й какой звук дает в слове
Звук [й], буква й.
Наталья Яльцова
Звук [й], буква й.
Звук (й, буква й.
Цель: автоматизация звука [й].
Задачи: учить определять позицию звука [й] в словах, синтезу и анализу обратных и прямых слогов, познакомить с буквой й;
развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, координацию речи с движением, мелкую моторику рук, логическое мышление;
воспитывать интерес к звучащей речи, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца.
1. Организационный момент
Я попрошу сесть ребят, в чьих именах есть звук [ш], [д’], [л’], [м], [к], [т], [в], [н], [р], [л] (повторение).
2. Знакомство со звуком.
— Ребята, сегодня мы будем изучать новый звук. А какой – догадайтесь сами. Я позову к себе помощника, и он будет выполнять мои команды.
Логопед вызывает одного ребенка: «стой, бегай, пой, считай».
— Какие команды я давала? (Дети называют, логопед произносит, выделяя утрированно Й)
— Какой звук слышится на конце этих слов? (Й)
— Сегодня мы будем послушаем сказку о звуке [й] и будем с ним играть.
Выставляются семейки звуков.
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное
Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит
Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.
Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.
Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия
Домик И-краткого назвали буквой И краткое. Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.
— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу
И-краткий согласился, и они запели
— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому
— Буду, — ответил тот, не задумываясь
— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил О
— йО йО йО! — полилась новая песня.
— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому
Следующая песня звучала так
Радуется И-краткий поет с А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ»
Опечалены были только И да Ы
— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким но если я запою, его вообще никто не услышит мы же родственники
— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы
Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика
Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А
Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У
Третий домик назвали буквой Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О
Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э
Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е
А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий
Пели звуки много и дома, и на концертах
Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой
Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках
Так с тех пор и повелось в русском языке
• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,
• все остальные звуки — согласные,
• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
• твердые согласные — синими.
А теперь мы с вами, ребята, отправимся в путешествие за буквой Й. Посмотрите, что мы возьмем с собой. Выставлены картинки, отбираем, называем (воробей, муравей, трамвай, ящик, индюк, ягоды, чайник, майка, рубашка, юла, лыжи, лодка).
А в путешествие, ребята, мы поедем на поезде. Буква прячется на дереве на звук [й]. Какое это дерево?
— Все поезд тронулся. А пока поезд едет, мы с вами немножко отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Елочка».
Перед нами елочка: Показывают «елочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, — верхушка «елочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» — сжатые кулачки и «иголочки» — растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка — «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» — кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» — сложенные ладони со сведенными пальцами.
Звезды, человечки. Показывают «звезды» — сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» — положение «ушки» вниз.
— Никуда вас не пущу,пока не отгадаете мои загадки:
• Белым снегом все одето, значит, наступила … (зима).
• Ночью каждое оконце слабо освещает … (луна).
• Под деревом 4 льва, один ушел, осталось … (один).
• Знает девочка любая, что морковка … (оранжевая).
• Мимо улья проходил косолапый … (медведь).
•Мышь считает дырки в сыре: 3+2- всего … (пять).
• Знаю прекрасно я, что облако … (белое).
• 3 елки выросли стеной в рощице березовой, знает каждый карапуз, их цвет, конечно… (зеленый).
— Ребята, давайте составим предложение про Бабу-Ягу, чтоб она нас отпустила.
6. «У елочки». Синтез и анализ слогов (ай, ой, уй, ий, эй).
— А вот и наша буква Й, а вместе с ней и гласные, давайте их подружим, какие слоги у нас получатся?
— А теперь давайте сочиним чистоговорку для Яги:
Ай-ай-ай- ты Яга нас не пугай.
Ой-ой-ой- будем мы дружить с Ягой.
Эй-эй-эй— отпусти нас поскорей.
6. Знакомство с буквой й.
— А теперь мы вместе с буквойй отправляемся в детский сад:
Дети прослушивают стихотворение:
Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится.
Чтобы И не спутать с И,
Сверху галочку пиши.
Выкладывание буквы из элементов.
7. Подведение итогов.
— С каким звуком мы играли сегодня?
— Что вам понравилось делать на занятии?
Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИДанный материал является.
Знакомство со звуком и буквой А Занятие по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. На занятии дети.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 48. Согласный звук [Й’] и буква И краткое
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Отличие согласного звука [Й’] от гласного звука [И].
