Одноэтажная америка что такое
Одноэтажная америка что такое
«Одноэтажная Америка» – цикл очерков Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1935-1936 годах. В качестве корреспондентов газеты «Правда» писатели отправились в путешествие по Америке, где за три с половиной месяца на новокупленном «форде» объехали всю страну, пересекли ее от Атлантики до Тихого океана и обратно. Авторы «12 стульев» и «Золотого теленка» с удивительной точностью описали быт и образ жизни американцев того времени. Даже название цикла в конечном итоге писатели сменили на более яркое, ёмкое, окрашенное их собственным отношением к стране. [1] Ильф и Петров увидели ее не небоскрёбной, а «одноэтажной», ведь Нью Йорк, Голливуд, Бродвей – это только часть Америки. Прочувствовать и понять страну писатели смогли, только посетив самые удаленные ее уголки: маленькие городки, поселения индейцев.
Так что же «можно сказать об Америке, которая одновременно ужасает, восхищает, дает примеры, достойные подражания, о стране богатой, нищей, талантливой и бездарной?»
Америка глазами Ильфа и Петрова. Источник фото: http://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/1777510-echo/
Страна лучшей рекламы
Сначала покупателю предлагают испытать тот или иной товар. Он работает исправно, лучше, чем то, что покупатель видел раньше, лучше чем то, что есть у него самого. И вот этот счастливец уже хочет приобрести новое достижение техники: он желает обладать тем, что возвысит его в его собственных глазах. Именно в этот момент продавец прибегает к типично американской, по мнению Ильфа и Петрова, хитрости. Цена на эти новинки зачастую велика, но хорошие компании могут предоставить рассрочку. Однако в итоге в собственность эта вещь так и не переходит. Пока покупатель пользуется одной, на рынок в скором времени выходит другая, и цикл запускается снова.
Массовое потребление и массовое производство и сейчас выделяет Америку среди других стран. Со времен Генри Форда утекло уже достаточно воды, но ведь именно он стал основоположником широкого, массового производства. Он предложил модель «народного автомобиля», чья популярность впоследствии и обеспечила эту массовость. Средний класс с тех пор стал опорой американской торговли. Огромные торговые центры, тонны вещей, бесконечная смена айфонов в кармане – все это лишь подтверждение того, что сейчас изменилась сама «концепция вещи». Теперь мы меняем старую вещь на новую, вместо того, чтобы починить и усовершенствовать то, что есть.
В Америке реклама повсюду. Источник фото: http://www.signbusiness.ru/publications/history/3662-istoriya-reklamy-na-bolshih-naruzhnyh-ekranah.php
Страна лучшего сервиса
«Страна уважает и ценит сервис. И сервис – это не только уменье торговать и добиваться какой-то выгоды. Необходимо сказать еще раз: сервис вошел в самую кровь народа, он составляет чрезвычайно существенную часть народного характера. В сущности, это – стиль работы»
Страна массового кино
Особое внимание Ильф и Петров уделяют голливудскому кинопроизводству. Слышны нотки разочарования в тексте «Одноэтажной Америки»: Голливуд, о котором так много говорили и писали, которым восторгались и о котором мечтали, кажется писателям скучным, «чертовски скучным». С одной стороны, они не отрицают совершенство техники американской мультипликации и техники кино в принципе. Важно другое: их по-настоящему пугает художественная ценность фильмов, вернее, её отсутствие. За все время пребывания в Америке писатели посмотрели более 100 больших картин.
Каждый поход в кино они надеялись на чудо, на то, что вот сейчас они увидят шедевр. Тем не менее, надежды погасли и так и не оправдались. Ильф и Петров были разочарованы, в то же время они пребывали и в замешательстве, ведь среднестатистическому американцу такое кино нравилось. В чем же причина успеха?
Кинотеатр. Источник фото: http://diletant.media/memoirs/29185636/
Писатели выделяют 4 главных стандарта картин: музыкальная комедия, историческая драма, «фильм из бандитской жизни» (знакомый нам сейчас как «боевик») и «фильм с участием оперного певца». Для каждого из стандартов существует лишь один сюжет, который повторяется из картины в картину, лишь незначительно меняясь. К примеру, в музыкальной комедии бедная, но обворожительная девушка, став «звездой варьете», влюбляется в директора варьете, которого любит другая танцовщица – еще более красивая, но с ужасным, злым характером. Так возникает драма, конфликт. Безусловно, не исключены вариации: главным героем может стать молодой человек или молодой человек и девушка вместе –сюжет в таком случае меняется незначительно. Все сопровождается веселой музыкой и танцами, где в зависимости от бюджета фильма мелькают либо «лучшие в мире ножки», либо «ножки чуть похуже».
Главное в американском кино, по мнению писателей, – зрелищность. Проработанность сюжетных линий при кинопроизводстве отходит на второй план – красивая картинка гораздо важнее. Голливудские фильмы одинаковые, но зритель к этому привык. Он уже не хочет другого кино. Вот причина успеха.
«Чечетные пьесы публика любит. Они имеют кассовый успех»
Страна соседства бедных и богатых
По приезде в Чикаго, писатели были поражены тем, что трущобы, которые они в общем-то ожидали увидеть, оказались в самом центре города. Бедные улицы, с покосившимися заборами, с бегающими по грязным дорогам детьми в лохмотьях соседствуют с шикарными особняками и стоящими во дворах дорогими автомобилями среди посаженных ровными рядами деревьев. Чикаго – один из самых богатых городов в мире, и именно здесь по соседству, совсем рядом с кадиллаками живут бедные, чуть ли не нищие, но тоже американцы.
Сегодня многие все так же стремятся уехать в Америку, уехать за лучшей жизнью. Но исчезла ли сейчас там бедность? По данным американского бюро переписи на 2015 год около 47 миллионов американцев живут за гранью бедности. Изменилось ли что-то со времен книги Ильфа и Петрова?
Бедная американская семья. Источник фото: http://www.sdelanounih.ru/kak-zhili-krestyane-na-zapade-v-30-x/
«Одноэтажная Америка» – произведение, состоящее из деталей, из микрохарактеров, из наблюдений. Знаменитый сатирический слог Ильфа и Петрова периодически дает о себе знать и проскальзывает во многих эпизодах книги. Однако именно эта ирония придает особый вкус наблюдательности писателей.
В очерках, которым сейчас уже 80 лет, высматривается современная Америка. Высматривается деловитость американцев, безупречность сервиса, пафос голливудского кино. Ильф и Петров видели сотни кинокартин, похожих одна на другую, сейчас мы смотрим сотни американских боевиков, все так же идущих по одному и тому же сценарию. Прекрасные дороги, которые хвалили писатели, невероятной длины и сложности мосты до сих пор можно увидеть на стандартных американских открытках. Тем не менее, Америка так и осталась «одноэтажной» страной – страной простых и порядочных граждан. Платящих вовремя налоги и смотрящих вестерны по вечерам.
Ильфу и Петрову, ни слова не говорящим по-английски, удалось уловить этот образ жизни, это американское настроение, этот темперамент.
Автор: Алина Сурнина
[1] Цикл очерков сменил несколько названий: «Америка», «Путешествие в Америку», «Одноэтажная Америка».
[2] Паблисити (англ. publicity – публичность, реклама).
[3] The Western Union Company (Вестерн Юнион) — американская компания, специализирующаяся на предоставлении услуг денежного посредничества (во времена Ильфа и Петрова телеграфных услуг).
Одноэтажная Америка. Что это выражение значит НА САМОМ ДЕЛЕ.
Бывает, вижу словосочетание «одноэтажная Америка». Всё время оно используется в значении «свой дом», «своё хозяйство». Ну, то есть, поселение благополучных людей с честью и достоинством.
А теперь вспомните большинство американских фильмов. Ну я не знаю. «Один дома», «Твин Пикс». Разве люди там живут в одноэтажных домах? Львиная доля живёт в 2-этажных, так ведь?
Посмотрите на фотографии одноэтажной Америки (довольно шакалистые, я их быстро понадёргала их гугл-стрит-вью).
В то время как благополучные американцы, как правило, жувут в домах двухэтажных, примерно вот таких (опять же, спасибо гуглу).
По сути да. У нас в стране создан миф, про то как все пиндостанцы живут в котеджах с автономным отоплением (это перед зимой у нас особо актуально), со своим участком где можно жарить барбекю и все прочее..
Про другое не задумываются. Про то, что там живут и в муравейниках как и в наших высотках например, слушая как соседский ребенок плачет или собака у соседей храпит..
Причем многих даже не волнует то, что те пиндостанцы которые в коттеджах живут обязаны стричь газоны и содержать придомовую территорию в порядке, иначе даже и присесть могут (а содержание в тюрьме в пиндостане оплачивается гражданином, которого содержат).
А сколько пиндосов живет тупо в трейлерах? У нас до такого даже не додумались, а у них там целые поселки из жилья для бомжей. И это нормально так то. Для них.
Нет, главное «а там вон как живут».
Ипать, можно подумать у нас в России частный сектор меньше, ога. И он для такой же элиты по факту.
А где примеры, что выражение «одноэтажная америка» кто-то неправильно использует? Как «поселение благополучных людей с честью и достоинством» никогда не слышал в устной речи и не встречал в интернете.
На улицах мусор, некоторые окна разбиты, газоны неухожены. Здесь живут опустившиеся люди, по большей части без работы, и даже без стремления её найти.
Посмотрел в окно на мусорку, которую вывозят раз в два месяца, опечалился.
Ну. по фотографиям было подумал, что это про наш дачный посёлок под Гатчиной. «А тут вон оно чо.»
если вы считаете, что это дома отбросов, значит вы мой дом ещё не видели, да и не только мой, а любой дом в нашей Российской глубинке
У моей сестренки похожий, двухэтажный домик в США, но интерьер, закачаешься, как нибудь могу пост с фото сделать, в этаком необычном и ярком стиле.
Бригаду скорой помощи во Владимирской области могут уволить после того, как они спасли жизнь девушке
Два фельдшера и водитель бригады отказались возвращать домой пациентку с коронавирусом в тяжелом состоянии. Они получили выговоры и были лишены премии, рассказала фельдшер Анна Воеводина.
«Катали в машине скорой помощи тяжелую больную с диагнозом СOVID-19. Двусторонняя пневмония, поражение 80%. Кт-4. Именно «катали», так как нигде не брали (ковидные госпитали), даже отказ нам не писали. Написан отказ в одной больнице, в другой на словах, даже не смотрели больную дежурные врачи.
Сатурация 79−82. На кислороде надышали до 94, десять минут — и снова падает (критическая сатурация). Звоним своему главному врачу, а она (через диспетчера) говорит везти домой. Это как?
БРИГАДА СМП, КОТОРАЯ РАДИ СПАСЕНИЯ ПАЦИЕНТКИ ПРИВЕЗЛА ЕЕ К АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОД УГРОЗОЙ УВОЛЬНЕНИЯ
Не перестаю поражаться цинизму, в котором погрязло наше здравоохранение. «Система» нашла стрелочников, виноватых в том, что в больницах Владимирской области не хватает мест для ковидных больных, а бригады скорой помощи часами не могут госпитализировать тяжелых пациентов. Оказывается, это медики ОСМП из г. Радужного.
Вот что написала нам вчера вечером фельдшер Анна Воеводина.
«Здравствуйте. Никогда не жаловалась и не обращалась особо за помощью, но тут не знаю что делать.
17 октября в районе 4-5 часов (утра) катали в машине скорой помощи тяжелую больную с диагнозом СOVID-19. Двусторонняя пневмония, поражение 80%. Кт-4.
Именно «катали», так как нигде не брали (ковидные госпитали), даже отказ нам не писали. Написан отказ в одной больнице, в другой на словах, даже не смотрели больную дежурные врачи.
Звоним своему главному врачу, а она (через диспетчера) говорит везти домой. Это как.
Диспетчер обзвонил все ковидные госпитали области, на тот момент мест не было.
Кислород в машине закончился.
Ну что же, мы поехали к областной администрации город Владимир, постояли там и нам нашли место через 27 минут, точнее, нашей больной.
Итог такой, что теперь главный врач требует от нас объяснительные, хотя сама говорила везти больную домой.
Занялась этим делом прокуратура, которая дала предписание.
А сегодня стало известно, что будут решать, выговор нам или уволят.
Что нам делать? Что посоветуете или подскажете?»
Стали разбираться. Выяснилось, что за приезд к администрации вся бригада (два фельдшерам и водитель), а также диспетчер, уже получили выговоры и были лишены стимулирующих выплат. (Фото приказа прилагаю).
Отмечу, что людей наказали фактически за действия, направленные на спасение жизни пациентки в условиях организационного бардака в областном здравоохранении.
Но этого оказалось недостаточно. Теперь в больницу поступило предписание прокуратуры с требованием привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в возмутительной «акции» у областного правительства, и главврач снова затребовал у всех четырех сотрудников объяснительные.
Лично я считаю, что к ответственности должна быть привлечена главный врач, «рекомендовавшая» бригаде везти пациентку с 80-процентным поражением легких и критической сатурацией обратно домой, а не бригада, добившаяся в итоге ее госпитализации.
Однако у прокуратуры, похоже, другое мнение. С одной стороны, в своем предписании она подтверждает, что бригада получала отказы в госпитализации: «Сотрудникам бригады скорой помощи было принято решение о транспортировке пациента в ГБУЗ ВО «ГБ № 6 г. Владимира», а далее в ГБУЗ ВО «ОКБ». Однако в обоих медицинских учреждениях им было отказано в госпитализации пациента по причине отсутствия койко-мест, после чего они проследовали к администрации Владимирской области».
В то же время, прокуратура заявляет: «Проверкой установлено, что правовых оснований у бригады скорой помощи транспортировки пациента к зданию администрации Владимирской области не имелось, более того, это могло создать угрозу жизни и здоровью ***».
Оказывается, бригада пыталась угробить пациентку, а не спасти ей жизнь, даже ценой риска вызвать гнев высокого начальства. Я понимаю, конечно, что руководству Владимирской области крайне неприятно, что в течение нескольких месяцев это уже третий случай, когда медики именно таким вот образом пытаются ускорить госпитализацию больных, а катастрофическая ситуация с местами в ковидных стационарах региона предается огласке. Но зачем прокуратуре играть в эти игры?
Я, кстати, специально попросил Анну пояснить, как можно рассматривать ожидание койко-места для пациентки именно у администрации области с точки зрения логистики. На что она сообщила, что в условиях неопределенности, куда в конечном счете будет госпитализирована пациентка, дислокация автомобиля СМП у здания областного правительства была наиболее оптимальна. В трёх минутах от него находится городская больница № 2, где тоже на тот момент был ковидный госпиталь.
Кроме того, маршрут по улице рядом со зданием областной администрации более удобен через центр города, где много лежачих «полицейских» и пешеходных переходов. Именно маршрутом через обладминистрацию двигался автомобиль бригады от ГБ № 6 (где делали КТ больной и где, бригаде отказали в госпитализации) в областную больницу (где тоже отказали в госпитализации пациентки).
Все это хорошо видно на карте навигатора (тоже прилагаю)
Юридическая служба профсоюза «Действие» взяла ситуацию под свой контроль. В ходе подготовки объяснительных, кстати, всплыли факты, свидетельствующие, с нашей точки зрения о признаках халатности в действиях (бездействии) должностных лиц администрации горбольницы в г. Радужный.
Уже вынесенные выговоры будут оспорены в судебном порядке.
Но, безусловно, нужна общественная огласка всей этой ситуации. Всех прошу о помощи. Не дадим честных работников скорой помощи в обиду!
Желание
Можно хватит?
Что хуже?
Русские люди понимают, что есть вещи хуже смерти.
Ответит ли дзюдоист Бадриашвили и его приятель Мигунов за избиение посетителей кафе в Саранске?
36-летний дзюдоист Сергей Бадриашвили и его товарищи, избившие двух женщин и мужчину, хотят «замять дело»! Инцидент произошел в ночь на 30 октября в одном из саранских кафе. Потерпевшие получили сотрясение мозга и другие травмы. Бадриашвили вместе с другом Сергеем Мигуновым провели ночь в отделении полиции. После этого адвокат спортсмена начал «прощупывать почву» для улаживания конфликта «по-хорошему». Но пострадавшие не согласны. Они требуют наказать виновных по всей строгости закона. Продолжение скандальной темы — в материале Светланы Лазаревой.
Бригада скорой помощи отвезла Михаила в больницу. Врачи настаивали на госпитализации, но мужчина отказался из-за угрозы заболеть ковидом. «Три дня не мог ходить, все тело болело, — рассказывает пострадавший. — Ноги и руки в синяках и кровоподтеках. Левый глаз первое время вообще ничего не видел. Самочувствие было плохое, но на работу пришлось выйти. Я тружусь в автосервисе, который обслуживает клиентов со всей России. Меня многие знают и относятся с уважением… Впервые столкнулся с таким зверским поведением людей. Такое ощущение, что вернулись страшные 1990-е! И этим спортсменам родители доверяют своих детей! Да их же в клетках держать надо! Очень удивился, когда узнал, что Бадриашвили и Мигунова не заставили сделать тест на содержание в крови запрещенных веществ. Было ощущение, что они находились под воздействием таких препаратов». Михаил собирается написать жалобу в Министерство спорта РМ. Он не хочет, чтобы Бадриашвили допускали к детям…
Кстати, Ирина успела записать происходящее в кафе на камеру мобильного телефона. На видео слышно, как Сергей Мигунов обзывает женщину и ее мать нецензурными словами. Когда запись выложили в интернет-сообществе «Столицы С», большинство пользователей встали на сторону потерпевших. Советовали не сдаваться и найти хорошего адвоката. Спустя некоторое время появились негативные комментарии. «Компромат» начал писать некий Сергей Веревкин: «Этих двух якобы потерпевших знает весь город. И Москву они покоряли. Людмила — эскорт, Ирина — неоднократно привлекалась к административной ответственности за проституцию…» Молодому человеку, попытавшемуся в комментариях заступиться за женщин, Веревкин ответил, что те «отблагодарят» его «трихомонагой» и «хламидиями». По словам потерпевших, под этим ником скрывается Сергей Мигунов. Им удалось вычислить его фейковый аккаунт. После этого Мигунов удалил свое сообщение.
«За публичные оскорбления и клевету этот человек должен понести наказание, — говорит Ирина. — Если Мигунов думает, что вместе с Бадриашвили выйдет сухим из воды, то сильно ошибается. Они считают себя звездами и хозяевами жизни, а на самом деле — обычные хулиганы, терроризирующие нормальных граждан. Было бы, конечно, здорово, если бы удалось достать записи видеокамер в кафе. Но, думаю, их уже не существует… Кстати, эти спортсмены не только нас оскорбляли, но и на полицейских кидались. Обзывали «мусорами» и «сучарами», постоянно угрожали». Потерпевшие написали заявления в правоохранительные органы и надеются, что обидчики не останутся безнаказанными. По словам Ирины, если этого не произойдет, она обратится за помощью на федеральные телеканалы…
Откуда пошла одноэтажная Америка
Исторический обзор развития спальных районов США, которое началось во время индустриализации.
Строительство спальных районов в США начинается с разработки земли и подготовки участка для строительства. Земля разделяется на индивидуальные лоты, подготавливаются улицы, строится канализация и дождевые сливы, подводятся электрические сети, газовые и телефонные линии, и только потом начинается строительство домов. Такие участки подготавливаются и застраиваются одной компанией, и о таком строительстве я уже подробно писал, но так было далеко не всегда.
1. До ХХ столетия большинство спальных районов были сравнительно небольшими, а новые районы разрастались вокруг существующих районов за счет удлинения уже существующих улиц. Никаких правительственных требований к застройщикам не было, т.к. компаний застройщиков по сути не существовало. В то время жестко регулировались лишь застройки центральных частей города для сохранения красоты.
2. Компании продавали землю под индивидуальное строительство, а после покупки участка земли хозяин уже самостоятельно заказывал себе дом у любой строительной компании. Через некоторое время компаниям продающим землю стало понятно, что будет намного выгоднее продавать землю в районах с уже готовой инфраструктурой вместо индивидуальных участков. Так родился термин «районное строительство».
4. Районы насчитывали около 6 000 домов, с населением 35 000 человек. Т.к. район застройки в обоих случаях был очень масштабным, то застройщиком пришлось решить ряд новых вопросов по строительству полной инфраструктуры района в виде школ, магазинов, ближайших офисных зданий. В данном случае просто технических и коммуникационных линий было недостаточно, и тогда архитекторы решают ввести первые стандарты застройки спальных районов.
6. Но с приходом экономической депрессии вопрос строительства спальных районов был временно заморожен: большинство людей попали в безденежную ситуацию. Вопросы дальнейшего совершенствования районов пришлось временно отложить до лучших времён. Президент Г. Гувер еще в 1929 году начинает созывать слушания по жилищному вопросу, в тот самый момент, когда депрессия только начиналась, и строительные компании начали спешно замораживать проекты строительства из-за неплатежеспособности населения. Но до прихода Ф. Рузвельта в администрацию кардинальных законов принято не было.
7. В то время дома покупались владельцами сразу, поэтому жить в спальных районах могли себе позволить лишь богатые и хорошо обеспеченные люди, даже представителям среднего класса такая жизнь была не по карману. В период с 1910 по середину 1920-х годов, банки давали ипотеку в частном порядке лицам с хорошей платежеспособностью на сроки от 2 до 5 лет, но все же такие кредиты по прежнему оставались «дорогими» для среднего класса населения. Хотя стоит отметить, что первые массовые попытки кредитования населения предпринимались уже в 1932 году после принятия правительством закона о займах для частной недвижимости.
8. Уже к 1933 году из-за неплатежеспособности, дома, полученные по кредитам 1932 года, покидаются хозяевами со скоростью около 1 000 в день. Неудивительно, что президент Ф. Рузвельт с приходом в белый дом, видел одной из составляющих подъема экономики в обеспечении населения хорошим жильем. В администрации президента говорили: если люди счастливы дома, то они будут счастливы и на работе.
10. Впервые в истории страны хозяева домов получили возможность защитить свою ипотеку от роста или падения цен на 80%, а сам кредит выдавался правительством на срок 15 лет под 5% годовых.
11. Сама программа длилась 3 года, но именно в эти три года население среднего класса впервые получает возможность купить дом в пригороде, происходит всплеск строительства спальных районов. Именно в этот период рождается термин «американская мечта».
12. К третьему году существования программы, процентная ставка была снижена до 3%, а срок займа увеличен до 20-25 лет, а те, кто получил заем по более высокой ставке могли пройти перефинансирование.
13. Следующий этап активизации строительства приходится на период Второй мировой войны, когда постепенно начали возвращаться её участники, которым государство предоставляло не только помощь в виде различных дотаций, но и обеспечивало хорошей работой. Участников войны всегда устраивали на работу в первую очередь. К слову сказать, этот принцип остается действующим и сегодня. Еще большее ускорение строительство домов для военнослужащих получило после принятия в 1944 году закона о помощи ветеранам, или так называемого закона «прав военнослужащих», который гарантировал ипотеку с низким процентом от государства для покупки недвижимости по истечению армейского контракта и увольнению военнослужащих.
14. Первые массовые районы с полной инфраструктурой начинают бурно развиваться в Калифорнии, где в период с 1941 по 1944 год было построено 2 300 домов для участников войны.
15. В это время компании начинают строить районы в уже привычной сегодня планировке, с парковыми зонами, офисными зданиями, школами, магазинами, детскими дошкольными учреждениями.
16. Спальные районы уже перестают быть районами, а становятся независимыми муниципальными единицами со своими названиями, почтовыми индексами, телефонными кодами. Большинство населения таких районов работают в черте города, но часть населения получает работу непосредственно внутри таких районов. Малый бизнес начинает распространяться от центра городов к их окраинам, что еще более усиливает развитие спальных районов.
17. В это же время начинают ужесточаться требования использования земель, первые такие законы были приняты еще в 1909 году. Цель принятия законов сводилась в первую очередь к сохранению спальных районов в чистоте и порядке. К примеру, заводы запрещалось располагать в радиусе 20 км от спальных районов. Буферной зоной служили офисные здания или складские помещения, а также сети магазинов.
18. С принятием законов по регулированию земельного использования, строители вернулись к вопросу пересмотра дизайна спальных районов и созданию внутри них уюта и красоты не только в виде парковых зон, но и в виде улучшения дизайна домов и планировки улиц, создания искусственных водоёмов и зон отдыха.
19. В следующей части я расскажу вам об эволюции спальных районов на основе эволюции транспортных систем США, ну а затем, мы поговорим о дизайне и планировке спальных районов.
На фотографиях один из пригородов Хьюстона.
С началом индустриализации США многие семьи начали миграцию в пригороды. Связано это было с двумя факторами: во-первых, большие ведущие города превратились в промышленных и занятых гигантов, многим жителям стало не удобно жить среди шума и промышленности. Во-вторых, появился Форд и дороги, которые стерли зависимость от общественного транспорта и необходимость наличия жилья вблизи работы. Романтический тихий пригород с частным домом, среди тишины и зелени стал для многих мечтой и картинкой идеальной жизни, «американской мечтой».
]]> 1. К слову сказать, еще задолго до появления автомобилей в большом количестве и дорог, в середине 1800-х, уже имелись некоторые наброски архитектуры и планировки спальных районов. Одной из первых работ в США по этой тематике была книга Эндрю Доунинга под названием «Курс теории и практики ландшафтного сада». В этой книге Эндрю описал планировку и устройство спальных районов с иллюстрациями и множеством мелких деталей, например, как сажать деревья или как должны располагаться улицы. Но сам по себе этот труд был не первым в этой области, в Великобритании, к тому времени, уже было довольно много как архитектурных, так и инженерных очерков и книг на эту тему. Хотя сама идея новизной совсем не отличалась, и еще в 1819 году в Бруклине был построен первый пригородный район. На земельном участке в 60 акров расположилось несколько прямых улочек, участки земли составляли 50 на 100 футов. Кстати сказать, участок 50 футов и по сей день является одним из самых ходовых на рынке частного жилья, вместе с участками 55 и 60 футов.
2. Ценность данной книги была в том, что Эндрю доступным обычному населению (а не только архитекторам и инженерам) показал, что домик «с картинки», о котором мечтали многие, может быть не только у очень обеспеченных людей, а так же и у среднего класса. В следующие несколько десятилетий эта идея глубоко уйдет в народные массы. К 1869 году появился один из самых больших районов пригороде Бруклина, земельное владение площадью 500 акров было разделено на схожие участки. Район получил название «Садовый город». На прямых улицах располагались домики, район засаживался уже взрослыми деревьями, имелись сады, тропинки для прогулок и прочие мелочи сказочной жизни. С этого момента такая планировка начала расползаться уже за пределы Новой Англии. В 1907 году в Канзасе появился похожий по планировке район, под названием «Деревенский клуб». Но в данный районах была одна проблема – прямые спальные улицы создавали ощущение жизни на оживленном проспекте, забирая уют деревенского домика. Решение проблемы витало в воздухе, совсем рядом.
3. К 1890-м идея частного дома где-то в лесу среди комаров полностью сходит на нет среди народных масс. На замену старым принципам приходи идея планирования спальных пригородов и их строительство с полной инфраструктурой и облагораживанием. Так выглядел один из районов 1884 года постройки в Сант Луисе, штат Миссури. Наличие прямых улочек – не самое лучшее решение для спального района.
(Lithograph by Gast, courtesy Missouri Historical Society, neg. 21508)
4. А это уже более продвинутый район, с современной планировкой – строительство началось в 1869 году в штате Иллиной, в пригороде Чикаго. Остановимся на этом районе поподробнее, т.к. это была первая массовая застройка района в современном виде, сегодняшняя планировка мало чем отличается от данного района. На самом деле это не совсем первый продвинутый район. Еще в 1851 году, в Огайо, был построен небольшой пробный район с изогнутыми улочками, который получил название Глендэйл. Тем не менее, Чикагский пригородный район стал первым большим районом с планированной продуманной застройкой сегодняшнего стандарта. Во-первых, в течении строительства на месте густого леса прорубались исключительно участки необходимые для строительства, что оставило нетронутыми большое количество старых деревьев. В добавок ко всему, местность имела холмы и протекающую поблизости речку, которые придали району отличный вид. Во-вторых, весь район имел массу изогнутых улиц, что создавало ощущение уединенности, в-третьих, все участки земли были разделены на нетрадиционные неравномерные «куски». Такой подход убрал геометричность и ощущение жизни по линейке. Ну и наконец, в-четвертых, дизайн домов был сделан индивидуально, и дома не повторяли друг друга под копирку. Главным архитектором района был Фредерик Олмстед, и по его дизайну в США в будущем будет построено более 450 схожих районов в 29 штатах.
Так выглядел район, серая незакрашенная территория внизу района – река.
(Plan courtesy Frederick Law Olmsted National Historical Site; photo courtesy National Historic Landmarks Survey)
5. К началу 1930-х направление архитектуры и планировки пригородных районов сформировалось полностью уже не в теории, а на бумаге, в виде различных первых кодов и стандартов, а так же книг: подъездные дороги от скоростных шоссе к спальным улочкам, отсеченные чередой магазинов, изогнутые тихие спальные улочки, с наличием большого количества тупиковых улиц (для отсечения транзитного потока автомобилей), открытые пространства с деревьями и водоемами, домики с открытым фасадом и индивидуальной архитектурой, но единым стилем и материалами.
1. Частные районы должны располагаться в местах, пригодных для проживания без вреда для здоровья (речь идет о том, что, к примеру, рядом с металлургическим комбинатом построить район никак не получится).
2. Районы должны находиться в местах, пригодных для жилья, с минимальным риском для жизни населения (тут подразумевается то, что не стоит строить районы в местах постоянных ураганов, в зонах наводнений или смога, эгегей, привет Луизиане и Канзасу).
3. Каждый район должен иметь полную инфраструктуру, рассчитанную на население (школы, детские сады, больницы, дороги, общественный транспорт и т.д.).
4. Строительство всей необходимой промышленной инфраструктуры должно быть включено в район (очистные сооружения, канализация, дренажные каналы для отвода обильных дождей и т.д.).
5. Подчинение зонированию городов, т.е. нельзя стоить там, где земля предназначалась для чего-то другого, например для торговых центров, офисных зданий и т.д.
6. Защита ценообразования, т.е. дома должны строиться по единому плану, чтобы их ценовой рубеж был примерно схожим, без значительных отклонений. Для этого приняты различные законы, например о размере участков, отступу от края участка (т.е. большой дом не получится построить на участке 55 футов, в силу того, что из-за отступов он не поместится), качеству и типу материалов.
8. Так же в стандарт входят расчеты по строительству дорог, количеству их полос, архитектуры дорог, кривых, подъемов и спусков, размером кварталов, наличию парков и спортивных площадок, ирригации района, канализации, электрики, и т.д.
9. Вот такую кашу заварила новоиспеченная администрация всего-то за пару лет. Теперь строители могли получать более выгодные условия инвестирования, разрешились многие проблемы строительства и координации с между городскими властями и строителями. В добавок ко всему, Мотт смог подтолкнуть федеральное правительство к принятию законов относительно изогнутых улиц. Напомню, что со времен строительства Нью-Йорка, инженеры очень полюбили линейку, и понятия не имели, что еще имеется такая штуковина как циркуль. Таким образом, все что можно было сделать прямо – делалось прямо, а изогнутые улицы воспринимались как сенсация и прорыв в будущее. На самом деле изогнутые улицы имеют массу преимуществ относительно прямых, во-первых, как я упомянул выше – они создают уют и убирают чувство проживания на загруженной улице. Во-вторых, криволинейные улицы намного более пригодны в районах с рельефом, т.к. углы подъемов спусков дорог можно контролировать, огибая холмы. В-третьих, криволинейные улочки снижали цену строительства коммуникаций, и дорог, в местах с рельефом. Ну и наконец, они создавали более безопасное движение, т.к. количество перекрестков в спальных районах резко снижалось, а внимание водителя во время езды повышается. Начиная с 1940 криволинейные дороги узаконили, и теперь они так же явились одним из требований к дизайну спальных районов.
10. В добавок ко всему, в 1936 году создается не коммерческая организация под названием Городской Институт Землевладения, цель которого изучение городского дизайна в целом, а не только спальных районов. Впервые архитекторы начинают продумывать связь частных секторов с деловыми центрами, рассматриваются вопросы очистных сооружений, мусора, скоростных шоссе и подъездных дорог в масштабе всего города, а не отдельного района, прокладки железных дорог через спальные районы и т.д. к 1947 году Институт Землевладения производит на свет свой первый труд – Руководство по строительству микрорайонов в городах. К слову сказать, данная книга жива до сих пор, в 2000 году вышло ее восьмое издание.