что делать если у новорожденного нет сосательного рефлекса
Сосательный рефлекс
Сосательный рефлекс закладывается еще во время внутриутробного развития. Малыш не может «не хотеть» или «лениться» сосать. Если он этого не делает, значит, есть проблема, и нужно немедленно обратиться к врачу.
Умение сосать необходимо, чтобы утолить голод, а значит, выжить. Именно поэтому природа распорядилась так, чтобы этот рефлекс был первым в жизни малыша, безусловным. Как только нёба новорожденного коснется мамина грудь или соска бутылочки со смесью, он должен начать есть. Так происходит, если малыш здоров и достаточно развит. У недоношенных деток сосание слабое, у глубоко недоношенных (меньше 1,5 кг весом при рождении) может отсутствовать совсем. При соответствующей помощи специалистов сосательный рефлекс у недоношенных детей (не считая сложных случаев) должен появиться в течение суток, не позже. Выписывают крох только, когда они окрепнут и начнут кушать достаточно активно.
Проверить сосательный рефлекс у новорождённого очень просто – положите ему в рот палец, он инстинктивно начнет его сосать. Если родившийся в срок ребенок этого не делает, значит, рефлекс отсутствует. У этого есть несколько основных причин:
Гипоксия (внутриутробная или родовая)
Травма продолговатого мозга, полученная во время родов
Частичный (парез) или полный паралич лицевых нервов
Слабость круговой мышцы рта, языка, жевательной мускулатуры
Тяжелая форма стоматита, ринита, ОРВИ, ОРЗ
Обострение какого-либо соматического заболевания
Сосательный рефлекс у детей начинает ослабевать к возрасту 1 года. Примерно, к 3-4 годам он угаснет полностью. Нередко можно встретить статьи, где специалисты пишут о нереализованном сосательном рефлексе, превратившимся в невроз навязчивых движений. Он отмечается, к примеру, у рано отлученных от груди детей. Они начинают постоянно «тащить» в рот палец и различные предметы – карандаши, игрушки и пр. Во взрослом возрасте невроз часто превращается в зависимость от сигареты. Впрочем, это уже область знаний психологов и психоаналитиков.
Что делать если у новорожденного нет сосательного рефлекса
Прежде чем начать ходить, малышу необходимо пройти ряд этапов, «уровней» развития. При нормальном развитии ребенка стимулирование, необходимое ему для освоения этих этапов, осуществляется в процессе обычного повседневного взаимодействия с людьми и предметами.
Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.
Период новорожденности
Безусловные рефлексы новорожденных детей
Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.
Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка. С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном положении), в которых данные рефлексы исследуют. Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.
Рефлексы в положении на спине
В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.
В норме угасает к 3-4-м месяцам. Рефлекс отражает сохранность функции тройничного и лицевого пар черепных нервов.
После кормления рефлекс ослабевает или угасает и через 30 минут-1 час вновь оживляется. В норме он сохраняется до года жизни. При повреждении нервов, обеспечивающих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При поражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.
В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.
Важна оценка симметричности хватательного рефлекса и его выраженности.
В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.
В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.
Обычно рефлекс сохраняется у детей до 1 года. Важна оценка выраженности и симметричности рефлекса. При нарушениях двигательной сферы рефлекс может возникать спонтанно.
Рефлексы в вертикальном положении
В норме рефлекс сохраняется до 1,5–2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.
Рефлексы в положении ребенка на животе
В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удерживать голову. У детей с поражением нервной системы защитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга. У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).
В норме рефлекс сохраняется до 3-4-х месяцев. Его снижение отмечают у детей, родившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.
В норме рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев. Он может быть снижен или отсутствовать при вялых и спастических параличах.
В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.
Оценка нервно-психического развития ребенка в каждый месяц его жизни
Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в 6 месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
Но мы считаем, что в отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу
10 дней жизни малыша
18-20 дней жизни
1 месяц жизни
2 месяца
3 месяца
4 месяца
5 месяцев
6 месяцев
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев
10 месяцев
11 месяцев
12 месяцев
для получения «Электронного сертификата будущих (или настоящих) родителей»
Нарушение сосательного рефлекса у новорожденных детей
Нарушение рефлекса сосания у детей раннего возраста встречается довольно часто.
