Оиипд что за предмет
Учебно-тематический план по курсу «Развитие познавательных способностей на уроках математики»
Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе. Курс «Развитие познавательных способностей на математике» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Курс, включает 102 занятия: 1 занятие в неделю, 34 занятия за учебный год со второго по четвёртый класс. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).
Курс «РПС» входит в число дисциплин вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения.
Характерной особенностью занятий является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение чувств детьми. Эти занятия строятся на интересе детей и не носят принудительный характер.
Цель программы данного курса – создание действенных условий для развития познавательных способностей и организации познавательной деятельности учащихся 2-4 классов, их интеллекта и творческого начала, расширения их математического кругозора.
Задачи:
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале, создаёт благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
В данный курс, включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:
Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствуют формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трёхходовые задачи.
Задания, развивающие память. В курс включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление. Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью подобраны упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие обще учебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект. Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект. Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
Ожидаемые результаты. Результатом работы по данному курсу можно считать повышение познавательной активности учащихся, повышение работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (102 ч.)
2 класс (34 ч.)
Предлагаемые во 2 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей детям предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно совращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя — поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
3 класс (34 ч.)
Методы и приёмы организации учебной деятельности третьеклассников в большей степени, чем второклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и во втором классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и во 2 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
В 3 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
4 класс (34 ч.)
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу третий год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Проект на тему «Осторожно! Туберкулез!»
Выбранный для просмотра документ през попов.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект « Осторожно! Туберкулез» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г Поворино» Выполнил ученик 9 б класса Попов Никита Руководитель Латышева Е.А. Поворино 2018
Цель работы: показать важность информации в борьбе с туберкулезом Задачи: дать представление об истории болезни; рассказать о причинах возникновения туберкулеза; привлечь внимание к проблеме распространения заболевания; показать значимость вакцинации и ежегодных осмотрах в рентген кабинете.
Туберкулез– одна из старейших напастей, известных человечеству. На Руси её называли «сухотной болезнью», а позднее – «чахоткой»
В Древней Греции недуг прославился под именем phtisis, что означает «истощение»
Эпидемия туберкулеза в XVII – XVIII веке
Роберт Кох 1983-1910
Последствия туберкулеза Первичный этап Осложнение в работе лимфатических узлов, Проявления на различных органах туберкулезных изменений. Вторичный туберкулез Поражение лимфоузлов и бронхов. Если вовремя не начать лечение, возможен летальный исход
Статистка по России Год Заболеваемость на 100 000 мужчин Заболеваемость на 100 000 женщин 2012 101,1 39,7 2013 93,8 36,5 2014 87,6 35,3 2015 85,0 34,2 2016 77,9 32,0
Группы риска лица, имевшие контакт с больными туберкулезом легких лица молодого возраста с гиперергической реакцией на пробу Манту с (более см в 4. диаметре); лица молодого возраста перенесшие экссудативный плеврит; лица БОМЖ; беженцы; мигранты; лица, находящиеся в тюрьме и освободившиеся из неё; пациенты наркологических и психиатрических учреждений.
Меры профилактики туберкулеза в Поворино Проводятся профилактические флюорографические осмотры взрослого населения и подростков в возрасте 15 и 17 лет. Для этого в городе работает 2 флюорографа. В соответствии с национальным календарем профилактических прививок, в Поворино проводят иммунизацию вакциной БЦЖ детей возрасте 3-5 дней. Для ранней диагностики у детей проводят диагностические пробы. Граждане в течение первых 3 лет после излечения, находящиеся в контакте с больными туберкулезом, дети и подростки, инфицированные микобактериями туберкулеза подлежат регистрации, учету и наблюдению. В Поворино осуществляется гигиеническое воспитание и обучение населения в виде лекций при медосмотрах, бесед с учащимися по профилактике туберкулеза, использованием местных СМИ, распространяется информационная литература о туберкулезе по предприятиям города.
Лекция о туберкулезе среди учеников 9б класса
Список литературы Федеральный закон №77-ФЗ от 18.06.2001г. «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», Красноярск.: КМИАЦ. ОИиПД, 2001. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.1295-03Профилактика туберкулеза, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 апреля 2003 г. Туберкулез в Российской Федерации, 2014. Аналитический обзор статистических показателей, используемый в Российской Федерации. М.,2015. Греймер М.С., Фейгин М.И. Раннее выявление туберкулеза легких. – М.: Медицина, 1986. Интернет ресурсы Яндекс картинки: https://yandex.ru/images/
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1107706
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России создадут единый центр по работе с трудными подростками
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
2:0 в пользу Мутанта: чем грозит человечеству новый штамм ковида из ЮАР
«Это будет длинная зима…
Плохие новости. Настолько плохие, что сейчас все прогрессивное человечество должно надеяться на то, что я дура, и что моя чуйка, которая говорит, что все плохо, на этот раз ошибается. Моя чуйка ошибается крайне редко, я только размер цветной капусты не угадываю, но да, все будет много-много лучше, если я не права.
Рановато расслабились!
Вчера мы прервали воздушное сообщение со всеми южноафриканскими странами – не только с ЮАР, но и со всеми их соседями. Примеру очень быстро последовали и другие страны, хотя тотального запрета на перелеты EU как общность на момент написания еще не ввел.
Наши политики, которые буквально еще за пару часов до этого сидели, сложив лапки на брюшках, и с благостными личиками будд вещали, что все идет по плану (A – ничего не делаем) и вводить план (B – может быть носим маски) они не собираются и необходимости подобной не видят, сегодня с утра выглядели смертельно перепуганными и не исключали уже ничего, включая введения плана Extra ZZZ.
Что случилось за 24 часа, в течении которых Британия, оплот эпидемиологического либерал-пофигизма полностью сменила позицию?
Виной всему вариант B 1.1.529. Греческого имени пока нет, ничего пока нет кроме примерно 60 подтвержденных случаев в ЮАР и одного в Израиле. (В Израиле, очень вероятно, все случаи действительно подсчитаны, что происходит в ЮАР, одному богу известно). Поскольку официального мнения у этой хрени пока нет, назовем его Мутантом.
Мутанта вчера расшифровали – и это вызвало панику и истерики почти всюду, от политических до биржевых кругов. Новость о запрете перелетов пришла буквально через минуты после новости о самом Мутанте, все настолько серьезно.
Чем отличается Мутант от других штаммов
С точки зрения вреда для человека-временного хозяина полюбившихся вирусу клеток, подавляющее большинство мутаций безвредно-нейтральны.
Однако есть и редкие те, которые как раз и отвечают за происходящий вокруг беспредел. Вирус, который изначально нашли в Ухане, и тот, который мутировал где-то в Северной Италии, отличаются как раз на одну ключевую мутация, которая позволила вирусу быстрее и эффективнее перескакивать с тушки на тушку.
Эпидемия Альфы, а сейчас Дельты – это эпидемии вирусных мутантов.
С начала всего-то прошлого года ученые, и британские, и всякие прочие, сильно продвинулись в понимании природы вируса и наблюдении за его изменениями. Сейчас эти мутации целенаправленно отслеживаются чтобы заранее выявить штаммы, которые будут или более вирулентными (этого вирус «хочет»), или будут производить больше ущерба для человека (ничего такого вирус «не хочет», но так может случайно произойти).
Уже доставившие много неприятностей – и матч пока не закончен – мутации были вызваны изменениями одного-двух белков. И да, эти полтора в среднем белка все малину таки зашухарили.
С точки зрения реальности… Некоторые особо глазастые камрады уже тыкали пальцами и яйцами в Альфу и Дельту, вопрошая, а куда делись Бета и Гамма?
Они никуда не делись. Они были. ВОЗ их увидел, возбудился и записал в так называемые variants of concern. Основанием для того были предположения, что мутации в Бете и Гамме делают вирус незаметными для иммунной системы и/или опаснее для человека при заражении.
Но у вирусов свои заморочки и «гражданская война», в которой победа оказывается за тем, кто быстрее и эффективнее размножается. Бета и Гамма были довольно злобными, но Дельта размножается быстрее, и она их всех подмела.
Чем опасен Мутант
Что может делать Мутант? На бумаге – все. У него такое число мутаций, что он нас всех перебьет, по пути наигрывая Шопена и цитируя Гейне. Но это на бумаге. Как показывают незадачливые Бета с Гаммой, бумага еще не все, или как говорил мой водитель Костик, «я езжу не по правилам, а по дороге».
Как взаимодействуют между собой мутации? Делают ли они распространение более легким? Насколько эффективно вирус может обойти иммунную защиту (похоже, что может, это всех больше всего и пугает) и насколько эффективным будет уже имеющийся иммунитет (не на 100%, но разница между 0 и 90% принципиальна)?
Пока что новости неутешительные, ибо в провинциях ЮАР, где Мутант зарегистрирован, магическое число R равно примерно 2. Напомним собравшимся, что R показывает, сколько в среднем один вирусоноситель заражает. Если R меньше одного, эпидемия сжимается, если больше, растет. Текущая паника в Европе вызвана тем, что R там в районе 1.3-1.5.
2 – много. Это настолько много, что мы такие числа видели только весной прошлого года. Но да, там есть своя специфика. Я бы предпочла не углубляться в проблемы культурных отличий, которые очень дорого стоили в прошлые разы, но да, отличия, особенно в части процента вакцинированных, имеются.
Что делать?
Помогут ли закрытые границы?
Стратегически – нет, не помогут. Мы пока не нашли у себя ни одного носителя Мутанта, и мы секвестируем значительный, примерно 15%, всех позитивных результатов. Но даже это никак не значит, что мы точно не пропустили. Израиль у себя уже нашел, и из этого не надо делать вывод, что там плохо с санитарией и гигиеной. Скорее, там как раз все хорошо с контролем, и система здравоохранения не беснуется с выпученными глазами, пытаясь понять, что же делать с Дельтой. Так что никаких гарантий, что Мутант уже не пришел, в Европу или на Остров, у нас нет – но да, если пришел, его пока очень мало.
Закрытие границ всего лишь попытка «купить» немного времени – хотя бы недели, лучше месяцы.
Дальнейшее сильно зависит от того, что мы пока не знаем, и сильно спекулятивно.
Если Мутант, не важно, какие последствия для организма несет с ним близкий контакт, менее заразен, чем Дельта, то это будет отличная новость. Мы будем продолжать болеть Дельтой. Это неприятно, но хотя бы понятно. Мутант будет боевым слоном, который выглядел грозно, но утонул в муромском болоте. Туда ему и дорога, плакать не будем. (Парадоксально, но если так, то надо будет снимать все ограничения, и, прямо наоборот, карнавалы устраивать – чем больше будет Дельты, тем меньше всего остального).
Кошмаром – и вот тут действительно кошмар – будет сценарий, при котором Мутант окажется заразнее Дельты. Все уже и так устали, и все системы здравоохранения, и хорошие, и плохие, и самые лучшие, трещат по швам. Волна свежего штамма, против которого не работает иммунная защита, не важно, естественная или искусственная, может нас всех отправить к чертям собачьим. Нет, не шутка, к сожалению.
Все-таки прививаться. Да, сегодня бледные лицом родители-основатели вакцинации, которые с открытым забралом встречали и Альфу, и Дельту, потели, елозили и не говорили, насколько вакцинация эффективна против Мутанта – дай бог, чтобы вообще была. Но даже если она эффективна только на 50%, да что там, даже на 30%, это лучше, чем ничего.
Прочие меры безопасности? Зависит. Вот правда зависит. Если бы речь шла только о Дельте, то да, да, и еще раз да, но то, что может прийти, настолько неведомо, что непонятно, нужно ли вводить полный и абсолютный локдаун, или наоборот, пускаться во все тяжкие в надежде, что уж лучше Дельта.
Работают ли недавно анонсированные препараты для амбулаторного лечения – и речь, конечно, не об Арбидоле, но о продукции Merck and Pfizer? Опять же, хрен знает, но да, вероятно, работают. Merck в наших краях уже зарегистрирован, учитывая развитие событий, Pfizer наверняка получит emergency approval (англ: срочное подтверждение) до конца года. Их всем хватит? Их не хватит. Даже близко.
Свара между масочниками и не-масочниками, между ваксом и антиваксом?
А вот это не поможет точно. Мои симпатии лежат с очевидной стороны. Да, я за вакцинацию, и при необходимости за все, включая максимально жесткие санитарные меры. Но убивать или вообще есть живьем тех, кто против?
Мы все устали. Очень, очень устали. И всякий раз, когда мы видим в конце туннеля свет, это оказывается светом приближающего поезда. Последнее, что мы должны делать, это жрать друг друга. Усталость опаснее любого вируса, злость явно хуже Мутанта, какие бы новые протеины он себе не отрастил. Толпа, жгущая для начала велосипеды, а потом и все прочее, хуже эпидемии самой по себе. Любить друг друга не получится, любовь вообще опасная утопия, но мы можем вежливо друг друга игнорировать.
Это будет длинная зима. Нам надо ее пережить. Лучше бы всем. У нас коты, их нельзя сиротить…»