Одкб это расшифровка что такое
ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́РА О КОЛЛЕКТИ́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ
Том 24. Москва, 2014, стр. 335
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́ РА О КОЛЛЕК Т И́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ (ОДКБ), международная региональная организация по обеспечению коллективной безопасности. Объединяет 6 государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) (2013). Создана на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15.5.1992 в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Штаб-квартира – в Москве. В сент. 1993 к ДКБ присоединился Азербайджан, в декабре того же года – Грузия и Белоруссия, 20.4.1994 Договор вступил в силу для всех государств-членов. В апр. 1999 Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из него, отказавшись от подписания Протокола о продлении ДКБ. Расширение военно-технич. сотрудничества государств – участников ДКБ, развитие системы консультативных органов, формирование Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности (2001) создали предпосылки для преобразования ДКБ в междунар. региональную орг-цию в духе статей 52–54 Устава ООН. Соответствующее решение принято 14.5.2002 в Москве на юбилейной сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) ДКБ, состоящего из глав государств – участников Договора. На сессии СКБ в Кишинёве 7.10.2002 приняты Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, вступившие в силу 18.9.2003 после их ратификации всеми государствами-участниками (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). В качестве целей ОДКБ были зафиксированы укрепление мира, междунар. и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. На сессии СКБ в Душанбе (28.4.2003) приняты положения, регламентирующие деятельность органов ОДКБ, а также организац. и финансовые вопросы; на сессии в Астане (18.6.2004) – Положение о порядке приёма и выхода из ОДКБ. К 2004 сформирована и начала функционировать система осн. органов ОДКБ: СКБ (высший орган, состоящий из глав государств-членов; принимает решения по стратегич. вопросам, с 2008 его сессии проходят в Москве), Постоянный совет (координирует реализацию решений СКБ в период между его сессиями), Совет министров иностр. дел, Совет министров обороны, К-т секретарей советов безопасности (консультативные и исполнит. органы, координирующие деятельность государств-членов в области внешней и воен. политики), Секретариат и Объединённый штаб (постоянно действующие рабочие органы). Пред. СКБ назначается по принципу ротации из глав государств – членов ОДКБ, генеральный секретарь (высшее адм. должностное лицо) назначается решением СКБ (в 2002–03 В. Д. Николаенко, с 2003 Н. Н. Бордюжа). 23.12.2003 Устав ОДКБ зарегистрирован в реестре Генерального секретаря ООН, 2.12.2004 резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН ОДКБ предоставлен статус наблюдателя. На сессии СКБ в Минске (23.6.2006) одобрена Декларация о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности ОДКБ, поставившая задачу её превращения в многофункциональную структуру противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов; тогда же принято решение о восстановлении членства Узбекистана (протокол подписан на саммите Евразийского экономического сообщества в Сочи 16.8.2006; закон о присоединении к ОДКБ одобрен парламентом Узбекистана 28.3.2008). С 2006 действуют Межгосударств. комиссия по военно-экономич. сотрудничеству ОДКБ и Парламентская ассамблея ОДКБ (с 2010 её место закреплено в Уставе в качестве органа межпарламентского сотрудничества орг-ции). В целях дальнейшего укрепления безопасности государств-членов на внеочередной сессии в Москве 4.2.2009 принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, соответствующее Соглашение подписано на сессии СКБ 14.6.2009 всеми членами ОДКБ, кроме Узбекистана и Белоруссии (последняя подписала пакет документов 20.10.2009). На сессии СКБ ОДКБ в Москве 20.12.2011 подписан Протокол о размещении объектов воен. инфраструктуры на территориях государств – членов ОДКБ, в соответствии с которым воен. базы «третьих стран» могут размещаться на территории государств-членов только при отсутствии офиц. возражений всех государств – членов орг-ции. 19.12.2012 Узбекистан приостановил членство в ОДКБ. Члены ОДКБ активно сотрудничают в сфере борьбы с нелегальным оборотом наркотиков (операция «Канал»), нелегальной миграцией (операция «Нелегал»), противодействия преступлениям в информац. среде (операция «Прокси»). ОДКБ наладила контакты и взаимодействие с осн. междунар. организациями (ООН, СНГ, ОБСЕ, ШОС и др.).
Кто входит в ОДКБ – союзники или потенциальные противники России?
Обострение конфликта Армении и Азербайджана обозначило кризис системы коллективной безопасности в СНГ
Об авторе: Владимир Валентинович Попов – доктор исторических наук, ветеран боевых действий, полковник запаса.
Фото сайта odkb-csto.org
Пока на границе Азербайджана и Армении шла перестрелка, много вопросов возникло по поводу того, кто может вмешаться в боевые действия и в случае необходимости развести враждующие стороны. Инструментом умиротворения в этой ситуации могли стать силы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), однако ее функционеры так и не выступили с содержательными предложениями. Приходится констатировать: нет примеров, когда ОДКБ участвовала бы в разрешении подобных противоречий. Повторение ситуации в очередной раз поставило вопрос о том, насколько действенна эта структура и кому она нужна.
Сейчас в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Все они считаются союзниками России, которую принято считать силой, заинтересованной в сохранении организации. Что же РФ за это получает? Ни один из членов ОДКБ не признал независимый статус Абхазии и Южной Осетии, как это сделала Москва. Завис и вопрос о статусе Нагорного Карабаха (НК). Вопрос об этой территории представляет собой как бы квинтэссенцию всех противоречий вокруг Договора о коллективной безопасности. Армения входит в ОДКБ, а Азербайджан был в этой организации, но практически сразу вышел из нее в 1994 году. Это случилось, видимо, после того как в Баку поняли, что 20% территории, которую удерживает Армения в Карабахе, вряд ли без большой кровопролитной войны отойдет Азербайджану… Конфликт есть, и варианты его разрешения в рамках ОДКБ не намечаются.
Помнится, в 1990-х годах ходили разговоры, что в Нагорный Карабах введут коллективные миротворческие силы ОДКБ. Более того, нет ни одного примера, чтобы организация участвовала в разрешении подобных противоречий. А конфликтов было немало. Таджикистан – события 2010 года в Ферганской долине. Июнь 2010 года, когда из-за противостояния киргизской и узбекской диаспор, фактически поставившего Киргизию на грань гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Его созвали для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся во введении в страну подразделений Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). С этой просьбой к тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву обратилась глава Киргизии того времени Роза Отунбаева. Но ответ был – нет… Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве – члене ОДКБ резкой критике эту организацию подверг президент Белоруссии Александр Лукашенко. Может быть, именно поэтому 28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года). А ведь после этого были еще противостояние Грузии с Абхазией и Южной Осетией в 2008 году, Донбасс 2014 года. Задачей организации названа защита территориально-экономического пространства стран – участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. ОДКБ как единый военно-политический союз все эти задачи выполняет пока виртуально. КСОР ни разу не участвовали в боевых операциях.
При этом мы видим другой пример – действия коллективных сил НАТО, которые проявляют активность и в тех регионах, где у России и ее союзников по ОДКБ есть свои геополитические интересы. Признавая определенные противоречия между странами – членами Североатлантического блока, нельзя отрицать боевую эффективность и слаженность его действий в конфликтных зонах. Бомбежки в 1999 году Югославии, отторжение Косово, а также оккупация в начале 2000-х годов Ирака, а в последующем Афганистана, Сирии – эти примеры говорят о том, что в НАТО верны исповедуемым принципам, как бы мы к ним ни относились.
Но вернемся к размышлениям о том, кому выгодно существование ОДКБ. Мы видим, что Армения и Казахстан хоть и являются членами организации, но заигрывают с НАТО. Они готовы укреплять военно-политические связи с альянсом и даже подумывают о членстве в блоке. Как это сочетается с сохранением ОДКБ, сказать трудно. Между тем коллективные силы каждый год проводят совместные учения, собираются в штаб-квартире в Москве, чтобы обсудить насущные проблемы. Но, к сожалению, реальной работы по защите интересов входящих в организацию государств, решению конфликтных проблем – минимум.
Пока идет лишь регулярная подготовка войск. Главный побудительный мотив к этому, конечно, формирует Москва. Начиная с 2005 года Россия начала безвозмездно готовить кадры для стран ОДКБ в своих военных учебных заведениях. С 2010 года в РФ стали учиться военнослужащие из Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии. Сейчас их в военных вузах насчитывается несколько тысяч человек. Но есть ли в этом сотрудничестве какой-то смысл и польза для нашей коллективной обороны? Пока отношения между странами складываются так, что непонятно, в каких вооруженных конфликтах окажутся замешанными окончившие российские военные вузы специалисты после выпуска, а главное – на чьей стороне.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.