Одс лифтов что это
ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ
Для лифтов с автоматическим открыванием и закрыванием дверей между кабинами лифтов и диспетчерским пунктом устанавливается двухсторонняя громкоговорящая связь.
Для лифтов с ручным или полуавтоматическим закрыванием и открыванием дверей па диспетчерский пульт поступает следующая информация с выдачей одного (для всех видов информации с лифта) общего аварийного сигнала:
пассажир находится в лифте при закрытых дверях в неподвижной кабине;
дверь шахты открыта (пассажира в кабине нет).
Сигнал «пассажир в лифте» при закрытых дверях в неподвижно»‘ кабине или «дверь шахты открыта без пассажира» поступает на диспетчерский пульт с выдержкой времени 2—3 мин.
С каждой кабиной лифта обеспечивается двухсторонняя громкоговорящая связь.
Газовые котельные (отдельно стоящие). Общий аварийный сигнал о нарушении работы газовой котельной. Дистанционное измерение температуры теплоносителя в общей прямой и обрат ной линиях. Контроль понижения и превышения давления в общей обратной линии.
Двухсторонняя громкоговорящая связь с котельной. Встроенные газовые и угольные котельные. Дистанционное измерение температуры теплоносителя в об щей прямой и обратной линиях. Контроль понижения и превышена давления в общей обратной линии. Двухсторонняя громкоговорящая связь из котельной.
Системы центрального отопления. Дистанционное измерение температуры теплоносителя: в общей прямой
подающей линии в ЦТП; в общей обратной линии в ЦТП. Контроль понижения и превышения давления: в общей прямой линии в ЦТП; в общей обратной линии в ЦТП; в обратной линии до элеватора. Автоматическое включение, выключение и переключение по заданному режиму работы насосов ЦТП с подачей сигнала на диспетчерский пульт.
Световая и звуковая сигнализация на пульте об аварийном состоянии насосов ЦТП. Двухсторонняя громкоговорящая связь из ЦТП.
Горячее водоснабжение. Дистанционное измерение температуры воды на общей подающей линии ЦТП при выходе с бойлера. Автоматическое включение и выключение насосов с подачей сигналов на диспетчерский пульт.
Холодное водоснабжение. Световая и звуковая сигнализации о повышении и понижении давления в напорной линии. Автоматическое включение, выключение и переключение по заданному режиму работы насосов с подачей сигнала на диспетчерский пульт.
Загазованность подвалов и коллекторов (сцепок). Световая и звуковая сигнализации о появлении газа в подвалах и коллекторах. Системы дымоудаления в зданиях (оборудованных системами дымоудаления). Световая и звуковая сигнализации от системы дымоудаления.
Затапливаемость подвалов и коллекторов. Световая и звуковая сигнализации о затоплении подвалов.
Электроосвещение лестничных клеток и входов в подвалы.
Дистанционное включение освещения. Световая и звуковая сигнализации об отсутствии напряжения в электрощитовых.
Контроль за открыванием входных дверей. Сигнализация об открытии входных дверей: подвалов, чердаков, коллекторов, машинных и блочных помещений лифтов, электрощитовых, помещений с инженерными сооружениями (ЦТП и др.).
Система диспетчеризации,
диспетчеризация лифтов (ОДС)
Диспетчеризация зданий (ОДС) в автоматизированном режиме позволяет:
Проектирование систем диспетчеризации основывается на ВСН 60-89. Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий. Нормы проектирования.
Объем диспетчерского контроля и управления инженерным оборудованием (диспетчеризация) здания обеспечивается в соответствии с СП 31-110-2003, раздел 17.
В соответствии с техническими условиями эксплуатирующих организаций (МГУП «МОСЛИФТ» или ОАО «МОСОТИС») и др. наша компания разрабатывает проект диспетчеризации здания. При необходимости мы выполняем техническое обследование с выездом на место.
Проектирование осуществляется на базе оборудования АСУД-248, разработанного специально для диспетчеризации лифтов и инженерного оборудования зданий и сооружений, управления оборудованием, а также организации учёта ресурсов (АСКУЭ). Выбор оборудования для системы обусловлен тем, что в Москве практически 70% систем диспетчеризации построено на базе АСУД-248. Оборудование и программное обеспечение системы АСУД-248, сертифицировано и удовлетворяет требованиям действующих нормативных документов.
В процессе проектирования проводятся все необходимые для сдачи проекта согласования.
В типичной конфигурации, в диспетчерской устанавливается персональный компьютер со специализированным программным обеспечением. К нему подключается пульт АСУД-248. К пульту, посредством двухпроводных линий связи, любой конфигурации, подключаются концентраторы, установленные на объектах. Возможно использование существующих линий связи. Для передачи информации могут быть также использованы участки компьютерной сети или радиоканалы.
Большинство задач по диспетчеризации лифтов и зданий выполняет концентратор универсальный (КУН). С его помощью возможен прием данных от дискретных датчиков, организация переговорной связи и управление освещением и другим оборудованием (в комплексе с концентратором управляющим (КУП). В случае необходимости подключения большого числа дискретных датчиков (например при большом числе Охраняемых объектов), без переговорной связи, используется концентратор дискретных датчиков (КДД). Для получения информации о температуре и давлении на тепловом пункте используется концентратор теплового пункта (КТП).
В качестве среды передачи для системы диспетчеризации может быть использована компьютерная сеть. В этом случае используется КИО в комбинации с обычными концентраторами или КУН-IP.
Система АСУД-248 также реализует функции работы с заявками жильцов и другой информацией о работе ЖКХ. Работа с системой предельно эргономична и не нагружает диспетчера.
В рамках комплексного подхода к диспетчеризации, возможна также организация функций АСКУЭ и учета воды, тепла и других ресурсов.
Типовые схемы системы АСУД-248:
Схема диспетчеризации лифтов и зданий с использованием проводной линии связи.
Схема диспетчеризации лифтов и зданий с использованием участка компьютерной сети.
Схемы взяты с http://www.tekon.ru/solutions/typical © 2007-2009 «Текон-Автоматика»
Мы предоставляем следующие виды услуг по диспетчеризации:
«Диспетчеризация лифта»
Диспетчерский контроль за работой лифта
История диспетчерского контроля
Одно из первых упоминаний о диспетчерском контроле за работой лифтов в России относится к 1940 году. Мастер подъёмных сооружений Г.И. Строганов в Москве впервые применил автоматическую сигнализацию, что привело к надежной круглосуточной работе лифтов, а также снизило затраты на эксплуатацию за счет сокращения лифтеров [1].
В послевоенной Москве специалисты треста «Лифтремонт» предложили оборудовать лифты трехсигнальной диспетчерской системой собственной разработки, которая могла контролировать работу группы из 30-40 лифтов. Установка системы также позволяла сократить количество лифтеров, контролировавших работу лифта и сопровождавших пассажиров, которые находились на площадках первых этажей у каждого лифта. Это позволило высвободить около 12 тысяч лифтёров. С 1955 по 1959 г. к таким диспетчерским системам были подключены все лифты в жилых домах. К концу 1960-х гг. количество лифтов в Москве приблизилось к 50 тысячам, и контролировать их работу с помощью старых диспетчерских систем стало затруднительно [2].
В 1969 г. для обслуживания жилых домов в г. Тушино, была внедрена новая диспетчерская система «ОДС-320» [2].
Основной задачей ОДС являлось дистанционное управление и наблюдение за инженерным оборудованием жилого дома. Диспетчерская система включала в себя контроль за работой следующего оборудования: лифтов, котельных, систем центрального отопления, систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения, систем дымоудаления, электрощитовых [3].
Практика эксплуатации первых ОДС показала резкое сокращение простоев лифтов, уменьшение времени устранения неисправностей инженерных сетей жилых зданий, поэтому Правительство г. Москвы приняло решение о массовом внедрении ОДС в жилищно-коммунальные службы города. Возможность обеспечения с помощью ОДС контроля за состоянием дверей кабины и шахты, а также контроля за состоянием линий связи позволило Мослифту высвободить около 1100 человек обслуживающего персонала [2].
С 1970 г. в Москве, Киеве и других городах ОДС получили широкое распространение [3].
Лифты стали осматривать дежурные электромеханики, которые входили в состав бригады по техническому надзору за лифтами. Дежурство электромехаников осуществлялось посменно круглосуточно и за ними закреплялись определенные лифты [3].
Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ 1971 г.), утвержденные 26 января 1971 г. Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете министров СССР, содержали подпункт 5.1.39 следующего содержания:
«При безлифтерном пользовании лифтами в жилых и административных зданиях для контроля за работой группы лифтов может быть организован диспетчерский пункт.
Диспетчерский контроль должен удовлетворять следующим требованиям:
а) для лифтов с автоматическим открыванием и закрыванием дверей между диспетчерским пунктом и кабинами лифтов должна быть установлена двухсторонняя переговорная связь;
б) для лифтов с ручным или полуавтоматическим закрыванием и открыванием дверей помимо переговорной связи должна быть предусмотрена на диспетчерском пункте сигнализации о закрытии всех дверей шахты и о наличии пассажира в кабине;
в) допускается при необходимости устанавливать на диспетчерском пункте устройство для дистанционного отключения и включения лифтов.
Необходимость такого устройства определяется организацией, разработавшей конструкцию лифта.
Необходимость оборудования лифтов диспетчерским пунктом определяется эксплуатирующей организацией.» [4].
Таким образом, ПУБЭЛ 1971 г. предусматривалась возможность безлифтерного пользования лифтами, при условии наличия диспетчерского контроля и предъявлялись технические требования к устройству диспетчерского контроля.
В конце 80-х годов, был зафиксирован высокий рост детского травматизма, связанный с проникновением подростков в шахту с целью прокатиться на крыше кабины лифта. Для исключения подобных случаев в начале 90-х были разработаны устройства безопасности и системы диспетчеризации, позволяющие остановить работу лифта с автоматическим приводом дверей, в случае проникновении в шахту посторонних лиц. Восстановление нормальной работы лифта осуществлялось обслуживающим персоналом только на лифте, после осмотра шахты, чтобы удостоверится в отсутствии посторонних лиц. После оснащения лифтов такими устройствами случаи травмирования посторонних лиц практически исчезли. Помимо этого устройства безопасности исключали возможность движения лифта с открытыми дверями шахты и кабины из-за установки обслуживающим персоналом токопроводящих перемычек на рабочих контактах дверей кабины и шахты.
По данным Информационного бюллетеня Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1999 г. число погибших при эксплуатации лифтов доходило до 25–30 случаев в год. Несмотря на значительное увеличение числа эксплуатируемых лифтов, уровень травматизма заметно снизился и составил в 2011 г. 4 несчастных случая со смертельным исходом. Следует отметить, что в 2011 г. три из четырех несчастных случаев произошли из-за неквалифицированных действий персонала, обслуживающего лифты. Также значительно снизился травматизм, связанный с умышленным проникновением подростков в лифтовые шахты с целью покататься на крыше кабины. В 1987–1992 гг. он достигал 65 несчастных случаев в год. В 2011 г. случаев травмирования подростков не зарегистрировано [5].
В ПБ 10-06-92 (ПУБЭЛ 1992 г.) и ПБ 10-558-03 (ПУБЭЛ 2003 г.), которые пришли на смену ПУБЭЛ 1971 г., также содержались требования к диспетчерскому контролю. В ПУБЭЛ 1992 г. это был раздел 13 с названием «Диспетчеризация», а в ПУБЭЛ 2003 г. раздел 13 изменил наименование на «Диспетчерский контроль за работой лифта». В целом, требования разделов ПУБЭЛ 2003 г. в части диспетчеризации лифтов повторяли требования ПУБЭЛ 1992 г.
Новыми в ПУБЭЛ 2003 г. были требования о необходимости осуществления энергоснабжения оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов независимо от энергоснабжения лифта, а также необходимости обеспечения функционирования двусторонней связи между кабиной и диспетчерским пунктом не менее 1 часа при прекращении энергоснабжения оборудования диспетчерского контроля.
В отличие от ПУБЭЛ 1992 г. ПУБЭЛ 2003 г. не требовал обеспечения:
— световой сигнализации о наличии в кабине пассажира для пассажирских лифтов с ручным закрыванием дверей кабины;
— световой или звуковой сигнализации о нажатии кнопки «Стоп» в кабине пассажирского лифта жилого здания;
— световую сигнализацию об отпирании двери перегородки кабины лифтов, оборудованных такой дверью. [6], [7].
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 14 января 2013 г. №5 «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03 признаны не подлежащими применению с 15 февраля 2013 г.
Современный диспетчерский контроль за работой лифта
Будущее развитие диспетчерского контроля за работой лифта
Лифты широко используются в повседневной жизни людей и потребительский спрос на удобство использования лифтового оборудования растет. Однако на лифтах по-прежнему возникают нештатные ситуации и инциденты. Для поддержания высоких показателей безопасности и качества работы лифтов в период эксплуатации возникает потребность в новых решениях, позволяющих выполнять более глубокий анализ работы лифта, ускорить реагирование на возникновения нештатных ситуаций на лифтах, а в некоторых случаях даже предотвратить их.
Интернет вещей – это многоуровневая система, как правило, состоящая из датчиков и контроллеров, установленных на оборудовании, средств передачи полученных данных, средств хранения данных, мощных инструментов обработки больших массивов данных и их интерпретации и визуализации, а также другие составляющие.
Создание и ведение базы данных о работе лифта позволяет выполнить машинную обработку и анализ информации, с целью обеспечения оперативного контроля за отклонением от стандартной поведенческой модели каждого лифта и своевременного реагирования на возникновение нештатной ситуации, а также контроль за необходимостью выполнения технического обслуживания лифта.
Использование технологий Интернета вещей позволит перейти на принципиально новый, предиктивный вид обслуживания лифта. Предиктивное обслуживание, в отличие от используемого сейчас превентивного (основанного на системе планово-предупредительных ремонтов), предусматривает обслуживание оборудования, основанное на диагностике и контроле его состояния. Предиктивное обслуживание позволяет производить работы не по заранее составленному плану, а при возникновении фактической необходимости. Благодаря этому, с одной стороны, не тратятся ресурсы на плановое обслуживание оборудования, которое способно проработать еще достаточное количество времени, а, с другой стороны, снижается вероятность простоя, вызванного неожиданным выходом оборудования из строя.
Положительный результат предиктивного обслуживания достигается за счет сбора и анализа данных о техническом состоянии оборудования, раннего обнаружения неисправностей, прогнозирования наступления отказа оборудования, планирования его обслуживания в зависимости от реального технического состояния лифта, оптимизации расходования средств, выделяемых на техническое обслуживание.
Объединённые диспетчерские системы, часть 1
Немного истории
Сегодня лишь московские старожилы помнят, как у каждого лифта на площадке первого этажа сидел лифтёр, который контролировал работу лифта или сопровождал пассажиров. Однако в послевоенной Москве рабочих рук не хватало, и специалисты треста «Лифтремонт» предложили оборудовать лифты разработанной ими трехсигнальной диспетчерской системой, которая могла контролировать работу группы из 30-40 лифтов.
За пять лет с 1955 по 1959 г. к этим диспетчерским системам были подключены все лифты в жилых домах, что высвободило около 12 тысяч лифтёров. К концу 1960 х гг. количество лифтов в Москве приблизилось к 50 тысячам, и контролировать их работу с помощью старых диспетчерских систем стало сложно.
Новое время требовало новых решений. Таким решением стала объединённая диспетчерская система (ОДС), разработанная творческим коллективом в составе специалистов института ЦНИИП инженерного оборудования, треста «Лифтремонт», а также Главмосжилуправления во главе с начальником Главмосжилуправления Порываем Г.А. и при активном непосредственном участии начальника отдела автоматики и новой техники технического управления ГМЖУ Стражникова А.М.
Новая диспетчерская система контролировала не только работу лифтов, но и другого инженерного оборудования жилых зданий, а также закрытие дверей чердаков, подвалов, машинных помещений лифтов. При каждой ОДС была специально оборудованные помещения для обслуживающего персонала, в том числе мастерская электромехаников.
Практика эксплуатации первых ОДС показала, что резко сократились простои лифтов при непредвиденных сбоях в их работе, значительно повысилась оперативность в устранении неисправностей инженерных сетей жилых зданий, повысилась трудовая и производственная дисциплина персонала.
Правительство Москвы приняло постановление о массовом внедрении ОДС в жилищно-коммунальное хозяйство города.
Эта ответственная работа была поручена тресту «Лифтремонт». За несколько лет практически все жилые дома сложившегося муниципального фонда г. Москвы были подключены к ОДС, а в районах новостроек ОДС монтировали строители.
Всего в городе было смонтировано 1050 объединённых диспетчерских систем. Внедрение автоматического контроля технического состояния дверей шахты и кабины, а также системы диагностирования линий связи ОДС позволило Мослифту высвободить около 1100 человек обслуживающего персонала.
Одс лифтов что это
Лифтовая диспетчеризация
Диспетчеризация лифтового оборудования обеспечивает постоянный дистанционный контроль его состояния (работа, авария, расположение), анализ траффика и энергопотребления, облегчает техобслуживание, позволяет предотвращать аварийные ситуации, предоставляет оператору (при наличии прав) возможность удаленного ручного управления лифтовым оборудованием. Современное программное обеспечение позволяет в автоматизированном режиме проводить анализ параметров оборудования и при их отклонении выводить данные на мониторы, это позволяет диспетчеру сконцентрироваться на управлении процессами, а не на мониторинге.
Система диспетчеризации одно из необходимых условий, которое обеспечивает безопасную эксплуатацию лифтов, поскольку позволяет повысить оперативность и качество их технического обслуживания.
Структура диспетчеризации лифтов
Оборудование диспетчеризации включает только устройства, обеспечивающие диспетчера необходимой информацией, связью и возможностями управления. Оборудование автоматизации оборудования, например, контроллеры освещения или щиты управления лифтами, только передают данные диспетчеру, но не являются оборудованием диспетчеризации.
Система лифтовой диспетчеризации включает в себя:
Автоматизированное место диспетчера
Основная часть системы – АРМ (автоматизированное место диспетчера), устройство рабочего места в наибольшей степени влияет на эффективность его работы. АРМ состоит из персонального компьютера, иногда вместо мониторов используют видеостену, аппаратов связи, панелей сигнализации. Современное программное обеспечение диспетчеризации позволяет выводить на мониторы диспетчера информацию со всех (или большинства) инженерных систем здания.
Устройства сбора информации
Устройства, собирающие информацию с объекта для непосредственной отправки ее на пульт – это концентраторы с входными контактами для различных типов сигналов (аналоговых, цифровых или пороговых). Такие концетраторы могут оснащаться выходами для подключения мониторов, а если они устанавливаются в отдельных щитах диспетчеризации, то возможен вывод текущих данных и ручное управление системой через сенсорную панель, установленную в дверцу шкафа, или через кнопки управления.
Устройства передачи информации
Устройства передачи информации – модемы, радиопередатчики, сетевые интерфейсы и т.п. Они могут быть установлены в одном корпусе с концентратором либо быть отдельным устройством.
Устройства двухсторонней связи
Устройства двухсторонней связи с диспетчером. Могут быть в виде телефонных трубок связи интерком, либо как вызывные панели громкоговорящей связи (переговорные устройства в лифтовых кабинах).
Нормативная база для систем диспетчерского контроля
Автоматизированная система управления и диспетчеризации инженерного оборудования должна обеспечивать централизованный мониторинг оборудования инженерных систем и систем безопасности зданий, диспетчеризацию и управление инженерными системами.
Нормативные документы, включающие требования к системам диспетчеризации зданий
Нормативная база является основой на всех этапах жизненного цикла систем диспетчерского контроля: во время разработки и производства оборудования, при проектировании, монтаже, пусконаладке, эксплуатации и техническом обслуживании. Вопросы нормативной базы по эксплуатации и техническому обслуживанию выходят за рамки данной статьи, рассмотрим лишь требования к проектной документации и оборудованию систем диспетчеризации.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190 ФЗ проектная документация большинства объектов подлежит государственной или негосударственной экспертизе. Предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов.
Единого документа, включающего все требования к системам диспетчеризации, нет. Они разбросаны по ряду нормативных документов, которые мы и рассмотрим.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184 ФЗ: «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (384 ФЗ)».
Помимо данного технического регламента (ТР), требования к системам диспетчеризации оказались разнесены еще по двум нормативным документам: «ТР о безопасности лифтов» и «ТР о безопасности машин и механизмов».
Начнем с «ТР о безопасности зданий и сооружений». В нем самом требований к системам диспетчеризации не представлено, они конкретизированы в ряде сводов правил (СП), входящих в перечень документов, прилагающихся к данному регламенту.
Требования к системам диспетчеризации
Общие требования представлены в СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений». Система диспетчеризации в этом документе носит полное название «автоматизированная система диспетчеризации и управления инженерным оборудованием (АСУД)».
АСУД должны оснащаться все группы функциональных объектов. АСУД должна обеспечивать централизованный мониторинг, диспетчеризацию и управление оборудованием инженерных систем комфорта среды обитания и безопасности эксплуатации зданий, включая эксплуатацию лифтов.
Объем диспетчеризации зависит от оснащения объектов инженерными системами. Согласно СП 134.13330.2012, с АСУД может интегрироваться ряд других систем электросвязи зданий и сооружений, в том числе:
Требования по диспетчеризации данных систем конкретизированы в других документах. Так, в СП 134.13330.2012 сформулированы требования к техническим помещениям для размещения оборудования электросвязи, в частности:
«В каждом пожарном отсеке рядом со слаботочным стояком (или вблизи от него) должны быть расположены специальные помещения для размещения оборудования систем электросвязи здания. Помещения должны быть глухими (без окон) и располагаться, как правило, на первом этаже здания с возможностью его посещения в любое время суток. Допускается размещение оборудования систем электросвязи в электрощитовой, при этом все шкафы и оборудование должны иметь степень защиты не ниже IР31 в соответствии с ГОСТ 14254.
В технически обоснованных случаях допускается проектировать помещения для размещения оборудования систем электросвязи и на других этажах, чердаках и в техническом подполье».
Также в данном СП приведены требования к прокладке сетей систем электросвязи, в том числе:
Еще один свод правил из перечня документов к «ТР о безопасности зданий и сооружений» – СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей» – предписывает на автостоянках закрытого типа устанавливать приборы для измерения концентрации СО и соответствующую сигнализацию в помещении, где круглосуточно дежурит персонал. Логично, что для выполнения данного требования предусмотрена интеграция оборудования с системами диспетчеризации.
Имеются нормативные документы, не вошедшие в перечень к «Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений», но представляющие интерес с точки зрения систем диспетчеризации. Один из них – СП 256.1325800.2016 (актуализированная редакция СП 31-110-2003) «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». В преамбуле этого СП говорится: «В своде правил рассмотрены вопросы, связанные с проектированием: искусственного освещения, электроснабжения, схем электрических сетей, распределительных и групповых сетей, защиты внутренних электрических сетей напряжением до 1000 В, электрического отопления и горячего водоснабжения». Большая часть СП этим вопросам и посвящена. Однако в последнем, 18 м, пункте, обозначенном как «Основные технические требования к автоматизированным системам учета, контроля и управления», приведены общие положения, регламентирующие проектирование и размещение автоматизированных систем учета, контроля и управления. Помимо этого, в СП формулируются необоснованные требования к структуре АСУД, ее программному обеспечению, а также неоднозначные требования к каналам связи. Очевидно, в связи с этим в актуализированной редакции СП диспетчеризация лифтов выведена из-под некорректных требований к АСУД в отдельную систему диспетчерского контроля лифтов (СДК).
СП 256.1325800.2016 не входит в перечни к техническим регламентам. Следует понимать, что в соответствии с Федеральным законом о техническом регулировании не включенные в технические регламенты требования к продукции не могут носить обязательный характер. Тем не менее, требования к размещению и монтажу оборудования, приведенные в данном СП, представляются вполне разумными и могут быть использованы в работе. В приложении к данному СП имеется таблица с объектами и объемами оснащения АСУД жилых и общественных зданий за исключением диспетчеризации лифтов.
Есть еще один документ, касающийся диспетчеризации, это ВСН 60-89 «Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий». Несмотря на то, что документ вступил в действие в 1990 году и содержит некоторые анахронизмы (ссылки на исполком Советов народных депутатов), он является наименее противоречивым и самым полным с точки зрения объектов и объемов диспетчеризации. Эти данные приведены в приложении 2 к ВСН. Необходимо учитывать, что требования к диспетчеризации лифтов, приведенные в данном документе, являются устаревшими, и в этой части нужно использовать другие нормативные документы.
Следующий свод правил, входящий в перечень к регламенту и касающийся систем диспетчеризации, это СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В данном СП установлено, что замкнутые пространства зданий, где инвалид, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, а также лифтовые холлы и зоны безопасности должны быть оборудованы системой двусторонней связи с диспетчером или дежурным. Система двусторонней связи должна быть снабжена звуковыми и визуальными аварийными сигнальными устройствами.
Кроме того, в СП 59.13330.2012 прописаны требования по диспетчеризации платформ для инвалидов. Данные требования конкретизированы в ГОСТ Р 55641-2013 «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Диспетчерский контроль». В соответствии со сводом правил необходимо, чтобы до сведения диспетчера доводилась следующая информация:
Устройства диспетчерского контроля должны обеспечивать двустороннюю переговорную связь между обслуживающим персоналом и лицами, находящимися на подъемной платформе. Объем информации для диспетчерского контроля платформ может быть расширен за счет введения:
Диспетчеризация лифтов
Диспетчеризация лифтов – отдельный раздел требований к АСУД. В Техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС) 011/2011 «Безопасность лифтов» устройство диспетчерского контроля определяется как техническое средство для дистанционного контроля за работой лифта и обеспечения связи с диспетчером. В требованиях по диспетчеризации предусмотрено «оборудование кабины, предназначенной для перемещения людей, средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне».
Должно быть обеспечено снятие сигналов:
Требования к диспетчеризации лифтов оказались разнесены по ряду ГОСТов:
Во всех этих документах в разной форме изложены и дополнены требования технического регламента. Наиболее полно и логично требования к устройствам диспетчерского контроля сформулированы в ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации».
В результате диспетчеризации лифта должна быть обеспечена следующая функциональность:
Помимо требований к диспетчеризации лифтов, в ГОСТах, входящих в перечень нормативных документов к ТР ТС, определены требования к обеспечению лифтовой служебной связи:
Данные требования выполняются с помощью средств из комплекта поставки лифтового оборудования или (чаще всего) дополнительного оборудования из линейки средств АСУД. Таким образом, можно выделить объекты, подлежащие диспетчеризации в обязательном порядке. Это лифты, подъемные платформы для инвалидов, замкнутые помещения, где инвалид может оказаться один, подземные автостоянки, системы локальной автоматизации технологического оборудования, в том числе системы пожарной и охранной сигнализации.
Построение систем диспетчеризации
В заключение скажем несколько слов о построении систем диспетчеризации. Их можно условно разделить на автономные и централизованные. Автономные системы предназначены для диспетчеризации отдельных зданий или жилых комплексов. Пульт диспетчера в этом случае находится на объекте. Используются, как правило, проводные каналы связи. Автономные системы – наиболее простое, надежное и дешевое решение.
В процессе эксплуатации география диспетчерских пультов изменяется: создаются централизованные диспетчерские пульты, при этом снижаются эксплуатационные издержки за счет сокращения штата диспетчеров и отказа от аренды помещений. Помимо этого, происходит создание диспетчерских пультов на базе управляющих и лифтовых компаний, которые включают диспетчеризацию в перечень своих услуг. Подключаются к системам диспетчеризации и лифты после капремонта.
При этом, как правило, между пультом диспетчера и объектом нет прямых проводных линий связи. В этом случае целесообразно использовать системы диспетчеризации, базирующиеся на GSM или широкополосных каналах связи (локальная сеть, интернет).
Системы на базе GSM применяются при диспетчеризации разнесенных объектов. Зона действия определяется зоной покрытия оператора GSM. Применение таких систем позволяет исключить капитальные затраты на прокладку линий связи. Переключение контролируемых пунктов на другой диспетчерский пульт осуществляется в этом случае без значительных затрат и перерыва в обслуживании.
Системы на базе широкополосных каналов связи наиболее универсальны с точки зрения применяемости. Эти системы могут использоваться как в отдельных жилищных комплексах (внутренняя локальная сеть), так и при создании систем диспетчеризации значительно разнесенных объектов (в этом случае на диспетчерском пульте и контролируемом пункте необходимо обеспечить доступ к интернету).
Изготовители современных систем диспетчеризации, как правило, предоставляют возможность переводить автономные системы в централизованные без замены установленного оборудования.