Одкб это расшифровка что такое

ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́РА О КОЛЛЕКТИ́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ

Том 24. Москва, 2014, стр. 335

Скопировать библиографическую ссылку:

ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́ РА О КОЛ­ЛЕК ­ Т И́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ (ОДКБ), ме­ж­ду­на­род­ная ре­гио­наль­ная ор­га­ни­за­ция по обес­пе­че­нию кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти. Объ­е­ди­ня­ет 6 го­су­дарств (Ар­ме­ния, Бе­ло­рус­сия, Ка­зах­стан, Кир­ги­зия, Рос­сия, Тад­жи­ки­стан) (2013). Со­зда­на на ос­но­ве До­го­во­ра о кол­лек­тив­ной без­о­пас­но­сти (ДКБ), под­пи­сан­но­го 15.5.1992 в Таш­кен­те гла­ва­ми Ар­ме­нии, Ка­зах­ста­на, Кир­ги­зии, Рос­сии, Тад­жи­ки­ста­на и Уз­бе­ки­ста­на. Штаб-квар­ти­ра – в Мо­ск­ве. В сент. 1993 к ДКБ при­сое­ди­нил­ся Азер­бай­джан, в де­каб­ре то­го же го­да – Гру­зия и Бе­ло­рус­сия, 20.4.1994 До­го­вор всту­пил в си­лу для всех го­су­дарств-чле­нов. В апр. 1999 Азер­бай­джан, Гру­зия и Уз­бе­ки­стан вы­шли из не­го, отка­зав­шись от под­пи­са­ния Про­то­ко­ла о про­дле­нии ДКБ. Рас­ши­ре­ние во­ен­но-тех­нич. со­труд­ни­че­ст­ва го­су­дарств – уча­ст­ни­ков ДКБ, раз­ви­тие сис­те­мы кон­суль­та­тив­ных ор­га­нов, фор­ми­ро­ва­ние Кол­лек­тив­ных сил бы­ст­ро­го раз­вёр­ты­ва­ния Цен­траль­ноа­зи­ат­ско­го ре­гио­на кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти (2001) соз­да­ли пред­по­сыл­ки для пре­об­ра­зо­ва­ния ДКБ в ме­ж­ду­нар. ре­гио­наль­ную орг-цию в ду­хе ста­тей 52–54 Ус­та­ва ООН. Со­от­ветст­вую­щее ре­ше­ние при­ня­то 14.5.2002 в Мо­ск­ве на юби­лей­ной сес­сии Со­ве­та кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти (СКБ) ДКБ, со­стоя­ще­го из глав го­су­дарств – уча­ст­ни­ков До­го­во­ра. На сес­сии СКБ в Ки­ши­нё­ве 7.10.2002 при­ня­ты Ус­тав и Со­гла­ше­ние о пра­во­вом ста­ту­се ОДКБ, всту­пив­шие в си­лу 18.9.2003 по­сле их ра­ти­фи­ка­ции все­ми го­су­дар­ст­ва­ми-уча­ст­ни­ка­ми (Ар­ме­ния, Бе­ло­рус­сия, Ка­зах­стан, Кир­ги­зия, Рос­сия, Тад­жи­ки­стан). В ка­че­ст­ве це­лей ОДКБ бы­ли за­фик­сиро­ва­ны ук­ре­п­ле­ние ми­ра, ме­ж­ду­нар. и ре­гио­наль­ной безо­пас­но­сти и ста­биль­но­сти, за­щи­та на кол­лек­тив­ной ос­но­ве не­за­ви­си­мо­сти, тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти и су­ве­ре­ни­те­та го­су­дарств-чле­нов. На сес­сии СКБ в Ду­шан­бе (28.4.2003) при­ня­ты по­ло­же­ния, рег­ла­мен­ти­рую­щие дея­тель­ность ор­га­нов ОДКБ, а так­же ор­га­ни­зац. и фи­нан­со­вые во­про­сы; на сес­сии в Ас­та­не (18.6.2004) – По­ло­же­ние о по­ряд­ке приё­ма и вы­хо­да из ОДКБ. К 2004 сфор­ми­ро­ва­на и на­ча­ла функ­цио­ни­ро­вать сис­те­ма осн. ор­га­нов ОДКБ: СКБ (выс­ший ор­ган, со­стоя­щий из глав го­су­дарств-чле­нов; при­ни­ма­ет ре­ше­ния по стра­те­гич. во­про­сам, с 2008 его сес­сии про­хо­дят в Мо­ск­ве), По­сто­ян­ный со­вет (ко­ор­ди­ни­ру­ет реа­ли­за­цию ре­ше­ний СКБ в пе­ри­од ме­ж­ду его сес­сия­ми), Со­вет ми­ни­ст­ров иностр. дел, Со­вет