Может проявляться неправильным захватом соска, короткими периодами сосания или вялым длительным «висением на груди», а также малыш может по-разному сосать из правой и левой груди. В этом случае мама может отмечать, что в одной груди меньше молока.
Действительно ли это важная проблема?
Помимо снижения лактации и отказа от грудного вскармливания (со всеми вытекающими последствиями), в будущем могут быть нарушения речевого развития. Очень часто мы видим детишек с задержками речи после трех лет, у которых в первые месяцы был плохо развит сосательный рефлекс.
Наиболее частой причиной является повреждение затылочной кости в процессе родов. Дело в том, что через затылочную кость проходят ветви черепно-мозговых нервов, иннервирующие мышцы, участвующие в сосании. Помимо этого повреждение затылочной кости может приводить к нарушению венозного оттока и расширению ликворных пространств головного мозга. А это в свою очередь приводит к нарушению функционирования и замедлению развития отдельных структур головного мозга.
Затылочная кость очень уязвима в процессе родов, т. к. во время рождения головки (разгибания) точкой опоры является как раз затылок. Зачастую в этом месте остается характерный след — т. н. родимое пятно.
Затылочная кость может повреждаться и в процессе кесарева сечения.
На УЗИ могут выявлять нестабильность шейного отдела позвоночника, а также ротационный подвывих первого шейного позвонка (атланта). Это также бывает следствием повреждения затылочной кости.
При нарушении рефлекса сосания как можно раньше следует обратиться к врачу-остеопату.
Такие нарушения лечатся при помощи краниосакральной терапии — раздела остеопатии.
В первые месяцы кости черепа очень хорошо поддаются коррекции. Зачастую уже после первого сеанса малыш начинает лучше сосать.
Поэтому чем раньше начинаем лечение, тем быстрее получаем результат.
Безусловные рефлексы новорожденного
Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.
Какими бывают рефлексы
Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.
Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.
Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.
Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.
Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.
Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.
Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.
Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.
Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!
Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.
Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».
Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.
Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.
Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.
Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.
Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.
Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.
Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.
Стоит ли переживать, если пустышка стала незаменимой?
Для начала: в чем разница?
На самом деле все просто. Соска — это изделие, которое по форме напоминает женский сосок и его надевают на бутылочку. То есть в соске есть отверстие, и она предназначена для кормления ребенка. Пустышка — также изделие, которое напоминает сосок, но в нем нет отверстия, и через нее нельзя накормить ребенка. Ребенок и пустышку, и соску может только сосать, больше ничего. Поэтому рассматривать их буду вместе.
Теперь о мифах. В интернете их достаточно много и я объясню самые распространенные о сосках (пустышках).
Пустышка «портит» прикус.
Пустышка является одной из причин формирования патологий молочного прикуса у детей, если:
Например, при неправильном отлучении от пустышки ребенок может начать сосать палец. А это уже вредная привычка.
По данным одного исследования у детей, уже имеющих патологию молочного прикуса, при правильном и своевременном отлучении от пустышки зубочелюстная система может самостоятельно восстановиться (65-83%). Кроме того, наличие такого прикуса молочных зубов не означает неправильное формирование постоянного прикуса.
Небольшой вывод: при правильном использовании пустышки, соблюдая рекомендации врачей, показания и противопоказания, можно избежать вредных последствий.
Пустышка успокаивает ребенка.
Пустышка помогает удовлетворить сосательный рефлекс, малыш успокаивается и засыпает, ночью спит спокойнее с ней. И этим мамочка может вполне пользоваться. Днем конечно можно пользоваться ей реже.
Соска нарушает грудное вскармливание, появляются проблемы, а пустышку вообще нельзя применять во время грудного вскармливания.
Правда в некоторых ситуациях.
Сосать грудь матери — это серьезная работа для ребенка: нужно правильно захватить грудь (у соски площадь захвата меньше), активно сосать грудь, чтобы получить достаточно молока (сосать соску легче, так как отверстие/ия в ней больше и молоко поступает быстрее).
Действительно, когда недостаточно молока, малыша докармливают смесью, то соску нужно подобрать правильную (и продолжать прикладывать к груди, чтобы нормализовать лактацию), так как ребенок не захочет напрягаться и будет сосать грудь вяло, получит меньше молока, а значит будет чаще беспокоиться. Также ребенок может кусаться, и на сосках могут оставаться трещины. В этом случае рекомендовано соску не давать здоровому ребенку без показаний до периода становления грудного вскармливания (это до 1 месяца).
Пустышку применять можно, но по показаниям и ограниченное время. Поэтому в роддоме мамочка должна проконсультироваться с врачом: нужна ли пустышка, как поддерживать лактацию, как правильно ребенок должен захватывать грудь, какая техника кормления и уход за молочными железами.
Риск развития острого отита при использовании пустышек возрастает.
Это мнение основано на одном исследовании, которое проводилось в Финляндии с детьми в возрасте 7-18 мес., по результатам которых риск развития острого отита (инфекция среднего уха) ниже на 29% у детей, не сосущих пустышку. По мнению некоторых специалистов, это зависит от изменения давления в ушах и приводит к скапливанию жидкости внутри среднего уха, инфицирование которой приводит к развитию заболевания.
У меня встречный вопрос: сколько ребенок в сутки должен сосать пустышку, чтобы произошло смещение давления? На это могу только сказать одно: нужно правильно использовать пустышку.
Пустышка в ротовой полости — это источник инфекции.
Это вопрос гигиены:
Пустышка «тормозит» развитие ребенка.
Сосательный рефлекс — это важный этап в развитии ребенка и, соответственно, он временный. У детей до года (после рефлекс физиологически угасает) проблемы могут быть при неудовлетворении сосательного рефлекса. Но каждая мама должна понимать, что грудь — это лучший вариант для ребенка, поэтому пустышка — это запасной вариант.
Также малыши вырастают более коммуникабельными и общительными (если только длительное сосание пустышки не привело к патологии прикуса и нарушению речи).
Ребенка сложно отучить от пустышки, так как она вызывает привыкание.
У ребенка с рождения выражен сосательный рефлекс и только к 3 годам угасает полностью. В это время важно постепенно и с минимальным стрессом для ребенка отучить его от пустышки, так как далее это может перейти в привычку.
Некоторые врачи полагают, что ребенка наиболее легко отучить в возрасте 1-1,5 года и не нужно затягивать до 3-4 лет. Ниже перечислено, когда обязательно нужно ребенка отучать от пустышки:
Что касается самого процесса отлучения, то тут тоже есть несколько правил:
Что тогда нужно делать? В интернете есть множество разных способов, но все они делятся на быстрый и постепенный способы.
Быстрый метод — он более жёсткий, но и самый надежный: в один момент мама просто прячет и больше не показывает, не напоминает о пустышке. Этот способ тяжелый, потому что не только ребенок проливает слезы, закатывает истерики, но и родители мучаются, глядя на это. Также родителям нужно твердо стоять на своём и не идти на уступки ребенка.
Постепенный способ — более лояльный и спокойный. Суть в том, чтобы как можно чаще отвлекать ребенка, занимать его делами и играми без присутствия рядом пустышки, доводя до того, чтобы ребенок и вовсе отказался или забыл о ней.
Когда пустышка ребенку стала нужно только перед засыпанием, нужно подобрать другой способ укладывания ребенка: читать сказки, вести диалог с ребенком.
Еще есть метод — подарить другому маленькому ребенку (младенцу). Не все, но многие детки готовы расстаться со своей пустышкой во благо другому ребенку.
Любовь к пустышке у ребенка может перерасти во вредные привычки.
Курение. Некоторые психологи утверждают, что курение – это следствие неудовлетворенного сосательного рефлекса. То есть тут наоборот — недостаточное использование пустышки привело к курению. Или к другой вредной привычке — грызть ногти.
Привычка грызть ногти бывает у людей, которые плохо переносят стресс, напряжение и волнение. Это их способ успокоиться и с пустышкой он никак не связан.