казанская божья матерь в каких числах
Казанская икона Божьей Матери 2021: какого числа по церковному календарю
Казанская икона Божией Матери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Это одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Но знаете ли вы, как именно она была обретена, каково значение этого праздника и с какими народными традициями и обычаями он связан? Истинно верующим людям необходимо знать, когда празднуется день казанской иконы Божией Матери в 2021 году.
Когда празднуется день казанской иконы Божией Матери в 2021 году
Праздник казанской иконы Божией Матери в 2021 году отмечается 21 июля. Это общецерковный ежегодный праздник еще называется Явление иконы Казанской Божьей Матери или Летняя Казанская.
«Осенняя Казанская» в 2021 году отмечается 4 ноября. Праздник в честь победы русского ополчения, которое возглавили Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, в войне с польскими захватчиками.
История православного праздника казанской иконы Божией Матери
Ночью 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Иоанн IV Грозный, предводитель русских воинов, готовившихся к штурму татарской Казани, услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — знак: Господь желал обратить в веру православную народ осаждаемого города. Казань была покорена. Главный водный путь страны — Волга — отныне принадлежал Руси. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей.
Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Новоучреждённая Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви. Большую роль в распространении православия среди волжских татар сыграло явление в Казани 8 июля (по старому стилю) и 21 июля (по новому) 1579 года чудотворной иконы Божией Матери. Закоренелые мусульмане и язычники покорённого царства не хотели воспринимать проповеди Евангелия. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали язычники и мусульмане, думая, что это Бог прогневался на христиан. Однако Казань начала медленно, но верно восставать из руин — ещё краше прежнего.
Явление иконы казанской Божией Матери
Вместе с другими погорельцами строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась во сне Божия Матерь и повелела достать Её икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками православия. Поначалу на слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась ей Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенёс святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия начались чудесные исцеления — прозрели два слепца.
Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать Богородицкий девичий монастырь. Матрона и её мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершён первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. В 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание об этих событиях, очевидцем и участником которых был. Её название — «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С фактической точностью описаны в книге многочисленные случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.
Чудеса Казанской иконы Божией Матери
Небольшая икона, обретённая в далёком 1579 году девочкой Матроной на недавно присоединённой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной:
И это — лишь самые известные чудесные вмешательства Казанской иконы Божьей Матери в историю Земли Русской. На самом деле их гораздо больше. Неудивительно, что из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская.
Вот почему праздник Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, отмечаемый ежегодно 21 июля, имеет такое важное значение не только для всего православного мира, но в первую очередь — для каждого русского человека.
Молитва казанской иконе Божией матери
Издавна повелось сугубо молиться Казанской иконе Божией Матери в самых тяжёлых жизненных ситуациях:
Казанская икона Божьей Матери помогает без исключения всем, кто нуждается, верит, просит её защиты и благословения.
Слова молитвы Казанской иконе:
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
В году два праздника, посвященных Казанской иконе Божией Матери:
В народном календаре эти даты получили названия Казанская Летняя и Казанская Зимняя. Летнюю Казанскую наиболее широко и торжественно отмечали в тех местах, где это был престольный праздник. Сюда приезжали гости, а молодёжь устраивала гулянья. Празднование нередко длилось несколько дней.
В этот день старались не работать. О наказании за непочтение к празднику свидетельствует такой рассказ. В селе Никольском (Московская область) немец-управляющий (по рассказам крестьян, очень жестокий) отправил людей на покос на Летнюю Казанскую. Крестьяне начали ему говорить о том, что сегодня большой праздник, работать нельзя. Однако он даже слушать их не стал. Днём разразилась страшная гроза и ударила в княжеский скотный двор, из-за чего погибло очень много скотины. С того времени на Казанскую здесь не работали.
Женщины в этот день не стирали на реке — боялись, что их утащит Водяной.
Считали, что с этого дня наступала самая жаркая пора. Начинали готовиться к уборке хлеба. День считался открытием жатвенной страды, о чём говорят поговорки и пословицы:
Народ в этот день занимался сбором вишни, из которой варили на зиму вкусные компоты и варенье. Подмечали, что на Казанскую обычно поспевает черника, которую считали не просто лакомством, но и употребляли в качестве эффективного лекарственного средства.
Приметы на день явления Казанской иконы Богоматери
Казанская икона Божией Матери поистине знаменита и чудотворна. Её ценит и почитает не только каждый православный христианин, но и тот русский человек, который знает, как много она сделала для нашего государства. Этой древнейшей русской святыне место в каждом доме.
Икона Божией Матери Казанская
Празднование 8/21 июля, 22 октября / 4 ноября
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят.
С. М. Городецкий
Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.
Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.
Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.
Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.
Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.
В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.
Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.
Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…
Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.
Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.
Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…
Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.
А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.
Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.
Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.
Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.
Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Когда Казанская икона Божией Матери: 4 ноября: Казанская икона Божией Матери: История, приметы, традиции дня, открытки поздравить
4 ноября: Казанская икона Божией Матери
Праздник Казанской иконы Божией Матери (Казанская осенняя). История, приметы, традиции дня, открытки поздравить
История праздника Казанской иконы Божией Матери, по какому случаю он установлен в 17 веке. Приметы и традиции из народа.
Церковный праздник по случаю чествования Казанской иконы Божией Матери в православии отмечается несколько раз в календарном году. Осенью — это 4 ноября. Данная традиция установлена в честь чудотворной богородичной помощи России в борьбе с бесчинствами поляков.
Немного истории
16 и 17 столетия на Руси исторически считаются «Смутными временами». Монастыри и храмы, селения и города часто терпели разграбления со стороны польско-литовского княжества. В этот период Речь Посполитая смогла захватить столицу государства русского. Оккупация длилась несколько лет. От неё страдали как люди, так и вся христианская религия и православная вера. И тогда московский патриарх Гермоген созвал народ и благословил ополченцев защищать родные земли от неприятеля. Командование проходило под руководством князя Пожарского, а духовной подмогой послужила икона Богоматери из Казани.
И взмолились русские люди, обращаясь к Спасителю и Матери Богородице за помощью, а в закрепление, наложили на себя обет трёхдневного поста. К счастью, их мольбы были услышаны, а кара Небесная сменилась помилованием. В октябре 1612 года русское войско повергло узурпаторов и очистило Москву.
Народные обычаи
1. Издавна Казанскую считают поворотным днём в году. Полагали, что сразу после неё природа полностью отдаёт себя во владение зимушке-зиме и наступают устойчивые холода.
2. В старину на Казанскую (осеннюю) наниматели старались рассчитаться с тружениками за всю проделанную ими строительную работу. Это крайний день оплаты труда плотников, маляров, каменщиков и других наёмников по хозяйству. Крестьянские мужчины прибывали домой с кровно заработанной деньгой, где их встречали супружницы и пышные застолья.
3. По обычаям в этот праздник начинали готовить погреба к закладыванию в них зимних припасов. Чтобы продовольствие лучше хранилось, подвалы проветривались. Также в них жгли можжевеловые ветки, как следует окуривая помещения дымом.
Старинные приметы
щедрый урожай в ушедшем году — к суровой зиме;
если на Казанскую погодка просто «шепчет», однозначно морозы уже на полпути, если же весь день в тумане — оттепель ещё постоит;
ясный денёк без намёка на дождь — к сложному и неурожайному будущему сезону.
День Казанской иконы Божьей Матери: почему и когда спасает икона
«У Казанской Божьей Матери Дивно светел вечный взгляд.
Жены, дочери и матери Перед Ней с мольбой стоят…»
Так было не одно столетие: к Казанской кидались, когда приходил совсем край. И ведь спасала! Но почему? Каков механизм чуда? Давайте разбираться.
Но почему именно Казанская? Ведь, как известно, в России более двухсот чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Отчего именно Казанской такая честь? И почему мы так торжественно отмечаем этот образ именно 4 ноября?
Нижегородцы откликаются на призыв, к ним присоединяются Казанские дружины, которые и принесли с собой список Казанской Божьей Матери князю Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента перед иконой совершаются постоянные молебны, и, подкрепленные благодатной помощью свыше, укрепляемые молитвой, 22 октября 1612 года по старому стилю (4 ноября по новому) дружины народного ополчения берут штурмом Китай-город. Через четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулирует.
Но каков механизм этого чуда? Ключ к пониманию того, почему образ Казанской Божьей Матери спасал, являл нам поддержку в годину тревог, мы найдем в тексте молитвы к чудотворному образу.
Бесспорно, прозрения подобного рода происходят именно в годины великих народных потрясений. Осознанная самою душою, эта связь, это единство нашего частного, личного и общего привела к формированию поведенческого алгоритма наших предков: собирая силы на решительный бой, они не просто молились, они постились, они каялись. И это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Божьей Матери.