Окимоно что это такое
Окимоно что это такое
Нэ́цкэ (яп. 根付 netsuke, нэцукэ) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.
Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ). Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси (紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.
Нэцкэ не следует путать с окимоно — миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций. Слово окимоно (дословно — «поставленная вещь») является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин окимоно употребляется в связи с нэцкэ, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и — редко — из дерева. Такие окимоно возникли позже — не ранее XIX века и создавались они мастерами, основной специальностью которых была резьба нэцкэ.
Окимоно что это такое
Японцы любят украшать интерьер своего жилища всевозможными аксессуарами, многие из которых несут в себе глубокий смысл и имеют какое-то предназначение, зачастую связанное с учением фэн-шуй. Одним из таких аксессуаров являются окимоно, которые многие ошибочно принимают за нэцке. Давайте разберемся, что же такое окимоно и чем они отличаются от нецке…
В переводе с японского окимоно означает вещь, предназначенную для выставление на всеобщее обозрение. Зародилось искусство окимоно в XVI веке и заключалось оно в изготовлении небольших скульптурных композиций для украшения традиционного японского жилища. Для создания окимоно использовались различные материалы – дерево, слоновая кость, драгоценные металлы. Основным отличием окимоно от нецке является то, что они предназначены исключительно для украшения интерьера и не несут в себе глубокой смысловой нагрузки, поэтому в качестве объекта для создания окимоно могут быть не только фигурки людей, богов или животных ( как в случае с нецке), а любые скульптурные композиции и даже вазы.
Окимоно «Гранат», вырезанное из кости
Наиболее ценными всегда считались окимоно, сделанные из слоновой кости, для их инкрустации использовалось золото, серебро, эмаль, перламутр. Иногда применялась техника тонирования заваркой чая, что придавало слоновой кости особый оттенок.
В послевоенные годы в Японии в связи с экономическим кризисом и запретом на добычу слоновой кости искусство окимоно пришло в упадок, сократилось количество квалифицированных мастеров, способных создавать настоящие шедевры. Сейчас окимоно изготавливают в основном для продажи туристам, поэтому художественная ценность таких изделий является довольно низкой.
Окимоно
Содержание
Описание
В широком смысле к окимоно относится все, что поставлено на полку для украшения интерьера: резные фигурки из кости, куклы, вазы для цветов и так далее. Нередко окимоно по сюжету, выразительным средствам и размерам приближаются к нэцкэ, но, в отличие от них, не имеют отверстия для шнура и могут быть использованы в исключительно декоративных целях. Примером традиционного окимоно может служить фигурка Дарума.
История
Окимоно как вид миниатюрной пластики, предназначенной для украшения жилья, получили распространение приблизительно в XVI веке, когда в архитектуре жилища становится принятым устройство специальной ниши (токонома), в которой помещали красивый свиток, икебану или маленькие статуэтки будд и бодхисаттв. Со временем сюжетно-тематический репертуар миниатюрной пластики расширился, и уже в гравюрах эпохи Эдо (1603—1866) можно видеть в качестве окимоно фигурки святых, монахов, животных шестидесятеричного цикла, семи божеств счастья. Такие фигурки приобретались не только с целью привлечь удачу, но и на память о паломничестве в отдаленный храм, и в качестве подарка, и просто ради украшения интерьера. [1] [2] [3]
После революции Мэйдзи (1866—1869) Япония, вступив на путь модернизации, принимает участие во всемирных промышленных выставках. На всемирной выставке в Вене среди предметов, представляющих достижения, культурные традиции и ремесла страны, были окимоно, вырезанные из слоновой кости. Учитывая масштабы выставочного зала, японские резчики увеличили размер статуэток. Так появился тот вид окимоно, который стал предметом коллекционирования на Западе.
Реформы Мэйдзи, установившие европейское платье в качестве официальной одежды, обессмыслили изготовление нэцкэ. Резчики обратились к окимоно, на которые после ряда Всемирных выставок повысился спрос на арт-рынках Европы и США. Интерес европейцев к миниатюрной пластике определил новые требования к скульптуркам из кости, предназначавшимся теперь для украшения европейских интерьеров. Размеры окимоно стали значительно больше (от 20 до 50 см), поверхность их тщательно обрабатывалась, а главное — к европейскому зрителю требовалось обращаться на понятном ему пластическом языке. Так возник феномен японского реализма, в русле которого работали мастера окимоно. Японские сюжеты находили воплощение в достоверных, поражающих тщательностью моделировки формы, статуэтках. Пластические традиции, развивавшиеся в Европе в течение веков, японские резчики освоили за десятилетия.
В течение ХХ века в связи с мировыми войнами, экономическими кризисами и запретом на добычу слоновой кости количество мастеров-резчиков резко сократилось. Высокая себестоимость работ (для изготовления одной фигурки требовалось от нескольких месяцев до нескольких лет) сделала невозможной продажу на внутреннем рынке. Переориентация исключительно на экспорт привела к снижению художественного уровня окимоно: повторялись модели, ухудшилось пластическое свойство объектов.
Материалы
В основном окимоно изготавливаются из дерева, слоновой кости, бронзы, серебра. Нередки комбинации этих материалов. Для придания большего декоративного эффекта мастера использовали инкрустацию перламутром, эмалями, кораллом, использовали золотой лак. Наиболее ценными считаются изделия из слоновой кости, иногда тонированные раствором чая и украшенные гравированным орнаментом.
Сюжеты
Резчиками окимоно чаще всего являлись мастера нэцкэ и скульпторы, специализировавшиеся на изготовлении статуй для буддийских храмов. Введение европейской одежды в качестве официальной и закрытие множества буддийских монастырей привело оставшихся без работы резчиков в ряды мастеров окимоно. Они привнесли в этот вид искусства и привычные сюжеты, модели, композиционные решения, приемы резьбы. С другой стороны, круг сюжетов определялся и спросом европейских покупателей.
Наиболее популярные сюжеты:
Мастера
Расцвет декоративной пластики из кости связан с именами выдающихся мастеров, возглавивших токийскую школу в эпоху Мэйдзи. Среди них — Асахи Гёкудзан (1843—1923) и Исикава Комэй (1852—1913). [3] Оба вышли из среды профессиональных резчиков, преподавали скульптуру в организованной по европейскому образцу Токийской академии художеств. Исикава Комэю было поручено возглавить направление скульптуры из кости при комитете, учрежденном японским императором. У Комэя было много учеников и последователей, о его вкладе в развитие скульптуры и признании на родине свидетельствует тот факт, что его работы регулярно экспонировались на всемирных выставках и в значительно большем количестве по сравнению с другими мастерами. Активное участие во Всемирных выставках также принимали Морино Корин, Удагава Кадзуо, Андо Рокудзан, Асахи Мэйдо и др.
Коллекции
На родине окимоно значительных музейных коллекций не сложилось. Некоторые произведения хранятся в Токийском национальном музее, галерее Сёто. Образцы окимоно находятся в музее города Токаяма (префектура Хида) и в частных коллекциях.
Больша́я часть коллекций окимоно сформировалась за пределами Японии. Среди американских собраний следует отметить коллекции окимоно из кости в Антропологическом музее университета Миссури, группу деревянных окимоно в экспозиции музея Иллинойского университета, частную коллекцию промышленника Х. Дж. Хейнза.
Отдельные экземпляры находятся в собраниях восточного искусства в музеях Восточной Европы: Национальном музее в Кракове (Польша), Государственном Эрмитаже (Россия), Музее западного и восточного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко (Киев, Украина), Харьковского художественного музея (Украина), Музее восточных культур (Золочёв, Украина), Одесском музее западного и восточного искусства (Украина).
Среди жемчужин этой коллекции — скульптуры «Мать, кормящая ребёнка» Кадзуо (1900—1910), «Продавец цветов» Комэя (1900), «Цапли» Корина (1900). Работа Кадзуо экспонировалась на нескольких международных выставках и по праву снискала славу «японской мадонны». В образе молодой матери угадывается сходство со знаменитой мадонной Бенуа кисти Леонардо да Винчи. Мастер создал несколько её вариантов — в бронзе (один из экземпляров находится в коллекции Нассера Д. Халили), в дереве и кости. Самой ценной, безусловно, является модель, вырезанная из слоновой кости, которая украшает коллекцию А. Фельдмана.
Разное
ngasanova
Вспомнить, подумать.
Окимонó
Окимонó – изящный мостик между искусством Японии и Европы
Скульптура – самый древний вид японского изобразительного искусства. Исследователи утверждают, что она
зародилась в Японии раньше живописи еще на заре ее цивилизации, и долгий период была фактически
единственной областью изобразительного искусства.
Именно в пластике получили воплощение самые древние представления японцев о взаимосвязи человека с
окружающим миром.
Надгробная скульптура (Ханива), ок. V века, терракота
К сожалению, так сложилось, что в европейском искусствоведении японская скульптура до сих пор остается
наименее изученной областью. Вот почему, когда мы говорим об искусстве Страны восходящего солнца,
память выдает, прежде всего, информацию о замечательных японских гравюрах, а представления о японской
пластике часто ограничивается лишь нэцке, привлекательными резными миниатюрными фигурками-брелками
из кости или дерева.
Своим возникновением нэцке обязано особенностям «конструкции» японской традиционной одежды. Уже само
название «нэцке», или «нэ-цуке» (два иероглифа «корень» и «прикреплять»), выявляет их назначение.
Крестьянин с фруктами. Нецке
Поскольку в японской одежде отсутствовали карманы, мужчины держали мелкие предметы (личные печати,
ключи, лекарства, табак и т. п.) в небольших лаковых коробочках («инро»), емкостях, кисетах, которые
с помощью шнура прикрепляли на поясе, используя фигурки нэцкэ (размером 3-15 см) в качестве брелка-
противовеса (японские женщины использовали для этого рукава кимоно).
Нецке (видно отверстие «химотоши»)
Очень важным является тот факт, что нэцкэ не имеет острых углов и должно обязательно иметь сквозное
отверстие («химотоши») для шнура.
Отсутствие химотоши в резной фигурке говорит о том, что это «неправильное» нэцке скорее всего относится
к другому виду миниатюрной японской пластики – окимонó (ударение на последнее «о», как в слове «кимоно»).
Крестьянин и утки. Окимонó (слоновая кость)
Введение в Японии в конце XIX века европейской одежды в качестве официальной и закрытие множества
буддийских монастырей привело к тому, что смысл ношения нэцке в качестве брелков отпал, и многие
резчики нэцкэ даже потеряли работу.
Вот тут на сцену выходит, другой традиционный, но менее известный вид японской пластики, окимонó –
станковая (имеющая самостоятельное значение) скульптура малых форм.
Сформировалось окимонó (дословно – «поставленная вещь») еще в XVI веке, когда в традиционных японских
жилищах появились специальные ниши культового назначения («токонома»), в которые помещали религиозные
свитки, икебану и статуэтки окимонó в качестве оберега, хранителя домашнего очага.
Своими размерами, технологией изготовления и сюжетами окимонó напоминали нэцке, но имели подставки и,
конечно, не имели отверстий для шнура. До второй половины XIX века окимонó были мало известны вне
Дальнего Востока.
После Революции Мэйдзи (1866-1869) Япония вступает на путь модернизации своей политической и социальной
жизни и становится открытой миру.
В 1873 году Всемирная выставка впервые проводилась за пределами Англии и Франции в столице Австро-Венгрии,
Вене. И впервые на Всемирной выставке принимали участие экзотические страны Африки, а также Япония.
Отличительной чертой выставки в Вене было внимание к национальным культурам стран-участниц.
Среди экспонатов, представляющих культурные традиции и ремесла Японии, были выставлены и окимоно,
которые ошеломили европейцев своей изысканностью и тонкостью исполнения.
Кокон над городом Окимонó (слоновая кость)
Интерес европейцев к окимонó наметил новые требования к этим резным скульптуркам, предназначавшимся
теперь в основном для коллекционирования и украшения европейских интерьеров. Размеры окимонó стали
значительно больше (от 20 до 60 см), поверхность их тщательно обрабатывалась. Для того чтобы общаться
с европейским зрителем, на понятном ему пластическом языке, талантливые и трудолюбивые японские резчики
окимонó за несколько десятилетий освоили пластические традиции, развивавшиеся в Европе в течение веков.
Богини природы Окимонó (слоновая кость)
Так возник феномен японского европеизированного реализма в скульптуре, в русле которого работали мастера
окимоно. Изготавливались окимоно чаще всего из слоновой кости (иногда их тонировали раствором чая),
дерева, бронзы, серебра или из комбинации этих материалов.
Для большей декоративности мастера использовали гравировку орнаментов, золотой лак, инкрустацию
перламутром, эмалями и кораллом.
Окимонó (слоновая кость, коралл)
Наиболее популярные сюжетами для резчиков окимонó были: боги, исторические персонажи, герои сказок и
легенд, крестьяне и рыбаки, музыканты и актеры, старики и женщины с детьми, игры детей, животные,
птицы, морская фауна, овощи и фрукты.
Играющие дети. Окимонó (слоновая кость)
Весной 1910 года, когда в Лондоне прошла масштабная промышленная Японско-Британская выставка, японские
мастера «европеизированных» окимонó произвели уже настоящий фурор.
Расцвет окимоно в конце XIX века связан с именами выдающихся мастеров токийской школы, таких как Асахи
Гёкудзан (1843-1923), Исикава Комэй (1852-1913) и Удагава Кадзуо (1900-1910).
Изначально окимонó появились в Европе, включая Россию, как дипломатические дары. Например, Николаю II
(тогда еще цесаревичу) великолепные окимонó и нэцке были презентованы в Японии в 1891 году. Известно,
что российский император постоянно носил нэцке с собой в кармане как амулет. В настоящее время эти
раритеты хранятся в Эрмитаже.
После Русско-японской войны нэцке и окимоно стали широко известны в России.
В числе ценителей и собирателей окимоно были Максим Горький, Карл Фаберже, Федор Шаляпин.
Ребенок на быке. Окимонó (кость, дерево)
В Японии нет значительных музейных коллекций окимоно, ибо в начале прошлого века лучшие работы были
вывезены из страны и стали украшениями европейских и американских музеев и частных собраний. Ценные
и редкие окимонó так называемой Белой эпохи (из слоновой кости) в Японии сегодня можно встретить
только в Императорском дворце.
Самыми значительными коллекциями окимонó обладают Антропологический музей университета Миссури, Музей
Виктории и Альберта, Краковский национальный музей, Эрмитаж. Из крупных частных собраний окимонó
можно назвать коллекции профессора Нассера Халили (Лондон), Курта С. Эриха (Бохум) и бизнесмена
Александра Фельдмана (Украина).
Дедушка с внуком. Окимонó (слоновая кость)
Харьковскому меценату и коллекционеру Александру Фельдману за 20 лет удалось собрать одну из лучших и
крупнейших в мире коллекций окимонó (около 400 произведений).
Среди настоящих жемчужин этой коллекции – «Мать, кормящая ребенка» (Кадзуо), «Продавец цветов» (Комэй),
«Дедушка с внуком» (Чикааки), «Бодхисатва Канон» (Асахи Мейдо), «Конфуций» (Сеюнсан), «Дождь» (Рюичи),
«Цапли» (Морино Корин), «Семь богов счастья и корабль сокровищ» (группа мастеров) и другие.
Работа У. Кадзуо «Мать, кормящая ребенка» (45 см, слоновая кость) экспонировалась в 1900 году на
Всемирной выставке в Париже и по праву снискала славу «японской мадонны».
Мать, кормящая ребенка. Окимонó (слоновая кость)
Фигурка привлекает лиризмом, задушевностью, мягкой пластикой. Впервые в японской скульптуре дано
изображение кормящей матери с обнаженной грудью. В образе молодой матери даже находят некую аналогию
с мадоннами Леонардо да Винчи. Мастер Кадзуо создал несколько вариантов своей скульптуры из
различных материалов. Самым ценным считается вариант окимонó из слоновой кости – это «визитная
карточка» коллекции А. Фельдмана.
В коллекции харьковчанина можно увидеть одно из самых крупных окимоно из кости в мире –
«Семь богов счастья и корабль сокровищ» («Ситифукудзин и такарабунэ»).
Семь богов счастья и корабль сокровищ. Окимонó (слоновая кость)
Японцы верят, что под Новый год семеро небожителей разносят по домам счастье. Даже увидеть такарабунэ
во сне – к счастью. Корабль и боги были вырезаны из нескольких частей группой мастеров в 1860 годах
по заказу императора Мэйдзи (потом он подарил «Корабль» Наполеону III).
Продавец цветов Бодхисатва Канон Окимонó (слоновая кость)
А вот композиция «Продавец цветов» (высота 55 см, слоновая кость) знаменитого резчика И. Комей
отличается высочайшим мастерством исполнения и тщательной передачей мельчайших подробностей:
от морщин на лице старика до передачи лепестков цветов.
Продавец цветов Бодхисатва Канон Окимонó (слоновая кость)
Великолепная работа А. Мейдо «Бодхисатва Канон» (45 см, слоновая кость), изображающая буддийскую богиню
милосердия, отличается виртуозной ажурной резьбой и считается одним из лучших образцов окимоно XIX века.
Миниатюрное окимонó неизвестного резчика «Гранат на веточке» (7 см, тонированная кость) как нельзя лучше
свидетельствует о любви японских мастеров к изящным и реалистичным сюжетам из живой природы.
Гранат на веточке. Окимонó (слоновая кость)
Вот такие они – окимонó, соединившие в себе пластические традиции Японии и Европы в результате
творческого диалога двух великих цивилизаций. Они пронизаны глубоким восхищением перед каждым
мгновением жизни, восприятием ее как бесценного и неповторимого дара.
Что такое окимоно?
Окимоно – (дословно: «поставленная вещь») – резная фигурка, предназначенная для украшения интерьера.
Такие фигурки, в основном, изготавливались из слоновой кости, бронзы, серебра;
для декорирования использовали инкрустацию перламутром, кораллом, лаком, тонировали чаем и украшали гравированным орнаментом.
Окимоно получили распространение в XVI веке, тогда в японском интерьере появились специальные ниши (токонома), в которых и стали размещать резные произведения.
Для международных выставок японские резчики изготавливали статуэтки чуть большего размера, чем для своих жилищ (от 20 до 50 см).
Они и вызвали значительный интерес у Европы и стали предметом коллекционирования на Западе. Слоновая кость ценилась в Японии на вес золота, так как слоны в стране не водились и бивни завозились из Африки и Индии.
Само изготовление резных статуэток процесс трудоемкий и сложный. При создании миниатюрных скульптур из кости мастер должен был принять во внимание не только свою собственную задумку, но и особенности строения кости того или иного животного, а именно расположения ядра в бивне.
Для изготовления одной фигурки требовалось от нескольких месяцев до нескольких лет.
Наиболее популярные сюжеты окимоно из слоновой кости: боги, мифологические существа, демоны, архаты, сэннины (бессмертные), исторические персонажи, простолюдины, рыбаки, музыканты, сарумаваси (дрессировщики обезьян), художники, поэты, женщины с детьми, игры детей и пр.
Окимоно приобретают с целью привлечь удачу, в качестве подарка, предмета коллекционирования и просто для украшения интерьера.