Означает ли что высокий интеллект предполагает наличие высокого уровня воображения

Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 02:26, контрольная работа

Краткое описание

1. Означает ли, что высокий интеллект предполагает
наличие высокого уровня воображения? Доказать свой ответ.
2. Провести изучение особенностей свойств внимания
двух людей и сравнить полученные результаты.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрол.ра-та по псих..doc

Развитие литературных способностей А.В.Ковалёв видит в процессе превращения острой сенсорной чувствительности в синтетическое свойство личности – художественную наблюдательность: способность увидеть особенное, характерное, отвечающее эстетическому вкусу писателя. С развитием сенсорной чувствительности перестраивается воображение, оно становится направленным и мощным. Опираясь на высокую чувствительность, на восприятие, воображение начинает выполнять регулирующую функцию и подчинять восприятие возникающим художественным замыслам, дорисовывать то, что было за пределами воспринимаемого (? ).

1.4.3 Воображение и интеллект актёров

Воображение и интеллект нужны не только писателям, но и актёрам. Актёр создаёт в воображении модель поведения человека с помощью памяти и непосредственного чувствования в мир других. На основе этой модели реализуется сложный акт художественного понимания неявной коммуникации, эмоциональной заразительности.. Румынский исследователь С. Маркус и его сотрудники считают, что главные психические механизмы, с помощью которых реализуется процесс перевоплощения, есть творческое воображение и способность повторно переживать различные эмоциональные состояния. Для этого необходим аналитический ум, наблюдательность, подкреплённая артистической интуицией и мощной памятью, которая в состоянии перерабатывать обширный запас интуитивных представлений. Творческое воображение необходимо актёру, дабы не впасть в соблазн имитации. Поэтому для актёра особенно важно развитие направленного воображения.

Свойство переживать аффективные состояния других, но сохранять при этом постоянный контроль над исполнением. Речь идёт о вере в сценическую иллюзию, когда актёру удаётся перенести свои собственные чувства в предлагаемые обстоятельства пьесы, преобразуя свои личностные особенности в личность драматического героя.

1.4.4.Сила мышления и воображения – залог «хорошего» чтения

Для «хорошего» чтения нам необходимо известная сила мышления и воображения. Воображение заменяет нам в некоторой мере собственный наш опыт. Наш опыт очень ограничен даже у тех, кто, кто много путешествовал, много испытал, многое видел. Воображение даёт нам возможность видеть чужими глазами – часто лучшими, чем наши, то чего мы не видели, переживать с людьми то, что сами не переживали. Тот, кто читает «Путешествие по Африке» и умеет правильно воображать, тот путешествует вместе с автором. Он видит, слышит, чувствует и живёт с ним. Кто читает историческую книгу, тот перелетает в вечно живую страну прошлого, живет жизнью древних ()

Уметь воображать – значит беспредельно расширять свой маленький опыт, включая в себя опыт человечества. Но правильно воображают не все. Так, например юные читатели, поглощая Майн Рида, воображают собственные будущие подвиги в борьбе с дикими зверями или кровожадными апачами. При этом такие подробности как описание наружности, иногда, чудные описания природы, характеристика быта или совсем опускается, или просматривается вскользь. В сознании «плохого» читателя самое Великое произведение искусства может отразиться самым неполным, искаженным, уродливом образом и читатель сам себя лишает опыта, знаний, сам пропускает возможность повысить свой интеллект.

А если правильно пользоваться воображением и интеллектом, тогда читая, например «Поездки на долгих» Л.Толстого, читатель, сидя в своей комнате, будет переживать и поездку и бурю; будет видеть блики молнии, чувствовать порыв ветра, слышать величественные удары грома, переживать всё впечатления юного Иртеньева.

1.4.5 Трансформация творческого воображения

Т. Рибо считает, что творческое воображение приходит в упадок. Очень жаль.

Лишь особенно богато одарённые люди составляют исключение. Большинство мало-помалу входят в прозу практической жизни, хоронят мечты своей юности, считают любовь химерой. Это регресс, но не уничтожение, потому что, творческое воображение не исчезает совершенно, ни у кого, оно делается лишь случайностью Оно продолжается, но предварительно преобразовавшись, приспосабливается к рациональным условиям, то уже не чистое воображение, а смешенное. Так бывает у людей, действительно богатых воображением, у которых способность к изобретению остаётся долго юною и живучею. Таковы скороспелые изобретатели, призвание которых проявилось рано и не подвергалось отклонениям в сторону. Изобретение постепенно сбрасывает с себя детские или юношеские черты и становится соответствующим поре мужества. Так, например, можно сравнить «Разбойников» Шиллера написанных за двадцать лет до «Валлиштейна», появившегося, когда автору было 40 лет ().

Подводя итог данной контрольной работы, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений и изобретательства.

Люди необразованные и ограниченные о каждом событии рассказывают всегда одинаково и неизменно, где все стоит на одном и том же плане, важно оно, или неважно, нужно или ненужно; они не опустят никакой подробности, так как не в состоянии сделать выбор. Умы, отличающиеся таким складом, не способны к изобретательности.

Известно, как много людей, оставивших о себе великую память в науке, политике, начинали с опосредованных опытов в музыке, живописи и особенно в поэзии. Потребность творить шла сначала по линии наименьшего сопротивления, где она находила уже некоторые приготовленные материалы, но чтобы достигнуть полного самосознания, для неё нужно было больше времени, больше знаний, больше опыта.

Источник

Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 02:26, контрольная работа

Краткое описание

1. Означает ли, что высокий интеллект предполагает
наличие высокого уровня воображения? Доказать свой ответ.
2. Провести изучение особенностей свойств внимания
двух людей и сравнить полученные результаты.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрол.ра-та по псих..doc

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

По предмету: Общая психология. Познавательные процессы.

На тему: 1. Означает ли, что высокий интеллект предполагает

наличие высокого уровня воображения? Доказать свой ответ.

2. Провести изучение особенностей свойств внимания

двух людей и сравнить полученные результаты.

Означает ли, что высокий интеллект предполагает наличие высокого уровня воображения? Доказать свой ответ.

1 Взаимосвязь и взаимозависимость уровня интеллекта и воображения 4

1.2 Виды воображения 5

1.3 Уровни развития интеллекта 6

1.4 Высокий интеллект предполагает наличие высокого уровня воображения 7

1.4.1 Талантливый человек, талантлив во всём 7

1.4.3 Воображение и интеллект актёров 9

1.4.4 Сила мышления и воображения – залог «хорошего чтения» 9

1.4.5 Трансформация творческого воображения 10

Список использованной литературы 12

Актуальность темы заключается в том, что развитие воображения в наши дни составляет важную проблему, так как не всегда включается в учебную и произ-водственную деятельность человека. что приводит к обеднению его деятельности. Творческое воображение неразрывно связанное с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое приходит в упадок. Лишь особенно богато одарённые, наделённые высоким интеллектом люди составляют исключение.

Основная цель контрольной работы доказать, что высокий интеллект предполагает наличие высокого уровня воображения.

Основные задачи контрольной работы раскрыть суть понятий «воображение» как особой формы человеческой психики и «интеллекта», охарактеризовать виды воображения и уровни развития интеллекта, установить взаимосвязь между вышеуказанными понятиями и обосновать необходимость высокого интеллекта для наличия высокого уровня воображения на конкретных примерах.

Объект исследования – взаимосвязь интеллекта и воображе6ния.

Основные источники, используемые для раскрытия темы

Морева Г.И. Общая психология. Познавательные процессы; Рибо Т.Творческое воображение. Интеллектуальный фактор; Дрешер Ю.Р. Курс лекций по библиотерапии; Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественной способности. Художественное творчество и др.

Воображение двигательная сила творческого процесса человека. Вся жизнедеятельность человека в той или иной степени связана с творчеством. Высокий уровень интеллекта подразумевает творческий подход к использованию имеющейся информации и создании нечто нового. Воображение это источник идей для бизнеса, творчества, и любви. Люди необразованные и ограниченные не способны к изобретательности.

1. Взаимосвязь и взаимозависимость уровня интеллекта и воображения.

Воображение – это совокупность процессов, решающих главным образом задачи прогнозирования субъектом будущего результата его деятельности, оперирования полученными ранее образами и другими единицами психического мира с целью измерения представлений субъекта о мире и – в конечном счете, изменение мира как такового.

Таким образом, воображение обеспечивает возможность ориентации субъекта в будущем и построения проектов его будущей деятельности ( 5 ).

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем, занимающей промежуточное значение между восприятием, мышлением и памятью. Ни в чём другом кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный мир психики.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его ежеминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Если воображение рисует сознанию такие картины, которым мало что соответствует в действительности, то его называют фантазией. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

1.2 Виды воображения.

Воображение может быть четырёх основных видов:

а) активное воображение – характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

В высших формах воображения в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека, который характеризуют нормативный интеллектуальный потенциал личности, а в высоких показателях способности, которые позволяют оценить творческий интеллектуальный потенциал.

б) пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В этих случаях за образом, обычно скрываются в качестве движущих сил аффективные моменты потребностей, влечений.

Различие активности и пассивности является ничем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности.

в) продуктивное воображение отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся.

г) репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, несмотря на то, что здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение скорее напоминает восприятие или память, чем творчество. С репродуктивным воображением может быть соотнесено направление искусства, называемое натурализмом, а также отчасти и реализм.

Однако никакая фантазия не способна изобрести такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусств, чей полёт творческой фантазии уже не удовлетворяет реалистические, а тем более натуралистические средства воображения.

1.3 Уровни развития интеллекта

Интеллект – разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций, которые превращают в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания.

Отсутствие однозначности в определении интеллекта связано с многообразием его проявлений. Но всем этим проявлениям присуще то общее, что позволит отличить их от других особенностей поведения, а именно: активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображение всех тех психических функций, которые отвечают за познание окружающего мира (?)

Уровень развития интеллекта подразделяется на одарённость, талант, гениальность.

Одарённостью называется своеобразное сочетание способности, которое обеспечивает человеку возможность наиболее успешного выполнения какой-либо деятельности. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одарённость не имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одарённость определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Проявления одарённости следует искать не в высоких показателях усвоенных знаний и обучаемости, которые характеризуют нормативный интеллектуальный потенциал личности, а в высоких показателях способности, которые позволяют оценить творческий интеллектуальный потенциал.

Ещё один уровень развития способности человека – талант. Одними психологами отожествляется с одарённостью, другими рассматривается как высокий показатель развития способностей, и прежде всего специальных. Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочёл, зарыть в землю, вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль. Отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю». В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития общечеловеческой культуры.

1.4 Высокий интеллект предполагает наличие высокого уровня воображения.

1.4.1 Талантливый человек, талантлив во всём.

Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Рене Декарта, Г.В.Лейбнице, М.В. Ломоносова.

Так, например, М.В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике, и в тоже время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Он подтвердил утверждение о том, что талантливый человек, талантлив во всём. Но это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность имеет свой профиль, какая-то сторона проявляется ярче.

И.Ньютон говорил, что гений есть нетерпение мысли, сосредоточенной в определённом направлении и когда его спрашивали, как он открыл свои физические законы, он отвечал, я просто много думал об этом.

В защиту того, что высокий интеллект предполагает наличие высокого уровня воображения М.А.Холодная выделяет следующие особенности одарённых людей:

— сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;

— интуиция, избирательность, бессознательный разум;

Ф.Баррон на основе исследовании я 56 писателей профессионалов, выделил 13 признаков способностей к литературному творчеству. И в числе первых оказались: высокий уровень интеллекта, склонность к интеллектуальным и познавательным темам, оригинальность ассоциирования мысли, неординарный процесс мышления.

А.В.Ковалёв выделяет опорное свойство литературных способностей – огромную впечатлительность, живость, остроту восприимчивости и силу эмоциональной отзывчивости. В результате развития этих способностей формируется наблюдательность как свойство личности, профессионально значимое для писателя, Другой важнейшей способностью писателя А.В.Ковалёв считает умение преобразовывать виденное, ассоциировать наблюдения. Творческое воображение проявляется в способности отчётливых и ярких видений людей и сцен, в лёгкости образования ассоциаций между словом и образом.

