Огонь это символ чего

Огонь это символ чего. Смотреть фото Огонь это символ чего. Смотреть картинку Огонь это символ чего. Картинка про Огонь это символ чего. Фото Огонь это символ чего

Символ домашнего богатства.

Огонь как древний символ очищения

Огонь символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь, производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам.

Огонь имеет созидательную и разрушительную функции. На Востоке разрушительное действие было одним из проявлений Бога, в христианстве огонь может быть не только Божественным, но и адским.

Пламя

Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, вздоха жизни; воодушевление и просвещение.

Пламя на голове или вокруг нее, подобно нимбу, свидетельствует о божественной силе, потенции души или гении, поскольку голова рассматривается как место нашей жизненной души.

Пламя покидает тело в момент смерти. Пламя можно разделить на два взаимодополняющих аспекта: свет и жар, изображаемые, соответственно прямыми и волнистыми линиями.

Свет и жар могут означать интеллект и эмоции, блеск несущей благодатный дождь молнии, тепло очага, то есть либо огонь уютный, либо внушающий почтительный страх.

Разжигание огня равносильно рождению, воскресению. Обычай носить факелы по случаю помолвки и во время исполнения обрядов плодородия указывает на воспроизводящую функцию огня.

Крещение огнем восстанавливает первоначальную чистоту, сжигая окалину, что ассоциируется с проходом через огонь для обретения рая, который с тех пор, как был покинут, окружен огненной стеной и охраняется стражами с мечами огненными, олицетворяя невозможность прохода для людей невежественных и непросвещенных.

Огонь и вода являются двумя великими, активным и пассивным, принципами вселенной; они-Отец Небо и Мать Земля, все противоположности в мире элементов.

Огонь и вода находятся в постоянном конфликте, но в виде жара и влаги они необходимы для всякой жизни.

Огонь домашнего очага-центр дома и является женским аспектом огня. Символами огня являются треугольник, опирающийся на свое основание; свастика; львиная грива; волосы; острое оружие; ель; азалия.

В христианстве огонь олицетворяет религиозное рвение и мученичество. «Языки огня» означают пришествие Святого Духа, глас Божий, божественное откровение; эмблема святого Антония Падуанского.

Костер

Означает усиление силы Солнца, особенно во время солнцестояния, тем самым ободряя силы света и добра. Символ подвластного человеку огня-огня, вызванного к жизни и питаемого человеком.

Костер раскладывают для принесения жертвы, для кремации покойного, для уничтожения греховного, еретического (костер инквизиции).

Мистическое значение свечей

Свеча

Означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить, мимолетность.

Свечи, зажигаемые, когда человек умер, освещают эту тьму смерти, олицетворяя свет мира предстоящего, и являются неотъемлемой частью католического и большинства восточных погребальных обрядов.

Горящая перед иконой свеча-знак веры и надежды на благодатную помощь Божью. Возожженная свеча-символ пламенеющей и благодарной любви к Богу.

Пасхальная свеча

В христианстве, горя сорок дней с Пасхи до Вознесения, символизирует присутствие Христа с учениками в течение сорока дней после Воскресения.

На Вознесение ее гасят, что символизирует уход Христа с земли. Кроме того, изображает свет Христа, восставшего из мертвых, и новую жизнь, а также огненный столб, который сорок лет вел народ Израиля.

Источник

Огонь: что он символизирует и что значит для человечества?

Однажды одним из представителей Московской Патриархии Вечный огонь был объявлен символом преисподней, а почитание его — языческим поклонением. Наверное, в зависимости от установок личности, огонь может вызывать и такие ассоциации. Но давайте оставим за рамками оценку этого высказывания и задумаемся: а почему вообще такое заявление стало возможным?

Огонь это символ чего. Смотреть фото Огонь это символ чего. Смотреть картинку Огонь это символ чего. Картинка про Огонь это символ чего. Фото Огонь это символ чего

Может быть, от непонимания подлинного смысла того, что символизирует огонь? Не в Библии ли сказано: «И познаете истину и истина сделает вас свободными»? Ведь именно незнание делает нас уязвимыми для разного рода внушений, домыслов, страхов и суеверий.

Символизм огня возник задолго до возникновения не только христианства, но и иудаизма. Ведь огонь сопровождает человека с самого его (человека) появления.

Собственно, умение обращаться с огнем — само по себе отличает человека (пусть примитивного) от животного. Да и сам огонь принципиально отличен от иных феноменов материального мира. Огонь совершенно реален и в то же время не вполне материален. Он приходит с неба посланником высших сил, и тогда он необуздан и разрушителен. И в то же время его можно добыть, сохранить, управлять им. Огонь одновременно разрушает, обжигает — и согревает, дает пищу и защиту. А еще огонь похож на живое существо: он может рождаться, питаться, умирать. Огонь это символ чего. Смотреть фото Огонь это символ чего. Смотреть картинку Огонь это символ чего. Картинка про Огонь это символ чего. Фото Огонь это символ чего Генрих Фюгер, «Прометей несёт людям огонь», 1817 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В мифах именно с огнем связано если не возникновение цивилизации, то по крайней мере переход ее в иное качество. В мифах многих народов огонь похищается либо приносится людям культурным героем. Миф о Прометее — наиболее известный, но далеко не единственный. Зато с ним связано еще одно символическое значение огня, вполне устоявшееся: это символ революционности, героизма, самопожертвования.

Нам нынешним трудно в полной мере оценить значение прирученного огня для древних людей. Овладение огнем можно назвать переломным моментом в становлении человеческой цивилизации. Без огня было бы невозможно ни полноценное гончарное ремесло, ни тем более металлообработка. Даже обожженное дерево становится прочнее и долговечнее.

На первом этапе овладения огнем человек научился использовать и сохранять природный огонь. И это сознательное действие уже означало переход на новую ступень развития. Но предположу, что еще более важным стало умение самому добывать огонь. Впервые человек почувствовал себя независимым от милости природы.

Разумеется, у него не могло не возникнуть совершенно особого отношения к огню. Немалую роль сыграло и сходство с живым существом: огонь рождается и умирает, питается, движется, обладает характером… Плохое питание заставляет его недовольно шуметь, разбрасывать обжигающие искры; при недостатке «пищи» огонь слабеет и умирает; за непочтительное обращение может отплатить пожаром. Огонь это символ чего. Смотреть фото Огонь это символ чего. Смотреть картинку Огонь это символ чего. Картинка про Огонь это символ чего. Фото Огонь это символ чего Фото: Depositphotos

Крайняя почтительность в отношении огня вполне объяснима и учитывая его величайшую практическую ценность. Вначале к нему могли просто относиться крайне бережно, затем это отношение формализовалось, постепенно обрастая поверьями и нюансами. Смешиваясь с другими верованиями, обогащаясь ассоциациями, ритуализируясь, отношение к огню постепенно превращалось в культ.

Например, огонь мог становиться символом Солнца. Происхождение этих культов различно, но они сближаются по аналогии, ведь Солнце тоже огненное, тоже дает тепло и свет, защищает от тьмы. Возможно, от Солнца огонь воспринял функцию возрождения: ведь Солнце непрерывно «умирает» и вновь «рождается» (причем как в суточном, так и в годовом цикле). Вероятно, поэтому огонь использовался в качестве символа Солнца — а затем и сам стал считаться символом возрождения и обновления.

Постепенно огонь очага стал олицетворять сам очаг, а позже дом, род. По сути, очаг представляет собой сердце, центр дома. Пока горит огонь в очаге — в доме живут. В сознании разделяется «свой» и «чужой» огонь. Например, у некоторых народов можно дать соседу кресало, но нежелательно давать угли из своего очага (как и брать чужие). И разумеется, в огонь нельзя плевать, бросать мусор и даже ложиться ногами к очагу. Огонь это символ чего. Смотреть фото Огонь это символ чего. Смотреть картинку Огонь это символ чего. Картинка про Огонь это символ чего. Фото Огонь это символ чего Фото: Depositphotos

Видимо, с этими его свойствами связаны обычаи сжигания тел умерших. С одной стороны, огонь здесь используется как стихия, очищающая от связанной со смертью нечистоты; с другой, огонь «возносит» души в мир иной. У некоторых народов изначальная чистота огня, напротив, не допускала его осквернения мертвым телом.

С огнем связана символика энергии, жизненной силы. «Огонь души», «жизнь едва теплится» — так народная мудрость отражает связанные с огнем ассоциации.
Огонь это символ чего. Смотреть фото Огонь это символ чего. Смотреть картинку Огонь это символ чего. Картинка про Огонь это символ чего. Фото Огонь это символ чего Фото: Depositphotos

Связывается огонь и с богами — этого не избежал и иудаизм, где бог предстает в виде то горящего куста, то огненного столпа. В христианстве огонь также используется в обрядах, но я намеренно не касаюсь этой темы, ведь речь идет о символизме огня, возникшем задолго до христианства. Хотя как символ божества он встречается и здесь: например, в эпизоде схождения на апостолов святого духа. Но, как я говорил, огонь как символ божественного гораздо древнее христианства и иудаизма.

И наконец, огонь в представлении предков — одна из первооснов мира. В паре «огонь-вода» он символизирует активное, мужское начало в мире, жизненную силу, энергию в широком смысле. Огонь это символ чего. Смотреть фото Огонь это символ чего. Смотреть картинку Огонь это символ чего. Картинка про Огонь это символ чего. Фото Огонь это символ чего Вечный огонь в Париже, зажжен 1 ноября 1923 года в 18.00
Фото: ru.wikipedia.org

Даже столь краткий экскурс в историю человечества демонстрирует, сколь всеобъемлющ и глубок символизм огня. И насколько молодо в сравнении с ним христианство. Да и иудаизм. Так стоит ли видеть в Вечном огне сатанинский символ, а заодно — языческий (кстати, как сочетаются эти аспекты, относящиеся к принципиально различным религиозным системам?), естественно трактуемый священнослужителем исключительно в негативном ключе?

А может быть, с зажжением первого Вечного огня в 1923 году богатый символический ряд пополнился еще одним значением? Нам решать…

Источник

Гримуар

Огонь. Символизм.

Огонь это символ чего. Смотреть фото Огонь это символ чего. Смотреть картинку Огонь это символ чего. Картинка про Огонь это символ чего. Фото Огонь это символ чего

Огонь. Символизм.

Огонь это символ чего. Смотреть фото Огонь это символ чего. Смотреть картинку Огонь это символ чего. Картинка про Огонь это символ чего. Фото Огонь это символ чего

В античной философии огонь — вездесущая таинственная субстанция, самый загадочный из четырех основных элементов, впервые упомянутых еще в трактате древнегреческого философа Эмпедокла «О природе» (V в. до н.э.). Его идея была затем подхвачена и развита в трудах Анаксагора, Платона и Аристотеля, в теориях стоиков, пифагорейцев и средневековых алхимиков. Все они усматривали в огне важнейший из первоэлементов, олицетворение мужского начала в природе, но дальше прочих натурфилософов пошел Гераклит. Согласно его диалектическому учению, огонь является универсальным воплощением всех превращений, поскольку остальные три элемента (вода, земля и воздух) возникают из первичного огня и, изменяясь по вечным законам логоса, в огонь же и возвращаются.

Подобно многим другим явлениям материального мира, огонь обладает двойственной символикой, соединяя в себе как живительную, так и губительную божественную энергию, как созидательные (тепло и свет), так и разрушительные силы природы (всепожирающее пламя пожаров, разящие молнии, огненная лава извергающихся вулканов).
Огонь — позитивный символ защиты и очищения, преображения и возрождения, но также и негативный знак войны и опасности, искушения и испытания. В то же время свет пламени служит высокой эмблемой истины, знания и просвещения. В человеке огонь символизирует горение сильных, пламенных страстей: фанатичную веру, вдохновение, порыв, жертвенную любовь и сексуальный пыл.

В мифологии отблески космического пламени освещают зарождение и гибель Вселенной. В космогонических мифах, посвященных сотворению мира, огонь играет роль главной стихии, первичного материала космогенеза (это, кстати говоря, вполне согласуется с теорией Большого взрыва, выдвинутой учеными лишь в середине XX века), а в эсхатологических мифах, предрекающих ужасную космическую катастрофу, Вселенная гибнет в огне мирового пожара. Наиболее устрашающую картину конца света разворачивает перед читателем «Прорицание провидицы» из первой песни скандинавской «Старшей Эдды»:

…Солнце черно; земли канули в море,
Звезды срываются вниз с вышины.
Пар всюду пышет, и, Жизни Питатель,
Лижет все небо жгучий огонь…

После такого мрачного фантома грядущего даже сцена Страшного суда, где небо свертывается подобно свитку, а от престола Высшего Судьи льется огненная река, уже не впечатляет.
Первобытным людям огонь представлялся агрессивным живым существом, которое рождается от Солнца, живет, пока есть пища, а затем умирает. Североамериканские индейцы принимали огонь за благостное воплощение Великого Духа, порожденного Великим Огнем (Солнцем), а костер считали символом счастья и процветания. Делавары даже признавали некоего огненного «Маниту» за первопредка всех индейских племен.

Повелителями огня в мифологии выступают, конечно же, бессмертные боги, небесные и подземные. Так, ведический бог Агни в образе огненного столпа, увенчанного дымовой шапкой, символизировал Мировую ось; индуистский Кришна олицетворял жизненное пламя («Я огонь, помещенный в телах всех живущих»); а вавилонский Мардук заключал в себе огонь войны, испепеляющий врагов.
Другую группу «огненных» богов представляют боги — покровители кузнечного дела: античные хромцы Гефест и Вулкан, черкесский железноногий Тлепш, полинезийский Магуйка, поддерживающий огонь в своем подземном очаге, и многие другие их коллеги по ремеслу. Кипучую деятельность этих подземных богов-трудяг люди усматривали в дыму и пламени извергающихся вулканов.

Как явствует из большинства мифов, боги по своей природе не менее эгоистичны, чем люди, а посему они и не собирались делиться со смертными своим бесценным сокровищем. Но тут на помощь человеку пришли благородные, могучие и бесстрашные культурные герои (греческий Прометей, грузинский Амирани, новозеландский Мауи и т.д.), похитившие огонь у богов и поставившие его на службу людям. С тех самых пор некоторые из небожителей, составившие третью группу «пламенных богов», снизошли до людей и превратились в покровителей домашнего очага, ставшего символом защиты у уюта, нераздельной общности рода и семьи. Таковыми являются: греческая Гестия, римские Веста, Лары и Пенаты; славянский Рарог; ацтекский Ксиутеуктли; монгольский Отхан-Галахан; мордовский Юрта-ава и многие другие.

В религии многих народов мира огненный след просматривается довольно отчетливо. Разнообразные обряды огнепоклонников глубоко символичны: получение «нового огня» служило у них аллегорией возрождения; поддержание неугасимого огня — метафорой бессмертия; прохождение сквозь пламя — знаком очищения, а погребальный или жертвенный костер рассматривался как наилучшее средство скорейшей переправы душ в небесные чертоги.

Религиозные обряды некоторых народов отличались необычайной жестокостью. В Палестине, Финикии и Карфагене долгое время существовал отвратительный культ Молоха, когда в жертву приносили детей. По-видимому, безмозглые фанатики были абсолютно уверены в том, что невинные души наиболее угодны их кровожадным богам. Не лучше обстояло дело и по другую сторону океана, в доколумбовой Америке. Ацтеки, поклонявшиеся «господину огня» Ксиутеуктли, ежегодно устраивали в честь своего «огненного» патрона изуверские празднества. Они «…вертикально укрепляли срубленное дерево, зажигали его, и все присутствующие плясали вокруг огня вместе с людьми, предназначенными в жертву. Затем этих людей бросали на большой костер только для того, чтобы тотчас же вытащить их полусожженными и предоставить жрецам завершить жертву».

