Одна гватемала и 2 барбадоса что это
Одна гватемала и 2 барбадоса что это
Книжный клуб 451F | Книги | Фильмы | Музыка запись закреплена
В декабре (01.12) исполнилось 100 лет со дня рождения Виктора Драгунского, с чем Книжный Клуб всех нас от души поздравляет. К этому юбилею издательство АСТ выпускает необычную книгу: Виктор Драгунский — «Денискины рассказы» и Денис Драгунский — «О том, как всё было на самом деле».
Это рассказы с комментариями прототипа, который сам уже стал журналистом и писателем. Денис Драгунский написал пять больших очерков — «Квартира», «Двор», «Школа», «Улица» и «Дача» — которые помогают увидеть тогдашнюю жизнь в реальных подробностях. Это правильная затея — потому что современным ребятам в «Денискиных рассказах» уже не все понятно. Откуда соскакивают кляксы? Что такое «прием стеклотары»? Куда ведет «черный ход»? Почему папа берет у сына «две копейки на автомат»?
Иллюстрации сделал совсем молодой — ему только семнадцать лет! — художник Алексей Воронцов. Он очень точно сумел показать черточки того времени — школьную
форму, коридор коммунальной квартиры, дачный дворик, улицу 1960-х…
«Мы с ребятами сначала катались на великах, а потом садились на скамеечки вокруг фонтана, отдохнуть и поговорить.
Разговаривали про всё на свете. Но в основном про войну (какой маршал был главнее) и про девчонок (какие они все дуры). И еще, конечно, про почтовые марки. Тогда почти каждый мальчишка собирал коллекцию марок. Ребята все время менялись марками. Марки далеких заморских стран считались самыми ценными. В рассказе «Он живой и светится» Мишка говорит Дениске, что за игрушечный самосвал даст ему «одну Гватемалу и два Барбадоса». Это значит — марки этих стран.
Про девчонок и про марки — это нормальный разговор, а про маршалов — это было, наверное, только в нашем дворе. Потому что у нас в доме жило самое маленькое — шесть маршалов. А может, и больше.»
«Домработниц во дворе звали по именам хозяев. Были Надька Конева, Машка Рокоссовская, Нинка Косыгина и так далее.
Они выходили на черный ход полузгать семечки и порассказать о капризах хозяек. Капризы были, например, такие:
— Я ей ночные рубашки постирала, погладила, несу. А она говорит: «Безобразие! Только грязь развела! Перестирать немедленно!» Я молча забираю, в кухню несу, часа через два водичкой сверху побрызгаю, подглажу. Принесу. Она довольная такая: «Вот! Теперь другое дело!»
Все подруги-домработницы начинали хохотать и что-то такое же рассказывать. Было похоже на народную сказку — про глупую барыню и хитрую служанку.»
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…»
Презентация к уроку
2. Вступительное слово учителя.
— Мы продолжаем разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы будем работать с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится:», с которым вы познакомились дома.
-А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше? («Денискины рассказы»)
-Ребята расскажут вам о жизни и творчестве писателя (учащиеся, которые самостоятельно нашли информацию о писателе).
3. Рассказ о писателе.
Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему «Денискины рассказы».
Первая книга вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится:», куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга «Денискины рассказы», которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.
Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.
4. Беседа по прочитанному дома.
1. Назовите главных героев рассказа?
2. Кто из них вам больше понравился? Почему?
3. Почему рассказ так называется?
5. Постановка проблемы (презентация)
И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, которые вы сами будете выделять, и найдем в нем то главное, о чем нам хотел поведать автор.
6. Словарная работа (презентация)
— Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые?
— Как вы выяснили их значение?
(Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью токового словарика в конце учебника, либо с помощью цепочек родственных слов).
Словарик чувств, словарик характеристик (презентация).
7. Повторное чтение с выделением логически законченных частей.
— Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1 часть. («:и не заставлял ее сидеть на песке и скучать».)
— Где бы вы закончили 2 часть? («:тогда увидишь!»)
-:3 часть? («:И я забыл про всех на белом свете»).
-Дальше мы будем работать по группам, изучая каждую часть подробно с помощью вопросов, озаглавливая ее.
Физминутка с музыкальным сопровождением песни «Верный друг».
8. Работа в группах.
1. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)
2. А какое чувство испытывали вы,, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие).
3. Что вы узнали о Дениске? (На доске учитель записывает черты характера героя: любящим сыном(скучал и переживал за маму), надежным сыном, готовым прийти маме на помощь(если бы я знал, что моя мама хочет есть. я бы моментально к ней побежал). Чувствительный, впечатлительный, верный, любящий живую природу, бескорыстный, добрый, умеет ценить настоящую красоту.
4. Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? («Ожидание мамы»).
Наверное, не случайно автор прерывает разговор двух ребят описанием душевного состояния мальчика. Найдите его. (На дворе стало еще темнее:).
Как озаглавите эту часть? («Новая игрушка Дениски»).
Эта часть лучше всего рассказывает о Дениске, какой он, поэтому давайте внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя.
Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).
Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (:а я остался со своим светлячком:)
Сделайте вывод. (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение).
Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется «Денискины рассказы», поэтому и пишет от имени Дениски; о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо)..
Как озаглавите эту часть? («Светлячок», «Встреча со светлячком», «Живое чудо», «Крошечная звездочка в коробке»).
Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)
Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте. (Нет, мама не считала этот обмен равноценным)
Найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы. Как вы можете его истолковать? (В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой, он светится!).
Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).
6. Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. («Лучше любого самосвала на свете»).
9. Запись составленного плана в тетрадь (презентация)
4) Лучше любого самосвала на свете.
10. Обобщение характеристик героев (презентация)
— А теперь давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.
11. Чтение диалогов.
— Ребята, а теперь найдите в рассказе диалоги. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).
Учащиеся в группах делятся на пары и самостоятельно выбирают диалог. Учитель обращает внимание детей на то, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.
12. Заключительная беседа (презентация)
— Ну что ж! Я очень довольна, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.
-Давайте порассуждаем, могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка. (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.)
— Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.
— Мы с вами заканчиваем работу с рассказом Драгунского. Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому. Какие бы заглавия вы придумали?
(«В ожидании мамы», «Живое чудо», «Волшебство», «Волшебная звездочка», «Светлячок», «Живая радость» и т. д.)
— Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово «волшебство», но в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)
(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).
Перечитать диалоги. Подготовиться к пересказу текста по плану, составленному на уроке.
Урок-тест по литературному чтению (итоговый). 4-й класс
Класс: 4
ЧТ-4 итог. “Он живой и светится…”
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песочницы, и ждал маму. Она, наверное, задержалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверное, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было. Вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, а в небе задвигались тёмные облака, похожие на бородатых стариков… И мне хотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ёё сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:
Мишка сел со мной рядом и взял в руки самосвал.
— Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Она для чего? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?
— Нет, не дам. Подарок. Отец подарил перед отъездом.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее. Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят, разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.
Тогда Мишка говорит:
— Я тебе могу за него дать одну Гватемалу и два Барбадоса!
— Сравнил марки с самосвалом…
— Ну, хочешь, я отдам тебе плавательный круг?!
— Он же у тебя лопнутый!
Я даже рассердился:
— А плавать где? В ванной? По вторникам?
И Мишка опять надулся. А потом говорит:
— Ну, была не была! Знай мою доброту! На!
— Что это, Мишка? – сказал я шёпотом.
— Это светлячок. Что, хорош? Он живой, не думай.
— Мишка, бери мой самосвал, навсегда бери, а мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму…
Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека. И я не мог ровно дышать, я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, будто хотелось плакать.
И я долго сидел так, очень долго. И никого вокруг не было. И я забыл про всё на свете.
И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку. Потом мама зажгла свет и сказала: “Да, это волшебство. Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?”
— Я так долго ждал тебя, и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете!
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
— А чем же, чем именно он лучше?
— Да как же ты не понимаешь! Ведь он живой! И светится. (По В.Драгунскому)
1. Ты прочитал текст, в котором, в основном, говорится о том:
1) о чём думал герой, ожидая маму,
2) как Мишка разглядывал самосвал,
3) что делают ребята с родителями дома по вечерам,
4) какое впечатление произвёл светлячок на героя.
2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что:
1) все мамы должны возвращаться с работы вовремя,
2) не следует меняться с приятелями родительскими подарками,
3) общение с живой природой способно побороть печаль и скуку,
4) мама задержалась из-за разговоров с тётей Розой.
3. Теперь ты знаешь, что:
1) Мишка предложил герою пять вариантов обмена,
2) герой ждал маму очень долго,
3) мама героя работала на заводе,
4) светлячок был похож на ярко-жёлтую звёздочку.
4. Прочитав текст, ты узнал, что:
1) герой играл с самосвалом около своего подъезда,
2) все самосвалы могут сами набирать песок,
3) светлячок был у Мишки в школьном пенале,
4) герою очень хотелось чая с бубликами и брынзой.
5. После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что герой отказался менять самосвал на плавательный круг, потому что:
1) самосвал стоил намного дороже надувного круга,
2) самосвал подарил ему отец перед отъездом,
3) круг был испорчен, и его негде было использовать.
4) в этот момент пришла с работы мама героя.
6. В какой сборник можно включить этот текст?
2) Детская энциклопедия.
3) “Волшебные сказки”.
В1. Чтобы пересказать этот текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
Б) Разговор с героя с мамой.
В) Любование “звёздочкой”.
Г) Печальное ожидание.
Используй для ответа табличку:
В2. Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.
Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.
Слово | Толкование слова |
1) светлячок | А) карманный фонарик |
2) брынза | Б) мягкий белый солоноватый сыр из овечьего молока |
В) сорт конфет в виде вязких кубиков шоколадного цвета | |
Г) небольшое насекомое, светящееся в темноте |
Используй для ответа табличку:
В3. Мишка предложил за самосвал “одну Гватемалу и два Барбадоса”. Гватемала – государство в Центральной Америке, Барбадос – остров-государство в Карибском море. Что же имел в виду Мишка?
С1. Какими чертами характера, качествами наделен главный герой? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.
С2. Как ты считаешь, рассердилась ли мама на героя из-за странного обмена, совершённого им? Объясни, почему ты так думаешь.
С3. Понравился ли тебе этот текст? Объясни, почему?
Для ответа используй таблицу:
Спецификация проверочной работы:
Предмет | Класс | Цель | Примерные сроки | Примерное время |
Чтение | 4 | Итоговый контроль уровня сформированности общеучебных умений, навыка осознанного чтения. | Вторая половина мая | 40-45 мин. |
План проверочной работы и критерии оценивания:
Парламент Барбадоса отказался считать Елизавету II главой государства
Парламент Барбадоса поддержал поправку в Конституцию, в соответствии с которой королева Великобритании Елизавета II больше не будет главой этой карибской страны, сообщает агентство EFE. За внесение изменений депутаты проголосовали единогласно.
30 ноября, в день 55-летней годовщины независимости от Британии, Барбадос сменит форму правления с монархии на республику.
Премьер-министр Барбадоса Миа Моттли напомнила, что переговоры о переходе к республиканской форме правления начались более 20 лет назад и назвала решение парламента хорошо обдуманным шагом. «Этот разговор продолжается с декабря 1998 года», — отметила Моттли.
Она охарактеризовала инициативу как «простой, но функциональный законопроект», поскольку поправка к Конституции подразумевает только смену статуса государства и отказ от подчинения Елизавете II, но в остальном Основной закон не изменится.
Позже будут назначены выборы президента Барбадоса, добавила Моттли.
Население Барбадоса — около 280 тыс. человек. Он получил независимость от Великобритании в 1966 году, но сохранил формальную связь с британской монархией. Первым премьер-министром страны стал Эррол Барроу.
О намерении сделать государство республикой осенью 2020 года объявила генерал-губернатор Барбадоса Сандра Мэйсон, которая представляет на острове Елизавету II: «Пришло время полностью оставить позади наше колониальное прошлое». По ее словам, страна хочет, чтобы ею руководил уроженец Барбадоса.
В Букингемском дворце заявили, что вопрос должны решать правительство и жители Барбадоса. Источник Би-би-си сообщил, что для Лондона идея «не стала неожиданностью». В последний раз Елизавета II посещала Барбадос в 1989 году, отмечает The Times.
Елизавета II выступает в качестве формальной главы государства в 16 королевствах Содружества. После смены формы правления Барбадос выйдет из этого объединения, но останется в Содружестве Наций, куда входят 54 государства-члена. Над возможностью ввести в стране республиканское правление, в результате чего Елизавета II перестанет быть главой государства, также задумались на Ямайке.
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»
Урок литературного чтения в 3 классе
«В.Ю. Драгунский. Он живой и светится».
— Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».
— Развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение работать в группах, совместно создавая характеристику героев, их взаимоотношений;
— Продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.
Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.
Карточки-задания для словарной работы.
Карточки с характеристиками героев.
Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой гостей, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.
Проверка домашнего задания.
Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое»).
– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.)
– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).
— Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).
2. Тест по рассказу «Капалуха»
В.П. Астафьев «Капалуха»
1. К чему приближались герои рассказа?
А) к густому лесу Б) к болоту
В) к альпийским уральским лугам Г) к деревне
А) гнали скот с пастбища в деревню
Б) гнали скот на летнюю пастьбу
В) первый раз за весну выгоняли скот на пастбище
3. Как цветет черника?
А) скромно, чуть заметно
Б) красивыми крупными белыми цветами
В) мелкими ярко-красными цветами
4. Почему поднялся шум у черничного бугорка?
А) над ним кружилась стайка птиц
Б) над ним кружилась птица капалуха
В) по нему бегала птица капалуха
5. Кто такая капалуха?
В) сова Г) куропатка
6. Почему сердце автора забилось от испуга?
А) он знал, что капалуха может быть очень опасна
Б) ему было жаль птицу – он чуть не наступил на гнездо
В) ему было жаль птицу – он испугался, что дети её поймают
7. Что предложил один из мальчишек?
А) взять яйца из гнезда Б) разбить яйца
В) поймать птицу Г) подстрелить птицу из рогатки
8. Что ответил ему автор?
А) А что будет с капалухой? Б) Зачем тебе это нужно?
В) Ты откуда такой жестокий взялся?
9. Где у птицы был выщипан пух?
А) на спине Б) на боках
В) на животе Г) на крыльях
10. Что сделала капалуха, как только люди отошли?
А) вновь стала высиживать яйца
Б) полетела добывать добычу
В) стала чинить гнездо
3.Актуализация опорных знаний.
— Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.
Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский. Слайд 1
Сообщение учащегося. Слайд 2,3
В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада.
Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.
Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.
Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят.
Самое главное придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы ( так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, песни.
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы».
— Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
— Что вы знаете о светлячках?
Сообщение о светлячках.
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.
Как называется рассказ? ( «Он живой и светится»).
Давайте прослушаем рассказ.
БРЫНЗА – сыр из овечьего молока
МОМЕНТАЛЬНО – мгновенно, очень быстро
ДОБЛЕСТЬ – мужество, отвага, храбрость
Гватемала, Барбадос – государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
— Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.
— работать над составлением плана рассказа
— учиться давать характеристику героям
— определить главную мысль рассказа
IV. Работа над новым произведением.
– Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)
— От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)
— Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.
— Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.
— Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, вдумчиво прочитаем текст, но прежде проведём словарную работу для более точного понимания некоторых слов и выражений.
У каждой группы есть по 1 карточке. Выполните записанные на них задания.
Самостоятельная работа в группах (по 4 человека).
— Найдите в словаре объяснение слова «бублик».
— Найдите в словаре объяснение слова «брынза».
— Найдите в словаре объяснение слова «Гватемала».
— Найдите в словаре объяснение слова «Барбадос».
— Запишите, что означает слово «моментально».
— Запишите, что означает слово «добрость».
— Запишите, что означает выражение «Мишка надулся».
— Запишите, что означает слово «пристально».
Проверка выполнения со Слайдом 10
Переходим к чтению. Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.
Чтение текста учащимися.
– Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)
— Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)
— Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)
— А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)
— Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.
(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть. я бы моментально к ней побежал)
— Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? («Ожидание мамы»).
— О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
— О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
— Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)
— Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)
— Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово «пожалуйста», а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)
— Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)
— Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
— Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)
— Как её можно озаглавить? («Новая игрушка Дениски»)
– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)
— Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)
— Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)
— Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)
— Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)
— Как озаглавите эту часть? («Светлячок», «Встреча со светлячком», «Живое чудо», «Крошечная звездочка в коробке»)
– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)
— Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)
— Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
— Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. («Лучше любого самосвала на свете»).
– Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём. Я приглашаю вас полюбоваться природой.
Давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке. Слайд 11
Чтение характеристик по карточкам на доске.
V. Рефлексия. Подведение итогов.
— Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.
Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?
— Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)
— Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.
VI. Оценка работы класса.
— Я очень довольна вашей работой на уроке. Особенно хочется отметить работу ….
VII. Домашнее задание.
— Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