Огонь с чего содрали
Фильм «Огонь» зажег пожарных и спасателей на злую критику
Как известно, в самом конце прошлого года на широкий экран вышел новый отечественный блокбастер режиссера Алексея Нужного «Огонь», посвященный героическим будням пожарных и спасателей, в главной роли которого снялся Константин Хабенский.
Этот фильм вызвал неоднозначную реакцию у зрителей, но вполне однозначную у критиков. Так, один из ведущих российских киноэкспертов Антон Долин пишет в своей рецензии:
Зато — масштаб. Зато — спецэффекты. Зато — громко и драматично. Зато, при всей катастрофичности, — уютный патриархальный мир сильных мужчин и спасаемых ими из огня слабых женщин. Зато МЧС наверняка скажет спасибо и не будет придираться к неточностям и натяжкам. »
И ведь как в воду глядел. В Сети уже опубликован канцелярский отчет о просмотре «Огня» сотрудниками, курсантами и студентами Академии гражданской защиты. Этот образец пропаганды гласит:
«В период с 25 по 30 декабря 2020 года сотрудники, курсанты и студенты Академии гражданской защиты в кинотеатре «Звездочка» посмотрели фильм режиссёра Алексея Нужного «ОГОНЬ».
Фильм «ОГОНЬ» – это героический рассказ о пожарных и спасателях, которые встают на пути беспощадной стихии. То, что обычно называют подвигом, для них – привычные будни, если только можно привыкнуть к смертельной опасности и предельному риску. Когда людям, попавшим в беду, кажется, что помощи ждать неоткуда, на выручку приходят спасатели, чтобы встать на пути беспощадной стихии.
Сотрудники, курсанты и студенты Академии гражданской защиты выражают благодарность за предоставленную возможность просмотра столь героической киноленты. »
Однако что могут написать подневольные люди, если начальство велело им похвалить и поблагодарить?
Зато не подневольные выражаются и конкретно и по существу, как это сделал один из авторов канала «Всем корвалол за мой счет. », сходивший на премьеру вместе с женой:
В фильме огромное количество ляпов и откровенного непрофессионализма. Меня всегда поражало: почему, снимая фильмы, перестали привлекать консультантов? Иначе как объяснить дурость, а по другому я назвать это не могу, многих эпизодов.
И да, сцена, когда детишки скидывают обувь, чтобы облегчить вес вертолёта, должна, я так понимаю, выдавить слезу из кинозрителей, но, уж извините за чёрствость души, у меня вызвала откровенный смех своей дуростью.
Хотелось бы задать создателям фильма несколько вопросов:
1. Откуда у вас такое представление о деревенской жизни?
2. А вы в Карелии были. Про комаров тамошних слышали? Ночью, в лесу. И без комаров? Или это в героическую эпопею не вписывается?
3. Песня в конце фильма, она к чему?
Ну, а Антон Долин решил в финале своей рецензии несколько подсластить пилюлю, написав :
«. Хочется сказать хоть что-то приятное. Во-первых, «Огонь» — замечательно зрелищное кино, особенно на общих планах: смотреть на подвиги оператора Михаила Милашина («Т-34») куда интереснее, чем на свершения вымышленных пожарных.
Во-вторых, никакой людоедской или фальшивой идеологии в фильме нет (портрет Путина в кабинете начальника при желании можно не заметить): «Огонь» — картина о важности спасения каждой человеческой жизни, чьей бы эта жизнь ни была. В наши нелегкие времена и то хлеб. »
Почему российский «Огонь» хуже американского «Дела храбрых»
Российский фильм «Огонь», рассказывающий о нелёгкой работе борцов с лесными пожарами, наконец добрался и до зрителей в интернете (в кинотеатрах его премьера состоялась накануне Нового года). «Я люблю кино» решил сравнить картину Алексея Нужного с очевидным источником вдохновения для её создателей — американской лентой 2017 года «Дело храбрых» (Only the Brave).
Ещё после того, как был показан трейлер «Огня», многие обратили внимание, что фабула фильма напоминает «Дело храбрых». В обеих картинах идёт речь о довольно редкой для кино профессии — тушителей лесных пожаров. Более того, и там, и там опытному главе бригады приходится иметь дело с зелёным новичком, который вроде бы совсем не подходит для такого опасного занятия. Создатели «Огня» добавили деталь, которой не было в «Деле храбрых»: молодой кандидат в пожарные ещё и приударяет за дочкой начальника. Проблема в том, что это очень уж напоминает другую популярную голливудскую ленту — «Армагеддон».
Любопытно, что «Дело храбрых» в США так и не вышло в широкий прокат, а вот в России фильм стал очень популярен: на «Кинопоиске» у него почти в два раза больше оценок, чем на IMDb, и он даже входит в топ-250 самых высокооценённых картин. Неудивительно, что в русскоязычных комментариях сразу начались обвинения создателей «Огня» в плагиате.
Тихон Жизневский, Роман Курцын, Антон Богданов, Виктор Добронравов и Константин Хабенский в фильме «Огонь»
При всей схожести фабулы фильмы получились очень разными. «Огонь» — это фильм-катастрофа, в котором главное действие разворачивается непосредственно во время пожара. Начало, в котором герой Константина Хабенского узнаёт, что его дочка (Стася Милославская) встречается с новоприбывшим кандидатом в пожарные (Иван Янковский), показано довольно бегло. Начальник берёт наглого юнца в свою группу, чтобы отвадить от дочурки, и вот они уже летят в Карелию, где и происходят основные события фильма.
Надо сказать, что «Огонь» получился весьма достойным представителем своего жанра. Картина Алексея Нужного держит в напряжении все два часа благодаря постоянному повышению градуса драматизма в довольно изощрённых экшен-сценах, динамично чередующих друг друга. Персонажи тоже не выглядят скучными статистами: кроме Хабенского и Янковского, особенно выделяется герой Тихона Жизневского. Любопытно понаблюдать и за тем, как разбрасывает деревенскую шпану качок в исполнении Романа Курцына, вместе с тем трогательно любящий маму. В фильме можно увидеть и ветерана Виктора Сухорукова, и молодую звезду Ирину Горбачёву. Концовка тоже не подкачала и берёт за живое.
Стася Милославская и Иван Янковский в фильме «Огонь»
В противоположность российскому фильму-катастрофе, «Дело храбрых» — это полноценная драма, в которой борьба с пожарами занимает второстепенное место. Это рассказ о людях, борющихся с пожарами, и о их семьях. В этом смысле сравнивать два фильма не вполне корректно: если «Огонь» — это «кино», то «Дело храбрых», основанное на истории реальных людей и великолепно передающее эту реальность, — будто бы сама жизнь. Даже эпизоды, показывающие непосредственно борьбу со стихией, в российском фильме явно придуманы, чтобы выглядело «поострее», а в американском довольно обыденны и непритязательны. Другое дело, что великолепные съёмки и работа одного из самых талантливых режиссёров Америки Джозефа Косински временами делают из них настоящую визуальную поэзию. Даже концовка фильмов отличается: в «Огне» это трагизм тщательно отмеренный, как в каких-нибудь последних «Мстителях», а в «Деле храбрых» — сумасшедший, безудержный, сметающий всё на своём пути, как лесной пожар. И настоящий, потому что всё это произошло на самом деле.
Кадр из фильма «Дело храбрых»
Создателей российского фильма можно ругать только за «позаимствованную» общую идею: в остальном они сняли вполне самостоятельное произведение, которое займёт достойное место в списке жанровых отечественных фильмов, который пока не так чтобы очень велик. А «Дело храбрых» станет в один ряд с эталонными картинами, по которым надо учиться тому, как снимать драмы. Хотя сделать такое по заказу нельзя: нужно ещё, чтобы «звёзды сошлись».
Наш ответ «Делу храбрых» с Хабенским: Вышел финальный трейлер фильма «Огонь» от создателей «Движения вверх» и «Экипажа»
Комитет Госдумы поддержит запрет показа в сети фильмов и сериалов со сценами сексуального отклонения
Самая продаваемая консоль: Xbox Series S стала хитом на «Черной пятнице 2021» в США
Housemarque, возможно, тизерит дополнение для Returnal с новым миром
Трогательное видео от «Скалы»: Дуэйн Джонсон подарил фанату свою машину
Ростех представил самоуничтожающуюся флешку
Абсолютно все про Resident Evil
Юмор: анекдоты, перлы, прикольные ссылки
Домик чаепития GM™: живо беседуем о JRPG
Prey (от Arkane Studios)
Кинокомпания Central Partnership опубликовала финальный трейлер предстоящего фильма-катастрофы «Огонь«, повествующего о борьбе с лесными пожарами. Главную роль в ленте сыграл Константин Хабенский.
Сценарий написал автор «Легенды № 17», «Экипажа» и «Движения вверх» Николай Куликов. Режиссерское кресло осталось за Алексеем Нужным (фильм «Я худею», сериал «Толя-робот»).
Другие роли в картине исполнили Иван Янковский, Андрей Смоляков, Ирина Горбачева, Виктор Добронравов, Роман Курцын, Юрий Кузнецов, Стася Милославская, Антон Богданов и другие.
«Огонь» выйдет в российский прокат 24 декабря 2020 года.
Добавляйтесь в наш Telegram-канал по этой ссылке или ищите его вручную в поиске по названию gmradost. Там мы публикуем в том числе и то, что не попадает в новостную ленту. Также подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене, Twitter и VK. И не забывайте, что у нас появились тёмная тема и лента вместо плиток.
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:
«Огонь»: Рецензия Киноафиши
Вместо предисловия предлагаю сразу договориться. Фильм «Огонь» Алексея Нужного — это не наш ответ «Делу храбрых», не калька с Голливуда и не ремейк, хотя режиссёр в занятии этим замечен. Пожары, они везде случаются. И тушат их, не поверите, тоже примерно одинаково. Может, техника чуть отличается. Поэтому в последующем тексте, если сравнения с этим злосчастным и не самым удачным американским кинопродуктом будут, то лишь из острой необходимости. А чего точно не будет, так это рассуждений на тему: зачем стране на зимние каникулы нужно кино про пожарных и пожары. Продюсер Леонид Верещагин уже который Новый год подряд доказывает состоятельность своей идеи показывать на праздники фильмы патриотически-героические, способные понятными, но беспроигрышными приёмами пробудить в зрителе самое лучшее. Задаться вопросом: а есть ли герой во мне самом? И уже совсем не важен антураж, важна суть. А она такая же: для кого-то переломный момент — это Новый год, потому что ну так сказали, что с 1 января положено начинать новую жизнь. А для героев всех этих верещагинских картин новая жизнь начинается после совершённого ими подвига. И если вы не барон Мюнхгаузен, то переосмысление своего существования после подвига выглядит куда убедительнее, чем сожжённая вместе с ёлкой записка. Более того, помните, как вы возмущались, что российская киноиндустрия подпитывается лишь подвигами нашего славного прошлого? Пожалуйста! Действие фильма «Огонь» разворачивается… да хоть в этом году, хоть в прошлом, но явно не 30 лет назад. То есть пожелания обратиться к истории современного героизма были услышаны, учтены. Добро пожаловать на зрительское кино!
Описывать сюжет «Огня» довольно легко. Слаженная команда пожарных «Авиалесоохраны» под руководством Алексея Соколова, героя Константина Хабенского, исправно выполняет свою работу. У каждого есть свои шрамы, но ещё ни у кого не было ТОГО САМОГО пожара, который ответил бы каждому на вопрос, кто он такой. Но вот у дочери командира, которая работает тут же, в части, диспетчером, появляется ухажёр — современный нагловатый парень «на расслабоне» по имени Рома (Иван Янковский), и решительный Соколов берёт его в свою команду. Познакомиться, так сказать. А как раскрывают людей экстремальные условия, это вы и сами знаете. Много же кино смотрели…
У «Огня» есть все признаки мощной экшн-катастрофы. Семейная, любовная, дружеская и личная драмы разворачиваются на фоне бушующей и отменно снятой и прорисованной стихии, которой, в общем-то, всё равно на мелких людишек, которые пытаются ей противостоять. Но «людишки» с таким положением дел не согласны и в борьбе за свои жизни и жизни условных соседей проявляют свои лучшие качества. Удивительным образом «Огонь», который из-за продюсерского состава могу объявить конъюнктурным, транслирует с экрана идею о ценности отдельно взятого человека. И проносит её от начала и до самого конца. Конечно, об эффективности командной работы он тоже расскажет, но считать ли это госзаказом, если лента честно показывает, как работает современный пожарный спецназ?
В этом плане придраться к «Огню» с технической точки зрения очень сложно. Художественный вымысел, разумеется, всегда найдёт лазейку, и именно он превращает бытописание в кино. Но всё же такие профильные фильмы без консультаций представителей профессии и разрешений МЧС не снимают. А те, в свою очередь, позаботятся о том, чтобы и форму правильную показать, и техникой прихвастнуть. Какова цена этой консультации? Героика и патетика. Которой в «Огне» в избытке. Проходки команды под торжественную музыку на камеру, которая снимает с нижней точки гордые подбородки, — меньшее, что вас ждёт. Но всё же режиссёр Алексей Нужный и один из сценаристов, хочется верить, что Николай Куликов (ведь полюбившийся многим фильм «Я худею» они сделали вместе), нашли возможность в паре мест поиронизировать над такой манерой кинорассказа, никого не обидев. Потому что.
За сюжетом не стоит конкретной личной истории, если не считать историю, которой Алексей Нужный вдохновлялся, — его друга, пожарного-спасателя. А значит, можно было создавать персонажей универсальных, по классическому героическому лекалу. В этом смысле «Огонь», сейчас прозвучит некомплиментарно, усреднён почти по всем параметрам. Мощный пожар, атакующий деревню, — пример всех аналогичных пожаров, с которыми, к сожалению, «Авиалесоохрана» сталкивается каждый год. Жители этой деревни — такой понятный, простоватый «народ», поведение которого легко предугадать, стоит лишь взглянуть на лица подобранных артистов. А пожарный отряд — чётко прописанные типажи, которые шагают по сюжету, как по колее. Придраться к мотивации не получится. Вообще всё понятно! И оттого немного скучно. Персонажи не слишком-то удивляют своими поступками: их психологические портреты в итоге сводятся к собирательному портрету абстрактного героя. Хотя в целом смотреть за тем, как Хабенский и команда спасают от огненной стихии жителей карельской деревни, интересно. Ну просто, вот как они выкрутятся?
Но ещё интереснее оценивать, как всё это пугающее великолепие показано на экране. Огонь здесь — главный герой. Неизбежность, которую можно бояться, а можно уважать, с которой можно яростно бороться, а можно пытаться перехитрить или хотя бы обогнать. И каждый из этих подходов отыгрывает один участник героической команды.
За противостояние характеров отвечают Константин Хабенский и Иван Янковский. Им обоим на руку природная тщедушность: ведь за красивой мускулатурой в кино часто сложно разглядеть душу. А она есть у любого героя. Спокойная брутальность старшего очеловечивается нервозностью младшего. А между ними — путь, который проходит каждый, кто решается уйти в «опасную профессию». Будет лукавством говорить о выдающейся актёрской игре, но оба артиста, подобно своим персонажам, «просто честно делают свою работу».
Внутри собственных амплуа существуют Антон Богданов и Роман Курцын. На их месте сложно представить других актёров именно потому, что в современном российском кино каждый из них задал собственный канон. Ведь никого не удивит, когда Курцын пойдёт в полыхающий лес в майке десантника? Как и мягкий, уютный Богданов не удивит образом порядочного семьянина, способного сохранять спокойствие в предельной ситуации.
Главным открытием картины для всех зрителей станет, конечно же, Тихон Жизневский. Актёр уже известен в сети как исполнитель роли майора Грома, но в «Огне» словно разогревает публику к своему грандиозному (обещают создатели «Чумного доктора») сольнику. Сейчас бесполезно судить об актёрском проявлении Тихона, большинство его увидит впервые. Его персонаж Макс — в прямом смысле душа отряда. А душе положено быть светлой, витальной и кудрявой. Когда ей хорошо, она поёт. Когда плохо — в принципе тоже, чтобы подбодрить других. Иными словами, функция, которую режиссёр Алексей Нужный выдал Жизневскому, — это умение расположить к себе абсолютно всех, и актёр её прекрасно выполняет.
Самая «удобная» роль досталась Виктору Добронравову. За последние года три актёр из «сына того самого Добронравова» превратился в символ пресловутой кирпичной стены, за которую не прочь спрятаться подавляющее большинство женщин в нашей стране. По крайней мере на словах. И молчун Пётр — он в прямом смысле молчит почти весь фильм — ещё одна инкарнация этого образа. Буквальный символ всех этих парней, о которых свой «Огонь» снимал Алексей Нужный. Ведь тут на кого ни посмотри, даже на нарочито современного Рому, сплошь «настоящие мужчины».
И вот тут кроется главный «недостаток» картины. В более чем двухчасовом полотне нашлось лишь полтора посадочных места для женщин. Первая, понятно, — яблоко раздора — дочь пожарного и возлюбленная стажёра. Её в этой жизни сложно чем-то удивить. Стася Милославская явно не намерена играть «девушек в беде». Резкая и решительная, какой мы уже привыкли её видеть, в «Огне» она чётко описывает один из двух типов женщин, который способен с таким «настоящим мужчиной» сосуществовать. Оставшуюся половину «кресла» между собой делят неприметные жена и невеста и весьма приметная Ирина Горбачёва, впервые сыгравшая в кино роды. (Ира, я посмотрела, я верю). Объединяет их троих чётко определённое положение рядом со своими героями: улыбаться и ждать. Третьего не дано. Таким образом, те же продюсеры, которых ещё 10 декабря мы хвалили за фемоптику в жанровом кино, 24 декабря снова говорят о традиционных ценностях и не дают простора для развития актрис.
Но это ли ни честность? Неудобная и неправильная с точки зрения нас, сидящих и пишущих свои рецензии в Москве, куда едва ли доносится запах дыма от карельских пожаров, но такая понятная и мужикам в пожарной части, и тем же женщинам, которые авось уговорят благоверных сходить на праздниках в кино? «Огонь» — кино ремесленное, собранное из лучших образцов современных героических эпосов, оно крепко бьёт по самым простым человеческим чувствам, внушает зрителям мысль о том, что супергерои живут среди нас, и словно отвечает на все наши выпады в фейсбуках. Когда на каждую сводку новостей о горящих гектарах мы пишем: «Куда смотрит правительство?», жители одной маленькой спасённой деревни поимённо знают каждого из того отряда, который вызвал огонь на себя. Так получается, что Нужный снял нужное кино?
Обзор фильма Огонь с Хабенским. Выходили из зала в слезах
В кинотеатрах вышел, наверное, самый ожидаемый российский фильм 2020 года — Огонь с Константином Хабенским в главной роли.
Это новый фильм-катастрофа, режиссёром которого стал небезызвестный Алексей Нужный. Он с переменным успехом снимает неплохие кино и сериалы.
Мы уже посмотрели новинку и спешим поделиться впечатлениями. Что получилось и стоит ли смотреть? Разбираемся.
Это фильм о героях нашего времени
Картина повествует о храбрых спасателях, пожарных, работающих в Авиалесоохране — организации, занимающейся защитой лесов от пожаров и поддержанием их общего состояния.
Открывает фильм эффектная сцена противостояния пожарных лесному пожару. Оказавшись в ловушке, они накрываются огнеупорными одеялами, но один из сотрудников не выдерживает и бросается к ещё невыгоревшей части рощи. Увы, до точки назначения он не добирается.
И уже здесь видно, что станет краеугольным камнем картины — борьба со стихией, где нет места слабым.
Сам по себе проект перенасыщен различными клише, избитыми повторами и максимально рельсовый. Здесь нет неожиданных поворотов событий, все действия героев читаются буквально с первого кадра.
Однако это и не плохо. Нужный смог качественно использовать все привычные нам приёмы, интересно обыграв те или иные события. А очевидное повествование затмевается постоянным напряжением.
