знание основ педагогического общения это какая компетентность методиста
Статья на тему «Методическая компетентность учителя»
Методическая компетентность учителя
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Иными словами, основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей школьников.
Что же такое компетентность? Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.
Реализация потребностей современного общества в системе образования невозможна без качественной подготовки квалифицированных специалистов, прежде всего, учителей, обладающих профессиональной компетентностью. Обратимся к структуре профессиональной компетентности учителя, которая включает в себя следующие компоненты:
научно-теоретическая компетентность (владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для реализации профессиональной деятельности);
методическая компетентность (владение методами и способами организации педагогического процесса);
психолого-педагогическая компетентность (знание и учет психологических и возрастных особенностей учащихся);
профессиональная позиция учителя (заинтересованность в эффективности своей профессиональной деятельности).
Более детально остановимся на понятии «методическая компетентность», приобретающую в последнее время все большую актуальность в связи со стремлением вырастить поколение, способное разобраться в огромном потоке разного рода информации. Чтобы легче усвоить содержание понятия, разобьем его на отдельные составляющие. Итак, методическая компетентность – это, во-первых, вид профессиональной компетентности, во-вторых, данный вид компетентности включает в себя систему знаний, умений и навыков, необходимую для эффективного осуществления профессиональной деятельности учителя, и, наконец, третье составляющее, оптимальные сочетания методов оперирования с педагогическими объектами.
В структуре методической компетентности выделяют 4 уровня:
методическая информированность (образованность) – естественные и приобретенные в процессе методической подготовки свойства и качества личности, проявляющиеся в стандартных ситуациях;
методическая грамотность – готовность выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами;
методическое творчество – способность решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях и нестандартными способами;
методическое искусство как высшее проявление компетентности. Однако этот уровень достигается немногими учителями и не может быть целью обучения в ВУЗе.
Для достижения более высокого уровня методической компетентности необходимо создать для учителей ряд условий:
современная информационная образовательная среда учебного заведения;
модернизация системы методической работы учебного заведения;
профессиональная позиция учителя.
Часто отождествляют понятия «методическая компетентность» и «методическое мастерство». И это не случайно, ведь эти понятия связаны смысловым единством и оба включают мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой аспекты.
Для более тщательного изучения методической компетентности учителя советуем обратиться к следующим исследованиям:
Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А. В. Хуторского.
Маслова И. С. Сущность и уровни методической компетентности учителя.
Соколова Г. А. Методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся.
Закончить свое выступление хочется словами М. Горького, который считал, что «плох тот учитель, который не учится или учится мало». И с ним трудно не согласиться, ведь профессия «учитель» подразумевает постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
Материал для методиста для оценки уровня компетентности педагога дополнительного образования
Технология оценки профессиональной компетентности
педагога дополнительного образования
В современной системе образования неотъемлемым качеством педагога должна являться его профессиональная компетентность – «осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности» (словарь В. И. Даля).
Новые модели оценки профессиональных компетенций педагога И.Н.Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПИ, к.псх.н.
Теоретические основы методики В.Д. Шадрикова
Основу создания критериальной базы для определения соответствия требованиям занимаемой должности и квалификационным категориям задает профессиональный стандарт, разработанный на основе анализа педагогической деятельности.
Разработанная модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиций системно-деятельностного подхода включает совокупность компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности.
Основные понятия методики В.Д. Шадрикова
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции:
1.Компетентность в области личностных качеств.
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3.Компетентность в мотивировании учащихся на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.
Компетентность в области личностных качеств:
1.Эмпатийность и социорефлексия
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности:
1.Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся
2.Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу
3.Умение вовлечь учащихся в процесс формулирования целей и задач
Компетентность в области мотивирования учащихся на учебную деятельность:
1.Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
2.Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации учащихся
3.Умение создавать условия для самомотивирования учащихся
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности:
1.Компетентность в методах преподавания
2.Компетентность в предмете преподавания
3.Компетентность в субъективных условиях деятельности
Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений:
1.Умение выбрать и реализовать общеобразовательную программу
2.Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы
3.Умение принимать решения в педагогических ситуациях
Компетентность в области организации учебной деятельности:
1.Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
2.Умение организовать учебную деятельность учащихся
3.Умение реализовать педагогическое оценивание
Критерии оценивания личностностной компетенции
1.1.Все учащиеся безбоязненно обращаются к педагогу за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.
1.2.Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания
1.3.Умеет поддержать учащихся и коллег по работе
1.4.Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого учащегося
1.5.Умеет анализировать причины поступков и поведения учащихся
1.6.Умеет организовать свою деятельность и деятельность учащихся для достижения намеченных целей занятия
1.7.Рабочее пространство педагога хорошо организовано
1.8.Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности
1.9.Своевременно вносит коррективы в намеченный план занятия в зависимости от сложившейся ситуации
1.10.Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой
1.11.Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы
1.12.Поведение и внешний вид педагога соответствуют этическим нормам
1.13.Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни
1.14.Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении
1.15.Высказывания педагога построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи
Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности педагога
2.Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др.
3.Собеседование с педагогом
4.Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций
5.Результаты опроса удовлетворенности учащихся и их родителей деятельностью педагога
6.Результаты учебной деятельности учащихся (и их динамика)
7.Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты
8.Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства
9.Используемые (созданные) способы и методы педагогической деятельности
10.Собеседование с руководителем (зам. руководителя) ОУ
11. Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования
12.Анализ дооплнительных общеобразовательных программ и материалов к занятиям
13.Результаты опросов и диагностики учащихся
14.Анализ результатов мониторинга качества образования
Карта оценки уровня профессиональной компетентности педагогических работников МБУ ДО ЦДО «Поиск»
Компетентность в области личностных качеств:
1. Эмпатийность и социорефлексия
Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности:
1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся
2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу
3. Умение вовлечь учащихся в процесс
формулирования целей и задач
Компетентность в мотивировании учащихся на осуществление учебной (воспитательной) деятельности:
1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности
2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации учащихся
3. Умение создавать условия для самомотивирования учащихся
Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений:
1. Компетентность в методах преподавания
2.Компетентность в предмете преподавания
3. Компетентность в субъективных условиях деятельности
Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности:
1. Умение выбрать и реализовать общеобразовательную программу
2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы
3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
Компетентность в организации педагогической деятельности:
1. Умение устанавливать
2. Умение организовать учебную деятельность учащихся
3. Умение реализовать педагогическое оценивание
КОМПЕТЕНЦИИ МЕТОДИСТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
КОМПЕТЕНЦИИ МЕТОДИСТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Современная система дополнительного образования страны модернизируется достаточно быстрыми темпами. Естественно, что значимая роль в этом процессе отведена непосредственно сотрудникам учреждений дополнительного образования, которые непосредственно на местах, используя свой профессиональный и личностный потенциал реализуют государственную программу развития дополнительного образования детей и взрослых.
Так в частности методисты учреждений дополнительного образования непосредственно на местах качественно реализуют возложенные на них обязанности для повышения качества функционирования учебного учреждения в целом. Прежде чем рассмотреть перечень необходимых компетенций методиста дополнительного образования, необходимо обратиться к «Профессиональному стандарту педагога дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018г., № 298н. В данном документе выделены трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, относящиеся к профессиональной деятельности методиста дополнительного образования, которые в свою очередь позволят выделить ниже те компетенции, которые можно назвать необходимыми для качественного выполнения должностных обязанностей методиста. Так, основываясь на материалах вышеназванного приказа можем определить:
-организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
— организация и (или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
— формирование предложений по определению перечня, содержания дополнительных образовательных программ, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.
— законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных;
— теория и практика маркетинговых исследований в образовании;
— методические основы маркетинговых исследований в образовании;
— тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых;
— психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам;
— современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых.
— формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования;
— обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования;
— организовывать апробацию разработанного инструментария исследования;
— распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования;
— использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами;
-производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению;
— обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа;
— разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность;
— обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме имеющегося «Профессионального стандарта образования детей и взрослых» работодатель, в ходе оценки качества профессиональной деятельности методиста, ориентируется и на имеющиеся у него компетенции. В данном случае будем основываться на данных Жадько Н.В. и Чуркиной М.А. отображенных в таблице «Треугольник развития».
Мягкие компетенции (soft skills) определяются Чулановой О.Л. как социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта, обладающих эмерджентностью, необходимых для успешного выполнения работы и соответствующих требованиям должности и стратегическим целям организации, это характеристика потенциального качества, позволяющего описать практически все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе [1].
Портланд Ю. в ходе рассмотрения soft skills выделяет такие их проявления как: умение убеждать людей (в случае профессиональной деятельности методиста не возможно представить себе его работу без этого умения. С учетом того, что кроме всего прочего, методист является человеком, который участвует во всех процессах педагогического взаимодействия, можем с уверенностью сказать, что умение убеждать максимально важно); умение управлять своим временем ( time менеджмент – основа своевременного исполнения должностных обязанностей методиста, более того, от конструктивного распределения рабочих дел самого методиста будет зависеть и работа всего педагогического коллектива в целом); правильное определение целей и задач в ходе трудовой деятельности, умение мотивировать окружающих на выполнение поставленных задач определяет профессиональный вектор всей деятельности педагогического коллектива, умение дать четкие установки коллегам и обозначить позитивные и негативные моменты при выполнении /не выполнении обозначенных трудовых заданий, привет в результате к значимым результатам при выполнении должностных обязанностей; умение ладить с людьми, работать в команде и обучать людей – эти проявления можно объединить в один блок взаимосвязанных компетенций, определяющих уровень коммуникативной деятельности методиста; умение брать на себя ответственность также неотъемлемая часть ежедневной работы методиста.
В каких же формах можно выстраивать работу по обучению методистов в направлении развития soft skills :
Групповые формы обучения : круглые столы, интеллектуальные игры, тренинги, брэйн шторминги и пр. Невозможно развить коммуникативные и иные навыки для эффективной работы в команде, не работая непосредственно в ней. В системе образования работает достаточное количество методистов, с хорошими задатками в направлении работы в команде, однако далеко не все их регулярно используют и развивают. И чем больше затруднений возникает в работе с людьми непосредственно на рабочем месте, тем соответственно больше вероятность необходимости личного обучения внутри группы. В этом случае необходимо выделить те компетенции, которые методисту важнее всего в данный временной период развить и выходить в обучающий контекст с непосредственно сформированной установкой на определенные качественные и количественные достижения. Например, я, как методист, четко определила для себя, что в моем наборе компетенций недостаточно развиты гибкость, умение убеждать и обучать людей. Причем именно в той последовательности по значимости их для меня, в которой они перечислены. Соответственно я буду выбирать для себя те формы обучающей групповой работы, в которой смогу развить эти три компетенции. При чем, нет смысла пытаться развивать сразу весь набор «мягких компетенций», суть в том, чтобы «прокачать» для начала то, что максимально актуально, и уже позднее, получив первые результаты после обучения в одной –двух группах, проанализировать достижения и формировать дальнейший план развития на следующем временном этапе.
Онлайн обучение может быть удобно методисту, так как в ходе такого обучения не нужно выходить за пределы учреждения. Такое обучающий курс обычно включает в себя диагностику личностных особенностей, построение на базе диагностики траекторий личностного роста, базовый материал для изучения, сюжетные кейсы, тренажеры на основе реальных рабочих ситуаций. Навыки, которые часто развивают на дистанционных курсах: коммуникативные навыки, самомотивация и мотивация, постановка и достижение целей, системное мышление, умение разрешать конфликтные ситуации, умение управлять эмоциями.
В целом, конечно, мы должны понимать, что в направлении личностного роста методиста дополнительного образования самую важную роль играет высокий уровень самомотивации к развитию. Возможен вариант работы штатного психолога с педагогами и методистами в направлении повышения уровня профессиональной мотивации и личностного роста, однако касательно работы методиста предполагаю, что все же у специалиста с такими должностными обязанностями не должно возникать проблем с самомотивацией.
Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017)
Доклад на тему: Формирование методической компетенции педагога, как компонента профессиональной деятельности
Министерство образования и науки ЛНР
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Луганский колледж моды, парикмахерского искусства и компьютерных
Сущность профессиональной компетенции педагога ………………….
Формирование методической компетенции педагога, как компонента профессиональной деятельности ……………………………………………
Управление процессом формирования методической компетенции педагога ……………………………………………………………………………
Список использованных источников ……………………………………….
свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность педагога
это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.
это важная составляющая в практической деятельности каждою педагога. Она связана с подбором средств и методов обучения, форм взаимодействия ученика и учителя, кроме того, методическая компетентность способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся
Государственный образовательный стандарт
совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Во-первых, на Республиканском уровне были утверждены документы, которые характеризуют деятельность Республики в области образования- Государственный образовательный стандарт, П рофессиональный стандарт педагога.
Данные документы затрагивают основные вопросы, как общего, так и профессионального образования, а также существенно меняют подходы к организации образовательной деятельности. Изменения, которые заложены в документах, касаются всех компонентов образовательного процесса, в том числе подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов.
Но мнению Н.А. Ямбурга, профессиональный стандарт педагога является инструментом для реализации стратегии образования, а также повышения качества образования, и выхода отечественною образования на международный уровень.
Во-вторых, в настоящее время Профессиональный стандарт педагога является объективным критерием для измерения уровня квалификации педагога, возможности отбора в образовательное учреждение и заключение трудового договора.
В-третьих, в Законе ЛНР «Об Образовании» (статья 45, глава 5, пункт 6) отмечены отдельные идеи развития педагога, а также возможность использования различных академических прав и свобод, в числе которых разработка и внедрение инноваций, участие в экспериментальной и международной деятельности.
Учитывая преемственность, которая прослеживается в принятых документах, а также расширение границ свободы педагога, повышается ответственность педагога за результаты своего труда и определяет требования к квалификации педагога, предлагая конкретные критерии его оценки.
Под профессиональной компетентностью педагога подразумевается система знаний, навыков и умений, которая определяют сформированность педагогической деятельности. Многие исследователи (Н.В. Кузьмина, Н.Н. Соловова, К.С. Махмурян, Ю.А. Ткачева) в структуре профессиональной компетентности выделяют методическую компетентность педагога, как основу при формировании знаний, умений и навыков обучающихся.
По мнению В.Н. Введенского, необходимость внедрения понятия «профессиональная компетентность» определена широтой содержания самого понятия, а также возможностью интеграции таких понятий как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности».
В.Н. Введенский выделяет три основных подхода в исследовании профессиональной компетентности:
профессиографический,
уровневый
задачный.
В данном подходе выделяются несколько компетенций: базовая, интеллектуально-педагогическая, а также коммуникативная, информационная и регулятивная.
Так выделяют пять составляющих профессиональной компетентности педагога:
специальную (в области преподаваемой дисциплины);
методическую (в области формирования знаний, умений и навыков и способов их формирования);
психолого-педагогическую (компетентность в области обучения, взаимодействия);
дифференциально-психологическую (мотивация к обучению);
аутопсихологическую
К специальной компетентности относятся знания, опыт, квалификация, знания в области решения задач как творческих, так и технических.
Под методической компетентностью подразумевается знание дидактики, методов обучения, а также особенностей механизма усвоения материала.
Психолого-педагогическая компетентность позволяет владеть педагогической диагностикой выстраивать продуктивные отношения с обучающимися, выстраивать как групповую, так и индивидуальную работу, применять знания и особенности возрастной психологии, а также межличностного общения, способствовать раскрытию интереса к дисциплине.
Дифференциально-психологическая компетентность направлена на выявление индивидуальных личностных особенностей, взаимодействие с обучающимися в соответствии с особенностями эмоционального состояния.
К аутопсихологической компетентности относится рефлексия собственной деятельности, адекватная оценка собственного уровня развития способностей, а также видение пути и способов самосовершенствования, определение своих преимуществ и недостатков как в работе, таки в общении с коллегами, обучающимися, родителями.
Анализ современной литературы показал, что зачастую понятая компетенция и компетентность отождествляются. Однако, компетентность является более интегративным ресурсом, который подразумевает успешность, а компетенции представляют собой более отдельные компоненты знаний, стратегии. Методические компетенции будут считаться компонентами компетентности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в области профессиональной компетентности педагога именно методическая компетентность является одной из ключевых, ввиду того, что ее формирование позволяет решать как профессиональные задачи в той или иной предметной области образования, включая воспитание и развитие обучающихся.
Ресурсы, которыми обладает каждая образовательная организация можно разделить на несколько групп:
материальные,
нематериальные.
временные,
информационные,
человеческие.
Все ресурсы находятся в тесной взаимосвязи между собой, при ограничении в использовании того или иного ресурса, учреждение зачастую изыскивает наиболее функциональную комбинацию имеющихся ресурсов, используя свойство взаимозаменяемости.
2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА, КАК КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование профессиональной компетентности осуществляется в процессе подготовки будущих педагогов. Однако, совершенствование и развитие этой компетентности может происходить только в процессе профессиональной деятельности педагога в условиях образовательной среды учебного учреждения.
Большинство исследователей приходят к выводу, что формирование профессиональной компетентности происходит только при преодолении профессиональных трудностей, решении задач, поиска выхода из ситуации. И одной из наиболее распространенной причин трудностей, являются проблемы методического характера. Этот аспект и стимулирует к выделению методической компетентности в отдельное и важное звено профессиональной компетентности.
По утверждению Т.Н. Гущиной, методическая компетентность представляет собой совокупность знаний в области методики, а так же операционно-методических и психолого-педагогических умений.
Исходя из анализа понятия методической компетентности в научной литературе, можно сформулировать ее как результат освоения методической системы, процесс овладения навыками и знаниями для реализации в профессии.
Формирование данных знаний, умений и навыков происходит в процессе подготовки преподавателя.
Формирование методической компетентности происходит при становлении педагога как личности, а методическая компетентность формирует: ценностные ориентиры, методическую культуру, готовность к творческой самореализации; способность к методической рефлексии критичное оценивание своей деятельности и анализ применяемых технологий с точки зрения их эффективности.
Учителя-исследователи рассматривают методическую компетентность как способность личности к решению методических задач, которые могут возникнуть в ходе педагогической деятельности.
Методическая компетентность формируется на этапе подготовки специалиста в области образования, а совершенствуется в ходе профессиональной деятельности, путем решения возникающих методических задач и рефлексии собственной деятельности.
Так же выделяют и такое понятие, как методическая культура, которая подразумевает знание и использование продуктивных методик при обучении, использование методической терминологии. Делая вывод о методической культуре, ее можно рассматривать как важную составляющую методической компетентности.
Эффективность методической компетентности заключается в том, что она направлена на результативность процесса обучения. Методическая компетентность подразумевает использование в своей педагогической деятельности рефлексии для критичною переосмысления и оценивания своих результатов, качества преподаваемой дисциплины, а также умения оценить эффективность выбранных методов и методик в образовательном процессе, на результат обученности обучающихся.
Подготовка будущего педагога должна быть направлена не только на умение объяснить новый материал, но сформулировать и предложить обучающимся некий алгоритм при выполнении тех или иных заданий, а также обучить их правилам самостоятельной работы.
