казахи относятся к какой расе относятся
Кто предки казахов: происхождение, внешний вид
Казахи: YouTube/История человечества
Вот уже много лет среди историков идет дискуссия по вопросу, кто предки казахов. Обсуждаются версии о кочевом и автохтонном происхождении казахов, о том, кем были прародители современных казахов и как они выглядели. Расскажем детальнее.
Казахи: их происхождение
Генетические исследования помогли ученым установить, что у всех людей на Земле был общий предок — самка питекантропа, которая жила на территории Восточной Африки 150–200 тыс. лет назад. Таким образом, был решен вопрос о прародине человечества.
На территорию Казахстана из Африки первые люди пришли в раннем палеолите.
К началу II тыс. до н. э. в Евразийскую степь приходят арийцы, которые создают две археологические культуры — срубную и андроновскую. Ареал обитания второй находился на территории современного Казахстана.
Генетические исследования показали, что у 10% современных казахских мужчин и 40% женщин в ДНК присутствуют следы носителей андроновской культуры. А обычный современный казах 25% генофонда унаследовал от европейских предков.
К концу ІІ тыс. до н. э. в Евразийских степях начинается многовековая засуха, которая привела к массовым миграциям населения.
К началу І тыс. до н. э. из-за засухи андроновцы вынуждены перейти к кочевому скотоводству.
Предки казахов: YouTube/Тарих Марих
Потоки мигрантов, которые шли через территорию Казахстана, меняли облик местного населения.
Исследования современных антропологов показали, что в домонгольское время на территории Казахстана обитало население, которое обладало на 15% монголоидными и на 85% европеоидными чертами.
Данные одонтологии — науки, которая изучает строение и эволюцию зубов и челюстей человека, — также показывают, что казахи относятся к смешанному типу. При этом одонтология делит все человечество на две большие группы — монголоидную и европеоидную.
По свидетельствам антропологии, лишь в Средневековье во внешнем облике населения происходят изменения, в результате которых предки казахов приобрели монголоидные черты.
В 2015 году опубликованы результаты совместного американо-казахского исследования, целью которого было с помощью ДНК уточнить происхождение казахов. Они показали, что около миллиона человек имеют общего предка — соратника Тохтамыша эмира Кара-ходжи.
Таким образом, казахский народ издревле проживал на территории Казахстана.
Его предки арийского происхождения создали мощную андроновскую археологическую культуру.
Под влиянием многовековой засухи начались массовые миграции, которые привели к изменению облика местного населения и появлению монголоидных черт.
Как выглядели первые казахи
Восстановить облик первых казахов помогает метод антропологической реконструкции. С помощью анализа черепа, графических методов и компьютерного моделирования ученые из лаборатории Михаила Герасимова восстановили облик древнего населения Казахстана.
При реконструкции исследователи учитывали изменения карниологических показателей (высоту черепной коробки, верхнюю высоту лица, скуловую ширину лица и так далее).
Использовав данные археологических раскопок со всей территории современного Казахстана, ученые создали восемь типов внешности, которые относятся к различным историческим эпохам — от неолита до современности.
Предки казахов: YouTube/ Express Analysis
Ученые пришли к таким выводам:
Таким образом, предки казахов действительно были европеоидами, но под влиянием внешних миграций все больше становились похожими на представителей монголоидной расы.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Казахи относятся к какой расе относятся
«Яфис был самым справедливым из сыновей Нуха. Возвышенный род Его Величества, Царя Царей, связан с ним, и ханы восточных городов и Туркестана происходят от него» (Абул Фазл Аллами, ученый и поэт Государства Великих Моголов)
Конечно, всегда можно (возможно, сегодня особенно) пламенно возмущаться и морализаторствовать по поводу религиозных и расистских тенденций и интерпретаций истории человечества. И тем не менее были и до сих пор существует немало серьезных научных и философских концепций, также великих и не очень великих ученых, которые так или иначе признают расовый фактор и основанное на нем историческое неравенство народов и культур (по крайней мере, особенности, специфику).
Из трех сыновей Ноя/Нуха именно Йафет был самый воспитанный и справедливый (в православии он почитается как святой праведник), и его потомству были предсказано великое будущее, особенно в плане цивилизации, культуры, государственности (тогда как семиты, евреи и арабы, держали духовную власть, рождая пророков).
Но даже после мощных вторжений с востока и смешения с «симовым» потомством, вышедший на историческую арену с новым именем «Qazaq» тюркоязычный кочевой народ в своем расово-антропологическом облике сохранил индоевропейские, йафетические корни, загадочную «тураноидную», центральноазиатскую внешность, самостоятельную расовую идентичность и память о своем прародителе Йафете.
Казахским эпическим сказителям Великой Степи почему-то всегда были близки и дороги образы иранского богатыря Рустама (Рустем батыр) или царя Ануширвана (Навшаруан), горы Балкан-тау, Кавказ и Черное море, библейские мотивы Всемирного Потопа, Ноева Ковчега (Нух кемесы) и пр. нежели алтайско-сибирские, чукотские, халха-монгольские, сино-тибетские и пр. образы, мотивы, персонажи и топонимы.
Совершенно далекие от Библии, Корана, мифологии и расизма многие западные ученые-антропологи, основываясь на точных расчетах и генетике, считали правомерным и справедливым в расовой классификации, исходя из принципиально важных индикаторов, относить смешанную тураноидную расу (к которой относятся казахи и кыргызы) именно к европеоидам, а не монголоидам. Например, немецкий антрополог Э. фон Эйкштедт, английский биолог Джон Бейкер (книге «Раса», 1974 г.). Все эти моменты надо учесть при написании популярной, яркой и правдивой «Истории казахского народа» для иностранцев, о важности которой сказал Президент РК К.К. Токаев.
Биологические предки казахов: от европеоидов к монголоидам
Самый авторитетный антрополог Казахстана Оразак ИСМАГУЛОВ представил в Алматы книгу “Происхождение казахского народа (по данным физической антропологии)”, материалы для которой собирал больше полувека.
Исследователь изучил казахов и их предков по разным разделам физической антропологии. В том числе проследил, как за последние 4 тысячелетия изменились черты лица у населения, жившего на этой территории.
Книга написана в соавторстве с дочерью ученого – антропологом, старшим научным сотрудником отдела этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Ш. Уалиханова Айнагуль ИСМАГУЛОВОЙ, где и были презентованы результаты многолетнего исследования. Ученые провели комплексные исследования по изучению генетической структуры популяции казахов, собрали большое количество различных данных по морфофизиологическому развитию как предков казахского народа, так и их современных представителей. Были изучены костные останки, черепа, зубы, кожный рельеф пальцев, группы крови и, конечно, внешний облик.
Делить потомков нет оснований
Академик НАН РК, член-корреспондент Болонской академии наук (Италия), доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РК 87-летний Оразак Исмагулов является первым отечественным антропологом, основателем антропологической школы в Казахстане.
В советское время неоднократно страдал за преданность этой науке – в 70-х его научный труд по популяционной генетике казахского народа был изъят из продажи и сожжен.
Советские идеологи и дальше имели к нему претензии – так, свои материалы антропологу приходилось даже прятать у коллег по всему Казахстану. После распада СССР уничтоженная книга была официально реабилитирована. Настало время, когда он смог выезжать за рубеж, где читал лекции в ведущих университетах мира – Калифорнийском (Санта-Барбара) и Болонском, организовал первую в Казахстане лабораторию этнической антропологии при Институте истории и этнологии им. Ш. Уалиханова и лабораторию физической антропологии в Национальном музее РК. Его перу принадлежат 10 книг и более 400 научных статей и докладов по этногенезу и этнической истории казахского народа. Жузы: Лебедь, рак и щука казахской идентичности
На презентации в Алматы Оразак Исмагулович признался, что собирал материалы для книги на протяжении всей своей научной деятельности.
Он вспомнил, что в середине XX века были заявления о том, что казахский народ – это осколки монголов, или калмыков, или киргизов, писали, что нашими предками являются… мигранты.
Найти конкретных биологических предков казахов стало делом всей его жизни. Для этого ученому пришлось досконально изучить антропологические характеристики живого коренного населения на всей территории его проживания в нынешнем Казахстане – от Алтая до Каспия.
– Было много разговоров и в научном мире, и на бытовом уровне: мол, казахи делятся по субэтническим группам, то есть по трем жузам – это Старший, Средний, Младший. Говорилось, что казахи до сих пор не составляют единую народность или нацию, – рассказывает Оразак Исмагулович. – Было исследовано более 40 выборочных групп с 1966 по1996 год по пяти регионам – Восточному, Центральному, Южному, Северному, Западному Казахстану. Статистическая обработка этих материалов показала – по территориальным группам они разнятся мало, есть изменчивость, но она не достигает реальных различий. То же самое было сделано и по субэтническим группам, и здесь получены были те же результаты – очень малые различия. Вывод: делить современных потомков казахов нет никаких научных оснований!
В своих более ранних работах антрополог уже делал это заключение: делить казахов на жузы с точки зрения популяционной генетики необоснованно.
– Они гомогенные, не делятся, – говорит он снова.
Зубная морфология
Антропологи сравнили зубную систему казахов с нашими соседями – узбеками, азербайджанцами, башкирами, чувашами и другими. По одонтологическим признакам (одонтология – наука о морфологии зубной системы) казахская популяция оказалась ближе всех к киргизам, алтайцам и ногайцам и довольно далека от народов Дальнего Востока и Кавказа.
– Мы хотели узнать, насколько казахский народ по одонтологическим признакам имеет собственный антропологический статус, – продолжает Оразак Исмагулович. – Оказалось, что по ним казахи разнятся от собственно монголоидов и европеоидов и занимают промежуточное положение. У человека есть два этапа развития зубной системы: молочный – от грудного возраста и до 12 лет, и взрослый. Мы исследовали возраст от 13 до 17–18 лет. Так как старше 20 лет уже морфологические особенности на зубах стираются, мы теряем начало и концы рельефных линий. Было изучено как мужское, так и женское население, так как по зубной морфологии половые различия незначительны.
После анализа в области морфологии зубной системы хотели определить, имеются ли у современных казахов собственный одонтологический статус среди народов Азии и Европы.
Выяснилось, что в области одонтологии казахский народ имеет собственный одонтологический тип, который носит смешанный характер.
Человечество в целом делится на три расы – европеоидную, монголоидную и негроидную, в то время как в одонтологии выделяется всего две группы: восточная (монголоидная) и западная (европеоидная). Итак, для современных казахов характерен смешанный одонтологический тип.
Кожные узоры и группы крови
Учеными были изучены кожные узоры на пальцах ладоней у 7 тысяч казахстанских мужчин. Филолог Хаким Омар: Благодаря токал состоялась казахская нация
– Дело в том, что отпечатки пальцев у мужчин и женщин резко отличаются, – поясняет Оразак Исмагулович. – В научных исследованиях их рассматривают порознь, в нашем случае представлена лишь мужская серия. Здесь мы наблюдаем то же, что и в соматологии (морфология лица и тела) и одонтологии, они достаточно идентичны и гомогенны. Такая ситуация может быть в том случае, если данная популяция имеет очень глубокое древнее биологическое развитие, так как процесс смешения до высокой степени и достижение консолидации с формированием единого физического типа на всей территории расселения могут быть достигнуты только за длительное время.
Также учеными были проведены современные серологические исследования, то есть изучались группы крови – AB0, MNSs, Rhesus (D) и вкусовые свойства PTC.
– Нам хотелось представить расположение серологического типа современных казахов на фоне народов Азии и Европы, и оказалось, здесь казахи тоже имеют собственную историю. Мы снова разредили их по территориальным зонам и субэтническим группам и получили ту же картину – казахи достаточно однородны в отношении групп крови или серологических факторов. Нами были определены также вкусовые свойства PTC.
По данному генетическому признаку казахи достаточно разнятся от таких народов, как иранцы, таджики, монголы, киргизы, китайцы, занимая промежуточное положение.
Метисное происхождение
Антропологи исследовали около 300 черепов современных казахов из разных регионов Казахстана.
– Они тоже не разнятся, различия очень малы, то есть достаточно гомогенные и имеют собственный комплекс антропологических особенностей. Показатели черепной коробки и лицевого отдела были сопоставлены с таковыми у представителей европеоидной и монголоидной рас.
При этом казахи занимают свое место, ни с кем не объединяясь, хотя и приближаются к другим близким по происхождению народам.
Следовательно, судя по результатам формирования физических черт, казахи имели свою биологическую историю и собственные истоки развития.
В своих предыдущих работах Оразак Исмагулов доказал, что казахи имеют смешанное происхождение, обладая не только монголоидными, но и древними европеоидными чертами.
– Оказалось, что в эпоху раннего железного века местное древнеевропеоидное население испытывало давление со стороны насельников более восточных регионов Центральной Азии – примерно в X–IV веках до нашей эры, – говорит он. – На территории нынешнего Казахстана это было начало процесса смешения представителей азиатского расового ствола с местными древними европеоидами. По расчетам, которые были предприняты по формуле Г. Ф. Дебеца, удельный вес привнесенных монголоидных элементов составил тогда 15 процентов. Остальные 85 процентов принадлежали европеоидным чертам местных насельников. В античное время, на рубеже нашей эры, это соотношение находилось примерно на уровне 25 процентов восточного и 75 процентов местного древнего европеоидного происхождения. Загадка происхождения аргынов
В раннем средневековье, обычно называемом тюркским временем, это смешение достигло равного соотношения – 50 на 50 процентов. То есть половина антропологических признаков относилась к местным древним европеоидам, а другая половина была привнесена внешними мигрантами со стороны Азии.
В монгольское время, где-то в XIII–XV веках, в расовый тип местного населения монголами было привнесено еще 20 процентов. Итого теперь содержание монголоидных элементов составило 70 процентов. Таким образом, у современных казахов содержание древних европеоидных элементов составляет 30 процентов, а привнесенные в течение 20 веков монголоидные черты составляют 70 процентов. На этом основании мы предполагаем, что характерный для современных казахов антропологический тип в морфологическом и физиологическом отношении сложился в позднем средневековье (XIV–XV века).
Мы считаем, что современные казахи имеют метисное происхождение от смешения древних европеоидов с монголоидами, при этом они относятся к так называемой тураноидной смешанной расе.
В масштабе этой расы их антропологический тип представляет казахстанский вариант.
Генетическое наследие
Также антропологами были изучены найденные на территории Казахстана палеоантропологические материалы разных исторических эпох. Опираясь на них, авторы составили уникальные схемы, которые отражают краниологическую динамику насельников на протяжении 4 тысячелетий – от эпохи бронзы до современности.
По ним становится очевидным, как внешний облик (высота черепной коробки, ширина скул, угол выступания носа и др. краниологические признаки) формировался в направлении черт, характерных для современных казахов.
В лаборатории М. Герасимова в Москве, которая занимается антропологической реконструкцией, были воссозданы лица древних людей по черепам, выявленным на территории Казахстана из памятников различных этнокультурных периодов.
Самый древний индивид принадлежит к неолитическому времени (7–5 тысяч лет назад), который был найден в поселении Коскудук-1 на территории Мангистауской области. Авторы обращают внимание, что он имеет очертания лица исключительно древнеевропеоидного типа. Далее показаны реконструкции внешности двух “леди” эпохи бронзы из Западного и Северного Казахстана. Они также имеют европеоидные черты без каких-либо примесей. Это же касается и индивида из района Жетысу, относящегося к раннему железному веку (сакское время). В его облике преобладают европеоидные черты, однако уже присутствует небольшая примесь, при этом условная доля монголоидных элементов составляет около 15 процентов.
Далее, в античное время, в лице мужчины из Семиречья слегка улавливается нарастание монголоидных особенностей, но их условная доля составляет не более 25 процентов.
Следующими представлены реконструкции мужских черепов X века из Притяньшанья и XIII века из мавзолея в Центральном Казахстане. В это время вполне ощущается близость к характерным для современных казахов чертам, при этом доля монголоидных элементов достигает уже 50 процентов. И наконец в наиболее поздний этап показан облик Жолбарыс-хана и Абылай-хана.
Здесь уже заметно преобладание азиатских черт, в том числе наличие эпикантуса – внутренней складки века, прикрывающей слезный бугорок глаза, который сегодня можно встретить у большинства современных казахов.
– Главные особенности проведенных комплексных исследований по шести разным разделам антропологии, то есть по соматологии (морфология лица и тела), одонтологии (морфология зубной системы), изосерологии (группы крови), дерматоглифики (морфология кожных узоров кисти рук), краниологии (морфология черепа) и палеоантропологии (морфология древних костных останков), составивших основу характеристики физического облика казахского народа, заключаются в том, что они не были просто механически отождествлены с физическими показателями древних насельников Казахстана. Весь комплекс полученных антропологических данных был проанализирован в динамике и в контексте изучения их исторических истоков от физических предков казахского народа.
Общая длительность истории казахского народа и его предков составила около 4 тысяч лет, и теперь в облике современных казахов как среди мужчин, так и женщин 1/3 часть физических черт сохранилась от древнеевропеоидных насельников эпохи бронзы (XX–X века до нашей эры) в качестве генетического наследия.
Поэтому на территории Казахстана казахский народ вовсе не мигранты, а наоборот, единственные потомки древних местных насельников, антропологический тип которых формировался постепенно, однонаправленно на протяжении длительного времени – более 40 веков, в масштабе всей современной территории республики, – подытожил Оразак Исмагулов.
Кто такие казахи и какой они расы?
Казахи – это тюркский народ кипчакской группы, численность которого составляет свыше 16-ти миллионов в настоящее время. Большая часть из них живет в собственном национальном государстве Казахстане, но крупные общины имеются во всех соседних странах. Главным образом, в Китае, Узбекистане, России и Монголии.
Большую часть своей истории они были кочевниками, но в результате сложной и противоречивой советской политики в течение 20-о века осели на землю. Это привело к формированию большой и экономически процветающей нации, которая занимает лидирующие позиции в Средней Азии.
Так что же это за народ – казахи? Почему они до последнего оставались кочевниками?
Родиной тюрок являются степи на Алтае и в Западной Монголии. За несколько веков до нашей эры там обитали племена теле, одни из второстепенных вассалов хунну. Хуннская империя по капельке теряла свои силы в результате затяжного противостояния с Китаем, а вот его союзники сумели улучшить свое положение. В конце концов был создан огромный Тюркский каганат, который протянулся от Маньчжурии до Восточной Европы.
В своей самой западной части его население вошло в прямое соприкосновение со скифскими народами, цивилизация которых тогда клонилась к упадку. Две кочевые группы имели разный язык, но общую культуру и образ жизни, а потому их слияние произошло быстро и без особых усилий. Все крупные тюркские этносы современности имеют в своем составе несколько скифо-сарматских родов.
В 7-м веке каганат распался, на его место пришли отдельные племена. Огузы, кимаки, карлуки и кипчаки сами вышли на историческую арену и принялись за построение собственных империй. Наиболее интересующие нас кипчаки изначально обитали на юго-западе Сибири, но в 11-м веке форсировали Волгу и заселили все Северное Причерноморье. В русской истории они стали известны в качестве половцев, но на самом деле, центр этого этноса находился скорее в Азии.
Когда пришли монголы, они по своей традиции, постарались смешать тюркские и монгольские племена. У них это хорошо получилось – очень многие нынешние роды казахов по своему происхождению монгольские. Затем было разделение с кочевыми узбеками, которые в результате междоусобной войны чингизидов ушли на юг. А потом случилось масштабное противостояние джунгарскому нашествию. Казахи отбились, но восприняли определенное ойратское влияние. В некоторой степени и в некоторых местах они отчасти смешались с калмыками.
В антропологическом плане казахи представляют из себя переходную расу – промежуточную между европеоидами и монголоидами. Это связано, ни в коем случае, не со славянским влиянием, а как раз с тем, что древние тюрки смешались со скифами. В целом, казахи менее монголоидные, чем киргизы, но более восточные, чем узбеки. А вообще, внешность у представителей этого народа может быть исключительно разнообразной. Разный цвет глаз и волос, азиатские и европейские черты могут сильно варьироваться даже в рамках одной семьи.
Расовое своеобразие казахов: в нас столько всего намешано…
Какие исторические процессы происходили на территории Казахстана 4-5 тыс. лет назад, каково соотношение индоевропейского/индоиранского/индоарийского, тюрко-монголоидного и славянского компонентов в нашей хаотичной этногенетической истории? Когда и откуда индоевропейцы (индоиранцы и индоарии) появились на просторах Великой казахской равнины, какими были их антропогеноз и культурогенез, вклад в этноисторию казахов, след в их физическом облике?
Любой народ, рассматриваемый в этнической динамике – структурно сложное образование, и выявление его составных частей является задачей чрезвычайной сложности, но необходимой для познания его прошлого. Поэтому фундаментальная проблема «Казахи: историческая эволюция и таксономия» имеет важное научно-теоретическое значение.
