что делать если трудно учиться петрановская
«Чтобы дети учились, им должно быть не страшно, а наша система построена на фиксации ошибок»
Родители часто говорят, что дети ничем не интересуются, книжки не читают, уроки не делают, а только сидят в своих телефонах. Психолог Людмила Петрановская на лекции компании Nestle рассказала, что на самом деле дети любопытны от рождения, а вот учителя и родители часто отбивают у них охоту к познанию.
Любой ребёнок — «машина» для поглощения знаний и навыков. Он создан для того, чтобы учиться. Его мозг бурно развивается, создаются все новые и новые нейронные связи. Любой ребёнок, которого вы оставите в покое, если он будет в этот момент здоров, не голоден и не испуган, будет заниматься саморазвитием. Это необязательно будут уроки: для ребёнка это довольно скучное занятие, он не понимает его ценности. Вставь буквы, напиши 25 раз одно и то же, прочитай скучный учебник и перескажи его непонятно кому и зачем. Если мы отвлечёмся от идеи учить детей только с помощью уроков, мы увидим, что любой ребёнок постоянно развивается.
Он смотрит на облака и думает, на что они похожи, — это развитие. Он строит что-то, сочиняет, пишет стихи, ведет свой инстаграм каким-то интересным для него образом — это развитие.
Развитие происходит только в состоянии покоя. Когда организм чувствует стресс, он включает режим экономии: мы стараемся делать всё как будто на автопилоте. Только когда мы не боимся, что нас обидят, обзовут, накажут, только в этой ситуации появляется любопытство.
Для того чтобы детям было интересно, чтобы они учились, им должно быть не страшно. Наша образовательная система построена на фиксации ошибок
Родители и учителя этого, к сожалению, не осознают. В школе ребёнка ловят на том, что он перепутал, не успел, сделал не так — это создает постоянный стресс. И дома ещё мама с папой ругают за те же ошибки. Есть дети, которые легко с этим справляются, для других это слишком жестокие условия. Мы получаем ребёнка, который мечтал о школе, а к концу второй четверти он спрашивает: «Неужели это на десять лет?! Какой ужас». Нужно показать, что вы любите его за то, что он ваш ребёнок, а не за то, что он что-то сделал.
Очень важна и окружающая среда. Детям должно быть, во что играть, на что смотреть, чему удивляться и где получать впечатления. Для этого не нужно ходить по всем известным картинным галереям. Достаточно обычного мира, который нас окружает. И важно, чтобы дети могли пользоваться этой средой в свободном режиме. Сейчас вся жизнь ребёнка связана цепью специальных занятий, которые идут по определённому плану.
Если в группе детского сада сидит 20 детей и все они по одному образцу рисуют петушка — это не развитие. Это потерянное время. Гораздо полезнее для ребёнка просидеть, например, этот же час на корточках, наблюдая за червяками в луже.
Почему курсы подготовки к школе вредны для детей
В традиционной системе обучения мы даём детям ответы на незаданные вопросы. Дети, садитесь, открываем параграф № 14, тема такая-то. Им эта тема не нужна, они ничего об этом не спрашивали. И всё, что у них рождает такой подход, — глубокое и стойкое отвращение к предмету. Совершенно по-другому проходит естественное познание. Ребёнок видит, что он что-то сделал и вот этот шарик не падает. «А почему?» — думает он. Если в этот момент объяснить причину простыми словами — будет гораздо полезнее, чем заставить ребёнка выучить законы физики.
Очень важен пример родителей. Часто они не понимают, что делать, если ребёнок не читает книжки. Я спрашиваю: «Вы-то сами, когда последний раз читали книжку?». Если родители только и делают, что смотрят телевизор, то какие могут быть претензии к детям? Дети копируют поведение взрослых. Если родители чему-то учатся, если им что-то постоянно интересно, если за ужином разговаривают о том, что происходит в мире и в науке, то ребёнок заражается этим. Если мы сами хотим быть в вечном анабиозе, то сложно ожидать, что дети от нас что-то получат. Это не значит, что дети вырастут совершенно не любопытными, у них задел любопытства сильный, но нашей заслуги в этом не будет никакой.
