что делать если хочешь причаститься
Как готовиться ко Святому Причащению
Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.
Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3–7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.
Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.
Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.
После Св. Причащения
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29‑е; свт. Никифора Исповедника 9‑е; Тимофея Александрийского 5‑е и I Вселенского Собора 13‑е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак (для болящих на практике делаются послабления), 9‑е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).
Как подготовиться к причастию?
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Как готовиться к причастию ребенку? Какие молитвы нужно прочитать? Возможно ли соблюсти все требования беременным или кормящим мамам? Масса недоумений возникает у тех, кто впервые решился сам или с детьми участвовать в главном таинстве православной Церкви.
Мы попросили ответить на несколько самых популярных вопросов опытных священников.
Как готовиться к причастию: что читать?
В православном молитвослове, даже самом кратком, вы найдете последование ко Святому Причащению, состоящие из канона и нескольких молитв. Все это нужно прочитать накануне вечером или утром, перед Божественной литургией. Дополнительно читают три канона: Спасителю, Богородице и Ангелу-Хранителю. Их можно читать в течение нескольких дней перед Причастием. Молитвенное правило христианина может быть скорректировано священником, принимающим исповедь, в зависимости от жизненных обстоятельств. По окончании литургии нужно выслушать в храме или прочесть по молитвослову благодарственные молитвы по святом причащении.
Обычная подготовка к причастию включает пост (отказ от пищи животного происхождения, развлечений и супружеских отношений от 1 до 3-х дней), исповедь (раскаяние в грехах в присутствии священника и получение прощения), вечернее богослужение, чтение последования ко причащению и канонов. Тем, кто пришел в храм впервые, священник во время исповеди может скорректировать индивидуальную подготовку к причастию: меру поста или вид молитвенного правила.
Как готовиться ребенку к причастию?
Иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, директор Свято-Димитриевской школы, отец 9 детей, Москва
Чтобы подготовить детей к причастию, прежде всего важно объяснить им, что это такое. Здесь правильно будет говорить правду, а именно то, что причастие – это Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это ребенку стоит объяснить с самого начала. Неправильными являются слова, которые употребляют некоторые родители: «хлебушек с вином», «сладкий хлебушек». Таких слов говорить детям не нужно, потому то это неправда.
Важно рассказать ребенку, что причастие – это Божественный свет, огонь Божественной любви, который может очистить и освятить душу. Если же приступать к причастию без специальной подготовки, то этот огонь может душу обжечь.
Подготовка ребенка к причастию состоит прежде всего из работы души: нужно примириться со всеми, попросить прощения за наши плохие поступки у Бога и людей. Если ребенок уже взрослый, то для того, чтобы просить прощения у Бога, он может участвовать в таинстве исповеди. Возраст, с которого дети начинают исповедоваться, и частота исповеди обсуждаются родителями с духовником семьи, без которого будет трудно найти правильное решение. В целом дети с 7 до 10 лет начинают участвовать в исповеди, но могут причащаться и без нее.
Многие вопросы, касающиеся подготовки ребенка к причастию, обсуждаются в документе, принятом архиерейским совещанием Русской Православной Церкви «Об участии верных в евхаристии». Особенно подчеркивается важность того, чтобы родители приступали к Чаше вместе с детьми. Правильному отношению ребенка к причастию способствует то, что он видит подготовку своих родителей, их благоговение к таинству. Детский пост перед причастием, конечно, отличается от взрослого. Начиная с трех лет юного христианина можно приучать к тому, что причащаться нужно натощак, чтобы к 7 годам он был готов к этому. Маленьким детям можно часто причащаться – каждое воскресенье или каждый раз, когда они приходят в храм. К переходному возрасту важно, чтобы причастие стало осознанным.
Важным элементом подготовки детей к причастию является личная молитва к Богу. С 7 лет стоит хотя бы одну молитву читать, можно начинать с тех, которые читает священник перед Чашей: «Верую, Господи, и исповедую…» и «Вечери твоея тайныя днесь». И обязательно объяснить их смысл, который может быть не всегда ими сразу воспринят. С возрастом молитвенное правило перед причастием может увеличиваться, с учётом возраста, духовного и интеллектуального развития ребенка.
Как готовиться к причастию беременной?
Иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, директор Свято-Димитриевской школы, отец 9 детей, Москва
Беременность – особый период в жизни семьи, в первую очередь женщины. В это время важна внутренняя жизнь беременной, поскольку то состояние, в котором она находится, в какой-то степени влияет и на развивающего в ее утробе младенца. Конечно, для христианки участие в таинстве причастия является важнейшей встречей со Христом, возможной здесь, на земле. Оно может происходить так часто, насколько это для нее посильно.
Если до наступления беременности женщина привыкла поститься строго, учитывать в молитвенном правиле не только последование ко причащению, но и три канона, то теперь это может оказаться невозможным. И вместо того, чтобы причащаться чаще, она, чувствуя, что не может исполнить все, станет причащаться реже, что, конечно, будет неправильно. Об этом говорится в документе, принятом архиерейским совещанием Русской православной Церкви 3 года назад, «Об участии верных в евхаристии». Для тех христиан, кто приступает к Чаще раз в неделю или раз в 2 недели, правило для подготовки должно быть несколько иным: достаточным считается пост в течение дня накануне причастия, а молитвенная подготовка включает проследование ко причастию (канон и молитвы). Если эта практика относится ко всем, кто часто причащается часто, то для женщины во время беременности возможны ещё бОльшие послабления: пост может быть вовсе отменен или же ограничиваться невкушением мясной пищи, если это не приводит к нежелательным последствиям для здоровья (если нет анемии, например).
Во время молитвы не обязательно стоять – будущей маме вполне можно молиться сидя. И приходя в храм нужно не стесняться и сесть. Если женщина чувствует себя нехорошо, задача близких помочь, чтобы ей было по силам присутствие в храме.
Если беременная христианка лежит на сохранении (дома или в больнице) и не имеет возможности прийти в храм на исповедь и причастие, то, конечно же, нужно пригласить священника. Очень важно, чтобы женщина могла исповедаться и причаститься, и не стоит думать, что это невозможно вне стен храма.
Как готовиться к причастию кормящей?
Иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, директор Свято-Димитриевской школы, отец 9 детей, Москва
Когда женщина становится матерью, для нее участие в богослужениях, таинствах, становится значительно более сложным, чем даже в период беременности, если, конечно, беременность протекала в штатном режиме. Для того, чтобы прийти на исповедь, причаститься, маме с ребенком нужно приложить особые усилия.
В идеале, конечно, было бы прийти на службу не в праздничный, а в будний день, заранее узнав расписание на сайте храма и уточнив по телефону, то в этот день будет исповедь. Договориться со священником об исповеди заранее проще, если есть духовник. Было бы здорово прийти в храм не одной, а с мужем или бабушкой, которые могли бы побыть с ребёночком, пока мама будет исповедоваться. Важно ребеночка приготовить к тому времени, чтобы ему было посильно провести эти 20 минут без мамы: хорошенько накормить, переодеть, чтобы он либо спал в коляске, либо в крайнем случае был на руках у мамы, сытым и довольным.
Нужно понимать, что для женщины рождение ребенка, его кормление и воспитание, является служением Богу и Церкви. Поэтому не нужно смущаться тем, что мало времени остается на молитву, не всегда успеваешь прочитать утреннее и вечернее правило, редко получается прийти целиком на литургию. Это время, когда женщине важно молиться Богу, помнить о Нем, и свою веру и любовь к Богу постараться ребеночку передать с молоком.
Мне кажется, что главное – желание мамы причаститься. Если оно есть, то можно все естественные сложности, связанные с материнством, преодолеть.
Как готовиться к причастию молодой маме?
Протоиерей Андрей Ромашко, клирик храма Казанской иконы Богородицы п. Краснообск, руководитель православного подросткового клуба «Ковчег», отец 8 детей, Новосибирская область
Подготовка к причастию мирян четко описана в документе «Об участии верных в Евхаристии». Например, перед причастием необходимо быть на вечернем богослужении и не опаздывать на литургию, а исключение возможно для инвалидов и родителей с маленькими детьми. А недавно родивших и кормящих мам, безусловно, можно отнести к ним.
Итак, звоним в храм (отправляем туда мужа, маму, свекровь) с вопросом: как причаститься молодой маме? Вы говорите, например, «я кормящая мама, у меня трое погодков, помощников нет, приду одна со всеми детьми!» Желательно услышать ответ от священника, а если его нет от библиотекаря, катехизатора или свечницы. Помните, что не все работники храма одинаково компетентны: сторож или уборщица могут сказать совсем не то, что нужно. А вам необходимо получить ответы на три принципиальных вопроса:
1. Когда прийти на исповедь? Реально ли в вашей конкретной ситуации (дети, кормление грудью, беременность) сделать исключение и исповедаться не во время богослужения, чтобы не оглашать храм плачем младенца?
2. Какие молитвы читать перед Причастием? Минимум это Последование ко Святому Причащению, как оно напечатано в Молитвослове. Если вам совсем некогда, найдите в планшете или смартфоне аудио этих молитв и слушайте. Можно сесть или прилечь, если кормите. Главное внимательно слушать и молиться.
3. Как поститься? Для беременных и кормящих мам есть послабления: только один день или вообще без поста. Что потребуется в вашей конкретной ситуации нужно выяснить заранее.
Если вы не беременны, не кормите, есть с кем оставить детей – действуйте как все, не давая себе лишних послаблений. Ну, а если вам реально сложно, а особых поблажек вам порекомендовали не делать – не расстраивайтесь, просто ваш батюшка в душе хирург. Вы справитесь, разберетесь или найдете батюшку-«терапевта». Главное начать, а дальше Господь поможет!
Протоиерей Валентин Асмус: Подготовка к Причастию — трудные вопросы
Выступление протоиерея Валентина Асмуса, настоятеля Покровской церкви в Красном Селе на круглом столе «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса» 27 декабря 2006 года.
Из всех даров, врученных священству наибольший — тайносовершение, и прежде всего — Божественная Литургия. Это — дар, данный Церкви, всем верующим. Священник — не хозяин этого дара, но раздаятель его, отвечающий перед Богом за то, чтобы никто не остался лишним на «пиру веры». Самое отрадное в нашей церковной жизни — «евхаристическое возрождение», предуказанное еще св. праведным Иоанном Кронштадтским.
Мы не имеем право отказывать христианам, желающим приобщиться Святых Христовых Таин. Единственным препятствием здесь является длящееся состояние смертного греха. Причастие должно быть глубокой внутренней потребностью. Недопустимо причащаться формально, по внешним причинам: потому что Шмеман велит причащаться каждое воскресенье, или потому что мама попросила, или потому что все идут…
Причастие — дело личное, самое главное событие в жизни человека. Священник должен напоминать прихожанам о важности причащения. Но не нужно требовать полного единообразия. Когда ко мне приходит т.н. «малоцерковный» человек, я говорю ему, что непременный долг христианина — ежегодное причащение. Имеющим обыкновение ежегодного причащения я говорю, что неплохо бы причащаться во все многодневные посты и в день Ангела. Ходящим в церковь регулярно и ищущим духовного руководства я говорю о желательности причащения раз в месяц или раз в 3 недели. Кто хочет чаще — может и каждую неделю, и еще чаще. Есть люди, стремящиеся причащаться ежедневно. Это — люди одинокие, немолодые, немощные. Я не могу им отказывать, хотя считаю, что даже они должны всякий раз исповедоваться.
Нормы поста и воздержания для каждого определяются индивидуально. Если человек причащается раз в год, почему бы ему не поговеть неделю, как это было раньше? Но если причащаются каждую неделю, поститься, наверное, можно не более 3 дней. При этом, трудно заставлять поститься в субботу, помня, сколько было пролито чернил для осуждения латинского субботнего поста.
Здесь встаёт и проблема «двойной морали»: священнослужители не постятся ни в субботу, ни в другие непостные дни, когда на следующий день они причащаются. Очевидно, что церковный порядок не требует от священнослужителя поста перед причащением не потому, что он «лучше» мирянина, а потому, что он причащается чаще мирянина. Трудно предписывать другим то, чего сам не исполняешь, и представляется, что единственный здравый способ изживания «двойной морали» — приближение меры поста часто причащающихся мирян к мере духовенства, в соответствии с этой самой частотой. Не имеют канонических оснований распоряжения тех настоятелей, которые решают проблему в обратном направлении, обязывая подчиненных клириков воздерживаться от мяса определённое число дней перед причащением.
Безотносительно к Причащению мера поста различна у разных людей. Нельзя требовать строгого поста от больных, детей, беременных и кормящих матерей. Нельзя его требовать и от не имеющих привычки к посту или от находящихся в стеснённых жизненных условиях: живущих в неверующих семьях, находящихся в армии, в больнице, в тюрьме. Во всех этих случаях пост или смягчается (и здесь есть возможность многостепенной градации) или совсем отменяется.
Вряд ли целесообразно требовать воздержания от пищи и пития от младенцев до 7-летнето возраста: момент мистической встречи со Христом, которую не может не ощущать детская душа, не должен заслонять и омрачаться голодом для ребенка не только тягостным, но и совершенно непонятным. Бывает, что человеку необходимо срочно принять лекарство: в случае сердечного приступа, головной боли и т.д. Это никак не должно быть препятствием к причащению. Для страдающих диабетом необходим частый приём пищи, что тоже никак не лишает их права приобщаться Святых Таин.
В наши дни большое развитие получили паломнические путешествия. Часто они приурочены к большим праздникам. Бывает жалко, когда христианин не может причаститься в праздник из-за того, что в пути он не мог соблюсти пост по всей форме. В таких случаях также необходимо послабление.
Есть и проблема супружеского поста. Это деликатная сфера, и, наверное, не следует подвергать прихожан допросам на эту тему. Если же они сами хотят исполнить все правила, нужно им напоминать слова Апостола языков, что у супругов пост должен быть только по взаимному согласию. Если один из супругов — неверующий или даже если они находятся на разном духовном уровне, оба будучи православными, навязывание воздержания менее духовному супругу может иметь очень тяжелые последствия. И если верующий человек, состоящий в браке, хочет причащаться, невоздержность его мужа или жены не должна быть препятствием к причащению.
Проблемой является и молитвенная подготовка к Причащению. Вспомним, что в наших литургических книгах делается различие между грамотными и неграмотными, и последним разрешается не только все келейные правила, но даже церковные службы (вечерню, утреню…) заменять Иисусовой молитвой. В наше время неграмотных, вроде бы, и нет, но зато есть люди, только начинающее осваивать церковные книги. Современный человек погружен в круговращение мирской суеты гораздо больше, чем это было лет 300 назад. Многим современным людям трудно читать монашеское правило: три канона и акафист. Целесообразно требовать чтения Последования к Причащению или по меньшей мере 10-ти молитв из него. Иначе прихожанин начинает добросовестно вычитывать 3 канона, а до Последования по недостатку времени так и не доходить. Но если человек не успел вычитать и Последование, но искренно хочет причаститься, трудно ему отказать.
Не всем и не всегда легко быть на Богослужениях накануне Причащения. Вряд ли кто будет требовать этого от старушки, которая только несколько раз в году собирается с силами, чтобы пойти в церковь и причаститься. Но это трудно также и рабочему, трудящемуся в вечерние смены, и матери маленьких детей. В общем, в наши дни трудно требовать посещения вечернего Богослужения накануне Причащения от всех, хотя, конечно, это нужно поощрять и приветствовать.
Практика исповеди перед каждым Причащением в общем и целом себя оправдывает. Это требует, при частом причащении прихожан, большого напряжения сил от священников. К сожалению, в некоторых случаях это оборачивается тем, что священник, для облегчения своей жизни, препятствует частому причащению своих прихожан, ограничивая причащение постными периодами, препятствуя причащаться на Пасху, в другие праздники, хотя церковное правило (66-е VI Вселенского Собора) предписывает причащаться каждый день Светлой Седмицы (о посте, естественно, в этом случае не может быть речи).
Пасха и Рождество — праздники, когда в церковь приходит множество людей «нецерковных». Наш долг — уделить им все возможное в такие дни внимание. Поэтому прихожан нужно исповедовать накануне, скажем, в первые 3 дня Страстной Седмицы. Разумеется, исповедавшийся и причастившийся в Страстной Четверг может причаститься и на Пасху. Вообще говоря, причащение на Пасху — отрадное достижение нашей церковной жизни последних десятилетий. Но, к сожалению, это достижение — не всеобщее. Некоторые настоятели вообще не причащают народ на Пасху (вероятно, чтобы не перетрудиться), а другие согласны причащать только тех, кто исправно пропостился всю Св. Четыредесятницу. В таком случае чтение Пасхального слова св. Иоанна Златоуста, где к причащению призываются постившиеся и непостившиеся, превращается в пустую и лицемерную формальность. Пасха — день, когда многие наши современники приходят в церковь первый раз. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы встреча этих людей со Христом состоялась. Их необходимо исповедовать, если они того хотят, и, может быть, также причастить.
Несомненно, положительно изживание в наши дни «общей исповеди». Однако если прихожанин, хорошо известный священнику, подходит к аналою и говорит, что хочет причаститься, священник, наверное, может ограничиться чтением разрешительной молитвы.
Нельзя отрицать важного значения епитимии в деле духовного возрождения человека. В некоторых случаях может применяться и отлучение от причащения на определенный срок. В современных условиях этот срок не должен быть продолжителен. В то же время, некоторые самопровозглашенные старцы практикуют годовое и даже двухлетнее отлучение не только от Причащения, но и от посещения храма. В наше время это приводит к расцерковлению людей, которые до этой неудачной епитимии уже успели привыкнуть к регулярному посещению Богослужения.
В заключение хотелось бы привести цитату из свт. Иоанна Златоуста, отвечающую на многообсуждаемый в наше время вопрос о частоте причащения. Как видим из этих слов святителя, и в его время сталкивались различные практики причащения: кто-то причащался весьма часто, а кто-то — раз или два в году (и не одни только отшельники и пустынники).
«Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие — дважды, а иные несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и находящимся в пустыне — потому что они причащаются однажды в год, а иногда и через два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестию, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие — ни однажды… Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам» (ПСТ, т. 12, кн. I, Москва, 2004, с. 153-154).
Таким образом, святитель не объявляет формально обязательной одну из существовавших в его время практик причащения, как это делают некоторые модные ныне доктрины, но устанавливает внутренний, духовный критерий.
Первый — в Лавре я наблюдал такую сцену. Мама чуть не плачущим голосом просит иеромонаха причастить мальчика. Иеромонах ей говорит: «Так он же не исповедовался.» Она:»Сыну семь лет только сегодня исполнилось». Он: «Нет, без исповеди нельзя.» Как жаль, что она не сообразила сказать, что он родился вечером.