Структура методической компетентности характеризуется взаимосвязанными компонентами:
ü ценностно-мотивационный компонент, проявляется в интересе и мотивации в методической работе;
ü когнитивный компонент, проявляется в применении знаний и навыков при решении методических проблем, а также открытость к новым знаниям, практикам и формам работы;
ü технологичный компонент, предполагающий использование в работе ИКТ;
ü рефлексивный компонент, проявляется в самооценке, самокритичности и методической рефлексии.
Также в структуре методической компетентности можно выделить два вида компетенций:
При формировании мелодической компетентности выделяется несколько уровней:
А.А. Люботинский предлагает следующую структурно-функциональную модель методической компетентности педагога, предполагающую этапы, компетенции, принципы (рис.1):
Другими словами, на данном этане происходит целеполагание и планирование профессионального пути, а также анализ и оценка своих решений. Творческая активность на данном этапе незначительная, но проявляется в виде поиска и внедрения новых решений в стандартную педагогическую деятельность.
На репродуктивном этапе также может быть реализована и коррекционно-гностическая компетенция, которая подразумевает под собой использование метода анализа при решении методических задач и коррекцию плана занятия при необходимости.
Продуктивный этап, характеризуется умениями и знаниями педагога при работе в современной информационной среде, переходом и поиском новых возможностей в условиях современной информационно-коммуникационной среды. Одним из основополагающих компонентов здесь становится проектировочный компонент. Данный компонент подразумевает анализ предполагаемых результатов, построение логики при изучении предмета, с включением новых видов, форм и методов педагоги ческой деятельности. Проектировочный компонент включает в себя функцию перспективного планирования и информационного и психологического обеспечения процесса обучения.
Одной из компетенций продуктивного этапа является информационно-техническая компетенция, которая предполагает возможность и готовность педагога к применению информационных технологий в образовательном процессе. Справедливо будет заметить, что формирование методической компетентности в современных условиях будет неполным без внедрения информационных технологий в практику педагога. Использование информационных технологий позволяют педагог расширить свои образовательные возможности, повысить мотивацию, а также сделать учебный процесс более интенсивным и насыщенным, что способствует развитию познавательных возможностей.
Информационно-техническая компетенция включает в себя несколько компонентов:
Креативная компетенция на продуктивном этапе характеризуется как способность творчески и неординарно подходить к решению задач, формированию содержания, средств и форм обучения.
3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
В современной педагогической литературе управление формированием методической компетентности определяется по-разному:
ü владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения (Н. В. Кузьмина);
ü интегративная, многоуровневая, профессионально значимая характеристика личности преподавателя, выражающаяся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений, взятых в единстве (Т. В. Сясина);
Процесс управления заключается в содействии к формированию компетентности, эффективному вовлечению в данный процесс педагогов образовательного учреждения, структурирование и единство теоретической и практической подготовки, практическая деятельность по внедрению новых и отработки уже известных знаний, умений и навыков.
Выделенные положения дают основание рассматривать методическую компетентность педагога как итеративную характеристику субъекта педагогического труда, основанную на совокупности общепедагогических и методических знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, отражающую готовность и способность к эффективной методической деятельности и обеспечивающую достижение высоких показателей в обучении и воспитании обучающихся.
Каждый мотивированный педагог, профессионал, стремится в процессе своей деятельности совершенствовать и повышать свое мастерство, расширять его границы, не стоять на месте, а динамично развиваться вместе с окружающей его действительностью, вместе с учениками и коллегами.
Внедрение и развитие компетентностного подхода, развитие компетенций на сегодняшний день являются необходимыми и актуальными, что обусловлено законом ЛНР «Об Образовании», Профессиональными стандартами.
Формирование методической компетенции педагога одно из приоритетных направлений развития профессионализма. На сегодняшний день актуальной и наиболее востребованной становиться именного методическая компетентность преподавателя, которая позволяет объективно и адекватно воспринимать и анализировать огромный поток информации связанный с образовательной деятельностью.