Октагон медиа что это
Новое медиа от создателей Bombus может получить название «Октагон»
Новое интернет-издание, созданное на базе екатеринбургского проекта Bombus, может получить название «Октагон». Как следует из данных системы СПАРК, сейчас все домены издания Bombus находятся под управлением зарегистрированного в БЦ «Саммит» ООО «Октагон медиа», которым полностью владеет некий Андрей Николаев.
На это же предприятие в конце 2019 года зарегистрирован и домен octagon.media. Сейчас посмотреть содержимое этого сайта невозможно: зайти на него можно, лишь имея ключи доступа. В качестве контактного номера регистратора домена указан номер политолога Игоря Рябова, который приглашен стать главным редактором проекта.
Главный редактор будущего издания, политолог Игорь Рябов не стал ни подтверждать, ни опровергать информацию о новом возможном названии СМИ. «Хотелось, чтобы все увидели цельный продукт, а не отталкивались от слухов», — сказал он Znak.com.
По его словам, создание проекта находится «на финишной прямой», он будет запущен в конце марта — начале апреля. Скорее всего, запуск пройдет в два этапа и начнется с социальных сетей. «Мы эксклюзивы готовим, ищем баланс между федеральной и региональной повесткой. Собираем всю задумку. Это будет и мировая тематика, и российские и региональные темы», — сказал Рябов.
Соколов-Митрич ушел из уральского СМИ, оно станет частью проекта православного политолога
Напомним, проект Bombus, который курировал журналист Дмитрий Соколов-Митрич, закрылся в январе этого года, просуществовав всего три месяца. Тогда редактор издания Юрий Дорохов заявил, что у команды не получилось реализовать некоторые вещи, которые планировались, а само издание ждет переформатирование. Екатеринбургский коллектив Bombus должен был стать уральской редакцией нового издания, костяк которого будет базироваться в Москве.
Одним из бенецифиаров нового проекта будет политолог Сергей Михеев.
Октагон медиа что это
1.1. Настоящие правила разработаны с учётом требований Конституции Российской Федерации; Гражданского кодекса Российской Федерации; Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»; Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
1.2. Настоящие правила определяют порядок и условия использования информационных, новостных и иных материалов, размещённых на сайте ООО «Октагон Медиа» – сетевое издание Octagon.Media (Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-78548 от «15» июня 2020 года) (далее – «Сайт»).
1.3. Под информацией и иными информационными материалами в целях настоящих правил понимаются любые сведения, сообщения, данные, независимо от формы их представления и отнесения к результатам интеллектуальной деятельности, включая (но не ограничиваясь): статьи, тексты, заголовки, фотоизображения, видеоизображения, фонограммы, иллюстрации, за исключением объектов, в качестве правообладателей и (или) источников которых указаны третьи лица, а также дизайн сайта (далее – Информация).
1.4. Обладателем Информации, т. е. лицом, самостоятельно создавшим Информацию либо получившим на законных основаниях право разрешать или ограничивать доступ и использование Информации, размещенной на Сайте, является редакция сетевого издания Octagon.Media (далее – Обладатель Информации).
1.5. Настоящие правила распространяют своё действие на любых лиц, посещающих и/или пользующихся Сайтом – информационные агентства, электронные и печатные средства массовой информации, физические и юридические лица (далее – «Пользователи»).
2. Условия доступа к Информации
2.1. Пользователи имеют право на свободный поиск и получение Информации на Сайте.
2.2. Воспроизведение, распространение, передача, показ, сообщение или доведение до всеобщего сведения, перевод, переработка и иные возможные способы использования Пользователем Информации, в отношении которой прямо и/или косвенно указано, что ее источником либо правообладателем является Обладатель Информации, допускаются в следующих случаях:
2.1.1. на основании договора либо иного соглашения с Обладателем Информации в письменной форме;
2.1.2. физическими лицами, без согласия Обладателя Информации и без выплаты вознаграждения, но с обязательной ссылкой на Обладателя Информации как источника Информации, при условии, что такое использование осуществляется физическим лицом исключительно в личных целях (без извлечения выгоды), включая использование в сети Интернет (в блогах, на личных страницах и т. п.);
2.1.3. физическими и юридическими лицами, без согласия Обладателя Информации и без выплаты вознаграждения, но с обязательным соблюдением условий, определённых разделом 3 настоящих правил.
2.3. Информация, в отношении которой указано, что её источником либо правообладателем является иное по отношению к Обладателю Информации лицо, используется на основаниях, предусмотренных настоящим разделом, с учётом требований лица, указанного как источник либо обладатель информации.
3. Условия использования Информации
3.1. Использование Информации Пользователями допускается исключительно в соответствии с настоящими Правилами.
3.2. При использовании Информации Пользователь обязан делать ссылку на Обладателя Информации как на источник Информации следующим образом:
3.2.1. при использовании Информации на любом материальном носителе (бумага, пленка и т. п.), в каждом случае использования – в виде «Источник: Сетевое издание Octagon.Media» ;
3.2.2. при использовании Информации в электронном виде (интернет-сайт, электронный файл и т. п.), в каждом случае использования вставлять активную гиперссылку на страницу размещения соответствующего материала. Таким образом, при использовании материалов
* Федерального ресурса «Октагон» ссылка на статью оригинала должна начинаться с https://octagon.media…,
* Регионального ресурса «Октагон.Урал» ссылка на статью оригинала должна начинаться с https://ekaterinburg.octagon.media…, https://chelyabinsk.octagon.media…, https://ufa.octagon.media/
* Регионального ресурса «Октагон.Крым» ссылка на статью оригинала должна начинаться с https://crimea.octagon.media…,
* Регионального ресурса «Октанон. Северо-Запад» ссылка на статью оригинала должна начинаться с https://spb.octagon.media…,
* Регионального ресурса «Октагон. Восток» ссылка на статью оригинала должна начинаться с https://khabarovsk.octagon.media… ;
3.2.3. при использовании в печатных изданиях – в виде указания наименования Обладателя Информации и даты публикации;
3.2.4. при использовании во время радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программ – в виде упоминания наименования Обладателя Информации:
3.3. Использование Информации из вторичных источников, в которых имеется ссылка на Обладателя Информации как на источник информации, возможно только со ссылкой на Обладателя Информации, оформленной в соответствии с п. 3.2 настоящего раздела.
3.4. Ссылки или гиперссылки, предусмотренные настоящим разделом, должны быть расположены:
3.4.1. при использовании текстовой Информации – в начале используемой Информации;
3.4.2. при использовании графической Информации – непосредственно под используемой Информацией.
3.5. Размер шрифта ссылки или гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста Пользователя, в котором используется текстовая Информация, либо размера шрифта текста Пользователя, сопровождающего графическую Информацию.
3.6. При Использовании Информации допускается сокращение текстовой Информации, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению ее смысла. Любая иная переработка Информации при использовании не допускается без согласия Обладателя Информации.
По всем вопросам получения согласия на использование Информации обращаться:
Адрес редакции: 620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 49, оф. 31
Телефон редакции:+7 (495) 145-89-69, +7 (343) 289-08-91
Россиян с медотводом записали в антиваксеры
Россияне, имеющие медицинский отвод от вакцинации против коронавирусной инфекции, начали сталкиваться с тем, что их не пускают в общественные места и торговые объекты. Справки от врачей зачастую не признают – требуют предъявить QR-код. Однако добиться получения такового они тоже не могут. В Госдуме заявляют, что в ближайшие полтора месяца Минздрав будет вынужден разработать отдельный реестр граждан с медотводом.
Медицинские справки, выданные гражданам с отводом от вакцинации, всё чаще и чаще не признаются проверяющими. В такой ситуации, например, оказалась жительница Подмосковья Ольга Анатольевна. У женщины в анамнезе – тяжёлые аллергические реакции, по этой причине ей удалось получить медотвод от прививки. Однако теперь она ущемлена в правах, ровно так же, как и невакцинированные россияне.
– Например, уже несколько раз меня не пускали в торговые центры: показываю справку, а контролёры смеются – дескать, такую бумажку мы сами сейчас можем прямо здесь нарисовать. Требуют предъявить QR-код. А откуда я его возьму? – недоумевает женщина.
Ольга Анатольевна рассказала, что её подруга, также получившая по медицинским показаниям отвод от вакцинации, сталкивается с аналогичными проблемами – медсправка по-прежнему не приравнена к QR-коду.
Опрошенные «Октагоном» эксперты подтверждают: эта категория россиян сегодня совершенно несправедливо пострадала.
Замкнутый круг
Буквально на днях Министерство здравоохранения РФ своим приказом утвердило форму справки о медотводе от прививки от коронавирусной инфекции. В ведомстве пояснили, что справку должны выдавать по устному запросу гражданина в медицинском учреждении после установления врачами медотвода. В бумажном документе должны содержаться имя гражданина, данные его паспорта, дата рождения, пол, а также срок медотвода – временный или постоянный. Данные о медотводе должны заверяться подписью врача и печатью медицинской организации.
Причин для законного отказа от прививки не так много. В частности, получить медотвод от вакцинации могут пациенты с острыми инфекционными и хроническими заболеваниями, тяжёлыми аллергическими реакциями и гиперчувствительностью.
Воздержаться от прививки следует женщинам, которые кормят грудью. При этом высокий уровень антител к новой коронавирусной инфекции не является противопоказанием к прививке.
Люди с медотводом не вакцинированы и, очевидно, никакого QR-кода не получат до момента, пока не сделают прививку, предполагает в беседе с «Октагоном» основатель адвокатского агентства «Законовед» Григорий Сарбаев. По его словам, несмотря на абсолютно законные основания отказа от вакцинации, они по факту – антиваксеры и будут также поражены в своих правах.
Старший преподаватель кафедры пропедевтики внутренних болезней Ульяновского государственного университета, член Союза педиатров России Дмитрий Малых в разговоре с «Октагоном» подтвердил: проблема с ущемлением прав граждан, имеющих медотвод, действительно есть.
«По факту справку о медотводе никто не признаёт – везде требуют QR-код. Пока получается замкнутый круг».
Дмитрий Малых
старший преподаватель кафедры пропедевтики внутренних болезней Ульяновского государственного университета, член Союза педиатров России
По мнению собеседника издания, для граждан с медицинским отводом необходимо создать федеральный реестр – точно такой же, как реестр граждан, получивших вакцину. Это позволит, говорит Малых, в автоматическом режиме добавлять данные о медицинском отводе на портал государственных услуг и получать временный или постоянный QR-код в зависимости от того, является медицинский отвод временным или пожизненным.
Однако адвокат Сарбаев оппонирует: он уверен, что даже единый реестр не решит проблему имеющих медотвод граждан:
– Поскольку государству необходимы привитые граждане, то в любом случае медотводчиков заставят сделать прививку.
Он уверен, что данный реестр послужит скорее более жёсткому контролю за врачами и теми, кто получил отвод, нежели предоставлению им преференций.
Согласно экспертным оценкам, доля взрослого населения с медицинскими отводами не столь велика – от 2 до 10 процентов.
Аллергия имеется у 17–35 процентов населения страны, следует из данных Института иммунологии ФМБА России. Однако это лишь временное противопоказание.
Внесут в реестр
Между тем в Госдуме заявляют о незаконности ущемления прав граждан, имеющих медотвод от вакцинации. До тех пор, пока не принят соответствующий законопроект, медицинские справки должны работать наравне с QR-кодами, заявил «Октагону» заместитель председателя думского комитета по охране здоровья Алексей Куринный.
Он полагает, что до 1 января следующего года Минздрав будет вынужден сформировать соответствующий реестр россиян, которые по медицинским показаниям не могут быть вакцинированы.
Люди с медотводом не могут попасть в торговые центры и другие общественные места из-за отсутствия QR-кода, а справки даже никто не смотрит. Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС
– По логике такой реестр следует привязать к порталу государственных услуг. Система будет видеть, какой медотвод имеется у конкретного гражданина: если срок действия такового закончился, то QR-код будет автоматически аннулирован, – пояснил Куринный.
Сразу два врача на условиях анонимности рассказали «Октагону», что их руководство вполне прозрачно намекнуло – медицинский отвод может быть выдан пациенту только совсем в исключительном случае.
– Мне с коллегами так и сказали: если не хочешь, чтобы тобой заинтересовались правоохранительные органы, медотвод не давай, себе дороже, – рассказал один из собеседников издания.
Действительно, социальные сети и форумы забиты жалобами россиян на то, что они не могут получить отвод от прививки даже при наличии тяжёлых, в том числе онкологических заболеваний. Тех же, кто отказывается от вакцинации, опасаясь за своё здоровье, отстраняют от работы. Так что вариантов жизни в новой реальности остаётся не так много.
Новому федеральному СМИ с уральскими корнями дали денег на три года работы
Интернет-издание «Октагон» с редакциями в Екатеринбурге и Москве, созданное на базе закрытого интернет-СМИ Bombus, представило сайт и приступило к работе. Об этом сообщил URA.RU главный редактор издания Игорь Рябов. Издание финансируют, в том числе, уральские акционеры, уточнил он.
«Многие говорят о причастности к нашему финансированию [владельца телеканала „Царьград“, миллиардера Константина] Малофеева, [владельца РМК Игоря] Алтушкина, [гендиректора УГМК Андрея] Козицына. Если мы будем это опровергать — потеряем интригу. Скажу, что средства мы с [главой наблюдательного совета „Октагона“] Сергеем Михеевым привлекли из самых разных уголков России: есть и Урал, и Москва, и другие регионы. У нас устойчивое финансовое положение, запас [по финансированию] рассчитан на 2-3 года», — заявил URA.RU Рябов. Издание планирует зарабатывать за счет рекламы, но пока не имеет контрагентов.
Рябов отказался назвать конкретные целевые показатели по посещаемости, уточнив, что цель — «держать высокую профессиональную марку в плане контента». Он намерен конкурировать с URA.RU, Медузой, DailyStorm и Znak.com.
Новое издание было создано за три месяца. В его составе работает часть сотрудников издания Bombus: шеф-редактор Анна Ласкутова, руководитель службы новостей Полина Достовалова, журналисты Ростислав Журавлёв, Игорь Лесовских и Мария Полоус. Всего в редакции «Октагона» 17 журналистов.
Кто реанимировал армию, тот и школу сможет воскресить
На фоне доминирующего во всех повестках COVID-19 российское общество сопротивляется введению дистанционного образования для школьников. Повсеместное внедрение цифровых образовательных платформ действительно способно добить дышащую на ладан систему среднего образования. Но осознание этой угрозы не может быть основанием для пренебрежительного отношения ко всем остальным проблемам, которые ещё до разгула цифровизации довели российскую школу до коматозного состояния.
Главная неприятность состоит в том, что заниматься «лечением» средней школы никто не собирается. Энтузиасты передовых технологий навязывают ей прогрессивные, но разрушительные по сути своей тренды. А находящаяся под влиянием авангардистов от образования власть тратит усилия и средства на косметические меры (строительство новых школ, закупку оборудования и прочее), которые при всей их несомненной важности играют роль ширмы, скрывающей от публики медленно умирающую российскую школу.
Существующие именно для того, чтобы решать проблемы среднего образования, государственные органы – Министерство просвещения, Рособрнадзор и местные департаменты образования – настолько свыклись с ролью сиделок при находящемся в коме пациенте, что не только не пытаются поставить диагноз и назначить комплексное лечение, но и скрывают информацию о его состоянии.
Судя по публикациям в СМИ, на интернет-ресурсах и в социальных сетях, во многих российских школах не хватает учителей-предметников. По оценке экспертов, занимающихся ситуацией в среднем образовании, количество незанятых вакансий достигает 30–50 процентов. Понять, какое их количество замещается за счёт избыточной нагрузки на других учителей, а сколько классов вообще лишено возможности изучения соответствующих предметов, практически невозможно.
Есть поток разрозненной информации: «В Москве ведётся 99 процентов уроков химии», «В одной из школ Алтая уже семь месяцев нет учителя физики», «Ребёнок пошёл первый раз в первый класс, а в классе нет учителя» и тому подобное. Как обстоят дела в соседних школах (лучше, так же или ещё хуже), неизвестно.
Нет данных о том, какой процент выпускников сдают в ходе ЕГЭ тот или иной необязательный предмет, сколько из них поступают в профильные вузы.
В интернете полно роликов, свидетельствующих о вопиющей необразованности молодых людей, но объективных данных, позволяющих судить о качестве школьного образования, нет.
Аналогичным образом нет обобщённых данных по стране и регионам о количестве учеников в классах и числе школ, где учатся в две или три смены. Неизвестно, сколько среди учителей молодых выпускников педагогических вузов, сколько опытных преподавателей, включая победителей конкурса «Учитель года», было выдавлено из школ в ходе кампании по оптимизации и сколько просветительно-образовательных проектов было закрыто в последние годы.
В тех редких случаях, когда обобщённые данные имеются, они плохо согласуются с реализмом действительной жизни. В первую очередь это касается оплаты труда учителей. По официальным данным, средняя зарплата по стране на август 2021 года равна 40,1 тыс. рублей, но в 40 из 85 регионов она ниже 30 тыс., и только в 15 – выше 40 тыс. рублей.
Ещё хуже обстоят дела с вакансиями: почти в половине из 13,5 тыс. предложений, размещённых на ресурсе «Работа в России», речь идёт о зарплатах ниже 20 тыс., и только в 13 процентах объявлений – выше 40 тыс. рублей.
При этом в Республике Карелии (средняя зарплата – 36,58 тыс.) есть вакансия на 10,8 тыс. рублей. В Республике Тыве (средняя зарплата – 31,85 тыс.) зафиксирован случай, когда учитель работает на три ставки, чтобы получить 20 тыс. рублей в месяц. Подобных разрывов между средними и конкретными размерами зарплаты достаточно много, и это означает, что подавляющее большинство учителей работает на две, а иногда и на три ставки.
Оценить весь масштаб катастрофы в школьном образовании невозможно: открытых данных по большинству из перечисленных позиций нет, хотя соответствующая информация должна иметься в районных департаментах среднего образования и оттуда поступать в республиканские органы и Министерство просвещения. Но высокое начальство либо держит эти данные в секрете, либо, что ещё хуже, не имеет их даже для внутреннего использования. Как и почему такое стало возможно – это отдельный и очень интересный вопрос.
В 90-е никакой внятной политики в сфере образования не было: оно существовало по инерции в рамках традиций, сложившихся в советское время, и постепенно разрушалось под воздействием окружающей среды, в которой на первом месте оказались деньги. Тогда же на фоне разговоров об «оказании образовательных услуг» из школы начала уходить воспитательная компонента. Одновременно размывалось представление о важности образования и падал авторитет учителя. За это время в России сменилось пять министров образования, но некое подобие политики в этой сфере появилось только при Владимире Филиппове (1998–2004).
Главным трендом начала 2000-х стала «борьба с цифровым неравенством». В программе обеспечения школ доступом к интернету крутились огромные деньги, Минобразования регулярно рапортовало о достигнутых успехах, но о качественном контенте, который могла бы предложить школьникам мировая паутина, никто не думал, хотя педагогическое сообщество буквально вопило о соблазнах, подстерегающих детей и подростков в сети.
Следующий министр образования, Андрей Фурсенко, вошёл в историю как инициатор введения ЕГЭ и автор скандального заявления о необходимости отказаться от советской традиции «формирования человека-творца» и начать «взращивать квалифицированного потребителя» чужого творчества.
Фурсенко неоднократно объяснял, что имел в виду умение правильно использовать «результаты творчества других людей».
Но это не помогло, и формула «воспитывать не творца, а потребителя» закрепилась за ним так же прочно, как мем «две “Волги” за ваучер» – за Анатолием Чубайсом.
Продолжившаяся при следующих министрах цифровизация сопровождалась дальнейшим выхолащиванием образовательного процесса: учителя всё чаще заменяют живое объяснение роликами из интернета, учащиеся вместо ответов у доски, работающих на закрепление изучаемого материала, готовят электронные презентации, содержание которых забывают в тот же день. В итоге школа начала работать по опасной схеме: учителя делают вид, что учат, учащиеся – что учатся. Исключением является процесс натаскивания к ЕГЭ.
Такая практика, похоже, устраивает очень многих: ограниченным в своей зацикленности на власти и деньгах элитам удобно иметь дело с ещё более ограниченным населением. Несколько лет назад эту нехитрую мысль подтвердил глава Сбербанка Герман Греф в пространном рассуждении о сложности манипулирования образованными людьми. В том же духе выдержан и его призыв ликвидировать физико-математические школы.
Симптоматично, что сегодня именно Греф претендует на роль главного цифровизатора системы среднего образования (сберклассы, плазменные экраны в каждый класс и прочее).
Продвигаемая им платформа «Образование 2030» была разработана Организацией экономического сотрудничества и развития, но это далеко не единственный проект дистанционного образования. Сегодня свои наработки в этой сфере есть у большинства крупных IT-компаний.
Одна из таких платформ была создана в конце 2010-х годов под эгидой ЮНЕСКО. После начала эпидемии COVID-19 она стала основой «Программы обучения детей и молодёжи в период пандемии», являющейся частью комплексной программы реагирования на ковид, которую реализует ВОЗ в партнёрстве со Всемирным банком и другими международными структурами.
Обманчивая привлекательность всех этих проектов для России состоит в том, что они нацелены на полную перезагрузку среднего образования с обнулением всех накопившихся в ней проблем. Но родители школьников, а вслед за ними и большая часть общества быстро сообразили, что реализация этих планов может привести к ещё большим неприятностям. Отсюда категорическое неприятие идеи дистанционного образования практически во всех слоях российского общества.
Выделение в системе среднего образования двух страт – обычные и элитные школы – началось в середине ХХ века. Поначалу речь шла о более серьёзном образовании для одарённых детей (штучные математические школы и интернаты, учащихся которых отбирали в ходе профильных олимпиад и серьёзных конкурсов), но с ростом количества языковых школ, гимназий и лицеев существенную роль при поступлении в них стал играть социальный статус и финансовые возможности родителей.
Многие из этих школ сохранили традиции качественного образования до сих пор. В дополнение к ним появились частные школы и такие государственные проекты, как «Сириус».
Но это капля в море: по оценке экспертов, в них учатся не более 5–7 процентов всех школьников.
Учащиеся этих школ занимают первые места на международных олимпиадах, а выпускники составляют основной контингент студентов престижных вузов.
В свою очередь массовые школы продолжают работать в режиме временной «передержки» школьников, выпуская в большую жизнь неучей и разгильдяев, и это связано не только с организацией работы школ, но и с профессиональными и человеческими качествами части преподавательского состава. При этом качество образования в крупных городах несколько лучше, чем в посёлках или сельской местности, но в некоторых городских районах в классах преобладают дети мигрантов, с трудом говорящие по-русски, что негативно влияет на процесс обучения.
Заключительным аккордом образовательной сегрегации должно стать дистанционное образование для массовых школ при сохранении очного обучения в элитных.
Системное унижение учителей началось в 90-х. Главными факторами были оскорбительно низкие зарплаты и периодические стычки с издёрганными жизнью родителями, которые внезапно обнаружили, что место старого лозунга «знание – сила» заняли меркантильные соображения. В результате утраты иллюзий был сделан вывод о бессмысленности образования («вот мы учились-учились и стали нищими») и требования «оставить детей в покое».
Это привело к распаду сформированного в советское время союза семьи и школы, который обеспечивал системное воздействие на подрастающее поколение.
Считывая негативное отношение родителей к учителям и презирая их за нищету, некоторые школьники начали вести себя всё более разнузданно и агрессивно.
С появлением мобильных телефонов с видеокамерами учителя лишились возможности даже прикрикнуть на нарушителя порядка, а отдельные случаи нервных срывов с «непедагогическим» поведением давали повод для усиления давления вплоть до откровенной травли (или, как теперь говорят, буллинга) учителей со стороны школьников при поддержке защищающих их права родителей.
В процессе оптимизации системы образования появились новые факторы невротизации педагогического сословия: бесконечные курсы повышения квалификации, переаттестации даже для заслуженных учителей, разросшаяся отчётность, электронные дневники, единые требования к ведению уроков, необходимость придумывать для каждой учебной темы набор навыков и компетенций, которыми якобы овладели ученики. За исполнением всех этих формальных и бесполезных требований пристально следят директора учебных комплексов, районные департаменты образования и Рособрнадзор.
Расширение полномочий руководства школ, от которого зависит распределение ставок и премиального фонда, негативно сказалось на обстановке во многих педагогических коллективах: уставшие от хронического безденежья учителя плетут интриги и заискивают перед директорами, а тех, кто ведёт себя самостоятельно, руководители лишают дополнительных ставок, премий или вынуждают уволиться.
Нормально работать в обстановке давления со стороны учеников, родителей, руководства и проверяющих инстанций крайне сложно.
При этом далеко не все учителя обладают необходимыми компетенциями. Среди молодых преподавателей можно встретить словесников, не дочитавших «Войну и мир», или математиков, не способных решить задачу из учебника. Столь низкий уровень подготовки является следствием отрицательного отбора, при котором в педагогические вузы идут выпускники школ с низкими баллами ЕГЭ, исключающими поступление в другие вузы, а в школы – дипломированные преподаватели, не нашедшие более престижной и хорошо оплачиваемой работы.
В сухом остатке получается, что российская система среднего образования не справляется с задачей, ради решения которой была создана: вырастить сознательного гражданина, обладающего базовым объёмом знаний и определённым культурным уровнем, умеющего учиться и ориентированного на общественно полезный труд. Сегодня у очень многих выпускников школ нет ни сознательности, ни знаний, ни умения учиться, ни установки на труд.
100 лет назад аналогичный комплекс проблем был решён в разорённой Гражданской войной и раздираемой противоречиями стране путём последовательного насаждения социалистической идеологии и принципа равенства при жёстком подавлении любых отклонений от вмененных обществу норм.
Прямым результатом этой бескомпромиссной политики стало воспитанное советской властью поколение победителей, сыгравшее решающую роль в страшной войне.
Полностью повторить этот опыт в новых исторических условиях невозможно, но если власть дорожит суверенитетом страны, ей стоит учесть уроки прошлого и предпринять некоторые шаги для создания мотивирующего и регулирующего каркаса общества. Традиционные скрепы и рассуждения о консерватизме для этой цели не годятся. Тут нужны какие-то внятные целевые установки и чёткие поведенческие нормы.
С точки зрения целеполагания самая важная задача – повысить авторитет учителей, превратить их в новую элиту российского общества, сделать их работу почётной и престижной. Добиться этого можно разными способами, например, наделив учителей статусом государственных служащих и расширив их права и обязанности: поручить или разрешить заниматься воспитательной работой, наказывать нарушающих правила поведения учащихся или что-то ещё. И, конечно, нужно как-то решить вопросы повышения зарплаты и ликвидации неравенства, обусловленного местом жительства. Этого можно добиться введением единой системы зарплат, которые должны быть не ниже какого-то приемлемого уровня.
Зеркальная задача – обеспечить соответствие педагогических кадров их новому статусу.
Здесь речь идёт о профессиональных качествах и определённых идеологических рамках, исключающих такие казусы, как история Коли из Уренгоя. Учителям, которые не соответствуют новым критериям, но хотят работать, нужно помочь «исправиться», а с теми, кто не готов изменить стиль преподавания или по каким-то причинам не может учиться и развиваться, – расстаться. Такой подход сделает более актуальной задачу переподготовки старых и обучения новых кадров. Для этого придётся скорректировать учебные программы, перестроить работу педагогических вузов и создать при них курсы переподготовки.
Самая, пожалуй, сложная задача – восстановить партнёрство семьи и школы. Это крайне важно для сохранения психологической устойчивости школьников. Если они будут разрываться между установками учителей и готовыми защищать право детей на лень и дурное поведение родителями, на выходе можно получить невротиков, а не сознательных граждан, готовых к труду и обороне.
В целом понятно, что реанимация системы школьного образования – дело очень непростое. Но российское руководство, сумевшее до неузнаваемости преобразить находившуюся в ужасном состоянии армию, наверняка сможет навести порядок и в системе школьного образования.
Читайте также
В материале использованы фотографии: Михаил Терещенко/ТАСС, Дмитрий Феоктистов/ТАСС, Сергей Бобылев/ТАСС, Михаил Рогозин/ТАСС, Евгений Загуляев/ТАСC. Коллажи: Анна Бабич