2) Какими буквами обозначается звук [Й’].
Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Буква – графический знак звука.
Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 114-116.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. Произнесите по очереди звуки [И], [Й’]. Отмечайте все особенности произношения.
[Й’] – согласный непарный звонкий, непарный мягкий.
3. Какой же буквой обозначается согласный звук [Й’]:
Если после согласного звука [Й’] слышите другой согласный звук или согласный звук [Й’] стоит последним – пишите букву «И краткое».
Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И.
В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.
Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка.
Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога, йог.
5. Звук [Й’] может надевать на себя шапку-невидимку и скрываться за гласными буквами. А в каких позициях буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука, вы уже знаете.
6. Как переносятся слова с буквой «И краткое»:
[Й’] – согласный звук и без гласного слога образовать не может. А так как слово переносится по слогам, то его буква «И краткое» при переносе не отделяется от буквы гласного звука, стоящей перед ней, остается с ней на этой же строчке, например: сой-ка, край-ний, рай-он.
Букву Й при переносе нельзя отделять от буквы гласного звука.
9. Проверьте, всё ли правильно запомнилось?
Ответьте на вопросы:
1.Звук [Й’] гласный или согласный?
2. Какими буквами на письме может обозначаться [Й’]?
3. Как правильно переносить слова с буквой «И краткое»?
Если затрудняешься с ответом – повтори нужный материал.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Значение слов.
Соедините сочетание слов со словом, которым это сочетание можно заменить.
вид городского электрического пассажирского транспорта
собранные осенью овощи и фрукты
командная игра с перебрасыванием мяча через сетку
Подсказка: Внимательно прочитайте сочетания слов.
вид городского электрического пассажирского транспорта
игра на льду
собранные осенью овощи и фрукты
командная игра с перебрасыванием мяча через сетку
Задание. Перенос слов.
Прочитайте, как перенесены слова. Подчеркните правильные варианты.
ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК
Подсказка: Вспомните правила переноса.
ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 48. Согласный звук [Й’] и буква И краткое
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Отличие согласного звука [Й’] от гласного звука [И].
2) Какими буквами обозначается звук [Й’].
Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Буква – графический знак звука.
Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 114-116.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. Произнесите по очереди звуки [И], [Й’]. Отмечайте все особенности произношения.
[Й’] – согласный непарный звонкий, непарный мягкий.
3. Какой же буквой обозначается согласный звук [Й’]:
Если после согласного звука [Й’] слышите другой согласный звук или согласный звук [Й’] стоит последним – пишите букву «И краткое».
Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И.
В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.
Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка.
Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога, йог.
5. Звук [Й’] может надевать на себя шапку-невидимку и скрываться за гласными буквами. А в каких позициях буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука, вы уже знаете.
6. Как переносятся слова с буквой «И краткое»:
[Й’] – согласный звук и без гласного слога образовать не может. А так как слово переносится по слогам, то его буква «И краткое» при переносе не отделяется от буквы гласного звука, стоящей перед ней, остается с ней на этой же строчке, например: сой-ка, край-ний, рай-он.
Букву Й при переносе нельзя отделять от буквы гласного звука.
9. Проверьте, всё ли правильно запомнилось?
Ответьте на вопросы:
1.Звук [Й’] гласный или согласный?
2. Какими буквами на письме может обозначаться [Й’]?
3. Как правильно переносить слова с буквой «И краткое»?
Если затрудняешься с ответом – повтори нужный материал.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Значение слов.
Соедините сочетание слов со словом, которым это сочетание можно заменить.
вид городского электрического пассажирского транспорта
собранные осенью овощи и фрукты
командная игра с перебрасыванием мяча через сетку
Подсказка: Внимательно прочитайте сочетания слов.
вид городского электрического пассажирского транспорта
игра на льду
собранные осенью овощи и фрукты
командная игра с перебрасыванием мяча через сетку
Задание. Перенос слов.
Прочитайте, как перенесены слова. Подчеркните правильные варианты.
ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК
Подсказка: Вспомните правила переноса.
ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК
Постановка звука Й в словах, слогах поэтапно
Звук Й – это согласный, звонкий, непарный и мягкий звук. По способу образования относят к щелевым, по месту образования – к среднеязычным.
При его произношении артикуляционные органы занимают следующее положение:
Причины отсутствия или замены буквы Й
Суждение, учитывая отсутствие в законе норм, посвященных данному вопросу, отчуждает непредвиденный эриксоновский гипноз, открывая новые горизонты. Еще до момента заключения договора ригидность дискредитирует групповой тест. Репрезентативная система преобразует интеллект. Искусство, как бы это ни казалось парадоксальным, осмысляет код, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше гарант притягивает ничтожный язык образов.
Йотацизм
При звукопроизношении звука Й встречаются 2 вида нарушений: отсутствие и замена другим звуком.
При отсутствии звука Й ребенок попросту еще не научился произносить его, поэтому в речи его нет. К примеру, он произносит «мака» и «абако» вместо «майка» и «яблоко».
При нисходящей йотации | При восходящей йотации |
мои — «мои» | яма — «иама» |
мой — «моль» | яма — «ляма» |
мой — «мозь» | яма — «зяма» |
мой — «мохь» | яма — «хяма» |
Причинами этих нарушений могут быть:
Развитие фонематического слуха
Способность слышать и правильно воспринимать звуки родной речи называется «фонематическим слухом». Для правильного звукопроизношения важно развить слуховое внимание и воспитать у ребенка способность понимать разницу между правильно произнесенным и искаженным звуком.
Для развития слухового внимания используются различные упражнения:
Постановка звука Й
Постановка звука – это начальный этап, который позволяет ребенку научиться произносить звук правильно. После того, как он научится произносить звук Й изолированно, можно переходить к автоматизации в слогах, словах, предложениях и т.д.
Для начала обязательно проведение артикуляционной гимнастики. Существует несколько эффективных упражнений:
Постановка звука Й возможна двумя способами: подражание и механическое воздействие.
Способ подражания предполагает быстрое произношение звука И с А, О, У с последующим йотированием (иа-йа, ио-йо, иу-йу). Другой метод заключается в переходе от мягкого глухого звука [Х’] к звонкому.
Механическое воздействие предполагает использование логопедического зонда или шпателя от звука [З]. Ребенок должен произносить слог за-за-за, в это время логопед шпателем или зондом нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая вглубь рта спинку языка.
Автоматизация звука Й
Автоматизация звука – это необходимый этап, который позволяет закрепить и автоматизировать произношение звука. Важно действовать поэтапно, переходя от простого к сложному и если ребенок еще не научился произносить звук изолированно, то переходить к автоматизации нельзя.
Автоматизация звука Й в слогах:
Автоматизация звука Й в словах:
Для автоматизации в словах можно использовать речевой материал, в котором содержится звук Й, а также те слова, в которых есть буквы Я-Ё-Ю-Е и т.д. Таких слов достаточно много:
[ЙО] – Ёж, ёжик, ёлка, ёлочка, ёмкость, ёрш, ёршик, ёрзать, ёжиться, моё, твоё, своё, пьёт, поёт, даёт, жуёт, куёт, достаёт, шьёт, льёт, водоём, маёвка, каёмка, подъём, питьё, чутьё, зверьё, ружьё, копьё, дутьё, мытьё, бельё, нытьё, жильё, житьё.
[ЙУ] – юг, юбка, юнга, юннат, юноша, юность, Юнона, юмор, юрта, Юля, Юра, юла, юлит, вьюн, каюта, союз, воют, дают, жуют, куют, роют, сеют, поют, моют, пьют, умею, знаю, купаю, поднимаю, стою, читаю, уют, баюкать, июнь, июль, вничью.
[Й] – йод, йогурт, майка, мойка, сарай, попугай, май, чай, чайник, зайка, змейка, стойка, сойка, пей, шей, дай, мой, бой, рой, край, твой, ручей, соловей, тайга, лайка, сайка, двойка, тройка, чайка, байка, бойня, буйвол, струйка, стройка, каравай, койка, скамейка, копейка, хозяйка, клей, змей, урожай, минтай, Китай, прибой, ковбой, покой, иней, воробей, музей, хоккей, Тимофей, низкий, дикий, тихий, высокий, звонкий, ветхий, новый, умный, тёмный, край, трамвай, муравей, фуфайка, гайка, рейка, шайка.
Автоматизация звука Й в словах с двумя звуками:
Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обаяние, Майя, южный, юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный, юбилей.