Мой любимый пример — тест на познавательную активность. Это не про силу интеллекта и не про умность, а про интерес. Для одного эксперимента приглашали маму с ребёнком в комнату, где было очень много разных развивающих игр, все стены были заставлены. И когда мама с ребёнком приходила, экспериментатор говорил: «Извините, мне срочно надо отойти, я вернусь через десять минут. Чувствуйте себя как дома». Он уходил и смотрел за тем, что происходит в комнате. В конце концов, все испытуемые разделились на четыре группы.
После этого специальными методиками мерили познавательную активность у детей. Самая высокая оказалась в четвертой группе, а самая низкая — в третьей. Там родитель брал на себя инициативу и начинал руководить процессом, вносил много управления и тревоги. Познавательная активность для ребёнка была отравлена, потому что мама постоянно переживала, достаточно ли креативно он подходит к игре. А там, где мама показывала пример, ребёнок присоединялся и начинал с азартом играть.
Чем помочь ребёнку:
Психолог Людмила Петрановская: «Если ребенок учится плохо, это не показатель тупости. Наверняка, он одарен в чем-то другом»
Автор книг о взаимоотношениях между родителями и детьми – о видах интеллекта, школьных стандартах и будущем троечников.
«Школа смотрит на ребенка сквозь узкую щель, где интеллект детей – это лишь качественно выполненное домашнее задание и контрольные работы»,- считает психолог Людмила Петрановская, которая в пятницу, 30 ноября, провела лекцию в БЦ «Палладиум» (находится в управлении УК RED).
Эксперт в области взаимоотношений между родителями и детьми, ставшая в последнее время одним из самых популярных специалистов, собрала полный зал. Во время своего выступления Людмила Петрановская рассказала о восьми видах интеллекта и стандартизированности школьного образования.
Высокий уровень интеллекта не гарантирует человеку успешное будущее
Люди с низким показателем IQ могут занять в обществе какие-то позиции, требующие определенных умений, а высокий уровень интеллекта не всегда помогает устроить свою жизнь. Тесты, которые измеряют данный показатель, это лишь малая часть, лишь одна грань ума. Интеллект, при этом, понятие множественное и разностороннее. Родителям, в свою очередь, нужно иметь видение понятия «умности» как спектра, как уникального узора своих детей. Нужно понимать, что интеллект может быть развит неравномерно, и это нормально.
Школьные задания построены на алгоритмах, и справляться с ними хорошо можно случайным образом
Школа смотрит на ребенка сквозь узкую щель, где интеллект детей – это лишь качественно выполненное домашнее задание и контрольные работы. Это коррелируется с уровнем IQ, потому что школьные задания построены на неких алгоритмах, и кому-то из детей просто повезло, что их уникальный набор качеств позволяет справляться с ними легко и даже случайным образом. Представьте, если бы в школе считались успешными те, кто обладает определенным цветом глаз или волос и если бы этот набор не совпадал со стандартом, то ребенок считался бы неуспешным. Примерно то же самое происходит, когда мы отправляем ребенка в школу, где на полном серьезе считается, что успехи в заданиях сопоставимы с успешностью в будущем. Поэтому мой призыв: не нужно отождествляться с этой точкой зрения. Эту мысль необходимо правильно донести до ребенка.
Если ребенок учится плохо, то это не означает, что он тупой
После школы жизнь предъявит детям требования всех видов интеллекта, а не только тех 2,5, которые требует школа. Поэтому те, кто учился хорошо и совпал с уникальным набором интеллекта под стандарты среднего образования, не обязательно станут большими начальниками. И наоборот: если ребенок учится плохо, то это не показатель его тупости. Наверняка, он одарен в чем-то другом. Поэтому нужно стараться смотреть на детей более широким и разноплановым взглядом, а не ангажированным.
8 основных видов интеллекта
Один из видов интеллекта, который у среднестатистического мужчины выше, чем у женщины. Это в принципе понятно, ведь сильная половина человечества занималась охотой в течение долгих лет своего существования. Такие умения могут встречаться как в профессиональной среде, так и в бытовой жизни человека. Например, пространственный вид интеллекта может выражаться в прекрасном умении парковаться или в кройке и шитье. В школе это практически не востребовано. Ученик может из конструктора строить потрясающие сооружения, но, при этом, быть троечником, считать себя неуспешным учеником и искренне верить, что он глупый, так как пишет с ошибками. А на самом деле ребенок может быть гением пространственного интеллекта, которого годами не замечают.
Этот вид интеллекта основан на умении чувствовать и понимать свое тело. Если у ребенка это хорошо выражено, то можно попробовать учиться в спортивной школе. Бывает, что явных успехов в спорте нет, но дети просто получают радость от движения, танца или бега. Если ребенок с телесно-кинетическим видом интеллекта плохо учится в школе, то он может самоутверждаться за счет спортивных достижений. Если ребенок не интересуется различными видами активности, но, например, много читает, то может произойти перекос всей конструкции и негармоничное развитие личности. И это один из самых важных вопросов воспитания: что мы с этим будем делать и что мы делаем с тем обстоятельством, которое и так развито?
Это вид интеллекта, который достаточно хорошо развивается и в разной степени обусловлен генетически. Он связан с чувством ритма и проявляется в музыке. В школе музыкальный интеллект не востребован, если только это не специализированное образовательное учреждение.
Есть примеры, когда люди чувствовали себя в музыкальной школе неуспешными, потому что нужно было выполнять задания по алгоритму, а его интеллект, в общем-то, никого не интересует.
Чтение книг в больших количествах не всегда гарантируют формирование грамотности. Если у ребенка плохо развит вербальный интеллект, то могут возникнуть риски с дезадаптацией, так как у него могут западать внимание, память, анализ. Не нужно заставлять ребенка переписывать сочинение по 10 раз, так как это только снизит его способности.
Еще один вид, который востребован в школе и дает возможность сделать умозаключение. Логико-математический интеллект воспринимается как синоним умности. Но можно разговаривать с профессором математических наук и совершенно не понимать его. Этот вид интеллекта может выражаться в системном мышлении, которое есть и в спорте, музыке, медицине.
В школе он задействован в небольшом размере, так как многое в среднем образовании покажется странным, если в нем будет слишком много логики.
Умение разговаривать с людьми, договариваться, понимать людей, манипулировать, вести переговоры, улаживать конфликты. Зависит от моральных убеждений.
В школе ребенок с развитым межличностным интеллектом, может многое не знать, но всегда договорится с учителями или спишет у одноклассников.
Этот вид отвечает за умение чувствовать психику человека, а также распознавать свои мотивы, чувства, ценности и всю внутреннюю психическую жизнь. Внутриличностым интеллектом обладают дети, которые пишут дневники и размышляют о себе, а также психологи и писатели. Этот вид не востребован в школе и является одним из самых поздноразвивающихся. Чем больше человек способен понимать, что с ним происходит, тем он более стрессоустойчив. Если ребенок не умеет справляться с собой, то могут случаться срывы и депрессии. Внутриличностный интеллект может быть только врожденным, и его нельзя развить.
Ранее это был самый востребованный вид интеллекта, но сейчас ситуация изменилась. Им обладают ветеринары или просто люди, которые любят животные или растения.
Кроме того, выделяют технический, эстетический и экзистенциальный виды интеллекта, которые отвечают за умение работать с механизмами, чувствовать красоту и способность понимать и видеть смыслы, соответственно.
Не нужно следовать неким стандартам
Умный ребенок – это широкое понятие. Своего ребенка важно понимать и знать его сильные и слабые стороны. Вернемся к вопросу воспитания: что делать, если что-то у детей развито лучше, а что-то хуже? Есть несколько базовых стратегий. Можно подтягивать слабые стороны или вложить все силы на преимущества. Никто не знает, как правильно, и очень хорошо, если получится сочетать эти стратегии. Обязательно нужно сначала подумать про себя, так как наши способности – это наш огород и хозяйство, поэтому не нужно следовать неким стандартам.
Петрановская о том, нужно ли делать уроки вместе с детьми
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Источник фото: Julia M Cameron: Pexels
Не секрет, что современных родителей начинает трясти только от одной мысли о надвигающемся школьном сезоне. А все потому, что в сложившихся реалиях они порой проводят за учебниками больше времени, чем в свою школьную бытность.
25 августа Людмила Петрановская в рамках онлайн-лекции «Снова в школу» поделилась своими мыслями на этот счет. По словам психолога, она получила более 1000 вопросов, переполненных вполне понятной тревогой. Но непонятно другое – почти все они декларируют слишком категоричные установки, придавая окружающей действительности исключительно черно-белую окраску. Отсюда мы получаем крайности, в которые то и дело бросаются выбитые из колеи родители.
Одни из них могут часами нависать над своим чадом, лишь бы все было сделано по линеечке, другие готовы бросить его на произвол судьбы, и пусть барахтается сам.
Чего вы хотите добиться?
Но правда в том, что в мире нет ни одного ребенка, которого надо было бы пустить на самотек, так же, как нет ни одного ребенка, которого следовало бы тотально контролировать. Тут вопрос в другом. Сначала спросите себя, а зачем вам надо делать с ним уроки. Чтобы что? Чтобы все было правильно и без помарок? Поздравляем! Вы только что подписались учиться за него.
И это очень принципиальный момент. При такой постановке задачи мы думаем не о ребенке, а о том, чтобы в тетрадке все было хорошо. А ребенок. это лишь инструмент, который механически выполнит работу. А потом учительница поставит НАМ пятерку, чему МЫ несказанно порадуемся.
Когда мы беспокоимся об оценках, мы больше походим на надзирателя, следящего за бесправными работниками на плантациях. Его не интересуют ни чувства работников, ни их эмоциональное состояние. Его интересует лишь собранная норма урожая. Читай: оценки. Но мы-то не надзиратели. Родитель – это взрослая заботливая фигура, рядом с которой ребенку хорошо и спокойно. Вспоминаем незыблемые заветы из бестселлера Петрановской «Тайная опора». Наша цель – это здоровый, эмоционально стабильный ребенок, который растет на радость маме и папе, а урожай и грядки в виде оценок – лишь средства.
Гораздо логичнее занять участливую позицию тьютора или коуча, когда в фокусе нашего внимания – ребенок, его самочувствие, эмоциональное состояние, а не идеальная каллиграфия в прописях. И как только в сознании родителя случается эта перестройка, все встает на свои места. Масштаб бедствия стремительно сокращается, ситуация обретает осязаемые формы, и перед нами вырисовываются логичные и правильные шаги, которые способны приблизить нас к цели.
Источник фото: Brigitte Werner с сайта Pixabay
Что дальше?
Все, как обычно, индивидуально. Здесь нет универсального рецепта или набора волшебных слов, способных наладить домашнюю работу. Участие и помощь родителей в этом процессе может выражаться очень по-разному в зависимости от того, что нужно конкретному ребенку в данный конкретный момент.
Одному нужно напомнить про уроки, потому что его увлекает совершенно другая деятельность, с другим – посидеть рядом, потому что ему одному тоскливо, третьему надо медленно объяснить, потому что в классе было шумно и он не смог вникнуть, и т. д. Иногда эта помощь заключается в том, чтобы просто приободрить, рассмешить, утешить или сделать перерыв на чай. Есть дети, которым сама программа дается легко, но портфель они могут собрать только к 3-му классу, или им сложно вставать по утрам и собираться. Определить характер этой самой помощи и есть задача родителей.
А как же знания?
Как утверждает Людмила Владимировна, основная задача начальной школы – это вовсе не освоение программы. Это обучение метанавыкам. И главный из них – это умение учиться. Ведь научиться читать и писать на самом деле проще, чем научиться грамотно организовывать свою учебную деятельность. И в наши дни важность этого навыка сложно переоценить. Мы теперь живем в реальности, где люди учатся постоянно. Не выйдет окончить школу и институт и потом всю жизнь на этом ехать.
Если посмотреть под этим углом, то вырисовываются совершенно другие задачи. Пусть задание будет выполнено неидеально, но зато вы с ребенком узнаете, как для него удобнее и продуктивнее. С каких заданий лучше начинать работу? С легких или сложных? Умеет ли ваш ребенок отделять главное от второстепенного? Может ли он быстро переключаться с одной деятельности на другую? Вот ваш ребенок знает это про себя? Вы сами-то про себя это знаете? Поверьте, все это гораздо важнее, чем сделанные уроки.
Тем временем 90% родителей предпочитают действовать наверняка, минуя стадию проб и ошибок. Начиная с младших классов они сами узнают домашние задания для своих детей и судорожно сверяют результат выполненной работы с товарищами по несчастью. Некоторые учителя уже даже не пытаются донести что-либо до детей, сразу отправляя задания в родительские чаты. Получается, что мы сами устанавливаем эти порочные правила игры, давая понять, что учимся здесь мы.
Но школа – это ответственность ребенка
К сожалению, современные родители загнали себя в угол, полностью забрав ее себе, а теперь взывают к помощи именитого психолога, заваливая его риторическими вопросами «Как сделать так, чтобы он. ». Но ответственность – штука такая: если она у тебя, то у меня ее нет. Вот и все. Если с самого начала все контролировать, с чего бы ребенку волноваться? Вам надо – вы и переживайте.
Источник фото: Max Fischer: Pexels
А если он не хочет делать уроки?
Справедливое замечание в сложившейся реальности. Пора перестать морочить голову и принять объективную реальность. Наша школа во многом архаичная, не соответствует требованиям времени, часто очень скучная, оторвана от жизни и практики, дает много сведений и требует их знать, не давая сути.
Например, как объяснить ребенку, зачем нужны формулы по физике? Никак. Знать надо, как устроен мир вокруг нас. А формулы – это просто способ записи этих знаний. Но вдумайтесь, как выглядит ситуация в глазах ребенка? От него зачем-то требуют выучить безликие формулы, научиться туда подставлять циферки, что-то считать, и все это в итоге называется решить задачу. Смысла процесса он не понимает. Нет никакой связи с его опытом. И возникает закономерный вопрос: «Зачем мне все это?»
Чтобы вам было легче принять этот факт, знайте, что кризис системы образования выходит за рамки национальной проблемы и имеет общемировой масштаб. Конечно, с поправками на экономику каждой конкретной страны.
Так что невозможно «сделать так, чтобы он. ». Невозможно вложить в другого человека желание делать то, что ему неинтересно. Вот лично вас может ли кто-то замотивировать на то, что вам неинтересно? Наверное, да. Но для этого нужно провести глобальную работу, чтобы в этом неинтересном вы увидели что-то близкое и важное для себя. Можете ли вы провести эту работу вместо школы? Школы, где вас нет, где вы ничего не определяете и ни на что не влияете? Нет! Но если вы продолжите ставить перед собой такую задачу, вы постоянно будете чувствовать себя плохими родителями, которые не справились.
Мы взрослые, и наша обязанность – навести резкость в этом вопросе. Вместо тщетных попыток «сделать так, чтобы он», вы можете делиться с ребенком тем, что интересно вам, даже если это не совпадает со школьной программой. Вы можете показать ему способы поиска дополнительной информации. Но только показать.
То, что ему трудно сесть за уроки, это понятно и нормально. Нам с вами тоже трудно. Прокрастинации посвящено множество современных книг и тренингов, и все они адресованы взрослым. Перестаньте драматизировать и считать, что ребенок над вами издевается, превращая вашу жизнь в ад. Отнеситесь к этому как к задаче грамотно организовать свою работу, мотивировать себя, научиться делать то, что не хочется. Это тоже очень важный для жизни метанавык. Это гораздо продуктивнее, чем скандалить, требовать или искать волшебные слова.
Школа – это возможность
Несмотря на то, что среднестатистически школа – это неинтересно, местами тяжело и непонятно, не нужно ее излишне демонизировать. Школа – это часть жизни. Мы не можем отложить ее на 30 лет, пока она не трансформируется в лучшую сторону. Поэтому разговоры о ней должны быть честными и носить философский характер.
Что еще важнее, школа – это всегда возможность, в которой будет много всего: и хорошего, и плохого, и приятного, и неприятного, и полезного, и бесполезного. Но в этом всем оттачиваются метанавыки: находить интересное в неинтересном, самому делать так, чтобы было интересно, конвертировать теоретические знания в практический опыт, настраиваться на продуктивную работу, а не проваливаться в панику перед скучными задачами, учиться «съедать» лягушку, отстаивать свою точку зрения и выстраивать межличностные отношения. Это и есть процесс обучения. Об этом и надо говорить с ребенком.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Что делать если трудно учиться петрановская
Прошёл год с выхода первой книги «Что делать, если…», её прочитало множество детей. А когда они её прочитали, то задали своим родителям новые вопросы: а что делать, если в доме пожар, а ты дома один или с младшим братом? а если ты поранился, а никого рядом нет? а если твои приятели собираются сделать что-то, что уже не похоже на просто шалость? а если в школе проблемы? — и много-много других. Эти вопросы родители передали мне, добавив ещё и своих. В общем, стало понятно, что надо писать продолжение книги. И вот оно перед вами. Я очень рада, что и над продолжением мы тоже работали вместе с замечательным художником Андреем Селивановым и что мягкий юмор его рисунков поможет детям разобраться в темах непростых, тревожных, а иногда и не очень весёлых.
Чем отличается новая книга? Тем, что дети стали старше. Им больше разрешают, им больше доверяют. Они уже не робкие малыши. Помните, мы говорили, что их ждёт возраст Тома Сойера? Ну, вот он и настал. Или приближается. Возраст инициативы, смелости, озорства, первых самостоятельных решений. Возраст, в котором так нужен успех, так важны друзья, так привлекают тайны и приключения, а родители как будто отходят на второй план. Кстати, согласно статистике, этот возраст — самый благополучный из всех, на него приходится пик здоровья и хорошего самочувствия: детская слабость и хрупкость уже позади, иммунитет сильный, а «изношенности» тела ещё никакой — всё новенькое и работает как часы. Можно бегать без устали, кричать во всё горло, есть снег горстями, лазать по деревьям, падать с велосипеда и роликов — и, в общем-то, ничего страшного обычно не случается. На душе тоже хорошо — детские тревоги отступают, а подростковые гормональные бури пока далеко, и настроение чаще всего ровное. Всё интересно, всё хочется узнать и попробовать, неприятности быстро забываются, да и родительский и учительский гнев, если честно, уже не так пугает. Ко взрослым уже «найден подход», им можно объяснить, пообещать, а на худой конец и наврать.
Родители в это время испытывают сложные чувства. С одной стороны, явное облегчение, гора с плеч — ребенок на глазах становится всё более самостоятельным, больше не нужно контролировать каждый его шаг, и даже можно поручить ему что-то важное, например присмотреть за младшим. Или хоть за котом. С другой — немного грустно, потому что он отделяется и отдаляется, уже не позволяет себя целовать при посторонних, не всё рассказывает, закрывает дверь в свою комнату, больше не суёт доверчиво ладошку в вашу руку, когда вы переходите дорогу, а в ответ на такое привычное, само собой вылетающее «малыш» или «зайчик» вы рискуете услышать недовольное: «Ну, мам…»
Хорошее время, сложное время. Именно сейчас, в 9—10 лет созревают участки мозга, которые обеспечивают саму возможность быть самостоятельным: от способности просчитывать отдалённые результаты действий до умения верно определять расстояние до движущегося объекта — а именно от этой способности зависит безопасность при переходе дороги. У кого-то это происходит чуть раньше, у кого-то — ближе к 11; только сами родители, хорошо зная своего ребенка, могут определить, к чему он уже готов, а к чему пока нет. Причём сегодня ещё может быть «нет», а прямо завтра — «да». Развитие идёт скачками, и родителю важно быть гибким, чтобы успевать за ростом ребенка.
Если основной темой первой книжки был страх и способы его преодоления, то в этой речь пойдет прежде всего о выборе, о принятии решений, об ответственности. Для младших детей, сознающих свою слабость в огромном мире, главное — справляться с тревогой, чтобы страх не мешал узнавать новое. Для «томов сойеров», уверенных в своей неуязвимости и удаче, важнее уметь оценивать риски и знать, что иногда все же стоит испугаться.
И здесь очень важна роль родителей, хоть и кажется, что самого ребенка сейчас больше интересуют сверстники, чем мама с папой. Да, за ручку его больше не поводишь, но именно прочный семейный тыл, уверенность ребёнка в том, что вы — на его стороне, всегда поймёте и защитите — лучшая гарантия безопасности. В этом возрасте, предчувствуя скорое отделение от родителей, дети часто боятся оказаться ненужными, у них бывают страхи и фантазии, что они не родные, что их отдадут в детдом. Также они преувеличивают уязвимость взрослых: начиная чувствовать ответственность за близких, не очень пока понимают, где она заканчивается, вот и боятся, что взрослый слишком расстроится, «не переживёт», если узнает о них что-то неприятное. Поэтому они скрывают проблемы, врут, пытаются всё решить сами, часто запутываясь окончательно. Если вы хотите, чтобы в трудную минуту сын или дочь пошли к вам за помощью и советом, они должны знать, что вы не рассыплетесь, не заболеете и не умрёте от информации о них. Не будете обвинять, орать, оскорблять и бить. Не разлюбите, не откажетесь.
Мы по-прежнему задаём своим детям систему ценностей — свои у них появятся только в юности. Если родитель считает, что «ничего страшного, что я его отлупил и ему больно», то ребёнок тоже будет считать, что ничего страшного, если он подвергает себя опасности. Если родитель в любом конфликте солидаризируется с внешней силой (учителем, соседом, прохожим) против ребёнка, он будет уверен, что все вокруг враги и обращаться за помощью бесполезно.
А ещё среди многих вопросов от детей несколько раз повторился такой: «Что делать, если родители тебя не слушают, потому что им всё время некогда?» Я не стала отвечать на него в книжке, потому что не знаю, как. Что тут может сделать ребёнок? Заорать в ухо? Заболеть? Совершить правонарушение или получить травму, чтобы для него нашлось время? Так что переадресую этот вопрос вам. Придумайте что-нибудь, чтобы ваши дети считали себя важной частью вашей жизни, ведь на самом деле так оно и есть.
Очень может быть, и, наверное, так и будет, что после этой книги возникнут новые вопросы и придётся снова подумать о продолжении. Так что не прощаюсь. До встречи!
Помнишь, в первой книжке мы говорили о страхе? О том, зачем он нужен и как с ним справляться. И что делать, если потерялся в магазине, если кто-то незнакомый звонит в дверь или если боишься темноты.
Сейчас ты стал старше.
Ты уже не станешь плакать оттого, что мама в магазине куда-то подевалась — знаешь, что сейчас найдется. И в монстров под кроватью, наверное, уже не веришь (ну, если только иногда). И дома одному оставаться тебе уже привычно.
Скорее всего, ты уже пошёл в школу и теперь у тебя есть новое важное и не всегда простое дело — учёба.
Тебе разрешают то, чего не разрешали раньше. Например, самому ходить в магазин. Или гулять без взрослых. И при этом тебе надо самому думать головой о том, что ты делаешь и какие у этого могут быть результаты.
От тебя ждут помощи — родители оставляют с тобой младшего брата или сестру. И надеются, что ты сможешь о них позаботиться и будешь знать, что делать, если они поранятся или в доме начнется пожар.
В общем, гораздо более взрослая становится у тебя жизнь. Ответственная.
Поэтому вот эта, вторая книжка, она про ситуации более трудные. Такие, где нужно быстро принимать верные решения, не паниковать и помогать другим.
А ещё она про ситуации, сложные в другом смысле. Не когда пожар, а когда не знаешь, как поступить. Если твои друзья предлагают тебе что-то плохое, а ты не хочешь этого делать и с ними поссориться тоже не хочешь. Очень трудно бывает решить, как себя вести. Или когда сам с собой не знаешь, что делать. Вроде понимаешь, как правильно, а получается по-другому. Тоже непростая ситуация.
Ты вырос — выросли сложности. Там, где раньше можно было просто слушаться взрослых, теперь приходится думать и действовать самому.