какая ведущая роль у воспитателя при интерактивном обучении
Использование интерактивных методов и приемов обучения в дошкольном учреждении
Использование интерактивных методов и приемов в дошкольном учреждении
Первое неоспоримое право ребенка –
высказывать свои мысли.
На определенном этапе своей педагогической деятельности я поняла, что не только школе, но и дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика,преследующая главную цель: развитие ребенка как личности.
Интерактивная методика обучения – это есть новшество, которым я пользуюсь в течение нескольких лет.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Пройдя обучение, участвуя в семинарах, конференциях, позже работая в образовательных программах, я по – новому оценила свои возможности, способности строить не только уроки, но и НОД с использованием интерактивных методов.
Такое обучениедает неожиданные положительные результаты:
— умение высказать свое мнение и отстоять его;
— активность и желание участвовать в работе;
— раскованность во время ответа, уверенность в себе.
Эффективность и целесообразность интерактивной методики я наблюдаю в своей практике.
Методы, которые я использую в работе с детьми.
НОД в группах я начинаю со знакомства с детьми.
Цели: Создать в группе атмосферу доверия и взаимной поддержки; формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.
Обычно, проводя знакомство, я прошу детей рассказать историю своего имени (для детей старших и подготовительных групп): «Кто и почему вас так назвали?» Или «Расскажите все, что вам известно о вашем имени».
После того, как все дети представились,спрашиваю у детей:
— Почему важно знать историю своего имени?
Далее темы знакомств развиваются. Все зависит от темы НОД и от цели, которую воспитатель ставит перед собой.
Например:Тема: Времена года
Знакомство: Меня зовут… Мое любимое время года – весна и т. д.
«Мозговой штурм»— цель: «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.
Например: Ребята, какая сегодня погода?
«Ролевая игра»: ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему». Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д.,приобрести опыт путем игры: она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.
Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.
Дед Мороз ЗИМА Снеговик
Подарки елка Новый год
В ДОУ предлагаю использовать так. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.
1 строка: Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных)
3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы)
Заботится, любит, кормит
В ДОУ можно использовать таким образом.
1 строка: Предмет или явление одним словом.
2 строка: Описать какой этот предмет.
3 строка: Действия данного предмета.
4 строка: Нравится ли данный предмет и как?
5 строка: Как можно по другому назвать этот предмет?
Я поняла, что детей нужно воспитывать и учить добротой, требовательностью, уважением, личным примером, учить их строить хорошие взаимоотношения с другими. Чтобы быть понятой детьми, нужно понимать каждого ребенка в отдельности.
Я считаю, что успех воспитателя – это каждый хорошо проведенный день. Главное – почувствовать ребенка, увидеть, услышать, помочь, когда надо, не мешать, когда он сам работает. От воспитателя зависит, каким будут воспитанники. Не надо принуждать, надо заинтересовать, быть терпеливым и внимательным, дружелюбным и искренним, не упрекать, не критиковать, а одобрять и верить в способности ребенка.
Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.
Использованная литература:
1.Новая школа: Пространство Возможностей
Материалы Центральноазиатской научно – практической конференции
Бишкек-2006 г. Стр 9, 246, 325
2. Руководство по развитию критического мышления
(Методическое пособие) Ташкент – 2002 г.
3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.
Москва, Мозаика – Синтез 2005 г.
4. Уполномоченное Образование
(Пособие для тренеров) Информационно Ресурсный Центр Позитивного Просвещения. Ташкент – 2003 г.
Оценочный лист педагогического мероприятия с детьми Реализация ФГТ в ДОУ требует пересмотра всех разделов работы методической службы, в т. ч. и контроля. Разработанная мною карта согласована.
Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении Презентация»Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении. В которой показано оформление продуктивной деятельтности в группах. Данная.
Какая ведущая роль у воспитателя при интерактивном обучении
Сартасов Анатолий
студент факультета Истории и права, 3 курс
Научный руководитель: Спирина А.В., к.пс.н., доц.
Множество основных методических инноваций сегодня имеют связь с использованием интерактивных методов обучения.
Понятие «интерактив» произошло от английского «interact» («inter» – между, «act» – действие) [1]. Интерактивный носит значение способности взаимодействовать, находиться в режиме беседы с чем-либо или кем-либо.
Под интерактивным обучением понимается специальная форма построения познавательного процесса, целью которой является создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся испытывает чувство успеха, своей интеллектуальной состоятельности, когда учитель и обучающийся являются равноправными субъектами обучения, когда обучающийся принимает активное участие в работе с учителем и своими сверстниками в коллективной, индивидуальной и групповой форме обучения.
При интерактивном обучении работа организована таким образом, что практически все обучающие вовлечены в процесс познания. Осуществляя совместную деятельность, учащиеся вносят свой индивидуальный значимый вклад, при этом происходит обмен знаниями методами деятельности, идеями. При этом в процессе деятельности царит доброжелательная атмосфера и происходит взаимная поддержка, что способствует не только получению новых знаний, но и развитию самой познавательной деятельности, переводя её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.
При интерактивной деятельности предполагается организация и развитие диалогового общения, целью которого является взаимопонимание, взаимодействие, совместное решение общих, но индивидуально значимых задач. Доминирование одного участника или мнения над другим при интерактивном обучении исключается. В процессе диалогового обучения участники учатся критически мыслить и производить решение сложных проблем на основе анализа имеющейся информации и обстоятельств, считаться с альтернативными мнениями, принимать участие в дискуссиях, осуществлять общение с другими людьми. Для этого на занятиях применяется работа в парах, группах и индивидуальная, находят своё применение дидактические и ролевые игры, исследовательские проекты, работа с документами и разнообразными источниками информации. Определённые проблемы решаются преимущественно в группе.
Интерактивное обучение предполагает организацию кооперативного обучения, при котором задания индивидуального характера перерастают в групповые. Вклад в общее дело, вносимый каждым членом группы незаменим и важен для достижения успеха всей группы. Обучающийся при применении интерактивных методов обучения становится полноправным участником процесса восприятия, при этом его опыт является основным источником учебного познания.
Преподаватель не должен давать готовые знания, а должен склонить учащихся к самостоятельному поиску. По отношению к традиционным формам ведения занятий. В интерактивных технологиях изменяется взаимодействие преподавателя и учащегося: задачей педагога является создание условий необходимых для проявления учащимися инициативы. При этом педагогом выполняется функция помощника в процессе обучения, одного из источников информации.
При интерактивном обучении педагог должен:
1) активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся;
2) обеспечивать понимание учащимися информации;
3) индивидуализировать педагогическое взаимодействие;
4) обеспечивать достижение взаимной связи между учащимися при обмене информации.
Помимо этого необходимо выявлять многообразие точек зрения, поддерживать активность участников, облегчать усвоение опыта учащимися, обеспечивать взаимопонимание участников, поощрять творчество участников.
При интерактивном обучении важно придерживать некоторых правил.
1. В работе должны принимать все обучающиеся.
2. Необходимо уделить должное внимание психологической готовности учащихся. Это может помочь в процессе обучения избежать скованности и закрепощённости участников.
3. Обучаемых в интерактивной технологии не должно быть слишком много. Каждый должен быть услышан.
4. Нельзя отклоняться от определённого регламента и процедуры.
5. Отдельное внимание следует уделить делению участников на группы [3].
Интерактивные методы обучения не влекут замену лекционных форм проведения занятий, а помогают лучше усвоить лекционный материал и формируют мнения и навыки поведения. Используя интерактивные методы, педагог лишь осуществляет регулирование процесса и организует его, подготавливает задания и темы для рассмотрения, даёт при необходимости консультации. По мнению В.А. Сухомлинского лучшим учителем является тот, кто забывает о том, что он учитель. Если учитель проявит искренний интерес и «встанет рядом» обучающиеся откликнутся и проявят подлинный интерес в общении.
Участники учебных интеракций используют свой социальный опыт и опыт других людей, при этом они должны вступать в коммуникацию между собой, вместе осуществлять решение поставленных задач, преодолевать возникающие конфликты, находить способы взаимодействия, идти на компромиссы.