При этом неплохо бы поучиться у более развитых народов почитанию своей истории. Например, в Европе создана единая этноисторическая база данных, где исследованы, подтверждены и задокументированы миграции, передвижения и расселение на территории Старого Света 891 этнической группы за последние 4 тысячи лет. Таким образом, европейцы – потомки отвратительных неандертальцев и малосимпатичных кроманьонцев, а также различных племен-мигрантов со всего света – имеют полную картину своего далекого темного прошлого для строительства светлого будущего.
Неплохо бы и нам подсчитать и составить такую же таксономическую схему или таблицу с информацией обо всех племенах, народах и этносах, проживавших на современной территории Казахстана в течение 5 тысячи лет, чтобы получить подробную этногенетическую, антропологическую и лингвистическую картину. Вне сомнения, чтение этого увлекательного тезауруса было бы не менее интересным, чем таксономическая история европейцев, американцев или китайцев, а, может быть, более захватывающим и даже в чем-то интригующим.
История Казахстана на протяжении тысячелетий – это история обширной контактной зоны Большой Евразии, где происходили непрерывные миграции (в самых разных направлениях) многочисленных этнических групп, племен, народов с иными языками и культурами, носителями разнообразных антропологических типов. Все они приняли участие в формировании различных протогосударственных объединений, племенных союзов и ранних государств, в этногенезе протоказахов и современного казахского этноса.
Поэтому было бы ошибочно рассматривать историю нашего народа лишь с момента образования Казахского ханства в 1465/1466 гг., когда за ним окончательно закрепился этноним «қазақ/казах» как обозначение свободных и вольных жителей степи.
Из глубины тысячелетий
Еще В.И.Левшин утверждал, что «древность имени казак восходит далее Рождества Христова», т.е. оно было известно еще до нашей эры. Он писал: «Не будем входить в разыскание, справедливо или несправедливо сие мнение, но скажем, что название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, и что они себя доныне иначе не называют, как казаками (казак)». Обратим внимание на его дальнейшие рассуждения, которые представляют значительный интерес: «Итак, татарские казаки (т.е. тюркские – прим. авт.), почитаемые нами за первоначальных казаков, были только подражатели, и название их не татарское, а занятое у другого народа. Известие сие делает толкования и переводы слова «казак» излишними, но самое название их как имя собственное народа не подлежит ни переводам, ни этимологическим спорам».
Очень любопытное суждение А.И.Левшина наводит на глубокие размышления о древнейшем происхождении казахского народа. На наш взгляд, возникновение такого уникального явления, как «казакование», «казачествование» или «қазақлық», действительно уходит своими корнями в глубь тысячелетий, возможно, в самую раннюю индоевропейскую эпоху Великой степи, и тесно связано с зарождением кочевой культуры. Оно имеет индоиранские и индоарийские корни, возникает после приручения дикой лошади, изобретения повозок и колесниц, а окончательно складывается с формированием у восточно-иранских саков культуры верховой езды, т.е. всадничества.
Эти положения требуют выяснения времени начала формирования на территории Казахстана арийского ираноязычного населения, реконструкции этногенетических процессов, начиная с эпохи энеолита в IV-III тыс. до н.э., бронзы в II-I тыс. до н.э. и эпохи ранних кочевников железного века в VIII-II вв. до н.э. Для чего необходимо обратиться к истории древнейшего индоевропейского народа планеты.
Если второй, тюркский, период нашей истории изучен хорошо, то этого нельзя сказать о первом – энеолите и эпохе бронзы. Как представляется, в нашей историографии существует переоценка тюркского времени и тюрков, и, наоборот, недооценка индоевропейской эпохи, индоиранцев и индоариев. Хотя именно в этот период на территории Казахстана появились многие инновации в жизни первых скотоводов: например, были изобретены колесо со спицами, колесный транспорт, седла, стремена, псалии и протоюрта. В итоге возникла знаменитая триада номадизма: «повозка-колесница-всадник», что создало предпосылки для возникновения казачества, т.е. свободного и вольного образа жизни жителей степи. Развивалась древняя металлургия, появились новые элементы быта, одежды, еды и напитков, мифология, шаманизм и зороастризм, сформировались большие скотоводческие группы, а в эпоху раннего железа – племенные союзы и предгосударственные образования протоказахов саков, усуней и канглы. Наконец, возникло классическое кочевое скотоводство, просуществовавшее до трагических 1930-х годов.
Позднейшие тюрки переняли и развили достижения индоевропейцев-ариев, доведя степную цивилизацию до высшей степени совершенства. И если древние индоиранцы и индоарии были чистыми европеоидами средиземноморского типа, то в древнетюркскую эпоху и в средневековье стал формироваться современный монголоидный антропологический тип казахов.
На протяжении последних 150 лет ученые помещают индоевропейскую прародину в самых разных ареалах Евразии. Ни одна гипотеза не является абсолютно убедительной, тем не менее принято считать, что причерноморско-прикаспийская гипотеза их прародины является если и не наилучшей, то и не самой худшей среди других.
Сегодня большинство ученых считает колыбелью всех индоевропейских народов Ближний Восток и Переднюю Азию. Европейская же прародина индоевропейцев сформировалась между 4500-3500 годами до н.э. в степной зоне между реками Дунай и Волга. На это указывают индоиранские гидронимы и топонимы в Центральной Европе и Северном Причерноморье, где выявлены как иранские, так и индийские топонимы: отождествление реки Ра с Волгой, Рипейских гор с Уральским хребтом, названия рек с иранским компонентом «дану» или «дон» (вода или река): Дунай, Днестр, Днепр, Дон, Донец, другие гидронимы и топонимы, а также названия флоры и фауны.
И человек той далекой эпохи сумел найти достойный ответ на вызовы природы, по Арнольду Тойнби. Этот знаменитый британский историк говорил, что цивилизация существует благодаря постоянным усилиям самого человека, который, обитая в экстремальных природно-экологических условиях, смог превратить стимул «бесплодной земли» в стимул «новой земли». Безводные просторы новой степной родины мог освоить не земледелец-охотник, а изобретательный пастух-скотовод, который должен был постоянно развивать навыки хозяйствования, вырабатывать особые нравственные и интеллектуальные качества. И скотоводство стало инновационным прорывом в социально-экономическом развитии общества, способствовало росту численности населения, появлению степных кочевников/«мореходов», необходимых для освоения гигантских территорий Великого Евразийского сухопутного океана.
Таким образом, во второй половине IV тыс. до н.э. – первой половине III тыс. до н.э. в степной полосе Восточной Европы, включая Волжско-Уральское междуречье, начал формироваться принципиально новый тип хозяйства – подвижное скотоводство. Наиболее приспособленное к экологической нише степей, оно породило экономику, развитие которой в дальнейшем привело к формированию номадизма. Номадизм, без сомнения, в данной экологической зоне был экономически более выгоден, чем примитивное земледелие. Важнейшим прорывом стало приручение дикой лошади-тарпана, который в свете хромосомной теории рассматривается палеозоологами как наиболее вероятный предок домашней лошади.
Волжско-Уральское междуречье являлось своеобразной «географической осью» евразийской истории, природными воротами для миграций различных индоевропейских и индоиранских племен. Оно было одним из древнейших центров возникновения и развития скотоводства (стационарного и подвижного), плацдармом для броска индоевропейцев на восток, распространения форм скотоводства по всей территории Евразии, прежде всего степного пояса Казахстана от Урала до Южной Сибири и Алтая.
От европеоидов к монголоидам
Сегодня окончательно утвердилась мнение ученых о восточно-европейской прародине индоевропейцев и степной прародине индоиранцев и индоариев. Бассейны рек Урал, Эмба, Иргиз, Нура, Есиль, Тобол, Торгай, Иртыш, горы Мугоджары и Улытау, просторы Сары-Арки стали этапными маршрутами продвижения индоевропейских племен к восходу солнца, в поисках новых пастбищ и рудников. Отсюда индоевропейские и индоиранские племена расселились на занимаемых ныне их потомками территориях. Поэтому нет никаких сомнений в том, что далекие индоарийские предки казахов составляли часть большой индоевропейской общности.
Во 2-й половине III тыс. до н.э. единая индоевропейская общность стала на путь распада и территориального разобщения, когда образовались две большие новые общности, кардинально изменившие этническую карту Евразии.
Общее самоназвание всех индоиранцев – Arya. Однако к собственно арийским племенам относятся лишь современные индийцы и иранцы/персы. Поэтому неверно распространять термин «арий» на всех носителей индоевропейских языков. Индоиранцы и индоарии были двумя ветвями одного народа, долгое время жили совместно после распада единой индоевропейской общности.
Замечательной иллюстрацией прогресса индоираноарийского мира в середине II тыс. до н.э. стала уникальная андроновская культурно-историческая общность, охватившая территорию Евразии от Урала до Енисея. Ее ярким памятником является бегазы-дандыбаевская культура ариев Центрального Казахстана на этапе поздней бронзы в XII-IX вв. до н.э., открытая выдающимся ученым А.Х.Маргуланом. Этот регион длительное время был центром всего индоиранского мира, где господствовала молодая и энергичная раса андроновцев-ариев. Они были чистыми европеоидами без какой-либо примеси монголоидных признаков, отличались высоким ростом, могучим телосложением и массивными черепами. В них можно увидеть черты древнейших индоариев, обитавших прежде на всей территории Казахстана. В позднейшую скифскую и гунно-сарматскую эпохи типичные европеоиды и классические монголоиды центрально-азиатского происхождения мирно сосуществовали друг с другом.
До эпохи Великого переселения народов в II-VII вв. н.э. физический тип протоказахов (усуней, канглы) был еще близок к европеоидному расовому типу. И лишь с началом древнетюркской эпохи (середина VI в. н.э.) возникает явление, которое в науке называют антропологической диффузией: в физическом облике протоказахов-европеоидов растет чуждый им антропокомпонент, который впервые принесли орды азиатских гуннов. Антропогенез предков казахов начинает кардинально меняться, приобретая все более очевидные монголоидные расовые черты (прежде всего краниологические признаки и особенности строения туловища). Позже этому также способствовали завоевательные походы каракитаев (киданей) в XI-XII вв., возникновение государства Караханидов в X-XII вв., переселение найманов в конце XII- начале XIII вв., нашествие монголов Чингисхана в XIII-XIV вв. и агрессия джунгарских захватчиков в XVII-XVIII вв.
Таким образом, этногенез казахского народа с антропологической точки зрения представляет собой процесс автохтонного развития первоначально на индоевропейской расовой основе, начиная с эпохи энеолита и ранней бронзы, но сопровождавшийся затем мощной антропологической монголо-тюркоязычной диффузией с первых веков нашей эры.
И сегодня в физическом составе казахской нации присутствует редко встречающееся антропологическое своеобразие: 70% монголоидных признаков и лишь 30% прежних европеоидных отличий (возможно, даже меньше). В то же время у современных казахов встречаются как ярко выраженные монголоиды, так и европеоиды, представители средиземноморской и даже экваториальной рас как итог смешения и метисации разных народов и этносов на протяжении веков и тысячелетий.
Антрополог О.И.Исмагулов называет современный расовый тип казахов «казахстанским вариантом тураноидной расы», отмечая, что у нынешних казахов в историческом генофонде сохранилась лишь 1/3 часть древних предковых физических черт насельников андроновской культуры бронзового века. Он подчеркивает, что такие уникальные научные факты из области физической антропологии казахского народа должны способствовать объективному познанию его истории.
В заключение отмечу, что в исторической перспективе не приходится надеяться на кардинальную перестройку физических особенностей основной массы ярко выраженного монголоидного облика казахского народа. Можно лишь предполагать, что с дальнейшим развитием урбанизации и переселением основной массы казахов в современные мегаполисы типа Астаны и Алматы культурогенез и морфология казахов будут постепенно изменяться. Особенно в центральных и северных регионах Казахстана, где это будет происходить под влиянием столичного мегаполиса.
В настоящее время среди 228 стран мира Казахстан по уровню урбанизации занимает 140-е место. Доля городского населения в РК составляет 57%, тогда как в развитых европейских странах она колеблется от 75% до 85%. По мере усиления урбанизации начнет формироваться неоказахская европеоидная группа: ее представители станут высокообразованными англоязычными интеллектуалами с европейским менталитетом, синтетической культурой и психологией, рослыми, светлокожими и кареглазыми, с мягкими шелковистыми волосами и отсутствием эпикантуса.
То есть, они будут напоминать представителей промежуточной австралоидной расы, станут носителями более европеоидной и менее монголоидной комбинации расовых признаков. Но при этом неоказахи, разумеется, не перестанут быть истинными казахами, поскольку многие вековые традиции и привычки сохранятся как реликт былой эпохи. Как говорили древние, можно покорить кочевников, но невозможно изменить их.
Автор: Мурат Абдиров, доктор исторических наук, профессор Университета международного бизнеса
Источник