Оды что это такое

Ода – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово ода? Пытаешься разобраться, что такое ода? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «ода» в словарях русского языка

Ода это:

1.Один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою. отт. Отдельное произведение такого жанра.

2.Вокальное или симфоническое произведение торжественного характера, посвященное какому-либо значительному событию или подвигу.

( гр. ode)
1) в русской поэзии (с 17 в.) — стихотворение в честь какого-л, важного события, лица или на особо значительную тему, выдержанное в торжественном, возвышенном тоне;
2) муз. оркестрово-хоровое произведение торжественного характера, воспевающее какое-л. значительное событие или подвиг.

ж.
1) а) Один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-л. событию или герою. б) Отдельное произведение такого жанра.
2) Вокальное или симфоническое произведение торжественного характера, посвященное какому-л. значительному событию или подвигу.

жен. торжественое песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр.

1. в русской поэзии (с 17 в.) — стихотворение в честь какого-л, важного события, лица или на особо значительную тему, выдержанное в торжественном, возвышенном тоне;

2. муз. оркестрово-хоровое произведение торжественного характера, воспевающее какое-л. значительное событие или подвиг.

торжественное стихитворение, посвещенное какому-нибудь историческому событию или герою Хвалебная о. Оды Ломоносова.

ода ж.
1) а) Один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-л. событию или герою. б) Отдельное произведение такого жанра.
2) Вокальное или симфоническое произведение торжественного характера, посвященное какому-л. значительному событию или подвигу.

оды, ж. (греч. oda) (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преимущ. классического стиля, воспевающее какие-н. события исторического значения или героя и его деяния. Ложно-классическая ода 18 века. Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их. Пушкин.

— (от греч. oide — песня) — жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие. Например: М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года».

жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо событию или герою произведение такого жанра вокальное или симфоническое произведение торжественного характера, посвящённое значительному событию или подвигу

Источник

Что такое ода в литературе

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Об одах и дифирамбах (это что?) слышали даже те, кто далёк от художественной литературы.

Обычно эти слова воспринимаются как синоним торжественного послания, перенасыщенного комплиментами.

Оды что это такое. Смотреть фото Оды что это такое. Смотреть картинку Оды что это такое. Картинка про Оды что это такое. Фото Оды что это такое

Доля правды в такой трактовке есть. Но будем объективны: за древним жанром оды стоит богатая история. Предлагаем вместе познакомиться с ней!

Ода — это.

Ода — это распространённый в литературе классицизма (что это?) жанр лирики (что это такое?), стихотворение, в торжественном приподнятом стиле прославляющее величие некоего лица или события.

Есть несколько разновидностей жанра, которые различаются в зависимости от того, кому или чему посвящена ода, какие проблемы она затрагивает и к какой исторической эпохе относится. Так, выделяют следующие виды од:

С расцветом оды связывают поэтику классицизма. И в античном мире, и в Европе, и в России стало ясно, что такое явление, как ода, в литературе не смогло выйти за рамки социально-культурных задач конкретной эпохи.

Торжественная песнь, знаменующая детство мира с радостным приятием всего, что в нём есть, не могла звучать вечно и постепенно исчезла из литературного обихода.

Из истории жанра оды

Как и многие другие виды лирики, ода зародилась в Древней Греции. Изначально она исполнялась и воспринималась как песнь, то есть сопровождалась музыкальным аккомпанементом.

Само слово «ода» переводится с древнегреческого как «песнопение». В древности такие песни делились на «хвалебные», «плачевные», «любовные» и так далее.

Прародителем оды считается поэт Пиндар, живший в Афинах в 6-5 в. до н.э. Его песнопения были адресованы первым победителям Олимпийских игр. В те времена стать предметом поэтического посвящения было более чем почётно.

Поэты считались проводниками в бессмертие. Быть воспетыми самим Пиндаром и оставить свои имена на страницах истории – о такой награде простые смертные могли только мечтать.

В 1 веке до н.э. образцы жанра прочно закрепил в литературе римский поэт Гораций. Его оды посвящались монархам, имперским традициям, теме государственного величия, чем надолго скомпрометировали себя среди стихотворцев, тяготеющих к поэтике свободного высказывания.

Лишь в 16 столетии ода обрела второе рождение в европейской литературе.

Идея прославления государя оказалась близка политическим процессам, происходящим в большинстве средневековых стран. Знаменитым французским одописцем стал поэт Пьер Ронсар, сообщивший своим творениям почти музыкальную виртуозность и изящество.

В немецкой романтической литературе ода, наконец, приобрела надмирную оторванность от политики. Примером может служить «Ода к Радости» Ф.Шиллера.

Ода в России (Ломоносов, Пушкин)

В 18 веке ода пришлась весьма ко двору в России, так как в эту эпоху, благодаря реформам Петра Великого, страна обрела имперский статус и ощутила себя мощным самодостаточным государством.

Первые образцы жанра принадлежали перу В.К.Тредиаковского. Их заглавия симптоматичны: «Стихи похвальные России», «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу», «Оды духовные». Поэт воспевает величие родины, красоту природы и милость Творца, создавшего землю.

В одах Ломоносова («Утреннее Размышление о Божием Величестве», «Ода на день восшествия на престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», переложения псалмов) также звучат гражданские и религиозные мотивы.

Важной темой его стихотворений становится сила науки. Будучи учёным, Ломоносов не только писал оды, но ещё и изучал их природу, функции, назначение. В его знаменитой теории «трёх штилей» ода относится к высокому штилю.

Исследователь языка подчёркивает, что предметом её изображения должны быть явления возвышенные, великие, в оде нет места просторечиям и другим «подлым» словам низкого штиля.

Уникальные произведения, написанные в этом жанре, принадлежат перу Г.Р.Державина. Ода «Бог» — непревзойдённый для своего времени образец религиозно-философской лирики. Державин поддерживал традиции классицизма, его оды выверены с точки зрения стиля.

При этом поэт одновременно выступает реформатором жанра, разрушителем канона. В оде «Фелица», посвящённой государыне Екатерине Великой, традиционные одические похвалы в адрес царствующей особы сочетаются с простодушием и дружеской прямотой.

Стихотворец позволяет себе давать советы императрице. В стихотворении «Памятник» он позже выразит эту особенность своей лиры знаменитой строчкой «И истину царям с улыбкой говорил».

Совсем иначе «работает» жанр оды у А.С.Пушкина. В своей первой оде «Вольность» поэт бросает вызов абсолютной власти монарха. Это в корне противоречит традиции похвальных песен. Пушкин начинает творческий путь с протеста: разрушения старых форм и прославления новых ценностей.

В послепушкинскую эпоху, когда чопорные каноны (что это?) классицизма пали, к оде стало трудно относиться со всей серьёзностью. Появились пародийные произведения, где слово «ода» прочитывалось как завуалированная насмешка. Примером служит «Ода сплетникам» А.Вознесенского.

Заключение

Кажется, время писать оды прошло. Человечество отвыкло радоваться, удивляться и хвалить Создателя за каждую прожитую минуту. Оды выглядят сегодня наивными и затянутыми.

Но есть в них особая прелесть жизнеутверждения, прочность и основательность, которой нам так не хватает сегодня! Захотите поностальгировать — читайте оды.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Нередко оды прославляют людей, которые совершенно этого не заслуживают. Это приводит к ложному восприятию некоторых исторических персонажей. Потому, раньше этот жанр часто использовался для популяризации состоятельных личностей.

Ода — это красивое и вдохновляющее произведение, жаль что сейчас мало событий, которые бы заслуживали такого возвеличивания.

Источник

Оды что это такое

О́да — поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.

Содержание

Античность

Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода — хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний:

Пусть Геродот теперь
Вознесён будет ввысь
На дивных крыльях
Муз Пиерид сладкогласных!
Пусть с пифийских он игр,
С олимпийских Алфея брегов
Честь принесёт семивратным Фивам!

В римской литературе наиболее известны оды Горация, который использовал размеры эолийской лирической поэзии, в первую очередь алкееву строфу, адаптировав их к латинскому языку. Сборник этих произведений на латыни именуется Carmina — «песни» (одами их стали называть уже впоследствии).

Вещий внук Атланта, Меркурий! Мудро
Ты смягчил людей первобытных нравы
Тем, что дал им речь и благой обычай
Ввёл состязаний.

Вестник всех богов, я тебя прославлю
Песней. Ты творец криворогой лиры,
Мастер в шутку все своровать и спрятать,
Что бы ни вздумал.

Ты малюткой раз Аполлона стадо
Ловко скрыл, угнав. «Не отдашь коль…» — грозно
Тот стращал, — и вдруг рассмеялся: видит —
Нет и колчана.

Ты Приама вёл незаметно ночью:
Выкуп ценный нёс он за тело сына,
В вражий стан идя меж огней дозорных
Мимо Атридов.

В край блаженный ты беспорочных души
Вводишь; ты жезлом золотым смиряешь
Сонм бесплотный — мил и богам небесным,
Мил и подземным.

Средние века и Новое время

Со времени Возрождения и в эпоху барокко (XVI—XVII века) одами стали называть лирические произведения в патетически высоком стиле, ориентирующиеся на античные образцы. В классицизме ода стала каноническим жанром высокой лирики.

Знаменитые оды этого периода:

Примечания

Ссылки

Оды что это такое. Смотреть фото Оды что это такое. Смотреть картинку Оды что это такое. Картинка про Оды что это такое. Фото Оды что это такое

Полезное

Смотреть что такое «Ода» в других словарях:

ода — ода, ы … Русский орфографический словарь

Ода — АНТИЧНАЯ ОДА. В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим… … Литературная энциклопедия

ОДА — (греч. ode пение). У греков лирическое стихотворение, приспособленное к пению. В эпоху псевдо классического направления, стихотворение, написанное высокопарным слогом и изображающее высокие чувства и возвышенные мысли. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Ода — ОДА (от греч. ωδη=песня) лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением… … Словарь литературных терминов

ОДА — обмен данными между администрациями Источник: http://eulaw.edu.ru/documents/review/obz18 021217.htm ОДА опорно двигательный аппарат ОДА оборудование для автосервиса в названии компании ОДА Сервис http://odacom.ru/ … Словарь сокращений и аббревиатур

ода — См. песнь, хвала петь оды в чью л. честь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ода песнь, хвала; песня, славословие, похвала, панегирик, стихотворение Словарь русских… … Словарь синонимов

ода — ы, ж. ode f. <лат. ode <гр. 1. Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого л. значительного события или лица. МАС 2. Ода это средний род между гимном или дифирамбом и песнею, тоже мало свойствен нашему времени. Белинский… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Ода — (от греч. wdh, сокращение от aoidh, песнь) принадлежит к родутак наз. хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирикаэтого рода исполнялась танцующим хором, под аккомпанемент флейт и лир,на общественных празднествах,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ОДА — (от греч. ode песня) жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16 18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также… … Большой Энциклопедический словарь

ОДА — ОДА, оды, жен. (греч. oda) (лит.) Торжественное лирическое стихотворение, преим. классического стиля, воспевающее какие нибудь события исторического значения или героя и его деяния. Ложно классическая ода 18 века. «Владимир и писал бы оды, да… … Толковый словарь Ушакова

Ода — (ж) от дороги Египетские имена. Словарь значений.. Ода Свобода Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Источник

Размеры и мэтры. Ода

Доброго времени суток всем обитателям и читателям Ковчега!

На этот вопрос один мой знакомый дал абсолютно исчерпывающий ответ: «ода? ну, конечно, знаю, теперь их не пишут». А что, правильный, в принципе, ответ.

Отвлекаясь первоначально от формы, хотелось бы обратиться к сути, которая, как раз, делает оду менее архаичной — это поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью. Что ж, в таком контексте мы вполне можем справиться с таким жанром.

Памятник я воздвиг меди нетленнее;
Царственных пирамид выше строения,
Что ни едкость дождя, ни Аквилон пустой
Не разрушат вовек и ни бесчисленных

Ряд идущих годов, или бег времени.
Нет, не весь я умру; большая часть меня
Либитины уйдет, и я посмертною
Славою снова взрасту, сколь в Капитолии

Жрец верховный идет с девой безмолвною.
Буду назван, где мчит Ауфид неистовый
И где бедный водой Давн над пастушеским
Племенем был царем: из ничего могущ

Первый я преклонил песни эольские
К италийским ладам. Гордость заслуженно,
Мельпомена, прими и мне дельфийскими
Благостно увенчай голову лаврами.

Знакомое что-то, правда? Позже эту оду переводили неоднократно, нам эта тема знакома со школьных лет в интерпретации Пушкина.

Средние века совершенно не знали жанра оды как такового. Он возник в европейских лиературах в эпоху Возрождения, в XVI в. Во Франции основоположником оды явился поэт Ронсар, которому и принадлежит введение самого термина. В пяти книгах своих од Ронсар дал образцы различных видов одической поэзии древности (пиндаровская, горацианская и анакреонтическая оды). В одах Пиндара, предназначавшихся им для пения, он сохранил их тройное членение (строфа, антистрофа, эпод), что вместе с «ученым», изобилующим античными словами словарем дало впоследствии повод и возможность «классикам», (Буало и др.) упрекать его в избыточном «пиндаризировании». Ну, мы-то с вами в своих экспромтах пиндаризировать не будем, правда?

В классицизме ода стала каноническим жанром высокой лирики. Ода была регламентирована целым рядом обязательных правил, начиная с требования «чистоты» языка. В строфической структуре оды допускалось известное разнообразие, однако в основу должна была быть положена определенная строфическая единица, которую надлежало обязательно выдерживать на всем протяжении произведения. Теория оды была канонизирована Буало в его теоретических трактатах «Искусство поэзии» (L’art po;tique) и «Рассуждения об оде» (Discours sur l’ode). Одним из основных положений теории оды Буало было требование так называемого «лирического беспорядка», который заключался в отсутствии прямой логической последовательности в развертывании темы. Резкой сменой величественных картин, хаотическим нагромождением образов, один грандиознее другого, обуянный «демоном вдохновения», воспаряющий «до облаков», поэт легче всего осуществляет основную задачу оды — сообщить предельную эмоциональную зарядку, потрясти удивлением, ужасом и восторгом сердца слушателей. Однако Буало тут же дополнял это требование лирического беспорядка характерным для рационалистической поэтики классицизма ограничением: он считает обязательным наличие в этом кажущемся беспорядке вышедшего в порыве вдохновения «из самого себя» ума строгой внутренней упорядоченности. Теория Буало стала кодексом классической оды вообще.

Что же с русской одой? Элементы торжественной и религиозной О. имеются уже в литературе юго-западной и Московской Руси конца XVI—XVII вв. (панегирики и вирши в честь знатных лиц, «привества» Симеона Полоцкого и др.). Первые попытки внесения в русскую поэзию жанра классической оды принадлежат Кантемиру, однако самый термин впервые введен Тредьяковским в его «Оде торжественной о сдаче города Гданска». В дальнейшем Тредьяковский слагал ряд «од похвальных и божественных» и, следуя Буало, дал такое определение новому жанру: ода «есть высокий пиитический род. состоит из строф и самую высокую благородную, иногда же и нежную материю воспевает».
Подлинным основоположником русской оды, утвердившим ее в качестве основного лирического жанра феодально-дворянской литературы XVIII века, был Ломоносов. Назначение од Ломоносова — служить всяческому превознесению феодально-дворянской монархии XVIII в. в лице ее вождей и героев. В силу этого основным видом, культивируемым Ломоносовым, была торжественная пиндарическая ода; все элементы ее стиля должны служить выявлению основного чувства — восторженного удивления, смешанного с благоговейным ужасом перед величием и мощью государственной власти и ее носителей. Это определяло собой не только «высокий» — «славянороссийский» — язык оды, но даже ее метр — по Ломоносову, 4-стопный ямб без пиррихиев (ставший наиболее каноническим), ибо чистые «ямбические стихи поднимаются вверх материи, благородство, великолепие и высоту умножают».Приведу в качестве примера отрывок из Оды НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

С конца XVIII века жанр оды начал терять свою гегемонию, уступая место новоскладывающимся стиховым жанрам эллегии и баллады. Некоторое время жанр еще существовал. Одами начиналась деятельность Жуковского, Тютчева; оды находим в творчестве молодого Пушкина. Последняя попытка возродить жанр «высокой» оды исходила из группы так называемых «младших архаистов», к которым, например, относился Кюхельбекер. Своебразное место занимает лирика Некрасова, часто сочетавшая оду с сатирой и построенная на минорных аккордах, вызванных острыми социальными вопросами 19 века.

Когда б я уголь взял для высшей похвалы —
Для радости рисунка непреложной,—
Я б воздух расчертил на хитрые углы
И осторожно и тревожно.
Чтоб настоящее в чертах отозвалось,
В искусстве с дерзостью гранича,
Я б рассказал о том, кто сдвинул мира ось,
Ста сорока народов чтя обычай.
Я б поднял брови малый уголок
И поднял вновь и разрешил иначе:
Знать, Прометей раздул свой уголек,—
Гляди, Эсхил, как я, рисуя, плачу!

Я б несколько гремучих линий взял,
Все моложавое его тысячелетье,
И мужество улыбкою связал
И развязал в ненапряженном свете,
И в дружбе мудрых глаз найду для близнеца,
Какого не скажу, то выраженье, близясь
К которому, к нему,— вдруг узнаешь отца
И задыхаешься, почуяв мира близость.
И я хочу благодарить холмы,
Что эту кость и эту кисть развили:
Он родился в горах и горечь знал тюрьмы.
Хочу назвать его — не Сталин,— Джугашвили!

***
Предлагая вам Оду для размышления, я рассчитываю, прежде всего, на полемику об актуальности жанра в наши дни. Некоторые приметы времени, требующие коллективного воодушевления и новой соборности, кажутся мне подходящими для реанимации жанра. В полемике могут принять участие все желающие – участники, и зрители, ну и конечно судьи конкурса(те, кто уже определился в данном качестве).

Источник

Что такое ода?

Оды что это такое. Смотреть фото Оды что это такое. Смотреть картинку Оды что это такое. Картинка про Оды что это такое. Фото Оды что это такое

Ода – это лирический жанр литературы, торжественная песнь, воспевающая, восхваляющая того, к кому она обращена. Возникновение жанра оды связывают с творчеством древнегреческого поэта Пиндара, жившего в 6-5 веках до нашей эры. Считается, что Пиндар стал первым создателем оды. Это были стихотворения, в которых поэт прославлял победителей Олимпийских игр. Основным признаком жанра оды является возвеличивание человека или события.

Возникновение жанра

Становление оды как литературного жанра состоялось в творчестве Горация – поэта, жившего в 1 веке до нашей эры. Ода стала обращаться к людям, обладающим властью, значительным и важным. После жанр оды затухает, и его второе рождение произойдет только в 16 веке, когда в Европе начинают формироваться первые абсолютные монархии. Ода постепенно становится государственным жанром, который направлен на прославление и возвеличивание монарха, правителя, государя. Особое изящество и силу ода приобретает в творчестве французского поэта 16 века Ронсара.

Жанровыми признаками оды являются возвышенная лексика, недопущение просторечий, территориально специфических слов, новых словечек. Это тексты высокого стиля, насыщенные мифологическими образами.

Ода в России

В России оды впервые начал писать В.К. Тредиаковский. Известны его духовные оды, «Ода о непостоянстве мира» (1730), «Ода торжественная о сдаче города Гданска» (1734) и многие другие. После оды писал М.В. Ломоносов. Самая известная его ода «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны».

В 19 веке жанр оды постепенно угас. В 20 веке оды практически никто не пишет. Одно из наиболее известных произведений этого жанра «Ода революции» В. Маяковского.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *