знакомство с понятием симметрия и ритм происходит в каком рисовании
Техники декоративного рисования
Татьяна Воронова
Техники декоративного рисования
В процессе декоративного рисования дети проводят линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения кисти при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги. Но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме.
Такое сопоставление рисования и письма показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.
Сложность вызывает освоение движений, быстро изменяющихся направлений на противоположные. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок, криволинейных форм, зигзагов и др. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью.
Особенность декоративного рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки, необходимый на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия,роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя.
Правильные технические навыки и умения формируются постепенно, от занятия к занятию при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
Однако основным и более интересным для детей является декоративно-прикладное искусство (или народные промыслы России).
Многие ученые подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. В первые годы жизни он начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности.
Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными.
В своей работе я использую несколько разновидностей декоративного рисования:
1.Создание произвольных узоров :
на силуэтах (свитер, варежка, шапочка и т. п.).
Дошкольники знакомятся с принципами композиционного размещения узора (чередование, симметрия, ритм, подчинение узора форме предмета и др.) и учат располагать орнамент на различных формах.
2. Рисованиепо мотивам народных росписей с использованием разнообразных орнаментов:
геометрического (Дымка и Филимоново,
растительного (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан и Гжель, как на геометрических формах и силуэтах, так и на объемных формах.
Рисование по мотивам народных росписей осуществляется циклами,по нескольким этапам:
1. Подготовительный (идет ознакомление с промыслом, его историей, основными предметами, их функциональным назначением, материалом и особенностями изготовления, колоритом, характерными элементами росписи).
• рассматривание произведений НДПИ, репродукций;
• искусствоведческий рассказ педагога,
• организация и проведение выставок в ДОУ,
2. Этап копирования элементов росписи (то есть идет целенаправленное обучение способам рисования).
Методы и приемы: Обязателен показ приемов рисования. В самостоятельной деятельности ребенок в точности повторяет действия воспитателя, то есть копирует образец. Затем несколько раз повторяет его. Каждый элемент рассматривается и копируется на занятии отдельно (по 1 на каждое занятие). Чтобы детям не было скучно выполнять одно и то же действие, должно быть обыгрывание, например, использование образца с прорезью. Воспитатель или дети вставляют в прорезь рисунки, в результате чего образец приобретает законченный вид.
Методы и приемы: детей учат составлять характерный для того или иного промысла узор из уже усвоенных элементов.
На этом этапе также при помощи вариативных эскизов дети знакомятся с характерной композицией (кайма, гирлянда, венок и др.).
Дети учатся составлять (выкладывать из готовых элементов) узор, компоновать элементы, находить наиболее удачное и соответствующее традиции промысла композиционное решение.
Предлагая для росписи различные формы (как геометрические, так и силуэтные, дети учатся чувствовать форму, вписывать узор в силуэт. На этом этапе происходит тренировка изображения, а также обучение детей придерживаться цвета, характерного для той или иной росписи.
Может быть проведено занятие по росписи объемных форм (соответственно, на предыдущих занятиях дети знакомились и лепили по мотивам той или иной народной игрушки). Сохранение обыгрывания, использования игровых ситуаций («Город мастеров», «Умельцы»). Эмоционально-эстетическая оценка детских работ проходит в игровой форме («Ярмарка») – важно, чтобы ребенку нравилась его работа.
3. Этап импровизации.
Дети, имея представление о правилах составления композиции и характерных признаках разных народных промыслов, импровизируют, составляя композиции по мотивам промысла, но не характерной для него. Композиция «Лес, точно терем расписной…» выполняется по мотивам Хохломской росписи. Дети рисуют силуэты деревьев и кустарников и декорируют их элементами хохломской росписи.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.
Задачи обучения декоративному рисованиюв средней группе следующие:
развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.
Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.
В декоративном рисованииизображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.
Детям старшей группы можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.
Детей необходимо научить:
симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
Задачи обучения декоративному рисованиюдетей подготовительной к школе групп следующие:
развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;
развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;
учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;
совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.
Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).
В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более, младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.
В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования» Художественное творчество. Как много можно сделать при помощи красок, кисти. Но есть и нетрадиционные техники рисования, которые предполагают.
Лэпбук «Нетрадиционные техники рисования» Доброго дня, друзья! давно не выходила на сайт, так как нахожусь за тысячи км от дома в солнечном Крыму. Надеюсь найти время и показать.
Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные занятия не только интересны для детей в саду,.
Нетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.
Нетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.
Нетрадиционные техники рисования «Красная смородина» Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию у детей воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения.
«Осень». Нетрадиционные техники рисования С нового учебного года начала вести кружок с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик» с использованием различных нетрадиционных.
Презентация по ИЗО на тему «Ритм, симметрия и орнамент»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ритм, симметрия и орнамент
Орнамент состоит из повторяющихся в определённом ритме элементов и используется для украшения предметов Ритм строит орнамент орнамент элементы
В глубокой древности люди верили, что предметы, украшенные орнаментом, будут оберегать их жизнь, помогут добывать пищу. Эти знаки называли оберегами. Важными элементами орнамента с древних пор считаются круг, квадрат и зигзаг. Элементы орнамента
Круг с разными линиями внутри означает солнце, небо, свет, покой. Он передаёт представления о доброте и красоте. Квадрат устойчив и надёжен. Он означает землю. Квадрат с пересекающимися линиями говорит, что земля засеяна.
Зигзаг, волнистая линия, змейка означает воду. Рассмотри орнаменты. Каждый имеет своё значение. Попробуй объяснить какое.
Ритм в орнаменте строится на основе симметрии
Сочини и нарисуй свой орнамент Для начала потренируйся на листе в клеточку. Используй 2-3 цвета. Помни о ритме и симметрии!
Возьми несколько цветов гуаши, среднюю кисть и попробуй изобразить свой орнамент на альбомном листе. Не торопись! Постоянно проверяй, чтобы были повторяющиеся элементы и цвета! (сверяйся со своим наброском, если затрудняешься)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Для быстроты и удобства использования основные данные из учебника включены в презентацию с упрощёнными объяснениями.
В зависимости от темпа работы класса предполагается 2 этапа работы: предложенный в учебнике орнамент на листе в клетку и предложенный мной орнамент гуашью на альбомном листе.
Можно выбрать одно из предложенных вариантов задания или же сделать их поэтапно, как предложено в презентации.
Номер материала: ДБ-421045
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок изобразительного искусства по теме:»Изучение законов композиции:ритм. стилизация, симметрия. Выполнение стилизации природной формы.»
Тема. Изучение законов композиции: ритм. стилизация, симметрия.
Выполнение стилизации природной формы.
Цель. Ознакомление с понятием стилизации природных форм.
Изучение принципов переработки природной формы в декоративную,
технические приемы стилизации.
Формирование навыков планирования, умения выражать
художественный и конструкторский замысел.
Развитие художественного вкуса, умения работы с чертежными
Воспитание интереса к художественно- творческой деятельности.
Задачи. Изучение законов композиции: ритм, стилизация, симметрия.
Наглядные материалы: схема стилизации природной формы, детские работы.
Материалы: бумага, карандаш, чертежные инструменты, лист в клетку.
Тип урока. Урок изложения новых знаний.
1.1. Организационный момент.
1.2. Мотивация учебной деятельности школьников.
2. Изучение нового материала. Стилизация. Рассказ учителя.
В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.
Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап «фотографирования»). Смысл перевоплощения — переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап — трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.
3. Стилизация природных форм.
1) Рассмотреть пример выполнения стилизации. 2) Выделить основные этапы. а) в какую геометрическую фигуру можно вписать растительный элемент (цветок, листок); б) построить основу, осевую линию, вспомогательные линии; в) упростить форму растительного элемента.
4. Практическая работа.
1. Учащиеся на листке в клетку выполняют эскиз стилизации выбранного растительного элемента с помощью чертежных инструментов. 2.Учитель делает индивидуальные замечания.
Изобразительное искусство. 2 класс
Конспект урока
Изобразительное искусство. 2 класс.
Урок№2. «Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы»
Живопись; миниатюра; сказка; рисунок; графика; осень; мазок; линия; штрих; ритм; симметрия; цвет; нюансы; точка; игры; сюжет; иллюстрация; птицы; декоративность; цветоведение; теплые оттенки; холодные оттенки; основные цвета; дополнительные цвета.
Материал для самостоятельного изучения:
Посмотрите на эту завораживающую игру света и цвета.
На экране вы видите настоящие дары земли в прямом смысле.
Добывают такие красивые камни из самых недр, для того что бы могли ими любоваться.
Многие верили и верят в то, что камни имеют исцеляющую силу, а так же могут приносить удачу. Но лечебный камень, нужно подбирать для каждого человека отдельно, исходя из многих факторов.
Как вы думаете, возможно ли такую красоту изобразить средствами краски?
Посмотрите на эту завораживающую игру света и цвета.
На экране вы видите настоящие дары земли в прямом смысле.
Добывают такие красивые камни из самых недр, Для того что бы могли ими любоваться.
Как вы думаете, возможно ли такую красоту изобразить средствами краски?
Драгоценные и полудрагоценные камни, а так же поделочные, такие как минералы и горные породы, называют самоцветами.
Полюбуйтесь, на сколько разнообразны их формы и цвета.
Каждый камень – это целый мир со своей тайной историей и легендой.
Каждый самоцвет имеет свою сияющую и завораживающую палитру.
Сиять они начинают, только после длительной обработки мастера-ювелира.
Обработанный камень имеет разнообразные грани, что дает ему возможность играть на свету.
После обработки, разноцветные дары земли, находят свое место в изящнейших ювелирных украшениях.
Но обратите внимание, что камни, как любой декоративный элемент, подчиняются особым правилам композиции.
Давайте с вами вспомним. Что такое Симметрия и Асимметрия.
Одинаковое (зеркальное) расположение элементов узора по обе стороны относительно какой-либо оси или центра называется симметрией.
Отсутствие или нарушение симметрии имеет название – асимметрия.
Рассмотрите повнимательней, эти удивительные камни, и найдите в каждом из них один цвет, который является главным – преобладающим над остальными.
И подумайте, какие оттенки цвета можно разглядеть еще.
Сочетание оттенков одного цвета называются сближенными или нюансами.
Например, в фиолетовом камне можно увидеть сиреневый или лиловый цвет.
В зеленом вы увидите изумрудный.
Камень синего цвета блеснёт, бирюзовым или лазоревым.
А красный может быть насыщен янтарным, золотистым или солнечным цветом.
Самоцветы имеют самые причудливые названия. Например, как фрукт, есть камень, под названием гранат.
Существует зеленый камень- изумруд.
Камень под названием Аметист, имеет сине-розоватый или красно-фиолетовый оттенок.
Взгляните как Николай Рерих, с помощью самых обычных красок, передал блеск и цветовые переливы драгоценных камней?
Художник использовал сочетания очень светлых и очень темных оттенков одного цвета, что бы передать игру света земных сокровищ.
Местами клал, очень яркие и совсем светлые блики, а так же чередовал крупные и мелкие грани.
Очень реалистично выглядят камни в его произведении.
Обратите внимания, как прекрасен девичий головной убор и как сияют в нем камни.
Они могут быть как маленьких, так и крупных размеров.
Запомните все, что вы сегодня узнали и используйте свои знания в практике.
Разбор типового тренировочного задания:
Выберите правильный ответ.
Сочетание оттенков одного цвета называются сближенными или _____________.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.
Правильный вариант ответа: нюансами
Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.