Одоевский серебряный рубль чему учит

О рассказе В. Ф. Одоевского Серебряный рубль

Известный русский писатель Владимир Фёдорович Одоевский (1803 – 1869) написал цикл произведений для детей «Сказки дедушки Иринея», где в интересной, занимательной форме он учил ребятишек быть добрыми, честными, трудолюбивыми, хорошо учиться и не совершать необдуманных поступков. Самая известная сказка писателя, это, конечно же, «Городок в табакерке» Но и другие произведения стоят того, чтобы современные дети познакомились с ними и узнали, как жили их ровесники в далёком 19 веке, о чём думали, как поступали.
Небольшой сборник сказок Одоевского выпустило издательство «Детская литература» под общим названием «Серебряный рубль». Книга включает в себя три сказки, но я остановлюсь только на одной – давшей название сборнику.

Впрочем, в «Серебряном рубле» нет ничего сказочного. Скорее, это рассказ из жизни маленькой девочки по имени Лидинька, которая живёт в богатой семье, но при этом показывает чудеса доброго отношения к простым, бедным людям. Ах, какой чудесный ребёнок перед нами! Лидинька усердно учится, занимается рукоделиями, всегда мечтает о чём-то добром и хорошем, слушается старших и искренне любит своего дедушку Иринея. А дед заботится, чтобы девочка росла умной и доброй, не боялась что-то делать своими руками. Так, уезжая по делам на целый месяц, дедушка говорит своей любимице:«На память я оставлю тебе серебряный рубль и положу его вот здесь, на столе, перед зеркалом. Если ты весь месяц хорошо будешь учииться, и учителя запишут в твоей тетрадке, что ты была прилежна, то возьми этот рубль – он твой».
То есть дедушка ненавязчиво подсказывает Лидиньке, что нужно быть честной: нельзя схитрить и просто так, незаслуженно взять рубль. Прежде надо потрудиться, заработать его своим усердием в учёбе.

А рубль по тем временам был довольно большой суммой. Современные маленькие читатели встретятся здесь с названиями денежных единиц 19 века, о которых они, возможно, даже не слышали. Так что родителям неплохо бы посмотреть в Интернете информацию насчёт «гривенника», «пятиалтынного», «полтинника» и доступно растолковать ребёнку, какие деньги были в ходу в царской России. Автор, заботясь о познавательной составляющей своего рассказа, прямо спрашивает своих маленьких читателей:«А вы, умные дети, верно, знаете, какие это деньги»? Или: «Вы знаете, я чаю, сколько дней в месяце и сколько дней в неделе»? Есть здесь и задачка для читателей: «А много ли у Лидиньки останется ещё денег? Считайте-ка, дети».

Ясно, что Лидинька, как любой нормальный ребёнок, тут же начинает мечтать, на что она потратит своё богатство (тем более, что она углядела на столике не один рубль, а целых два). Удивительно и радостно, что девочка хочет купить не только прекрасную куклу или красивый напёрсточек, но и подарить целых два гривенника бедному, хромому дедушке-нищему, который каждый день стоит у церкви и однажды сделал для Лидиньки доброе дело. А за добро, как известно, нужно платить добром! К тому же, девочка остро чувствует, что не все живут так же хорошо и богато, как она, что нужно проявлять милосердие к тем, кому плохо, голодно, холодно, кто болен и нищ. Ведь каждому человеку хочется благополучия: и убогому нищему, и горничной Даше, которую так легко обидеть зря. И если Лидинька стала невольной виновницей Дашиных слёз и обид, то малышка считает правильным повиниться перед девушкой, отблагодарить её. Она даже готова отказаться от многих благ, которые сулит ей обладание деньгами, лишь бы всё было по справедливости.

Ах, если бы взрослые всегда были так добры и справедливы по отношению к тем, кто стоит на социальной лестнице ниже их – вот тогда и наступили бы золотые времена! Да вот беда, справедливости и равенства как не было, так и нет. Презрение к «низшим сословиям» пышным цветом расцвело в наше время. А значит, рассказ Одоевского не потерял своей актуальности и сегодня.

Источник

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 23 января 2020 г.

Одоевский В. «Серебряный рубль»

Жанр: литературная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Владимира Одоевского:
«Два дерева»
«Разбитый кувшин»

Главные герои сказки «Серебряный рубль» и их характеристика

Чему учит сказка «Серебряный рубль»
Сказка учит не обвинять понапрасну других людей. Учит честности и справедливости. Учит признавать свою вину. Учит милосердию и состраданию. Учит прилежности, стремлению к освоению новых знаний.

Отзыв на сказку «Серебряный рубль»
Мне очень понравилась эта добрая история про девочку Лидиньку. Девочка не поняла, что один рубль был отражением второго, а потому возникла путаница, и Дашу несправедливо обвинили в воровстве. Но когда все раскрылось, Лидинька очень раскаивалась, долго извинилась, и отдала Даше второй рубль, который ей дал дедушка. Она поступила правильно и порядочно.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Серебряный рубль»
Дедушка Ириней очень любил маленьких детей, и особенно Лидиньку, которая была мила и послушна. Он часто награждал девочку мелкими монетами.
Но однажды Ириней собрался уехать на месяц и сказал, что оставит девочке серебряный рубль. Если Лидинька будет послушной, будет хорошо себя вести в этот месяц, то сможет забрать рубль. И дедушка положил рубль на столик возле зеркала.
Когда дедушка уехал, Лидинька подошла к столу и увидела на нем два серебряных рубля. Она подумала, что дедушка большой молодец и долго любовалась блестящими монетами.
Ночью она высчитывала, что сможет купить на такое богатство. Она могла купить куклу за рубль пятьдесят, купить наперсток за сорок копеек и подать хроменькому нищему гривенник, который давно обещала. Но подумав, девочка решила, что нищему надо подать двадцать копеек, а вместо новой куклы купить новую кроватку для старой.
Утром девочка попросила горничную Дашу принести ей серебряные рубли, но Даша принесла только один рубль. Когда девочка спросила про второй, Даша засмеялась, и сказала, что его видимо украли воры.
Лидинька расплакалась, побежала к маме и рассказала про украденный рубль. Мама позвала Дашу и отчитала ее, обвиняя в краже рубля. Даша вышла от барыни заплаканной.
Между тем, пришел учитель и Лидинька отнесла рубль обратно на столик. После занятий она подошла к столику и увидела, что на нем опять лежат два рубля. Она обрадовалась и позвала маму. Но мама только посмеялась над девочкой и объяснила, что рубль на столике один, а второй просто отражается в зеркале.
Лидиньке стало стыдно, что она подумала на Дашу, и она долго извинялась. После этого девочка перестала думать о рубле и стала прилежно учиться.
Когда через месяц вернулся Ириней, девочка рассказала ему про случай с рублем. Дедушка похвалил девочку за хорошее поведение и дал два рубля. Лидинька попросила разрешения отдать один рубль Даше, чтобы загладить свою вину, а второй разменяла, чтобы отдать два гривенника хромому нищему. И дедушка ее поцеловал.

Источник

Одоевский Владимир сказка «Серебряный рубль»

Читательский дневник по сказке «Серебряный рубль» Владимира Одоевского

Автор: Владимир Фёдорович Одоевский

Название: «Серебряный рубль»

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: дедушка Ириней, девочка Лидинька, горничная Даша.

Второстепенные герои: мама.

Характеристика главных героев:

Ириней — мудрый, добрый мужчина.

Любит свою внучку, но боится её разбаловать.

Лидинька — добрая, отзывчивая, умная и старательная.

Не поняла, что у неё была всего одна монета.

Даша — забавная и весёлая.

Характеристика второстепенных героев:

Мама — добрая, ласковая, объяснила девочке ошибку.

Краткое содержание «Серебряный рубль»

Дедушка очень любил внучку.

Он дал ей рубль, с условием, что девочка будет хорошо себя вести и учиться.

Лидинька побежала посмотреть на деньги и увидела у зеркала два рубля.

Она обрадовалась и стала мечтать о том, что накупит на эти деньги.

После занятий она попросила Дашу принести деньги.

Горничная принесла монету и сказала, что второй на столике не было.

Девочка расстроилась и побежала жаловаться маме.

Она решила, что Даша украла рубль.

Но потом выяснилось, что рубль и так был один.

Второй был его отражением в зеркале.

Девочка раскаялась и просила прощения у Даши.

А когда вернулся дедушка, рассказала ему правду.

Дедушка дал Лидиньке второй рубль, а девочка отнесла его Даше.

А первый рубль разменяла и дала денег нищему.

План сказки:

Основная мысль произведения «Серебряный рубль»

Главная мысль сказки заключается в том, что никогда не стоит заранее распоряжаться тем, что ещё тебе не досталось.

Основная идея сказки в том, что нужно больше думать о других людях и меньше о себе.

Чему учит сказка

Сказка учит быть послушными, старательными, внимательными.

Учит щедрости и великодушию.

Учит признавать свои ошибки и извиняться.

Краткий отзыв по сказке «Серебряный рубль» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что многие неприятности происходят по нашей вине.

Мы часто оказываемся невнимательными и неосторожными.

Часто пытаемся выдать желаемое за действительное.

Вот и героиня сказки тоже размечталась о больших деньгах, не заметив, что один рубль всего лишь отражение первого.

Это очень интересная сказка, в которой писатель не только рассказал поучительную историю девочки, но и постарался научить читателя счёту.

Автору удалось показать, что личная выгода не приносит той радости, которую дают искренние и благородные поступки.

Мне очень понравилась девочка Лидинька.

Она была невнимательна, обвинила Дашу, но когда поняла ошибку, исправила её лучшим образом.

Девочка забыла о кукле и кроватке, она вознаградила горничную и подала милостыню нищему.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что поспешность выводов часто приводит к ошибкам, за которые приходится краснеть.

А значит не надо спешить, лучше тщательно во всём разобраться и принять действительно справедливое решение.

Пословицы для сказки:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Хорошо, — сказала она, — ну, а другой-то где ж?

Принеси и другой; мне хочется послушать, как они звенят друг об друга.

Даша отвечала, что на столе лежит только один рубль, а что другой, верно, украли.

— Да кто же украл? — спросила Лидинька.

Ещё читательские дневники по произведениям Владимира Одоевского:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Краткое содержание Одоевский Серебряный рубль для читательского дневника

Когда дедушка уехал, Лидинька побежала посмотреть на оставленный им на столе перед зеркалом серебряный рублик и увидела, что там оказалось два рубля. Девочка очень обрадовалась! Днем, когда приходит учитель, она забывает о деньгах и хорошо учит урок и слушает только своего учителя. Но вот вечером, когда ложится в постельку, мечтает о том, что сможет купить она на свои рублики. Ей хочется новую куклу, кроватку для куклы, а еще она хочет дать гривенник хроменькому у церкви. Видя, что денег может не хватить, девочка даже готова отказаться от куклы в пользу хромого, потому что уж неделя прошла, как Лидинька обещала ему денег за то, что он помог ей.

Девочка очень добра и хорошо воспитана, но случайно она ненароком обижает горничную, обвинив ее в краже серебряного рубля. А когда выясняется, что напрасно Лида винила Дашу, очень раскаивается, извиняется перед горничной.

Когда возвращается дедушка, Лидинька обо всем рассказывает ему. За хорошую учебу дедушка дарит любимой внучке еще один серебряный рубль. Но девочка считает себя недостойной этих денег, поскольку рублем этим обидела Дашу. И тогда она решает поступить по справедливости и отдает заработанные серебряные рубли горничной Даше и хромому у церкви.

Сказка “Серебряный рубль” В. Ф. Одоевского воспитывает любовь к учебе, а также стремление к добру и справедливости. Используя профессиональные педагогические навыки, автор ставит цель объяснить детям посредством сказки правила морали.

Читать краткое содержание Серебряный рубль. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Одоевский. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Серебряный рубль

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В этом рассказе Михаила Зощенко, написанном от первого лица (с яркой манерой рассказчика), герой неожиданно попадает в больницу. Вместо комфорта, лечения и даже отдыха, он окунается с головой в мир бюрократии

В рассказе «Синяя звезда» Куприн задаёт читателям настоящую загадку. Король одной спрятанной в горах страны оставляет послание на стене перед своей смертью, но никто не может его разгадать.

Женившись, доктор Ватсон стал реже видеться со своим другом. В один прекрасный вечер Шерлок Холмс навестил товарища и поведал ему о гении криминального мира

Маленькая девочка Пеппи осталась сиротой. Она живет абсолютно одна, делает что хочет и когда хочет. Пеппи ведет себя странным образом, она не такая, как остальные девчонки: очень сильная, хозяйственная, ловкая, умная.

Источник

Серебряный рубль — Одоевский В. Ф

Серебряный рубль слушать

Серебряный рубль читать

Дедушка Ириней очень любил маленьких детей, т.е. таких детей, которые умны, слушают, когда им что говорят, не зевают по сторонам и не глядят в окошко, когда маменька им показывает книжку. Дедушка Ириней любит особенно маленькую Лидиньку, и когда Лидинька умна, дедушка дарит ей куклу, конфетку, а иногда пятачок, гривенник, пятиалтынный, двугривенный, четвертак, полтинник. Вы, умные дети, верно, знаете, какие это деньги?

Однажды дедушка Ириней собрался ехать в дорогу на целый месяц; вы знаете, я чаю, сколько дней в месяце и сколько дней в неделе? Когда дедушка Ириней собрался в дорогу, Лидинька очень плакала и считала по пальцам, сколько дней она не увидит дедушку.

Дедушка утешал Лидиньку и говорил ей, что если она будет умна, то он приедет скорее, нежели она думает.

– А на память, – сказал дедушка, – я оставлю тебе серебряный рубль и положу его вот здесь, на столе, перед зеркалом. Если ты весь месяц хорошо будешь учиться и учителя запишут в твоей тетрадке, что ты была прилежна, то возьми этот рубль – он твой; а до тех пор пусть он лежит на столе; не трогай его, а только смотри; а смотря на него, вспоминай о том, что я тебе говорил.

С этими словами дедушка положил на стол перед зеркалом прекрасный новенький рубль.

Дедушка уехал; Лидинька поплакала, погоревала, а потом, как умная девочка, стала думать о том, как бы дедушке угодить и хорошенько учиться.

Подошла она к столу полюбоваться на светленький серебряный рубль; подошла, смотрит и видит, что вместо одного рубля лежат два.
– Ах, какой же дедушка добрый! – сказала Лидинька. – Он говорил, что положит на стол только один рубль, а вместо того положил два.

Долго любовалась Лидинька, смотря на свои серебряные рублики; тогда же светило солнышко в окошко прямо на рублики, и они горели, как в огне.

Надобно правду сказать, что Лидинька очень хорошо училась, во время ученья забывала о своих рублях, а слушала только то, что ей говорил учитель. Но когда вечером она легла в постельку, то не могла не подумать о том, что она теперь очень богата, что у нее целых два серебряных рубля, а как Лидинька прилежно училась считать, то она тотчас сочла, что у нее в двух рублях 20 гривенников; никогда еще у нее не бывало такого богатства. Куда девать целых два рубля? Что купить на них?

Тут Лидинька вспомнила, что видела она в лавке прехорошенькую куклу; только просили за нее очень дорого – целых полтора серебряных рубля, то есть рубль с полтиною. Да вспомнила она также, что ей понравился маленький наперсток, за который просили 40 копеек серебром; да вспомнила еще, что она обещала бедному хромому, который стоит у церкви, целый гривенник, когда он у нее будет, за то, что Лидинька, выходя из церкви, уронила платок и не заметила этого, а бедный хроменький поднял платок и, несмотря на то что ему ходить на костылях очень было трудно, догнал Лидиньку и отдал ей платок. Но тут Лидинька подумала, что уж целая неделя прошла с тех пор, как она обещала хроменькому гривенник, и что теперь очень бы хорошо было бы дать хроменькому два гривенника вместо одного за долгое ожидание.

Но если хроменькому дать два гривенника, то тогда недостанет денег на куклу и наперсток, а наперсток был Лидиньке очень нужен, потому что она была большая рукодельница и сама шила платье для своих кукол. Подумав немножко, Лидинька рассудила, что у нее и старая кукла еще очень хороша, а что только нужно ей купить кроватку, за которую просили рубль серебряный. Лидинька и рассчитала, что если она заплатит за кроватку рубль, за наперсток сорок копеек да нищему даст два гривенника, то еще денег у нее останется. А много ли у Лидиньки останется еще денег? Сочтите-ка, дети. Между тем Лидинька думала, думала да и започивала, и во сне ей все снилась лавка с игрушками, и казалось ей, что кукла ложилась в кроватку и приседала, благодаря Лидиньку за такую хорошую кроватку; и снилось ей, что наперсточек бегал по столу и сам вскакивал к ней на пальчик и что с ним и хроменький прыгал от радости, что Лидинька дала ему два гривенника.

Поутру Лидинька проснулась и стала просить горничную:

– Душенька, голубушка, сходи в гостиную, там дедушка на стол положил для меня два рубля серебряных. Они такие хорошенькие, новенькие, светленькие. Принеси мне на них полюбоваться.

Даша послушалась, пошла в гостиную и принесла оттуда рубль, который дедушка положил на столе.

Лидинька взяла рубль.

– Хорошо, – сказала она, – ну, а другой-то где ж? Принеси и другой; мне хочется послушать, как они звенят друг об друга.
Даша отвечала, что на столе лежит только один рубль, а что другой, верно, украли.

– Да кто же украл? – спросила Лидинька.

– Воры ночью приходили да и украли его, – отвечала она.

Лидинька расплакалась и побежала к маменьке рассказывать про свое горе, как дедушка положил для нее два рубля на стол и как Даша говорит, что ночью воры приходили и один рубль украли.

Маменька позвала Дашу. О чем она говорила с Дашей, Лидинька не могла хорошенько понять, но, однако ж, заметила, что маменька говорила очень строго и винила Дашу, как будто Даша сама взяла. От этих слов Даша расплакалась.

Лидинька не знала, что и придумать.

Между тем пришел учитель. Лидинька должна была отереть слезы и приняться за ученье, но она была очень грустна. Между тем рубль положила опять на то же место, где положил его дедушка.

Когда кончилось ученье, Лидинька печально подошла к столу полюбоваться на свой оставшийся рублик и подумать, как растянуть его, чтобы достало его на наперсток, хроменькому и на маленькую тяжелую подушку, на которую бы можно было прикалывать работу, которая также очень нужна была для Лидиньки.

Лидинька подошла к столу и вскрикнула от радости: перед ней опять были оба рублика.

– Маменька, маменька! – закричала она. – Даша не виновата, мои оба рублика целы.

Маменька подошла к столу.

– Какая же ты глупая девочка, – сказала она. – Разве ты не видишь, что один рублик настоящий, а другой ты видишь в зеркале, как ты видишь себя, меня и все, что есть в комнате. Ты не подумала об этом, а я тебе поверила и винила Дашу, что она украла.

Лидинька снова в слезы, побежала скорее к Даше, бросилась к ней на шею и говорила ей:

– Даша, голубушка, я виновата, прости меня, я глупая девочка, наговорила маменьке вздор и подвела тебя под гнев. Прости меня, сделай милость.

С тех пор Лидинька больше не думала о рубле, а старалась прилежно учиться. Когда же встречалась с Дашей, то краснела от стыда.

Через месяц приехал дедушка и спросил:

– А что, Лидинька, заработала ли ты рубль?

Лидинька ничего не отвечала и потупила глазки, а маменька рассказала дедушке все, что случилось с рублем.

– Ты хорошо училась и заработала свой рубль, он твой, бери его; а вот тебе и другой, который ты видела в зеркале.

– Нет, – отвечала Лидинька, – я этого рубля не стою; я этим рублем обидела бедную Дашу.

– Все равно, – отвечал дедушка, – и этот рубль твой.

Лидинька немножко подумала.

– Хорошо, – сказала она, запинаясь, – если рубль мой, то позвольте мне…

– Что, – сказал дедушка.

– Отдать его Даше, – отвечала Лидинька.

Дедушка поцеловал Лидиньку, а она опрометью побежала к Даше, отдала ей рубль и попросила разменять другой, чтобы снести два гривенника бедному хромому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *