как вы считаете по каким критериям можно определить уровень педагогической культуры учителя эссе
Типичные уровни проявления педагогической культуры педагога
Лена Свидрик
Типичные уровни проявления педагогической культуры педагога
Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, она объединяет педагогику и культурно-исторический опыт, регулирует педагогическое взаимодействие.
Объектом педагогической культуры является – общество.
Общество определяет цели и содержание процесса социализации, воспитания и образования, а реализуют это взаимодействие – преподаватели, родители, в определенном историко-педагогическом опыте.
В современном мире, от педагога требуют не только исполнения своих обязанностей, но и в полной мере, овладения профессиональным мастерством. Родители хотят видеть человека, способного не только творчески мыслить, но и передавать богатство человеческой культуры своим ученикам.
Культура – это мера развития человека. Она определяется не только объемом усвоенных человеком ценностей общества, но и способом, при помощи которого, человек приобщается к этим ценностям.
Особенности культуры:
1. Человек, в процессе развития приобретает определенный стиль мышления и поведения;
2. Культура охватывает все стороны общественной жизни, любую деятельность;
3. Культура характеризует не только образованность, но и воспитанность, умение четко выражать свои мысли, выслушивать.
Культуризация человека происходит только в процессе работы над самим собой.
Учитель живет до тех пор, пока он учиться, как только перестает учиться – в нем умирает учитель. К. Д. Ушинский
Педагогическая культура бывает:
1. Материальная
— Средства обучения и воспитания
2. Духовная
— Педагогические знания, теории, концепции;
— Накопленный человечеством педагогический опыт;
— Выработанные профессионально-этические нормы.
Уровни проявления педагогической культуры педагога
1. Гуманистическая позиция педагога (человечность) по отношению к детям и его способность быть воспитателем;
2. Психолого-педагогическая компетентность (наличие знаний и опыта) и развитое педагогическое мышление;
3. Образованность в сфере преподаваемого предмета;
4. Владение педагогическими технологиями;
5. Опыт творческой деятельности, умение обосновывать собственную педагогическую деятельность;
6. Способность разработать авторский образовательный проект;
7. Культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение регулировать свою деятельность и общение.
Педагогическая культура и культура педагога – это разные понятия.
Культура педагога – это в первую очередь, культура личности. Такой человек способен брать на себя ответственность, регулировать конфликты, принимать совместные решения, принимать и уважать чужую культуру.
Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии.
Личный пример преподавателя важен, так как у воспитанников, глядя на преподавателя, развивается познавательный интерес, определяются ценности, увлечения, взгляды на жизнь.
Так, мы приходим к выводу о том, что культура педагога оказывает существенное влияние на развитие личности воспитанника.
Повышение педагогической культуры родителей путём вовлечения их в культурно-педагогические мероприятия «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.
Информационные ресурсы педагога, способствующие организации эффективной педагогической деятельности с детьми с ОВЗ В настоящее время особое внимание уделяется профессиональной компетентности педагогов и специалистов образовательных организаций как условию.
Консультация для воспитателей «Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей» Консультация для воспитателей Автор: ст. воспитатель ГБОУ Гимназия № 1551 Почестнева М. А. Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию.
Лист самоанализа педагога в дошкольном учреждении по определению педагогической компетенции Лист самоанализа педагога по определению педагогической компетенции, отражающие специфику работы в дошкольном учреждении за 2015-2016 учебный.
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок» В свою психолого-педагогическую деятельность.
Понятие и сущность педагогической культуры родителей В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощен.
Проект «Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога» Изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества и реформа системы образования требуют качественного преобразования.
Консультация «Типичные ошибки семейного воспитания» Типичные ошибки семейного воспитания. В формировании чувства принадлежности к семье как общественному институту следует подчеркнуть такие.
Эссе на тему «Профессиональная культура педагога ПОО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Профессиональная культура педагога ПОО.
Профессионально-педагогическая культура – это:
— интегративное качество личности педагога-профессионала;
— условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности;
— обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель его профессионального саморазвития.
Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.
Профессионально-педагогическая культура имеет специфические особенности, а именно:
— это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
— представляет собой интериоризированную (внутреннемотивированную) общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
— это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
— единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
— особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.
Структура профессионально-педагогической культуры (ППК) основывается на следующих компонентах:
— аксиологическое отношение к педагогической деятельности;
Личностно-педагогические ценности. Каждый педагог строит свою личностную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций:
— концепция формирования личности специалиста;
— представления о технологии построения образовательного процесса в профессиональной образовательной организации;
— о специфике взаимодействия с обучающимися;
— о себе как профессионале, и т.д.
Общественно-педагогические ценности отражают характер и содержание педагогических ценностей (идей, представлений, правил, традиций), функционирующих в различных социальных системах. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, проявляются в общественном сознании и регламентируют воспитательную деятельность и общение в рамках своего общества.
Профессионально-групповые ценности можно представить в виде концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных структур. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью .
Технологический компонент раскрывает способы и приёмы взаимодействия участников образовательного процесса, активное использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий.
Этот компонент культуры педагога характеризуется степенью осознанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог успешности его профессиональной деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных способов развития педагогических способностей. Культура педагогической деятельности формируется в процессе практической работы путём более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта.
К элементам технологической культуры педагога обычно относят:
— знания и умения по содержанию, методике и организации учебно-воспитательной работы;
— педагогические умения (конструктивные, проективные, коммуникативные, организаторские, и т.д.);
Педагогическое творчество . Педагогическое творчество – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.
Педагог должен уметь:
— управлять своим эмоциональным психологическим состоянием и учить этому обучающихся;
— организовывать общение с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативу и изобретательность;
— создавать условия для полного творческого самовыражения и самореализации.
Личностно-творческий компонент педагогической культуры отражает творческое начало личности педагога. Творческий компонент требует от педагога таких личностных качеств, как:
— самостоятельность и ответственность;
— готовность к риску;
Слагаемые компетентности педагога ПОО.
Необходимо быть личностью.
Педагогическая внимательность и наблюдение;
Оперативная и долгосрочная педагогическая память;
Любовь к детям, душевность;
Требования к личным качествам преподавателя:
— эмпатия (способность к сопереживанию);
— аутентичность (способность быть самим собой;
— открытость (по отношению к другим и к новшествам);
— способность творить, направленность на творчество;
— способность к импровизации;
— способность к релаксации;
— способность идти на риск;
— способность руководить и подчиняться.
Необходимо обладать профессиональной культурой (слагаемые профессиональной культуры педагога рассматривались выше).
Необходимо осознавать насущность модернизации образования и роли инноваций, связанных (цитируя В.В. Путина) с «…инвестициями в человеческий капитал».
Модернизация отечественной системы образования – необходимость, связанная с внешними вызовами системе профессионального образования, каковыми являются следующие:
— мировая экономика – стремительная смена технологий, размежевание источников сырья и рынков сбыта;
— новые квалификационные потребности глобальных рынков;
— качество – мировой бренд и необходимость современной системы образования;
— активизация человеческой мобильности и миграционных процессов;
— массовость высшего образования и риски снижения качества;
— обострение конкуренции на мировом рынке образовательных услуг.
Концепция модернизации системы ПО России.
1. Принцип фундаментали-зации образования.
2. Принцип деятельностной направленно-сти
3. Принцип развития базисных компетенций.
1. Принцип равных возможностей.
2. Принцип многообразия профессиональных образовательных программ.
3. Принцип многообразия профессиональных образовательных систем.
4. Принцип общественно-государственного управления профессиональным образованием.
1. Принцип опережающего развития личности.
2. Принцип опережающего социального заказа;
3. Принцип опережающего, формирующего потребности производства уровня профессионального образования населения.
1. Принцип непрерывности содержания образования.
2. Принцип непрерывности образовательно-го процесса.
3. Принцип организационного обеспечения непрерывности образования.
Эссе «Основные составляющие профессиональной культуры современного педагога»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« Каковы основные составляющие профессиональной культуры современного педагога? »
Преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ МО «Павлово-Посадский техникум»
Вавилова Оксана Анатольевна
Целью образовательного учреждения сегодня становится воспитание конкурентно- способной личности, обладающей функциональной и социальной грамотностью, профессиональной мобильностью, творческой активностью, нравственными качествами.
Учитель должен знать и любить свой предмет. Обязательно любить, потому что именно тогда и ученики, переняв его увлеченность, будут знать и любить этот предмет. Педагог должен научить школьников использовать полученные знания, а также свои качества для того, чтобы самостоятельно мыслить, решать проблемы, находить ответы на волнующие вопросы, таким образом обеспечить их личностный рост. Особое значение в профессиональном становлении учителя играет процесс его профессионально-личностного саморазвития.
Грамотный специалист непрерывно повышает свою квалификацию, изучает научно-методическую литературу, передовой опыт своих коллег, педагогические инновации, применяет полученные сведения в своей практике. В современных условиях неотъемлемой частью профессионального роста является овладение компьютерными технологиями, работа с Интернет-ресурсами, активное участие в научно-практических семинарах, конференциях.
Современный учитель безусловно должен быть психологом! Знание психологических особенностей каждой возрастной группы поможет найти индивидуальный подход к ученикам, избежать конфликтных ситуаций.
Любовь к ребенку, уважение его взглядов, интересов – залог успеха. Да и в работе с родителями учитель – это, прежде всего, союзник, помощник, друг.
Учитель, как и любой уважающий себя гражданин, должен знать историю своей страны, ведь без прошлого нет и будущего. Эти знания вместе с любовью к Родине нужно передать ученикам, а они воспримут это только в том случае, если увидят искренность. Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы в школе. В настоящее время вопрос этот, как никогда, стоит очень остро.
Не следует забывать, что профессионализм учителя включает в себя и ряд его личностных качеств. Действительно, моральные, нравственные аспекты общения учителя с учащимися имеют колоссальное значение в учебно-воспитательной работе. Истинный педагог должен быть немножко актером, немножко художником, немножко музыкантом, режиссером. С ним должно быть интересно!
И наконец, еще одна важная, на мой взгляд, составляющая – это способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не переносить школьные проблемы домой, а домашние – в школу, и во время заканчивать рабочий день, чтобы дома побыть просто мамой для своих детишек.
Эссе «Основные составляющие профессиональной культуры современного педагога»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Каковы основные составляющие профессиональной культуры современного педагога?».
Профессиональная культура педагога – это интегрированное понятие, важнейшая часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.
Профессиональное становление можно рассматривать как развитие интеллектуальной (профессиональные знания и способы деятельности), эмоциональной (эмоциональное состояние), действенно-волевой (практическая готовность, волевая саморегуляция), духовно-нравственной (мотивы, потребности, ценностные ориентации, рефлексивная культура) сфер личности педагога.
Эффективность общения педагога с детьми во многом определяется совокупностью его личностных качеств. Нравственные и профессиональные качества ориентированы в первую очередь на целевые функции управления ученическим коллективом, неоднородным по своему составу. Высокий уровень развития данных качеств делает педагога психологически привлекательным, близким и понятным воспитанникам, укрепляет его позиции в системе межличностных отношений и создаёт условия для того, чтобы педагог воспринимался учащимися не как администратор, а как лидер.
В профессиональной сфере необходимыми являются такие качества: общая культура; гуманистическая ориентация личности и деятельности; способность к системному видению проблем школы, педагогических явлений и процессов, к творческому принятию решений; владение современными педагогическими и управленческими технологиями, культура коммуникаций; креативность мышления и деятельности в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры. В последнее время актуализировался вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности, т.к. развитие творческого потенциала личности учителя — основное условие обеспечения готовности педагога к работе в изменяющихся условиях, и как следствие повышения качества учебно-воспитательной работы современной школы.
Какими же знаниями, умениями и навыками должен обладать современный учитель?
Во-первых, он должен знать и любить свой предмет. Обязательно любить, потому что именно тогда и ученики, переняв его увлеченность, будут знать и любить этот предмет.
Во-вторых, педагог должен научить школьников использовать полученные знания, а также свои качества для того, чтобы самостоятельно мыслить, решать проблемы, находить ответы на волнующие вопросы, таким образом обеспечить их личностный рост. Особое значение в профессиональном становлении учителя играет процесс его профессионально-личностного саморазвития.
Грамотный специалист непрерывно повышает свою квалификацию, изучает научно-методическую литературу, передовой опыт своих коллег, педагогические инновации, применяет полученные сведения в своей практике. В современных условиях неотъемлемой частью профессионального роста является овладение компьютерными технологиями, работа с Интернет-ресурсами, активное участие в научно-практических семинарах, конференциях.
Должен ли современный учитель быть психологом? Безусловно! Знание психологических особенностей каждой возрастной группы поможет найти индивидуальный подход к ученикам, избежать конфликтных ситуаций. Любовь к ребенку, уважение его взглядов, интересов – залог успеха. Да и в работе с родителями учитель – это, прежде всего, союзник, помощник, друг.
Педагог – личность публичная, окруженная повышенным вниманием, поэтому имидж играет немаловажное значение. Характер, привычки, манеры и даже внешний вид способны либо расположить к себе людей, либо оттолкнуть их. Учитель не имеет права быть грубым, неопрятным, неаккуратным, невежливым, невежественным, косноязычным.
Учитель, как и любой уважающий себя гражданин, должен знать историю своей страны, ведь без прошлого нет и будущего. Эти знания вместе с любовью к Родине нужно передать ученикам, а они воспримут это только в том случае, если увидят искренность. Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы в школе. В настоящее время вопрос этот, как никогда, стоит очень остро.
Еще одна составляющая профессионализма учителя – это использование здоровьесберегающих технологий. Сохранение и укрепление здоровья учащихся – первоочередная задача учебного заведения. Работа учителя заключается не только в том, чтобы провести ряд лекций на тему: «Мое здоровье в моих руках»; «Я и моё здоровье», « Вредные привычки », «Береги здоровье смолоду»; привлечь ребят к участию в спортивных соревнованиях; организовать туристический поход или акцию здоровья; но и собственным примером (занятие спортом, отказ от вредных привычек и т. д.) доказать всю важность здорового образа жизни.
Не следует забывать, что профессионализм учителя включает в себя и ряд его личностных качеств. Действительно, моральные, нравственные аспекты общения учителя с учащимися имеют колоссальное значение в учебно-воспитательной работе. Истинный педагог должен быть немножко актером, немножко художником, немножко музыкантом, режиссером. С ним должно быть интересно!
Мне, учителю истории, внеклассная работа помогает решать ряд важных задач:
— воспитание коммуникативной культуры школьников,
— формирование творческой, познавательной самостоятельности,
— выявление и поддержание одаренности у детей,
— развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний). С учащимися я провожу индивидуальные внеклассные занятия. Я не только сама консультирую учащихся, но и организовываю контакты с научными учреждениями, высшими учебными заведениями и учеными, которые могли бы помочь моим ученикам провести исследование и подготовить его к защите. Помогаю учащимся в подборе нужной литературы по темам исследований. Провожу индивидуальные занятия при подготовке к олимпиаде, исторических вечеров и конференций.
И наконец, еще одна важная, на мой взгляд, составляющая – это способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не переносить школьные проблемы домой, а домашние – в школу, и во время заканчивать рабочий день, чтобы дома побыть просто мамой для своей дочери.
Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Я стараюсь дать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.
Обязательно использую ИКТ на уроках истории, что позволяет мне интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету; выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых исторических явлений и процессов
Сегодня среднее образование особенно нуждается в учителе – духовном наставнике, ему нужен образованный специалист, творчески реализующий новые технологии обучения, стабильно добивающийся высоких результатов в своей профессиональной деятельности.
Эссе » Моя педагогическая культура».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Моя педагогическая культура (эссе)
И озаренье, и работа.
Глаза цветов, глаза ребёнка.
Всё начинается с любви…
Помню свой первый урок: на меня смотрели разные глаза: озорные, равнодушные, любопытные, изучающие.
Учитель- носитель культуры. Умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы стремимся.
Я часто задаю себе вопрос, какой должна быть современная школа. Современные реформы в системе образования показывают не только объединение усилий органов управления, но всего общества в целом.
Это всё понятно на словах, а на деле?
Для меня новая школа – это прежде всего УЧИТЕЛЬ..Нам всем знакомо известное выражение Л.Н.Толстого «Не тот учитель, кто получает образование и воспитание учителя, а тот у кого есть внутренняя уверенность в том. что он есть должен быть и не может быть иным. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать,- он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». К сожалению, моя любовь к профессии омрачается по нескольким причинам.
.В обществе в последнее время у учителя нет такого авторитета, какой был испокон веков. Понятно, что общество меняется, и демократический стиль общения, который пропагандируют, вполне оправдан в эпоху информационных технологий, проблема личности учителя, его роль в обществе сегодня является одной из центральных в различных телепередачах, в публикациях газет и журналов, спорах родителей. Сложилось не совсем однозначное мнение об учителях
Порой бывает стыдно за их отношение к детям, за визгливую речь, за их окрики, понукания, несвойственный для учителя стиль в одежде.
Действительно, в школе должны работать подходящие люди.
Как хочется быть именно таким учителем! Но, к сожалению, у меня не всегда получается соответствовать этим представлениям, я осознаю, что у меня чего-то недостаёт, допускаю педагогические ошибки, но при этом могу позже попросить извинения у ученика, не могу себе позволить нагрубить, оскорбить, не могу, потому как представитель потомственной семьи учителей, которые для меня есть образец воспитанности, высокой культуры.
Учитель должен всю жизнь учиться, чтобы не сойти с однажды занятых позиций. Со старым багажом далеко не уедешь!
Очень долго я собиралась на уровневые курсы, боязнь чего-то нового, неуверенность в своих силах брали верх.
Уверена: ключевой фигурой новой школы является УЧИТЕЛЬ, именно поэтому важны личностные качества учителя. Мне понравилась фраза «Качество образования в школе не может быть выше качества работающих в ней учителей». Считаю, что профессиональная компетентность учителя должна включать такие черты мастера-педагога: постоянное самосовершенствование,мобильность,самокритичность,эрудицию,высокую культуру, умение видеть перспективу и определить стратегию своей деятельности. На курсах нам много говорили о духовности, думаю, именно любовь к детям делает личность учителя уникальной. Учитель новой школы должен ориентироваться в море информации, подбирать для каждого ученика задания, указывать, корректировать, но не унижать. Учить так, чтобы дети получали радость то общения с ним, осознали своё место в обществе.
Трудно? А как же иначе? Нелёгок и тернист этот путь. Легко рассуждать, а хочется чтобы хватило мне сил быть именно таким учителем новой школы, прийти в школу после окончания курсов и всё начать с чистого листа ни на минуту не пожалев, что стала учителем.