ми­ни­ст­ров обо­ро­ны, К-т сек­ре­та­рей со­ве­тов безо­пас­но­сти (кон­суль­та­тив­ные и ис­пол­нит. ор­га­ны, ко­ор­ди­ни­рую­щие дея­тель­ность го­су­дарств-чле­нов в об­лас­ти внеш­ней и во­ен. по­ли­ти­ки), Сек­ре­та­ри­ат и Объ­е­ди­нён­ный штаб (по­сто­ян­но дей­ст­вую­щие ра­бо­чие ор­га­ны). Пред. СКБ на­зна­ча­ет­ся по прин­ци­пу ро­та­ции из глав го­су­дарств – чле­нов ОДКБ, ге­не­раль­ный сек­ре­тарь (выс­шее адм. долж­но­ст­ное ли­цо) на­зна­ча­ет­ся ре­ше­ни­ем СКБ (в 2002–03 В. Д. Ни­ко­ла­ен­ко, с 2003 Н. Н. Бор­дю­жа). 23.12.2003 Ус­тав ОДКБ за­регист­ри­ро­ван в рее­ст­ре Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ООН, 2.12.2004 ре­зо­лю­ци­ей Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН ОДКБ пре­дос­тав­лен ста­тус на­блю­да­те­ля. На сес­сии СКБ в Мин­ске (23.6.2006) одоб­ре­на Дек­ла­ра­ция о даль­ней­шем со­вер­шен­ст­во­ва­нии и по­вы­ше­нии эф­фек­тив­но­сти дея­тель­но­сти ОДКБ, по­ста­вив­шая за­да­чу её пре­вра­ще­ния в мно­го­функ­цио­наль­ную струк­ту­ру про­ти­во­дей­ст­вия все­му спек­тру вы­зо­вов и уг­роз безо­пас­но­сти го­су­дарств-чле­нов; то­гда же при­ня­то ре­ше­ние о вос­ста­нов­ле­нии член­ст­ва Уз­бе­ки­ста­на (про­то­кол под­пи­сан на сам­ми­те Ев­ра­зий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­об­ще­ст­ва в Со­чи 16.8.2006; за­кон о при­со­еди­не­нии к ОДКБ одоб­рен пар­ла­мен­том Уз­бе­ки­ста­на 28.3.2008). С 2006 дей­ст­ву­ют Меж­го­су­дарств. ко­мис­сия по во­ен­но-эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ву ОДКБ и Пар­ла­мент­ская ас­самб­лея ОДКБ (с 2010 её ме­сто за­кре­п­ле­но в Ус­та­ве в ка­че­ст­ве ор­га­на меж­пар­ла­мент­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва орг-ции). В це­лях даль­ней­ше­го ук­ре­п­ле­ния безо­пас­но­сти го­су­дарств-чле­нов на вне­оче­ред­ной сес­сии в Мо­ск­ве 4.2.2009 при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии Кол­лек­тив­ных сил опе­ра­тив­но­го реа­ги­ро­ва­ния, со­от­вет­ст­вую­щее Со­гла­ше­ние под­пи­са­но на сес­сии СКБ 14.6.2009 все­ми чле­на­ми ОДКБ, кро­ме Уз­бе­ки­ста­на и Бе­ло­рус­сии (по­след­няя под­пи­са­ла па­кет до­ку­мен­тов 20.10.2009). На сес­сии СКБ ОДКБ в Мо­ск­ве 20.12.2011 под­писан Про­то­кол о раз­ме­ще­нии объ­ек­тов во­ен. ин­фра­струк­ту­ры на тер­ри­то­ри­ях го­су­дарств – чле­нов ОДКБ, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым во­ен. ба­зы «треть­их стран» мо­гут раз­ме­щать­ся на тер­ри­то­рии го­су­дарств-чле­нов толь­ко при от­сут­ст­вии офиц. воз­ра­же­ний всех го­су­дарств – чле­нов орг-ции. 19.12.2012 Уз­бе­ки­стан при­ос­та­но­вил член­ст­во в ОДКБ. Чле­ны ОДКБ ак­тив­но со­труд­ни­ча­ют в сфе­ре борь­бы с не­ле­галь­ным обо­ро­том нар­ко­ти­ков (опе­ра­ция «Ка­нал»), не­ле­галь­ной ми­гра­ци­ей (опе­ра­ция «Не­ле­гал»), про­ти­во­дей­ст­вия пре­сту­п­ле­ни­ям в ин­фор­мац. сре­де (опе­рация «Прок­си»). ОДКБ на­ла­ди­ла кон­так­ты и взаи­мо­дей­ст­вие с осн. ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ция­ми (ООН, СНГ, ОБСЕ, ШОС и др.).

Источник

Кто входит в ОДКБ – союзники или потенциальные противники России?

Обострение конфликта Армении и Азербайджана обозначило кризис системы коллективной безопасности в СНГ

Об авторе: Владимир Валентинович Попов – доктор исторических наук, ветеран боевых действий, полковник запаса.

Одкб это расшифровка что такое. Смотреть фото Одкб это расшифровка что такое. Смотреть картинку Одкб это расшифровка что такое. Картинка про Одкб это расшифровка что такое. Фото Одкб это расшифровка что такоеФото сайта odkb-csto.org

Пока на границе Азербайджана и Армении шла перестрелка, много вопросов возникло по поводу того, кто может вмешаться в боевые действия и в случае необходимости развести враждующие стороны. Инструментом умиротворения в этой ситуации могли стать силы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), однако ее функционеры так и не выступили с содержательными предложениями. Приходится констатировать: нет примеров, когда ОДКБ участвовала бы в разрешении подобных противоречий. Повторение ситуации в очередной раз поставило вопрос о том, насколько действенна эта структура и кому она нужна.

Сейчас в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Все они считаются союзниками России, которую принято считать силой, заинтересованной в сохранении организации. Что же РФ за это получает? Ни один из членов ОДКБ не признал независимый статус Абхазии и Южной Осетии, как это сделала Москва. Завис и вопрос о статусе Нагорного Карабаха (НК). Вопрос об этой территории представляет собой как бы квинтэссенцию всех противоречий вокруг Договора о коллективной безопасности. Армения входит в ОДКБ, а Азербайджан был в этой организации, но практически сразу вышел из нее в 1994 году. Это случилось, видимо, после того как в Баку поняли, что 20% территории, которую удерживает Армения в Карабахе, вряд ли без большой кровопролитной войны отойдет Азербайджану… Конфликт есть, и варианты его разрешения в рамках ОДКБ не намечаются.

Помнится, в 1990-х годах ходили разговоры, что в Нагорный Карабах введут коллективные миротворческие силы ОДКБ. Более того, нет ни одного примера, чтобы организация участвовала в разрешении подобных противоречий. А конфликтов было немало. Таджикистан – события 2010 года в Ферганской долине. Июнь 2010 года, когда из-за противостояния киргизской и узбекской диаспор, фактически поставившего Киргизию на грань гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Его созвали для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся во введении в страну подразделений Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). С этой просьбой к тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву обратилась глава Киргизии того времени Роза Отунбаева. Но ответ был – нет… Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве – члене ОДКБ резкой критике эту организацию подверг президент Белоруссии Александр Лукашенко. Может быть, именно поэтому 28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года). А ведь после этого были еще противостояние Грузии с Абхазией и Южной Осетией в 2008 году, Донбасс 2014 года. Задачей организации названа защита территориально-экономического пространства стран – участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. ОДКБ как единый военно-политический союз все эти задачи выполняет пока виртуально. КСОР ни разу не участвовали в боевых операциях.

При этом мы видим другой пример – действия коллективных сил НАТО, которые проявляют активность и в тех регионах, где у России и ее союзников по ОДКБ есть свои геополитические интересы. Признавая определенные противоречия между странами – членами Североатлантического блока, нельзя отрицать боевую эффективность и слаженность его действий в конфликтных зонах. Бомбежки в 1999 году Югославии, отторжение Косово, а также оккупация в начале 2000-х годов Ирака, а в последующем Афганистана, Сирии – эти примеры говорят о том, что в НАТО верны исповедуемым принципам, как бы мы к ним ни относились.

Но вернемся к размышлениям о том, кому выгодно существование ОДКБ. Мы видим, что Армения и Казахстан хоть и являются членами организации, но заигрывают с НАТО. Они готовы укреплять военно-политические связи с альянсом и даже подумывают о членстве в блоке. Как это сочетается с сохранением ОДКБ, сказать трудно. Между тем коллективные силы каждый год проводят совместные учения, собираются в штаб-квартире в Москве, чтобы обсудить насущные проблемы. Но, к сожалению, реальной работы по защите интересов входящих в организацию государств, решению конфликтных проблем – минимум.

Пока идет лишь регулярная подготовка войск. Главный побудительный мотив к этому, конечно, формирует Москва. Начиная с 2005 года Россия начала безвозмездно готовить кадры для стран ОДКБ в своих военных учебных заведениях. С 2010 года в РФ стали учиться военнослужащие из Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии. Сейчас их в военных вузах насчитывается несколько тысяч человек. Но есть ли в этом сотрудничестве какой-то смысл и польза для нашей коллективной обороны? Пока отношения между странами складываются так, что непонятно, в каких вооруженных конфликтах окажутся замешанными окончившие российские военные вузы специалисты после выпуска, а главное – на чьей стороне.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *