что делать если утеряно свидетельство о праве на наследство
Как получить свидетельство о наследстве повторно?
После переезда в другой город мной утеряно свидетельство о праве на наследство на квартиру. Не могу оформить на себя право собственности. Как получить свидетельство о наследстве повторно? Какой срок его действия?
Вы можете обратиться к нотариусу, выдавшему свидетельство о праве на наследство. В соответствии со ст. 52 Основ законодательства о нотариате в случае утраты документа, экземпляр которого хранится в нотариальной конторе, по письменному заявлению граждан им выдаются дубликаты утраченных документов. В случае отказа нотариуса в выдаче дубликата, вы вправе подать на него жалобу в порядке главы 37 ГПК РФ в суд по месту нахождения нотариальной конторы.
Особенности выдачи свидетельства о праве на наследство
Свидетельство о праве на наследство является документом, удостоверяющим правомочие на имущество наследодателя (ст. 1162 ГК РФ). Его регистрация не требуется, между тем переход права владения недвижимостью к наследникам должен регистрироваться в соответствии с требованиями ст. 131 ГК РФ, п. 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
После 01.02.2019 законом № 338-ФЗ от 03.08.18 нотариусам вменено в обязанность после выдачи свидетельства о праве на наследство представить заявление о регистрации права и необходимые документы в Росреестр не позднее окончания рабочего дня в электронном виде. При невозможности совершить такое действие по причинам не зависящим от него, нотариус отправляет заявление на бумажном носителе не позднее 2 дней с даты выдачи свидетельства.
Выдача дубликата
Выдача дубликата ранее выданного нотариусом документа предусмотрена статьей 52 Основ законодательства о нотариате. Свидетельство о наследстве является правоустанавливающим документом на имущество наследодателя. Срок хранения наследственного дела не ограничен.
По своему значению дубликат нотариального документа имеет одинаковую с подлинником юридическую силу. Для его получения необходимо подать письменное заявление о выдаче с указанием причин. Дубликат свидетельства выдается наследнику или его полномочному представителю.
Стоимость дубликата, согласно п. 25 ст. 333.24 НК РФ составляет 100 рублей.
Если нотариус, выдавший свидетельство, не работает
В случае отсутствия нотариуса в связи с его выходом на пенсию, смертью или утраты полномочий, за выдачей дубликата следует обратиться в региональную нотариальную палату. В архиве должно храниться наследственное дело, которое содержит все полученные и выданные документы.
Срок действия свидетельства
Получить свидетельство о праве на наследство наследники могут при обращении к нотариусу в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя. Законодательством не предусмотрен срок действия свидетельства, поскольку он не устанавливает, а подтверждает право наследования имущества по закону или согласно воли завещателя.
Реализовать право на оформление полученного имущества в собственность наследник вправе в любое время по своему усмотрению.
Получение дубликата свидетельства о праве на наследство
У нотариуса получили свидетельство о праве на наследство. Оно было утеряно. Нотариусу надо заплатить 8 тыс. руб., чтобы получить его дубликат. Есть ли возможность восстановить или получить его иным путем?
К сожалению, вами не указано, когда утрачено свидетельство.
Выдача свидетельства о праве на наследство является заключительным действием, которое нотариус совершает в рамках открытого наследственного дела.
Свидетельство о праве на наследство – это документ, который удостоверяет права наследника или наследников на имущество, принадлежавшее умершему гражданину (ст. 1162 ГК РФ).
Законодательство не требует регистрировать свидетельство о праве на наследство. Однако право собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ; п. 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Если свидетельство о праве на наследство выдано начиная с 1 февраля 2019 г., то после его выдачи нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить заявление о регистрации права и необходимые документы в Росреестр в электронной форме, а в случае невозможности направления документов в электронной форме по причинам, за которые нотариус не отвечает, – на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня выдачи свидетельства.
Если свидетельство выдано до указанной даты, вы можете самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением и подтверждающими документами, в том числе уплатив госпошлину.
Проведенная государственная регистрация права собственности удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ч. 1 ст. 218 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Восстановить свидетельство иным путем, кроме как нотариальным, не представляется возможным.
Восстановление свидетельства о праве на наследство
Право собственности на наследство регистрируется на основании свидетельства, выданного нотариусом, поэтому в случае утраты документа возникает вопрос, как его восстановить.
Разберем, что делать, если утеряно свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию, как получить дубликат, сколько потребуется заплатить за повторную выдачу свидетельства, какие проблемы возникают на практике и как решаются.
Что делать, если утеряно свидетельство на наследство
В случае утраты свидетельства на наследство необходимо получить дубликат. Без него не будет зарегистрировано право собственности на квартиру, машину, земельный участок, гараж, иные вещи, подлежащие регистрации.
Дубликат оформляется тем нотариусом, который ведет наследственное дело и выдавал свидетельство первоначально. У него хранится папка, состоящая из заявления о выдаче свидетельства, правоустанавливающих документов на унаследованное имущество, завещания.
Следует знать! Все нотариальные действия, в том числе по выдаче свидетельств о праве на наследство, регистрируются в специальном реестре. В случае утери свидетельства нотариус обращается к информации, хранящейся в единой базе данных, и выдает идентичный документ.
Как получить дубликат свидетельства на наследство при утере: пошаговая инструкция
При утере свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию дубликат заполняется на том же бланке, что и оригинал и обладает равной юридической силой.
Для получения дубликата необходимо предпринять следующие действия:
Разберем каждый этап подробнее.
Шаг 1 – Подготовка документов на наследство
Для получения дубликата наследнику необходимо подтвердить, что он имеет право на наследство и уже вступил в свое право (обращался к нотариусу ранее).
В качестве подтверждения нотариусу предоставляются:
Документы на наследство позволяют идентифицировать имущество и сверить их с теми, что уже имеются в наследственном деле. Таким образом, нотариус сможет определить, на какую недвижимость или движимую вещь и кому из наследников выдавалось свидетельство.
Шаг 2 – Обращение к нотариусу
После сбора необходимых документов наследник обращается к нотариусу и заполняет заявление об утере свидетельства о праве на наследства по завещанию или по закону (статья 52 Основ законодательства о нотариате).
Нотариус устанавливает личность заявителя, проверяет подлинность его подписи и регистрирует заявление в специальном журнале.
Если у гражданина нет документов о праве на наследство (например, свидетельства или выписки из ЕГРН на недвижимость), нотариус запрашивает их самостоятельно.
Важно! Обратиться за дубликатом может как сам наследник, получивший оригинал свидетельства, так и его представитель по доверенности. Если наследник умер, то дубликат вправе получить его правопреемники (дети, родители, супруг).
Шаг 3 – Получение дубликата свидетельства
После получения заявления нотариус назначает дату, когда можно явиться за дубликатом. Гражданин приходит в назначенное время и получает документ под роспись.
На дубликате проставляется удостоверяющая надпись, в которой указывается:
Если гражданин не подтвердил свои права на наследство, нотариус вправе отказать в выдаче дубликата свидетельства и разъяснить, как восстановить документы.
Сколько стоит дубликат свидетельства о праве на наследство
Цена на дубликат свидетельства у нотариуса установлена налоговым законодательством. Согласно пункту 25 части 1 статьи 333.24 НК РФ сумма сбора составляет 100 руб.
Госпошлина оплачивается в любом банке по реквизитам, полученным у нотариуса. В качестве подтверждения предоставляется квитанция об оплате.
Судебная практика
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 27 июля 2017 года № 33-15018/2017 отменено решение суда первой инстанции об удовлетворении требования об обязании выдать дубликат свидетельства о праве на наследство. Наследник обратился к нотариусу с просьбой выдать дубликат свидетельства о праве на наследство по закону, поскольку оригинал неправомерно удерживается другим наследником. Суд первой инстанции удовлетворил требование и обязал выдать дубликат. Апелляционная инстанция отменила решение по причине того, что свидетельство выдавалось на двоих наследников. За дубликатом обратился только один из них, а второй оспорил факт утраты документа, поскольку оригинал хранится у него дома. Закон не предусматривает выдачу дубликата в целях урегулирования спора между наследниками.
Какие сложности могут возникнуть
Для восстановления свидетельства на наследства может потребоваться множество документов и справок, подтверждающих право гражданина на наследуемое имущество. Сложности возникают, когда у наследника нет выписок из ЕГРН, договоров, иных правоустанавливающих документов или он не оформлял свидетельство на часть имущества. В сложных ситуациях желательно обратиться к квалифицированному юристу, который разъяснит, как восстановить у нотариуса свидетельство о праве на наследство и подготовит документы.
Как унаследовать квартиру, если документы на нее утеряны
Граждане, которые наследуют недвижимость нередко сталкиваются с проблемами при оформлении документов на квартиру или дом. Вместе с экспертами разбираемся, как быстро и без больших затрат решить эту ситуацию и какие шаги для этого необходимо предпринять.
Эксперты в статье
Главное оформить документы в срок
Главное в деле о наследстве — не пропустить положенный срок. Необходимо восстановить утерянные документы и, согласно статье 1154 Гражданского кодекса РФ, подать заявление о принятии наследства нотариусу в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Днем открытия наследства является день смерти гражданина или день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (статья 1114 ГК).
В том случае, если срок подачи документов пропущен, оформлять наследство придется только через суд. При этом необходимо будет доказать, что срок был пропущен наследником по уважительной причине.
Юристы утверждают, что ничего страшного в потере документов на квартиру нет, а их восстановление может занять совсем немного времени. Есть несколько вариантов восстановления документов для того, что, чтобы начать оформление наследства.
Обратиться в Росреестр
Договоры купли-продажи или дарения всегда составляются в трех экземплярах, один из которых отправляется на хранение в Росреестр. Чтобы получить официальную копию с этого экземпляра, можно обратиться в территориальное подразделение Росреестра или МФЦ по месту жительства.
Выдача свидетельств о праве собственности на квартиру прекращена с июля 2016 года. Вместо этого документа теперь используется выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Для того, чтобы получить выписку, можно обратиться в территориальное подразделение Росреестра, МФЦ по месту жительства или подать онлайн-заявление через портал «Госуслуги».
«Право собственности на квартиру подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Если вы не можете найти свидетельство о праве собственности, то достаточно заказать выписку из ЕГРН по адресу квартиры, где будет указан ее правообладатель, и принести нотариусу в качестве подтверждения. Заказать такую выписку можно любому человеку на сайте Росреестра при условии оплаты государственной пошлины». — говорит управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрсити» Виктория Шакина.
Обратиться в БТИ
Если Росреестр по каким-то причинам не может выдать копию договора купли-продажи, например, сделка произошла до 1998 года, можно обратиться в районное бюро технической инвентаризации (БТИ). Они сделают справку, подтверждающую право собственности, которую можно будет в дальнейшем использовать для обращения в Росреестр и для внесения сведений в ЕГРН.
«Бывают ситуации, когда регистрирующие ведомства не могут предоставить информацию о принадлежности недвижимости, к примеру, из-за утраты архива. В таких случаях оформление наследственных прав на квартиру придется осуществлять в судебном порядке», — говорит зампредседателя Комиссии по информационному обеспечению нотариальной деятельности Московской городской нотариальной палаты Александр Иванов.
Как восстановить свидетельство о праве на наследство
Чтобы восстановить свидетельство о праве наследования, нужно обратиться к нотариусу, который вел наследственное дело.
Что делать, если утрачены судебные акты
Если судебный акт, по которому квартира перешла в собственность, потерян, необходимо обратиться с письменным заявлением в суд, который вынес решение.
С 2017 года выдача кадастровых паспортов прекращена. Данный документ содержал информацию об объекте недвижимости (площадь, этажность, назначение, кадастровый номер и другое). Теперь все эти сведения содержатся в выписке из ЕГРН.
Какие могут возникнуть сложности
Многие из современных наследодателей родились и прожили часть своей жизни в СССР. Сейчас бывшие союзные республики — это самостоятельные государства. Соответственно, если умерший родился или женился на территории Белоруссии или Украины, записи актов гражданского состояния об этом сохранились в архивах на территории данных государств, а не России.
Это существенно затрудняет возможность самостоятельно получить документы, так как чаще всего другие государства не отвечают на частные или адвокатские запросы о правовой помощи. Получить данные из архивов на территории других государств можно через суд при помощи судебного запроса. Например, в рамках дела об установлении факта родства.
Виктория Шакина, управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрсити»:
— Если выяснится, что квартира не зарегистрирована на умершего, например, вследствие того, что документы не были оформлены должным образом, то наследнику придется через суд признавать право собственности на квартиру в порядке наследования и доказывать факт наличия права собственности на квартиру у наследодателя. Но важнее всего найти документы, подтверждающие родство наследника с наследодателем, чтобы нотариус принял ваше заявление о принятии наследства и признал вас наследником.
«Проблемы могут возникнуть и в том случае, если квартира, выдавалась наследодателю еще в советские времена или выделялась, как служебное жилье, но не была своевременно приватизирована. Либо, если квартира была получена в наследство, но не оформлена, например, из-за ошибок в персональных данных между наследником и наследодателем, а ваш усопший родственник не оформил документы и продолжил проживать в квартире», — говорит адвокат АБ «Щеглов и Партнеры» Виктория Рыбалко.
Что может заменить свидетельство о собственности
Помимо свидетельства собственности на квартиру, существуют и другие правоустанавливающие документы. К ним относятся:
При необходимости восстановления этих документов, наследник должен обратиться либо в Росреестр для выдачи дубликата, либо в отдел приватизации муниципального образования. В случае, если квартира была оформлена в собственность до 31 января 1998 года — к нотариусу, который удостоверял сделку с квартирой.
Александр Иванов, нотариус:
— По закону, прежде чем выдать свидетельство о праве на наследство, нотариус проверяет состав и место нахождения наследственного имущества по сведениям ЕГРН. Таким образом, если право на квартиру, входящую в состав наследства, зарегистрировано в ЕГРН, нотариус запросит всю информацию сам — напрямую в Росреестре. Запрос в Росреестр позволяет снять все вопросы, даже если наследник не знает, сколько и какие именно объекты недвижимости принадлежали наследодателю.
Если же права на недвижимость возникли до 31 января 1998 года, и сведений в ЕГРН о них нет, нотариус может запросить данные и в других уполномоченных органах. Например, в Москве справку о правах лица на объект жилищного фонда по состоянию на 31 января 1998 года можно получить в Департаменте городского имущества. Сведения предоставляются электронно, без какого-либо участия наследника.
Самое главное для наследника — это вовремя обратиться к нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело, и сообщить ему всю имеющуюся информацию о квартире:
Владея этой информацией, нотариус сможет сделать все необходимые запросы.
8.1. Общие правила выдачи свидетельства о праве на наследство
Свидетельство о праве на наследство является публичным документом, подтверждающим право на указанное в нем наследственное имущество. В соответствии с п.1 ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по заявлению наследника по месту открытия наследства нотариусом или должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие.
Если просьба наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство была изложена в заявлении о принятии наследства, то дополнительного заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство не требуется.
Заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство составляется в письменной форме. При подаче заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство наследником непосредственно нотариусу нотариусом устанавливается личность наследника и проверяется подлинность его подписи на заявлении. На заявлении делается отметка о наименовании предъявленного наследником документа, удостоверяющего его личность, и реквизиты этого документа.
Заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство наследником может быть подано как в период установленного срока для принятия наследства, так и в любое время по истечении указанного срока.
Заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство может быть направлено по почте или передано нотариусу другим лицом, а также представителем наследника, действующим по доверенности или в силу закона в порядке, предусмотренном в пункте 1 ст. 1153 ГК РФ.
Свидетельство о праве на наследство может быть выдано только наследникам, принявшим в установленном законом порядке наследство.
Получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника, поэтому наследник, принявший наследство, может обратиться за получением такого свидетельства в любое время по истечении срока, установленного законом для принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ и ст. 6 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»). Свидетельство о праве на наследство не может быть выдано другим наследникам без учета доли наследника, еще не получившего свидетельство о праве на наследство. При этом каждый из наследников, принявших наследство, представивших все необходимые для выдачи свидетельства о праве на наследство документы, вправе требовать выдачи ему свидетельства о праве на наследство на причитающуюся ему долю, не дожидаясь, когда другие наследники пожелают получить свидетельство. В тех случаях, когда имеются достоверные данные о том, что кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства о праве на наследство, иных наследников, имеющих право на наследство или на его соответствующую часть, не имеется, свидетельство о праве на наследство может быть выдано до истечения срока, установленного законом для принятия наследства (п. 2 ст. 1163 ГК РФ).
Выдача свидетельства о праве на наследство приостанавливается по решению суда, а также при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника.
Свидетельство о праве на наследство выдается при наличии в наследственном деле всех необходимых документов и сведений. Для выдачи свидетельства о праве на наследство необходимо представить нотариусу документы и сведения, бесспорно подтверждающие факт смерти наследодателя; время и место открытия наследства; основания для призвания к наследованию (при наследовании по закону необходимо представить документы и сведения, подтверждающие родственные, брачные, иные отношения с наследодателем, например, нахождение на иждивении наследодателя; при наследовании по завещанию или наследственному договору представляется экземпляр завещания или наследственного договора); факт принятия наследником наследства в установленный срок и установленным законом способом; состав наследуемого имущества.
Если один или несколько наследников по закону не имеют возможности представить доказательства отношений с наследодателем, являющихся основанием для призвания их к наследованию по закону, они могут быть включены в свидетельство о праве на наследство с согласия всех остальных наследников, принявших наследство и представивших такие доказательства (ст. 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, далее — Основы).
На наследуемое имущество, в том числе на имущественные права, должны быть представлены документы, подтверждающие принадлежность наследодателю имущества на праве собственности, а также имущественных прав на день открытия наследства; стоимость наследственного имущества; наличие либо отсутствие обременения наследственного имущества, права на которое подлежат специальному учету или государственной регистрации; место нахождения наследственного имущества с указанием конкретного адреса; иные документы, необходимые для выдачи свидетельства о праве на наследство.
Если наследник не имеет возможности представить документы, необходимые для выдачи свидетельства о праве на наследство, он может решить указанный вопрос в судебном порядке.
По желанию наследников свидетельство о праве на наследство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части (ст. 1162 ГК РФ), в том числе в разное время. Вместе с тем свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию могут быть выданы только отдельно.
В случае выявления, после выдачи свидетельства о праве на наследство, наследственного имущества, на которое такое свидетельство не было выдано, выдается дополнительное свидетельство о праве на наследство. Такое свидетельство выдается в том же порядке, который установлен для выдачи первичного свидетельства о праве на наследство, срок для его получения наследником не ограничен.
Личная явка наследника за получением свидетельства о праве на наследство не обязательна.
Свидетельство о праве на наследство может быть выдано нотариусом законному представителю наследника при представлении соответствующих документов о полномочиях законного представителя или представителю наследника по доверенности, в которой должно быть отражено полномочие на получение такого свидетельства.
Согласно ст. 71 Основ, если наследник признан судом недееспособным, нотариус сообщает о выдаче свидетельства о праве на наследство на его имя органам опеки и попечительства по месту жительства наследника, в целях охраны его имущественных интересов.
Если наследником, принявшим наследство, представлены все необходимые документы для выдачи свидетельства о праве на наследство и произведена оплата нотариального тарифа в установленном размере, то по его просьбе, изложенной в письменной форме, свидетельство о праве на наследство ему может быть направлено нотариусом по почте. В случае отправления наследником заявления нотариусу с указанной просьбой по почте подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована в соответствии с п.1 ст. 1153 ГК РФ.
При переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу (ст. 71 Основ).