что делать если цветы в эпоксидной смоле всплывают
10 типичных проблем при создании украшений из эпоксидной смолы, которые могут полностью испортить изделие
Создание украшений из эпоксидной смолы – процесс, который требует некоторых знаний и опыта в работе. Они помогут избежать ошибок, с которыми часто сталкиваются начинающие мастера.
Ведь следствием этих ошибок может быть испорченное украшение. Например, оно так и не застынет, в нем будет много пузырей или сухоцветы после заливки поменяют цвет и др.
Чтобы избежать ошибок начинающего мастера, читайте статью до конца и мы раскроем все секреты и хитрости при работе с эпоксидной смолой.
Содержание:
Не подготовили эпоксидную смолу к работе
Смола перед заливкой нуждается в подготовке. Нельзя просто так взять и начать смешивать ее с отвердителем.
И вот почему — эпоксидная смола подвержена процессу кристаллизации, т.е. переходу в твердое состояние. При переходе в твердое состояние смола мутнеет, в ней появляются хлопья.
Происходит это обычно при низких температурах, но даже если смола хранится при комнатной температуре, и прошло всего лишь 3 месяца после её изготовления, она все равно может помутнеть. И это абсолютно нормально!
Но, если вам кажется, что смола абсолютно прозрачная, мы все равно рекомендуем ВСЕГДА прогревать эпоксидную смолу перед началом работы! Если смолу не прогреть, то она может побелеть в изделии, не застыть или образовать множество пузырей, в общем, вас будет ждать непредсказуемый результат.
Прогревание облегчит процесс перемешивания компонентов, а также снизит количество пузырей, т.к. пузырькам воздуха легче подниматься на поверхность в жидкой смеси.
ИНСТРУКЦИЯ, как прогреть смолу:
1) Прогрейте компонент А, поставив на батарею, с помощью фена или на водяной бане.
2) Смешайте компоненты А и В.
3) Оставьте смолу на полчаса, не переживая, что она затвердеет. Например, время жизни у смол Crystal 4-6 часов, т.е. в это время смола сохраняет жидкое состояние и с ней можно легко работать. За это время все пузырьки выйдут из замешанной смеси.
4) В это время можно выложить композицию из сухоцветов, подготовить все материалы, подумать над нюансами вашей работы.
5) После этого можете спокойно залить уже прозрачную без вкраплений воздуха смолу.
Смешивание смолы на глазок
Люди привыкли многое делать на глазок, потому что нет весов, которые бы указали на точный вес ингредиентов. Лень доставать ёмкости, которыми можно измерить объем, ведь это, как нам кажется, увеличивает путь от точки А к точке Б.
Может быть, так оно и есть в обычной жизни, но только не в работе со смолой. Та смола, которая используется для создания украшений, называется ювелирной. Все слышали выражение «ювелирная работа», которое в переносном смысле означает тонкая, учитывающая все детали и мелочи. И работа со смолой должна быть ювелирной.
Вот поэтому нам понадобятся для маленьких объемов заливки ювелирные весы с точностью 0.1 или даже лучше — 0.01 гр. Так как нарушение пропорций компонентов может приводить к тому, что залитое изделие не затвердеет, и его придется выбросить.
У обычных кухонных весов погрешность 1 гр. Их можно использовать для больших объемов заливки.
Как выбрать весы, может прочитать в нашей статье «Необходимые инструменты для работы со смолой»
Обязательно соблюдайте строгие пропорции смешивания компонентов А и B, указанные на упаковке. Инструкцию по смешиванию вы можете найти в каждом комплекте смолы.
Смешивать смолу Crystal нужно по массе (г): 4А + 1В или по объему (мл.): 4А + 1.2В
Пример: Вы налили в стаканчик 35 гр. смолы. Тогда отвердителя нужно 35/4 = 8,75 г, если по объему, то 35 мл смолы и 10,5 мл отвердителя.
Плохо перемешали смесь смолы и отвердителя
Очень важно тщательное перемешивание компонентов.
Смолу нужно мешать медленно, без резких и быстрых движений, т.к. они могут приводить к увеличению мелких пузырьков.
Также лучше соскребать остатки смолы и отвердителя со стенок емкости, в которой смешиваете.
Маленький объем необходимо перемешивать 2-3 минуты, для большого объема время может увеличиваться до 10 минут. При этом помните, что нашу смолу Crystal не стоит смешивать с отвердителем за один раз более 250-300 мл. Смесь может не затвердеть или нагреться и вскипеть.
Неподходящие температура и влажность в помещении
Эпоксидная смола поглощает влагу из воздуха. Степень поглощения влаги, которая влияет на нее, зависит от того, какой отвердитель используется и как отверждается эпоксидная смола.
Низкая влажность позволяет улучшать механические свойства эпоксидной смолы и затвердение.
Высокая влажность может крайне отрицательно влиять на процесс полимеризации эпоксидной смолы.
Идеальная температура воздуха в помещении при работе с эпоксидной смолой = немного выше комнатной температуры: 24-30°C.
При смешивании эпоксидной смолы крайне важны теплые и сухие условия (24-30°C и 50% влажность), а чтобы смола правильно затвердела, нужно соблюдать температурную стабильность. Не допускайте перепадов и колебаний в течении первых 24 часов после заливки изделия, а также сохраняйте низкую влажность.
Образование пузырей
Одна из самых актуальных проблем начинающих мастеров.
Причин образования пузырей в смоле может быть несколько:
1. Нарушение пропорций смолы и отвердителя и неправильное смешивание.
2. Закипание смолы – экзотермическая химическая реакция, которая проходит с выделением тепла. Ее причина в добавлении отвердителя больше, чем нужно, либо работа в слишком жарком помещении. Такая смола больше не пригодна для создания украшений.
3. Заливка сухоцветов, дерева или насекомых. Пузырьки воздуха содержатся в них самих, а при заливке смолой, начинают выходить.
В статье «Убираем пузырьки из эпоксидной смолы» вы найдете информацию, что делать при появлении пузырей.
Попадание в смолу пыли и ворсинок
После того, как изделие было залито, его нужно накрыть сверху неким куполом. Он защитит изделие от ворсинок и пыли, которые летают в помещении и после оседают на поверхность.
Для этого вы можете использовать любые подручные средства, отлично подходят контейнера из под продуктов или прозрачные пластиковые ящики с неглубоким дном.
Перед тем, как накрыть изделие, протрите контейнер, во избежание попадания пыли в смолу с него самого. Оставьте купол до полного отверждения эпоксидной смолы.
Кстати, не стоит накрывать изделие очень маленьким куполом, например, пластиковым стаканчиком менее 100 мл. Как выяснилось опытным путем 🙂 при такой сушке изделия плохо застывают.
Незнание разницы между смолами
Смолы Crystal подразделяются на три вида по густоте и удобству применения:
Crystal 6 — самая жидкая смола. Предназначена для заливки в силиконовые молды со сложными вложениями (сухоцветами). Благодаря ее жидкости пузырьки из нее выходят быстрее всего. Становится твердой и прочной после отверждения. Время жизни 4-5 часов, за это время она постепенно набирает густоту и переходит в гелеобразное состояние. Полное отверждение через 54-66 часов.
Crystal 7 — универсальная смола, подходит для заливки в формы и создания небольшого купола. Время жизни смолы 2-4 часа. Полное отверждение через 42-54 часа.
Crystal 9 — самая густая из смол, применяется для создания эффекта купола на украшениях. Не подходит для заливки в молды со сложным вложением из-за своей густоты. Время жизни смолы 2-4 часа. Полное отверждение через 42-54 часа.
Подтеки на изделии
Старайтесь аккуратно заливать украшение, чтобы не образовывались подтеки.
Обычно они случаются на острых углах украшений, там, где заготовка может порвать поверхностное натяжение смолы. Если же Вы заливаете овальную форму или даже квадратную с прямыми углами, то вы можете смело использовать смолу для создания достаточно высокого купола.
Для полировки можно использовать:
— Специальную полировочную пасту.
— Полировочный круг или поролоновый диск (зависит от размеров изделия).
— Дремель либо дрель.
Узнайте больше о шлифовке и полировке из статьи «Смола для создания украшений – обзор материалов для финишной обработки».
Нагревание смолы для быстрой просушки
Для того, чтобы ускорить процесс отверждения смолы, ее можно нагреть до 55 градусов. Время сократится до 8-10 часов. Однако, смола сначала станет жидкой как вода.
Поэтому, если вы хотите сделать купол в изделии, не используйте данный способ ускорения отверждения, иначе можно получить несоответствие задумке с конечным результатом.
Чтобы ускорить отверждение и сохранить купол изделия, увеличьте температуру воздуха в помещении до 24-30 градусов. При высокой температуре вы быстрее получите желанный результат а вот при низкой это займет гораздо больше времени.
Только не добавляйте больше отвердителя в смесь, рассчитывая, что это ускорит отверждение. Нарушение пропорций смолы и отвердителя приведет к только тому, что смола не застынет совсем и остается липкой.
Неправильное смешивание смолы с красителем
Некоторые типы красок и отвердителей несовместимы друг с другом. Важно убедиться, что они не вступают в реакцию со смолой и не меняют цвет при взаимодействии с ними. Если вы не уверены, сделайте тестовое изделие.
Для перламутровых жидких красителей нужно отмерять дополнительный отвердитель, т.к. очень часто они сделаны на основе компонента А и для него так же нужен отвердитель. Но пигментные пасты и сухие красители этого не требуют.
К примеру, Вам нужно смешать 100 гр. смолы с отвердителем. Вы смешивали по массе 80 гр. смолы и 20 гр. отвердителя. Получается, что 80*0.05 = 4-5 г — это максимум перламутрового порошка или пигментной пасты. На самом деле, это очень большое количество красителя т.к. они очень концентрированные и дают глубокий насыщенный цвет.
Окрашивание смолы производится перед внесением отвердителя в смесь.
Изменение цвета листьев и цветов
Для того, чтобы цветы и листики сохранили свои краски, необходимо выполнять следующие рекомендации:
— Правильно собрать цветы и листики: не собирайте их после дождя или росы, избыточная влага приведет к изменению цвета при сушке.
— Многие цветы невозможно донести до дома в букете, так как они быстро мнутся и вянут, поэтому сразу складывайте их в ватный диск и в книгу.
Правильно высушенные цветы будут почти как свежие.
При заливке многие лепестки становятся пятнистыми на участках небольших заломов. Поэтому крайне важно аккуратно собирать сухоцветы.
Обязательное условие для успешной заливки — низкая влажность и температура выше 20-22 градусов, иначе смола может не застыть, а цветы меняют свой цвет на зеленый.
Чтобы цветочки не изменили свой цвет, их можно окрашивать краской.
Зная данные хитрости при работе с эпоксидной смолой и соблюдая рекомендации выше, вы сможете создать красивое украшение. Вам не придется расстраиваться из-за потраченного времени и материалов в пустую. Помните о том, что в данном искусстве важна каждая деталь!
Желаем вам творческих успехов при создании украшений из эпоксидной смолы!
В публикации использованы фотографии из свободного доступа и личного архива. Если автор узнал свои работы, и против их публикации напишите нам.
Какие цветы заливаются в эпоксидную смолу, как это делается
Различные украшения, в которых используются настоящие живые цветы, выделяются из всех и сразу привлекают внимание, напоминая о ярких и красочных ощущениях солнечного лета. Их можно встретить в продаже в магазинах бижутерии, а также в ювелирных магазинах, ведь поделки обрамляются золотыми венцами, покрываются напылением, оснащаются фурнитурой. Словом, из эпоксидной смолы и красивых цветков можно создавать настоящие шедевры, которые после украшения превращаются в кулоны, серьги, подвески, браслеты. И если работа с драгметаллом требует наличия специального оборудования и вряд ли придется по карману простого обывателя, то заливка эпоксидной смолы является ручной работы, следовательно, может быть выполнена своими руками.
Кажущаяся простота изготовления весьма обманчива. Несмотря на то, что для заливки смолы требуется минимальный набор материалов, мастер должен предусмотреть целый ряд нюансов, каждый из которых способен превратить кропотливую работу в пустую трату времени. Для того чтобы полностью описать процесс, позволяющий получить цветы в эпоксидной смоле, разобьем его на отдельные этапы.
Выбор цветков и сушка
Работа настоящего мастера по заливке сухоцветов в смолу полна тонкостей, знание которых позволяет получить качественный результат. Единой теории подготовки цветков, к сожалению, нет, так как существует ряд лайфхаков, применяемых всеми, от новичков до опытных мастеров. Часть проблем так и остается нерешенной. Например, необходимость сушки растений осложняет задачу, а многие цветки вообще не удастся сушить, ибо они потеряют свой цвет и былую красоту.
Прежде чем приступить к сбору материала, необходимо подготовить необходимые инструменты. Потребуется книга, страницы которой изготовлены из рыхлой бумаги желтоватого цвета, ватные диски и маникюрные ножницы.
Некоторые мастера рекомендуют собирать цветы в букет, однако незабудки, фиалки и другие подобные «нежные» цветки в букете просто невозможно донести до дома, так как они помнутся и потеряют свою форму. Они начнут увядать уже сразу после сбора, и велика вероятность порывов или заломов лепестков. Здесь пригодится книга, а цветки помещаются между ее страницами.
Не рекомендуется рвать цветы сразу после дождя, так как излишняя влажность материала способствует изменению естественного цвета. К тому же, влажные материалы прилипнут к бумаге. После дождя должна хотя бы сутки постоять солнечная сухая погода. После транспортировки цветки помещают в самодельный осушитель, сделанный из емкости с силикагелем или манкой. Наполнитель впитывает в себя влагу. В результате через несколько дней можно получить отличный результат, правда цвет лепестков будет чуть тусклее, но этих побочных эффектов не избежать.
Цветки анютиных глазок, ромашек, или дельфиниума лучше сушить между ватными дисками. Данное правило справедливо для всех образцов, имеющих в различных участках разную толщину. Мясистые лепестки орхидеи, тюльпана или ириса ни в коем случае нельзя помещать в книгу, так как бумага не сможет впитать в себя всю влагу. Используются ватные диски, которые каждые 2-3 дня следует менять на новые. К выбору дисков подходят с осторожностью. Их рифленая поверхность пропечатается на лепестках.
Наконец, последний нюанс связан с цветом материала. Практика показывает, что для сушки подходят не все растения. Результат сильно зависит от расцветки. Изменение цвета – явление вполне нормальное, однако рекомендуется для изготовления украшений использовать фиолетовые, желтые или синие цветки, а также зеленые листья. Без должного навыка сохранить эти цвета при сушке легче всего, а вот сушить ромашку или розу достаточно сложно, так как белые лепестки пожелтеют, а красные примут коричневый оттенок.
Подготовка смолы
Залогом отличного результата заливки является правильно приготовленный состав эпоксидки. Важно соблюдать инструкцию от производителя, в которой указываются не только пропорции, но и алгоритм смешивания компонентов. В этом плане универсальных рекомендаций быть не может, так как разные смолы готовятся по-разному. Защитить рабочую поверхность от случайного попадания вещества поможет полиэтиленовая пленка. Застывшую смолу, капнувшую на поверхность стола, отмыть будет практически невозможно.
Заливка с помощью молда
Молд, изготовленный из силикона, позволяет залить цветок эпоксидной смолой так, чтобы получилось при этом украшение в виде шара или линзы. Расскажем об основных принципах заливки натуральных природных компонентов на примере цветка розы. Наиболее популярной формой для украшений является сфера. После добавления фурнитуры получится красивый брелок, серьга или кулон. Если часть шара спилить, то получится изделие, которое можно установить на подставку, чтобы украсить любой интерьер. Наконец, цвет в прозрачном шаре может просто выступать в качестве сувенира на память.
Сначала в силиконовый молд наливается готовый состав эпоксидной смолы, но при этом вся форма не заполняется. Объем смолы должен быть чуть больше половины объема формы. Затем цветок аккуратно погружается внутрь. Поспешные действия могут привести к порче цветка. К тому же, медленное погружение обеспечивает заполнение составом всех полостей внутри бутона. Таким образом, количество пузырьков воздуха сводится к минимуму. Если держать цветок за остаток стебля неудобно, к его основанию прикручивают проволоку.
За стебель или проволочку цветок при погружении вращают то в одну, то в другую сторону. Делать это следует с особой осторожностью, чтобы не повредить лепестки. После таких манипуляций можно постепенно добавлять смолу, пока она полностью не наполнит молд. Густой раствор наверняка деформирует цветок, поэтому тонкой палочкой или зубочисткой придется расправить лепестки. Отверждение состава занимает около суток времени. Ускорять процесс методом подогрева смолы не следует. Лучше, чтобы процесс застывания был натуральным. Смола притягивает к себе мельчайшие частички пыли, которые впоследствии негативно сказываются на результате. Шар оставляют на сутки, накрыв его при этом подходящим по размерам куполом.
После отделения молда от застывшего шара отрезают стебель или снимают проволоку. Та часть, где заканчивалась заливка, обрабатывается надфилем, а сам шар полируется до получения гладкой прозрачной поверхности. Теперь все готово к установке фурнитуры.
Еще одним вариантом исполнения украшения является полусфера или линза. Здесь вариантов гораздо больше, так как поверхность может быть не только сферической, но и эллиптической. В качестве молда используются силиконовые формы, предназначенные для пищевых продуктов. При отсутствии таковых форму изготавливают из подручных материалов.
Заготовка из натуральных природных материалов выкладывается внутри молда при помощи пинцета, причем это может быть не только цельный цветок, но и отдельные его лепестки. Форма заливается полностью. Этим, собственно, и отличается технология заливки от той, которую применяют при изготовлении шара. Смолу вводят малыми порциями, расправляя лепестки тонкой палочкой и распределяя эпоксидку более равномерно по всей форме. После частичного отверждения смолы в некоторых случаях приходится произвести доливку, так как ряд марок дает усадку.
Края готовой линзы наверняка окажутся острыми, поэтому их обтачивают напильником, а затем всю поверхность полируют. Тонким сверлом проделывается отверстие под фурнитуру. Закрепить замок или другой крепеж можно, используя эпоксидную смолу в качестве клея, но зачастую элементы фурнитуры крепятся простым вкручиванием в «тело» смолы.
Заливка без молда
Несмотря на то, что молд можно изготовить своими руками, многих отпугивает такая перспектива. Но есть варианты украшений, которые выполняются без формы. Ожидать правильных очертаний не стоит, но изделия будут повторять контуры листков или лепестков, которые прекрасны своей естественностью. При отсутствии молда смоле дают немного настояться, чтобы повысилась ее густота. В итоге, состав по текучести должен напоминать свежий мед.
Количества смолы передать в инструкции невозможно, так как оно зависит от количества изделий или лепестков в одном изделии.
Только что приготовленная смола будет вытекать за границы декоративного материала и пачкать поверхность, а более густой состав позволить создать объемный слой. Пока смола готовится, можно заняться подготовкой поверхности.
Стоит ли говорить о том, что все работы следует проводить в чистом помещении после влажной уборки, используя при этом средства индивидуальной защиты (перчатки, халат, респиратор). Важно подобрать рабочую поверхность, чтобы она имела строгий горизонтальный уровень. Можно для этих целей использовать обычный стол, накрытый полиэтиленовой пленкой, но горизонт следует проверить уровнем, отрегулировав при необходимости высоту ножек стола.
Отличным вариантом рабочей поверхности служит металлический поднос, обклеенный скотчем. Скотч при контакте со смолой даст глянцевую поверхность, а не матовую, он хорошо отделяется от застывшей смолы, а также стоит недорого. Некоторые мастера предлагают использовать одноразовые полиэтиленовые пакеты, но их тяжело отделить от смолы, поэтому односторонний скотч – лучший и доступный вариант.
После того, как на поверхности подноса будут разложены лепестки, а смола достигнет нужной густоты, наносят палочкой каплю смолы на лепесток и разравнивают ее по всей поверхности. Работать нужно в латексных перчатках, иначе на смоле останутся жирные пятна. Смола практически полностью растекается. Необходимо только контролировать этот процесс. Покрыв слоем смолы все лепестки, закрывают поднос куполом и оставляют сохнуть на сутки. Спустя 24 часа процедура нанесения слоя повторяется. В результате следует нанести 2-3 слоя смолы, а затем перевернуть листки и нанести один слой на тыльную сторону будущего изделия. Как бы ни старались аккуратно заливать смолу, края изделия будут выходить за границы лепестка, поэтому на следующем этапе придется производить обточку. Ее можно выполнять вручную, но удобнее пользоваться дрелью с абразивной насадкой.
Рассмотрим еще один вариант изготовления брелоков из эпоксидки, но без применения молдов. Сначала производится набор материала. Можно использовать отдельные цветки или соцветия целиком. Материал раскладывается на бумаге и обводится по контуру. Образуются своеобразные шаблоны, на которые легко будет ориентироваться при заливке. Всю работу можно разделить на несколько этапов.
Полезные советы
В процессе изготовления и последующего ношения украшений из эпоксидки следует проявлять особую осторожность. Помогут полезные советы, которые являются следствием постепенно приобретенного опыта некоторых мастеров. Прежде всего, не стоит торопиться с применением. Смола должна как следует высохнуть, иначе на ней будут оставаться жирные пятна от пальцев. Это касается и тех случаев, когда производится послойная заливка. В принципе, заготовку можно взять в руки уже через несколько часов, но при этом на поверхности останутся отпечатки пальцев.
Не желательно протирать изделия из эпоксидной смолы химически активными чистящими средствами. Те марки смол, которые используются для украшений, «не дружат» с растворителем, спиртом и прочими подобными элементами и могут потерять свою прозрачность и глянец. Соответствующий совет следует дать женщинам. Носить украшения из эпоксидки не рекомендуется при использовании декоративной косметики. Нужно проявлять осторожность при нанесении парфюма или дезодоранта, а также при работе с жидкостью для снятия лака.
Подобные украшения не подходят для ежедневного ношения. Так, не рекомендуется заниматься спортом или ложиться спать с серьгами или прочими изделиями из эпоксидки. Их надевают на светский раут или схожие мероприятия. Хранить украшения нужно в специальных шкатулках. Такое хранение исключит утерю порой мелких элементов и защитит смолу от солнечного света. Считается, что эпоксидная смола устойчива к ультрафиолету, но при длительном облучении могут на поверхности возникать помутнения.