йоруба язык в какой стране
Йоруба (язык)
Бенуэ-конголезская семья Дефоидная группа Йорубоидный кластер
Вольта-нигерская семья Дефоидная группа Йорубоидный кластер
Йо́руба — язык народа йоруба, распространённый главным образом на юго-западе Нигерии, а также в прилегающих районах Западной Африки. Представляет собой диалектный континуум, в который также иногда включаются другие идиомы йорубоидного кластера. Йоруба традиционно относили к бенуэ-конголезской семье, однако в связи с пересмотром классификации нигеро-конголезских языков сейчас чаще относят к вольта-нигерским языкам. Типологически йоруба может быть охарактеризован как изолирующий тональный язык с порядком слов SVO.
Традиционные области расселения йоруба — так называемый Йорубаленд — расположены на юго-западе Нигерии (штаты Ойо, Осун, Огун, Ондо, Экити, Квара и Лагос, запад штата Коги), на плато, ограниченном с севера и востока рекой Нигер.
Содержание
Алфавит
Лингвистическая характеристика
В йоруба допустимы три типа слогов: CV, V и N (слоговой носовой). Каждый слог ассоциирован с одним из трех возможных тонов: высокий (́), средний ( ̄ или не обозначается), и низкий (̀). Ср. n̄ ò lọ ‘я не пошел’:
В литературном йоруба семь оральных и пять назальных гласных. Дифтонги отсутствуют. В других диалектах может наблюдаться другая картина.
Оральные гласные | Назальные гласные | |||
---|---|---|---|---|
Передний ряд | Задний ряд | Передний ряд | Задний ряд | |
Верхние | i | u | ĩ | ũ |
Верхне-средние | e | o | ||
Нижне-средние | ɛ | ɔ | ɛ̃ | ɔ̃ |
Нижние | a |
В йоруба также существует гармония гласных.
Грамматический строй изолирующий, базовый порядок слов SVO.
Грамматика
Йоруба — изолирующий язык. Обычный порядок слов в предложении: SVO, пример: ó na Adé — «он ударил Аде». Основа глагола обозначает завершённое действие (часто именуется «перфект»); время и глагольный вид обозначаются частицами, которые предшествуют глаголу, например, ń (имперфект/длительный вид), ti (прошедшее время). Отрицание передаёт предшествующая глаголу частица kò. Как и во многих других языках Западной Африки, распространены серийные глагольные конструкции (когда несколько глаголов относятся к одному и тому же подлежащему, но маркируется только первый из них).
В йоруба имеется различие между именами, обозначающими людей и не-людей — вероятно, данное деление является остатком архаичной системы именных классов для нигеро-конголезских языков. Данное различие проявляется только в том, что имена этих групп требуют различных вопросительных частиц: tani для человеческих существ (кто?) и kini для нечеловеческих (что?).
Ассоциативная конструкция (относится к посессиву/генитиву и связанным понятиям) состоит из цепочки имён в порядке определитель-определяемое. Примеры: inú àpótí «внутри коробки», букв. «внутренность коробки»; fìlà Àkàndé, «шапка Аканде»; àpótí a ṣ ọ ‘box for clothes’ (Bamgbo ṣ e 1966:110, Rowlands 1969:45-6). Присоединяться друг к другу могут более чем два имени: rélùweè abẹ́ ilẹ̀, «подземная железная дорога», букв. «железная дорога под землёй», inú àpótí a ṣ ọ, «внутри одёжной коробки». В редких случаях это приводит к двусмысленностям, которые понятны только из контекста.
Имеются два квази-предога: ní (обозначает местонахождение — «на», «в» и др.) и sí (обозначает направление движения — «к» и др.). Положение и направление движения выражается сочетанием данных предлогов с соответствующимми относительными существительными, как orí (верх), apá (сторона), inú (внутренность), etí (край), abẹ́ (под), ilẹ̀ (низ), и др. Многие из данных слов исторически связаны происхождением с названиями частей тела.
Язык йоруба
Бенуэ-конголезская семья Дефоидная группа Йорубоидный кластер
Вольта-нигерская семья Дефоидная группа Йорубоидный кластер
Йо́руба — язык народа йоруба, распространённый главным образом на юго-западе Нигерии, а также в прилегающих районах Западной Африки. Представляет собой диалектный континуум, в который также иногда включаются другие идиомы йорубоидного кластера. Йоруба традиционно относили к бенуэ-конголезской семье, однако в связи с пересмотром классификации нигеро-конголезских языков сейчас чаще относят к вольта-нигерским языкам. Типологически йоруба может быть охарактеризован как изолирующий тональный язык с порядком слов SVO.
Традиционные области расселения йоруба — так называемый Йорубаленд — расположены на юго-западе Нигерии (штаты Ойо, Осун, Огун, Ондо, Экити, Квара и Лагос, запад штата Коги), на плато, ограниченном с севера и востока рекой Нигер.
Содержание
Лингвистическая характеристика
В йоруба допустимы три типа слогов: CV, V и N (слоговой носовой). Каждый слог ассоциирован с одним из трех возможных тонов: высокий (́), средний ( ̄ или не обозначается), и низкий (̀). Ср. n̄ ò lọ ‘я не пошел’:
В литературном йоруба семь оральных и пять назальных гласных. Дифтонги отсутствуют. В других диалектах может наблюдаться другая картина.
Оральные гласные | Назальные гласные | |||
---|---|---|---|---|
Передний ряд | Задний ряд | Передний ряд | Задний ряд | |
Верхние | i | u | ĩ | ũ |
Верхне-средние | e | o | ||
Нижне-средние | ɛ | ɔ | ɛ̃ | ɔ̃ |
Нижние | a |
В йоруба также существует гармония гласных.
Грамматический строй изолирующий, базовый порядок слов SVO.
Грамматика
Йоруба — изолирующий язык. Обычный порядок слов в предложении: SVO, пример: ó na Adé — «он ударил Аде». Основа глагола обозначает завершённое действие (часто именуется «перфект»); время и глагольный вид обозначаются частицами, которые предшествуют глаголу, например, ń (имперфект/длительный вид), ti (прошедшее время). Отрицание передаёт предшествующая глаголу частица kò. Как и во многих других языках Западной Африки, распространены серийные глагольные конструкции (когда несколько глаголов относятся к одному и тому же подлежащему, но маркируется только первый из них).
В йоруба имеется различие между именами, обозначающими людей и не-людей — вероятно, данное деление является остатком архаичной системы именных классов для нигеро-конголезских языков. Данное различие проявляется только в том, что имена этих групп требуют различных вопросительных частиц: tani для человеческих существ (кто?) и kini для нечеловеческих (что?).
Ассоциативная конструкция (относится к посессиву/генитиву и связанным понятиям) состоит из цепочки имён в порядке определитель-определяемое. Примеры: inú àpótí «внутри коробки», букв. «внутренность коробки»; fìlà Àkàndé, «шапка Аканде»; àpótí a ṣ ọ ‘box for clothes’ (Bamgbo ṣ e 1966:110, Rowlands 1969:45-6). Присоединяться друг к другу могут более чем два имени: rélùweè abẹ́ ilẹ̀, «подземная железная дорога», букв. «железная дорога под землёй», inú àpótí a ṣ ọ, «внутри одёжной коробки». В редких случаях это приводит к двусмысленностям, которые понятны только из контекста.
Имеются два квази-предога: ní (обозначает местонахождение — «на», «в» и др.) и sí (обозначает направление движения — «к» и др.). Положение и направление движения выражается сочетанием данных предлогов с соответствующимми относительными существительными, как orí (верх), apá (сторона), inú (внутренность), etí (край), abẹ́ (под), ilẹ̀ (низ), и др. Многие из данных слов исторически связаны происхождением с названиями частей тела.
Йоруба (язык народа йоруба)
Смотреть что такое «Йоруба (язык народа йоруба)» в других словарях:
Йоруба язык — Йоруба Самоназвание: (Èdèe) Yorùbá Страны: Нигерия, Бенин, Того Регионы: В Нигерии юг запад страны Общее число носителей: более 20 млн Классификация … Википедия
Язык йоруба — Йоруба Самоназвание: (Èdèe) Yorùbá Страны: Нигерия, Бенин, Того Регионы: В Нигерии юг запад страны Общее число носителей: более 20 млн Классификация … Википедия
йоруба — I народ Нигерии (25,5 млн. человек). Живут также в Бенине, Гане, Того и других африканских странах. Общая численность 26,2 млн. человек (1995). Язык йоруба. Верующие христиане, есть мусульмане сунниты и приверженцы традиционных верований. II… … Энциклопедический словарь
ЙОРУБА (язык) — ЙОРУБА, язык народа йоруба, относится к ква языкам (см. КВА ЯЗЫКИ). Письменность на основе латинского алфавита … Энциклопедический словарь
ЙОРУБА — язык народа йоруба, относится к ква языкам. Письменность на основе латинского алфавита … Большой Энциклопедический словарь
Йоруба (язык) — У этого термина существуют и другие значения, см. Йоруба. Йоруба Самоназвание: (Èdèe) Yorùbá Страны … Википедия
Йоруба — I Йоруба народ, живущий на З. и Ю. З. Нигерии (по приблизительным оценкам, 10 12 млн. чел. в 1972), в Дагомее (свыше 200 тыс. чел.), где их называют нага или анага, и незначительное число в Того. Этнические группы Й.: ойо, ифе, иджеша,… … Большая советская энциклопедия
Йоруба — Йоруба: Йоруба народ в Западной Африке Йоруба язык народа йоруба Список значений слова или словосочетан … Википедия
Йоруба (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Йоруба. Йоруба … Википедия
Йоруба — Йоруба один из ква языков. Распространён в западных и юго западных районах Нигерии, в Бенине, Того, Сьерра Леоне. Потомки народа йоруба, называемые лукуми, живут на острове Куба. Общее число говорящих около 20,6 млн. чел. Используется в Нигерии… … Лингвистический энциклопедический словарь
Йоруба язык
Бенуэ-конголезская семья Дефоидная группа Йорубоидный кластер
Вольта-нигерская семья Дефоидная группа Йорубоидный кластер
Йо́руба — язык народа йоруба, распространённый главным образом на юго-западе Нигерии, а также в прилегающих районах Западной Африки. Представляет собой диалектный континуум, в который также иногда включаются другие идиомы йорубоидного кластера. Йоруба традиционно относили к бенуэ-конголезской семье, однако в связи с пересмотром классификации нигеро-конголезских языков сейчас чаще относят к вольта-нигерским языкам. Типологически йоруба может быть охарактеризован как изолирующий тональный язык с порядком слов SVO.