Среди преимуществ интерактивных методов обучения можно выделить:
1) пробуждение у обучающихся интерес;
2) поощрение активного участия всех обучающихся в учебном процессе;
3) обращение к чувствам каждого участника учебного процесса;
4) способствование эффективного усвоения учебного материала;
5) формирование у учащихся мнений;
6) формирование жизненных навыков.
Структура урока при использовании интерактивной технологии обучения состоит из 8 этапов.
1. Мотивация. При организации этого этапа необходимо менять способы мотивации от одного занятия к другому.
2. Целеполагание. Сообщение целей учащемуся позволяет дальнейшую деятельность сделать целенаправленной. Педагог учит учащихся формулировать цели урока.
3. Предоставление новой информации. Этот этап позволяет отобрать то, что учащиеся знают, а что им незнакомо и непонятно.
4. Интерактивные упражнения. В их качестве практикуется работа в малых группах. Наилучшим вариантом является наличие в каждой группе учащихся с разным уровнем информативности, что позволяет обучающимся дополнять и обогащать знания друг друга. Каждая группа должна выступать кратко и наиболее информативно.
5. Новый продукт. Учитывая усвоенный учащимися объём информации им даётся возможность сделать свои выводы и выразить свою точку зрения.
6. Рефлексия. На этом этапе предполагается подведение итогов проделанной деятельности учащихся. Этот этап позволяет учащимся выделить новые усвоенные знания, и определить в каких случаях они могут быть применены.
7. Оценивание. Сложность этого этапа заключается в том, что оценка должна стимулировать учащихся для дальнейшей работы.
8. Домашнее задание. После проведения урока с использованием интерактивных методов обучения даются задания, которые предполагают творческое переосмысление изученного материала.
Занятия, построенные на интерактивном обучении, вызывают заметный интерес среди учащихся, прежде всего из-за нарушения привычного и надоевшего порядка работы на занятиях, позволяют каждому стать активным участником учебного процесса, а не быть в роли пассивного слушателя.
Преимуществом данной технологии является вовлечение в активную работу всех обучающихся, в то время как в традиционных технологиях обучениях педагог опирается на более сильного ученика, который быстрее усваивает материал, в то время как слабый «отсиживается» на занятии [2].
Выделяются основные структурные элементы интерактивного обучения:
1. Работа в группах – это разделение всех учащихся на группы по 4-6 участников и постановка задач, которые выполняются в определённый срок. После чего происходит обсуждение и активное слушание. Комментарии педагога по работе группы также необходим.
2. Ролевая игра. При такой форме обучения педагог распределяет роли между учащимися, и они стараются действовать в рамках предложенной ситуации.
3. Мозговой штурм. Достижение результата путём выражения мыслей всех участников, что помогает найти несколько решений по поставленной проблеме. Главным при этом является формулирование проблемы, которую нужно решить, и способствовать выдвижению новых идей. В конце занятия происходит обсуждение и оценка интересных идей.
4. Метод «пресс». Учащиеся стремятся подготовить доказательства и мысли по дискуссионным вопросам. Он помогает обучающимся выражать своё мнения в краткой, чёткой и сжатой форме.
Таким образом, использование интерактивных методов обучения позволяет оптимизировать сущность и структуру взаимодействия в педагогическом процессе. Использование интерактивного обучения в образовании имеет определённые преимущества, которые определяют их востребованность в современном мире.
1. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С. Воронин – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. – С. 38.
2. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е.В. Коротаева – М., 2002. – С. 23.
Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Ольга Проняева
Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольного учреждения.
В педагогикеразличают несколько моделей обучения:
При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.
При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.
В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».
Интерактивные методы обучения – это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.
Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.
Основой деятельности педагога в условиях интерактивного обуче-ния является личностно-ориентированный подход.Основные требования его соблюдения:
• гуманная педагогическая позиция;
• ценностное отношение к ребенку, его творчеству;
• создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды;
• владение методикой и основами образовательных технологий;
• целенаправленное развитие индивидуальности детей.
Структура интерактивной НОД
1. Мотивационно-ориентировочный этап
• Педагог знакомит с темой, выбранной на основе предварительного анализа задач, образовательных потребностей, проблем и др. Сообщается в какой форме будет проводиться работа.
• По результатам анализа полученной информации от участников конкретизируются цели и задачи предстоящей работы, составляется план.
• Время реализации базового метода активного обучения, выбранного педагогом в соответствии с содержанием рассматриваемой темы, познавательными и поведенческими особенностями детей.Это может быть: «Мозговой штурм», КВН, проект и др.
4. Рефлексивно-оценочный этап
• Оценка эффективности проделанной работы, соответствие результата поставленным целям, выявление личностных приобретений (что нового узнал, чему научился и др.).
Интерактивные технологиирассматриваются в двух значениях:
технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Посмотрите, пожалуйста, на слайде основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционного
Отличительные особенности интерактивных занятий:
• необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала.
• логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.
• свободное размещение наглядного материала.
• смена динамических поз.
• привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие интерактивныеметоды в организации учебного процесса:
Синтез мыслей
Метод многоканальной деятельности
Кейс метод (анализ конкретных, практических ситуаций)
Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию и выполняют предложенное задание. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. Примеры работы в паре:
— дети по очереди описывают картину.
—«Назови первый звук в слове»
-работа по мнематаблицам
Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца.
Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).
На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
«Съедобное – не съедобное»
«Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.
«Синтез мыслей»
Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми.
Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
Для этого необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.
В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти. Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю.», «Я считаю.», «По моему мнению.», «Я согласен, но.», «Я не согласен, потому что.».
Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин., а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.
Что дает этот прием дошкольникам?
Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.
«Метод многоканальной деятельности»
Например,при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.
После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине,стоит поставить детям творческие задания:
• «прослушать» звуки картины через «наушники»; вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;
• почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине; «выйти за пределы изображенного»;
• мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная, какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.
Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу»стоит задать следующие вопросы: Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она? Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т. д.
«Кейс-технология»
Виды кейс – технологии:
• Анализ конкретных ситуаций;
• Проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Чаще всего в работе с детьми мы применяем технологию «Фото-кейс» и «Кейс-иллюстрации». Технология «Кейс-иллюстрация» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
Данная технология содержит:
• иллюстрацию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
• воспитатель описывает данную проблемную ситуацию;
• воспитатель задает вопросы, мотивирующие детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.
• дети рассуждают, высказывают свое мнение, анализируют, в результате чего приходят к правильному решению проблемы.
• Воспитатель показывает фотографию правильного решения проблемы.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.
Использование интерактивных технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников в условиях ДОУ.
Еще одной современной технологией является проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников.
Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (СВ. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).
При составление ИОМ необходимо учитывать определённые принципы, которые будут соблюдать интересы ребёнка и ориентированы на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.
— принцип опоры на обучаемость ребенка;
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
— принцип соблюдения интересов ребенка;
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка;
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
— принцип отказа от усредненного нормирования;
— принцип опоры на детскую субкультуру.
Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, другими детьми) в разных формах взаимодействия.
Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности.
Таким образом, деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников, дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.
Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОО и родителей по развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении осуществляют педагоги, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.
Для определения уровня развития ребёнка и при построение ИОМ воспитатель может применять различные методы.
Методы, используемые в работе:
• Беседы, наблюдения, игры, занятия, упражнения;
• Взаимодействие с родителями.
При составлении ИОМ существует определённая система, которая помогает педагогу правильно спланировать свою работу и составить индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Сущность ИОМ состоят в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.
ИОМ полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Пример индивидуального маршрута в нашем детском саду (на слайде)
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.
Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания.
Педагогические здоровьесберегающие технологии для работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ для раннего возраста Пальчиковая гимнастика. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши.
«Современные педагогические технологии» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»(Сообщение из опыта работы с элементами практикума для педагогов).
Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми» Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС.
Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны.
Консультация «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании» Я работаю в учреждении дополнительного образования детей. В отличие от школы, здесь имеются все условия для того, чтобы разделять детей.
Современные технологии в работе с одарёнными детьми Современные технологии в работе с одарёнными детьми. Автор: Е. П. Крутикова воспитатель 1-й категории МБДОУ №567 Среди самых интересных.
Современные педагогические технологии в дошкольной образовательной организации Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации.