что делать если ученик не делает домашнее задание
Что делать, если ученик вообще не делает домашнее задание?
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Что делать если ученик не делает домашнее задание
Практикующий психолог. 13 лет опыта работы с подростками.
1. Домашка воспринимается как повинность
Учёба — такая же обязанность ребёнка, как работа у мамы с папой. Разница лишь в том, что взрослые умеют заставлять себя выполнять обязательства, даже когда не очень хочется, а дети пока что не обладают достаточно развитым самоконтролем и не всегда грамотно расставляют приоритеты. Зато им свойственна природная любознательность, за счёт которой любой ребёнок может хорошо учиться.
Если же постоянно апеллировать к слову «надо», школьник может начать воспринимать домашку как неприятное обязательство. Одна из частых ошибок родителей — не разрешать ребёнку что-то хорошее, пока не сделаны уроки. «Никаких игр, пока не сделаешь домашку!» — так домашнее задание превращается в повинность, которая мешает быть счастливым.
✅ Что делать? Если ребёнок не хочет заниматься уроками, попробуйте сначала проанализировать, кто заложил в него такое отношение. Понаблюдайте за собой: как вы отзываетесь о своей обязанности ходить на работу? Как часто вы делаете что-либо плохо просто потому, что вам не хочется сейчас этим заниматься? Дети считывают поведенческие паттерны родителей, поэтому решение проблемы с домашкой, возможно, стоит начинать с изменения поведения у взрослых.
2. Размытые требования
Самое сложное в любом деле — начать. Школьники часто прокрастинируют потому, что не знают, как подступиться к заданию. В идеале домашние задания должны быть направлены на закрепление или повторение материала, а значит — быть посильными без участия родителей. На практике ребёнок часто не хочет делать уроки потому, что задания слишком сложные.
✅ Что делать? Посмотрите вместе с ребёнком список домашних заданий и проговорите, что и как необходимо сделать. Если задание слишком большое, разбейте его на маленькие шаги. Когда ребёнок видит последовательность действий, подступиться к заданию становится легче.
3. Конфликт с учителем
Если ребёнок избегает домашки по конкретному предмету, причиной могут быть непростые отношения с преподавателем. Крики и излишняя строгость педагога могут привести к неуспеваемости и, как следствие, проблемам с домашкой.
✅ Что делать? Если школьник жалуется, что ему некомфортно на уроках педагога и поэтому не хочет делать уроки, нужно обсудить ситуацию, а не отмахиваться: «ты просто лентяй», «учитель должен быть строгим». Выслушайте ребёнка, а потом поговорите с преподавателем.
4. Синдром негативного самопредъявления
Негативное самопредъявление — это психологический синдром, который проявляется в постоянном и намеренном нарушении правил поведения. Таким образом ребёнок привлекает к себе внимание. Он изображает ужасного ребёнка и отказывается делать уроки, поскольку не знает, как иначе заставить взрослых уделить ему время.
✅ Что делать? Основной принцип — уделять школьнику внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Нужно замечать ребёнка в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не эпатирует. Если же начинаются хулиганские выходки, то важно указать на последствия и обозначить санкции.
5. Завышенные ожидания родителей
Порой мама с папой предъявляют к ребёнку слишком много требований: «Как это можно не понимать! Это же элементарно! И в кого ты такой двоечник?!» Постоянные упрёки подрывают самооценку школьника, неуверенный в себе ребёнок не хочет делать уроки — вдруг допустит ещё больше ошибок. А уверенный начнёт пререкаться или агрессировать в ответ, так как захочет защитить себя.
✅ Что делать? Обычно родители идут к психологу и просят изменить ребёнка. А надо изменить своё отношение к ситуации — пересмотреть требования и увидеть в школьнике человека, которому нужна помощь и стабильность. Можете ли вы сказать, что гордитесь ребёнком просто так, без хороших отметок?
6. Повышенная тревожность
Тревожность — это чувство неблагополучия, напряжения, озабоченности, неопределённости, а порой и беспомощности. Если ребёнок не хочет делать уроки вообще, возможно, у него повышенная тревожность. Психологи Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко выделяют такие признаки тревожного ребёнка:
✅ Что делать? Для уменьшения уровня тревожности нужно чаще обращаться к ребёнку по имени, чаще обнимать и отмечать его успехи. Нельзя кричать, угрожать и унижать ребёнка, сравнивая его с «сыном подруги».
7. Чрезмерная нагрузка
Традиционная школа нагружает уже с младших классов: после пяти-шести уроков в день у школьника есть всего несколько часов на отдых, после которого нужно садиться за домашнюю работу. Если заданий много, школьники корпят над ними до позднего вечера. Перегруженный ребёнок не хочет делать уроки, оттягивает их выполнение. Иногда школьники и члены семьи вынуждены заниматься домашкой даже по выходным — печатать доклады, делать поделки, готовить проекты.
✅ Что делать? Необходимо снизить нагрузку на школьника. Выходом может стать семейное обучение, где родители и школьники могут сами регулировать нагрузку. Так, в «Домашней школе Фоксфорда» ученики отмечают, что у них гораздо больше свободного времени, потому что расписание занятий сбалансировано, а подача материала более плотная, чем в обычной школе.
5 серьёзных причин, почему школьники не хотят выполнять домашние задания и что делать
Почти половина родителей школьников жалуются, как сложно заставить детей выполнять домашние задания. После уроков ученики готовы заниматься чем угодно, только не садиться за домашку. Доходит до скандалов и даже фидического насилия. Большинство родителей считают. что это банальная лень – и чаще всего ошибаются. Какие же причины могут быть у того, что дети не хотят учиться после школы еще и дома.
Ребёнка убедили, что он ленивый – он должен соответствовать
Вина в этом полностью на взрослых. Если родители или усителя постоянно твердят “Не ленись”, “Ты ленивый”, “Ты ничего не хочешь делать”, то школьник начинает верить, что он действительно ленивый, поэтому ему нет смысла что-то делать, в том числе и уроки, раз он итак “неудачный”.
Что делать? Надо поменять риторику и стараться убедить противоположное, говорите ребенку, что он на самом деле – трудяга, вспомнить, как он помогал когда-то или делал с воодушевлением. В общем, нужны доказательства того, что он не ленивый. А потом перенесите всё это на выполнения домашних заданий, убедив школьника, что он справится с домашкой за полчаса.
У ребёнка неравномерная трудоспособность
Возможно, проблема школьника – не равнодушие до учёбы вообще, а в ассиметрии полушарий его мозга, в случае, если правая часть активнее. Такие люди очень творческие, с образным мышлением, становятся успешными художниками, музыкантами и литераторами, двигают науку. Но для них строгий график – настоящее испытания. После школьных уроков им нужно время для отдыха, переключения на другую деятельность и на это может понадобится несколько часов. Заставлять делать уроки – бесполезно, результат будет грустный и ребенок мало что запомнит.
Что делать? Понаблюдать за своим чадом. Если у него развито творческое начало, то после школы надо дать ему просто отдохнуть, позаниматься своими делами, а домашнюю работу выполнять, когда он будет готов. Возможно, это будет уже вечером, зато сделано быстро и с толком. А так как однообразные действия таких детей быстро утомляют, то между различными заданиями им надо давать перерыв.
У ребёнка в школе проблемы
Это может быть не связано с учёбой, а сооры с однокрассниками, непонимание со стороны учителя, модный сейчас буллинг, интернет преследования. В школе ученик как-то держится, потому что надо, а дома все эти книги и задания напоминают про неприятные ощущения и даже в безопасной домашней обстановке пропадает чувство защищённости. Из-за этого дочь или сын подсознательно стараются избавиться от любых напоминаний про школу.
Что делать? В обязательном порядке проверить эту версию – дети чаще всего скрывают свои неудачи в школе. Постарайтесь в доверительной обстановке расспросить, что происходит в школе, как проходят будни, какие отношения с другими учениками. Надо знать, что если ребёнок искренне делится, что было вчера, сегодня, будет завтра, то эту версию можно откинуть. А если стал скрытным, то надо задуматься и попытаться выяснить ситуацию не только со своим чадом, но и учителями, сверстниками.
У ребёнка есть так называемая скрытая гиперактивность
Сейчас это довольно распространённая проблема, но такие дети ничем не отличаются от сверстников, а тем более от тех, которым поставлен диагноз “гиперактивность”. То есть, с интеллектом всё в норме, ребёнок не носится как угорелый, со школьной программой справляется. Но и родители, и учитель могли бы заметить, что любой внешний раздражитель выбивает его из колеи. Это может быть что угодно – просто шум, подошедший человек, звонок или неожиданное обращение. После этого ученик просто может не вернуться к предыдущему занятию, а переключается на что-то другое.
Что делать? Если вы обратили внимание, что ребенок часто в процессе выполнения домашнего задания школьник часто отвлекается и утомляется, лучше всего обратиться к специалисту – неврологу. Он даст профессиональные советы, как корректировать поведение ребёнка и что делать родителям, тогда эта проблема будет решена в подростковом возрасте. Если пустить на самотёк, всё усилится.
И совет от детского психолога: такого ребёнка надо “утомить физически” до того, как садиться за уроки. Только после длительной прогулки или спортивной секции он сможет сосредоточиться на выполнении умственных задач.
Ученик просто отстал по программе
Эта ситуация сейчас самая распространённая. То учёба, то дистанционка, на которой многие дети расслабляются, есть целый ряд и других причин:
Как правило, в таких ситуациях школьник начинает плакать. когда надо выполнять домашние задания.
Что делать? Любыми путями помочь догнать пропущенное – самим заниматься, договориться с учителем об индивидуальных занятиях, нанять репетитора. Надо понимать, что пока школьник не освоит пропущенный материал, он не сможет полноценно изучать новый, плюс, ему придется работать в два раза больше.
И самое главное, не надо критиковать и обвинять ребёнка в этой ситуации.
Ребенок не хочет делать уроки. Как исправить ситуацию?
Далеко не все школьники делают домашнее задание. Из-за этого на учебе у них возникают проблемы:
С подобными проблемами сталкиваются многие семьи. Некоторые дети первое время серьезно относятся к выполнению домашнего задания. Но затем перестают его делать. То ли от лени, то ли от того, что они просто устают учиться, и теряют к этому интерес.
Мы расскажем, как справиться с проблемой.
Причины отказа от выполнения ДЗ
Малыш отказывается выполнять ДЗ из-за усталости
Если вы заметите, что вся деятельность, кроме ДЗ, вызывает у ребенка интерес, то проблема в самом домашнем задании. Или в предмете, который ребенок изучает.
Скорее всего, проблема в каком-то из аспектов учебы (учителе, сложности материала, и тд). Нужно выяснить, в каком. И исправить ее.
Если малыш ранее делал всё домашнее задание, которое ему задавали, и однажды перестал, то отнеситесь спокойно. Не проявляйте агрессии. Не кричите, не вводите санкции («месяц без компьютера, телефона» и тд).
Узнайте, почему ребенок не хочет делать ДЗ. Если спросить об этом напрямую, то вы наверняка получите внятный ответ. Малыш скажет, что он либо устал, либо ему тяжело освоить тот или иной предмет. Также, ребенок может назвать и другие причины. Например, чрезмерную строгость учительницы по отношению к проверке ДЗ.
Если школьник устал, то дайте ему передохнуть. Накормите его, и дайте посмотреть фильм, сериал. Однако, поставьте условие: «сейчас ты можешь включить телевизор, но через два часа сядешь за домашнее задание».
Пока ребенок будет смотреть фильм или сериал, он отдохнет, и наберется сил. И после этого сможет выполнить домашнюю работу.
Ребенок боится неудачи
Некоторые дети отказываются от выполнения ДЗ потому, что боятся сделать его неправильно. Они считают, что лучше прийти неподготовленным, чем показать некачественно сделанное домашнее задание строгой учительнице.
Поговорите с ребенком. Спросите у него, в чем причина.
Главное, чтобы разговор был спокойным, без криков, и нервотрепки. Ребенок должен довериться вам. Только в таком случае он перестанет бояться делать уроки.
Ребенок не понимает предмет
Если вы сами не сильны в технических науках, то не беда. Просто наймите репетитора. Он подтянет вашего ребенка по определенному предмету.
Желательно, нанимать репетитора прямо из вашей школы. Узнайте, проводит ли учитель по математике индивидуальные занятия на дому. Договоритесь о них, заплатите деньги, и преподаватель поможет подтянуть этот предмет.
Заниматься индивидуально со школьным учителем даже лучше. Потому, что он не только поможет понять определенную тему, но и будет разбирать с ребенком дальнейшие задачи по школьной программе. Это будет полезно.
Ребенку не хватает внимания со стороны родителей
Некоторые малыши перестают делать ДЗ потому, что считают, мол маме и папе до них нет дела. С помощью безразличия по отношению к домашнему заданию дети пытаются вывести взрослых на эмоции. Чтобы они обратили на ребенка хоть какое-то внимание. Пусть даже и негативное.
Если причина в этом, то действовать нужно немедленно. Родители должны начать проявлять знаки внимания по отношению к ребенку. Показывать малышу, что:
Для это малыша нужно хвалить за маленькие «победы» в быту, за хорошие оценки в школе. Спрашивать, как он себя чувствует. А также то, как у него прошел день.
Одобряйте различные достижения ребенка. Помогайте ему справиться с трудностями, и проблемами, которые возникают в жизни.
Когда малыш придет домой, и начнет выполнять домашнее задание, хвалите его. Говорите, какой он хороший. И называйте его умницей после того, как он выполнит ДЗ и покажет вам.
Не забывайте и интересоваться тем, что у чада происходит в жизни. А также в школе. Регулярно спрашивайте об этом. Только так вы сможете построить доверительные отношения с ребенком.
Как сделать так, чтобы ребенок выполнял домашнее задание?

Детский психолог Е. Цуканова рассказала ряд правил, с помощью которых можно заставить ребенка положительно относиться к выполнению ДЗ.
Не выполняйте уроки за ребенка
Некоторые малыши специально притворяются, что не могут выполнить ДЗ по тому или иному предмету. И просят родителей помочь им. «Помощь» заключается в том, что взрослые должны сами выполнить домашнее задание за них.
Некоторые родители ведутся на эти манипуляции, и делают все за ребенка. Но стоит им повести себя подобным образом несколько раз, и ситуация ухудшается. Ребенок больше не хочет выполнять ДЗ самостоятельно. Он начинает постоянно требовать, чтобы уроки за него делали родители.
Если решить задачу получится, то проделайте подобные действия несколько раз. До тех пор, пока ребенок не поймет определенную тему по математике или другому предмету.
Что делать, если ребенок устает?
Покормите ребенка после школы. Сделайте ему чай, и бутерброды. Поставьте их на «рабочий стол» ребенка.
Введите систему мотиваций. Например, скажите, что если ребенок сделает ДЗ вовремя, и получит в школе 5, то вы дадите ему дольше посидеть за компьютером. Или позаниматься любым другим интересным для него делом.
Также, психологи рекомендуют вводить систему небольших санкций. За тройки и невыполненное задание наказывайте ребенка тем, что он любит больше всего. Если ему нравится сидеть за компьютером, то скажите, что за плохую оценку время игры на ПК снижается до 30 минут в день. В следующий раз ребенок сто раз подумает перед тем, как не делать ДЗ.
Заключение
Основные причины нежелания выполнять ДЗ заключаются в плохом отношении ребенка к предмету. Либо, в усталости, или невнимании со стороны родителей.
Чтобы решить возникшую проблему, нужно провести долгую воспитательную работу. Проявлять знаки внимания по отношению к чаду, а также помогать ему справиться с непониманием определенного предмета.
После того, как вы решите эти проблемы, ребенок будет регулярно делать уроки, и получать только хорошие оценки.
Ученики не делают домашнее задание — почему и как быть?
Когда речь заходит о домашнем задании, не только ученики, но и учителя часто впадают в панику. Причина очевидна — ученики не делают задания, а преподаватель не знает, как помочь и как решить эту проблему. В этой статье мы обсудим, почему ученики не делают домашнее задание, что делать в таком случае, как мотивировать, помочь ученикам и организовать процесс.
Почему ученики не делают домашнее задание
Вот самые распространенные причины, почему ученики не делаю домашку.
Ученик не понимает, что от него нужно
Возможно ученик даже не понял, что надо делать в задании или ему не хватает знаний и навыков.
Преподаватель: What did you do, what did you do, what did you do yesterday?
Ученик: I went to a park, I went to a park, I went to a park yesterday.
Преподаватель: What did you wear, what did you wear, what did you wear last Sunday?
Ученик: I wore my jacket, I wore my jacket, I wore my jacket last Sunday.
Учитель не дает обратную связь
Многих учеников мотивирует обратная связь от учителя. А если они не получают похвалы или конструктивной критики, они могут не выполнять домашнее задание.
Ученик не чувствует результата
Некоторые ученики не выполняют домашнее задание, потому что не видят результата или не понимают эффективности.
У ученика мало времени
Эта проблема бывает в основном у взрослых студентов. Кто-то работает, у кого-то семья, дети. От учителя в такой ситуации, к сожалению, мало что зависит.
Как организовать процесс
Следующие шаги помогут организовать эффективное выполнение домашнего задания.
Для учеников очень важно иметь план, по которому они могут идти при выполнении задания. Помогите им разработать такой план. Например, можно разобрать несколько примеров из домашнего задания. Если задание объемное, то обсудите, как равномерно распределить выполнение на разные дни.
А как вы мотивируете учеников делать домашнее задание? Поделитесь в комментариях