Древние, почитавшие огонь как очистительную стихию, приписывали ему защитную функцию. Ассирийцы верили в способность пламени разрушать любые колдовские чары; китайцы, отпугивая зловредных демонов, запускали в небо красочные фейерверки; монголы заставляли чужеземцев, прибывших в их родные кочевья, пройти между двух костров, дабы очистить душу и помыслы пришельцев от всевозможной пакости; что же до славян, пуще огня боявшихся «нечистых» покойников, то они при виде мертвого тела спешили приложить руки к пылающей печи.

По мнению суеверных людей, огонь способен защищать даже от самого себя, точнее говоря, от буйства пожаров. Обряды, связанные с этим поверьем, весьма причудливы. Европейцы, например, привязав к хвостам заранее отловленных лисиц зажженные факелы, отпускали огненно-рыжих зверьков на волю, но лишь для того, чтобы гонять их по полям до полного изнеможения. Дагомейцы, жители Западной Африки, с той же целью использовали особый фетиш огня по имени По, представлявший собой обыкновенный горшок с тлеющими углями. Торжественно водрузив фетиш посреди комнаты, негры слезно просили огненного духа жить в горшке, а не разгуливать по всему дому.
Наибольшее почтение огнепоклонники выказывали «новому огню», добытому самым древним способом — трением. Такой огонь, считавшийся «чистым», так как он еще не успел соприкоснуться ни с какой скверной, освещал обычно празднование Нового года.
Во многих религиях огонь ассоциируется с самим Верховным Существом. Агни, Яхве и Будда нередко являлись своим приверженцам в виде огненного столпа. В буддизме свет огня олицетворяет мудрость, а в христианстве — сошествие Святого Духа и Божественное Откровение. Помимо всего этого, в иудаизме и христианстве сложилось представление об адском пламени, геенне огненной, как символе воздаяния за грехи. То же относится и к синтоистскому аду, с той лишь разницей, что грешному японцу предлагается богатый выбор: либо бесконечно жариться на огне, либо веки вечные вмерзать в глыбу льда.
В индуистской иконографии языки пламени ассоциируются с острым языком, золотыми зубами и разметавшимися волосами бога Агни. Черным пламенем охвачена фигура ужасной богини Кали, а огненное кольцо вокруг ее великого супруга Шивы олицетворяет бесконечный космический цикл сотворения и уничтожения мира.

Огонь христианской иконографии — символ искушения, испытания веры и оруд.ие мученичества. Эту символику иллюстрируют: трое еврейских юношей в пылающей печи; св. Лаврентий в горящей одежде, распростертый на раскаленной решетке; огонь чистилища и адское пламя. Сердце, охваченное огнем, атрибут святых Августина и Антония Падуанского — эмблема их пламенной веры. Языки пламени над головами апостолов в сцене Пятидесятницы — аллегория сошествия Святого Духа. Горящий куст перед Моисеем (Неопалимая Купина) — метафора
Божественного Откровения. Сожжение книг эфесских жрецов у ног апостола Павла — знамение победы христианства над язычеством.
В светском изобразительном искусстве символику мученичества передают мифические образы Иксиона, распятого на вращающемся огненном колесе, и Геракла, заживо сгорающего в хитоне коварного кентавра Несса.

Огонь — символ разрушения и гибели: небесный огонь испепеляет погрязшие в разврате библейские города Содом и Гоморру; в истребительном пламени войны гибнет легендарная Троя; огненная лава взорвавшегося вулкана поглощает римские Помпеи.
В символическом искусстве огонь, как один из четырех первоэлементов, персонифицирован женской фигурой с головой, охваченной пламенем. Горящее сердце держит в руке богиня Венера и аллегорическая фигура Милосердия: у первой из них пламя зажжено неутолимой любовной страстью, а у второй — искренним и горячим состраданием.

Все ту же эмблему пламенного сердца, но уже как символ высокого гуманизма и самопожертвования, мы встречаем и в советской литературе: романтический герой Максима Горького Данко вырвал из груди свое сердце, горевшее любовью к людям, чтобы осветить им дорогу к спасению и счастью.
В мантике, представленной на сей раз индийскими гадальными картами, костер символизирует либо пламя любви. охватившее сердце человека, либо зарождение новой страсти.
В алхимии, где огонь рассматривался как объединяющий и стабилизирующий фактор, как стихия, бушующая в центре всех вещей, важнейший из четырех первоэлементов, соединяющий в себе три остальных, изображался в виде равностороннего треугольника. Символику огня иногда передавали также мечи с извивающимися наподобие языков пламени клинками.

В эмблематике огонь выступает во множестве ипостасей. Пламя — излюбленная эмблема философов, алхимиков, церковников и военных. В античное время ее использовали пифагорейцы — у представителей этой религиозно-философской школы огонь, как первоэлемент, ассоциировался с тетраэдром — первой фигурой в геометрии. В Средние века права на эту эмблему, символизировавшую в данном случае очистительную силу, заявила католическая церковь. Могущественную христианскую организацию, несущую свет истинной веры, олицетворяла охваченная огнем каменная пирамида, а «духовный» меч, объятый пламенем, подразумевал ее карающую силу.
Как символ войны, эмблема огня издавна находилась в арсенале военных. Вот лишь один из характерных примеров. Выступая в поход на врага, французские короли первым делом посещали знаменитое аббатство Сен-Дени, где в торжественной обстановке получали из рук тамошнего аббата главное военное знамя государства — орифламму (букв, «золотое пламя») — красное шелковое полотнище на позолоченном древке, с вышитыми на нем золотыми языками пламени. На протяжении трехсот лет орифламма вдохновляла и вела в бой французские войска.

В Новое и Новейшее время эмблему огня попытался монополизировать «бог войны». Униформу артиллеристов многих стран (погоны, петлицы, шевроны, головные уборы) украшали значки, изображавшие пылающие гранаты и пышущие огнем снаряды. Однако накануне Второй мировой войны в итальянской армии эмблема огня была введена для бойцов танковых и моторизованных дивизий (язык пламени на синем фоне петлиц), а солдат частей, вооруженных танкетками, отличало двойное белое пламя, вышитое на петлицах.
Символику огня во многом определяет количество языков пламени на эмблеме. Так, одноязыкое пламя, дающее ясный и ровный свет, стало общепризнанным символом просвещения. Эмблема пламени с тремя языками принадлежала пионерскому движению на том основании, что пионерия в Советском Союзе считалась третьей по счету революционной организацией (после коммунистической партии и комсомола). Символом революции, объединяющем левые силы всех пяти континентов, служит и пятиязыкое пламя. Своеобразным исключением из этого правила является лишь государственная эмблема Танзании — местную революцию, по непонятным причинам, символизирует шестиязыкое пламя.
«Говорящая» эмблема опасности, исходящей от губительного огня пожаров, в наше время нашла применение в промышленности: среди прочих технических знаков часто употребляется изображение многоязыкого пламени — им маркируются легковоспламеняющиеся вещества и материалы.
В светской геральдике эмблема пламени, лишенная всякой самостоятельности, обычно довольствуется вторыми ролями. В гербах русских городов Хабаровска и Петропавловска-Камчатского вулканическое пламя вырывается из вершин черных сопок. На червленом столбе в центре герба Колпино (Ленинградская обл.) размещены три трехъязыких очага пламени золотого цвета, а в гербе Каргополя на пылающих дровах жарится белый барашек.

В истории человечества жаркое пламя костра в равной мере выступает ярким символом и жизни, и смерти. Для первобытного человека овладение огнем стало задачей первостепенной важности, вопросом жизни и смерти. Подчинив огненную стихию своей воле, он приобрел надежную защиту от леденящего холода, ночного мрака и свирепых хищников. Но огонь стал и орудием невежественного фанатизма: безжалостное пламя костров поглотило миллионы и миллионы невинных жертв. Зачастую людей сжигали с особым садизмом, на «медленном» огне. Особенно лютовала католическая церковь, лицемерно обрекавшая своих идейных противников на «казнь без пролития крови». Ее ужасное и уродливое детище, так называемая «святейшая инквизиция», неустанно преследовавшая инакомыслящих — еретиков, сгубила множество умных и талантливых людей, опередивших свое время. Изуверы сожгли на костре выдающегося итальянского ученого Джордано Бруно, чешского патриота и реформатора Яна Гуса, французскую национальную героиню — Орлеанскую деву и последнего великого магистра славного ордена тамплиеров Жака де Молэ. В той же Франции немилосердные и неправедные судьи из Огненной палаты жгли кальвинистов; в Америке грубые и жестокие испанские конкистадоры — простодушных и честных индейцев, осмелившихся поднять против захватчиков свое слабое оружие; в России несториане отправили на костер пламенного защитника старой веры, главу раскола, протопопа Аввакума и его горячих приверженцев… Необъятен этот скорбный список, чудовищно тяжелы преступления церковников всех стран и конфессий, и во веки веков не отмыть им свои палаческие руки и души, прокопченные дымом этих костров!

С античных времен пламя пожаров непостижимым образом сделалось аллегорией сомнительной и скандальной славы. В 356 году до н.э. честолюбивый и недалекий гражданин Эфеса, некто Герострат, жаждавший во что бы то ни стало запечатлеть свое никчемное имя на вековых скрижалях Истории, не выдумал ничего лучшего, чем сжечь великолепный храм Артемиды — одно из семи великих чудес Древнего мира, а в 64 году н.э. кровавый тиран Нерон, стремясь посрамить самого Гомера, приказал своим телохранителям поджечь Рим, дабы, вдохновляясь величественным зрелищем охваченного огнем Вечного города, сочинить гениальную поэму о гибели легендарной Трои. Но не славу, а бесславие принес огонь злодеям, и даже всемогущее время ничего не изменило в этом отношении: в пожаре Москвы 1812 года в пепел обратилась полководческая слава «корсиканского чудовища», а подлая провокация нацистов, организовавших в 1933 году поджог рейхстага, разоблаченная мужественным болгарским коммунистом Георгием Димитровым на Лейпцигском процессе, закончилась позорным провалом.

Символом жесточайшего танкового сражения и беспримерной стойкости советских солдат стала летом 1943 года «Огненная дуга», как прозвали пятисоткилометровую линию фронта с центром в районе Курска, изогнувшуюся гигантской дугой от Орла до Белгорода. В ходе кровопролитной 50-дневной битвы немецко-фашистские войска потеряли более полумиллиона солдат и офицеров и полторы тысячи танков, а главное — последнюю надежду на победу в войне. Битвой на курской «Огненной дуге» завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.
В фольклоре огонь со всей очевидностью предстает символом грозящей опасности. В известном изречение: «Пройти огни, воды и медные трубы» огонь, как аллегория наибольшей опасности, занимает первое место. Популярное английское выражение: «Таскать каштаны из огня» означает подвергаться риску ради чужих интересов, а емкая русская поговорка: «Угодить из огня да в полымя» подразумевает такую чрезвычайную ситуацию, когда человек, едва успевший избежать одной серьезной опасности, тут же попадает в еще более опасную переделку.

В современную эпоху наиболее глубоким символическим смыслом наполнены два вида огня: Вечный огонь, скорбная эмблема памяти о павших, а также аллегория духовного бессмертия, и Олимпийский огонь, освящающий преемственность спортивных традиций и идеалов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *