меня на иждивении дети и мама. Понимаю, что надо уходить. Но решиться не могу.
Оксана, по вашему письму видно, что у вас уже есть решение, но реализовать вы его пока не готовы. Работа — важная составляющая нашей жизни. Мы проводим там много времени, неизбежно включаемся в процессы не только профессионально, но и эмоционально. Если работа угнетает и приносит много негатива, то мы неизбежно переносим его на себя и даже на своих близких.
Ваше промедление совершенно оправданно: в таком подавленном состоянии находиться трудно, поэтому решимость действовать пропадает. Получаете ли вы поддержку от близких — от мамы, детей, друзей? Важно чувствовать, что вы не одна в этом вопросе, что вы можете поделиться своими чувствами и опасениями. Также не стоит бояться спрашивать друзей и знакомых, могут ли они помочь с поиском нового места или хотя бы временного варианта.
Я предлагаю начать перемены с небольшого упражнения по работе с ожиданиями. Записывайте свои негативные мысли и меняйте формулировки на менее категоричные.
Например: «Я очень не люблю свою работу» мы превращаем во что-то более нейтральное, реалистичное: «Да, мне бы хотелось любить свою работу, а это место совсем не идеально. Но прямо сейчас у меня есть стабильный доход, который я ценю. Я могу изучать рынок труда и возможные варианты, не увольняясь в никуда. А еще я точно не буду постоянно себя ругать за то, что остаюсь здесь».
Будьте своим главным союзником в этом вопросе
Попробуйте найти другие преимущества в своей работе, которые можно использовать себе на благо: может быть, это удобный график работы, который позволяет проводить больше времени с близкими? Или возможность работать из дома? Или какие-то задачи, работа над которыми поможет улучшить ваши навыки и станет дополнительным плюсом в резюме? Подумайте, есть ли что-то полезное для вас здесь, пока не придет момент решительных действий.
Вы пишете, что найти такую же работу будет очень трудно: это объективная данность или так говорит ваша тревога? Вдруг вы можете найти что-то в смежной сфере или перейти в формат удаленной работы с трудоустройством в другом городе? Подобных предложений сейчас немало. Ведете ли вы мониторинг вакансий?
Решение о смене работы — всегда очень стрессовый момент, который вызывает множество тревожных мыслей. Порой мы щедро рисуем себе самые страшные последствия, чем еще больше усугубляем ситуацию. Если нет возможности легко уйти, значит, нужен более продуманный и сложный план действий. Иногда перемены требуют длительной подготовки и вложения сил.
Повторюсь: не проходите этот путь в одиночку, обращайтесь за помощью и поддержкой к близким, друзьям и единомышленникам в поисках. Изучайте опыт тех, кто менял работу в вашей сфере или в вашей компании. Уволиться — дело быстрое, но лучше иметь план и быть подготовленной к этому моменту. Не подгоняйте, не добивайте саму себя. Будьте своим главным союзником в этом вопросе.
Ненавижу свою работу
Позиция, когда человек говорит «ненавижу свою работу, но уйти не могу» распространена, поскольку изначально все воспитываются с мнением, что работа это повинность и негатив, она должна быть трудной и бросать хоть какую-то ради призрачных надежд нельзя. Это очень сильно суживает самого человека, запирает его в рамки стереотипов и полностью поглощает даже возможность получения удовлетворения от своей деятельности.
Мы привыкли только жаловаться, при этом мало кто пытается разобраться относится этого к неоправданным ожиданиям или недостаточной оплате. Многие даже не думают в сторону того, что ненависть может порождаться коллективом и невозможностью развития. Находясь не на своём месте, занимая более высокую ступень, это становится видно сразу окружающим, и он быстро скатывается, куда было необходимо, а вот если сотрудник может значительно больше, постоянно предлагает модернизацию, но его тормозят, запихивая пониже – это тоже человек не там, где ему положено.
Признание ценности человека и его труда является важным мотивирующим фактором и когда сам работник не ценит то, что он делает (говорит, что это пустяки, выполняет сложные задания бесплатно), то в итоге и другие перестают ценить его вклад. Часто само начальство, привыкшее использовать только метод кнута, даже самых амбициозных сотрудников погружает в нестерпимую депрессию, выход из которой возможен через увольнение и полугодовой отдых.
Если остро стоит проблема: «ненавижу свою работу, что делать», то необходимо разобраться с причиной, почему так происходит. Причиной ненависти может служить постоянный стресс и профессиональное выгорание. Это характерно для токсических коллективов, где процветает моббинг. Тогда все ресурсы свободного времени тратятся на восстановление, иногда подключая медикаменты и психотерапию.
Что делать ненавидящим свою работу
Задумываясь, что делать, если ненавижу свою работу, каждый должен выбрать только свой индивидуальный путь, нет единственного рецепта, поскольку кому-то будет необходимо добавить обязанностей, а другому отдыха, для некоторых вообще решение является кардинальным увольнением и сменой деятельности.
Начинать необходимо с поиска проблемы, а значит наиболее простой путь – узнать там ли вы вообще находитесь. Отлично помогают тесты профориентации, как вариант можно вспомнить мечты детства, любимые занятия и оценить насколько то, что происходит сейчас удовлетворяет этому всему. Если получился дисбаланс, то лучше начинать проходить курсы или просто подыскивать другую должность.
Тем, кто правильно выбрал специальность нужно искать дальше. Возможен вариант, что ненавижу свою работу, но уйти некуда – тут главное не совершать ошибку и не уходить в никуда, т.к. работающий сотрудник имеет больше шансов при трудоустройстве. Понимая все минусы того места, где вы сейчас начинайте подыскивать что-то новое, участвуйте в открытии новых локаций, предлагайте свои консультационные услуги. Постепенно может вырисовываться новый план, с возможностью уйти на полставки и заниматься своим бизнесом или переехать за удивительным предложением в другой город.
Оцените безопасность своего рабочего места, если ненависть рождается от постоянных оскорблений, домогательств, угроз, в ситуации, когда вас заставляют нести ответственность за других – это всё про нарушение психологической и физической безопасности. В этом случае необходимо увольняться максимально быстро, даже если пока вы не присмотрели нового места и вообще не понимаете, что делать дальше. Когда чувствуете перегруз, то лучше всё напрямую обсудить с начальником – озвучить неадекватные требования, попросить прибавку или найти вместе другие пути решения.
Чаще всего, если вы достойный специалист, вам пойдут навстречу и не будет необходимости постоянно терпеть огромное напряжение, выдерживая невыносимые условия. Если после попытки откровенно обсудить своё недовольство не получили адекватного предложения по улучшению ситуации, то возвращаемся к поиску нового места или можете начинать использовать время для себя (оформляйте заказы в интернет-магазинах, красьте ногти, общайтесь по телефону и распечатывайте книги).
Когда в причинах ненависти кроется скука, то тут все зависит только от вас. Можно пройти дополнительные курсы и внести новые тенденции в свою деятельность, придумать и предложить новый проект. Присмотритесь к своему рабочему месту – его тоже можно украсить и создать уют, а в трудном коллективе можно постепенно вводить тёплые традиции – с перерывами на чай и печеньками, а также взаимопомощь.
Когда приходит мысль, что я ненавижу свою работу, что делать с этим может не приходить сразу. Тут главное помнить, что идеальных вакансий не бывает и везде потребуется адаптация и небольшая оптимизация пространства и алгоритмов под себя. Может быть плохой вид, но ведь только поэтому вы не будете менять восьмой город, а скорее повесите чудные шторки – также и тут необходимо как следует взвесить моменты, где ваше влияние будет успешно, а где лучше бежать.
Советы психолога
С ненавистью к работе жить невозможно – это приведёт или к нервному истощению или резким выводам из-за накопившегося напряжения. Поэтому постепенно снижать градус негатива можно психологическими техниками, а также общей проработкой ситуации. Необходимо оценивать себя и сравнивать своё состояние только с собой.
Когда нас грызут недовольства из-за успеха кого-то другого, то это говорит только о зависти, являющейся маркером неудовлетворённых потребностей. Нужно сравнивать себя с собой некоторое время назад и наблюдать есть ли развитие, положительные сдвиги. Если таковых не замечено, то разбираемся, каким образом всё это можно улучшить. Сравнение с коллегами и начальством можно использовать в конструктивном ключе – отлавливать зависть, понимать, про что именно она тут (машина не всегда про передвижение – это может быть про статус) и пытаться достигать этого. Работа не то место, где вам всё дадут просто так, но тут можно многого добиться, если самостоятельно планировать стратегию роста – не ждать направления на курсы от отдела кадров, а заканчивать какие-то удалённо, не надеяться на повышение, а предлагать свою кандидатуру.
Перегруженность и высокий индекс стресса появляется у тех, кто не может отказать коллегам и выполняет много чужих обязанностей. Сюда же можно отнести пустые разговоры в попытках поддержать – у кого-то семейный кризис и отчаяние и вот вместо написания отчёта вы три часа утешаете коллегу.
Посмотрите уроки по тайм-менеджменту, соотнесите важность дополнительных задач и никогда не берите их, пока не выполнили основные. Оптимально прокачать навык отказывать слишком настойчивым, а также учиться делегировать часть своих обязанностей. Вы реально станете меньше уставать, если поймёте, где можно сэкономить кусочек времени для перерыва и развития.
Как перестать ненавидеть работу? Кроме постоянных жалоб постарайтесь найти объективную реальность, где эта работа не только ненавистная, но чем-то выгодна. Это могут быть премии, удобное место расположения или гибкий график, вы можете получать что-то бесплатное или большую выслугу лет. Никогда человек не находится в тех отношениях, городе или рабочем коллективе, где ему не подходит абсолютно всё, поэтому найти позитив помогает, чтобы провести переоценку ценностей. Например, если вы держитесь за место в соседнем доме и это единственный плюс, возможно, его лучше поменять на более дальнее, но с большей зарплатой и коротким рабочим днём. Вообще походить на собеседования рекомендуется для того, чтобы узнать рынок и возможные перспективы, а также свою реальную стоимость. Тем, кто недооценён, это круто повышает самооценку и тогда можно перестать терпеть плохое отношение, тем, кто переоценён, может резко начать нравиться их плохая работа, поскольку нигде для них лучшего вообще нет.
Делайте самостоятельно каждый свой день лучше. Для этого перестаньте общаться с эмоциональными вампирами, людьми, унижающими ваше достоинство или просто приносящими негатив. Путь лучше у вас будет один товарищ, зато вдохновляющий на творчество и поддерживающий после недоразумений с начальством. Следующим моментом будет разумное распределение времени, где цель не всё успеть и потом ещё больше сделать, а организовать хорошие перерывы. Лучше всего выходить прогуляться на улицу, если рядом есть парки или выставки, если таких нет, то за кофе пройтись в ближайшее кафе, а не в буфет офиса. Чем больше переключений и отдыха получает мозг, тем больше позитивных эмоций. Когда за обеденный перерыв вы успеваете купить подарки близким, а не написать за коллегу презентацию, работа становится не такой отвратительной.
Правило психогигиены для всех социальных специальностей – оставлять работу на работе. Хорошо работает, если вы ходите в форме, то вместе с ней выходите из роли сотрудника и переключайтесь. В нерабочее время можно заниматься профессиональной тематикой, но только с учётом собственного удовольствия и развития. Например, писать научные статьи для журналов или блога после приёма пациентов, но не думать, как вылечить конкретную старушку.
Как полюбить свою работу
Когда решили не уходить, то есть масса вариантов, как полюбить работу, которую ненавидишь. Начинается это не с облегчения и добавления онлайн-игр за столом, а, наоборот, с ощущения груза ответственности. После того, как приходит осознание собственного вклада в каждой проведённой минуте происходит большее включение в деятельность, она перестаёт быть автоматической. Это необходимо, так как наш мозг чувствует полноту жизни, только когда активно взаимодействует с настоящим моментом, а не действует по шаблонам.
Как полюбить работу, которую ненавидишь? Добавьте ценности и смысла в то, что вы непосредственно делаете, причём так, чтобы отражало влияние на всё человечество. Продавцы не только заставляют купить самое дорогое, но помогают человеку решить его проблему, отталкиваясь от имеющихся условий. Работники стат. отдела могут чувствовать, что только перебирают бумажки, но если копнуть дальше именно благодаря их работе возможно улучшение ситуации или условий труда. Дворник не просто человек на низкооплачиваемой должности, а тот, кто может подарить радость и уют сразу многим жильцам. Поищите, что такого наравне с миссией несёт ваша деятельность и тогда работать сразу станет интересней и воодушевлённей.
Постоянно развивайтесь, причём на любой должности. Мы сейчас ушли от монозадачности и необходимо обладать многими знаниями. Даже простые работы, не требующие квалификации и образования, могут потребовать развитой коммуникации (продавцы, консультанты, вся сфера услуг), понимания гармонии (выкладчики товаров, флористы), компьютерные навыки (для работы с офисной техникой, поиска нужного места или заказа и т.д.). Учитесь и оттачивайте свои умения – это прекрасная возможность и для самореализации и для дальнейшего продвижения и для борьбы со скукой прямо на рабочем месте. Можете ставить себе маленькие задания – заставить улыбнуться десять человек, помочь разным коллегам.
Относительно помощи, то потратьте время на изучение моментов автоматизации всех возможных заданий, чтобы экономить время. Подобные оптимизации порадуют весь коллектив, а вы перестанете тратить прорву энергии на выполнение рутины. Веселее процесс пойдёт, если представлять это уровнями какой-то игры, где ваша главная цель из того места, где вы находись максимально улучшить компанию. Учитывайте не только сами техники работы, помните о мотивации окружающих и климате в коллективе, поэтому после того, как вы освободили хороший кусок времени для всех, найдите, чем его занять. Можно вместе записаться на курсы, планировать новые исследования или устраивать разгрузочные вечера с тренингами, чаем и рисованием.
Почувствовать собственную эффективность и профессионализм, можно используя дедлайны, как возможность показать все умения в максимуме. Такие задания выполняются априори, но вот скорость, быстрота мысли и собственный героизм придадут рутине значимость и динамику. Также хорошо использовать различные мотивирующие поощряющие вещи – купите себе что-то, сводите себя куда-то. Для трудоголиков рекомендуется выбирать награды из противоположной области, т.е. юбочки, театры, боулинги, а для тех, кто не перетруждается, хороши те, что будут стимулировать рабочий процесс. Как вариант это могут быть интересные курсы, рамки для собственных дипломов или папка для документов приятной расцветки – всё, что будет повышать настроение прямо на рабочем месте.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что делать, если вы ненавидите свою работу, но зависите от нее? Мнение психолога
«Афиша Daily» продолжает задавать психотерапевту Адриане Имж вопросы об отношениях с собой, окружающими людьми и миром. На этот раз разбираемся, что делать, если вы терпеть не можете свою работу, но зависите от нее материально.
Ситуация патовая, конечно. Но попробуем разобраться.
Как ни удивительно, отношение к работе тоже имеет культурную окраску. В разных культурах к работе относятся по-разному: в Испании, в Израиле, в США и в других странах многие люди любят свою работу и ходят на нее с удовольствием, скорее расстраиваясь, если работы нет.
Это связано с целями и ценностями.
В России детям редко объясняют, зачем нужна работа и чем она ценна. Почему хорошо работать, например, булочником или плотником. Гораздо чаще детей ориентируют либо просто на финансовый успех, либо на какие-то должности, связанные с властью или социальной престижностью: начальники, врачи, финансисты, юристы. Поэтому взрослые люди часто страдают от того, что их ожидания и цели не реализовываются в работе. В странах, где просто важно, что ты трудишься и приносишь пользу людям, разочарованных в работе меньше.
Важно задать себе вопрос: почему я ненавижу свою работу? Мне не нравятся люди, с которыми я общаюсь? Мне не нравится то, что я делаю? Я ожидал, что я в своем возрасте буду вести другой образ жизни? Я пришел в эту профессию, чтобы делать что-то одно, а приходится заниматься совершенно другим?
И начать мне кажется важным с того, что многим из нас не хватает уважения к своему труду. Я что-то делаю, это не криминальное преступление и в целом направлено на улучшение жизни (моей или других людей)? Я молодец. Это уже работа. Может быть, не самая лучшая, но ценная. Как минимум для меня. Да, наверняка есть люди, которые зарабатывают больше меня и живут интереснее, богаче, лучше, комфортнее. Но мой труд важен. Если я не буду его уважать, чего ждать от других?
Вторая проблема — это отношения между людьми. Довольно часто отношения в коллективах не очень приятные, много негативных оценок, конкуренции, могут годами тлеть вялотекущие конфликты. Корпоративную активность и командообразование чаще всего воспринимают с агрессией и сопротивлением — нет желания узнавать коллег, проникаться ими и взаимодействовать. А ведь это очень важный момент — люди проводят в коллективе по много часов, и хотя бы один дружественный коллега, с которым можно пообедать и поболтать возле чайника, значительно разгружает психологически.
Порой в коллективах не хватает того, кто мог бы быть доброжелателен ко всем, организовывал активность, походы, мероприятия — именно такие, чтобы всем было весело. Можно стать таким человеком (если есть желание, конечно).
Если же совсем никак, помогают способы психологической разгрузки: рисовать про свой безумный серпентарий комиксы или писать рассказы, выпускать стенгазету — пусть только для самого себя, поддерживать коллег в боях друг против друга, мысленно делая ставки, кто победит. Мысленное дистанцирование от процесса неприятных действий или коммуникаций значительно снижает уровень раздражения.
При расхождении в ожиданиях от того, что я делаю и что хотел бы делать, в ряде случаев помогает пойти учиться — либо повышать квалификацию, либо получать новую профессию. Это, во-первых, дает надежду на изменение текущей ситуации, а во-вторых, позволяет поделать что-то новое и интересное. Когда на курсах живописи кто-то говорит: «Господи, как мне надоело работать учителем физики!» — наверняка найдется тот, кто посочувствует и поддержит, в то время как в школьной учительской куда выше вероятность услышать — «Нам всем надоело, и ничего — молчим».
Несколько раз мне приходилось работать с людьми рабочих профессий с очень хорошими лидерскими и организационными способностями. Но коллектив их тянул назад — и требовалась моя помощь и поддержка, чтобы они решились учиться и двигаться дальше — к более сложным, хорошо оплачиваемым и интересным должностям.
Непросто на вопрос «Ты чего там, учишься? Считаешь себя умнее нас?» найти корректный ответ или отказаться пойти в пятницу вечером бухать с мужиками, потому что у тебя завтра экзамен. Тем не менее именно учеба помогала людям в итоге хотя бы себе сказать: «Да, я умнее их и больше думаю о своем завтрашнем дне, поэтому мне важно сдать этот экзамен».
Очень важно запрашивать больше поддержки от друзей и близких. Конечно, бывает так, что и у них с работой все не очень, — некоторые мои клиенты с изумлением говорили, что они в принципе не встречали людей, которым нравится их работа. Одна из девушек в группе была поражена, обнаружив, что она там единственная, кто не любит свою работу, — в ее детстве и среди членов ее семьи работа была страшилкой, которая требовала жертв и страданий. Для нее обнаружить людей, которые любят свою работу и ходят на нее с удовольствием, уже было мощным стимулом начать что-то делать для изменения своей ситуации, ведь если интересная работа — это не утопия, а реально существующая штука, то имеет смысл ее искать.
Вы чувствуете, что начинаете ненавидеть свою работу. Что делать?
Как только человек перестаёт находить смысл в работе, он резко теряет в своей продуктивности. Поэтому можно даже утверждать, что поиск смысла является непосредственной «рабочей обязанностью» каждого сотрудника.
В книгах и статьях о менеджменте всегда очень много внимания уделяется вопросам результативности и эффективности. Однако не стоит забывать, что результат работы напрямую связан с наличием или отсутствием смысла в человеческой деятельности. Смысл — сильнейший мотиватор, независимо от того, говорим ли мы о высоких материях (связанных с самоидентификацией и предназначением человека) или достаточно утилитарных стимулах (например, выживании), заставляющих человека делать то, что он делает.
Именно поэтому к данному вопросу стоит регулярно обращаться — задолго до того как появятся первые признаки потери интереса к работе, ощущения качества и стремления к результату. Как бы то ни было, прежде, чем человек перестаёт «любить свою работу», всегда умирает смысл. И надо признать, что особенно это проблема актуальна для бизнеса, который по природе своей ориентирован на зарабатывание денег, в то время как деньги сами по себе не являются серьёзным мотиватором, и уж тем более далеки от философских смысловых зон.
Смысловые галлюцинации
Довольно продолжительный период истощения смысла в профессии, наблюдаемый в прежние времена, прежде всего объяснялся верностью традициям. Земледелие, выпечка хлеба, возведение домов и другие формы жизнедеятельности по сути своей имели сакральный характер; в семьях из поколения в поколение передавались секреты мастерства, сохранялись трудовые династии. Всё это наполняло акт труда самыми разными смыслами. Преобладание ручной работы тоже делало свое дело: ведь всё рукотворное сродни акту творения мира (прямой аналогией является выпечка хлеба).
Развитие технологий и дробление «рабочих» процессов стали всё больше увеличивать разрыв между вкладом человека и непосредственным результатом его работы, что оказало заметное воздействие на самоощущение человека.
С развитием прогресса в профессиональной деятельности жизни человека появилась масса зон, которые не содержат в себе высшего смысла и созидательного начала. Во многом на это повлияло развитие конвейерного производства в ХХ веке, в дальнейшем — роботизация производства (вытесняющие человека с рынка труда), а также появление профессий, которые, что греха таить, сакрального смысла в себе не несут. Возьмем, к примеру, «нашу область» — менеджмент, который с этой точки представляет собой особенно большую проблему. Основной задачей менеджмента является генерация денежных средств и увеличение эффективности компаний. Что касается стремления лидера овладеть управленческим мастерством, освоить подобные навыки можно довольно быстро. Число управленческих инструментов конечно, и даже диапазон миров (от авторитарного до демократического), который хороший управленец рано или поздно научится строить, довольно ограничен. А значит, в один прекрасный момент у человека начнется кризис жанра: отточенное мастерство рискует превратиться в автоматическое выполнение стандартных операций, а появление конвейера в любом его проявлении всегда убивает смысл.
Конечно же, в попытке установить внутренний баланс люди могут предпринимать попытки найти себя в другом, очень часто они погружаются в сложные созидательные хобби, уходят в творчество, науку, начинают параллельно с работой преподавать в школе. Однако, как правило, двойная жизнь не становится панацеей: в своей основной профессии человек начнёт деградировать, а результативность будет падать, ведь душу и энергию он всегда будет вкладывать только в ту область деятельности, в которой видит смысл. Конечно же, для собственников бизнеса, а также менеджеров, обладающих предпринимательской жилкой, кризис жанра несёт в себе новые возможности, став толчком для создания нового: открытия своего (другого) бизнеса, ухода в консалтинг, менторство и так далее. Гораздо сложнее найти себе новое применение специалистам: тому же бухгалтеру, который провел большую часть жизнь в тесной компании с цифрами, достиг потолка в карьере и по большому счету имеет всё — кроме смысла.
К этой проблеме добавляется еще один аспект: как только операции становятся стандартными (а именно к этому стремится бизнес), их быстро замещает машина, выдающийся мастер в выполнении таких операций. Поэтому, конечно же, с развитием технологий, человек будет чувствовать себя еще и менее востребованным (кстати говоря, одним из первых претендентов на вылет в будущем как раз и называют профессию бухгалтера). Впрочем, как ни парадоксально, прежде всего проблемы со смыслом испытывают «нужные люди», те самые, на которых и держится вся система. Такие люди крайне устойчивы к чужому мнению и внешним обстоятельствам (внутренняя референтность всегда является залогом успеха), и если они теряют смысл в работе, как правило, это действительно означает серьёзный внутренний конфликт. Причем, как показывает практика, удерживать таких людей в компании не стоит: незаурядные люди, переходя в автоматический режим работы, быстро меняются, они угасают и теряет эффективность. Среди топов крупных компаний периодически я встречаю таких, давно уже мёртвых, людей.
Глобальные изменения в вопросах отношения к профессии касаются также таких «вечных» сфер, как образование и медицина — в которых, казалось бы, человек может бесконечно черпать новые смыслы. Это обусловлено как вмешательством технологий (пример: стандартизация медицинских процедур, которая не позволяет врачу оставаться целителем), а также другими изменениями, которые также чаще всего подчинены вопросам оптимизации и стандартизации.
Простой пример: программа объединения школ в Москве, которая привела к появлению сильнейшей дифференциации детей внутри классов, где стали смешивать хорошо подготовленных и слабых детей. Это привело к волне увольнения педагогов, которые отлично понимали, что адаптировать программу под разных детей не получится: для того чтобы качественно обучать детей одного возраста, но с разной подготовкой, необходимы глобальные изменения на уровне всей системы (как, например, это произошло в Финляндии, где давно используется практика объединения в одном классе детей разного уровня подготовки). Свои проблемы испытывает и система высшего образования: в вузы приходят неподготовленные и немотивированные студенты, и это также мешает преподавательскому составу получать отдачу от работы.
Личная гигиена
Работа без смысла очень быстро превращается в кабалу. Причём в определённых условиях, если речь идет о вопросах выживания, кабала может даже помочь: как ни парадоксально, люди, не имеющие высокого статуса, могут долгое время сохранять рабочую форму за счёт стимулов (одной из ипостасей смысла). Можно даже утверждать, что мир развивается, прежде всего, за счёт «бедных людей», тех самых, кто испытывает в чем бы то ни было острую потребность (в деньгах ли, образовании, культуре), что всегда даёт мощную мотивацию для получения недостающего и прекрасную почву для зарождения смыслов. Так что одним из секретов сохранения интереса к своей профессии является создание для себя новых потребностей. Возможно, целиком и полностью искусственных, зато способных стать теми маячками, которые позволят человеку сохранить интерес к работе и жизни вообще. Их появлению всегда предшествуют большие усилия и серьёзная внутренняя работа. Поэтому вместо того, чтобы искать в реальности все новые и новые слои, многие предпочитают идти по лёгкому пути, обращаясь в другие миры, чему также очень способствуют новые технологии, например, дополненной реальности, которая исправно такие миры поставляет представителям нового поколения.
Во избежание потери смысла в своей деятельности я также посоветовала бы регулярно заниматься гигиеной этой, весьма интимной, зоны (в конце концов, симптомы известны — это потеря радости от проделанной работы и появление первых признаков автоматизма). К профилактике смысловой зоны можно подойти с разных сторон. К примеру, с формальной точки зрения: человек может спланировать свою будущую жизнь, раздробив её на разные этапы, каждый из которых имеет четко выраженную цель (предположим, согласившись на каторжный труд в течение десяти лет, человек планирует заработать на всю последующую жизнь, семь лет проводит в путешествиях по всему миру, затем — занимается техниками боевых искусств и так далее).
Человек, способный программировать свою деятельность, в сравнении с теми, кто живет как придётся, довольно крепко стоит на ногах. Он вряд ли будет испытывать мучения от бесцельно прожитых лет и ужас в преддверии жизни под копирку в будущем; ему не ведомы ощущение пустоты, выгорание и другие издержки современной карьеры. С другой стороны, никто не отменяет и вопросы высшего порядка — в идеале каждый человек должен стремиться к поиску своего предназначения. Причём предназначение может выражаться в самых разных проявлениях. К примеру, одна моя знакомая в своей компании известна не только как прекрасный специалист. Она — гармонизатор отношений: в компаниях, где она работала, почти не бывает конфликтов.
Как бы то ни было, человек должен постоянно возвращаться к вопросам, что и зачем он делает. И до тех пор, пока он будет находить на них ответы, он будет счастлив, удачлив и сможет приносить пользу своей компании. Что характерно, кризису жанра подвержены прежде всего высокоразвитые рефлексирующие люди с высоким внутренним цензом, потребностью в серьезных внутренних прорывах и испытывающие частую смену мировосприятия, за которым очень редко успевает профессиональная карьера. Табель о рангах ничего не меняет: напротив, чаще всего смысл в работе теряют люди, которые многого достигли.
А вот «сакральными», способными продлить профессиональную жизнь людей: всегда являются простые профессии, что регулярно доказывают опросы, связанные со счастьем. Так, например, известно, что одними из самых счастливых людей на планете являются работники общепита (конечно — они же кормят), а также, к примеру, водители (они — перевозят людей). Что же касается долгожителей в прямом смысле слова — это люди, живущие крестьянским трудом, в котором крайне сложно потерять смысл (если речь идёт о призвании человека работать на земле). К сожалению, очень часто в высоких сферах и статусных профессиях/должностях обрести высокий смысл не представляется возможным. А значит, мы рискуем получить огромное количество людей, живущих не своей жизнью, жизнью-суррогатом, тем более, что профессиональная сфера современных людей занимает 80% их времени. Поэтому поиск смысла (он всегда эксклюзивен) в работе является непосредственной обязанностью каждого человека, который должен научиться реинкарнироваться в своей профессии и делать это до тех пор, покуда возможно.
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.