Источник

Названы 13 признаков высокого интеллекта

Психологи назвали 13 научно подтвержденных признаков высокого интеллекта. Их публикует Business Insider.

Означает ли что высокий интеллект предполагает наличие высокого уровня воображения. Смотреть фото Означает ли что высокий интеллект предполагает наличие высокого уровня воображения. Смотреть картинку Означает ли что высокий интеллект предполагает наличие высокого уровня воображения. Картинка про Означает ли что высокий интеллект предполагает наличие высокого уровня воображения. Фото Означает ли что высокий интеллект предполагает наличие высокого уровня воображения

1. Умение не отвлекаться на постороннее. Признак высокого интеллекта — умение фокусировать внимание длительное время на чем-нибудь одном… Это подтвердило небольшое исследование, проведенное в 2013 году. В ходе экспериментов оказалось, что людям с высоким IQ (коэффициентом интеллекта) сложнее заметить, как на большом изображении медленно меняется фон — потому что они концентрируются на более мелких деталях.

2. Поздно ложатся и поздно встают. Совы умнее жаворонков. Это спорное высказывание подтверждено двумя научными работами 1999 и 2009 года, в которых в общей сложности участвовали тысячи человек. Люди, которые поздно ложатся и поздно встают как в выходные, так и в будни, обладают более высоким интеллектом.

3. Легкая адаптация. Интеллект неразрывно связан со способностью изменять свое поведение, чтобы действовать в сложившейся ситуации наиболее эффективно, или изменять ситуацию.

4. Знать, что много не знаете. Умные люди не боятся признать, что они чего-то не знают — так как они легко могут это выучить или научиться этому. Исследования показывают, что чем ниже у человека интеллект — тем более он склонен его переоценивать, и наоборот. Проводился эксперимент, в ходе которого большое количество студентов делали один и тот же тест. Те, кто справился с ним хуже всего, думали, что написали его в полтора раза лучше, чем на самом деле, а те, кто был в лидерах при подсчете результатов — наоборот, считали, что не справились.

5. Любознательность. сам Альберт Эйнштейн говорил, что он не слишком одарен, но зато весьма любопытен. Ученые утверждают, что любознательность — это признак высокого интеллекта. «Обычные» люди принимают «обычные» вещи как должное, а интеллектуалы при этом могут ровно этими же вещами восхищаться. В 2016 году была опубликована статья по итогам исследования, в котором участвовали тысячи людей. Те из них, чей коэффициент интеллекта в 11 лет был выше, отличались повышенной любознательностью в 50 лет.

6. Открытость для новых идей и возможностей. Люди, которые рассматривают все альтернативы, взвешивают и обдумывают их, а не отказываются от их оценки, в среднем умнее. Открытость для новых идей и способность определить, опираясь на факты, какая из них может быть наилучшим образом использована — признак высокого интеллекта.

7. Чувство комфорта наедине с собой. Люди с высоким интеллектом часто обладают яркой индивидуальностью, а недавнее исследование указывает на то, что «умники» получают меньше удовольствия от социализации.

8. Хороший самоконтроль. Более умны те люди, у которых все хорошо с планированием, оценкой альтернативных стратегий и их возможных последствий, постановкой конкретных

целей. В 2009 году эксперименты показали, что люди с более высоким интеллектом чаще выбирают из двух вариантов тот, который принесет большую прибыль, хоть и займет больше времени — а это требует именно самоконтроля. Такие люди не склонны к импульсивным решениям.

9. Отличное чувство юмора. Высокий интеллект часто связан с чувством юмора. Исследования продемонстрировали, что те участники, кто рисовал более смешные комиксы, имели более высокий коэффициент интеллекта, а кроме того, профессиональные комики тоже в среднем справляются с тестами на интеллект лучше среднего человека.

10. Умение поставить себя на место другого человека. Эмпатия — часть эмоционального интеллекта, и некоторые психологи считают, что те люди, которые могут понять, что чувствует другой человек, более умны.

11. Умение видеть связи и ассоциации, которые не видят другие. Это также свойственно высокоинтеллектуальным людям. Например, они могут сходу сказать, что общего между арбузом и сашими (и то, и другое употребляется в сыром и холодном виде). Способность видеть параллели и общие схемы неразрывно связана с интеллектом, и сюда же относится креативность как способность подать старое под соусом нового.