Традиционные области расселения йоруба — так называемый Йорубаленд — расположены на юго-западе Нигерии (штаты Ойо, Осун, Огун, Ондо, Экити, Квара и Лагос, запад штата Коги), на плато, ограниченном с севера и востока рекой Нигер.
Содержание
Лингвистическая характеристика
В йоруба допустимы три типа слогов: CV, V и N (слоговой носовой). Каждый слог ассоциирован с одним из трех возможных тонов: высокий (́), средний ( ̄ или не обозначается), и низкий (̀). Ср. n̄ ò lọ ‘я не пошел’:
В литературном йоруба семь оральных и пять назальных гласных. Дифтонги отсутствуют. В других диалектах может наблюдаться другая картина.
Оральные гласные | Назальные гласные | |||
---|---|---|---|---|
Передний ряд | Задний ряд | Передний ряд | Задний ряд | |
Верхние | i | u | ĩ | ũ |
Верхне-средние | e | o | ||
Нижне-средние | ɛ | ɔ | ɛ̃ | ɔ̃ |
Нижние | a |
В йоруба также существует гармония гласных.
Грамматический строй изолирующий, базовый порядок слов SVO.
Грамматика
Йоруба — изолирующий язык. Обычный порядок слов в предложении: SVO, пример: ó na Adé — «он ударил Аде». Основа глагола обозначает завершённое действие (часто именуется «перфект»); время и глагольный вид обозначаются частицами, которые предшествуют глаголу, например, ń (имперфект/длительный вид), ti (прошедшее время). Отрицание передаёт предшествующая глаголу частица kò. Как и во многих других языках Западной Африки, распространены серийные глагольные конструкции (когда несколько глаголов относятся к одному и тому же подлежащему, но маркируется только первый из них).
В йоруба имеется различие между именами, обозначающими людей и не-людей — вероятно, данное деление является остатком архаичной системы именных классов для нигеро-конголезских языков. Данное различие проявляется только в том, что имена этих групп требуют различных вопросительных частиц: tani для человеческих существ (кто?) и kini для нечеловеческих (что?).
Ассоциативная конструкция (относится к посессиву/генитиву и связанным понятиям) состоит из цепочки имён в порядке определитель-определяемое. Примеры: inú àpótí «внутри коробки», букв. «внутренность коробки»; fìlà Àkàndé, «шапка Аканде»; àpótí a ṣ ọ ‘box for clothes’ (Bamgbo ṣ e 1966:110, Rowlands 1969:45-6). Присоединяться друг к другу могут более чем два имени: rélùweè abẹ́ ilẹ̀, «подземная железная дорога», букв. «железная дорога под землёй», inú àpótí a ṣ ọ, «внутри одёжной коробки». В редких случаях это приводит к двусмысленностям, которые понятны только из контекста.
Имеются два квази-предога: ní (обозначает местонахождение — «на», «в» и др.) и sí (обозначает направление движения — «к» и др.). Положение и направление движения выражается сочетанием данных предлогов с соответствующимми относительными существительными, как orí (верх), apá (сторона), inú (внутренность), etí (край), abẹ́ (под), ilẹ̀ (низ), и др. Многие из данных слов исторически связаны происхождением с названиями частей тела.
Йоруба – колоритный народ Африки
В начале прошлого века в литературе и искусстве, в научных кругах повысился интерес к культуре и жизни народностей Африки. Одним из самых ярких представителей племён Западной Африки стали йоруба. Этот народ по праву признан самым загадочным и необычным.
Их религия не имеет общего с распространёнными верованиями, поскольку отличается самобытностью и особым колоритом. Тайна происхождения до сих пор остаётся нераскрытой, ведь легенды самих йоруба, предположения исследователей и историков заметно различаются. Кто же они – знакомые и незнакомые йоруба? Как живёт этот народ Западной Африки?
Тайны истории йоруба
Йоруба представляют один из народов современной Нигерии. Они считаются основателями древней цивилизации, самобытность и уникальность которой не вызывает сомнений. Как считают сами йоруба, их история начинается в государстве Иле Ифа, построенном предками племён. Согласно легендам, королевство было основано божествами, что стали создателями мира.
Сегодня археологическая культура «Нок» считается предками народа йоруба
Скульптура Нок, Нигерия.
Формирование народа
Когда на нигерийские земли прибывают европейцы, в частности, португальцы, жизнь йоруба круто меняется. Именно чужестранцы отметили необычную культуру этого народа. Несмотря на то, что многие африканские племена имели свои самобытные верования и почитали божеств, именно религия йоруба стала известна во всём мире.
Кроме того, на распространение популярности её повлиял и вывоз африканского населения в качестве рабов в страны Латинской Америки. К примеру, сегодня приверженцы культов йоруба проживают не только в Африке, но и на территории Бразилии, Аргентины, имеется канадская диаспора.
Йоруба нельзя назвать однородным племенем. Этнос включает в себя несколько племён, что объединены родственностью культуры и языковыми особенностями. Неповторимость верований уже много веков привлекает представителей других народностей, которые со временем и сами начинают причислять себя к ним. Так, к примеру, сегодня народ йоруба включает племена ойо, ондо, ифе, эгба, экити и родственные им общины.
Жрецы Обатала – святое божество, отец человечества, духовная чистота и нравственная честность в традиции йоруба
Религия йоруба
Интересно, что по сравнению с языками йоруба письменность их появилась совсем недавно, лишь в XIX веке. Помощниками в данном случае выступали миссионеры из европейских стран, целью которых было распространение христианских идей. Хочу заметить, что деятельность эта была весьма успешной, однако традиционные верования народа живы и сегодня.
Но что же представляет собой религия йоруба? На мой взгляд, её правильно назвать смесью магии и духовных понятий, смысл которых нередко сложно объяснить сторонникам иных верований. Считается, что существует несколько божеств или духов, что называются ориша.
Осаньин – Ориша леса из верований йоруба / © James C. Lewis of Noire3000
Они являются воплощениями некой высшей сущности, предстающей в разных ипостасях. Эти боги могут отвечать не только за сферы деятельности, но и за стремления людей, их желания. Некоторые духи отождествляются со стихиями.
Например, Ошун – покровительница пресных вод, любви, женственности. А вот Шанго – её противоположность, мужской дух, управляющий грозами. В верованиях йоруба существует строгое разделение на добро и зло. Первое представлено ориша, а вот тёмные духи считаются адшогунами, то есть противниками, врагами человека.
Защититься от их происков и негативного влияния можно с помощью священных амулетов и поддержки добрых духов. Впрочем, подношения делают как злым, так и добрым духам. Но для одних – это знак уважения, для других – попытка задобрить разрушительны силы. Более подробно об обрядах и традициях йоруба в отдельной статье
Как живёт народ сегодня?
Как я уже отметила, большинство современных йоруба – жители Нигерии. Несмотря на то, что из-за отсутствия письменных источников о древней истории этого народа известно крайне мало, он хранит культуру и старинные обычаи. Немало йоруба и в наши дни стараются поддерживать традиционный уклад жизни.
Основным занятием йоруба, как и у их предков, остаётся земледелие. Они успешно выращивают овощи, занимаются продажей маниока, кукурузы, земляного ореха. Нередко европейцы, приезжающие в Нигерию, удивляются, видя людей с мотыгами, возделывающими землю на полях.
Современная техника у йоруба тоже имеется, но многие из них считают, что лучшие орудия труда – простые предметы. Кроме того, мотыга в их понимании является одним из знаковых инструментов, благодаря которому можно попросить помощи у духов плодородия.
Свадьба в традиции йоруба
Не менее популярным занятием стала и торговля. Как мне кажется, именно развитие торговых отношений с соседними племенами помогло йоруба развивать свои земли, укреплять селения и города.
Торговая деятельность не является исключительно мужским или женским занятием – в неё вовлекаются представители обоих полов, причём, как отмечают туристы у йоруба имеется особый коммерческий талант.
Йоруба – народ с древней и загадочной историей, многие аспекты которой нам до сих пор неясны. Однако их культура стала настоящим бриллиантом в мировой сокровищнице. Во всём мире сегодня есть масса приверженцев верований йоруба, и число их значительно превышает количество самих представителей этого народа.