Нам рассказывают историю группы пожарных, в числе которых оказался «зелёный», новичок. Он не имеет опыта работы вообще, даже толком обучение не прошёл. Определенные события подталкивают Соколова (Хабенский), лидера группы, взять к себе хамовитого «смазливого красавчика» Ильина (Иван Янковский), чтобы показать ему, что эта профессия требует отваги. В противном случае, ему здесь не место.
Остальная команда тоже состоит из стереотипных персонажей: глуповатого и добродушного качка, человека, потерявшего в пожаре жену с ребёнком, гитариста и максимального ответственного парня. Все они— профессионалы своего дела. И четко знают, как вести себя в той или иной ситуации.
И вот, казалось бы, очередная работа сделана. Осталось только некоторое время следить за состоянием леса, чтобы не вспыхнул новый пожар. Однако всё традиционно идёт не по плану, образуется новый очаг, и он быстро расходится по всей площади. Близлежащая деревня в опасности, нужно что-то делать, а связи с центром нет.
На этом и строится весь сюжет: на том, как отважные пожарные пытаются всех спасти в максимально критической ситуации.
Главное действующее лицо здесь — огонь (какая неожиданность)
Нам не раскрывают личности персонажей, у них по сути даже имён нет. Они упоминаются вскользь, и на них не делают акцента. И это ожидаемо, поскольку фильм именно о противостоянии человека опасной стихии.
Тем не менее, подобранный каст оказался неплохим. Хотя перед нами и стандартный набор героев, на их историях не зацикливаешься, образы раскрываются по мере повествования. Но большая часть фильма посвящена именно самому пожару. Тому, как он уничтожает все на своём пути и забирает всех с собой.
Режиссёр не скрывает, откуда брал прообразы персонажей, да и общий тон картины. Это сборная солянка из нашумевших в своё время фильмов. Самый жирный пример, который даже высмеивает Нужный — Армагеддон.
Угадайте, какую сцену из Армагеддона здесь покадрово скопируют
Есть здесь сцена, полностью копирующая американски блокбастер. А герои затем ещё и шутят на эту тему. Ну так, для тех, кто не понял очевидной отсылки.
Юмор построен по той же схеме, что и в других привычных нам российских фильмах. Он наивен, слегка глуповат, но расставлен только в четких местах, где он действительно уместен. Но общий тон картины все равно негативный.
Не обойдётся и без жертв, ведь это трагедия. Не думаю, что это будет для вас спойлером. Ведь кино максимально предсказуемое, и вы будете знать сюжет наперёд ещё за 10 минут до определённых сцен.
Вопрос только в том, кто именно должен погибнуть? Но и это вам потом станет понятно.
Картинка на пять с плюсом
Больше всего порадовала именно картинка и динамически меняющийся саундтрек.
Последний в голове не отложится, но он будет напрямую влиять на происходящее. По музыке зритель понимает, когда стоит ждать напряжения, когда разрядки, когда мирного времяпрепровождения и так далее.
От композиции в этой картине зависит многое. И композитор Кирилл Бородулев справился со своей задачей на отлично. Респект за такую работу.
Оператор Михаил Милашин тоже отличился, показав крупным планом перемещающееся вокруг героев пламя, взяв правильные ракурсы и планы на развивающиеся события, подчеркнув опасность происходящего. Как ни странно, графики в фильме не так много, очень многое снято на натуру.
Причём здесь присутствуют и реальные кадры страшных лесных пожаров в Красноярском крае, и вы даже не заметите, где именно.
Чувствуется большой бюджет и старания авторов. За это отдельный респект!
Посмотрите Огонь. И вы не пожалеете
Хотя перед нами и максимально линейный фильм, копирующий большинство элементов из других проектов, он не оставит вас равнодушными.
Актеры играют хорошо, чувствуются волнения, сомнения и переживания. Эффекты и музыка на высоком уровне. Постоянное напряжение, которое не отпускает до самого финала. И даже тогда не чувствуешь расслабления и не видишь хэппи-энда.
Тот редкий случай, когда российское кино вызывает реальные эмоции. Многие из зала выходили в слезах. То ли от радости, то ли от грусти.