12. Частое откладывание дел «на потом». Люди с более высоким интеллектом чаще занимаются рутинными делами, откладывая более важные на потом. В этот момент они просто обдумывают это важное. Такое действие может проявляться и в самой работе над чем-то важным: оно является ключом к инновациям.

13. Мысли о смысле жизни. Размышления на глобальные темы, такие, как смысл жизни или существование вселенной, также может быть показателем интеллекта. Такие люди часто думают, зачем или почему произошло то или иное событие, и эти экзистенциальные размышления часто повышают уровень тревожности. С другой стороны, люди с высоким интеллектом всегда готовы к тому, что что-то пойдет не так, как ожидалось.

Ранее «Правда.Ру» сообщала, что американские психологи Технологического института Джорджии провели исследование на предмет связи мечтательности с когнитивными способностями. Анализ данных позволяет говорить, что люди мечтательные обладают более высокими интеллектуальными и творческими способностями.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Работа «Научная статья «Взаимосвязь интеллекта и воображения»». Автор: Шляхтина Ирина Васильевна

Взаимосвязь интеллекта и в оображения у младших школьников

The relationship of intelligence and imagination in younger students

Ирина Васильевна Шляхтина

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Юлия Борисовна Исакова

Старший преподаватель кафедры ПППОиПМ

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Irina V. Shlyahtina

South Ural state humanitarian-pedagogical University, Chelyabinsk
Scientific adviser

Senior lecturer of the department of PPPPiPM

South Ural state humanitarian-pedagogical University, Chelyabinsk

Аннотация : цель статьи заключается в изучении взаимосвязи развития интеллекта и воображения у детей младшего школьного возраста. В данном исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение психолого – педагогической литературы, эксперимент, диагностика, систематизация и обобщение полученного материала, количественный и качественный анализ данных, метод математической обработки данных. С помощью применяемых методов был определен уровень развития интеллекта и воображения у детей младшего школьного возраста, а так же прослежена взаимосвязь.

Annotation: the purpose of the article is to study the relationship of the development of intelligence and imagination in children of primary school age. In this study, the following methods were used: theoretical analysis and synthesis of psychological and pedagogical literature, experiment, diagnosis, systematization and synthesis of the material obtained, quantitative and qualitative analysis of data, a method of mathematical data processing. With the help of the methods used, the level of development of intelligence and imagination in children of primary school age was determined, as well as the interrelation was traced.

Современна система образования, насыщенная школьная программа и высокие требования к усвоению учебного материала, достаточно четко определяют необходимый уровень развития воображения и интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста.

Известно, что психическое развитие детей происходит неодинаково в различных общественно-исторических условиях, оно зависит от обучения и воспитания, от характера жизненного опыта. Поэтому возможны индивидуальные сдвиги в сроках возрастного развития, границы возрастов подвижны. Д. Б. Эльконин писал, что в разные возрастные периоды ученики разным интересуются, по-разному мыслят и чувствуют, различным образом действуют, находятся в разных отношениях с действительностью.

Проблемой психологии интеллекта занимались такие зарубежные и российские ученые, как: Дэвид Векслер, Жан Пиаже, Ганс Айзенк, Реймонд Бернар Ке́ттел, Э.А.Голубева, С.А.Изюмова, М.К. Кабардов.

В процессе учебной деятельности учащиеся получают описательные сведения, которые требуют постоянного воссоздания образов, помогающих понять учебный материал, поэтому наряду с восприятием, памятью, мышлением важную роль играет творческое воображение.

Проблемой развития творческого воображения младших школьников занимались многие ученые Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, О. М. Дьяченко, Л. С. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

Для диагностики уровня интеллекта-

« Шкала Векслера», по изучению определения уровня развития

Для диагностики уровня воображения-

«Дорисовывание фигур» (автор В.Г. Гаврилова), для изучения уровня развития интеллекта.

Результаты диагностики уровня интеллекта испытуемых по методике

«Шкала Векслера» представлены в таблице 1.

Процентное соотношение показателей уровня интеллекта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *