знание соответствующее какому то моменту действительности
Знание соответствующее какому то моменту действительности
Тема. ГНОСЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
I. Интеллектуальная разминка
1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно- исторической практикой.
2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности.
3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания.
4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии?
5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом.
6. Сомнение в достоверности добытых знаний.
7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки.
8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей.
9. Способ теоретического освоения действительности.
10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир.
11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания.
12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе.
13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки.
14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности.
15. Отображение мира в духовных образах.
16. Постижение действительности с помощью теоретических средств.
17. Виды духовно-познавательной деятельности.
18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности.
19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания.
20. Способность к рациональному мышлению называется _______.
21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей.
22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения.
23. Наука о законах и формах мышления.
24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности.
25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и богу.
II. Задачи, упражнения, комментарии
1. Г. Галилей писал: «Философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя прочесть книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики, а ее буквы – это треугольники, квадраты, кружки, шары, конусы, пирамиды и другие геометрические фигуры, без помощи которых ум человека не может понять в ней ни слова; без них мы можем лишь наугад блуждать по темному лабиринту».
· Действительно ли философия написана на языке математики?
· Почему у Галилея сложилось такое мнение?
· Есть ли у философии свой язык? Каков он? Приведите примеры.
2. Процесс познания, по словам В. И. Ленина, «идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».
· Каков смысл этого суждения?
· Что такое «живое созерцание»? Что такое абстрактное мышление?
· Исчерпывается ли ими процесс познания? Ответ аргументируйте.
3. «Во всем послушать жизнь стремясь,
Спешат явленья обездушить,
Забыв, что если в них разрушить
То больше нечего и слушать» (Гете).
· Что значит «явленья обездушить»?
· Что такое «одушевляющая связь»?
· Против какой гносеологической установки предупреждает поэт?
· С какой особенностью русской философии связано это суждение?
· Согласны ли Вы с ним?
· Разве безнравственные люди не познают мир?
· Почему для постижения истинного знания важна нравственная сторона дела?
· Сравните это высказывание Киреевского с суждением французского писателя Рабле: «Знание без совести – погибель души».
5. Прокомментируйте следующее утверждение: «Познать мир до конца – это было бы чудом сосчитанной бесконечности».
III. Заполните таблицы
1. Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии
3. Гносеологический оптимизм
2. Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами
Гносеологическая позиция | Представители | Суть спора | Сила | Слабость |
аргументов |
3. Основные характерные черты истины
Основные черты истины | Содержание характеристик | Примеры | |||||||||||||
Гносеология (от греч. gno-sis — знание, logos — слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme — знание) — раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания. Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя. В отличие от сознания, которое является единством ощущений, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей; познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. 2 Точки зрения на процесс познания в философии.В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: 1. Гностицизм (как правило, материалисты) оптимистично смотрит на настоящее и будущее познание; мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. 2. Агностицизм (часто – идеалисты) не верит либо в возможности человека познать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем и это условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники. Современная гносеология в своем большинстве строится на позициях гностицизма. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения: Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных сторон — чувственного и рационального. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом. Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Суждение — форма мышления, отражающая не только существенные и общие признаки предмета, но и свойства, связи и отношения между ними. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным (“Париж стоит на Сене”), либо ложным (“Ростов — столица России”). Понятие и суждение являются “кирпичиками” для построения умозаключений. 1. Все люди смертны (посылка). 3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием.) 3 Познание и практика.Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности (о чем также было сказано). С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно, целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфически человеческая форма деятельности, осуществляющаяся всегда в определенном социально-культурном контексте. Основные функции практики в процессе познания: 1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науки (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно “по заказу” практики. 3. Практика является опосредованной целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве “руководства для действия” по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни. 4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Открытие практической, социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Оказалось, что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного, знания к более полному, более точному и глубокому. 4. Многообразие форм знания и познавательной деятельности.Классификация (типология) форм знания и по сей день остается сложной и во многом дискуссионной проблемой для разных философских направлений. И сегодня справедливы слова Л. Витгенштейна о том, что не существует строгого употребления слова “знание”. Попытаемся все же выделить хотя бы некоторые формы последнего и рассмотреть их основные особенности. Мифологическому мышлению свойственно его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождение (генезиса) и сущности явлений и т.д. Объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении (генетизм). Одной из древних форм познания, генетически связанной с мифологией является религиозное познание. Особенности его определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами (природными и социальными). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не воспроизводили знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный самоценностный и доказательный характер. Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т. п. 5. Проблема истины в философии.Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого “грандиозного заблуждения” как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе. Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Так, среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своему внутреннему, идеальному проявлению и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном. Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубления, уточнения по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, “истина” о существовании эфира, понятие о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики. Проверка знания “на истину” практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение, а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас или полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Диалектичность практики, как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она, может окончательно доказать истинность тех или иных знаний. Электронные издания (электронные ресурсы)Практическая работа № 7 Тема: Философское учение об истине. Концепция истины. Цель:сформулировать и раскрыть смысл философского понятия «истина», что критерий истины – практика. Комплексно-методическое обеспечение (КМО) Мультимедийный проектор 2) Печатные издания: 1. Ивин А.А. Основы философии [Текст]: Учебник / А.А. Ивин, И.П. Никитина. – М.: Юрайт, 2016. – 478 с. 2. Матяш Т.П. Основы философии [Текст]: Учебник / Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмянов. – Ростов н/Д, Феникс, 2017. – 320 с. 4. Основы философии [Текст]: Учебник / под ред. В.П. Кохановского. – М.: КноРус, 2016. – 240 с. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Гуревич П.С. Основы философии: учебник [Электронный ресурс]. – М.: КноРус, 2015. Режим доступа: http://www.book.ru/book/916566 2. Ивин, А.А. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для СПО / А.А. Ивин, И.П. Никитина. – М.: Юрайт, 2018. – 478 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru 3. Зайкина Т.В. Философия. Основы философских знаний [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов технических ВУЗов (по всем направлениям подготовки бакалавров)/ Зайкина Т.В. – Электрон. Текстовые данные. – Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. – 56 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75399/.html. – ЭБС «IPRboks» Задание №1 Ответьте на вопросы: 1. Процесс приобретения и развития знаний, обусловленный общественно-исторической практикой – это? 2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности – это? 4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии? 5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом? 6. Сомнение в достоверности добытых знаний? 7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки? 8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей? 9. Способ теоретического освоения действительности? 10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир? 11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания? 12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе? 13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки? 14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности? 15. Отображение мира в духовных образах? 16. Постижение действительности с помощью теоретических средств? 17. Виды духовно-познавательной деятельности? 18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности? 19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания? 20. Способность к рациональному мышлению называется? 21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей? 22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения? 23. Наука о законах и формах мышления? 24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности? 25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и богу? Задание №2 Прокомментируйте следующее утверждение: «Познать мир до конца – это было бы чудом сосчитанной бесконечности». Задание №3 Заполните таблицы:
Основные характерные черты истины Решение задач «Самостоятельная работа 3.4», |