Омерзительный человек что значит
Значение слова «омерзительный»
2. Разг. Очень плохой, скверный. Омерзительное настроение. Омерзительная погода.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
омерзи́тельный
1. вызывающий омерзение ◆ Главный мученик был, конечно, я сам, потому что вполне сознавал всю омерзительную низость моей злобной глупости, и в то же время никак не мог удержать себя. Ф. М. Достоевский, «Записки из подполья», 1864 г. ◆ Погода стоит омерзительная, дождь и холод, так что мы уже топим камин, а вчера горы покрылись новым снегом. В. О. Ковалевский, «Письма А. О. Ковалевскому», 1873 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рисовальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Омерзительность Омерзительный
А я маленькая мерзость, а я маленькая гнусь,
Я поганками объелась и напакостить стремлюсь.
Я людей пугаю ночью, обожаю крик и брань.
А я маленькая сволочь, а я маленькая дрянь.
Автор – А я маленькая мерзость
Разговор в автобусе в час пик: — Мужчина! Вы пьяны, ужасно пьяны,
омерзительно пьяны! — А у вас, девушка, ноги кривые, ужасно кривые,
омерзительно кривые! А я завтра трезвый буду.
Омерзительность как качество личности – склонность вызывать своими мыслями и поступками чувство гадливости, омерзения, крайнего отвращения.
Анекдот в тему. Познакомился парень с девушкой через интернет и пригласил её в кафе. Но была у него одна маленькая проблема — омерзительно воняли носки! Друзья ему и подсказали. Если придете к ней домой, то ты не разувайся! Но и девушка оказалась с проблемой — омерзительный запах изо рта! Подруги посоветовали ей постоянно молчать. Словом, встретились они, посидели в кафе, ну и зашли к ней домой… – Утро. Парень проснулся первый, умылся, одевается и никак не может найти носки, и спрашивает у девушки: — Ты мои носки не видела? Та молчит. — Ты чего молчишь? Видела носки, спрашиваю?! Та молчит. — Да ты задолбала, носки видела или нет?! Девушка (не выдержала): — Нет! Парень: — Ты что их съела.
Омерзительность – это когда сам или кто-то противен тебе до омерзения. В потоке человеческой омерзительности самое ужасное не сама омерзительность, а равнодушие и привыкание к ней социума. Если человек сам себе противен, вокруг он видит только отвратительные, омерзительные рожи. Мир для омерзительных людей предстаёт, как копилка гадостей, скверностей, гнусностей и отвратительностей. Зараженный мерзостью ум с завидным постоянством поставляет отвратительные мысли, генерирует вонючие слова и толкает на омерзительные поступки.
Омерзительную жизнь ведут существа насквозь порочные и гнилые. Послушаем, что говорит в этом контексте Бог: — Потакая ненасытному вожделению, в погоне за телесными удовольствиями, безбожники ведут омерзительную жизнь. При этом они гордятся собой и ставят себя в пример другим. Уверенные, что цель жизни получить как можно больше удовольствий, они до последнего вздоха мучаются страхами и тревогами. Ненасытные в похоти, они пытаются увеличить свои богатства любыми путями, а когда не получают желаемого, впадают в гнев.
Ради телесных удовольствий, они готовы совершать самые омерзительные поступки. Безбожные по природе люди рассуждают: Сегодня я достиг, чего хотел и завтра достигну, чего захочу. Все это – мое богатство и в будущем его станет еще больше. Сегодня я уничтожил этого врага, а завтра уничтожу остальных. Я возьму от жизни все. Мир создан для моего удовольствия, и я добьюсь всего, чего хочу. Я самый могущественный и счастлив этим. Никто не может сравниться со мной богатством и величием. Я буду жертвовать часть своего имущества бедным, помогать нуждающимся и от этого буду чувствовать себя еще лучше.
В невежестве нечестивцы соблазняются бренным и страдают, когда теряют бренное. В погоне за сиюминутными удовольствиями, они прокладывают себе дорогу в ад. Самодовольные и уверенные в своей безнаказанности, ослепленные роскошью и властью, безбожники желают показать другим свою набожность и совершают жертвоприношения, которые не упомянуты в священных писаниях. В погоне за властью они впадают в безумие и причиняют страдания другим. Влюбленные в себя, охваченные то похотью, то гневом, они доходят до того, что презирают Всевышнего, который живет внутри них, и поносят святых, которые очень дороги Всевышнему.
Поскольку безбожники завистливы, жестоки и причиняют боль другим, Я низвергаю их в омерзительные формы жизни, где они имеют возможность забыть обо Мне. Так они опускаются все ниже и ниже, до примитивного существования. Только тот, кто освободился от жадности, похоти и гнева способен понять, о чем говорят писания, на основе этого знания, действовать ради собственного блага и достичь цели жизни. Но выбор всегда за тобой – следовать заповедям или нет. Если решишь следовать, знай, главная заповедь – предаться воле Всевышнего. Поняв это, ты поймешь смысл любого вероучения и сможешь следовать ему.
Портрет омерзительности – грязная, запущенная, пьяная женщина. Опрятная женщина вызывает уважение. Нет ничего омерзительнее неопрятной, грязной женщины. Есть такая шутка: мужик должен быть свиреп, могуч и вонюч. Когда от женщины несет, как от помойки, становится страшно и жутко. Неопрятная женщина – явный кандидат в дегродантки.
Люди порой дрожат перед страхом смерти. Настоящий страх – испытывать отвращение к себе. Зная свою омерзительность и низость, человек вынужден вести неосознанный образ жизни или находить спасительную гавань в цинизме и человеконенавистничестве. Если человек с отвращением думает о людях, о жизни, внешний мир относится к нему с брезгливой неприязнью и антипатией.
Омерзительны все пороки, даже такие как безделье и навязчивость. Сознательное безделье наиболее отвратно, беспринципно и омерзительно.
Как-то я стал свидетелем ярко проявленной навязчивости. В кабинет к начальнику зашел подчиненный. Приблизившись вплотную к начальственному столу, он стал тягуче и невнятно что-то излагать, тем временем принимая позу в виде падающей вперед буквы «г». Нависая над начальником, он практически завис в воздухе, держась, как конь Фальконе, на едином носочке. Начальник отодвинул кресло и постарался слиться со стеной, но навязчивый подчиненный, угадав его маневр, сделал резкий выпад вдоль стола и оказался в зоне интимной близости с начальником. Нужно сказать, что у навязчивого субъекта был вдобавок омерзительный запах изо рта, воняло чем-то гнилостным, сероводородным, словом, ужасно отвратным. Начальник вскочил, как ужаленный из кресла, и попытался выйти в «свободные воды». Но не тут-то было. Навязчивый подчиненный, не умолкая ни на минуту, стал теснить его к окну. «Лицом к лицу – лица не увидать. Большое видится на расстоянии», — учил С. Есенин. Навязчивость так не считает. Усадив начальника на раскаленную батарею, она, брызжа слюной, продолжила свое утомительное мозгоклюйство с расстояния не более двадцати сантиметров от его лица. Начальник, сделав нырок под локоть подчиненного, прорвался к своему столу и скороговоркой залепетал: «Я все понял. Идите. Идите».
Невежество и деградация имеют устойчивый омерзительный запах. Бомжи, мыши, тараканы – омерзительно воняют. Запах омерзительности не утаишь.
Сантехник пошел на первое свидание. Встретились. Прошли пару метров, девушка сморщила нос и говорит: «Что-то тут неприятно пахнет» — «Наверное, где-то рядом канализация», — сказал парень. Девушка постепенно привыкла к омерзительному запаху, и свидание прошло, как он и планировал. Во второй вечер картина повторилась, но в глазах девушки сантехник прочел сомнение на его отговорки по поводу канализации. Перед третьим свиданием он полдня отмокал в ванной, наполненной на половину водой, а на половину хвойным экстрактом. Вылив на себя флакон одеколона, он самоуверенной походкой направился на очередное свидание. Подошел к девушке, вручил букет цветов и спрашивает: «Ну, сегодня хорошо на улице пахнет?» — «Да, отвечает девушка, – Такое ощущение, что я в хвойном лесу подхожу к елке, раздвигаю ветви, а под ними какашка».
Отвратительный человек
Бывают люди, которые отвратительны при всей безукоризненности своего поведения,
потому что она в них есть следствие безжизненности и слабости духа.
Всё, что делается в невежестве, приводит к
ещё более отвратительному невежеству.
Эгоизм — отвратительный порок, которого никто не лишён и которого никто не желает простить другому
Отвратительный человек как качество личности – склонность вызывать отвращение, быть очень плохим, противным, гадким, мерзким, скверным.
Командировочный пришел в гостиницу, а там все места заняты, кроме одного, в двухместном номере. Его честно предупреждают, что оно свободно потому, что сосед необычайно громко храпит, и никто там не может уснуть. Он соглашается, поскольку выбора всё равно нет. Утром командировочный выходит свежий и отдохнувший. Его спрашивают: — Как вам удалось выспаться при таком храпуне? — Я зашел в номер — он храпит. Я подошел, поцеловал его в щечку и сказал: — Фу, какой отвратительный. Ну, ладно, засыпай скорее, противный — он проснулся, и не только не храпел, но и глаз не сомкнул!
У хорошего педагога в классе любимчиков нет. Ему все дети одинаково отвратительны.
В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему: «Что, по-вашему, мнению является самым отвратительным на свете?» Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни… В это время в зале находился дзэнский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос: — Кто вы?- Я, Джон Смит. — Нет, это имя, но кто Вы? — Я телерепортёр такой-то компании… — Нет. Это профессия, но кто Вы? — Я человек, в конце концов. — Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы. Репортёр, наконец, понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать. Монах заметил: — Вот это и есть самое отвратительное на свете — не знать, кто ты есть.
Отвратительность противно даже по стенке размазать. Отвратительный человек вызывает к себе физическое отвращение, презрение, моральное, нравственное неприятие. Как крыса или мерзкая жаба своим только внешним видом вызывают у большинства людей запредельное чувство гадливости, так отвратительный человек своим отвратительным поведением делает себя несносным и омерзительным для окружающих.
В ком поселяется отвратительность, одновременно с ней прописывается гнусность, мерзость, мерзопакостность, муторность, отвратность, паршивость и кошмарность. Словом, отвратительность означает склонность вести в полном масштабе порочную жизнь.
Грешить – это всегда отвратительно. Отвратительно жить не по-божески, вопреки законам мироздания. Отвратительно жить не по совести, без чести, достоинства и нравственности. Отвратительно не иметь понятия о благородстве, порядочности и великодушии. Отвратительно существовать, не зная о самоконтроле и самодисциплине. Отвратительно жить, как животное, удовлетворяя только свои физиологические потребности и забыв об эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностях. Апофеоз отвратительности – бесцельность и бессмысленность существования.
Отвратительное зрелище – безответственный, податливый, безвольный, нецелеустремлённый мужчина. Утратив контроль над своими ненасытными чувствами и вожделенным умом, то есть, став неразумным существом, он, даже, имея привлекательную внешность, превращается в отвратительного человека. Отвратителен тот, кто становится рабом и пленником своих чувств и ложного эго.
Зараженный отвратительностью ум с завидным постоянством поставляет отвратительные мысли, вонючие слова и омерзительные поступки.
Отвратительным человека делает, прежде всего, не внешность, а отвратительная деятельность, отвратительное выполнение своего долга. Во многих духовных традициях внешняя отвратительность объясняется отвратными поступками в прошлых жизнях. Например, неприятные губы означают отвратительную чувственную деятельность в прошлой жизни. Деформации рук означают отвратительное выполнение долга в прошлой жизни. Предрасположенность к кожным, аллергическим заболеваниям — отвратительное сексуальное поведение.
Болезни глаз связаны с пьянством, также связаны с негативизмом восприятия окружающего мира, нежелание доброжелательно смотреть на людей, искать в них недостатки. Страдания, болезни желудка связаны всегда с тем, что человек отвратительно относился к родителям. Родители нас кормят, поддерживают по жизни. Желудок – это орган, который дает возможность жить. Мы получаем пищу в него, силу. Если у человека больной желудок, это значит, он издевался над своими родителями в прошлой жизни.
Много ли на свете отвратительных людей? Отвратительность обнажает проблему несовместимости. Если вы не переносите человека, если он кажется вам отвратительным, если от одного его вида тошнит – это несовместимость. Отвратительность в виде непереносимости бывает всего в трех процентах случаев, и то это максимальный процент. Вот три из ста, действительно могут казаться отвратительными. Такое бывает, в коллективе – три из ста. Если девяносто семь из ста нам отвратительны, значит, пора идти к психиатру. Но если три из ста, это абсолютно нормальная ситуация. Пусть они кажутся отвратительными, ничего не поделаешь, так и должно быть. В трех процентах случаев – это нормально. Подсознание, сканируя человека, делает на него перенос своих впечатлений их прошлых жизней, если впечатления отвратительны, то и человек этой жизни кажется отвратительным. Так, к счастью, бывает в трёх случаях из ста.
Отвратительный человек не видит прекрасного, замечая только отвратительность окружающего мира. Для него всё грязно, ужасно и отвратительно. Он живёт, как будто у него под носом висит мешочек с кошачьей блевотиной. Он видит мир через грязные, отвратительные разводы своего сознания.
Александр Блок призывал: «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен». Чтобы стереть «грязные разводы» на окне, через которое взираешь на мир, нужно иметь не отвратительное, а чистое сознание. Когда человек пребывает в чистом сознании, он автоматически замечает всё удивительное, что происходит вокруг, ощущает радость бытия и избавляется от исключительного видения всего отвратительного и омерзительного.
Есть такое стихотворение:
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое…
Многие излишне мнительные и самокритичные люди считают себя отвратительными. Это опасное самовнушение. Английский исследователь, географ и психолог сэр Френсис Гальтон (1822 – 1911) как-то решился на своеобразный эксперимент. Прежде чем отправиться на свою ежедневную прогулку по улицам Лондона, он внушил себе: «Я — отвратительный человек, которого в Англии ненавидят все!» После того как он несколько минут концентрировался на этом убеждении, он отправился, как обычно, на прогулку. Впрочем, это только казалось, что всё шло как обычно. В действительности произошло следующее. На каждом шагу сэр Френсис ловил на себе презрительные и брезгливые взгляды прохожих. Многие отворачивались от него, и несколько раз в его адрес прозвучала грубая брань. В порту один из грузчиков, когда Гальтон проходил мимо него, так саданул учёного локтем, что тот плюхнулся в грязь. Казалось, враждебное отношение передалось даже животным. Когда он проходил мимо запряжённого жеребца, тот лягнул Гальтона в бедро так, что он опять повалился на землю. Гальтон пытался вызвать сочувствие у очевидцев, но, к своему изумлению, услышал, что люди принялись защищать животное. Благоразумный сэр Френсис поспешил домой, не дожидаясь, пока его мысленный эксперимент приведёт к более серьёзным последствиям.
Значение слова «омерзительно»
2. безл. в знач. сказ. О чувстве отвращения, испытываемом кем-л. На душе у него было омерзительно.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
омерзительно
1. наречие к прилагательному омерзительный; вызывая омерзение ◆ Оба выпили, но тот, другой ведет себя прилично, а сержант с маниакальной настойчивостью омерзительно сквернословит всю дорогу, бессмысленно и упорно повторяя заученные им несколько нецензурных венгерских слов под молчаливо негодующие взгляды окружающих. Борис Ефимов, «Десять десятилетий», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
2. в знач. сказуемого оценочная характеристика ситуации, чьих-либо действий, поступков как вызывающих чувство омерзения, отвращения ◆ И хотя это ― моя профессия, ― вы ведь позволите быть с вами откровенным? ― мне омерзительно сейчас выглядеть в ваших глазах волшебником и чародеем. Дина Рубина, «Белая голубка Кордовы», 2009 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова почвенничество (существительное):
Почему мы такие гадкие? Наука доказывает безнравственность человека
Веками человечество волновал важный вопрос: по природе мы добры и справедливы или же глубоко внутри мы злы, тщеславны, эгоистичны и мстительны? В этой статье вы познакомитесь с исследованиями, проведенными в поисках ответа на этот вопрос. Вы не увидите здесь отсылок к экспериментам Милгрэма, Зимбардо или Аша — эти исследования и слишком популярны и ровно настолько же противоречивы. Вместо этого мы отобрали десять других, менее известных, но также обнажающих темную сторону наших личностей.
1. Мы не считаем «чужаков» полноценными людьми
На протяжении истории мы множество раз демонстрировали удивительную, почти патологическую жестокость по отношению друг к другу. Частично это можно объяснить тем, что мы склонны приписывать определенным группам людей (в особенности изгоям, отщепенцам и другим представителям группы с низким социальным статусом) меньше человеческих качеств — то есть дегуманизировать их.
Яркий пример такого поведения описан в этом небольшом исследовании. Выяснилось, что мозг студентов – участников эксперимента менее активно отзывался на изображения бездомных людей или наркоманов по сравнению с изображениями людей более высокого статуса. Последующие исследования также продемонстрировали, что люди в принципе меньше сострадают представителям меньшинств.
Были и исследования, показавшие яркие примеры дегуманизации. Например, противники иммиграции арабов и сторонники антитеррористической политики были склонны считать арабов и мусульман менее развитыми, чем среднестатистический человек.
Кроме того, есть свидетельства дегуманизации пожилых людей молодыми, а также пьяных женщин (как мужчинами, так самими и женщинами).
Тенденция к дегуманизации проявляется довольно рано: дети пяти лет приписывают меньше человеческих качеств лицам другой группы (например, другого пола или живущим в другом городе).
2. Даже в четыре года мы могли испытывать злорадство
Милые детишки кажутся нам невинными существами без единой злой мысли. Однако многие исследования показывают, что даже маленькие дети способны испытывать вполне взрослые и неприятные эмоции.
К примеру, вот это исследование 2013 года продемонстрировало, что четырехлетние дети могут злорадствовать — то есть получать некоторую долю удовольствия от неудач другого человека (особенно когда им казалось, что объект злорадства этого заслуживает).
Еще одно исследование обнаружило, что шестилетние дети предпочтут посмотреть, как бьют куклу в образе злодея, чем получить наклейки. Да, и попрощайтесь с привычной мыслью о детской доброте: к трем годам они уже прекрасно помнят, кто и сколько им должен.
3. Мы верим, что угнетенные «сами виноваты»
Наша вера в справедливость мироустройства невероятно сильна. Поэтому мы склонны считать, что бедные и угнетенные слои населения заслуживают своей судьбы.
Возможно, это своеобразное выражение не слишком удачной интерпретации идеи кармы, которая прослеживается во многих мировых религиях: мы верим, что добро вознаграждается, а зло карается; если человек оказался в плохих условиях, значит, он наказан за плохие поступки.
Нужно сказать, что подобные убеждения прослеживаются уже в возрасте четырех лет. Последствия нашей непоколебимой веры в справедливый мир впервые продемонстрировало уже ставшее классическим исследование Мелвина Лернера и Кэролайн Симмонс. В их версии эксперимента Милгрэма испытуемые-женщины наблюдали за тем, как героиню эксперимента за неправильные ответы наказывали электрическим током. После этого испытуемые были склонны приписывать негативные черты героине, подвергавшейся наказаниям.
Со времен этого знаменитого эксперимента проводились и другие исследования, показывающие нашу готовность обвинить нищих, жертв насилия и ВИЧ-инфицированных в собственном положении — просто для сохранения веры в справедливый мир. Кстати, по этой же причине у нас несколько восторженный взгляд на людей с высоким уровнем дохода.
4. Мы слишком категоричны и безапелляционны
Дело не в том, что мы злые и жестокие: скорее, мы зашорены и консервативны. Если бы мы обладали рациональным и открытым сознанием, для избавления от ошибочных суждений нам было бы достаточно сухих фактов. Но мы, увы, устроены не так.
Классическое исследование 1967 года показало, как участники эксперимента запросто обходили вниманием факты, говорящие не в пользу их позиции, зато с особым рвением обсуждали факты, подтверждающие их взгляды.
Частично такое поведение обусловлено тем, что противоречащая нашему мировоззрению информация нарушает наше чувство целостности. Ну и вишенка на этом торте — наша необоснованная уверенность в том, что мы понимаем происходящее вокруг. Поскольку мы считаем собственное мнение самым правильным, это только отдаляет нас от рационального познания мира.
5. Мы боимся размышлений в одиночестве
Возможно, мы не обладали бы столь ограниченными взглядами, если бы проводили чуть больше времени в размышлениях. К сожалению, для многих из нас возможность остаться наедине с собой представляется скорее угрозой, а не удовольствием.
В исследовании 2014 года испытуемым на выбор предлагалось провести 15 минут в одиночестве или провести эти же 15 минут, получая электрические разряды. 67 % мужчин и 25 % женщин выбрали электрические разряды.
Интерпретация результатов этого эксперимента вызвала множество вопросов, но есть по меньшей мере еще одно исследование, демонстрирующее готовность испытуемых получать электроразряды вместо того, чтобы провести время в бездействии. Другое кросс-культурное исследование также подтвердило, что люди предпочитают любую активность, лишь бы не сидеть без дела в одиночестве (исследование воспроизводилось).
Кажется, прав был Блез Паскаль, в свое время сказавший: «Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает спокойно сидеть у себя дома — там, где ему положено».
6. Мы тщеславны и слишком уверены в себе
Не так страшны иррациональность и категоричность, как отсутствие скромности и способности к самоанализу.
Увы, большинство из нас значительно переоценивает собственные способности и качества, будь то навыки вождения, интеллектуальный уровень или внешние данные.
Этот феномен называется эффектом Лейк-Уобегон — в честь вымышленного городка из одной популярной американской радиопередачи, где «…все женщины сильные, мужчины — красивые, а дети — талантливые». По иронии судьбы наименее способные обычно наиболее уверены в своих силах (знаменитый эффект Даннинга — Крюгера).
Наибольшие масштабы такая сверхуверенность приобретает в нравственно-этической сфере: мы считаем себя гораздо более справедливыми и честными, чем есть на самом деле. Даже заключенные в тюрьмах считают себя более добрыми, честными и заслуживающими доверия, чем среднестатистический человек.
7. Мы двуличны и лицемерны
Мы не только переоцениваем собственные положительные качества, но и проявляем ужасающее лицемерие.
Стоит остерегаться тех, кто громче всех обличает других: скорее всего, моральный прокурор сам не слишком чист, но, естественно, он считает собственные прегрешения не достойными внимания.
Одно из исследований под говорящим названием «Двойное дно добродетели: анализируя феномен морального лицемерия» обнаружило следующую особенность поведения. В эксперименте испытуемые могли подтасовать задания и выбрать для себя самое легкое. Как правило, тех, кто подтасовал, гораздо больше волновали подобные действия других, чем собственные.
Этот феномен, известный как асимметрия действующего лица и наблюдателя (частный случай фундаментальной ошибки атрибуции), достаточно давно исследуется.
Мы склонны объяснять негативное поведение других людей (например, супружескую неверность) свойствами их характера, а собственное поведение оправдывать внешними обстоятельствами.
Существование подобных внутренних двойных стандартов дает объяснение иллюзии деградации общества: недавнее исследование показало, что грубые поступки незнакомцев мы оцениваем гораздо негативнее, чем те же действия от близких людей или от самих себя.
8. Мы любим оскорблять других
Каждый, кто хоть раз участвовал в интернет-холиварах, знает, что сетевое общение часто обнажает все недостатки человеческой натуры. Частично это происходит благодаря эффекту сетевого раскрепощения, частично — по причине анонимности. Одни исследователи полагали, что к онлайн-травле чаще прибегают люди, склонные к бытовому садизму (а это, к сожалению, достаточно много).
Прошлогоднее исследование показало, что подавленное настроение и прошлый опыт жертвы интернет-травли удваивают шансы того, что этот человек сам начнет унижать других.
Подобные ситуационные факторы в этом случае более важны, чем какие-то личные качества. Исследователи Стэнфорда и Корнуэлла пришли к выводу, что «интернет-пользователь примет участие в онлайн-травле, если его настроение или контекст обсуждения будут способствовать такому поведению». Даже несколько оскорбительных сообщений от небольшой группы людей могут вызвать снежный ком последующих оскорблений — такую закономерность обнаружило исследование пользовательских комментариев на CNN.com.
9. Нам нравятся плохие лидеры с признаками психопатии
Многие наши недостатки можно было бы простить, если бы нашими лидерами становились люди редкой добродетели и потрясающих умений. Но нет, всё как раз наоборот. Дэн Макадамс, профессор психологии личности, исследовал этот вопрос и пришел к заключению, что в лидерах мы ищем прежде всего проявления поведения альфа-самца.
Нас привлекают животные, грубые черты, говорящие о способности доминировать и унижать. Кстати, психопатические черты действительно свойственны большому числу лидеров.
Лидеры финансового сектора Нью-Йорка при тестировании получили больше баллов на вопросах, выявляющих склонность к психопатии, и меньше на вопросах, оценивающих уровень эмоционального интеллекта. Нужно заметить, что результаты подобных исследований не всегда воспроизводятся, но опубликованный этим летом метаанализ показал значительную связь между психопатическими чертами характера и лидерством.
10. Мы считаем злодеев сексуально привлекательными
И это еще не всё. Мы не только даем власть в руки психопатам, но и готовы переспать с людьми, обладающими так называемой темной триадой качеств: нарциссизмом, психопатией и макиавеллизмом (культ грубой силы).
Все помнят законы эволюции? Если такая связь приводит к появлению потомства, наследственные черты генетически закрепляются. То есть мы поощряем передачу темной триады из поколения в поколение.
Одно из исследований показало, что женщины выше оценивают физическую привлекательность мужчин, если в его описание включить качества темной триады (назвать его эгоистичным черствым манипулятором, например).
Почему так происходит? Одна гипотеза предполагает, что темная триада качеств соответствует нашим ожиданиям от партнера, в котором мы хотим видеть уверенность и желание брать на себя риски. А исследование 2016 года продемонстрировало, что женщины, наиболее высоко оценившие изображения нарциссических мужчин, имеют в среднем больше детей.
Так что, мы обречены?
Не совсем. Во-первых, большая часть исследований, посвященных особенностям создания пар, проводилась в западных странах, поэтому их результаты могут не распространяться на другие культуры (кстати, работа этого года показала, что американцы азиатского происхождения больше ценят в потенциальном партнере просоциальные черты, а не антисоциальные).
В эту статью не вошла целая куча демотивирующих исследований. Например, о том, что нас куда больше мотивирует зависть, чем искренняя радость; что мы учимся лгать уже в два года и что уже во младенчестве мы можем симулировать плач.
Да, мы порой бываем мерзкими и низкими людишками. Но никто ведь не мешает нам обратить это осознание в свою пользу и воспитывать в себе достойные качества?